9 декабря международный день. День борьбы с коррупцией. Средний уровень в мире

Задачи

1) дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;
2) научиться распознавать коррупцию;
3) стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
4) формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;
5) продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;
6) воспитать в учащихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);
7) укрепление и развитие существующего гражданского общества, путем воспитания грамотных с правовой точки зрения граждан, обладающих необходимыми знаниями о своих гражданских правах и обязанностях, способных применять эти знания в повседневной жизни, воспринимающих коррупционные проявления как нарушение своих гражданских прав и готовых эти права эффективно защищать.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация по теме: «9 ДЕКАБРЯ-МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» Подготовил по материалам сети интернет учитель истории Сафрыгин Б.Б. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Перхляйская основная общеобразовательная школа» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

9 декабря – Всемирный день борьбы с коррупцией В этот день в 2003 году в Мексике открылась всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции. Тогда в течение трех дней подпись под этим новым международным документом поставили представители 100 государств мира. Конвенция против коррупции была одобрена Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 года. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 8 марта 2006 года. Документ обязывает подписавшие его государства (ныне это 140 стран) объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.

Коррупция - … термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

Немного истории… Долгое время коррупция для чиновников была законным видом деятельности: до XVIII века государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть, на средства от лиц, заинтересованных в его деятельности. С 1715 года получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам стали платить фиксированную зарплату. Однако количество чиновников при Петре Первом возросло так, что жалование выплачивалось нерегулярно, и взятки, особенно для чиновников низших рангов, вновь стали основным источником дохода. Вскоре после смерти Петра система «кормлений» была восстановлена, и к фиксированному жалованию вернулась лишь Екатерина II.

В Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел. В настоящее время отношение к мздоимцам смягчилось и значительная доля населения даже не считает коррупцию преступлением. Более того, 20 ноября 2009 года государственная дума РФ приняла закон «Об общих принципах организации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», который позволяет взимать с граждан плату за «государственные услуги» и «государственные функции».

Причины коррупции Двусмысленные законы. Низкая заработная плата государственных служащих. Желание лёгкой наживы. Частая сменяемость лиц на разных должностях. Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты. Нестабильная политическая ситуация в стране. Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти. Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты. Профессиональная некомпетентность бюрократии. Низкий уровень жизни населения. Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями. Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Виды коррупции Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Мировая карта восприятия наличия коррупции, 2005 г. Тёмно-красный цвет соответствует странам, жители которых считают, что у них высокая коррупция, зелёный - тем, где население полагает, что коррупция у них невелика.

Сферы наиболее поражённые коррупцией ГБДД (ГАИ) ПОЛИЦИЯ Медицина Образование Судебная система Шоу-бизнес Сфера торговли СМИ Армия

Коррупция в России В современной России объём рынка коррупции превышает 240 млрд долл. США Россия заняла 119 место по уровню коррупции в мире в 2015 году. Рейтинг опубликован на сайте антикоррупционной международной организации Transparency International. Согласно рейтингу, Россия получила 29 баллов из 100 возможных. По уровню коррупции наша страна находится рядом с Азербайджаном, Сьерра-Леоне и Гайаной. При этом по сравнению с 2014 годом российские показатели улучшились на 17 позиций - в предыдущей версии рейтинга Россия занимала 136 место. Возглавила рейтинг Дания с показателем 91 балл. На втором месте - Финляндия (90 баллов), третье у Швеции (89 баллов). Также в первую пятерку вошли Новая Зеландия и Нидерланды. Аутсайдерами списка стали Сомали и КНДР, в активе которых по 8 баллов. В число последних также попали Судан и Южный Судан, Афганистан и Ангола. Согласно формуле рейтинга, 0 баллов означает самый высокий уровень коррупции в стране, в то время как 100 баллов - полное ее отсутствие. Также на количество баллов влияет уровень свободы СМИ, наличие доступа к бюджетной информации и различие между бедными и богатыми людьми.

Коррупция в России таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; медицинские организации: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений;

Коррупция в России автоинспекции: необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами; судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм;

Коррупция в России налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства; правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;

Коррупция в России лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности; выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами; получение кредитов; конкурсы на закупку товаров/услуг за счёт бюджетных средств; строительство и ремонт за счёт бюджетных средств;

Коррупция В России нотариальное удостоверение сделок; контроль за соблюдением условий лицензирования; надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства; освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы; поступление в государственные высшие учебные заведения (в основном юридической и экономической специализаций);

Коррупция в России государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений; поступление в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные воспитательные учреждения; прием на службу, позволяющую иметь значительный незаконный доход от должности в государственных и муниципальных учреждениях;

Вред от коррупции неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов; неэффективность коррупционных финансовых потоков с точки зрения экономики страны; потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов; потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом; разорение частных предпринимателей; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; понижение качества общественного сервиса; нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность; неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты; рост социального неравенства; усиление организованной преступности - банды превращаются в мафию; ущерб политической легитимности власти; снижение общественной морали.

В целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008 года Президентом РФ был утверждён Национальный план противодействия коррупции.

2 апреля Президент России Владимир Путин подписал 2 антикоррупционных указа - «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона "О противодействии коррупции"» и «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"». Документы подготовленны в связи с антикоррупционными изменениями в законодательстве последнего времени.

Как сообщает пресс-служба Кремля, в указах утверждена форма справки о расходах госчиновника при приобретении земли, объекта недвижимости или транспортного средства, ценных бумаг и акций. Замещающий госдолжность обязан будет указать в ней источники получения средств, за счет которых совершена сделка. Также определяется механизм представления чиновниками, их супругами и несовершеннолетними детьми сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) , в котором: 1. Дано юридическое определение понятий: «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции»,

2. Предусмотрены меры по профилактике коррупции, включающие в себя: специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей, в том числе и контроль над их доходами и имуществом; развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ; совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов РФ; возложение на государственных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений;

3. Определены основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающие в себя: совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий; разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции; обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах; развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.

Из Уголовного кодекса РФ… Статья 290. Получение взятки. Наказание: от штрафа в 100-500 тыс. рублей до тюремного заключения от 7 до 12 лет со штрафом до 1 млн.рублей. Статья 291. Дача взятки. Наказание: от штрафа в 100 тыс. рублей до тюремного заключения до 7 лет. Статья 286.Превышение должностных полномочий. От штрафа до лишения свободы

Считаете ли вы, что материальное вознаграждение (подарки, деньги) врачам, преподавателям, работникам ЖЭКов и т.д. за работу, которую они должны делать бесплатно, является столь же опасным и вредным явлением для общества, как и коррупция в органах государственной власти? От чего, на ваш взгляд, зависит распространение коррупции? Кто оказывается в выигрыше, а кто - в убытке от коррупционных действий? Своё мнение обоснуйте.

Сегодня борьба с коррупцией является одной из важнейших государственных задач. Коррупция- это явление международного масштаба, для борьбы с которым государства объединяют свои усилия. Россия вошла в состав группы государств против коррупции, объединившихся для реализации международно - правовых документов в сфере противодействия коррупции, разработанных Советом Европы. Ещё в 2003 Генеральная ассамблея ООН приняла конвенцию против коррупции и учредила международный день борьбы с коррупцией, который призван привлечь внимание общественности к этой проблеме. В национальном плане РФ противодействие коррупции приоритетным направлением является профилактика коррупции. Результат борьбы с коррупцией зависит от совместных усилий государства и общества. Важной составляющей в формировании антикоррупционного мировоззрения молодёжи является использование потенциала воспитательной работы в школе. Цель антикоррупционного воспитания в школе – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.


Эта знаменательная дата провозглашена Генассамблеей ООН, которая приурочила ее к открытию для подписания в 2003 году Конвенции ООН против коррупции. Россия одной из первых подписала этот нормативный правовой акт, а в 2006 году ратифицировала его. С этого времени началась активная работа по формированию национального антикоррупционного законодательства, которое в настоящее время не просто соответствует всем передовым мировым стандартам, но и в отдельных вопросах содержит более жесткие требования.

В ноябре 2003 года Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина был образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, который в 2007 году был преобразован в Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Этот совещательный орган, в который вошли высшие должностные лица государства, руководители ряда правоохранительных и иных органов, ведущие эксперты и общественные деятели, стал незаменимой опорой главы государства в вопросах формирования и реализации государственной антикоррупционной политики.

За последнее десятилетие парламентом проделана обширная работа по формированию законодательной базы, как в сфере профилактики коррупционных правонарушений, так и в области ответственности за их совершение.

Так, если с 1991 по 2006 годы в рассматриваемой сфере было принято восемь нормативных правовых актов, то с 2006 года - более ста. Примерно половина из них - федеральные законы.

Со временем менялся и вектор развития антикоррупционного законодательства. Если ранее в качестве приоритетного рассматривалось уголовно-правовое воздействие, то в последние годы все большее значение приобретает превентивная составляющая антикоррупционной работы. На этом этапе в законодательство были внедрены такие передовые правовые механизмы, как:

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

Контроль за доходами и расходами лиц, занимающих должности в органах власти, а также иных организациях,

Ограничения на владение счетами и финансовыми инструментами за рубежом,

Антикоррупционная экспертиза.

Большая работа была проделана и в ходе работы Государственной Думы 7-го созыва.

Вот лишь некоторые из законов, которые находились на рассмотрении в Комитете по безопасности и противодействию коррупции.

В апреле этого года подписан Федеральный закон (№ 64-ФЗ от 03.04.2017), устанавливающий обязанность глав субъектов Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проверять достоверность и полноту сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности глав исполнительных органов муниципальной власти.

Этим законом также урегулированы вопросы участия отдельных категорий должностных лиц в управлении различными некоммерческими организациями.

В июле принят Федеральный закон (№ 132-ФЗ от 01.07.2017), предусматривающий создание реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений. В народе этот реестр уже назвали «доской позора».

Федеральным законом № 98-ФЗ от 01.05.2017 должностные ограничения и запреты, а также меры антикоррупционного контроля распространены на временно исполняющих обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Сформированная в последние годы новая законодательная база оказала положительное влияние и на состояние дел в сфере борьбы с коррупцией.

За последние три с половиной года за совершение преступлений коррупционных направленности к уголовной ответственности привлечено более 45 тыс. человек. Среди них 4,5 тыс. сотрудников правоохранительных органов, более 400 депутатов представительных органов регионального и муниципального уровня, а также почти 3 тыс. должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

Все чаще в сферу правоохранительной деятельности стали попадать не мелкие коррупционеры, а лица, замещающие высокие и ответственные государственные посты. Это и главы регионов, и высокопоставленные чиновники федеральных органов власти. Впервые в новейшей истории уголовному преследованию подверглось должностное лицо ранга федерального министра.

Вырос и средний размер выявляемых взяток, который в 2016 году составил почти 330 тысяч рублей, что почти на 75% выше, чем в 2015 году (188 тысяч рублей).

Ходу расследования подобного рода уголовных дел придавалась широкая общественная огласка. И это не случайно. Очевидно, что государство направляет коррупционерам четкий посыл: такой базовый принцип, как равенство всех перед законом и судом будет обеспечен невзирая ни на какие чины и статусы. Неприкасаемых быть не может!

Все большие обороты набирает и введенный в России относительно недавно в целях реализации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции механизм обращения в доход государства имущества, законность приобретения которого на законные доходы не была доказана.

С 2013 года выявлено свыше 14,6 тыс. подобного рода фактов. По ним инициировано более 900 процедур контроля за расходами, заявлены десятки исков об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы, на сумму более 12 млрд руб. Ярким примером тому стали исковые требования прокуратуры об обращении в доход государства имущества полковника Дмитрия Захарченко почти на 9 млрд рублей, заявленные именно в рамках данного правового инструментария.

Работа по совершенствованию превентивных правовых механизмов противодействия коррупции продолжается.

16 октября 2017 года в Государственную Думу Правительством Российской Федерации внесен проект федерального закона № 286313-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях».

Законопроект предусматривает дополнительные меры защиты государством лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях.

Продолжается работа и по устранению коррупциогенных факторов из отраслевого законодательства, регламентирующего наиболее коррупциоемкие сферы деятельности. В частности, в настоящее время Комитетом разрабатываются дополнительные меры, направленные на профилактику коррупционных проявлений в в сфере государственных закупок. Кроме того, изучаются вопросы формирования правовых механизмов возврата из-за рубежа коррупционных капиталов, нажитых в России, повышение уровня возмещаемости ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, расширение сферы применения правового института конфискации имущества.

Продолжается активная работа и по совершенствованию доктринальных основы государственной антикоррупционной политики. Так, Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы возвел борьбу с коррупцией на качественно новый еще более высокий уровень. Этот программный документ впервые комплексно предусмотрел новый базовый элемент антикоррупционной политики - комплексное формирование антикоррупционного правосознания. В общественное сознание предполагается внедрить устойчивые установки на отторжение коррупции как крайне негативного явления, разлагающего устои государственности. Ведь зачастую порождению этого явления способствуют даже не сами коррупционеры, а граждане, желающие решить проблему за взятку. Об этом свидетельствует и судебная статистика, согласно которой количество осужденных за дачу взятки вдвое превышает число лиц, ее получивших.

Правильность такого подхода очевидна. Без опоры на гражданское общество в корне изменить ситуацию в сфере противодействия коррупции невозможно.

Формированию антикоррупционного правосознания способствовало бы введение в процесс среднего образования такого предмета, как основы антикоррупционной политики, а высшего профессионального образования - новой дисциплины - антикоррупционного права.

Созданные социальные предпосылки приведут к тому, что в будущем именно гражданское правосознание, а не жесткие юридические санкции, станет основным драйвером снижения уровня коррумпированности общества.

Международный день борьбы с коррупцией (International Day Against Corruption) проводится ежегодно по инициативе Организации Объединенных Наций. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию и ратифицировала ее Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ.

В России поступательно реализуется система мер, направленных на обеспечение эффективности деятельности по профилактике и противодействию коррупции, ведется работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства с учетом как сложившейся в России правоприменительной практики, так и международных требований.

В 2017 году был внесен ряд изменений в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Так, Федеральный закон «О противодействии коррупции» дополнен статьей 15 «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия», вступающей в силу с 1 января 2018 года. В соответствии с новыми требованиями сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, размещаемый в государственной информационной системе в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Значительное внимание уделяется вопросам предупреждения коррупции на государственной и муниципальной службе.

Для обеспечения единой государственной политики в области противодействия коррупции на федеральном и региональном уровнях сформированы и функционируют органы специальной компетенции. Основным звеном системы специализированных антикоррупционных органов являются подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (уполномоченные лица), которые созданы в федеральных государственных органах и их территориальных подразделениях, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, Банке России, госкорпорациях, в государственных внебюджетных фондах и некоторых иных организациях.

В 2016 году антикоррупционными подразделениями на федеральном и региональном уровнях:

  • проведено более 150 тыс. проверок;
  • привлечено к различным видам ответственности почти 23 тыс. служащих;
  • уволено в связи с утратой доверия более 470 человек;
  • в отношении более чем 9 тыс. служащих были приняты меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Одним из ключевых направлений деятельности Минтруда России является профилактика коррупции. Так, в соответствии с актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минтруд России проводит мониторинг и анализ практики применения антикоррупционного законодательства, подготовку методических рекомендаций, разъяснений, обзоров, осуществляет организацию и участие в различных просветительских мероприятиях (совещания, круглые столы, конференции), посвященных вопросам повышения эффективности противодействия коррупции, соблюдения государственными и муниципальными служащими установленных ограничений и запретов, норм этики. Данные методические и информационные материалы размещаются на официальном сайте министерства и доступны в подразделе « ». Кроме того, Минтрудом России с 2009 года на системной основе проводится централизованное обучение федеральных государственных гражданских служащих по вопросам, связанным с противодействием коррупции.

В рамках совершенствования антикоррупционного законодательства в 2017 году министерство подготовило проекты нормативных правовых актов:

1. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях», в котором предусматриваются меры защиты государством лиц, уведомивших представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о коррупционных правонарушениях, совершенных в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях. Законопроектом предусмотрена защита от неправового увольнения, а также от ущемления прав и законных интересов лица, уведомившего о коррупционном правонарушении, в течение двух лет с даты регистрации уведомления о коррупционном правонарушении, а в случае участия указанного лица в уголовном судопроизводстве также меры защиты, применяемые в соответствии с федеральными законами «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Законопроект внесен в Госдуму России.

2. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением запрета на получение вознаграждений и подарков отдельными категориями лиц», предусматривающий совершенствование положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации, регламентирующих запрет на получение вознаграждений и подарков. В настоящее время законопроект проходит согласование с заинтересованными федеральными государственными органами и организациями.

3. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части унификации системы ограничений, связанных с получением почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия», подготовленный с целью обеспечения единообразия системы ограничений на принятие званий, наград и иных знаков отличия лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими, отдельными категориями работников Центрального банка Российской Федерации. Законопроект внесен в Правительство Российской Федерации.

Кроме того, в рамках текущей деятельности в 2017 году министерство подготовило:

  • Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год);
  • Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям;
  • Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией;
  • Методические рекомендации по проведению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Деятельность Минтруда России в пределах компетенции направлена на создание условий для действенного функционирования правовых и организационных механизмов профилактики коррупции.

Серия: Советские праздники. День Строителя

Впервые День строителя отмечался в СССР 12 августа 1956 года. А было это так. 6 сентября 1955 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника «Дня строителя» (на второе воскресенье августа). Лаконичность Указа Президиума Верховного Совета СССР является доказательством того, что День строителя появился отнюдь не случайно, и что его появление как бы само собою разумелось. Вот как его комментировали газеты:
«Новым проявлением заботы партии и правительства о строителях является принятое 23 августа 1955 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства». Это постановление со всей полнотой и ясностью анализирует состояние строительства, определяет дальнейшие пути широкой индустриализации строительного дела» («Строительная газета», 7 сентября 1955 г.).

«У нас, у строителей, большой день! Газеты и радио разнесли по всей стране сообщение о том, что партия и правительство приняли постановление о коренном улучшении строительного дела. Одновременно был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о ежегодном празднике - «Дне строителя».
Чувство гордости за свою страну, за свою профессию и горячая благодарность партии и правительству за заботу о нас, строителях, наполнили наши сердца…».

День строителя отмечали 12 августа. В этот день газеты писали: «Отмечаемый сегодня впервые День строителя отныне войдет в календарь как всенародный праздник», и это не было преувеличением. Сегодня трудно себе это представить, но в 1956 г. праздник строителей страна отмечала с немалым энтузиазмом, включая народные гулянья в парках культуры и отдыха. Почувствовать атмосферу тех дней позволяют опять же газетные отчеты:
«Москва отметила праздник строителей массовыми гуляньями, выставками, докладами и лекциями. Особенно многолюдно было в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Здесь состоялось собрание строителей Ленинского района столицы, которые соорудили архитектурный ансамбль здания МГУ, кварталы жилых домов на юго-западе столицы, стадион имени В.И.Ленина, где сейчас поднят флаг Спартакиады народов СССР. Строители района приняли решение - сдать к 20 декабря 210 тыс. кв. м жилой площади».
«В воскресенье Челябинский парк культуры и отдыха заполнили около сорока тысяч строителей. Здесь состоялся митинг…»

«Баку. Здесь состоялось торжественное заседание Бакинского городского Совета депутатов трудящихся совместно с представителями партийных, советских и общественных организаций, посвященное Дню строителя. На собрании присутствовала гостящая здесь парламентская делегация Уругвая…».

«Тбилиси. В столице Грузии 11 и 12 августа проходили народные гулянья, посвященные Дню строителя. Тысячи трудящихся посетили открывшуюся в Центральном парке культуры и отдыха имени Орджоникидзе Постоянную строительную выставку. Она развернута по новому тематическому плану. Основная идея выставки - показ элементов сборного железобетона, крупноблочного строительства и передовых индустриальных методов строительно-монтажных работ».

Любопытно, что многие традиции, заложенные на заре празднования Дня строителя, дошли и до наших дней: и награды к празднику, и торжественные заседания с участием представителей властных структур, и просто застолья, о которых пресса тех лет не упоминает, но которые, без сомнения, имели место быть. Вот только специализированные выставки ныне больше не приурочивают к Дню строителя. И, может быть, зря…


Будь он в костюме, при галстуке новом,
Будь он в известке, как снежная баба.
Каждый строитель по фразе, по слову,
По междометью узнает прораба!
Вот встает он в полный рост,
Громко произносит тост:
Всем, кто стеночку ровняет
Ватерпасом-мастерком,
Кто работу подгоняет
Добрым словом-матерком,
Кто в бытовке пообедал,
Съел с редиской колбасу,
Кто повис ногами в небо
На монтажном поясу,
Всем, кто трудится в ненастье
Ломом, дрелью и пилой,
Мы желаем: стройте счастье!
И не стойте под стрелой!

Каждый хочет жить в государстве, в котором происходит процветание экономики и демократических институтов, где граждане могут реализовать свое избирательное право, а принятые нормативно-правовые акты являются одинаковыми для всех. Однако все страны в разной степени затрагивает явление, тормозящее развитие всех этих процессов - коррупция. Она создает барьеры, разрушает развитие общества и государственные устои. Борьбе с ней и посвящен этот всемирный праздник.

Когда отмечают

Международный день борьбы с коррупцией отмечается 9 декабря. Он был провозглашен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 21 ноября 2003 года № A/RES/58/4. Впервые его отметили в 2004 г. В 2019 году дату справляют 16-й раз. Россия присоединяется к международному празднованию.

Кто празднует

Международный день борьбы с коррупцией отмечает население всех стран-участниц ООН, которые поставили свои подписи и ратифицировали Конвенцию против коррупции. В России в этот день проводятся различные акции и мероприятия, печатаются плакаты и листовки.

История праздника

Обеспокоившись проблемами, которые порождает «взяточничество», Генеральной Ассамблеей ООН была разработана Конвенция против коррупции и открыта для подписания с 9 декабря 2003 года всеми странами-участницами. В соответствии со ст. 68 (1), она вступила в силу 14 декабря 2005 г. Россия подписала ее одной из первых, а ратифицировала 8 марта 2006 года (Федеральный Закон № 40-ФЗ). Именно дата 9 декабря (день подписания Конвенции) и стала Международным днем борьбы с коррупцией.

Статистические исследования установили, что во время борьбы с коррупцией доходы государства могут увеличиваться в 4 раза (в долгосрочной перспективе), бизнес способен развиваться интенсивнее на 3%, а уровень детской смертности может снизиться на 75%.

По данным Верховного Суда РФ, за 1 полугодие 2012 г. более 1300 граждан были осуждены за дачу взятки и 544 должностных лица за ее получение.

По данным международной организации Transparency International за 2014 год, из 174 стран самое низкое проявление коррупции установлено в Дании. Россия занимала 136-е место (в 2012 году - 133-я позиция из 180 стран, а в 2011 году - 143-я из 183). У Украины 142-е место, она считается самой коррумпированной в Европе. 174-ю позицию в рейтинге разделили Сомали и Северная Корея.

По данным издания The Daily Beast, Узбекистан в 2011 году занимал 1-е место в области коррупции, а согласно Transparency International за 2012 год, он находился на 7 месте.

Самый низкий уровень коррупции зафиксирован в Новой Зеландии, Дании и Швеции.

Самая большая взятка в Польше равнялась 1 млн. евро, а в Украине в 2008 году - 42 млн. долларов.

В России Петром I была создана специальная служба - фискальная, деятельность которой заключалась в выявлении взяток.

Самое неслыханное и безнравственное проявление коррупции зафиксировано в Зимбабве. Там во время принятия родов акушеры штрафуют женщин, которые кричат в процессе схваток. Каждый крик равняется 5 долларам. При этом необходимо учесть, что за роды также установлена плата в 50 долларов.

Более 1 триллиона долларов составляет общий объем взяток во всех странах мира. Такие данные приводит Всемирный банк.