Академия фсб правовое обеспечение национальной безопасности. Правовое обеспечение национальной безопасности кем можно работать. Специальные экзамены и оценка физической подготовки

дипломная работа

1.1. Место ФСБ в системе обеспечения национальной безопасности РФ

Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации.

Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Федеральную службу безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ) возглавляет директор ФСБ на правах федерального министра. Директор ФСБ назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Должности директора ФСБ соответствует воинское звание генерала армии.

Правовую основу деятельности органов ФСБ и руководства (управления) ими составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269 , другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 806 СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3320 .

Деятельность органов ФСБ осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 16 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в органах ФСБ предусматривается военная служба.

Основными направлениями деятельности органов ФСБ являются: контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью.

Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках) утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. N 318.

Управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах (органы безопасности в войсках) входят в единую централизованную систему органов ФСБ и находятся в прямом подчинении ФСБ. Органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий обеспечивают безопасность в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах.

Задачами органов безопасности в войсках являются:

выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

выявление, предупреждение и пресечение преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ;

предотвращение в пределах своих полномочий несанкционированных действий с оружием массового поражения;

обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;

организация и осуществление в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

участие в обеспечении Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацией об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

участие в оперативном (контрразведывательном) обеспечении защиты Государственной границы Российской Федерации.

При решении указанных задач органы безопасности в войсках оказывают содействие органам военного управления и должностным лицам Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в обеспечении боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Таким образом, органы ФСБ выполняют отдельные задачи и осуществляют полномочия в области обороны и обеспечения национальной безопасности.

Важно отметить, что с учетом централизованного характера осуществляемого Российским государством военного строительства в области обороны оно обязано обеспечить не только демократическое и организационно - правовое единство органов государственной власти Российской Федерации, но и единство политического и военного руководства. Свою деятельность в области обороны в соответствии с принципом единства политического и военного руководства Российское государство осуществляет путем: во-первых, приближения внутриармейских органов к уровню политического руководства страны и их политизации через Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, призванный обеспечить рабочую связь между стратегическим и политическим руководством; во-вторых, централизации органов военного управления на правительственном уровне через Министерство обороны Российской Федерации; в-третьих, огосударствления военного управления посредством формирования особых органов, призванных объединять и координировать усилия всех государственных и военных органов, или создаваемых на военное время, или действующих постоянно в мирное время, таких, например, как Совет Обороны, созданный в 1906 г Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. М., 2003. С. 78. ., Совет рабочей и крестьянской обороны и Революционный военный совет республики, существовавшие в годы Гражданской войны, Государственный комитет обороны и Ставка Верховного Главного командования - в Великую Отечественную войну, Совет Обороны - в последние годы существования СССР, институт Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации - в настоящее время Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. М., 2003. С. 98. .

Конституция России (ч. 1 ст. 87) предусматривает совмещение в одном лице поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации в целях обеспечения единства политического и военного руководства, координации усилий и тесного взаимодействия органов государственной власти и органов военного управления в решении вопросов обороны. В настоящее время конституции ряда государств также объявляют главу государства одновременно верховным главнокомандующим. В США и Франции Верховным Главнокомандующим является президент, в ФРГ - канцлер, в Англии - король или королева, в Японии - император.

Важно отметить, что деятельность Президента России как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации прежде всего должна быть направлена на проведение предусмотренных в отечественном военном законодательстве мероприятий по оказанию отпора вооруженной агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, предотвращение вооруженных конфликтов. Централизованный характер деятельности Российского государства в сфере военного строительства в большей мере проявляется в период военного положения, когда возникает настоятельная необходимость в объединении усилий всех государственных органов, органов местного самоуправления и органов военного управления, использовании всего экономического потенциала страны, людских ресурсов в целях отражения вооруженной агрессии, обеспечения независимости и территориальной целостности Российской Федерации. Для осуществления указанной деятельности Федеральный закон «Об обороне» (пп. пп. 4 и 5 п. 2 ст. 4) наделяет Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации полномочиями по применению Вооруженных Сил; введению на территории России или в отдельных ее местностях военного положения; объявлению общей или частичной мобилизации; введению в действие нормативных актов военного времени и прекращению их действия; формированию и упразднению органов государственного управления военного времени.

Поскольку в основе мероприятий по оказанию отпора вооруженной агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, предотвращению вооруженных конфликтов, направленных против нее, лежит применение Вооруженных Сил Российской Федерации, справедливо полагать, что Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации призван в военное время прежде всего обеспечить стратегическое руководство и управление ими. Осуществляемое Президентом России руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами в период военного положения становится управлением боевыми действиями войск, имеет цель разгромить войска противника с наименьшими потерями для своих войск и характеризуется оперативностью, твердостью, решительностью, гибкостью в принятии решений Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. М., 2003. С. 96. .

Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России - это "совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах". Важнейшими составляющими национальных интересов России Концепция признает защиту личности, общества и государства от терроризма, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Разделяя национальные интересы личности, общества и государства, Концепция, по сути, выделяет сферы национальной безопасности: внутриполитическую, социальную, духовную, информационную, военную, экологическую и некоторые другие.

Открытый перечень сфер национальной безопасности, установленный Концепцией, создает правовые предпосылки для формирования самостоятельных, обособленных административно - правовых институтов национальной безопасности России Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. М., 2003. С. 102. .

Действующие федеральные законы и ведомственные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с Конституцией и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, создали к настоящему времени ряд административно - правовых институтов национальной безопасности. К примеру, Федеральный закон от 21 июня 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правила и нормы по безопасному ведению работ, утвержденные и введенные в действие Госгортехнадзором России, создали административно - правовой институт промышленной безопасности. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" и Правила дорожного движения, утвержденные и введенные в действие постановлением Правительства РФ, сформировали административно - правовой институт безопасности дорожного движения. Аналогичный подход позволяет говорить об административно - правовых институтах радиационной безопасности, пожарной безопасности, экологической безопасности, других административно - правовых институтах национальной безопасности России.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляется наиболее эффективным и имеющим долгосрочную перспективу средством административно - правового регулирования отношений безопасности.

Во-первых, она продолжает процесс, начатый Законом "О безопасности" и Конституцией РФ, органически соединяет, детализирует и конкретизирует нормы Закона "О безопасности" (1992 г.) и нормы Конституции РФ (1993 г.), а также нормы федеральных законов, регулирующих административно - правовые отношения в отдельных сферах национальной безопасности.

Во-вторых, Концепция является достаточно гибким, реально действующим нормативным правовым актом. Она закрепляет основные задачи, функции и административные полномочия государственных органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, соотносимые с текущей внутренней и внешней политикой Российского государства. Президент РФ в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

В-третьих, Концепция утверждена Президентом РФ, уполномоченным руководить системой обеспечения национальной безопасности России, и поэтому является нормативным правовым актом, призванным консолидировать органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан.

Несомненным достоинством Концепции является закрепление и разделение национальных интересов личности, общества и государства в соответствии с Конституцией РФ; нормативное закрепление основных задач и функций органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности; разделение национальной безопасности на сферы; определение полномочий по обеспечению национальной безопасности Президента РФ, Правительства РФ, Совета безопасности РФ, Федерального Собрания РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Отмечая особые юридические свойства и достоинства Концепции, необходимо в то же время отметить и факторы, ослабляющие действие Концепции.

Защита конфиденциальной информации

Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать...

Информационная безопасность России

Конституционные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе противодействия коррупции

В статье министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева «Концепция обеспечения собственной безопасности милиции» коррупция трактуется как историческое наследие советского общества времен «застоя», и феномен...

Льготы в системе социального обеспечения

Льготы как вид социального обеспечения - достаточно специфичное явление в праве социального обеспечения. Долгое время в науке права социального обеспечения тема льгот находилась вне сферы внимания ученых...

Наркотизация в России как угроза национальной безопасности

Организация и совершенствование работы полиции по охране общественного порядка

К числу приоритетных реформ следует отнести административную, которая призвана упорядочить государственное управление во всех сферах, в том числе и систему национальной безопасности, и в конечном итоге защитить интересы членов общества...

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в системе мер административного процессуального обеспечения

Институт административного принуждения является комплексным административно-правовым институтом, который аккумулирует нормативные установления различного характера для регулирования правоприменительной...

Субъектами обеспечения национальной безопасности в РФ выступают органы государственного управления специальной юрисдикции - Федеральная служба безопасности Российской Федерации, МВД РФ, Министерство обороны, Министерство юстиции РФ, и мн. др...

Понятие и сущность механизма обеспечения национальной безопасности органами судебной власти

Суды общей юрисдикции РФ, а также Верховный Суд в своей практике чаще всего рассматривают дела о "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" (ст. 282 УК РФ). Чаще всего речь идет о разжигании национальной вражды...

Правовое положение Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Система федеральных органов исполнительной власти, призванная осуществлять соответствующие функции государственной власти на территории Российской Федерации, представляет собой организованную на основе единых принципов...

Правовые основы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной структуры. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения...

Роль и место главы государства в системе обеспечения государственной безопасности России

В Законе РФ «О безопасности» (в редакции от 25 июля 2002 г.) закреплены некоторые функции и полномочия Президента РФ. Так, Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности...

Роль Конституционного Суда в обеспечении законности

Система обеспечения государственной безопасности в Российской Федерации

Эффективность функционирования органов государственной власти Российской Федерации с неоднородностью ее экономического пространства, многонациональным и многоконфессиональным составом, особенностями и традициями...

Уголовно-исполнительная система в составе органов юстиции Республики Казахстан

Динамичные изменения, происходящие в Казахстане, заставляют переосмыслить многие устоявшиеся взгляды, в том числе и в области обеспечения общественной безопасности. Требует пересмотра и само понятие «общественная безопасность»...

  • Институт права, социальногоуправления и безопасности
  • НОЦ «Правового обеспечения национальной безопасности»
  • О факультете
  • Правовое обеспечение национальной безопасности

Институт права, социальногоуправления и безопасности Область профессиональной деятельности включает: разработку и реализацию правовых норм; правовое обеспечение национальной безопасности; обеспечение законности и правопорядка; юридическое образование и правовое воспитание.

"правовое обеспечение национальной безопасности" (специалитет)

Выпускники смогут работать: 1) сотрудниками органов исполнительной власти; 2) сотрудниками аппаратов органов законодательной власти; 3) сотрудниками органов прокуратуры; 4) судьями; 5) сотрудниками международных судов; 6) сотрудниками аппарата Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека; 7) сотрудниками дипломатических представительств; 8) сотрудниками представительств российских организаций за рубежом; 9) сотрудниками представительств иностранных организаций в России; 10) сотрудниками международных организаций; 11) юрисконсультами; 12) адвокатами, сотрудниками адвокатских коллегий и кабинетов; 13) нотариусами; 14) научными сотрудниками и преподавателями юридических вузов. II. Направление подготовки «Правоохранительная деятельность» 1. Специализация: Оперативно-розыскная деятельность.

Специальность «правовое обеспечение национальной безопасности»

Ростехнадзора, Ространснадзора, Россвязьнадзора Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Рособрнадзора, Росфиннадзора, Росстрахнадзора и др.), осуществляющих контрольно-надзорную и административно-юрисдикционную деятельность; 9) сотрудниками аппаратов уполномоченных по правам человека; 10) сотрудниками казначейств; 11) сотрудниками банков; 12) сотрудниками страховых и инвестиционных компаний; 13) сотрудниками финансово-ревизионных служб органов и организаций; 14) сотрудниками аудиторских компаний; 15) юрисконсультами; 16) адвокатами, сотрудниками адвокатских коллегий и кабинетов; 17) нотариусами; 18) научными сотрудниками и преподавателями юридических вузов. 3. Гражданско-правовая специализация.

Правовое обеспечение национальной безопасности кем работать

Внимание

Vuzopedia.ru — сайт, содеражий исчерпывающую информацию о высшем образовании в России. На данный момент им пользуется огромное количество тех, кто заинтересован в поступлении в высшие учебные заведения России и стран СНГ. Обращаем внимание, что информация, опубликованная на сайте, не является офертой.


ⓒ Vuzopedia.ru, 2017 Обратная связь Реклама Политика конфиденциальности По вопросам сотрудничества:
  • Телефон: 89828330859 (ЭТО НЕ НОМЕР ВУЗА, НОМЕРА ВУЗА НА ЕГО СТРАНИЦЕ)
  • VK:Регистрация даст вам много привелегий и поможет поступить Вуз добавлен в избранное. Теперь вы будете получать полезную информацию для тех, кто хочет туда поступить. Вуз удален из избранного. Теперь вы не будете получать полезную информацию о нем Специальность добавлена в избранное.

Mo

Ломоносова Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова Российская академия музыки им. Гнесиных Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Московская государственная художественно-промышленная академия им.

Инфо

С. Г. Строганова Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я Кикотя Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова Московский архитектурный институт (Государственная академия) Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Школа-студия (институт) им.


Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина Московская государственная академия хореографии Российская международная академия туризма Российский химико-технологический университет им. Д.И.

Правовое обеспечение национальной безопасности кем можно работать

МВД России, ФСБ России, МЧС России, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы охраны Российской Федерации), обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность; 3) сотрудниками органов прокуратуры; 4) судьями; 5) сотрудниками, организующими деятельность охранных структур, в том числе частных охранных предприятий; 6) сотрудниками частных детективных агентств; 7) сотрудниками коллекторских организаций; 8) сотрудниками служб собственной безопасности организаций, их объединений; 9) адвокатами, сотрудниками адвокатских коллегий и кабинетов; 10) научными сотрудниками и преподавателями юридических вузов, в том числе готовящих сотрудников правоохранительных органов. 4. Воспитательно-правовая специализация.

Специальность правовое обеспечение национальной безопасности кем можно работать

  • проведение экспертизы правовых актов на предмет нахождения несоответствий и коррупционных лазеек;
  • принятие решений в соответствии с законом;
  • расследование преступлений, определение меры наказания;
  • принятие участия в разбирательствах в суде;
  • разработка и ведение деятельности по договорам между государством и частными лицами, коммерческими предприятиями, а также работа с межгосударственными договорами;
  • обеспечение законности на уровне «субъект-государство» и «государство-государство»;
  • предоставление консультативных услуг различным структурам и гражданам;
  • защита государственной тайны и секретной информации.

Профессии: кем и где работать Выпускники направления готовятся к тому, чтобы вести правотворческую, правоприменительную, консультационную, управленческую и правоохранительную деятельность.
Как правило, специализация проводится на старших курсах. Кроме основных общеобразовательных предметов студенты начинают изучать блок профильных дисциплин, которые позволят выпускникам лучше освоить практические умения и навыки. В дипломе профиль (специализация) обучения не указывается, а вот в приложении к диплому после наименования направления подготовки в графе «специализация», в случае ее наличия, прописывают профиль специальных дисциплин.

Специальность правовое обеспечение национальной безопасности кем работать

  • консультант по направлению «отношения между организацией/частным лицом и государством»;
  • специалист по безопасности при МИДе, органах госбезопасности;
  • юрист в юридических отделах компаний, которые поддерживают коммерческие взаимоотношения с предприятиями других государств (логистика, ВЭД и т.д.);
  • судмедэксперт;
  • судебный пристав;
  • юрисконсульт.

Выпускники могут реализовать себя, работая в ВС и погранвойсках, правоохранительных органах и органах по обеспечению безопасности, в службах ликвидации последствий ЧС; в заведениях, которые обеспечивают безопасное функционирование объектов промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, СМИ.

Кем можно работать после окончания факультета правовое обеспечение национальной безопасности

НОЦ «Правового обеспечения национальной безопасности» Научно-образовательный центр правового обеспечения национальной безопасности Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) осуществляет научную и научно-исследовательскую, методическую, консультационную, практическую деятельность в области правового обеспечения национальной безопасности. - изучение российского и зарубежного законодательства по вопросам оценки существующих и потенциальных угроз национальной безопасности, а также обеспечения национальной безопасности, практики его применения и развития; - участие в разработке образовательных программ, в том числе дополнительного профессионального образования, по направлению «Правовое обеспечение национальной безопасности»; -содействие заинтересованным сторонам в развитии международного, межрегионального и межведомственного сотрудничества по правовым вопросам в сфере национальной безопасности.

Обращение к читателю (Н.П. Патрушев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Раздел I. Постатейный комментарий Федерального закона "О Федеральной службе
безопасности"
Преамбула (комментарий В.Е. Чеканова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава I. Общие положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Статья 1. Федеральная служба безопасности и ее назначение (коммент
А.Б. Гвоздева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Статья 2. Органы федеральной службы безопасности (коммент. В.В. Бараненкова) .18
Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения
безопасности ((коммент. В.М. Редкоуса) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Статья 4. Правовая основа деятельности федеральной службы безопасности
(коммент. В.Г. Шевченко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Статья 5. Принципы деятельности федеральной службы безопасности (коммент
В.Е. Чеканова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности
федеральной службы безопасности (коммент. И.Л. Трунова) . . . . . . . . . . . 37
Статья 7. Защита сведений о федеральной службе безопасности (коммент
Д.А. Шаповалова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Статья 71. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности
федеральной службы безопасности (коммент. Ю.В. Берладира) . . . . . . . . . . 52
Глава II. Основные направления деятельности органов федеральной службы
безопасности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Статья 8. Направления деятельности органов федеральной службы безопасности
(коммент. М.В. Жигуленкова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Статья 9. Контрразведывательная деятельность (коммент. П.С. Дмитриева) . . . .63
Статья 10. Борьба с преступностью и террористической деятельностью (коммент
А.Ю. Шумилова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Статья 11. Разведывательная деятельность (коммент. А.Ю. Шумилова) . . . . . . 72
Статья 111. Пограничная деятельность (коммент. В.Б. Чамарова) . . . . . . . . 80
Статья 112. Обеспечение информационной безопасности (коммент
Д.А. Шаповалова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
Глава III. Полномочия органов федеральной службы безопасности. . . . . . . . 90
Статья 12. Обязанности органов федеральной службы безопасности. . . . . . . .90
Статья 13. Права органов федеральной службы безопасности (коммент
В.Я. Насонова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
Статья 14. Применение оружия, специальных средств и физической силы (коммент
В.Я. Насонова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Статья 15. Взаимодействие с российскими и иностранными учреждениями (коммент
Ь.В. Ганюшкина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105
Глава IV. Силы и средства органов федеральной службы безопасности. . . . . .110
Статья 16. Сотрудники органов федеральной службы безопасности (коммент
Ю.М. Ныркова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
Статья 17. Правовая защита сотрудников органов федеральной службы
безопасности (коммент. Л.К. Айвар) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Статья 18. Социальная защита сотрудников органов федеральной службы
безопасности (коммент. Л.К. Айвар) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Статья 19. Лица, содействующие органам федеральной службы безопасности
(коммент. В.А. Шматко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Статья 20. Информационное обеспечение органов федеральной службы безопасности
(коммент. Д.А. Шаповалова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Статья 21. Утратила силу с 1 июля 2003 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Статья 22. Утратила силу с 1 июля 2003 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Глава V. Контроль и надзор за деятельностью органов федеральной службы
безопасности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Статья 23. Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности
(коммент. В.Н. Лопатина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Статья 24. Прокурорский надзор (коммент. В.Н. Лопатина) . . . . . . . . . . .150
Глава VI. Заключительные положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Статья 25. О правопреемниках органов федеральной службы безопасности
(коммент. С.С. Юрьева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Статья 26. Вступление настоящего Федерального закона в силу (коммент
А.Ю. Шумилова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Раздел II. Концептуальные основы национальной безопасности Российской
Федерации
Глава 1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. . . . . .167
Особенности правового положения Федеральной службы безопасности Российской
Федерации в системе обеспечения национальной безопасности России
(В.Н. Ушаков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183
Состав и структура федеральной службы безопасности. Проблемы правовой
терминологии (В.В. Бараненков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Национальная безопасность: природа, содержания (И.К. Харичкин) . . . . . . . 197
О некоторых базовых категориях Закона Российской Федерации "О безопасности"
и Концепции национальной безопасности Российской Федерации (А.В. Опалев) . . 203
Некоторые проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации в современных условиях (В.Е. Чеканов) . . . . . . . . . 210
Обеспечение экономической безопасности - ключевая составляющая национальной
безопасности России (А.П. Тарнаев, А.Б. Гвоздев) . . . . . . . . . . . . . . 220
Международная безопасность и международное право (Б.В. Ганюшкин) . . . . . . 223
О дальнейшем совершенствовании содержания Концепции национальной безопасности
Российской Федерации в современных условиях (П.С. Дмитриев) . . . . . . . . .238
Глава 2. Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской
Федерации в пограничной сфере. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
Раздел III. Правовые основы деятельности Федеральной службы безопасности
(международные договоры Российской Федерации, законы, иные нормативные акты)
Научные статьи
Глава 1. Международные договоры Российской Федерации. . . . . . . . . . . . 273
Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. . . . . . . .273
Декларация Совещания министров "восьмерки" в Оттаве по борьбе с терроризмом
от 12 декабря 1995 года. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .286
Решение о Концепции формирования информационного пространства Содружества
Независимых Государств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994 года "Декларация
о мерах по ликвидации международного терроризма" . . . . . . . . . . . . . . 301
Договор о сотрудничестве в охране границ государств - участников Содружества
Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество. . . . . 309
Глава 2. Законы Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 "О безопасности" . .314
Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ "Об обязательном
государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан,
призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы,
органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и
сотрудников федеральных органов налоговой полиции" . . . . . . . . . . . . . 321
Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" . . 328
Глава 3. Иные нормативные правовые акты. . . . . . . . . . . . . . . . . . .341
Указ Президента Российской Федерации от 12 июня 1996 года № 861
"О дополнительных мерах по социальной защите членов семей пропавших без вести
при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике
военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации,
Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий и направленных для восстановления экономики и социальной
сферы Чеченской Республики граждан" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .341
Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2000 года № 1054 "О льготных
условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных)
званиях" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2001 года № 61 "О мерах
по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской
Федерации" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2003 года № 715
"О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-
Кавказского региона Российской Федерации" . . . . . . . . . . . . . . . . . .345
Глава 4. Научные статьи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .348
Размышляя о сущности оперативно-розыскной деятельности (А.Ю, Шумилов) . . . .348
Актуальные проблемы борьбы с преступностью в контексте национальной
безопасности (В.И. Попов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .354
Совершенствование правовых основ противодействия терроризму (И.Л. Трунов) . .379
К вопросу об организации работы по противодействию терроризму на промышленных
объектах (А.С. Щербаков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
Глава 5. Пограничная деятельность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .390
Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" .390
Правовое регулирование пограничной деятельности (С.С. Байманов) . . . . . . .418
О мерах по совершенствованию законодательства, регулирующего общественные
отношения в пограничной сфере (В.Б. Чамаров) . . . . . . . . . . . . . . . . 437
О системе обеспечения национальных интересов Российской Федерации в морском
пограничном пространстве (Н.Н. Кудинов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . .445
Федеральная служба безопасности в системе обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации в морских пограничных пространствах
(С.Н. Русин) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 455
Установление пограничных зон и их режимов - неотъемлемая составная часть
пограничной деятельности (В.Э. Хондожко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 466
Раздел IV. Обеспечение законности в деятельности Федеральной службы
безопасности Российской Федерации
Глава 1. Принцип законности в деятельности федеральной службы безопасности. 485
Теоретические аспекты обеспечения законности в исполнительно-распорядительной
деятельности федеральной службы безопасности (Ю.И. Рябчиков) . . . . . . . . 485
Юридическая безопасность человека в Российской Федерации (А.А. Толкаченко) . 490
Социально-правовые гарантии возмещения вреда сотрудникам органов федеральной
службы безопасности при выполнении служебных обязанностей (И.Л. Трунов) . . .503
Глава 2. Обеспечение информационной безопасности. . . . . . . . . . . . . . 508
Правовая основа участия органов федеральной службы безопасности
в информационном противоборстве (Л.В. Воронцова) . . . . . . . . . . . . . . 508
Защита объектов информационного противоборства в сфере национальной
безопасности Российской Федерации (А.М. Егоров) . . . . . . . . . . . . . . .521
Глава 3. Комментарий статей Уголовного кодекса Российской Федерации, составы
преступлений которых подследственных органам федеральной службы безопасности 532
Уголовно-правовой анализ составов преступлений, подследственных органам
федеральной службы безопасности (А,Ю. Шумилов) . . . . . . . . . . . . . . . 532
Раздел V. Концептуальные основы совершенствования законодательства
по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации
О проекте федерального закона "О контрразведывательной деятельности"
(П.С. Дмитриев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .581
Концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
закон "О федеральной службе безопасности" . . . . . . . . . . . . . . . . . .585
Концепция проекта федерального закона "О противодействии терроризму" . . . . 587
Концепция проекта федерального закона "О статусе и защите Государственной
границы Российской Федерации" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .589