46 зс от 25.07. Юридическая компания "щит". Вид разрешенного использования земельных участков

92 город Севастополь

Дата публикации: 21.03.2016

О внесении изменений в Закон города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя

Дата документа: 15.03.2016
Вид документа: Закон
Принявший орган: Законодательное собрание города Севастополя
Номер: 234-ЗС
Тип ситуации: Имущественные налоги

Внести в следующие изменения:

1) дополнить статьей 3.1 следующего содержания:

«Статья 3.1

1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд наряду с основаниями, установленными статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется из земель государственной и муниципальной собственности также по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов:

1) объектов организаций здравоохранения (больниц, диспансеров, амбулаторий, поликлиник, центров систем здравоохранения, медицинских организаций скорой медицинской помощи);

2) объектов организаций образования (учреждения общего образования, профессионального образования, дополнительного образования).

2. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд для размещения объектов регионального и местного значения осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику в сфере имущественных и земельных отношений.

3. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях реконструкции и (или) строительства объектов допускается до утверждения в установленном федеральным законодательством порядке документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

4. Обоснование местоположения объектов, в связи со строительством, реконструкцией которых допускается изъятие земельных участков, может осуществляться с учетом градостроительной документации, утвержденной до принятия Федерального конституционного закона, и (или) финансово-экономическим обоснованием строительства, реконструкции объектов, предусмотренных Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». При утверждении в установленном федеральным законодательством порядке документов территориального планирования и проектов планировки территории изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества допускается, в случае если объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, предусмотрены указанными документами.

5. В целях выявления лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в случае отсутствия сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к таким сведениям приравниваются сведения о наличии прав на изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, содержащиеся в документах, подтверждающих права на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, выданных до вступления в силу Федерального конституционного закона.

6. В случае если на изымаемом земельном участке расположен объект незавершенного строительства, возведённый на основании разрешительных документов, выданных до 18 марта 2014 года в установленном законодательством Украины порядке, лицом, не являющимся правообладателем данного земельного участка, соглашение об изъятии заключается с лицом, обладающим имущественными правами на объект незавершенного строительства и (или) предоставившего документы, подтверждающие факт создания данного объекта недвижимого имущества и содержащие его описание. При этом государственная регистрация права собственности на объект, подлежащий изъятию, не требуется.

7. Перечень документов, подтверждающих факт создания объекта недвижимого имущества, подлежащего изъятию, устанавливается Правительством Севастополя.

8. Описание местоположения границ земельных участков, подлежащих изъятию для государственных и муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, а в случае отсутствия такого описания, но при соответствии градостроительной документации, утвержденной до принятия Федерального конституционного закона, и (или) финансово-экономического обоснования строительства, реконструкции объектов, предусмотренных Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», - приравнивается к описанию местоположения границ земельных участков в государственном кадастре недвижимости, если такое описание приведено в технической документации по землеустройству по установлению границ земельного участка или проекте землеустройства по отводу и закреплению в натуре границ и площади земельного участка, утвержденных до вступления в силу Федерального конституционного закона.

9. Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется по общим правилам, установленным главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, указанных в настоящей статье.»;

2) дополнить статьей 3.2 следующего содержания:

«Статья 3.2

1. Права аренды и постоянного пользования земельными участками, возникшие до 18 марта 2014 года у органов государственной власти Украины, государственных предприятий Украины, Вооруженных сил Украины, правоохранительных органов Украины, Службы безопасности Украины и иных воинских формирований и военизированных подразделений Украины, прекращаются.

2. Для завершения строительства объектов капитального строительства, возведённых до 18 марта 2014 года и расположенных на земельных участках, находившихся в аренде или постоянном пользовании лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, лицо, обладающее имущественными правами на объект незавершенного капитального строительства и (или) предоставившее документы, подтверждающие факт создания данного объекта капитального строительства и содержащие его описание, имеет право заключить договор аренды земельного участка, необходимого для окончания строительства и обслуживания данного объекта, без проведения торгов в порядке, установленном Правительством Севастополя.».

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Губернатор города Севастополя
С.И.Меняйло

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего *.*. Луханиной,

при секретаре Е.<адрес>,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бобрышева ФИО на Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о признании его виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 69 Закона Алтайского края номер 46-ЗС от 10 июля 2002 года «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края»

Установил:

Заявитель Бобрышев *.*. обратился в суд с жалобой на Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о признании его виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 69 Закона Алтайского края номер 46-ЗС от 10 июля 2002 года «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», которым на него был наложен штраф в размере 1000 рублей, вынесенное административной комиссией при администрации <адрес>, указывая на следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ он был вызван в административную комиссию <адрес>, где ему зачитали Протокол об административном правонарушении за беспривязное содержание собаки. Кто его составлял он не знает. В нарушение ст. 28.2 п. 4 КоАП РФ данный протокол составлен в его отсутствие и не выдан заявителю в течении 3 дней. Дело об административном правонарушении рассмотрено в нарушение ст. 29.6 КоАП РФ не в пятнадцатидневный срок. На данные нарушения он обратил внимание председателя административной комиссии ФИО1 однако все равно был привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

Просит отменить Постановление административной комиссии Администрации <адрес> о привлечении его к административной ответственности, как принятое с нарушением закона.

В судебном заседании заявитель Бобрышев *.*. поддержал доводы жалобы в полном объеме, попросив суд отменить Постановление о наложении административного взыскания. Полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. У него имеется собака породы «лайка» которая содержится в ограде дома. Возможно она и выбегала за пределы усадьбы, но это было когда он открывал ворота для въезда автомобиля. Нарушен срок рассмотрения дела об административном правонарушении, ему не вручена копия Протокола об административном правонарушении, что является основанием для прекращения производства по делу.

Представитель административной комиссии при Администрации <адрес> в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, и суд считает возможным принять Решение в отсутствие представителя административной комиссии.

Выслушав Бобрышева *.*. , исследовав материалы дела, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении Бобрышева *.*. составлен полицейским ОРППСП МО МВД <адрес> ФИО2 Протокол об административном правонарушении в соответствии с которым ДД.ММ.ГГГГ в 07 часов 50 минут Бобрышев *.*. , проживающий в <адрес> допустил беспривязное содержание собаки породы «лайка» вне территории домовладения, собака бегала по уличному проезду в <адрес> в неотведенном для этого месте.

В соответствии с п. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. Из Протокола, составленного ДД.ММ.ГГГГ в присутствии понятых ФИО3 и ФИО4 заявитель Бобрышев *.*. отказался от объяснений и подписи в Протоколе.

Факт невручения копии Протокола об административном правонарушении не является безусловным основанием для прекращения производства по делу, так как о рассмотрении данного Протокола Бобрышев *.*. был извещен и на заседании административной комиссии присутствовал.

Основанием возбуждения дела об административном правонарушении явилось сообщение в дежурную часть МО МВД России <адрес> ФИО5 о том, что допускается соседями беспривязное содержание собак.

В материалах дела имеется объяснение ФИО5 о том, что ДД.ММ.ГГГГ при следовании на работу в МУЗ «Алейская ЦРБ» и проходя мимо дома Бобрышева *.*. по <адрес> на нее накинулась собака породы «лайка». Данная собака принадлежит Бобрышеву *.*. , которому она неоднократно по этому поводу делала замечания и на которые последний не реагирует.

В соответствии со ст. 29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

ДД.ММ.ГГГГ МО МВД <адрес> административный материал направлен Председателю административной комиссии.

Определением Председателя административной комиссии при Администрации <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение материала об административном правонарушении назначено на ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом 15- дневный срок. Таким образом, в данной части доводы заявителя не нашли своего подтверждения.

В соответствии со ст. 69 Закона Алтайского края номер 46- ЗС от 10 июля 2002 года «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» - беспривязное содержание собак, выгул собак на газонах, территориях скверов, образовательных учреждений, организаций здравоохранения, на детских площадках и в других неотведенных для этого местах, перевозка собак в пассажирском транспорте общего пользования и их выгул без намордников, а равно иное нарушение правил содержания собак влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Таким образом, административная ответственность по вышеуказанной статье наступает в том числе и за беспривязное содержание собак, что нашло подтверждение в судебном заседании из административного материала. Бобрышев *.*. не отрицает факт беспривязного содержания собаки породы «лайка» в усадьбе дома и в судебном заседании не доказал, что собака не имеет свободного доступа за пределы его усадьбы.

Наказание назначено в пределах санкции ст. 69 Закона Алтайского края номер 46- ЗС от 10 июля 2002 года «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

В удовлетворении жалобы Бобрышева ФИО на Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 69 Закона Алтайского края номер 46-ЗС от 10 июля 2002 года «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней.

Судья: *.*. Луханина

С. Н. Зайцев
главный редактор журнала «Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве»

Использование земли в Российской Федерации в соответствии с нормами земельного законодательства является платным (ст. 65 ЗК РФ), при этом различают две формы такой платы – земельный налог и арендную плату.

Земельный налог в силу ст. 15 НК РФ относится к местным налогам. Основные положения о взимании этого налога прописаны в гл. 31 НК РФ, а также в нормативных актах муниципальных образований, на территории которых расположена земля. Последние не противоречат главным нормам, а подстраиваются под них. Поэтому нужно одинаково ориентироваться как в Налоговом кодексе, так и в местной «нормативке».

Сегодня мы обратим внимание на некоторые особенности налогообложения земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих юридическим лицам, вытекающие из Налогового кодекса и нормативных документов Крыма и Севастополя.

ФНС разъясняет…

Начать разговор предлагаем с Письма ФНС России от 16.06.2015 № БС-4-11/10412@ «О земельном налоге» и Информации УФНС по г. Севастополю «Особенности уплаты земельного налога для юридических лиц» .

Плательщиками земельного налога (в силу ст. 388 НК РФ ) являются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ , на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.

Поскольку право собственности на земельные участки, возникшее до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется (ст. 12 Закона № 6-ФКЗ , ст. 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК (далее – Закон № 38-ЗРК ), п. 2 ст. 2 Закона г. Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС (далее – Закон № 46-ЗС )), налогоплательщики-организации, не оформившие документы о праве собственности на земельные участки согласно российскому законодательству, но имеющие документы, подтверждающие право собственности или право пользования на земельные участки, выданные государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым, города Севастополя, являются плательщиками земельного налога согласно НК РФ за 2015 год .

К сведению

Перечни документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утверждены постановлениями Правительства г. Севастополя от 07.08.2014 № 202 и Совмина Республики Крым от 11.08.2014 № 264 .

По вопросу уплаты земельного налога главное налоговое ведомство страны разъяснило: этот налог и авансовые платежи по нему уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков , признаваемых объектом налогообложения.

В целях налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту своего нахождения, месту нахождения своих обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 83 ).

Постановка на учет (впрочем, как и снятие с учета) организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей (на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления) недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ (п. 5 ст. 83 НК РФ ).

Поскольку до настоящего времени органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в Республике Крым и Севастополе, сведения в утвержденных форматах в налоговые органы не представлены, осуществить (в установленном порядке) постановку на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения земельных участков не представляется возможным.

В связи с этим ФНС (в Письме № БС-4-11/10412@ ) рекомендует налоговым органам довести до сведения налогоплательщиков-организаций, имеющих обязанность по уплате земельного налога, информацию о том, что в случае нахождения земельного участка на территории налогового органа, отличного от налогового органа по месту нахождения организации (местам нахождения филиала, представительства, иного обособленного подразделения), необходимо обратиться в данный налоговый орган с заявлением в произвольной форме о постановке на учет по месту нахождения земельного участка. Одновременно с указанным заявлением должны быть представлены заверенные в установленном порядке копии документов о регистрации права собственности, оформленные в соответствии с российским законодательством, или копии документов, подтверждающих право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым, города Севастополя.

Обратите внимание

Копии таких документов представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

На основании представленного комплекта документов осуществляется процедура учета организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества с присвоением КПП «41». При поступлении сведений от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о регистрации прав на указанное имущество постановка на учет по данному основанию осуществляется в установленном порядке.

После завершения процедуры учета организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества с присвоением КПП «41» с момента уплаты налогоплательщиками налогов, иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, либо представления налоговых деклараций открываются карточки «РСБ» местного уровня.

Налоговая база, или Несколько слов о кадастровом учете

Итак, налог (независимо от того, «подправлена» ли регистрации прав в соответствии с российским законодательством), как разъясняют налоговики, нужно заплатить.

Налоговая база по земельному налогу (в соответствии с российским законодательством) определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения на основании ст. 389 ЗК РФ . Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 1 и 2 ст. 390 ЗК РФ ).

К сведению

Особенности кадастрового учета в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь определены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2014 № 1180 .

Но (как было справедливо замечено в Письме БС-4-11/10412@ ) кадастровый учет в Крыму и Севастополе притормаживает процесс. Переоформление прав на земельные участки растянется до 01.01.2017. В отношении физических лиц (в связи с возникшими проблемами по собираемости земельного налога) даже поднят вопрос о том, чтобы разрешить взимать земельный налог за фактическое использование земли, исходя из украинской нормативной оценки до 2017 года .

В общем, проблемы… Обратите внимание на тот факт, что законодатель города Севастополя в Законе от 26.11.2014 № 81-ЗС «О земельном налоге» вообще ни слова не сказал о налоговой базе (принципе ее построения), оставив кадастровую стоимость земельных участков за кадром…

Тем не менее, налог уплатить надо. А возникшие трудности – временное явление. Поэтому дальше мы будем говорить о тех нюансах, которые нужно учесть при обложении земельным налогом земель сельскохозяйственного назначения.

Пониженная налоговая ставка

Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) с ограничением в значении, определенном п. 1 ст. 394 НК РФ . В частности:

Значение (не более)

ставки налога

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли из состава зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства

Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства

Прочие земли

Упомянутый выше Закон № 81-ЗС , например, не отступая от предложенной НК РФ ставки для земель первой категории (отнесенных к землям сельскохозяйственного значения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства) в размере 0,3% ,делает свое уточнение в отношении прочих земель – 1,2% (пп. 4 и 5 п. 1 ст. 2 закона) и снижает ставку для «физиков» (пп. 1 п. 1 ст. 2 закона) – 0,025% .

Категория земель: подробности

Итак, земельный налог на пользование «сельскохозяйственной» землей исчисляется по пониженной ставке. Какие земли точно относятся к этой категории?

Обратимся к Земельному кодексу. Имеющими сельскохозяйственное назначение признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 ЗК РФ ).

Пунктом 2 ст. 77 (см. также ст. 79 ЗК РФ ) определен состав земель сельскохозяйственного назначения (см. схему).

В силу п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:

– для ведения сельскохозяйственного производства;

– для создания защитных лесных насаждений;

– для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей;

– для целей аквакультуры (рыбоводства).

В пункте 11 ст. 85 ЗК РФ раскрыто понятие земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах. Указанные земельные участки (см. схему ниже) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Нормативной базой субъектов РФ (Крыма и Севастополя), в свою очередь, уточнено: категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ , признаются установленными ЗК РФ по правилу: земля сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, – земля сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов – земля населенных пунктов (пп. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 38-ЗРК , п. 1 ст. 5 Закона № 46-ЗС ).

До установления границ населенных пунктов согласно требованиям законодательства РФ их границы определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ , а в случае ее отсутствия – в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу названного закона (ст. 6 Закона № 38-ЗРК , п. 3 ст. 5 Закона № 46-ЗС ).

Вид разрешенного использования земельных участков

Как сказано в п. 2 ст. 7 ЗК РФ , земли сельскохозяйственного назначения используются по установленному для них целевому назначению . Правовой режим использования земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (документ действует с 24.12.2014).

Указанный Классификатор на территории Республики Крым применяется со дня обнародования на официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым Постановления от 15.10.2014 № 378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков» .

Здесь же отметим, что согласно ст. 7 Закона № 38-ЗРК разрешенным использованием признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ .

Обратите внимание

При определении возможности использовать пониженную ставку земельного налога вид разрешенного использования земельного участка имеет большое значение. При расчете земельного налога в отношении участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием (например) «для дачного строительства» коммерческой организации необходимо применять повышенную ставку налога, установленную «для прочих земельных участков» (см. письма Минфина России от 04.12.2013 № 03‑05‑06‑02/52781 , от 11.02.2013 № 03‑05‑04‑02/3224 ).

Подводим итог

Итак, из представленных норм ЗК РФ во взаимодействии с п. 1 ст. 394 НК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога возможно при соблюдении двух условий:

– земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;

– участок фактически используется для сельскохозяйственного производства.

Такое использование в первую очередь подтверждается выбранным видом разрешенного использования земельных участков.

Соответственно, если земли приобретаются для последующей продажи или не используются по целевому назначению, пониженную ставку земельного налога применять нельзя. Разъяснения на этот счет представлены, например, в письмах Минфина России от 03.06.2015 № 03‑05‑04‑02/32131 , ФНС России от 17.03.2015 № ЗН -4-11/4198@ . В этом случае плата за землю будет производиться по ставке, установленной для категории «прочие земли».

Обратите внимание

Перечень признаков неиспользования участков для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 .

Причем даже если речь идет о неиспользовании части земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства, налогообложение всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной в отношении прочих земель и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (см. письма Минфина России от 16.07.2014 № 03‑05‑04‑02/34879 , ФНС России от 30.04.2015 № БС -4-11/7562@ ).

Контрольные мероприятия

Но как налоговый орган узнает о нецелевом использовании земли? Ведь данные контрольные мероприятия в его полномочия не входят.

Действительно, это так… Однако в данном случае действует механизм взаимодействия с уполномоченными органами государственного земельного надзора, предусматривающий предоставление сведений об использовании участков не по целевому назначению либо неиспользовании таких участков по целевому назначению, подтвержденных вступившими в силу постановлениями о назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений в отношении участков, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.6 , 8.7 , 8.8 КоАП РФ .

На основании ст. 71 ЗК РФ и п. 4 Положения о государственном земельном надзоре государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти. В рамках такого надзора проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства РФ, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность .

В части земель, относящихся к категории сельскохозяйственных угодий, оборот которых регулируется Законом № 101-ФЗ , надзор за их целевым использованием осуществляет Россельхознадзор. Территориальные органы Россельхознадзора проверяют соблюдение требований земельного законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения и оформляют результаты, составляют протоколы об административных правонарушениях, выносят постановления по делам о таких правонарушениях (Административный регламент исполнения Россельхознадзором государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения ). Копии таких протоколов и постановлений направляются территориальными органами Россельхознадзора в соответствующие налоговые органы для принятия ими решений о применении повышенной налоговой ставки в отношении не используемых по назначению земель сельскохозяйственного назначения.

Контроль соблюдения требований земельного законодательства в отношении земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства и расположенных в границах городского округа, городских и сельских поселений, на межселенной территории муниципального района осуществляется органами местного самоуправления (в рамках так называемого муниципального земельного контроля ). При выявлении ими (в ходе проверки) нарушения требований земельного законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. При этом должностные лица органов местного самоуправления направляют копию акта в орган государственного земельного контроля (ст. 72 ЗК РФ См., например, Постановление Совмина Республики Крым от 07.07.2015 №375 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля».

От 22.02.2018

№ 391-ЗС

1. В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон) настоящий Закон устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.

№ 391-ЗС

1. Права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее – ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:

1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;

2) право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя;

3) право коммунальной собственности территориальных громад признается правом собственности города Севастополя;

4) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя;

5) право коллективной собственности на землю признается правом частной собственности юридического лица.

2. Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.

При этом иностранные граждане и иностранные юридические лица, не вправе отчуждать каким-либо образом земельные участки, иному иностранному гражданину, лицу без гражданства, российскому лицу, доля в уставном (складочном) капитале которого принадлежит иностранным лицам, или иностранному юридическому лицу, а также вносить в уставный (складочный) капитал или в паевой фонд иностранного юридического лица, если, перечисленные лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не вправе приобретать в собственность указанные земельные участки.

Часть 3 изменена с 6 января 2018 г. – Закон г. Севастополя от 26 декабря 2017 г. № 391-ЗС

3. Право собственности граждан на земельные доли (паи), возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона соответствует праву общей долевой собственности (долям в праве) на земельные доли.

До 1 января 2019 года выдел земельных долей (паев) осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ).

Статья 2 дополнена частью 4 с 6 января 2018 г. – Закон г. Севастополя от 26 декабря 2017 г. № 391-ЗС

4. Положения, предусмотренные статьями 3, 6, 8 Федерального закона № 101-ФЗ , применяются в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, для которых определен (установлен) вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» либо любой из видов разрешенного использования, который включается в данный вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

1. Предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

2. Организации, учрежденные инвалидами или общественными организациями инвалидов, приобретают земельные участки, предоставленные им на праве постоянного пользования земельным участком до вступления в силу Федерального конституционного закона в собственность бесплатно.

3. Религиозные организации, которым земельные участки, предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, приобретают такие земельные участки в собственность бесплатно или на праве безвозмездного пользования по своему выбору, а под зданиями, строениями, сооружениями религиозного и благотворительного назначения, находящимися в их собственности, – в собственность бесплатно.

4. Юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки в аренду или приобрести земельные участки в собственность. В случае, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан и иностранных юридических лиц, и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды.

5. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Часть 6 изменена с 6 января 2018 г. – Закон г. Севастополя от 26 декабря 2017 г. № 391-ЗС

6. Предоставленные гражданам и юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право застройки земельного участка (суперфиций), соответствуют праву аренды земельных участков.

Стороны по договору о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд и договору на право застройки земельного участка, которые заключены до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2019 года расторгнуть такие договора и заключить договор аренды земельного участка. При этом срок договора аренды и размер арендной платы должны соответствовать условиям расторгаемого договора права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или договора на право застройки земельного участка, если соглашением сторон не установлено иное.

7. В случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен договор о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или договор на право застройки, находится в государственной и муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом договор аренды соответствующего земельного участка. При этом, с даты государственной регистрации права аренды земельного участка договор о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или договор на право застройки считаются расторгнутыми.

Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды на земельные участки в соответствии с настоящей частью, правила определения условий такого договора устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, имущественных и земельных отношений (далее – орган нормативно-правового регулирования), на предмет соответствия правил определения условий договора аренды земельного участка требованиям законодательства Российской Федерации.

8. Право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

9. Право временного пользования земельным участком, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.

10. Право хозяйственного ведения недвижимым имуществом, право оперативного управления недвижимым имуществом, расположенным на территории города Севастополя, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, считаются соответственно правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления таким недвижимым имуществом, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Правило, установленное настоящим пунктом, не применяется в отношении иностранных юридических лиц.

11. Положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.

Часть 12 изменена с 6 января 2018 г. – Закон г. Севастополя от 26 декабря 2017 г. № 391-ЗС

12. Стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2019 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Часть 13 изменена с 6 января 2018 г. – Закон г. Севастополя от 26 декабря 2017 г. № 391-ЗС

13. В случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной и муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута соответствующего земельного участка.

Лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Федерального конституционного закона в аренду или на условиях сервитута, обязаны подать заявление о заключении договора аренды, договора об установлении сервитута земельным участком в срок до 1 января 2019 года.

При этом, с даты государственной регистрации права аренды, залога или сервитута земельного участка, заключенные до вступления в силу Федерального конституционного закона, договор аренды или договор об установлении сервитута считаются расторгнутыми.

Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с настоящей частью, правила определения условий таких договоров устанавливаются Правительством Севастополя.

В случае если договор аренды, договор сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, заключен (подписан сторонами), но не прошел государственную регистрацию в установленном на момент такого заключения порядке, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута соответствующего земельного участка.

В случае несоблюдения требований настоящей статьи о сроках переоформление прав, о недостижении соглашения сторонами, о приведении в соответствие договорных обязательств, любая сторона вправе понудить иную сторону к заключению соответствующих соглашений в судебном порядке.

№ 234-ЗС Закон дополнен статьей 3.1

Статья 3.1

1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд наряду с основаниями, установленными статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется из земель государственной и муниципальной собственности также по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов:

1) объектов организаций здравоохранения (больниц, диспансеров, амбулаторий, поликлиник, центров систем здравоохранения, медицинских организаций скорой медицинской помощи);

2) объектов организаций образования (учреждения общего образования, профессионального образования, дополнительного образования).

2. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд для размещения объектов регионального и местного значения осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику в сфере имущественных и земельных отношений.

3. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях реконструкции и (или) строительства объектов допускается до утверждения в установленном федеральным законодательством порядке документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

4. Обоснование местоположения объектов, в связи со строительством, реконструкцией которых допускается изъятие земельных участков, может осуществляться с учетом градостроительной документации, утвержденной до принятия Федерального конституционного закона, и (или) финансово-экономическим обоснованием строительства, реконструкции объектов, предусмотренных Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». При утверждении в установленном федеральным законодательством порядке документов территориального планирования и проектов планировки территории изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества допускается, в случае если объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, предусмотрены указанными документами.

Часть 5 изменена с 6 января 2018 г. – Закон г. Севастополя от 26 декабря 2017 г. № 391-ЗС

5. В целях выявления лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в случае отсутствия сведений в Едином государственном реестре недвижимости, к таким сведениям приравниваются сведения о наличии прав на изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, содержащиеся в документах, подтверждающих права на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, выданных до вступления в силу Федерального конституционного закона.

6. В случае если на изымаемом земельном участке расположен объект незавершенного строительства, возведённый на основании разрешительных документов, выданных до 18 марта 2014 года в установленном законодательством Украины порядке, лицом, не являющимся правообладателем данного земельного участка, соглашение об изъятии заключается с лицом, обладающим имущественными правами на объект незавершенного строительства и (или) предоставившего документы, подтверждающие факт создания данного объекта недвижимого имущества и содержащие его описание. При этом государственная регистрация права собственности на объект, подлежащий изъятию, не требуется.

7. Перечень документов, подтверждающих факт создания объекта недвижимого имущества, подлежащего изъятию, устанавливается Правительством Севастополя.

Часть 8 изменена с 6 января 2018 г. – Закон г. Севастополя от 26 декабря 2017 г. № 391-ЗС

8. Описание местоположения границ земельных участков, подлежащих изъятию для государственных и муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», а в случае отсутствия такого описания, но при соответствии градостроительной документации, утвержденной до принятия Федерального конституционного закона, и (или) финансово-экономического обоснования строительства, реконструкции объектов, предусмотренных Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», - приравнивается к описанию местоположения границ земельных участков в государственном кадастре недвижимости, если такое описание приведено в технической документации по землеустройству по установлению границ земельного участка или проекте землеустройства по отводу и закреплению в натуре границ и площади земельного участка, утвержденных до вступления в силу Федерального конституционного закона.

9. Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется по общим правилам, установленным главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, указанных в настоящей статье.

Законом г. Севастополя от 15 марта 2016 г. № 234-ЗС Закон дополнен статьей 3.2

Статья 3.2

1. Права аренды и постоянного пользования земельными участками, возникшие до 18 марта 2014 года у органов государственной власти Украины, государственных предприятий Украины, Вооруженных сил Украины, правоохранительных органов Украины, Службы безопасности Украины и иных воинских формирований и военизированных подразделений Украины, прекращаются.

2. Для завершения строительства объектов капитального строительства, возведённых до 18 марта 2014 года и расположенных на земельных участках, находившихся в аренде или постоянном пользовании лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, лицо, обладающее имущественными правами на объект незавершенного капитального строительства и (или) предоставившее документы, подтверждающие факт создания данного объекта капитального строительства и содержащие его описание, имеет право заключить договор аренды земельного участка, необходимого для окончания строительства и обслуживания данного объекта, без проведения торгов в порядке, установленном Правительством Севастополя.

Часть 1 изменена с 6 января 2018 г. – Закон г. Севастополя от 26 декабря 2017 г. № 391-ЗС

Установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона ограничения (обременения) прав на территории города Севастополя сохраняются до 1 января 2017 года, за исключением случаев, установленных Законом города Севастополя от 24 апреля 2014 года № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя». После указанной даты ограничения (обременения) прав, не предусмотренные федеральным законодательством, не внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, считаются прекращенными.

2. Утратила силу с 6 января 2018 г. – Закон г. Севастополя от 26 декабря 2017 г. № 391-ЗС

1. Категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации по следующему правилу:

1) жилой и общественной застройки – землями населенных пунктов;

2) сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения - землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов – землями населенных пунктов;

3) природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения – землями особо охраняемых территорий и объектов, если данные земельные участки предоставлены организациям, осуществляющим охрану объектов окружающей среды, и находятся вне границ населенного пункта, в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов, а в прочих случаях – к категории земель, в границах которой допускается деятельность, осуществляемая на земельном участке;

4) оздоровительного назначения – землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;

5) рекреационного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;

6) историко-культурного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов;

7) лесохозяйственного назначения – землями лесного фонда, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;

8) водного фонда - землями водного фонда, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;

9) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения – землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов.

2. Особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую осуществляется на основании нормативного правового акта Правительства Севастополя, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

Закон г. Севастополя от 25 июля 2017 г. N 358-ЗС " "" (не вступил в силу) Законодательное Собрание г. Севастополя Закон г. Севастополя от 25 июля 2017 г. N 358-ЗС "О внесении изменения в Закон города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя " (не вступил в силу)

Закон г. Севастополя
от 25 июля 2017 г. N 358-ЗС
"О внесении изменения в Закон города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя "



Внести в Закон города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя " изменение, дополнив его статьей 8.1 следующего содержания:


"Статья 8.1


1. Положения части 10 статьи 40, части 7 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" применяются на территории города Севастополя с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности физического лица на объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с федеральным законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, а также в срок до 1 марта 2018 года - на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, установленный вид разрешенного использования которого соответствует видам разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) ", "Для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2) " (расположенном в границах населенного пункта), предусмотренным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков ", являются правоустанавливающий документ на земельный участок, в границах которого расположен такой объект недвижимого имущества (если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на этот земельный участок), и технический план объекта недвижимости.

3. До 1 марта 2018 года при выполнении кадастровых работ и подготовке технического плана здания - объекта индивидуального жилищного строительства не требуется использование разрешения на строительство соответствующего объекта недвижимости, если получение такого разрешения не было предусмотрено законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона, или соответствующее разрешение не было выдано до вступления в силу настоящей части. В предусмотренном настоящей частью случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании декларации о таком объекте недвижимости, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений ".".



Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.



Севастополь


Обзор документа


Севастопольцы смогут оформить право собственности на свои индивидуальные жилые дома в упрощенном порядке.

Жителям Севастополя предоставляется возможность оформить право собственности на свои индивидуальные жилые дома по упрощенной процедуре. При выполнении необходимых кадастровых работ и подготовке технического плана дома им не потребуется представлять разрешение на его строительство (у большинства граждан этот документ отсутствует, поскольку получать разрешение на строительство для возведения частного дома законодательство Украины не требовало).

Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Закон г. Севастополя от 25 июля 2017 г.
31.07.2017 Sebastopol.Today В ходе сегодняшнего внеочередного заседания Правительства Севастополя утвержден проект планировки и межевания территории будущего общественного пространства и культурного кластера на мысе Хрустальный площадью в 59 га.
11.06.2019 Правительство Севастополя В течение двух месяцев севастопольцы имеют возможность направить свои предложения в формирующуюся национальную комплексную программу развития города.
11.06.2019 Правительство Севастополя