Аксиомы о потенциальной опасности жизнедеятельности человека. Аксиома о потенциальной опасности деятельности. Аксиома «о потенциальной опасности»

Аксиома о потенциальной опасности - основополагающий постулат БЖД: потенциальная опасность является универсаль­ным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла.

Аксиома о потенциальной опасности предопределяет, что все действия человека ивсе компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме про­чих позитивных свойств и результатов, обладают способнос­тью генерировать опасные и вредные факторы. При этом лю­бое новое позитивное действие или результат неизбежно со­провождаются возникновением новой потенциальной опасно­сти или группы опасностей.

Очевидно, что на всех этапах своего развития человек по­стоянно стремился к обеспечению личной безопасности и со­хранению своего здоровья. Это стремление было мотивацией многих его действий и поступков. Создание надежного жили­щане что иное, как стремление обеспечить себя и семью защи­той от естественных опасных (молния, осадки, животные и т. п.) и вредных (пониженная и повышенная температура, сол­нечная радиация и т. п.) факторов. Но появление жилища гро­зило его обрушением, внесение в него огня - отравлением при задымлении, ожогами и пожарами.

Даже в быту нас сопровождает большая гамма негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недобро­качественная пища; шум, инфразвук; вибрация; электромагнит­ные поля от синтетических материалов, бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; иони­зирующие излучения (естественный фон, медицинское обсле­дование, фон от строительных материалов, излучения прибо­ров, предметов быта); медикаменты при избыточном и непра­вильном их потреблении; алкоголь; табачный дым; бактерии; аллергены и другие факторы.

Анализ общественной практической деятельности показывает, что любая деятельность потенциально опасна. Она заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей.

Мы не ощущаем до определенного момента увеличение концентрации СО 2 в воздухе. Его содержание в воздухе должно быть не более 0,05%, хотя в помещениях оно постоянно увеличивается. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявляется появлением усталости, вялости, снижением трудоспособности. При систематическом нахождении в таком помещении у человека изменяется частота, глубина и ритм дыхания, частота сердечных сокращений, изменение артериального давления.

Потенциальная опасность как явление – это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. По степени и характеру действия на организм все факторы делят на вредные и опасные.



Вредные - факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности.

Опасные - факторы, которые приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. Это деление условное, т.к. любые вредные в определенных условиях могут быть опасными. Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которое оценивается риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни.

Риск - это количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев заболеваний, нетрудоспособности, вызванных на человека конкретной опасностью (ток, ядовитые вещества), отнесенные на определенное количество жителей.

Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий.

В мировой практике находит признание концепция приемлемого риска- риск, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности. Приемлемый риск гибели для человека принимается равным 10 -6 в год, т.е. 1 на 1000000 случаев в год. Степень риска оценивается в мировой практике для различных видов деятельности вероятностью смертельных случаев.

В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в такой опасной ситуации, когда физические и психологические нагрузки достигают таких пределов, при которых индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Это экстремальные ситуации.

Следовательно, безопасность жизнедеятельности – это такое состояние окружающей среды, при котором исключена возможность повреждения организма человека в процессе его разнообразной деятельности.

В процессе эволюции человеческий организм приспособился к экстремальным климатическим условиям - низким температурам севера, высоким температурам экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и в сырых болотах.

В естественных условиях человек имеет дело с энергией солнечной радиации, движения ветра, волн, земной коры. Уровни энергии естественного происхождения остаются практически неизменными.

Современные технологии и технические средства позволяют снизить их опасность, однако сложность прогнозирования природных процессов и изменений в биосфере, недостаточность знаний о них, создают трудности в обеспечении безопасности человека в системе «человек - природная среда».

Концентрация загрязняющих веществ в воздухе помещений в десятки раз выше, чем на улице. Наиболее существенное загрязнение производит формальдегид - бесцветный газ, входящий в состав синтетических материалов и выделяемый различными веществами: мебелью, коврами и синтетическими покрытиями, фанерой, пенопластом.

Мебель изготавливается из древесностружечных плит, в связующую массу входит формальдегид. Синтетические материалы выделяют также винилхлорид, сероводород, аммиак, ацетон и многие другие соединения, которые, смешиваясь, образуют еще более токсичные вещества.

Мебель дает около 70% загрязнения воздуха жилого помещения, опасная концентрация токсических газов скапливается в закрытых шкафах и ящиках. Опасны выделения из синтетических материалов при пожарах. Органическое стекло и поролон при горении выделяют синильную кислоту и другие сильные яды. Сжигание синтетических материалов в быту не допустимо. В лаках и красках содержатся токсичные вещества, обладающие как общетоксичными, так и специфическими видами действия - аллергенными, канцерогенными, мутагенными и другими.

Ядохимикаты: для борьбы с насекомыми (инсектициды), с сорняками (гербициды), с болезнями растений (фунгициды).

Материалы с повышенной радиоактивностью могут вместе со строительными материалами (гранитом, шлаком, глиной и др.) попасть в строительные материалы, конструкции жилых домов и создавать опасность радиоактивного газа радона. Выделяющийся из строительных материалов и из грунта радон может накапливаться в непроветриваемом помещении, при этом продукты распада радона вдыхаются с пылью.

Опасные и вредные факторы, обусловленные деятельностью человека и продуктами его труда, называются антропогенными. Природная среда также может быть источником опасных и вредных факторов, которые квалифицируются как естественные. Они возникают при стихийных явлениях (извержение вулканов, землетрясения, наводнения, молнии и т. п.), к ним относятся повышенные и пониженные температуры окружаю­щей среды; повышенный радиационный фон; обвалы, оползни, сход лавин и т. п.

Рост антропогенного воздействия на природную среду не всегда ограничивается лишь прямым воздействием, например, ростом концентраций токсичных примесей в атмосфере.

При определенных условиях возможно проявление негативных вто­ричных воздействий на природную среду и человека. К ним относятся процессы образования кислотных дождей, смога, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя Земли; на­копления токсичных и канцерогенных веществ в организме животных и рыб, в пищевых продуктах и т. п.


Б 40 безопасность жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей заочной формы обучения /А.А.Волкова, В.Г. Шишкунов, г.В.Тягунов. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ - УПИ», 2008. 239 с.

Учебно-методическое пособие включает конспект лекций по курсу «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), состоящий из разделов:

Теоретические основы БЖД:

Экологические аспекты БЖД;

Безопасность производственно деятельности;

Безопасность в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

По каждому разделу приводятся контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

Пособие предназначено для студентов всех специальностей заочной формы обучения.

Библиогр.: 14 назв. Табл. 23. Рис. 42.

УДК 355.244.22 (075.8)

ББК 68.9 я 73


Раздел 1
Теоретические основы БЖД

Предмет и задачи дисциплины «безопасность жизнедеятельности»

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) как научно-техническая дисциплина изучает опасности, угрожающие человеку в среде обитания, закономерности их проявления в целях разработки комплексной системы мер по защите человека и среды обитания от природных опасностей или формируемых в процессе деятельности человека.

В центре внимания БЖД находится человек как самоцель развития общества. Жизнь и здоровье человек – это непреходящие ценности, обладающие наивысшим приоритетом.

Основные понятия БЖД

В научной теории БЖД ключевыми понятиями являются среда обитания, деятельность, опасность, риск и безопасность.

Среда обитания окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство



Опасности – процессы, явления, предметы, оказывающие негативное воздействие на жизнь и здоровье человека

здоровье –это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (преамбула Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Деятельность активное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность для существования человека в этой среде.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности

Жизненный опыт человека показывает, что любой вид деятельности, будучи полезен для его существования, одновременно может быть источником негативных воздействий. Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла, как в бытовой, так и в производственной сфере.

Анализ деятельности и жизни людей дает основания для утверждения, известного как «аксиома о потенциальной опасности» и подразумевающего, что любая деятельность потенциально опасна.

Потенциальная опасность как явление - это возможность воздействия на человека негативных или несовместимых с жизнью факторов.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности – основополагающий постулат – положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования системы безопасности:

  • невозможно разработать абсолютно безопасный вид деятельности человека, разработать абсолютно безопасную технику;
  • ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевой риск).

Опасности – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное воздействие на жизнь и здоровье человека.

Аксиома 1. Любая техническая система потенциально опасна.

Потенциальность опасности заключается в скрытом, неявном характере и проявляется при определенных условиях. Ни один вид технической системы при ее функционировании не может достичь абсолютной безопасности.

Аксиома 2. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно допустимых значений потоков создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную среду.

Аксиома 3. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы. Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем. Технические неисправности и нарушения режимов использования технических систем приводят, как правило, к возникновению травмоопасных ситуаций, а выделение отходов (выбросы в атмосферу, стоки в гидросферу, поступление твердых веществ на земную поверхность, энергетические излучения и поля) сопровождается формированием вредных воздействий на человека, природную среду и элементы техносферы.

Аксиома 4. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Травмоопасные воздействия действуют, как правило, кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве. Они возникают при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных разрушениях зданий и сооружений. Зоны влияния таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно распространение их влияния и на значительные территории, например, при аварии на ЧАЭС.


Для вредных воздействий характерно длительное или периодическое негативное влияние на человека, природную среду и элементы техносферы. Пространственные зоны вредных воздействий изменяются в широких пределах от рабочих и бытовых зон до размеров всего земного пространства. К последним относятся воздействия выбросов парниковых и озоноразрушающих газов, поступление радиоактивных веществ в атмосферу и т.п.

Аксиома 5. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно. Человек и окружающая его техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему "человек - техносфера". Одновременно существует и система "техносфера - природная среда". Техногенные опасности не действуют избирательно, они негативно воздействуют на все составляющие вышеупомянутых систем одновременно, если последние оказываются в зоне влияния опасностей.

- 76.13 Кб

Введение...................... .............................. .............................. .............................. ...2

Аксиома о потенциальной опасности..................... .............................. ..................3

Группы опасных и вредных производственных факторов...................... .............4

травматизм и профзаболевания............... .............................. .............................. ..5

Методы исследования причин травматизма................... .............................. ........5

Пожарная безопасность.................. .............................. .............................. .............5

Воздействие электрического тока на организм человека...................... ..............7

Вредное воздействие электромагнитных полей......................... ..........................8

Заключение.................... .............................. .............................. .............................. 10

Список литературы.................... .............................. .............................. ..................11

Введение

Одним из главных понятий безопасности жизнедеятельности является так называемая "аксиома о потенциальной опасности производственных процессов и технических систем".

Анализ общественной практической деятельности дает основание для утверждения о том, что существующая деятельность потенциальна, опасна.

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявляющихся опасностей. Например, мы не ощущаем до определенного момента повышенной концентрации СО2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не менее 0,05 % СО2 . Постоянно в помещении, например, в аудитории, концентрация СО2 повышена. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, нарастание его концентрации проявится проявлением усталости, вялости, ухудшением работоспособности. Но в целом организм человека, пребывающего систематически в таких условиях, отреагирует сплошными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличиванием частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму.

Потенциальная опасность как явление - это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные.

Опасный фактор--фактор, воздействие которого на работающего, потенциально может привести к травме.

Вредный производственный фактор--фактор, воздействие которого на работающего может привести к заболеванию.

Аксиома о потенциальной опасности

Аксиома о потенциальной опасности деятельности -- утверждение, согласно которому ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна; презумпция потенциальной опасности любого вида деятельности.

Взаимодействие человека со средой обитания может изменяться в весьма широких пределах: от позитивного до катастрофического, сопровождающегося гибелью людей и разрушениями. Негативные воздействия могут быть внезапно возникающими, периодическими или постоянно действующими в системе "человек-среда обитания". Источником опасности может быть все живое и неживое.

Потенциальность опасности заключается в скрытом, неявном характере проявления при определенных, нередко трудно предсказуемых условиях. Суть опасности заключается в том, что возможно такое воздействие на человека, которое приводит к травмам, заболеваниям, ухудшению самочувствия и другим нежелательным последствиям. В большей степени мы встречаемся с опасностями в процессе трудовой деятельности.

"Труд - не игра и не забава, - писал К.Д. Ушинский, - он всегда серьезен и тяжел, только полное сознание необходимости достичь той или иной цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда".

Жизнедеятельность человека потенциально опасна. Утверждение о потенциальной опасности жизнедеятельности является аксиомой, имеющей важное профилактическое значение при решении практических и теоретических вопросов безопасности. Эта аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы.

Справедливость аксиомы можно проследить на всех этапах развития системы "человек - среда обитания". Так, на ранних стадиях своего развития, даже при отсутствии технических средств, человек непрерывно испытывал воздействие негативных факторов естественного происхождения: понижение и повышение температур воздуха, атмосферные осадки, контакты с дикими животными, стихийные явления и т.п. В условиях современного мира к естественным прибавились многочисленные факторы техногенного происхождения: вибрации, шум, повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоемах, почве; электромагнитное поле, ионизирующие излучения и др.

При любом виде деятельности человека неизбежно возникают отходы и побочные эффекты. Отходы сопровождают работу промышленного и сельскохозяйственного производств, средств транспорта, использование различных видов топлива при получении энергии, жизнь животных и людей и т.п. Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы, производственного и бытового мусора, потоков механической, тепловой и электромагнитной энергии и т.п. Количественные и качественные показатели отходов, а также регламент обращения с ними определяют уровни и зоны возникающих при этом опасностей.

Значительным опасностям подвергается человек при попадании в зону действия технических систем: транспортные магистрали; зоны излучения радио- и телепередающих систем, промышленные зоны и т.п. Вероятно проявление опасности и при использовании человеком технических устройств на производстве и в быту; электрические сети и приборы, станки, ручной инструмент, газовые баллоны и сети, оружие и т.п.

Как отмечено было выше, в основе опасностей лежит человеческая деятельность, направленная на формирование и трансформацию потоков веществ, энергии и информации в процессе жизнедеятельности. Изучая и изменяя эти потоки, можно ограничить их величину допустимыми значениями. Если сделать это не удается, то жизнедеятельность становится опасной.

Мир опасностей непрерывно нарастает, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием. Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов - числу жертв, материальному ущербу. Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказывались и оказываются несвоевременными, недостаточными и, как следствие, неэффективными.

Центральное место в учении об опасности занимает аксиома о потенциальной опасности деятельности, базирующаяся на опыте человечества; любая деятельность опасна; ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности.

Не существует абсолютно безопасного вида деятельности.

При изучении опасностей часто исходят из энергоэнтропийной концепции, основные положения которой сводятся к следующему:

Повседневная деятельность человека (особенно ее производственная часть) потенциально опасна вследствие использования различных технологических, транспортных и других процессов, связанных с энергопотреблением (выработкой, хранением и преобразованием механической, электрической, химической, ядерной и другой энергии) или с использованием вредных веществ;

В результате неконтролируемого или неуправляемого выхода энергии в среду обитания возникает опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды. Наряду с выходом энергии опасность представляет выброс или сброс в воздушную или водную среду вредных веществ, загрязнение ими почвы;

Последствиями внезапного выхода энергии или выброса вредных веществ являются происшествия, связанные с гибелью или травмированием людей, повреждением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также ухудшение состояния среды обитания;

Происшествия, связанные с гибелью людей и иными негативными последствиями, возникают в результате появления и развития причинной цепи предпосылок, обусловленных неисправностью и отказами используемой техники, нерасчетными внешними воздействиями, а также ошибочными действиями людей.

Качественный анализ опасностей.

Качественный анализ опасностей проводят с целью:

Выявления (идентификации) источников опасностей и их основных характеристик;

Определения повреждающих факторов, возникающих при действии опасности;

Выявления последовательности предпосылок (причин), приводящих к развитию процесса « опасность - причины - нежелательные последствия », а также проведению анализа (оценке) этих нежелательных последствий.

В ходе такого анализа выявляются источники повышенной опасности, определяются маловероятные опасности, в случае реализации которых могут возникнуть и серьезные последствия, а также практически не осуществимые опасности.

Идентификацию опасностей проводят на основе системного анализа.

Системный анализ - это совокупность методологических средств, в основе которых лежит разделение сложных систем на составные элементы, используемые для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае - безопасности.

Системой называют целостное множество (совокупность) объектов (элементов), связанных между собой определенными отношениями и взаимодействующих таким образом, что достигается определенный результат (цель). В большинстве случаев деятельность человека системна, поскольку направлена на достижение поставленной цели, предпринимая для этого различные промежуточные действия.

Систему можно разбить на составляющие ее элементы (подсистемы первого уровня), которые в свою очередь можно разделить на подсистемы второго уровня и т.д. Графически такую систему можно представить в виде графа (дерева), состоящего из подсистем различного уровня. Понятие элемента или подсистемы является условным и относительным, так как любой элемент в свою очередь всегда можно рассматривать как совокупность других элементов. Любая система, таким образом, может быть представлена в виде совокупности подсистем разного уровня, расположенных в порядке подчиненности, т.е. имеет иерархическую структуру.

Цель системного анализа безопасности - выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.) и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.

Изучение причин возникновения нежелательных событий (причинно-следственный анализ) начинают с определения источников опасностей, конкретных предпосылок, повлекших возникновение указанных происшествий. Кроме того, определяются возможные предупредительные мероприятия, предотвращающие нежелательные события.

В технических системах нежелательные события чаще всего определяются последовательностью событий - предпосылок (причинная цепь) следующего вида:

Ошибка человека или отказ технологического оборудования, а также недопустимое внешнее воздействие;

Случайное появление опасного фактора в какой-либо части пространства;

Неисправность и отсутствие предусмотренных на этот случай средств защиты или неточные действия людей в данных условиях;

Воздействие опасных факторов на незащищенные элементы оборудования, человека или окружающую среду.

Группы опасных и вредных производственных факторов:

1 Физические:

1.1 перемещающиеся изделия заготовки, незащищенные подвижные элементы

производственного оборудования;

1.2 загазованность, запыленность рабочей зоны;

1.3 повышенный уровень шума;

1.4 повышенный уровень напряжения в электрической сети, замыкание которого

может произойти в теле человека;

1.5 повышенный уровень ионизирующего излучения;

1.6 повышенный уровень электромагнитных полей;

1.7 повышенный уровень ультрафиолетового излучения;

1.8 недостаточная освещенность рабочей зоны.

2 Химические:

2.1 раздражающие вещества

3 Биологические:

3.1 макро- и микроорганизмы

4 Психофизиологические:

4.1 физические перегрузки;

4.1.1 статические нагрузки;

4.1.2 динамические нагрузки;

4.1.3 гиподинамия

4.2 нервно-эмоциональные нагрузки:

4.2.1 умственное перенапряжение;

Описание работы

Одним из главных понятий безопасности жизнедеятельности является так называемая "аксиома о потенциальной опасности производственных процессов и технических систем".
Анализ общественной практической деятельности дает основание для утверждения о том, что существующая деятельность потенциальна, опасна.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Аксиома о потенциальной опасности.....................................................................3
Группы опасных и вредных производственных факторов...................................4
травматизм и профзаболевания.............................................................................5
Методы исследования причин травматизма.........................................................5
Пожарная безопасность...........................................................................................5
Воздействие электрического тока на организм человека....................................7
Вредное воздействие электромагнитных полей...................................................8
Заключение..............................................................................................................10
Список литературы..................................................................................................11

Аксиома о потенциальной опасности

Одним из главных понятий безопасности жизнедеятельности является аксиома о потенциальной опасности. Действие этой аксиомы распространяется на систему "человек - среда обитания". Под средой обитания следует понимать среду как естественного, так и антропогенного происхождения. Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии), кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие или результат неизбежно сопровождаются возникновением новых негативных факторов.

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей. Например, мы не ощущаем до определенного момента увеличение концентрации углекислого газа в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% углекислого газа. Постоянно в закрытом или плохо проветриваемом помещении, в котором находится достаточно большое количество людей (например, в конструкторском бюро), концентрация углекислого газа увеличивается. Он не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявится усталостью, вялостью, снижением работоспособности. Но в целом организм человека, систематически пребывающего в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Такое состояние называется гипоксией, или кислородным голоданием, и может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму и т. д.

Потенциальная опасность как явление является возможностью воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов.

Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которое оценивается риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни. Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий.

В мировой практике находит признание концепция приемлемого риска, т. е. риска, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности. Степень риска оценивается в мировой практике для различных видов деятельности вероятностью смертельных случаев.