А я говорю вам не клянитесь вовсе. Почему мы не должны клясться? Книги на украинском языке

1 куплет:

ОНА: Еще слышали вы, что сказано: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого царя? И вот я не знаю, кто сегодня в Иерусалиме царь, и, даже, кажется, что там вообще нет такого человека, который мог бы все уладить, но только, я знаю, что точно не буду клясться городом, в котором люди, как арбузы взрываются под палящим солнцем в автобусах, и на площадях. Но зато, одна моя знакомая, девушка с мужским именем Саша, за свою короткую жизнь, уже два раза клялась небом, и один раз землей. Первый раз она поклялась, когда какой-то парень, прямо на улице поцеловал ее не в щеку, не в губы, не в лоб, не ухо, не в шею, не в плечо, не в грудь, не в живот, не в спину, не в бедро, не в ягодицы, не в ноги, не вовсе эти перечисленные места, а поцеловал ее, и прямо на улице, среди белого дня. Тогда, она поклялась небом, что даже трава, не действовала на ее тело, так волшебно, как этот возмутительный поцелуй. Второй раз, она поклялась небом, когда ее муж, удивительной красоты брюнет, спросил: правда ли, что ты изменяешь мне, с каким-то чуханом из провинции?, и она сказала: клянусь небом, что нет. А уже землей она поклялась, когда ее рвало от водки с пельменями, которыми ее накормили друзья этого парня, с которым она изменяла мужу, в первый раз в жизни, потому что до этого, она ничего подобного не ела. И тогда она поклялась землею, на которую блевала, что больше никогда не будет, есть эти смертельные русские продукты, в которых нет ни одной частицы кислорода, а только тошнота и великодержавный пафос.

И вот лучше курите траву, ешьте яблоки и пейте сок, чем вы будете валяться пьяными на полу, перед телевизором, и клясться небом, землей и Иерусалимом, что вас соблазнила реклама внушившая через телеэкран, какие продукты необходимо покупать, чтобы иметь право жить на этой земле. И вот, чтобы иметь право жить на этой земле, нужно научиться дышать воздухом, иметь деньги на покупку этого воздуха, и не в коем случае, не подсесть на кислород, потому что, если ты плотно подсядешь на кислород, то ни деньги, ни медицинские препараты, ни даже смерть, не смогут, ограничить ту жажду красоты и свободы, которую ты приобретешь.

А моя знакомая Саша из большого города, только два раза клялась небом и один раз землей, зато в любви она клялась, неоднократно. Потому что у нее было, очень большое сердце, похожее на двух спальную кровать с цветными европейскими простынями, залитыми соками из разных фруктов. И каждый раз, когда она проводила ночь с мужчиной, кроме мужа, разумеется, потому что замуж она вышла случайно, а все ее связи с другими мужчинами случайными не были, каждый раз, она испытывала чувство любви. И каждый раз, когда она оставалась наедине с мужчиной и слушала, его слова о любви, в ее голове, рождались похожие слова, только эта Саша из большого города, никогда не произносила их вслух, а все свои чувства выражала то улыбкой, то поворотом головы, то, хитро прищуривая глаза. Потому что, эта моя знакомая Саша, всегда вела себя, как актриса из художественного фильма про любовь. Потому что, только в таких отношениях между мужчиной и женщиной есть кислород. А если клясться в любви и не любить, то уже говно собачье, а не кислородный фильм, а если любить и не клясться, то это уже немецкое порно, а если встречаться с разными мужчинами, а любить только одного человека, то это уже похоже на русский кинематограф про березы и поля.

И вот, чтобы иметь право жить на этой земле, нужно научиться дышать воздухом, иметь деньги на покупку этого воздуха, и не в коем случае, не подсесть на кислород, потому что, если ты плотно подсядешь на кислород, то ни деньги, ни медицинские препараты, ни даже смерть, не смогут, ограничить ту жажду красоты и свободы, которую ты приобретешь.

И вот лучше курите траву, ешьте яблоки и пейте сок, чем вы будете валяться пьяными на полу, перед телевизором, и клясться небом, землей и Иерусалимом, что ваше сердце принадлежит одному человеку, потому что если ваше сердце принадлежит одному человеку, а тело другому, то чем вы будете клясться? Ни Престолом же Божьим и не подножием ног Его, и уж, тем более ни Иерусалимом же, в котором люди сходят с ума от глупости, а клясться вы можете, только любовью своею. И да будет слово ваше: да, да, и нет, нет, а что сверху этого, то от лукавого.

Продолжая Нагорную проповедь, провозгласил: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» () . Эти слова Иисуса Христа о клятве можно пояснить следующим образом. Слово «клятва», по-еврейски «шеба» обозначает «торжественное обещание, утверждение» (С.И. Ожегов, «Словарь русского языка», издание 22-е, издательство Русский язык, Москва 1990 год, страница 280).

Во времена Моисея клятва была известна между евреями как очень древний обычай. Существовала клятва в различных видах и формах. Например, имелась клятва в виде уверения одним человеком другого человека или группы лиц в правоте и истинности сказанных им слов. Существовала у евреев клятва в виде призывания Бога в свидетели правдивости того, что сказано. Такая клятва касалась фактов настоящего, прошлого и будущего, а также заверений в подлинности каких-либо фактов или действий. Во многих странах мира имеется клятва, производимая по требованию правительства, например перед судом. Существует клятва в виде присяги, например произносимая перед несением военной службы. Имеется клятва-обещание, например, о неразглашении тайн при вступлении в какие-либо общества (например масонские). Существует клятва людей, объединенных одной профессией. Например клятва Гипократа у врачей.

В языческих странах клялись именем царей и фараонов. «Вот как вы будете испытаны: клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш» (). У древних евреев клятва тоже широко применялась с незапамятных времен. Клялся древнееврейский патриарх Авраам. «И сказал Авраам: я клянусь» (). Клялся древнееврейский патриарх Иосиф отцу своему, Израилю.

К клятве часто обращались простые люди, пророки и патриархи Еврейского народа.

Моисей упорядочил употребление клятвы в еврейской среде и дал правила и ограничения, связанные с применением клятв. Так Моисей запретил применение ложной клятвы с употреблением имени Бога. «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]» (). Моисей повелел выполнять клятвенные обещания. «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» () . Моисей объявил твердой только ту клятву, в которой призывается имя Бога. «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись.» (). Моисей разрешил евреям применение клятв в виде оправдывающего заверения во время спорных вопросов а также употребление клятвы перед судом для утверждения показаний «клятва перед Господом да будет между обоими, в том что взявший не простер руки своей на собственность ближнего своего» () .

Но несмотря на предписания Моисея, со временем клятва стала применяться евреями не только в особо важных случаях жизни, но и по любым пустякам, и в обычной разговорной речи. Еще в Ветхозаветные времена древним евреям на горе Синай было сказано: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» () . Однако древние евреи очень часто нарушали это предписание и легкомысленно произносили имя Бога, употребляя это имя в своих лживых клятвах. Наряду с этим евреи очень часто и неоправданно ссылались на Бога, а также кляли себя Его именем, то есть призывали на свою голову кару небесную, которая должна покарать клянущихся в случае их неправоты. То есть клялись именем Бога. При этом в своих клятвах евреи пользовались различными формулировками. Например, после своих утверждений они повторяли формулировку «Жив Господь», что означало то, что они клянутся Богом. «[Гедеон] сказал: это были братья мои, сыны матери моей. Жив Господь!» ().

Помимо этого евреи употребляли в своих клятвах и такие формулировки «то и то пусть сделает со мною Бог» (). «И сказал: пусть то и то сделает мне Бог, и ещё более сделает, если...» (). Наряду с этим евреи многократно и неоправданно брали Бога в свидетели для подтверждения своей правоты. На самом деле, в подавляющем большинстве случаев, в словах евреев при произнесении клятв и ссылок на Бога, правота и истина отсутствовали. «Хотя и говорят они: «жив Господь!», но клянутся ложно» (). Именно поэтому Моисей, чтобы уберечь свой народ от тяжкого греха клятвопреступления, и проявляя нисхождение к жестокосердию евреев, разрешил им произносить клятвы, но при условии, чтобы эти клятвы не были ложными.

Как уже говорилось, Моисей указывал на то, что клятвы произнесенные евреями, должны исполняться. Это касается обетов, заверений и обещаний. «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех» (). Моисей также предписывал евреям не ссылаться в своих ложных уверениях на Бога, не указывать на Господа, как на свидетеля своей правоты в своих ложных утверждениях, и не произносить имени Бога напрасно. «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]» () .

Древние евреи не только часто произносили имя Бога напрасно, то есть для маскировки своей лжи, для оправдания корыстолюбия и стяжательства, но и открыто нарушали свои клятвы, скрепленные именем Бога. Такие поступки в еврейском государстве стали массовыми, потому что фарисеи, потворствуя клятвопреступлениям, измышляли многочисленные оправдания этого греха. Так, например, фарисеи, успокаивая совесть евреев, утверждали, что в клятвах запрещено клясться только именем Бога и поэтому все другие, заведомо ложные клятвы, якобы не содержат греха. Именно фарисеи и советовали евреям в таких клятвах вместо имени Бога клясться небом, землею, Иерусалимом, головою своею и т.п. Фарисеи также лживо утверждали, что якобы допускается ложная клятва во имя личной выгоды и корысти, в тех случаях когда нельзя доказать неискренность клятвы и если такая клятва позволяет ловко обойти Закон и удачно устроить свои дела. При этом фарисеи забывали указать народу на то, что любая ложная клятва, независимо от того произносится она с именем Бога или нет, все равно остается ложной и является грехом.

Иисус Христос хотел от Своих последователей того, чтобы они проявили нравственность выше фарисейской. Поэтому можно предположить, что считал, что те люди, которые стали нищими духом, плачущими о своих и чужих грехах, стали кроткими, правдивыми, милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами, не могут врать и достойны такого доверия, что им не нужно подкреплять свои слова клятвой. Поэтому слова таких людей «да» или «нет», будут надежнее и тверже чем клятвенные заверения грешников и обманщиков. Всех остальных людей Иисус Христос призывал стать именно такими, нравственно чистыми людьми и не клясться вовсе, потому что нравственно чистый человек не способен обмануть. Если же от человека требуют клятвенного подтверждения его слов, то это говорит о том, что такому человеку не верят, потому что он запятнал себя лживой жизнью и злыми поступками и от него мало услышать слов «да» или «нет», а нужна в подтверждение его слов ещё и клятва. Честный же человек может не клясться совсем, так как всегда говорит правду. Поэтому для честных людей клятва просто не нужна.

А для людей с низким нравственным уровнем клятва полезна по той простой причине, что она будет удерживать человека от греха клятвопреступления. Мысль о том, что если человек не давал клятвы, то ему и нечего нарушать, и он может соврать ради выгоды, неверна потому что с клятвой или без клятвы человек все равно должен оставаться честным. Но для людей с невысокой нравственностью и склонных ко греху, клятва полезна тем, что такой человек, боясь кары Божьей, все же будет соблюдать клятву и проявлять честность в отношении её выполнения. Возможно такой человек в дальнейшем разовьется в нравственном смысле и уже не будет нарушать клятвы не только из за страха перед наказанием Божьим, но и по причине проснувшейся совести.

Таким образом клятва для человека на первом этапе его нравственного становления будет полезна тем, что сыграет роль сдерживающего фактора и предохранит человека от возможного греха в виде клятвопреступления.

Сказав о том, что слова людей должны быть "да, да" , "нет, нет" , а все что сверх этого, «то от лукавого» , указал на то, что руководящим принципом во всех разговорах людей должна быть истина в лаконичном её изложении. Все остальные слова «что сверх этого», то есть сверх истины, «то от лукавого» – говорит Господь. Истина происходит только от Бога. Ложь, кривотолки, фальсификация и искажения – от лукавого духа, «отца лжи». Поэтому тот человек, который отклоняется от истины, тем самым и отдает себя во власть лукавого. Истину можно говорить только тогда, когда человек живет по Заветам Божьим и руководствуется учением Того, кто Сам Абсолютная Истина. То есть Бог – воплощение Разума, Мудрости, Правды и Света. Поэтому все поступки и слова истинного христианина должны быть светлы и ясны, как луч света.

Призыв Христа о том, что «Да будет слово ваше: да, да, нет, нет» касается также и способа ведения бесед, построения фраз и культуры речи в целом. Этими словами осуждает малозначащие беседы и пустословие, употребление в речи грубых и бранных выражений, лести и лжи и призывает людей к тому, чтобы их краткая речь была наполнена ясным смыслом и глубоким значением, и производила благоприятное впечатление на слушателя. «Слово ваше да будет всегда с благодатию» () поясняет учение Христа Апостол Павел.

Иисус Христос призывает людей не только не злоупотреблять именем Божьим, но и заботиться о том, чтобы речь не оскорбляла собеседника, была лишена бранных слов, служила идеалам добра и укрепления веры, имела воспитательное значение и была приятной для слушателей. «Никакое гнилое слово да не исходит их уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» ().

Своим высказыванием о том, что речь людей должна быть простой и краткой «да, да», «нет, нет», осуждает также вздорные, ненужные споры, ссоры, глупые шутки и насмешки, укоры и упреки, издевательские и унижающие человека слова, двусмысленные выражения и пошлые разговоры, а также беседы, разжигающие страсть, толкающие ко греху. Запрещая греховные разговоры, Иисус Христос требует от людей правдивости в словах, чистоты помыслов, открытости и истины как в мыслях и речах, так и в делах нашей жизни для того, чтобы человек становился чище и лучше, отдалялся от греха и не участвовал «в бесплодных делах тьмы» () .

Признавал ли Иисус Христос клятвоприношение?

Клятва до пришествия Иисуса Христа была разрешена Богом еврейскому народу. Сущность клятвы состояла в том, чтобы Всеведущего Бога призвать в свидетели для подтверждения правоты сказанных слов. У евреев считалось, что Господь накажет человека, который призывал имя Бога в своей клятве и нарушил её.

Но и у древних евреев предписывалось употребление клятвы только в определенных случаях. Например, для подтверждения правдивости сказанного. «Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это» (). «И где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; одна разлучит меня с тобою» ().

Для заключения договора между людьми. «Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли» (). При заключении договоров между царем и народом. «Саул [весьма безрассудно] заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим» (). «Жив Господь твой! нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, что тебя нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя» ().

Во время произнесения обета. «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» (). При раскрытии преступлений и в судах (). Моисей провозгласил истинной, клятву только с призыванием имени Бога.

Но предписания Моисея очень часто нарушались евреями, которые клялись по любому незначительному поводу и употребляли клятву в обычных разговорах. Для оправдания этого греха фарисеи придумали целый ряд уловок, ложно говоря евреям о том, что карается та ложная клятва, в которой употребляется имя Бога. И якобы можно безнаказанно клясться небом, землей, Иерусалимом, головой и прочим, и что якобы такая клятва безгрешна, так как позволяет ловко обойти Закон.

Иисус Христос, выступая против клятвопреступлений, ставших распространенным обычаем в еврейской среде и осуждая лживые уловки фарисеев, в Нагорной проповеди провозгласил: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» () .

Под словами «никакой другою клятвою» подразумеваются клятвы, подобные той, в которой клянутся небом или землею. То есть запрещается не клятва вообще, а та клятва, которую осудил , а затем и Апостол Иаков. Доказательство правильности этого утверждения имеется тут же, в далее идущих словах Апостола, в которых он поясняет свою мысль о том, что «никакой другою клятвою» нельзя клясться «дабы вам не подпасть осуждению» . А клятвой, подпадающей под осуждение, и является та, в которой клянутся небом, землей, Иерусалимом, головой. Иными словами Апостол, не запрещая клятву вообще, указал на то, что клясться нельзя ни небом, ни землей и никакой другой подобной клятвой. Но при этом Апостол не сказал, что он отменяет любые клятвы. В последующих своих словах он пояснил, что не рекомендует клясться никакой другой клятвой, для того чтобы клянущиеся люди не подпали в осуждение. В качестве примера клятвы, которая осуждается, Апостол и указал на клятву, в которой фигурирует небо, земля и т.д., полностью сославшись на формулировку, предложенную Иисусом Христом, и от себя ничего не добавил.

Кроме того, речь Иисуса Христа в Его Нагорной проповеди была обращена к людям, которые являются или могут стать нищими духом, плачущими о своих и чужих грехах, кроткими, милостивыми, миротворцами, чистыми сердцем. А люди, обладающие столь высокими нравственными качествами, естественно отличаются искренностью и честностью, и для таких людей клятва просто не нужна, потому что поручительством правдивости их слов является не клятва, а их честность и чистая совесть.

Для того, чтобы понять, одобрял ли клятву , нужно обратиться не только к словам Спасителя, но и к другим местам Библии. Так в Ветхом Завете Бог, признавая клятву, клянется Сам Собою. «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» ().

Клятву признавали пророки и патриархи еврейского народа. «Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли» () – сказал Авраам.

В Новом завете клятва Бога признается Апостолами. Так Апостол Павел в своем послании к евреям не запрещает клятву, а говорит о ней так: «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» () .

Клятву употребляли и Ангелы в текстах Нового завета. «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим вовеки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем» (). Клятвоприношение совершали как священники, так и соборы. В существовании православной церкви известны клятвы Московских соборов 1666 и 1667 годов.

Согласно учению Христову истинные христиане должны подчиняться власти. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (). И как члены государства, должны давать клятвы по требованию правительства в судах, этим поступком выражая свою лояльность к существующей власти. «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело» ().

Согласно словам Самого же Иисуса Христа, Он пришел не для того, чтобы нарушить Закон Моисея, который разрешает клятву, а для того, чтобы исполнить Закон Божий. Поэтому, на вопрос о том, признавал ли клятвоприношение, можно ответить положительно. Такой ответ основывается на объективном анализе Библии и учения Христова. Такой ответ подтверждается теми доводами, что Сам Спаситель нигде клятву вообще не отвергает. А своими словами «не клянитесь вовсе» указывает на то, что нельзя клясться ни небом, ни землей, ни Иерусалимом, ни головой.

Ярким доказательством признания клятвоприношения является тот факт, что Сам Спаситель был сопричастен к клятве, и отвечал на слова первосвященника не запретом об употреблении клятвы, а прямым участием в клятвоприношении.

Рассказы о каре Божьей за клятвопреступление

Библейский пример наказания за клятвопреступление

Царь Навуходоносор овладел Иерусалимом, но оставил на престоле еврейского царя Седекию, предварительно взяв с него клятву на верность и покорность. Седекия вопреки данной клятве, заключил союз с царем Египетским и восстал против Навуходоносора. обличил Седекию устами пророка Иезекииля сказав: «клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенета Мои; и поведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство его против Меня.» () .

Вскоре слова пророка Иезекиля сбылись. Навуходоносор вновь взял Иерусалим, отвел Седекию в Вавилон. Там ему выкололи глаза и бросили в тюрьму, в которой он и погиб. Так был наказан Седекия за свое клятвопреступление.

О наказании за божбу

Однажны пришли двое прокаженных к преподобному Авксению и попросили исцелить их от болезни. На вопрос преподобного за что они наказаны, больные лишь кланялись и просили об исцелении. «Господь наказал вас за то, – сказал им преподобный Авксений – что вы имеете привычку божиться и клясться без нужды». Больные признали свой грех и изумились прозорливости Святого. Тогда Святой помазал их с головы до ног священным елеем и сказал «исцеляет вас !». И больные мгновенно выздоровели. (Эпизод пересказан по книге «Четы-Минеи», 14 февраля).

«1865 года июня 14 дня один крестьянин по имени Игнатий Григорьев, разгорячившись побил деревенского пастуха. Пастух на крестьянина принес жалобу на сходке. Крестьянин стыдясь своего поступка и желая скрыть его, поклялся перед мирской сходкою такими словами: «Убей меня громом, если я бил пастуха». Крестьяне так и оставили Григорьева без наказания, уважая его трезвую жизнь. Но Бог взыскал с злоупотребившего клятвою для общего вразумления. На другой день после сходки крестьянин Игнатий Григорьев, идя по своим делам из одного села в свою деревню, по слову своему, указанному на мирской сходке, действительно был убит громом. Вот что значит во лжи божиться перед людьми. Божба часто считается делом маловажным, только бы поверили человеку. Но перед Богом она имеет высокую цену» (Российский духовный журнал «Душевные чтенья» за 1870 год, март).

Изречения из книги «Творения Святого Тихона Задонского»

«Вошли в обычай божбы крайне непристойные христианам как-то: «ей Богу», «на то Бог», «свидетель Бог», «видит Бог», «на то Христос» и прочие, и поминаются они от людей часто и почти во всяких словах. Таковые божбы не иное что как сатанинский вымысел на бесчестие имени Божия и погибель человеческую изобретенных. Ты берегись так и подобно тому божиться. Когда нужно тебе утвердить истину, буди тебе слово Христово Да-да, нет-нет. Прочее все от неприязненного духа»

О клятвопреступлении на суде.

«Однажды к Святому Евтихию, патриарху Константинопольскому пришел слепец. «Давно слеп?» – спросил патриарх. «Уже год"- ответил недужный. На вопрос отчего болезнь случилась, слепец рассказал следующее: «Я судился с одним человеком и чтобы выиграть дело согрешил – подтвердил иск ложною присягою. Дело то я выиграл, но за то вскоре после этого ослеп. Помолись за меня Угодниче Божий». Святой сжалился над несчастным, сотворил о нем молитву, и Господь послал слепцу прозрение. Настоящий случай с клятвопреступлением да будет всем спасительным уроком: суд человеческий можно обмануть клятвопреступлением и лжесвидетельством, но Бога обмануть нельзя, и суд Божий строго наказывает призывающих всуе имя Божие» («Четы-Минеи» апрель).

О каре небесной за ложную клятву

«Один мелкий торговец Владимирской губернии был весьма ловок в обмане. Войдет бывало в дом самым скромным образом, поклонится перед святыми иконами, осведомится о здоровье хозяина и хозяйки, и так вежливо и убедительно предложит купить что-нибудь, что редко уходил из дома без продажи. К словам «товар заграничный, краски прочные» он постоянно прибавлял свою заветную божбу «Ей Богу копейка на погибель, без покаяния умереть, с ума сойти». И не прошли даром несчастному такие страшные напрасные клятвы. Торговля его расстроилась, он обеднел, сошел с ума и найден был замерзшим под березою при большой дороге. Таким образом этот несчастный, самовольно обрекший себя быть может из-за копейки на сумасшествие, и так охотно желавший умереть без покаяния, по неисповедимым судьбам Божиим получил и то, и другое.» (Заметка процитирована из Всероссийского журнала «Странник» за 1869 год июль. В журнале говорится о том, что в основе заметки лежит подленный случай).

Ложная клятва монаха

«Некто по имени Иоанн, боярин киевский, облекшись в монашество в Киево-Печерской Лавре имел при себе юного сына Захарию. Чувствуя приближение смерти, Иоанн поручил сына своего покровительству Божию, и некоему иноку по имени Сергий, также бывшему боярину, оставив тысячу гривен серебра и сто гривен золота чтобы он сберег их до совершеннолетия сына и отдал ему. Таким образом, распорядившись, Иоанн скончался. Захария, достигнув 15-летнего возраста, потребовал у Сергия отцовского наследства. Сергий изумился, как бы не зная чего требует юноша; но видя неотступность требований, принял вид оскорбленного и с упреком сказал ему: «Отец твой отдал все имение Богу: у Него и проси, а не у меня. Я не виноват, что отец твой был так неразумен, что обогащая нищих, сделал нищим своего единственного сына».

При столь неожиданном вероломстве юный Захария заплакал и просил Сергия отдать ему по крайней мере половину имения, хотя бы третью часть, даже десятую. Но Сергий решительно отказался. Тогда Захария потребовал чтобы Сергий утвердил клятвою что не получал денег от отца его. Сергий при посторонних свидетелях идет с Захариею в церковь и, став перед образом Богоматери, клянется небом и землею, что отец Захарии не давал ему ни полушки. В утверждение клятвы он хотел облобызать икону Божией Матери, но невидимая сила приковала его к месту, он не мог подойти к образу и, трепеща всем телом, воскликнул: «Преподобные отцы Антоний и Феодосий! Помолитесь Матери Божией дабы ангел смерти не погубил меня!» После столь чудесного обличения в ложной клятве Сергий возвратил имение, принадлежащее Захарии.» (Четьи-Минеи, 24 марта)

Об отрицании клятвы

Внутри христианства существуют малочисленные течения, которые безосновательно отрицают клятву. Рассмотрим их. Одной из первых против клятвы выступила религиозно-политическая партия есеев. Есеи существовали в Палестине от 100 года до Рождества Христова и до разрушения Иерусалима. Они стремились к тщательному исполнению Закона. Очень строго чтили субботу. Большинство есеев отказывалось от брака и не учавствовало в общественной жизни. Селились они в уединенных местах. Жили они в общественных домах и имели общее имущество. Основным их занятием, кроме молитв, было земледелие и ручной труд. Старые и больные члены их организации окружадись заботой и уходом. Есеи часто совершали омовение (крестились). Носили очень простую одежду, довольствовались скромной пищей, не ели масла, употребляли вместо него воду, отказывались участвовать в жертвоприношениях Иерусалимского храма. Однако отсылали свои дары для этого храма.

После того, когда был разрушен Иерусалим, есеи примкнули к христианам. В результате чего возникло новое направление евионитов. Евиониты отличались строгой жизнью и аскетизмом. Можно предположить, что в послании к Колосянам Апостол Павел высказывался против влияния, которое очевидно и было есейским. Есеи не признавали любую клятву, и поэтому Ирод при вступлении в правление Палестиной освободил их от присяги. Но сами есеи при вступлении в свою партию требовали принесения клятвы. Чтобы вступить в общество есеев, необходимо было пройти трехлетнее испытание. А во время принятия в члены общины испытуемый давал «страшную» клятву, обещая прославлять Бога, проявлять справедливость к людям, делать добро, ненавидеть зло, не искажать учения есеев, сохранять в неприкосновенности тексты этого учения.

Отрицали клятву вальденсы , Лондонские бедняки, которые были последователями еретического направления, появившегося в XII веке во Франции в среде крепостных крестьян. Основал эту секту в 1176 году французский купец Пьер Вальдо. Вальденсы выступали с резкой критикой папства и католичества. Вальденсы отвергали право католических структур на собственность и на сбор десятины, выступали против того, что Папа Римский объявлял себя наместником Апостола Петра, отрицали духовенство как сословие. Не признавали вальденсы католические таинства, такие как: почитание креста, поклонение иконам, отвергали догмат о чистилище и т.д. Вальденсы призывали восстановить принципы раннего христианства и жить по его правилам всеобщего равенства между всеми членами общины. Их учение было осуждено в 1215 году на 4-м Латеранском Вселенском соборе. Папа Римский Сикст IV в XV веке организовал против вальденсов крестовый поход. В 1545 году французские войска устроили расправу над этой организацией. Несмотря на преследования, вальденсы сохранились и в XX веке в ряде областей Швейцарии, Франции и Италии.

Квакеры (именующие себя обществом друзей) также не признают никакой клятвы. Это община в Англии, основанная в 1650 году Дж. Фоксом. Их движение возникло в среде городской бедноты как реакция на политику и религию. Они представляют собой радикальное направление в протестантизме. Квакеры решительно отвергают церковную догматику и культ, но признают Библию, как необходимый источник религиозно-философской истины. В этой секте нет сложной, детально разработанной догматики. Квакеры отвергают все таинства, праздники и обряды, в том числе крещение и причастие. В их религиозных суждениях отсутствует какая-либо символика, не допускаются пение и музыка. По воскресеньям на своих собраниях в молитвенных домах они не совершают предварительно подготовленной проповеди , а погруженные в молчание, ждут пока у кого-либо не возникнет потребности что-нибудь сказать. В некоторых случаях собрания квакеров проходят без единого слова. Квакеры решительно отвергают клятву. Однако при вступлении в брак приносят обещание верности в присутствии старейшин. Квакеры отказываются брать в руки оружие, выступают против роскоши, украшений, чинопочитания, не снимаю шляпы ни перед кем и никому не кланяются. В своем поведении они стремятся к простоте, к краткости речи, к ношению скромной одежды. От членов своей секты требуют искренности и правдивости. Квакеры подвергались гонениям в Англии. И после принятия закона о веротерпимости в США, в 1689 году в эту страну переместился центр квакерского движения. В 1917 году был создан «комитет служения американских друзей» под руководством которого велась активная миротворческая деятельность, энергичная борьба против насилия, рабства, смертной казни и антигуманного содержания заключенных. После первой и второй мировой войны антивоенная, филантропическая и миротворческая деятельность квакеров распространилась на многие регионы Африки, Азии, Латинской Америки и Европы.

Не признают клятву анабабтисты , представители радикальных протестантских сект. Это движение возникло в среде городских низов в Швейцарии в период реформации и распространилось в рядом находящиеся страны. Анабабтисты представляли собой главную силу в рядах повстанцев в период крестьянской войны в Германии в 1524 году и во время Мюнстерской комунны в 1534 году. Потерпев поражение, и скрываясь от преследования католической и большинства протестантских церквей, анабабтисты бежали в Англию, Чехию, Голландию. Затем многие из них переселились в Северную Америку. Учение анабабтистов имеет расхождение с традиционным христианством по вопросу воплощения Иисуса Христа. Анабабтисты выступали за коллективное уравнительное землевладение, за упразднение феодальных и церковных привилегий.

Меннониты тоже отрицают клятву. Они были преемниками анабабтистов. Католический священник Менно Симокс, порвав с католицизмом, в 1535 году объединил разрозненных сторонников умеренно настроенных анабабтистов в Нидерландах. Это объединение произошло после разгрома Мюнстерской комуны в 1535 году и положило начало новому религиозному течению. Окончательно учение меннонитов было сформировано в 1632 году на Дартской конференции. Меннониты признают покаяние в грехах, сознательное крещение, хлебопреломление (причащение), омовение ног, отлучение, а также отказываются от воинской службы, присяги и т.д. Себя меннониты называют «общиной святых» и «возрожденных богоизбранников». В 40–50 годах XVI века в Нидерландах усилились гонения на еретиков и меннонитов. Избегая репрессий, меннониты поселились сначала в Польше, а затем в России. Это произошло после указа Екатерины II от 7 сентября 1787 года по которому разрешался ряд социально-экономических привилегий и льгот. Сначала они селились на правом берегу Днепра в районе о.Хортица. После раздела Польши в 1793 году им были предоставлены обширные земли в Таврической губернии около реки Молочные Воды. В 60-х годах XIX века в их среде возник раскол с выделением новой группировки – братских меннонитов. В 1916 году меннониты в России имели свыше миллиона десятин земли. После революции часть меннонитов эмигрировала за границу. В настоящее время в мире существует около полумиллиона меннонитов. Проживают они и в ряде районов СНГ.

Не признают клятву духоборцы – течение в духовном христианстве, полностью порвавшее с . В современном религиоведении духовным христианством называется группа дореволюционных сект: молокане, христоверы, иконоборцы, духоборцы. Название секты происходит от того, что её члены величают себя «борцами за дух и истину», за «одухотворение омертвевшей в православии веры». Основы их вероучения излагаются в «Животной книге», которая состоит из псалмов. Эти псалмы заучиваются членами секты с детства. Главное понятие духоборцев «Бог – есть дух, Бог – есть слово, Бог есть человек... Тело наше храм. Дух Божий живет в вас, оживотворяет вас» – так говорится в первом псалме «Животной книги» духоборцев.

Духоборцы отрицают светскую и духовную власть, а русскую православную церковь считают гонителями свободного духа и веры. Начиная со 2-й половины XVIII века секты духоборцев неоднократно подвергались департации, ссылались на принудительные каторжные работы. По указу Александра I все духоборцы были поселены в степные места в Мелитопольском уезде на Молочных водах (речка Молочная). Таким образом, была создана первая колония духоборцев в России. Вскоре после вступления на престол Николай I издал указ, в котором говорилось «кто не желает принять лоно православия и отныне не будет служить в армии, немедля будет сослан в специально отведенное место». По этому приказу духоборцы были переселены в Ахалкалацкий уезд Грузии. И в наше время в тех горных местах Грузии встречаются деревни с русскими названиями Спасовка, Ефремовка, Орловка, Калинино, в которых живут духоборцы.

В 1898 году несколько тысяч духоборцев переселилось в Канаду и создали там свои поселения. Непосредственно помогал им в этом Л.Н.Толстой. На гонорар, полученный за роман «Воскресенье» он нанял два парохода, на которых духоборцы и отплыли из России. В настоящее время часть духоборских общин проживает на Северном Кавказе, в Азербайджане, Ростовской, Тамбовской и Оренбургской областях, а также на Дальнем Востоке, Украине и в Средней Азии. В 1991 году в городе Целина, расположенном в Ростовской области, состоялся съезд духоборцев, на котором была создана их организация под названием «Религиозное объединение духовных борцов Христа – духоборцев СССР». На этом съезде был избран совет из 7 членов, включая председателя, и исполнительный комитет из 3-х человек. Центром этой организации стал город Ростов-на-Дону. После распада СССР эта организация называется «Региональное объединение духоборцев России» и имеет свои центры в Москве и в других городах.

Против клятвы безосновательно выступали не только секты и направления в христианстве, но и отдельные личности. Например, профессор Вагнер, Л.Н.Толстой. В своей книге «В чем моя вера» Л.Н.Толстой бездоказательно пишет «клятва сама по себе кажется не преступною, но от неё подпадают осуждению и поэтому не клянитесь никак». Несмотря на то, что нигде не выступает против клятвы вообще, а уточняет чем нельзя клясться «не клянись вовсе: ни небом... ни землею...ни Иерусалимом... ни головою», Л.Н.Толстой все же без всяких аргументов упраздняет клятву.

В другом месте этой же книги Л.Н.Толстой пишет «не присягай никогда, никому и ни в чем. Всякая присяга вымогается от людей для зла». Да, есть присяги направленные на зло: в секте сатанистов, в банде разбойников, на исполнение мести и т.д. Но почему же сказав об этом, Л.Н.Толстой забывает о присягах и клятвах направленных на добро. Например, о клятве Гиппократа, оберегающей здоровье людей, о присягах, связанных с сохранением профессиональной тайны в адвокатской и медицинской профессии, о присяге защищать отечество от врагов и т.п. Например клятва Герцена и Огарева, которой они следовали всю жизнь, произнесенная ими в юности на Воробьевых горах для блага народа и процветания отечества, ничего злого в себе не содержала.

Из сказанного видно, что Л.Н.Толстой выбирает и видит в жизни только то, что соответствует его взглядам, то, что ему нравится. Остальное старается не замечать и взяв в пример клятвы, служащие злу, отрицает любые клятвы вообще. В таком случае о какой же правдивости и объективности в данных суждениях Л.Н.Толстого можно говорить?

Отсутствие объективности и аргументов, пространные бездоказательные речи характерны для всех отрицающих клятвоприношение. Будь это рассуждения отдельных личностей, сектантских направлений или еретических группировок. Именно в этом убеждаешься при детальном анализе их воззрений.

Как понималась клятва первыми христианами

О том, как относилась к клятве и понимала её первая христианская церковь, наглядно видно из рассказа Евсевия, помещенного в его книге «Церковная история». В этом рассказе говорится о неком человеке по имени Василий. Этот человек служил в армии в городе Александрии во времена Оригена . Во время службы Василия в армии, в заточении находилась девушка-христианка по имени Потампиайна. Товарищи Василия по службе с этой девушкой обходились очень грубо и жестоко. Не в пример своим товарищам сам Василий проявлял к этой девушке снисходительное отношение во время её заключения за то, что она была христианка. Василий проявлял сочувствие к этой девушке и во время её казни. Вскоре Василий начал встречаться с общиной христиан, ознакомился с христианским учением и сам стал христианином.

Утвердившись в христианской вере, он стал исповедовать это вероучение. Так продолжал жить Василий до тех пор, пока Господь не послал ему испытание. Однажды товарищи по службе заставили Василия по какой-то причине произнести клятву. На это Василий вполне честно и серьезно ответил, что ему не позволительно клясться так как он является христианином. В этом своем убеждении Василий оставался непреклонным и как пришет Евсевий «это» убеждение, проявляя твердость, Василий «исповедовал нимало не уступая» в нем своим товарищам по службе. Когда же окружающие Василия воины и военное начальство убедилось в том, что Василий не шутит, а говорит серьезно, то Василия, обвинив в принадлежности к христианству, заточили в тюрьму.

Во время нахождения в тюрьме, Василия неоднократно посещали братья по христианской вере. И как пишет Евсевий, его единоверцы «Василия запечатали в Господе», то есть произвели над Василием обряд крещения. Как христианам удалось произвести обряд крещения Василия, ведь на этот момент он не был свободным человеком, а находился в тюрьме, об этом Евсевий не сообщает. В своем рассказе Евсевий кратко описывает то, что на следующий день после того когда Василий был крещен, его казнили, обезглавив за то, что он принадлежал к христианам.

Перед тем как Василий был казнен, он не отрекся от своих христианских взглядов несмотря на то, что у него была такая возможность и он мог или отойти от христиан или произвести ложное отречение от христианского вероучения. Однако Василий поступил как истинный христианин и говорил правду о своих убеждениях и о своем вероисповедании несмотря на угрозу своей гибели.

Из этого рассказа противники клятвы делают поспешный вывод о том, что на примере трагической судьбы Василия видно, что первые христиане, следуя заповеди Иисуса Христа «не клянитесь вовсе», отвергали любую клятву. Анализируя рассказ Евсевия, сторонники клятвы, не соглашаясь со своими противниками, говорят о том, что в данном случае Василий возможно не желал клясться языческими богами, и поэтому принял гибель. В самом же рассказе Евсевия о том, что Василий отрицал всякую клятву, вообще ничего не говорится. Поэтому сторонники клятвы, приводя два вышеуказанных аргумента, утверждают что поведение Василия в данном рассказе не дает право отрицать любую клятву. В среде первых христиан, как и в наше время, о клятве велись споры и имелись стороники и противники клятвоприношения.

Высказывания отцов церкви о клятве

Святой Иустин, философ-мученик рассказывая об учении Иисуса Христа в своей первой апологии о клятве, писал так: «О том чтобы совсем не клясться а говорить истину, Он так заповедовал: Вовсе не клянитесь! Но да будет слово ваше Да-да и нет-нет. А что сверх этого, то от лукавого».

Клятвы произносились в различных позах. Наиболее употребляемая была поза с поднятием руки вверх. «Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли"() – сказал Авраам царю Содомскому. Обычай произносить клятвы с поднятием руки вверх был широко распространен, потому что Сам Господь клялся рукою Своею. «Я подъемлю к небесам руку Мою и [клянусь десницею Моею и] говорю: живу Я вовек!» (). Клялись, обращая лицо свое к жертвеннику. «Кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся, и для клятвы придут пред жертвенник Твой в храм сей» (). Клялись, положив руку под стегно, то есть под бедро. «И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, упраляющему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу» ().

Чаще всего клятвы у евреев произносились в следующих случаях. Тогда, когда заключался договор между царем и народом. «Люди израильские были истомлены в тот день; а Саул [весьма безрассудно] заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим» (). «И когда ему говорили, что тебя нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя» ().

Клялись при произнесении обета. «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою» (). Клялись для подтверждения правоты сказаных слов. «Но Авраам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего» ().

Клятву приносили во время следствия, например при расследовании супружеской неверности. «Тогда священник пусть заклянет жену клятвою» (). При расследованиях заклинающий обычно произносил следующую словесную формулировку «заклинаю тебя Богом живым». А заклинаемый отвечал «Аминь» или «ты говоришь» (). Клялись на суде, при решении спорного вопроса для удостоверения правоты. «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор» ().

У евреев клятва считалась греховной когда произносилась в малозначительных случаях и напрасно. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (). Моисей указал на то, что только та клятва является истинной, в которой призывается имя Бога. «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись» (). Господь через Моисея призывал народ не допускать ложной клятвы. «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь» (). Моисей говорил о необходимости исполнения клятвы. «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его» ().

Однако в более поздние времена фарисеи и книжники начали ложно учить народ о том, что если нужно клятву произнести для корыстных целей, и при этом обойти Закон Божий, то нужно не упоминать в такой клятве имени Бога, а клясться небом, землей, Иерусалимом, головой. И такие клятвы якобы не обязательны к исполнению.

Против этих лживых утверждений выступил , который сказал: «А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» ( ) . Фраза о напрасном произнесении имени Бога вызывала различные толкования среди исследователей. Одни толкователи считали, что напрасным произнесение имени Бога не бывает, так как чем чаще человек произносит имя Бога, тем лучше. Другие толкователи, впав в противоположную крайность, утверждали, что имя Бога не напрасно произносится только во время молитв. Во всех других случаях Господа не следует беспокоить произнесением Его имени.

Напрасным произнесение имени Бога будет лишь тогда, когда человек произносит это Святое имя:

для того чтобы скрыть ложность своих утверждений и клятв, и придать своим словам, в виде ссылки на Бога, видимость правды;

когда человек просит Бога о помощи в греховных делах, то произнесение имени Бога в этом случае тоже будет напрасным, так как Господь не способствует совершению греха;

когда человек распространяет ложные взгляды или ересь, в которых, искажая истину, часто употребляет имя Божие, давая неверную характеристику Богу и Его учению.

Во всех остальных же случаях жизни, человек, имеющий добрые помыслы и стремления, должен жить с именем Бога на устах, постоянно обращаясь за советом к Богу в своих мыслях, и воздавая хвалу Богу за помощь в совершении добрых дел.

Доказательством того, что постоянное произнесение имени Бога с благой целью помогает людям жить, является факт существования беспрестанной молитвы, которую рекомендуется читать постоянно, то есть беспрестанно. Так как частое повторение имени Бога и призывание Его помощи во имя совершения человеком добра является нужным поступком и не напрасным делом.

(Лк. 6:20-23)

Увидев множество народа, Иисус поднялся на склон горы и сел там. К Нему подошли Его ученики, и Он начал их учить такими словами:

– Блаженны нищие духом, потому что им принадлежит Небесное Царство.

Блаженны плачущие, потому что они будут утешены.

Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю.

Блаженны те, кто ощущает голод и жажду по праведности, потому что они насытятся.

Блаженны милосердные, потому что и к ним будет проявлено милосердие.

Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога.

Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божьими.

Блаженны те, кого преследуют за праведность, потому что Небесное Царство принадлежит им.

Блаженны вы, когда из-за Меня люди оскорбляют и преследуют вас и говорят о вас всякую ложь. Ликуйте и веселитесь, потому что вас ждет великая награда на небесах! Ведь точно так же преследовали и пророков, бывших прежде вас.

Соль и свет

(Мк. 9:50; Лк. 11:33; Лк. 14:34-35)

Вы – соль земли. Если соль потеряет свой вкус, то что может опять сделать ее соленой? Она уже ни к чему не пригодна, останется лишь выбросить ее вон, под ноги людям.

Вы – свет мира. Город, стоящий на вершине холма, невозможно скрыть. Зажженный светильник не ставят под сосуд, наоборот, его ставят на подставку, чтобы светил всем в доме. Пусть так же свет ваш светит людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Небесного Отца.

О Законе

(Лк. 16:17)

Не думайте, что Я пришел отменить Закон или пророков; Я пришел, чтобы исполнить, а не отменить. Говорю вам истину: пока небо и земля не исчезнут, ни одна малейшая буква, ни одна черточка не исчезнет из Закона – все сбудется. Кто нарушит даже самую маленькую заповедь и научит других нарушать ее, тот в Небесном Царстве будет наименьшим, а кто исполнит заповеди и научит этому людей – будет велик в Царстве Небесном. Говорю вам, что если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев и учителей Закона, вы не войдете в Небесное Царство.

О злобе

(Лк. 12:58-59)

Вы знаете, что людям еще в древности было сказано: «Не убивай», и что каждый убийца будет судим. Я же говорю вам, что если человек затаил злобу на брата, он будет судим. Кто назовет своего брата ничтожеством, тот будет отвечать перед Высшим Советом, а того, кто обзовет своего брата глупцом, – ждет огонь ада.

Поэтому если ты приносишь в дар Богу свою жертву и перед жертвенником вспомнишь, что твой брат обижен на тебя, то оставь свой дар перед жертвенником и пойди вначале помирись с братом, а потом приходи и приноси жертву.

Поторопись помириться со своим обвинителем еще по дороге, до того, как он приведет тебя в суд, иначе тебя передадут судье, тот отдаст тебя под стражу, и тебя заключат в темницу. Говорю тебе истину, что ты не выйдешь оттуда, пока не выплатишь все, до последнего гроша.

О супружеской верности

(Мат. 18:8-9; Мк. 9:43-48)

Вы слышали, что было сказано: «Не нарушай супружескую верность». Я же говорю вам, что тот, кто лишь смотрит на женщину с вожделением, уже нарушил супружескую верность в своем сердце. Если твой правый глаз влечет тебя ко греху, вырви его и отбрось прочь. Лучше тебе потерять часть тела, чем всему телу быть брошенным в ад. И если твоя правая рука влечет тебя ко греху, то отсеки ее и отбрось прочь. Лучше тебе потерять часть тела, чем все твое тело пойдет в ад.

О разводе

(Мат. 19:9; Мк. 10:11-12; Лк. 16:18)

Вам было сказано: «Кто разводится с женой, тот должен выдать ей разводное письмо». Я же говорю вам, что каждый, кто разводится со своей женой не по причине ее измены, толкает ее к нарушению супружеской верности, и всякий, кто женится на разведенной женщине, также нарушает супружескую верность.

О клятвах

Вы слышали, что еще в древности людям было сказано: «Не нарушайте своей клятвы и выполняйте все, в чем вы поклялись Господу». Я же говорю вам: не клянитесь вовсе. Не клянитесь ни небом, потому что оно – престол Божий, ни землей, потому что она – подножие Его, ни Иерусалимом, потому что это город великого Царя. Не клянись своей головой, потому что сам ты даже одного волоска не можешь сделать белым или черным. Пусть ваше «да» будет действительно «да» и ваше «нет» – действительно «нет». Все же, что к этому добавлено, – от лукавого.

О мщении

(Лк. 6:29-30)

Вы слышали, что было сказано: «Глаз за глаз и зуб за зуб». Я же говорю вам: не мсти сделавшему тебе зло. Кто ударит тебя в правую щеку, то поверни к нему и другую. Если кто захочет с тобой судиться, чтобы отнять у тебя рубаху, то отдай ему и верхнюю одежду. Если же кто принудит тебя идти вместе с ним одну милю, иди две. Тому же, кто у тебя просит, дай, и от просящего у тебя в долг не отворачивайся.

Любовь к врагам

(Лк. 6:27-28, 32-36)

Вы слышали, что было сказано: «Люби ближнего твоего» и «Ненавидь врага твоего». Я же говорю вам: любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас, чтобы вам быть истинными сынами вашего Небесного Отца. Ведь Он повелевает солнцу светить и злым, и добрым и посылает дождь как на праведных, так и на неправедных. Если вы любите тех, кто любит вас, то какая вам за это награда? Не делают ли то же самое даже сборщики налогов? Если вы приветствуете только ваших братьев, то что в этом особенного? Разве язычники не делают того же? Поэтому будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец.

5:3: Небесное Царство – Иудеи, во избежание напрасного употребления имени Бога (см. Исх. 20:7), часто заменяли его словом «Небеса» (см., напр. Лк. 15:18). См. также «Царство Божье» в пояснительном словаре.

5:17: Здесь, вероятно, Иисус говорит о том, что Он является истинным исполнением всего, что было записано в Священном Писании. Другое толкование: Он дал Писанию завершение, наполнив его истинным смыслом. Согласно третьему толкованию, этот стих можно перевести следующим образом: «Не думайте, что Я хочу исказить Закон или сказанное в Пророках; Моя цель не искажать, а толковать правильно».

5:21: Исх. 20:13; Втор. 5:17.

5:22: Букв.: «рака». Выражение презрения в арамейском языке.

5:27: Исх. 20:14; Втор. 5:18.

5:31: Втор. 24:1.

5:32: Или: «тот поступает с ней так, как будто она повинна в супружеской измене».

5:33: См. Лев. 19:12; Чис. 30:3; Втор. 23:21-23.

5:34-35: См. Пс. 47:2; Ис. 66:1.

5:38: Исх. 21:24; Лев. 24:20; Втор. 19:21.

5:41: В те времена римские солдаты могли, на правах завоевателей, заставить любого иудея нести их поклажу.

5:43: Лев. 19:18.

5:43: См. Втор. 23:3-6.

5:46: Сборщики налогов – были ненавистны иудеям по нескольким причинам: они обирали народ, работали на римских оккупантов и оскверняли себя общением с язычниками. И поэтому понятие «сборщик налогов» было почти равнозначно понятиям «грешник» и «предатель».

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

От Матфея 5:33-41

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Мф.5:33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои.

То есть, когда клянешься, будь правдив.

Мф.5:34. А Я говорю вам: не клянись вовсе; ни небом, потому что оно престол Божий;
Мф.5:35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

Так как иудеи слышали Бога, говорящего: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих, то и клялись этими предметами. Но Господь, запрещая им это, не говорит: так как небо прекрасно и огромно, а земля полезна, поэтому не клянитесь, но не клянитесь этими предметам потому, что небо - трон Божий, земля же подножие, чтобы не дать повода к идолопоклонству. Ибо стихии со стороны клянущихся ими признавались за божества, что прежде и было.

Мф.5:36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Один только Бог клянется Самим Собою, как не зависящий ни от кого. А мы не имеем власти над собою, - как же мы можем клясться своею головою? Мы - достояние другого. Ибо если голова - твоя собственность, то измени, если можешь, один волос.

Мф.5:37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет;

Чтобы ты не сказал: но как мне поверят? - Он говорит: поверят, если всегда будешь говорить правду и никогда не станешь клясться, ибо никто так не теряет доверия, как тот, кто тотчас клянется, а что сверх этого, то от лукавого.

Клятва, кроме: ей и ни, излишня и есть дело дьявола. Но ты спросишь: разве и закон Моисеев, повелевая клясться, был худ? Узнай, что в то время клятва не составляла худого дела; но после Христа она - дело худое, подобно тому, как обрезываться и вообще иудействовать. Ведь и сосать грудь прилично младенцу, но не прилично мужу.

Мф.5:38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Исх. 21:24).

Закон из снисхождения допустил равное возмездие, чтобы из-за страха потерпеть равное, не обижать друг друга.

Мф.5:39. А Я говорю вам; не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять? Да, должно, только не ударом с своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою. Но не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде.

Мф.5:40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

Отдай ему и верхнюю одежду, если тебя повлекут в суд и станут досаждать, а не тогда, когда просто будут просить. Рубашкой у нас, собственно, называется исподнее платье, а верхней одеждой - верхнее платье. Но эти названия говорятся и одно вместо другого.

Мф.5:41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

«Что я говорю о рубашке и верхней одежде? - говорит Господь. - И самое тело свое отдай тому, кто насильно тащит тебя, и сделай более, чем он желает».

Вконтакте

НЕ КЛЯНИСЬ, НЕ НАДО.

Мы часто слышим – Мамой клянусь – Зуб даю – Век воли не видать – Вот те крест – Христом Богом клянусь и т. д. И так же часто слышим – Ты же обещал жениться – Ты же поклялся не пить – Ты же клялся в любви – Ты же…
Действительно, сколько, кому, кем или чем, не клянись, хоть ущербной, корпоративной, "Клятвой Гиппократа", хоть в любви девушке, хоть армейской присягой, хоть в верности КПСС или СС, всё равно клятву нарушишь либо добровольно, либо по принуждению, либо по обстоятельствам.
Любые клятвы, как и другие колдовские заговоры, ущербны, потому что придуманы негодяями, желающими управлять людьми, желающими держать их в страхе за свою жизнь, желающими, чтобы другие люди исполняли их преступные замыслы.
Клятвы придуманы предателями и глупцами. Можно сказать, несусветными предателями, на которых клейма негде ставить.
Предатели, наделённые властью, для устрашения народа, даже приговаривают к смертной казни и убивают тех, кого они принудили принять присягу в верности либо себе, либо Родине, либо засекреченной организации. Именно предатели, обвинив в предательстве, предают смерти тех, кто не желает им прислуживать и исполнять их преступные замыслы.
Сколько не клянись, рано или поздно, или что-то украдёшь, или кого-то обманешь, или кого-нибудь подведёшь, не выполнив обещания, клятвы. Пост однозначно покинешь, если диарея позовёт. И в мать свою стрелять не будешь, если язычник-командир прикажет.
Клятва, это дьявольское, порочное, наущение, которое вводит в заблуждение доверяющих клянущимся, которое связывает свободных людей по рукам и ногам, а в группе, круговой порукой, где каждый должен стать соучастником преступления, как того требует языческий «Ветхий Завет-Тора», где говорится (Втор. 17:3-7): «рука свидетелей должна быть на нём прежде [всех], чтобы убить его, потом рука всего народа».
Клятва превращает человека в потенциального преступника, а группу людей в банду, где всегда правят страх, ложь и корысть, где каждый её член должен делать то же, что и другие члены банды, так, как это угодно, невежественному в Законе Божьем, а потому, лживому, идеологу банды.
Поэтому, многочисленным членам различных тайных и сверхсекретных, аж за четырьмя нолями, языческих обществ, тем же масонам или медикам, для их же пользы, нужна не безтолковая клятва, придуманная каким-нибудь чудилой на букву «м», а молитва о прощении, обращённая к Господу Исусу Кристу и к Господу Богу Кристу.
Господь Исус Кристос говорит таинственным клятвопреступникам, и сочиняющим клятвы, и клянущимся, либо под принуждением, либо в добросовестном заблуждении (Мк. 4: 22, Лк 8:17): «Нет ничего тайного, что не стало бы явным» и (Мф. 5:34): "Не клянись вовсе".
Можно добавить, и других не принуждай к клятве. И не обещай. И кредитов не бери. И будешь свободным от невыполнимых обязательств, ибо не можешь гарантировать исполнение своей клятвы, обещания или обязательства, хотя бы потому, что не знаешь, что будет с тобой через 5 минут.

(Мк.), (Мф.)-«Благая Весть» от Марка, от Матфея.
По «Скорая религиозная помощь».