268 ук рф. Теория всего

Новая редакция Ст. 268 УК РФ

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Статье 268 УК РФ

1. В качестве основного объекта преступного посягательства выступает безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного, автомототранспорта, а равно городского электротранспорта. Дополнительные объекты - здоровье (ч. 1), жизнь (ч. 2, 3) человека. Факультативный объект - чужая собственность.

2. Объективную сторону составов преступления характеризуют: а) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; б) наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, смерти одного или нескольких лиц; в) причинная связь между такого рода нарушением и наступившими последствиями.

3. Особенности объективной стороны обусловлены спецификой участников движения (пассажир, пешеход или другой участник движения, кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264).

4. Определить исчерпывающий перечень правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, соблюдение которых является обязанностью названных лиц, не представляется возможным. Такие правила устанавливаются для каждого вида транспорта отдельно, и они весьма разнообразны. Соответственно разнообразны и их нарушения. К ним, в частности, относятся: на железнодорожном транспорте - самовольная без надобности остановка поезда, самовольное открывание шлагбаума, пересечение железнодорожного переезда при закрытом шлагбауме либо сигнале, свидетельствующем о приближении поезда, отдых или игра на железнодорожных путях либо вблизи них, нахождение на краю платформы при наличии движущегося поезда, выход из вагонов до полной остановки локомотива и т.п.; на воздушном транспорте - самовольное без сопровождения дежурного перемещение по летному полю, прогон скота по неогражденному летному полю, курение в самолете, когда это прямо запрещено, выход из воздушного судна при отсутствии трапа и т.п.; на водном транспорте - нарушение правил посадки и высадки пассажиров на судно, купание в акватории порта либо вблизи причалов, производство водолазных работ без надлежащего разрешения, выбрасывание за борт предметов и т.п.; на автомототранспорте - движение пешехода по проезжей части, пересечение проезжей части дороги вне пешеходных переходов (подземных или наземных) либо на регулируемых перекрестках - на красный или желтый сигнал светофора либо запрещающий жест регулировщика, иное поведение пешеходов, пассажиров, велосипедистов, водителей гужевых повозок (саней) и т.п., создающее помехи для других участников движения; на городском электротранспорте - выход из транспорта до полной его остановки, самовольное открывание дверей движущегося транспортного средства, перевозка предметов, выступающих за габариты транспортного средства, перемещение волоком вещей на эскалаторных лестницах и т.п.

Значение подобного рода нарушений заключается в том, что они создают помехи для нормального (безопасного) движения или эксплуатации транспортных средств.

5. Составы преступления по конструкции являются материальными. Преступление окончено (составами) в момент наступления материальных общественно опасных последствий - тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерти одного (ч. 2) или нескольких (ч. 3) лиц.

Кроме того, необходимо установить причинную связь между искусственной помехой, созданной лицом, не управляющим транспортным средством, и наступившими последствиями. Если причиной последствий является нарушение правил лицом, управляющим (участвующим в управлении) транспортным средством, налицо состав преступления, предусмотренный ст. 263 или 264.

6. Субъект преступного посягательства специальный - пассажир, пешеход или другие участники движения.

6.1. Пассажир - лицо, находящееся на транспортном средстве, не участвующее в управлении его движением.

6.2. Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

6.3. К другим участникам движения относятся: водители велосипеда, мопеда, гужевых повозок (саней), погонщики верховых и вьючных животных и скота. Особенности последних как субъектов преступления состоят в том, что их действия должны выступать причиной нарушения безопасности движения, повлекшего дорожно-транспортное происшествие с механическим транспортным средством. Причинение при этом вреда пешеходу, пассажиру, собственности, нарушение соответствующих правил влечет за собой ответственность за преступления против личности либо собственности.

6.4. К участникам дорожного движения не относятся регулировщики дорожного движения - сотрудники милиции, военной инспекции, работники дорожно-эксплуатационной службы, дежурные на железнодорожном переезде, паромной переправе, дружинники, внештатные сотрудники милиции, имеющие соответствующие удостоверение и экипировку (форменную одежду или отличительный знак - нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь или флажок). Кроме того, в законе прямо определяется, что лица, указанные в ст. 263 и 264, не могут являться субъектами коммент. статьи.

7. Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины. Здесь возможны как преступное легкомыслие, так и небрежность.

8. Квалифицированный состав преступления образует последствие в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку (ч. 2); особо квалифицированный состав - в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3).

9. Деяния, предусмотренные ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 и 3 - средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 268 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу любого вида транспорта (кроме трубопроводного), причинением тяжкого вреда здоровью человека (в ч. 2 - смерти одного, а в ч. 3 - двух или более лиц) и причинной связью между деянием и последствием.

2. Обеспечивающие безопасную работу транспорта правила предусмотрены в большом количестве нормативных правовых актов (Правила дорожного движения, Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования и т.п.). Нарушением такого рода правил может быть самовольное приведение в действие механизмов для открытия дверей, средств пожаротушения, препятствование закрытию и открытию дверей, переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора и проч.

3. Указанное нарушение правил должно находиться в причинной связи с общественно опасными последствиями (о специфике причинной связи см. комментарий к ст. 266 УК РФ).

4. Субъект специальный - достигшее 16 лет лицо, являющееся участником движения и не указанное в ст. ст. 263 - 264 УК РФ (пассажир, пешеход, погонщик скота, водитель мопеда и проч.).

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок. 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Консультации юриста по ст. 268 УК РФ

Задать вопрос:


Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Комментарий к статье 268 УК РФ:

1. Непосредственным объектом данного преступления является общественное отношение, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, а дополнительным объектом - здоровье (ч. 1) и жизнь человека (ч. ч. 2 и 3).
Безопасность обеспечивается соблюдением соответствующих правил как лицами, ответственными за вождение и эксплуатацию транспорта, так и другими участниками движения.
Правила, охраняющие безопасность движения и эксплуатацию транспорта, регламентируются различными нормативными актами (положениями, наставлениями, инструкциями, памятками и т.д.), особыми для каждого вида транспорта (автомобильного, городского электротранспорта, железнодорожного, водного и воздушного), в том числе и ведомственного.

2. Объективная сторона содержит три обязательных признака: деяние в виде нарушения участником движения соответствующих правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека; причинная связь между ними. В связи с этим состав преступления считается материальным. Преступление окончено при наступлении указанных преступных последствий.
Деяние выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации любого вида транспорта любым участником движения, кроме лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта заключается в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении действующих на железнодорожном, воздушном, водном и городском наземном видах транспорта правил, обеспечивающих указанную безопасность. Нарушение может заключаться, например, в переходе улицы в неположенном месте.

При причинении вредных последствий на гужевом транспорте виновный должен нести ответственность по статьям УК о преступлениях против личности. Однако если работник гужевого транспорта нарушает своими действиями работу указанных выше видов механического транспорта (неправильно выезжает на шоссейную дорогу, нарушает правила проезда железнодорожных переездов, оставляет груз на проезжей части и т.п.) и тем самым вызывает его аварию, его действия подпадают под признаки ст. 268 УК.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям. При этом виновный сознательно либо по невнимательности нарушает установленные на транспорте правила, обеспечивающие порядок и безопасность движения, но действует легкомысленно или по небрежности.

4. Субъектом преступления может быть пассажир, пешеход или иной участник движения, достигший возраста 16 лет, за исключением лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК.

5. Квалифицированный и особо квалифицированный составы характеризуются более тяжкими последствиями: гибелью в результате нарушения правил одного человека (ч. 2 ст. 268 УК) или гибелью двух и более лиц (ч. 3 ст. 268 УК).