6 графа в паспорте ссср. Кому мешала пятая графа? По маме и папе

от 31/12/2018

В паспортах и иных документах, удостоверяющих личность граждан Советского Союза, указание национальной принадлежности являлось обязательным, но в 1990-х годах графа национальность в российском паспорте была отменена. Во времена СССР каждый гражданин определял для себя национальность при получении паспорта в 16 лет – по отцу или матери. В большинстве случаев ее выбирали по отцу; также по отцу определяли национальность детей, не достигших 16-летнего возраста, так как в классных журналах также присутствовала графа «национальность».

Известны многочисленные свидетельства того, что информация о национальности в документах давала возможность чиновникам дискриминировать некоторые национальные меньшинства. Эта дискриминация проявлялась при поступлении в ВУЗы и аспирантуру, приеме на работу и карьерном продвижении, получении государственных наград и поездках за границу и т. д.

Когда отменена графа национальность в российском паспорте

Если обратиться к истории появления такой отметки, то следует отметить, что в документах подданных Российской империи она отсутствовала. В то время национальность определялась по вероисповеданию.

В Советском Союзе указание национальности в паспортах граждан стало обязательным в 1974 году. Сохранялось оно и в первые годы существования суверенной Российской Федерации, когда население пользовалось старыми паспортами. Когда в середине 1990-х годов граждане уже Российской Федерации стали , то указание на такие сведения и соответствующая графа отсутствовали.

Сейчас не включают в себя сведения о национальности. Тем не менее, указание на принадлежность может записываться со слов заявителя при получении ряда социальных услуг.

Предложения о возвращении указания национальности

В 2010 году Конституционный суд России постановил, что отсутствие графы национальность в паспортах граждан страны не противоречит Конституции Российской Федерации. Однако коммунисты и представители других партий неоднократно предлагали возвратить такую отметку в паспорта граждан.

В декабре 2012 года в Госдуму был внесен законопроект «О паспорте гражданина РФ», подготовленный фракцией КПРФ. Этот проект предусматривал возвращение графы о национальности в паспорта россиян, заполняться которая должна по желанию их владельцев. Обусловлено это тем, что частью I статьи 26 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность. Кстати, в Татарии и Башкирии существуют специальные вкладыши в паспорта, в которых можно указывать свою национальность. Законопроект был отклонен, но попытки возвращения отметки в паспорта продолжаются.

В феврале 2015 года в Госдуму был внесен очередной законопроект о возвращении в паспорт графы «национальность». Этот документ в нижнюю палату парламента внесен сенатором Совета Федерации Жанной Ивановой. В соответствии с проектом закона указание в паспорте национальной принадлежности должно быть добровольным и основываться на письменном заявлении заинтересованного гражданина. Соответствующее заявление должно подаваться в территориальное отделение Федеральной миграционной службы.

Планируется наделить миграционную службу правом введения временных ограничений на проставление отметки. Так, не сможет сделать отметку в паспорте гражданин, признанный . Будет введено ограничение и тогда, если указанная заявителем национальность не совпадает с той, которая указана в свидетельстве о рождении. В таких случаях окончательное решение будет принимать суд.

Нужна ли отметка национальности в паспорте РФ

Граждане, желающие, чтобы в их паспорта была внесена отметка о национальной принадлежности, обязаны будут оплатить , размеры которой определят в дальнейшем. Предусматривается, что отметку можно будет аннулировать по письменному заявлению гражданина. В такой ситуации ему будет выдан . По инициативе родителей сведения о национальности могут быть внесены и в свидетельства о рождении детей. в паспорта родителей обязаны также без указания на национальность. Кстати, такая графа существует в свидетельстве о браке, свидетельстве о перемене имени, а также в военном билете, правда, ее заполнение не является обязательным.

Появится ли снова графа национальность в российском паспорте и как скоро это произойдет, покажет время, но если существует заинтересованность в этом вопросе, то она должна быть удовлетворена.

Почему нам надо назад возвращаться и снова вводить графу «национальность»? Мы от этого уже отошли. Лидия Графова

www.diletant.ru/articles/19682246/
Опрос - нужно ли возвращать в паспорт графу "национальность"?
27 сентября //:
Материал подготовила Ольга Кузнецова

Валерий Рашкин, депутат Госдумы от КПРФ:

Я уверен, что графу «национальность» надо вернуть в паспорта россиян. Более того, я был автором законопроекта о введении в паспорт пятой графы «национальность». Граждане Российской Федерации могли бы добровольно ее указывать, либо оставлять графу свободной. К сожалению, этот законопроект отклонила «Единая Россия», я считаю это грубейшей ошибкой. Как показало время, национальная идентичность присуща гражданам России, особенно в связи с тем, что было в Советском Союзе, когда эта графа была.

Я считаю, что русский язык, традиции, культура русского народа забываются, затираются, принижаются, поэтому и надо графу национальность восстановить. Ведь даже законопроект, автором которого я тоже был, о праздновании дня русского языка в России, был введен только указом президента. И это несмотря на то, что в прошлом году ООН объявила год русского языка, и день рождения А.С. Пушкина обозначили как день русского языка. В нашей стране день русского языка не празднуется, несмотря на указ, никаких мероприятий не проводится, финансы не выделяют на день русского языка. Даже не ввели его в календарь праздничных дней, что говорить о том, что есть национальная русская гордость. Лично я, например, помню свои корни, что я русский человек, что моя родная речь — русская, я горд этим. В память о своих предках я обязательно хочу, чтобы в паспорте у меня была графа «национальность».

Лев Пономарев, правозащитник:

Ксенофобия и национализм в России сейчас приобрели дополнительное звучание, особенно на выборах в Москве, хотя я думаю, что и в других местах тоже. Политика часто эксплуатирует тему национальности, мне кажется, поэтому возникло дополнительное напряжение в обществе.

Появление в паспорте графы «национальность» не является полезным и будет способствовать дальнейшему разделению общества. Если бы общество жило в спокойном состоянии, и разговор шел о некой фрагментации, о том, чтобы в спокойном состоянии диалога решать возникающие вопросы — это я мог бы допустить. В Европе происходит одновременно два процесса: процесс интеграции, связанный с глобализацией, объединением Европы, и процесс некой фрагментации, но при этом там объединение имеет большее значение. Если бы мы твердо знали, что Россия у нас никуда дальше не будет разваливаться, и мы бы видели, что все только укрепляется и фрагментации не происходит, тогда спокойно можно было бы обсуждать вопрос о введении графы «национальность». Сейчас, я считаю, что это все будет только разрушать страну и вредить ее будущему.

Сергей Марков, проректор РЭУ им. Плеханова, директор Института политических исследований, член Общественной палаты:

Национальность у людей должна быть по самоидентичности. У нас многонациональная страна, у многих национальность перетекает из одной в другую. Надо дать возможность гражданам не жестко себя идентифицировать, а «перетекать» из одной национальности в другую, либо считать себя россиянами в целом. Чрезмерное педалирование национальной идентичности приводит к межнациональным трениям. Понятно, почему люди хотят, чтобы указывали их национальность, для них это является, во-первых, формой национальной идентичности, а во-вторых, формой самозащиты.

Национальная идентичность, как и религиозная, переживает у нас ренессанс. Сейчас Россия не ассоциируется с победами, как например, Советский Союз. Потеряны огромные территории, историческая столица — город Киев, где создавалось российское государство. Именно поэтому многие не считают нынешнюю Российскую Федерацию по-настоящему Россией. К тому же, россиянин дискредитирован временами этих неуспехов, плюс нет никакой государственной идеологии. Вот в Америке есть государственная идеология: работа, демократия, американская мечта. Поскольку в России нет такой государственной идеологии, то появляется желание формировать свою идентичность по национальному или религиозному признаку. Отдельно стоят русские. Русские ощущают себя в России людьми второго сорта, они дискриминированы. Механизмы этого сложные, поскольку закон работает слабо, а права человека защищены не законом, а диаспорами. А русские не организованы в диаспоры — это первая причина, почему их права ущемляются, вторая причина — традиционно русские имели высокий социальный статус и высокие зарплаты из-за того, что участвовали в крупных социальных проектах. Но крупных социальных проектов нет, соответственно социальный статус и зарплата маленькие. Третья причина кризиса русского этнического ядра заключается в том, что по нему ударили алкоголизм и наркомания. Алкоголизм и наркомания бьет с особенной силой именно по русским, потому что в других нациях как-то человек удерживается от того, чтобы стать алкоголиком и наркоманом - в основном семейно-родовыми связями. Семейно-родовые связи у русских значительно ослаблены, поскольку ослаблены традиционные ценности, а государство у нас практически самоустранилось от борьбы с такими болезнями. Таким образом, русские находятся в серьезном кризисе, поэтому хотят защититься и требуют, чтобы «русский» — было указано в графе «национальность» в паспорте. И возможность указать национальность является желанием защититься от слабости и заполнить «пустое» место с точки зрения идентичности.

Лидия Графова, журналист-правозащитник, председатель исполкома «Форума переселенческих организаций»:

Я думаю, что межнациональная ненависть была активизирована предвыборной кампанией, когда мигранты стали врагом номер один, и борьба с нелегальной миграцией была одним из главных приоритетов буквально у всех кандидатов в мэры Москвы. Очень жалко, что так развивается общественное мнение. Хотя такая реакция общественности понятна, но если графу «национальность» введут, то это будет шаг назад, потому что хотелось бы, чтобы у нас общество не раскалывалось по признаку национальности и вероисповедания. Консолидация все-таки ведет к человеческой атмосфере, а если в условиях бушующей сегодня ненависти введут графу «национальность», то это принесет только вред.

Сейчас настолько маятник качнулся вправо, что по закону физики он должен теперь качнуться влево. Я думаю, что нашим людям надо опомниться, ведь была же когда-то дружба народов. Страшно предположить, что это совершенно растоптано. Надеюсь, что этот градус ненависти пойдет вниз. Ведь если введут графу «национальность», то будет много сложностей и недоразумений, в частности, потому что у нас огромное количество смешанных браков. Для чего детям думать, чем они отличаются от других? Что они будут писать в графе «национальность»? Наоборот, в наше время надо думать, чтобы была единая нация, гражданство, как в других странах. Сейчас наша история общественного мнения, национальной миграционной политики двигается в ритме старого танка: шаг вперед, два шага — назад. В Америке есть только гражданство и они этим гордятся и во Франции тоже. Почему нам надо назад возвращаться и снова вводить графу «национальность»? Мы от этого уже отошли.

А это выдержка из комментариев к этому опросу:
Вообще с коммунистами последнее время происходят чудные вещи - стали допускать веру в Бога и русский национализм!
Комаров Анатолий

Вараксин Борис, 29.09.2013 21:29:57
А зачем вам указание вашей национальности? Чтобы вы её не забыли? И если вы так гордитесь своей национальностью, то как влияет на вашу гордость наличие записи в паспорте? Что, если записи нет, то и гордиться нечем? Вы сами хотите гордиться своей национальностью или вам нужно, чтобы и другие гордились ею? Но на процесс посторонней гордости за вас запись в паспорте никак не влияет. Уважают не за запись, а за что-то другое. Разве не так?
www.diletant.ru/articles/19682246/

От меня(авт) Мы не забываем о своей национальности, и без пятой графы, но считаю, что убрали графу - национальность, чтобы статистика не могла контролировать смертность и рождаемость, именно, Русских в России. А так как очень заметна "мышиная возня" именно против нас, этнособразующего народа,
то исчезновение графы национальность, скрывает настоящее количество Русских в России от мировой общественности и от самих Русских, И это единственная причина, все остальное словоблудство.
А к межнациональной розни не имеет никакого отношения.
Межнациональная рознь создается заинтересованными не на количестве людей той, или иной нации.

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».
Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту

Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе

В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу

Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца

«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».

Евреи не случайно называли себя «инвалидами пятой группы». Группы, не существующей по медицинским понятиям. Но «пятая группа» - это группа людей, подпадающая под «пятый пункт» - знаменитую пятую графу в анкете.
Пятый пункт в паспорте - место записи о национальной принадлежности человека, бывший до его упразднения настоящей Голгофой для евреев. Можно по случаю вспомнить грустную шутку главного режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова. Он так рассказывал о причинах запрета властями его спектакля «Павшие и живые»: «У комиссии ЦК были претензии к спектаклю по трем пунктам, из которых главным был «пятый».

У евреев были свои отношения с властями. Как и во все века, они преданно служили стране, в которой жили. Но государственный антисемитизм накладывал на эти отношения свой негативный оттенок, и это, как обычно, отражалось в еврейских анекдотах.
- Рабинович, вы - член партии?
- Нет, я - ее мозг.
Такое же скептическое отношение было и к провозглашенной политике строительства социалистического государства.
- Рабинович! Вы хорошо устроены в жизни. Не могли бы вы пожертвовать часть своих доходов на строительство коммунизма?
- О-о-о! Это - очень серьезный вопрос. Я должен посоветоваться со своей женой.
Через день у Рабиновича спрашивают:
- Ну, что сказала ваша жена?
- Вы знаете, она у меня спросила: «Если у них нет денег, зачем они это строят?»
Но при этом успехи евреев в науке, культуре и спорте всегда с помпой отмечались советской пропагандой.
Матч на первенство мира по шахматам между Ботвинником и Талем - борьба двух иудеев во славу русского оружия.

Еврейские анекдоты очень чутко реагировали на мировую политическую конъюнктуру, связанную с еврейским народом. Американский историк и публицист Виктор Снитковский даже издал в 2008 году книгу «История СССР в еврейских анекдотах». К примеру, в конце 60-х гг. появился целый блок анекдотов, отражающих щекотливую ситуацию, в которую попал Советский Союз в связи с Пражской весной, конфликтом на острове Даманском и Шестидневной войной на Ближнем Востоке.
Страшный сон Брежнева: «Он стоит на трибуне Мавзолея, а перед ним Красная площадь, битком набитая чехами, едящими китайскими палочками мацу с фаршированной рыбой».
Когда Cоветы стали понемногу выпускать евреев в репатриацию, в стране возникла проблема «сионистов».
- А как узнать, кто - еврей, а кто - сионист?
- Очень просто: кто остается в СССР, тот - еврей, а кто уезжает в Израиль, тот - сионист.
Для антисемитов была приготовлена другая формулировка: «Сионисты - это те, кто хотят освободить СССР от евреев».
Возможность уехать евреи чаще всего воспринимали с восторгом. Они, как правило, были прекрасными специалистами и знали цену не только себе, но и своим детям.

В родильных домах новорожденным еврейским детям на попку сразу ставят знак качества: они идут на экспорт.
Многие далекие от иудейства люди сожалели, что у них нет возможности, как у евреев, бросить этот советский бардак и уехать из СССР. Даже частушка такая появилась:
Ой, ты, Ваня! Милый Ваня!
Слышишь, ножик точится?
Сделай, Ваня, обрезанье:
Мне в Израиль хочется!
С проблемой выезда появилась и проблема отказа в этом выезде.
- Рабинович, почему вам отказали в репатриации?
- Они боятся, что я разглашу наши технические секреты.
- Какие «секреты»?! Запад обогнал нас на десятки лет!
- Вот они и боятся, что именно этот секрет я и могу раскрыть!

Возникла и проблема получения так называемого «вызова» от близких родственников - граждан Израиля. Немедленно появился анекдот. В виде вопроса, ответ на который был заранее известен.
Как вы думаете, что лучше: иметь дальних родственников на Ближнем Востоке или близких - на Дальнем?
Слово «вызов» стало одним из самых популярных в еврейской среде.
В опере
- Хаим, ты все понял? Онегин послал Ленскому вызов.
- На него одного или на всю семью?
Потом пошла мода на газетные объявления.
«В русскую семью требуется зять-еврей на выезд»
Однако вскоре выяснилось, что существует значительная прослойка еврейского общества, которая вообще не собирается трогаться с места.
- Не хочу я никуда ехать. Все хотят - жена, дети, теща, тесть, один я не хочу!
- Ну, так пусть и уезжают, а ты оставайся!
- Не получается: я - один еврей в семье.

А вот еще одна, весьма специфическая форма отказа.
- Семь лет просидела в отказе, пока уговорила мужа ехать.
СССР прервал с Израилем дипломатические отношения, но стал налаживать отношения с палестинцами.
- Дети, у нас в школе завтра будет арабская делегация. Абрамович, Кацман и Иванов по матери, — можете на занятия не приходить.
Когда в конце 80-х началась так называемая «Большая алия», в Израиль хлынули сотни тысяч репатриантов. Ехали все, и всех встречали в Израиле с помпой, широко освещая весь процесс в прессе. В Израиле тогда появилось много известных в мире деятелей науки, техники, культуры. Как говорили тогда, «по количеству лауреатов Ленинской и Государственной премий на 100 000 населения Израиль уже обогнал СССР».
Как всегда, отъезд евреев быстро стал предметом зависти неевреев.
- Ох уж эти евреи! Как для себя - так выдумали сионизм и драпают в свой Израиль. Как для нас - так придумали марксизм, чтобы мы строили конец света в одной отдельно взятой стране.
Как было отмечено в одном из анекдотов, Карл Маркс тоже решил вернуться на свою историческую родину. Узнав об этом, Моисей вернул свой народ в Египет.
Об огромной массе приезжающих в Израиле говорили с радостью, но и не без иронии.

В аэропорту Бен-Гуриона из самолета в кресле выносят столетнего старика. К нему подскакивает журналист с микрофоном:
- Дедушка, а зачем вы приехали в Израиль:
- Я… это… хочу… это… хочу умереть на своей исторической родине.
- Ну-у-у-у…?
Но с появлением сотен тысяч репатриантов возникла проблема трудоустройства многих высококлассных специалистов, занимавших в СССР в свое время высокое положение. Это немедленно отразилось в анекдотах.
В Иерусалиме на улице разговаривают две болонки, и одна говорит другой:
- А ты знаешь, в Москве я была овчаркой.
Появилась возможность сравнивать жизнь в Израиле с жизнью в СССР.
- Ну, что, Рабинович, чувствуете вы себя в Израиле евреем?
- Еще как!
- А в СССР вы чувствовали себя евреем?
- Еще как!

Но при всех условиях комфортности, в которых оказались евреи, люди пожилого возраста не очень спешили учить иврит, рассчитывая, что уж свой век они как-нибудь проживут и без него: на работу им не устраиваться, везде всегда найдется кто-то, кто ему поможет в трудную минуту.
Стоят два пожилых еврея в Тель-Авиве на улице Дизенгоф. Рядом останавливается машина, и водитель спрашивает, как проехать на бульвар Ротшильда. Евреи пожимают плечами, всем своим видом показывая, что они ничего не понимают. Машина уезжает.
- Ну что, Хаим, - говорит один из евреев, - помогло ему его знание иврита?
Но прошло время, и из Израиля пошли письма, что репатриантам приходится совсем не просто: проблемы с квартирой, с работой. Приехавшие очень быстро столкнулись и с израильским чиновничьим бюрократизмом. Особые проблемы были с системой социального страхования.
- Как ты думаешь, если мы поедем в Израиль, моему мужу дадут пенсию по инвалидности?
- А что с ним?
- У него нет двух ног.
- Ну, если он сможет это доказать, тогда, конечно, дадут!

Появились специфические анекдоты и в СССР.
- Рабинович, почему вы не хотите ехать в Израиль?
- Зачем? Мне и здесь плохо.
У советских евреев возникла надежда, что и в СССР как-то можно будет прожить.
- Скажите, - спрашивает еврей какого-то докладчика на общем партийном собрании, - а когда все уедут, для тех, кто останется, будут какие-нибудь льготы?
А потом даже пошел слух, что появились возвращенцы. Единицы, но появились. Тут же этот слух прокомментировал анекдот.
В Средиземном море встречаются два корабля. Один везет в Израиль репатриантов, другой - возвращенцев в СССР. На обоих кораблях на палубе - евреи, и все делают друг другу один и тот же жест: крутят пальцем у виска.

Иван Русанов
http://maxpark.com/community/5862/content/3134041


Одним из новшеств, привнесённых советским строем в российские реалии была система всеобщей паспортизации. При этом развивалась система паспортов в Стране Советов медленно и поэтапно. И в целом была мерой, скорее, вынужденной.

Всеобщая паспортизация городского населения была объявлена 27 декабря 1932 года, до этого советские паспорта выдавались в качестве «заграничных». В основном, тем гражданам, которым было разрешено и поручено отправляться за рубеж, чтобы представлять там советские интересы. И именно про такой паспорт писал Маяковский в своем бессмертном про «широкие штанины».

Бюрократическая свобода

Но такая бюрократическая свобода до 1932 года создавала массу бытовых и криминальных проблем. Огромные массы людей свободно кочевали по просторам страны, а особенно активно этим пользовался криминальный элемент, который мог в те годы «гастролировать» практически без ограничений, пока не поймают.

Потому в советском паспорте появились графа о прописке. Которая позволяла, как и сам документ, фиксировать передвижения гражданина и определённым образом «привязывать» его к месту жительства.

Вопреки общему мнению, сельским жителям паспорта также выдавались, хотя их всеобщая паспортизация наступила гораздо позже, в семидесятые. Просто паспорта колхозники получали в случае поступления в ВУЗ или с началом военной карьеры, или переезжая в город на обговоренное уже рабочее место.

Графа о национальности

По поводу «прописки», которая сейчас обозначается, как «регистрация», до сих пор спорят специалисты. Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.

Вообще, чисто технически пятой эта графа была не в советском паспорте, а в «Личном листке по учёту кадров паспортных органов МВД СССР» на основании которого и оформлялся советский паспорт.

Критики графы «национальность», да и многие исследователи видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но самое интересное что изначально все обстояло с точностью до наоборот.

СССР был подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной». Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так.

Изначально национальность человека определялась по национальности родителей. При этом, в СССР был список этих самых национальностей. Что характерно, он периодически ещё и менялся.

По национальности отца

Изначально, согласно спискам 1924-1926 года в СССР проживали представители двухсот национальностей. При этом, как правило, гражданин получавший паспорт, определял свою национальность по национальности отца, хотя были и исключения.

В 1974 году паспортизация в Советском Союзе продолжалось. Теперь право на получение документа имели и колхозники, жители сельской местности. Одновременно с этим, изменился и подход к определению национальности.

Графа в паспорте была все такой же обязательной, но теперь гражданин мог по собственному выбору записать себя в ту или иную народность. Но вот самое интересное, что примерно в эти же годы начинается и варьирование списка «официальных» национальностей. В 1959 году было 126, в 1979 - 123, в 1989 - 128.

Что интересно, с крушением СССР советские паспорта не исчезли, и до сих пор считаются действительными на территории России, наряду с новыми паспортами граждан Российской Федерации, где графы «национальность» нет.

Периодически за её возвращение ратуют консерваторы, и общественная дискуссия по этому вопросу идет до сих пор. Однако, кажется, государство возвращать «пятую графу», как минимум в ближайшее время, не будет в силу особенностей нынешней российской национальной политики.