Акцизы на нефтепродукты в году. Что облагается и кто должен платить. Бензин в пользу регионов

Повешение цен на самые популярные товары у россиян, такие как топливо, табак, алкоголь, не обойдет стороной и 2017 год. Дума на последнем, третьем, чтении приняла закон об изменении в налоговом кодексе. Это коснулось акцизного товара, расширился список подакцизных товаров.

Так что такое акциз, как он влияет на повышение цен на особо популярные товары и будут ли повышать акциз на бензин в 2017 году?

Что такое акциз и зачем он нужен

Обыватели неоднократно слышали, что поднятие акциза на тот или иной товар влечет за собой повышение цен. Так что же такое этот акциз? Это своего рода косвенный налог, с помощью которого государство пополняет казну.

Наиболее популярными в списке на повышение налога (акциза) являются табак, топливо, алкоголь. Человек как заправлялся, так и будет заправляться, даже если цена на бензин станет выше. Курильщики как курили, так и будут курить, поэтому такие товары всегда в цене у покупателя.

Поднимая этот налог, государство бьет по карману россиянина. Поэтому акциз нужен государству, чтобы получить прибыль.

Акциз имеет отличие от других видов налогов, например, такого как НДС. Акцизы действуют только в производственной сфере, и список подакцизных товаров очень ограничен, что позволяет контролировать их производителя.

В последнее время акцизы постоянно растут, и это тянет рост цен на особо значимые продукты, поэтому многие уже знают, если выросла цена на бензин, то стоить ждать увеличение цен на продукты питания.

Транспортные компании заправляются топливом и, чтобы покрыть собственные расходы, увеличивают цены на транспортные услуги, перевозя продукты питания до конечного покупателя. И последний, кто за все платит, и есть сам потребитель.

На сколько повысить топливо

Начиная с января, кошельки многих россиян начнут худеть. Это связано с тем, что правительство решило увеличить налог (акциз). Практически в каждой российской семье имеется один автомобиль, а то и два. Естественно, его нужно заправлять, и многих волнует вопрос, на сколько в нашей стране подорожает бензин.

Подорожание бензина планируется на последующие три года. Посмотрим, как будут увеличены цены на бензин Евро-5 в течение трех запланированных лет:

Запланированное увеличение цен повышает долю налоговой составляющей. Дизельное топливо увеличится на 80 процентов, бензин на процентов.

Как считают аналитики, общее повышение акцизов на бензин в 2017 годубудет составлять примерно 10 процентов. Нефтяные компании также могут накинуть свою долю подражания, так как будут нести расходы. И россиянам придется заплатить за бензин АИ-95 в среднем 38 рублей за литр. Если раньше заправка бака составляла полторы тысячи рублей, то сейчас нужно будет выложить 1 700 рублей.

Цена на бензин зависит от акциза, введённого правительством. Не стоит привязывать стоимость бензина к росту или падению цен на нефть. Сколько придется россиянам платить за бензин, сигареты, билеты и т.д., решают чиновники, а не курс доллара и цена на нефть.

Повышение цен — вынужденная мера?

Повышая акцизы на бензин,правительство таким образом пытается закрыть в бюджете дыры. Можно быть уверенным, что индексация цен на нефтепродукты потянет за собой повышение цен остальных потребительских товаров.

Если равняться на цены на нефть, то можно сделать вывод, что должно все снижаться, но рост цен на продукты, которые наиболее популярны у населения, будет продолжаться в течение трех лет.

Аналитики предположили, повышая акциз на бензин 2017году, что поднимется бензин примерное на 2 рубля. И будет наблюдаться стабильное повышение в течение последующих трех лет. Из-за нестабильного экономического положения в стране, из-за санкций, введенных западом, экономика страны сильно пошатнулась.

В связи с тем, что акцизы на нефтепродукты в 2017 году будут увеличены, правительство планирует собратьв бюджет государства более 50 миллиардов рублей, в 2018 году увеличение достигнет 75 миллиардов, в 2019 бюджет пополнится на 90 миллиардов рублей.

Пока в стране не наступит стабилизация и экономика не нормализуется, можно ожидать, что поднятие акцизов будет продолжаться.

Если уменьшается инвестирование в производство, то это приводит к кризису на предприятии, снижается его рентабельность, возможна даже его ликвидация. Единственная надежда на правительство, которое пытается как-то выровнять ситуацию в стране, даже вводя повышение акциза на значимые товары.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 5 минут

А А

Размеры акциз на нефтепродукты в 2017 году

К облагаемым этим сбором нефтепродуктам, согласно статье 181 Налогового Кодекса РФ (НК РФ), относятся:

  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • прямогонный бензин;
  • моторные масла, используемые в карбюраторных, дизельных или инжекторных двигателях.

В данной статье мы разберем основные правила исчисления таких сборов для этих продуктов, за исключением отправляемого для дополнительной переработки прямогонного бензина.

Согласно статьи 182-ой НК РФ, в качестве объекта обложения принимаются операции по реализации на территории России произведенных продуктов, относящихся к подакцизным. Под реализацией понимается передача права собственности на конкретный товар. Реализация же их становится объектом налогообложения в случае, когда её производят их непосредственные производители.

Бывают случаи, когда объектом обложения признается не реализация, а передача. Основное отличие этих операций в том, что при передаче собственник не меняется, однако производители все равно должны начислять сумму этого сбора (статья 182 НК РФ).

К таким операциям на территории РФ относятся:

  • передача произведенных из давальческого сырья товаров или его собственнику, или иным лицам (включая получение в собственность в качестве оплаты услуг по изготовлению). Другими словами, если что-то производится из давальческого сырья, то акциз всегда платит переработчик;
  • передача внутри организации произведенных ею продуктов с целью дальнейшего изготовления из них не облагаемых этим сбором продуктов; исключение составляют такие операции с прямогонным бензином, произведенным самой организацией, для дальнейшего изготовления нефтехимических материалов;
  • передача произведенных материалов для собственных нужд;
  • передача таким материалов, произведенных самой организацией, в свой уставный капитал, либо в паевые кооперативные фонды, либо как взнос по договору о совместной деятельности;
  • передача, при которой хозяйственное товарищество или общество произведенные им облагаемую этим налогом продукты передает своему участнику, или его наследнику (правопреемнику) в случае его выхода из этого товарищества или общества;
  • передача облагаемых продуктов, которая была изготовлена по договору простого товарищества, участнику или правопреемнику такого договора, если его доля имущества либо выделяется из общей собственности участников такого договора, либо происходит раздел этого имущества;
  • передача изготовленной на предприятии продукции в качестве давальческого сырья.

Как уже было сказано выше, плательщиками этих налоговых сборов выступают производители. Но есть одна операция, при которой их платит посредник. Этой операцией является реализация такими посредниками товаров, которые они получают либо в качестве конфискованных решением суда, либо бесхозяйственных, либо полученных путем отказа в пользу государства (они должны быть обращены либо в государственную, либо в муниципальную собственность).

Если нефтепродукты изготовлены за пределами РФ, то акциз возникает при их ввозе в Россию, и уплачивается на таможне (для всех государств, кроме Республики Беларусь). Кроме того, производством считается любое смешивание нефтепродуктов, посредством которого на выходе получается продукт, который попадает под обложение этим сбором (пункт 3 статьи 182 НК РФ).

Стоит сказать, что данные операции признаются производством только в тех случаях, когда после смешивания получается товар с более высокой утвержденной ставкой, чем его ингредиенты. Такая поправка действует с 1 января 2009-го года, и с этого момента акциз не платится, если при смешивании получается продукт с равной или более низкой, чем у его компонентов, ставкой исчисления.

Другими словами, этот сбор не будут платить организации или частные предприниматели, которые, например, получают автомобильный бензин следующим смешиванием:

Обложение нефтепродуктов, ввозимых на территорию РФ из Республики Беларусь, регулируется Соглашением между правительствами этих стран, которое вступило в силу 1 января 2005 года. По нему его платят по месту постановки на учет отечественных налогоплательщиков, а не на таможне. Кроме того, не облагаются ввозимые продукты, если их назначение – давальческое сырье, с последующим вывозом полученной продукции за пределы РФ.

Если же подакцизные товары произведены на территории Республики Беларусь из российского давальческого сырья, а затем ввозится обратно в Россию, то этот сбор платит организация, которая осуществляет обратный ввоз.

Размер ставок в 2017-ом году

Акцизы на нефтепродукты в 2017 году установлены следующие (руб/тонна):

  • автомобильный бензин, не соответствующий 5-му классу – 13 100;
  • автомобильный бензин, соответствующий 5-му классу – 10 130;
  • дизтопливо – 6 800;
  • моторные масла – 5 400;
  • прямогонный бензин – 13 100;
  • бензол, ортоксилол, параксилол и авиационный керосин – 2 800;
  • средние дистилляты – 7 800.

Любая сумма этого налога (в том числе при операциях импорта) рассчитывается путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку.

Согласно статье 187 НК РФ, определение налоговой базы производится по каждому виду такого продукта отдельно. Все эти виды перечислены в статье 193 НК РФ, а их количество равно количеству ставок.

Для тех видов продукции, на которые определены специфические налоговые ставки, налоговой базой является объем либо реализованных, либо переданных товаров в его натуральном выражении (например, вес в тоннах).

Закрепленное пунктом 2 статьи 199 НК общее правило определяет, что суммы акцизов, которые платит покупатель, приобретая облагаемый ими продукт, включаются в его стоимость. Исключением из этого правило является ситуация, когда такие товары предназначены для дальнейшего использования в качестве сырья с последующим изготовлением из них других видов продукции, облагаемой этим сбором. В таком случае уплаченные суммы этого сбора принимают к вычету. При этом необходимо, чтобы ставки на компоненты и на полученную из них продукцию были рассчитаны на одинаковые единицы измерения налоговых баз.

Примером такой операции, к которой применимы вычеты, может служить изготовление из прямогонного бензина – автомобильного, либо получение автомобильного бензина с более низким показателем октанового числа.

К вычету принимают только те суммы налогов, которые были выплачены фактически, причем они применяются только в той части стоимости сырья, облагаемого акцизом, которая фактически включена в производственные расходы.

Применение налоговых вычетов в случае производства продукции из сырья, предоставленного на давальческой основе

В этом случае акциз начисляет как сам производитель давальческого нефтепродукта, так и его переработчик. Налоговые вычеты в таких ситуациях позволяют исключить двойное налогообложение. Другими словами, при такой операции сумма выплаты сбора уменьшается на ту сумму, которая уже уплачена собственником давальческого сырья.

Товары, изготовленные из давальческого сырья, может и дальше служить основой для производства подакцизных товаров, причем тоже – на давальческой основе. Если результатом такой вторичной переработки является продукт, облагаемый акцизом, то налоговые вычеты принимаются при наличии следующих документов:

  • копии первичных документов, которые подтверждают факт того, что налогоплательщик предъявил собственнику сырья рассчитанную акцизную сумму по тем продуктам, которые были получены как результат первичной переработки;
  • платежные документы с банковской отметкой, которые подтверждают факт того, что собственник сырья выплатил стоимость производства с включенной в него суммой акциза.

Применение вычетов в ситуациях, когда для производства применялась технология смешивания (с 1 января 2009-го года)

Как мы уже сказали ранее, действующая редакция 182-ой статьи НК РФ (пункт 3) приравнивает к производству любые виды смешивания товаров, производимого в местах их реализации и хранения, результатом которого является получение подакцизной продукции.

К примеру, если организация покупает бензин с октановым числом 92 и добавляет в него моющую присадку, которая не меняет октановое число полученного улучшенного бензина, то ставка остается такой же, как на приобретаемый бензин Аи-92. Дополнительный сбор в этом случае организация не платит, поскольку он уже выплачен продавцу сырья.

Однако, на практике такое возможно не всегда. К примеру, если нефтепродукт, применяемый в качестве сырья, организация покупает не у его производителя, а у перекупщика, который плательщиком этого сбора не является.

Еще раз вспомним, что право на налоговый вычет в части суммы акциза, которая уплачивается при покупке продукта, имеют налогоплательщики, которые используют этот продукт для изготовления другой продукции, также облагаемой этим налогом. Налоговые вычеты принимаются в случае наличия счетов-фактур и предоставления расчетных документов, которые подтверждают подтверждающих выплату акциза продавцу сырья.

Стоит сказать, что выделять эту сумму в расчетных документах отдельной строкой и предъявлять её покупателю в момент реализации продукции имеет право только её производитель. Исходя из этого, налогоплательщик, который использует такие продукты в качестве сырья, имеет право на налоговый вычет лишь в том случае, если эти продукты были куплены не у перекупщика, а у непосредственного производителя.

Также напомним, что с 1 января 2009 года этот сбор не платится, если в процессе смешивания получается товар, акцизная ставка для которого равна или меньше аналогичной ставки на первичный продукт.

Такими операциями являются:

  • передача облагаемой продукции между внутренними подразделениями организации, которые не являются самостоятельными налогоплательщиками, с целью изготовления из них другой облагаемой продукции. Для примера можно привести операцию, при которой бензин одной марки передается в другое подразделение этой же организации с целью изготовить из него бензин другого сорта. Причем это подразделение может находиться на другой территории, но не является самостоятельным налогоплательщиком. Такая операция этим налогом не облагается.
  • от выплаты освобождаются также экспортные операции по вывозу продукции, в случае соблюдения в их процессе ряда условий. Право на освобождение от таких выплат имеет только их непосредственный плательщик, который является производителем вывозимой продукции (под эту категорию попадают изготовители продуктов из давальческого сырья). Такое освобождение регламентируется пунктом 2 статьи 184 Налогового кодекса РФ. Такое право остается у налогоплательщика и тогда, когда экспортная операция проводится другой организацией, на основании поручения налогоплательщика-производителя или собственника давальческого сырья. Такое поручение должно быть оформлено либо договором комиссии, либо договором поручения, либо агентским договором.

В случае, когда облагаемый сбором нефтепродукт куплен на территории РФ, а затем его покупатель перепродает его за пределы страны, то от уплаты не освобождается ни перепродавец, осуществляющий экспортную операцию, ни производитель этого товара. Также ни тот, ни другой не имеют права на возмещение ранее уплаченных сумм этих сборов.

Освобождение экспортных операций от выплаты производится на основании предоставленного в налоговые органы банковского поручительства или банковской гарантии.

Это необходимо для того, чтобы подтвердить факт обязанности банка выплатить как саму сумму акциза, так и возможные пени, если:

  • налогоплательщик в течение 180-ти календарных дней с даты реализации не предоставит в налоговые органы документы, которые подтвердят факт вывоза продукции за территорию РФ;
  • если он сам не оплатит сбор и возникшие пени.

В случае отсутствия таких банковских гарантий, налогоплательщик должен оплатить всю сумму этого сбора в установленном на внутреннем рынке порядке, а в последующем, после предоставления в налоговые органы подтверждающих экспортную операцию документов, подать эту сумму к возмещению, которое регламентируется 203-ей статьей НК РФ.

Таблица со ставками акцизов на 2017 год приведена в данном материале для бухгалтеров. Актуальные ставки на подакцизные товары необходимы для верного расчета и перечисления в бюджет необходимой суммы.

Виды ставок

Ставки акциза зависят от вида товаров и установлены на 2017 года статьей 193 Налогового кодекса РФ.
Товары, признаваемые подакцизными, перечислены в пункте 1 статьи 181 НК РФ. К подакцизным товарам относятся:

  • спирт этиловый из всех видов сырья;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • авиационный керосин;
  • природный газ.

Варианты расчета

Ставки акцизов на 2017 год для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Однако варианты расчета акцизов в 2017 году могут быть различными. Это зависит от формы установления ставки. Приведем пояснения по разным вариантам расчета.

Акцизы 2017 года
Твердые ставки Комбинированные ставки
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187-191 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Ставки акцизов для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187- 191 НК РФ.

Ставки акцизов на 2017 год: общая таблица

С 1 января 2017 года в пункт 1 статьи 193 НК РФ внесен ряд изменений. В частности, увеличились ставки акцизов на этиловый спирт, алкоголь и табачные изделия. Например, ставки для сидра, пуаре и медовухи увеличатся до 21 руб. за 1 литр (в 2016 году было 9 руб. за 1 литр), а ставки для сигар составят 171 руб. за 1 штуку (в 2016 году было 141 руб. за 1 шт.). Соответствующие поправки предусмотрены Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.

С 2017 года в перечень подакцизной продукции добавлены электронные системы доставки никотина, жидкости для электронных систем доставки никотина и табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания (новые подп. 15 – 17 п. 1 ст. 181 НК РФ). Таким образом, с 2017 года введен акциз на вейпинг. Подробнее об изменениях по акцизам с 2017 года см. « ».

Этиловый спирт
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Этиловый спирт из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец и дистилляты (винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) При реализации производителям:
· спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке;
· спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке
При реализации плательщикам авансового акциза (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию с территорий государств – членов Таможенного союза, являющийся товаром Таможенного союза)
При передаче в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ
При передаче производителями в структуре одной организации или при реализации для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ
При реализации организациям, которые не платят авансовый акциз (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию, не являющийся товаром Таможенного союза) 107 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
При передаче в структуре одной организации для совершения операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, кроме этилового спирта:
– который передается в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется (передается в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется для производства продукции бытовой химии и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке
Спиртосодержащая продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция (кроме парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлических аэрозольных упаковках)
Алкогольная продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (кроме пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 523 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вина, фруктовые вина (кроме вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 18 руб. за 1 л
Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, кроме игристых вин (шампанских) 5 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские), кроме игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 36 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 14 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно 0 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные без добавления спирта этилового 21 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента 39 руб. за 1 л
Сидр (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л
Пуаре (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л
Медовуха (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 до 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8% меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта) 21 руб. за 1 л
Табак и табачная продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) 2520 руб. за 1 кг
Сигары 171 руб. за 1 шт.
Сигариллы (сигариты), биди, кретек 2428 руб. за 1000 шт.
Сигареты, папиросы 1562 руб. за 1000 шт. + 14,5% расчетной стоимости, определяемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 2123 руб. за 1000 шт.)
Табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания 4800 руб. за 1 кг
Электронные системы доставки никотина 40 руб. за 1 шт.
Жидкости для электронных систем доставки никотина 10 руб. за 1 мл
Автомобили и мотоциклы
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно 0 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно 43 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) 420 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)
Нефтепродукты
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Автомобильный бензин:
не соответствующий классу 5 13 100 руб. за 1 т
класса 5 10 130 руб. за 1 т
Дизельное топливо 6800 руб. за 1 т
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 5400 руб. за 1 т
Прямогонный бензин 13 100 руб. за 1 т
Бензол, параксилол, ортоксилол* 2800 руб. за 1 т
Авиационный керосин 2800 руб. за 1 т
Средние дистилляты 7800 руб. за 1 т

Акциз на бензин - 2018 : кто является его плательщиком? Какие ставки установлены на 2018 год? Когда необходимо представлять декларацию и оплачивать акциз на бензин? Подробно расскажем об этом в нашей статье.

Общее понятие акциза

Акциз — это один из видов косвенных налогов, применяемых к товарам массового потребления, который включается в стоимость товара. Акциз, как правило, устанавливается на высокодоходные товары с целью регулирования спроса на них.

Бензин относится к группе высокодоходных товаров и является подакцизным. Акцизные сборы по нему — один из источников формирования доходов госбюджета.

О других видах подакцизных товаров читайте в материале .

Налогоплательщики акциза на бензин

Плательщиками акциза на бензин признаются предприятия и индивидуальные предприниматели, производящие бензин и осуществляющие его переработку, при его непосредственной реализации, а также в иных случаях, установленных ст. 182 НК РФ. Важно отметить, что плательщиками акциза на бензин являются его производители и переработчики. В случае, когда лицо осуществляет оптово-розничную или розничную продажу бензина, оно не будет налогоплательщиком.

Акциз на бензин: размер ставок в 2018 году

Ставки акцизов на бензин на 2018 год установлены ст. 193 НК РФ. Они различаются в зависимости от класса бензина:

  • прямогонный бензин и автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, — 13 100 руб. за 1 т;
  • бензин класса 5 — 11 213 руб. за 1 тонну (с 01.01.2018 по 30.06.2018) и 11 892 руб. за тонну (с 01.07.2018 по 31.12.2018).

В 2018 году по сравнению с 2017 годом ставки налога на прямогонный и автомобильный бензин, не соответствующий 5-му классу, не изменились, а для бензина 5-го класса ставки акциза были повышены, причем дважды — с 01.01.2018 и с 01.07.2018. В следующие два года также предусмотрен рост ставок акциза для бензина 5-го класса: 12 314 руб. за тонну в 2019 году и 12 752 руб. за тонну в 2020 году.

О ставках акцизов в 2018 году читайте в материале .

Сроки уплаты акциза и представление налоговой декларации

Оплачивать акциз на бензин и представлять декларацию в налоговый орган необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Следует помнить, что уплата акциза на бензин должна осуществляться по месту фактического производства или переработки бензина (п. 4 ст. 204 НК РФ). Декларация подается в налоговый орган по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения (п. 5 ст. 204 НК РФ).

Об особенностях заполнения декларации по бензину читайте в материале .

Итоги

Бензин — сверхприбыльный товар, что делает его весьма привлекательным с точки зрения налогообложения. Ставки акцизов на бензин достаточно часто пересматриваются. Хотя на 2018 год по прямогонному и автомобильному бензину, не относящемуся к 5-му классу, они сохранены в тех же значениях, которые действовали в 2017 году, для бензина 5-го класса ставки акциза в 2018 года повышаются дважды — с января и июля 2018 года.