44 фз расторжение контракта по соглашению сторон. Как грамотно осуществить расторжение договора в одностороннем порядке

Сфера обеспечения государственных и муниципальных нужд постоянно требует пристального внимания и тщательной регулировки с законотворческой точки зрения в силу своей специфичности.

Но прежде напомним, что основными участниками рассматриваемых правоотношений являются:

  • заказчик, представляющий федеральные, региональные или муниципальные интересы;
  • исполнитель - компания, победившая в торгах.

Основным средством, регулирующим хозяйственные отношения указанных сторон, выступает договор. При разработке условий договора участники, в свою очередь, обязаны опираться на актуальную нормативно-правовую базу, которую на сегодняшний день составляют:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный Закон № 44 РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Оба нормативных актов предусматривают вынужденную меру защиты управомоченных сторон договора против контрагентов, не исполняющих условия контракта. В их числе:

  • прекращение договора по взаимному соглашению сторон;
  • прекращение сделки в судебном порядке;
  • расторжение договора в одностороннем порядке одним из участников сделки.

И если подход к средствам борьбы с недобросовестным подрядчиком можно счесть надлежащим, то единоличное прекращение договорных обязательств заказчиком нуждается в более взвешенном подходе со стороны законотворцев в связи с недостаточной проработанностью современных правовых механизмов.

Причины расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком

Вышеуказанные законодательные акты и, в частности Закон № 44-ФЗ презентован в качестве способа устранения коррупционной составляющей из сферы государственных закупок. Так, в целях предотвращения злоупотреблений со стороны заказчика на законодательном уровне предустановлены основания для единоличного досрочного расторжения договора. Часть из них зависит от компетентности и добросовестности поставщика:

  • существенные нарушения исполнения взятых на себя поставщиком обязательств;
  • исполнитель предоставил ложную информацию о своей деятельности и не соответствует уровню, предъявляемому к участникам государственных торгов.

Кроме того, некоторые основания для одностороннего расторжения контракта заказчиком проистекают из самого документа:

  • право сторон на однонаправленное расторжение контракта должно быть указано в самом контракте;
  • в иных случаях указанное право неразрывно связано с юридической конструкцией самого договора.

Методы регулирования рассматриваемого вопроса проистекают из буквального понимания термина «одностороннее расторжение». Это означает следующее:

  • сделка окончательно прекращена с того момента, когда противоположная сторона получила надлежащее уведомление о решении по расторжению договора;
  • для применения своих прав сторона, решившая прекратить договорные отношения, не нуждается в обращении в суд, равно как не требуется согласие «отказного» контрагента.

При этом нельзя не заметить, что нормы Закона № 44-ФЗ содержат возможность для реализации легальных схем, способных полностью устранить законную конкуренцию. В частности, этому способствует право заказчика на одностороннее расторжение контракта, в ряде случаев практически ничем не ограниченное.

Расторжение контракта заказчиком по 44 ФЗ и ГК РФ

Так, буквальное понимание некоторых статей Закона № 44-ФЗ позволяет клиенту пользоваться основаниями для одностороннего отказа, предусмотренными Гражданским кодексом и в частности статьей 717. При этом реализация этого права сопровождается следующими особенностями:

  • не требуется наличие вины со стороны исполнителя.
  • расторжение же контракта заказчиком допускается на любом этапе исполнения договора до сдачи окончательного результата работ.

Как подтвердило Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ, Гражданский кодекс императивно установил право сторон на однонаправленный отказ от исполнения договора, и это право не может быть ограничено соглашением участников договора.

Это означает, что если стороны заключили договор, отвечающий следующим условиям:

  • указано право заказчика на единоличное прекращение контракта;
  • но не содержится никаких ограничений этого права,

заказчик может в свободном порядке расторгнуть заключенный договор с подрядчиком, выигравшим аукцион на оказание услуг для государственных нужд. В этом случае даже санкции, применяемые к заказчику в других ситуациях, могут оказаться неэффективными. Рассмотрим их подробнее, это:

  • право поставщика на отзыв решения заказчика в случае устранения поставщиком ошибок, повлекших за собой расторжение контракта.

Очевидно, что воспользоваться этим правом не удастся, поскольку заказчик может не предъявлять к подрядчику никаких требований и не называть причин расторжения договора.

  • право поставщика на возмещение убытков, причиненных подобным решением.

Сложность в применении этого права заключается в следующем:

  • убытки - достаточно труднодоказуемая правовая категория;
  • в случае удовлетворения иска убытки оплачиваются из соответствующего бюджета, а не лично заказчиком;
  • разработана оптимальная схема минимизации этих расходов за счет расторжения контракта в самом начале реализации сделки.

Иными словами, несмотря на то, что законодатель лишил заказчика возможность самому выбирать подрядчика, он все же оставил представителям государственной власти методы манипулирования рынком исполнения заказов для государственных нужд.

Обжалование одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Поскольку одностороннее расторжение контракта в юридической практике рассматривается как сделка, то, как любую другую сделку, его можно оспорить в судебном порядке. Обжалованию чаще всего подвергаются следующие действия госзаказчика:

  • нежелание заказчика забрать решение об отказе в случае устранения выявленных нарушений по исполнению контракта в установленные законом сроки.

В этом случае следует помнить, что удовлетворение иска по данному поводу само по себе еще не означает восстановления договорных отношений.

  • обязательное внесение «отказника» в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Этот факт не может не сказаться на карьере поставщика в сфере государственных закупок. Односторонний отказ заказчика от исполнения контрактных обязательств влечет за собой не только материальный ущерб, но и наносит вред деловой репутации исполнительного подрядчика. Главная трудность может заключаться в определении предмета оспаривания, в случае если заказчик воспользовался правом расторжения договора без указания причин.

Кроме того, решение о включении компании в РНП выносит антимонопольная служба, а значит, существует необходимость в обжаловании не только действий заказчика, но и приговора ФАС. При этом правовая практика свидетельствует о необходимости выполнять все обязательства по расторгаемому договору и устранению недочетов, на которые указывает заказчик, вплоть до возбуждения производства по иску. Это связано с проверочными действиями представителей антимонопольной службы на предмет:

  • надлежащего исполнения работ по спорному контракту,
  • мер, которые предпринимались для ликвидации причин расторжения договора.

Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта: правовая помощь

Как видно, оспаривание неправомерных действий представителей государственного заказа возмездного оказания услуг достаточно трудоемко и требует привлечения значительных отраслевых знаний, обширного опыта, навыков и деловых связей.

Учитывая заведомое неравенство переговорных возможностей поставщика и заказчика, имеет смысл говорить об актуальности квалифицированной юридической помощи для более слабой стороны, т.е. подрядчика. МЮЦ «Адвокат Дигин, Воротников и партнеры» несколько лет оказывает стабильную юридическую поддержку в ситуациях злоупотреблений со стороны заказчика, противоречащих самой идее законодательства о государственных закупках - создание стимула для участия в них.

Сайт компании по оказанию юридических услуг юридическим лицам:

По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается. Но существует два специальных правила, которые при необходимости все же позволяют это сделать. В статье рассмотрим: в чем они состоят, какие из правил являются наиболее распространенными и как они применяются на практике.

Повышайте квалификацию на курсе « » и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Изменение условий на основании ГК РФ

Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст. 451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий. При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта. Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы. Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

Это самое распространенное основание для изменения контракта.

Пример 1

Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта. Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

Пример 2

На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

Пример 3

В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Пример 4

В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам. При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Изменение на основании контракта

Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

Пример 1

В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».

ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон. Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-4661/2017).

Ответственность

Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 200 000 рублей.

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.



1. Изменение существенных условий контракта при его исполнениине допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон вследующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта былапредусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случаеосуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика,исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренныхконтрактом количества товара, объема работы или услуги, качествапоставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иныхусловий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренныеконтрактом количество товара, объем работы или услуги не более чемна десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактомколичество поставляемого товара, объем выполняемой работы илиоказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом посоглашению сторон допускается изменение с учетом положенийбюджетного законодательства Российской Федерации цены контрактапропорционально дополнительному количеству товара, дополнительномуобъему работы или услуги исходя из установленной в контракте ценыединицы товара, работы или услуги, но не более чем на десятьпроцентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактомколичества товара, объема работы или услуги стороны контрактаобязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара,работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товараили цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактомколичества поставляемого товара должна определяться как частное отделения первоначальной цены контракта на предусмотренное вконтракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд насрок не менее чем три года контракта составляет либо превышаетразмер цены, установленный Правительством Российской Федерации, иисполнение указанного контракта по независящим от сторон контрактаобстоятельствам без изменения его условий невозможно, данныеусловия могут быть изменены на основании решения ПравительстваРоссийской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъектаРоссийской Федерации на срок не менее чем три года контрактасоставляет или превышает размер цены, установленный ПравительствомРоссийской Федерации, и исполнение указанного контракта понезависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения егоусловий невозможно, данные условия могут быть изменены на основаниирешения высшего исполнительного органа государственной властисубъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нуждна срок не менее одного года контракта составляет или превышаетразмер цены, установленный Правительством Российской Федерации, иисполнение указанного контракта по независящим от сторон контрактаобстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанныеусловия могут быть изменены на основании решения местнойадминистрации;

5) изменение в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации регулируемых государством цен (тарифов) на товары,работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетногокодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных догосударственного или муниципального заказчика как получателябюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этомгосударственный или муниципальный заказчик в ходе исполненияконтракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в томчисле цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количестватовара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаяхсокращение количества товара, объема работы или услуги приуменьшении цены контракта осуществляется в соответствии сметодикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаяхпринятие государственным или муниципальным заказчиком решения обизменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетныхобязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения ценыконтракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотреныпунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможностьисполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетныхобязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит изнеобходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств,вытекающих из контракта, предметом которого является поставкатовара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числепродовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скоройспециализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложнойформе, лекарственные средства, топливо), и (или) по которомупоставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика(подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новыйпоставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемникомпоставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствиереорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния илиприсоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика,предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта по согласованию заказчика споставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставкатовара, выполнение работы или оказание услуги, качество,технические и функциональные характеристики (потребительскиесвойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством исоответствующими техническими и функциональными характеристиками,указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменениядолжны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенныхзаказчиком.

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, порешению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта отисполнения контракта в соответствии с гражданскимзаконодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе отисполнения контракта в соответствии с гражданским законодательствомпри условии, если это было предусмотрено контрактом.

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара,выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов,экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказеот исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара,выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов,экспертных организаций, решение об одностороннем отказе отисполнения контракта может быть принято заказчиком только приусловии, что по результатам экспертизы поставленного товара,выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта,экспертной организации будут подтверждены нарушения условийконтракта, послужившие основанием для одностороннего отказазаказчика от исполнения контракта.

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполненияконтракта в течение одного рабочего дня, следующего за датойпринятия указанного решения, размещается в единой информационнойсистеме и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) попочте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресупоставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, атакже телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо поадресу электронной почты, либо с использованием иных средств связии доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления иполучение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику(подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требованийнастоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика(подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполненияконтракта. Датой такого надлежащего уведомления признается датаполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику(подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо датаполучения заказчиком информации об отсутствии поставщика(подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.При невозможности получения указанных подтверждения либо информациидатой такого надлежащего уведомления признается дата по истечениитридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннемотказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполненияконтракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым черездесять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика(подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполненияконтракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение ободностороннем отказе от исполнения контракта, если в течениедесятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика(подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннемотказе от исполнения контракта устранено нарушение условийконтракта, послужившее основанием для принятия указанного решения,а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы всоответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило неприменяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком,исполнителем) условий контракта, которые в соответствии сгражданским законодательством являются основанием дляодностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе отисполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено,что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствуетустановленным документацией о закупке требованиям к участникамзакупки или предоставил недостоверную информацию о своемсоответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителемопределения поставщика (подрядчика, исполнителя).

16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), скоторым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказомзаказчика от исполнения контракта, включается в установленномнастоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестныхпоставщиков (подрядчиков, исполнителей).

17. В случае расторжения контракта в связи с одностороннимотказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправеосуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение,оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, всоответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83 настоящегоФедерального закона.

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик,исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренныеконтрактом, при заключении нового контракта количествопоставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемойуслуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленноготовара, объема выполненной работы или оказанной услуги порасторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого всоответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшенапропорционально количеству поставленного товара, объему выполненнойработы или оказанной услуги.

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решениеоб одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии сгражданским законодательством, если в контракте было предусмотреноправо заказчика принять решение об одностороннем отказе отисполнения контракта.

20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) ободностороннем отказе от исполнения контракта в течение одногорабочего дня, следующего за датой принятия такого решения,направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением овручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а такжетелеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресуэлектронной почты, либо с использованием иных средств связи идоставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления иполучение заказчиком подтверждения о его вручении заказчику.Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требованийнастоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика ободностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такогонадлежащего уведомления признается дата получения поставщиком(подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчикууказанного уведомления.

21. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) ободностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу иконтракт считается расторгнутым через десять дней с датынадлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем)заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

22. Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить невступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполненияконтракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащегоуведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе отисполнения контракта устранены нарушения условий контракта,послужившие основанием для принятия указанного решения.

23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказомстороны контракта от исполнения контракта другая сторона контрактавправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба,непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимисяоснованием для принятия решения об одностороннем отказе отисполнения контракта.

24. В случае расторжения контракта в связи с одностороннимотказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполненияконтракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги,поставка, выполнение, оказание которых являлись предметомрасторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящегоФедерального закона.

25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решенияоб одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлениизакупки товара, работы, услуги по государственному оборонномузаказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

26. Информация об изменении контракта или о расторженииконтракта, за исключением сведений, составляющих государственнуютайну, размещается заказчиком в единой информационной системе втечение одного рабочего дня, следующего за датой измененияконтракта или расторжения контракта.

ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА. ОБРАЩАЙТЕСЬ! ПОМОЖЕМ! ОПЛАТА ПО РЕЗУЛЬТАТУ!

Расторжение госконтракта стандартная процедура, предусмотренная законодательством. Государственный контракт расторгается в нескольких случаях: по решению суда, по договоренности и в одностороннем порядке.

Практика показывает, что расторжение госконтракта – ситуация достаточно частая и возникает по объективным причинам:

Невозможность выполнить обязательства по независящим от исполнителя причинам (например, заказчик не может определиться с выбором товара),

У заказчика больше нет необходимости в поставке товаре или предоставлении услуги, на которые заключен контракт,

Различные форс-мажоры (например, природные катастрофы).


Расторжение обязательств по соглашению сторон – оптимальный вариант решения недоговоренностей


При сложившихся на практике ситуациях, когда обязательства стороны не могут выполнить в силу объективных причин, расторжение госконтракта по соглашению сторон – самая безболезненная процедура. Расторжение госконтракта по соглашению сторон по ФЗ-44 происходит на основании письменной договоренности.


При этом стороны не имеют права требовать возмещения того, что уже было исполнено по договору. Соглашение на расторжение контракта по соглашению сторон имеет установленную форму. В ней обязательно прописываются пункты:

О факте расторжения контракта с указанием его реквизитов,

Пункт о взаиморасчетах поставщика и заказчика на момент расторжения контракта с указанием полной стоимости,

Фиксируется дата прекращения двусторонних обязательств,

Об отсутствии взаимных претензий,

Подписи и реквизиты обеих сторон.


Соглашение о расторжении госконтракта составляется в двух экземплярах и выдается заказчику и поставщику. При необходимости, обе стороны имеют право внести в соглашение необходимее дополнительные пункты. Односторонний отказ от госконтракта это чаще всего конфликтная ситуация, более сложная юридическая процедура, но она имеет место быть, если при подписании контракта этот пункт был указан.


Реализация права на односторонний отказ от исполнения договоренностей


Расторжение государственного контракта может быть требованием, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, юридически она строго регламентируется. Каждая из сторон имеет право на односторонний отказ от исполнения госконтракта. Но на практике чаще всего такая ситуация приводит к конфликту сторон.


Кодекс гражданского права РФ предусматривает ситуацию, что одна из сторон может принять решение об одностороннем прекращении договорных обязательств, но только на законных основаниях. Именно поэтому такая возможность предусматривается заранее и прописывается еще при заключении контракта.


В случае грубого нарушения договорных обязательств каждой из сторон, которые ведут к значительным финансовым потерям второй стороны – основная причина, дающая право на реализацию права одностороннего прекращения выполнения договорных обязательств.


В ходе действия контракта заказчик обнаружил несоответствие сведений об исполнителе (например, нашел его в списке неблагонадежных), он вправе прекратить в одностороннем порядке договорные соглашения. Или при заключении контракта поставщик воспользовался подложными документами.


У поставщиков есть право расторгнуть договор со своей стороны. Но для этого важно соблюсти два правила при оформлении документов:

Прописать пункт о возможности расторжения контракта,

В одностороннем порядке поставщик разорвать контракт не может, это условие выполняется только при наличии такого же права у заказчика.


Реализация права заказчика


Для установления нарушений выполнения обязательств по контракту заказчик должен провести экспертизу. Если факт нарушений пунктов договора установлен, поставщику направляется письменное уведомление о расторжении контракта:

Для этого нужно отравить заказное письмо с уведомлением,

Отправить электронное письмо.


Заказчику обязательно нужно убедиться, что его уведомление получено противоположной стороной. В письме указываются причины, которые являются веским основанием для расторжения договоренностей. При отсутствии веских причин, заказчик не имеет прав на предъявление претензий.


Законодательством установлен 10-днейвный срок для устранения поставщиком предъявленных претензий. Если они в течение этого времени устранены, заказчик должен отменить решение о прекращении действия договора. Отменить такое решение заказчик может только единожды. Если нарушения повторяются, у поставщика есть все шансы попасть в реестр недобросовестных подрядчиков.


Существует множество ситуаций, когда заказчику нужно отказаться от договора в одностороннем порядке. Законодательство предусматривает такие ситуации. Но для этого заказчик должен выполнить ряд требований. При нарушении юридической процедуры одностороннего расторжения госконтракта он будет оштрафован антимонопольным органом.


Реализация права поставщика


Поставщик имеет такое же право расторгнуть договор по причине невыполнения договорных обязательств. Этот пункт должен быть прописан при заключении государственного контракта. В этом случае процедура проводится в том же порядке, что и при прекращении договора со стороны заказчика.


Противоположная сторона уведомляется о расторжении контракта письмом и в десятидневный срок должна устранить замечания. Для любой из сторон при расторжении государственного контракта предусматривается возмещение только финансовых убытков, возмещение морального ущерба законодательством не предусматривается.


Право заказчика и поставщика на отказ может быть мотивированным (условным) и немотивированным (безусловным). Мотивированный отказ от контракта связан с грубым нарушением условий договора. Немотивированный отказ тоже является правом заказчика (поставщика), его личным желанием, при условии возмещения фактических убытков.


Кроме этого, у поставщика есть право обжаловать решение исполнительных органов о расторжении контракта и внесении его в «черный список». Он может обратиться со встречным заявлением о том, что со своей стороны тоже является инициатором расторжения договоренностей. Это происходит в том случае, если он не был уведомленным о решении заказчика официально.


Когда ответчик считается официально уведомленным


Контракт не может быть расторгнут одной стороной без официального уведомления противоположной стороны. Официально уведомленным ответчик считается:

Отправитель получил официальное уведомление о вручении извещения, в котором сообщается о расторжении договора,

Отправителю вернулось письмо с отметкой о том, что указанный адресат отсутствует,

По истечении 30 дней с момента появления отказа заказчика от контракта в единой информационной системе.

Возможные последствия расторжения госконтракта


После расторжения контракта все договорные обязательства между сторонами договора аннулируются. Последствия такого решения в большей степени отразятся на исполнителе (поставщике) договорных обязательств, которые были прекращены по инициативе заказчика. Появление в «черном списке» - серьезный удар по его репутации.

Расторгнуть госконтракт по соглашению сторон - это значит прервать его исполнение до того, как выполнены все обязательства. В Гражданском кодексе и в 44-ФЗ предусмотрен специальный алгоритм для этого действия. Разберемся, как без ошибок расторгнуть государственный контракта, а также составить образец соглашения о расторжении контракта по соглашению сторон 44-ФЗ.

Расторжение контракта допускается по 44 ФЗ по соглашению сторон, в судебном порядке, а также предусмотрено заказчиком или поставщиком. Рассмотрим случай, когда стороны пришли к обоюдному решению, что дальнейшее исполнение условий договора невозможно.

Понятие расторжения по соглашению сторон

Этот же шаблон можно использовать и как образец соглашения о расторжении государственного контракта по 44 ФЗ.

Шаг 3. Вернуть обеспечение.

При расторжении договора по соглашению сторон 44 ФЗ и п. 2 ст. 453 ГК предписывают прекратить все обязательства по нему. Срок указывается либо в самом договоре, либо в соглашении о расторжении договора по 44 ФЗ по соглашению сторон. Иначе действия заказчика могут быть рассмотрены как неосновательное обогащение (п. 1 ст. 1102 ГК РФ). Банковская гарантия возврату не подлежит.

Шаг 4. Разместить сведения в Единой информационной системе (ЕИС).

После факта расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон процедура в ЕИС требует набора определенных действий.

В течение пяти рабочих дней сведения об этом факте размещаются в , за исключением государственной тайны (ч. 26 ст. 95). Согласно , размещается в течение 7 рабочих дней с даты прекращения обязательств.