Анализ занятия в доу по фгос до. образец самоанализа занятия в доу по фгос до. Проведение анализа открытого занятия
Аношина Анна Александровна – Старший воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №4 «Семицветик» г. Ивантеевка Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 15.06.2017г.
Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС.
С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.
Давайте вспомним, как это делается.
Начнём с титульного листа.
Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по (Область)
На тему: «……………»
для детей старшей группы.
Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.
В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.
Следующий лист начинается с программного содержания. Туда входит цель и задачи НОД.
Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.
Алгоритм постановки цели.
- Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
- Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
- Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
- Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.
- Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.
То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.
Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели являются и бывают:
Обучающими;
Развивающими;
Воспитывающими.
Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).
Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки. Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).
Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.
Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя
по подготовке к занятию: что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.
После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)
После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.
В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.
Указываются части занятия и конкретные методические приемы.
Например:
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) чтение стихотворения «Осень» А.С. Пушкина;
б) наблюдение из окна за осенним небом;
в) словесная дидактическая игра «Придумай слово» (подбор прилагательных к словам небо, осень, листва).
II. Основная часть - 15 минут.
а) беседа о погодных явлениях осенью;
б) рассматривание календарей погоды;
в) называние детьми осенних примет;
г) составление рассказов об осенней погоде;
д) называние детьми поговорок об осени;
г) дидактическая игра «С какого дерева лист»... и т.д.
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) чтение рассказа об осени;
б) прослушивание грамзаписи П.И. Чайковского «Сентябрь»;
в) обобщение воспитателя;
д) анализ занятия {о том какие знания показали дети).
Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности.
Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей - при необходимости помещается план размещения. Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.
И, наконец, начинается описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
Например:
Воспитатель: «Дети, какое время года изобразил художник на своей картине?»
Дети: «На картине изображена осень"
Воспитатель: "Правильно, на картине изображен осенний пейзаж. Художник передает красоту осенней природы красками, писатель и поэт - словами, эпитетами, а композитор музыкой. Послушайте отрывок из произведения П.И. Чайковского «Сентябрь» (включаю магнитофон).
То есть после прямой речи, в середине строки в скобках указываются действия воспитателя («включаю», «вывешиваю», «убираю» и т.д.).
Занятие завершается словами анализа.
Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта
, выглядит следующим образом:
1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей.
2. Программное содержание (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).
3. Словарная работа.
4. Оборудование занятия.
5. Демонстрационный материал.
6. Раздаточный материал.
7. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
8. Предварительная работа с детьми (со всей группой, с подгруппой, индивидуально).
9. Индивидуальная работа с детьми на НОД (какая, с кем, в ка-кой части занятия).
10. Структура занятия и методические приемы.
11. Организаций детей на занятии.
12. Ход занятия (в прямой речи). В конце завершающие фразы или анализ занятия.
Напоминаем типы занятий:
1. Занятия, по сообщению новых знаний.
2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
3. Занятия по обобщению и систематизации.
4. Итоговые.
5.Учетно-проверочные.
6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
7. Комплексные.
8. Интегрированные (по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития). Интеграция может быть по тематическому принципу.
Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.
Дополнительная информация
Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива. Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.
Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:
Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.
Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.
Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.
После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.
БДОУ СМР «Детский сад общеразвивающего вида №15» г. Сокол
Кокшарова Ольга Павловна, высшая кв.кат.
Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО
- Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)
- Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)
- Соблюдение структуры занятия:
- Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа)
- Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.
- В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
- После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование
- В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка . Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»)
- На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»
- Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости их вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии) Например, на занятии по познавательному развитию на второй младшей группе «В гости к Петушку» воспитатель может провести артикуляционную гимнастику на развитие дыхания и т.д.
- Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).
- Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия см.пункт выше)
4.Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться.
Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Педагог может спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.д.
5.Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)
«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.
Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО
Семинар для педагогов ДОУ
Тема: Организация занятий в ДОУ. Типы занятий.
Цель: систематизировать знания педагогов о структуре занятий, их классификацией и особенностями, повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность
Ход занятия:
Понятие «Занятие» - Что такое занятие?
Занятие – форма организации обучения в детском саду.
Структура занятия - Занятие включает в себя три этапа: организация детей, основная часть занятия и окончание занятия.
Организация детей:
Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)
Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)
Основная часть занятия:
Организация детского внимания
Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)
Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)
Окончание занятия:
Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)
Переключение детей на другой вид деятельности
^ Классификация занятий
Основание классификации | Название |
1. Дидактическая задача | Занятия усвоения новых знаний и умений Занятия закрепления ранее приобретённых знаний Занятия творческого применения знаний и умений Комбинированные занятия (одновременно решаются несколько дидактических задач) |
Однотемные (Классические занятия по разделам обучения) Комплексные Интегрированные |
|
3. Форма организации | Традиционные Нетрадиционные (занятия - соревнования, занятия - театрализованные, занятия – консультации, занятия – сюжетно-ролевые игры, занятия –взаимообучения, занятия – аукционы, занятия – сомнения, занятия – путешествия, занятия – концерты, занятия – игры: следствие ведут знатоки, поле чудес, Что? Где? Когда?, КВН и т.д.) |
Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части.
(Рассматривание и обсуждение таблицы «Сравнительный анализ занятий» пр-ние )
4. Различие комплексного и интегрированного занятия
Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.
Например : прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи.
Интегрированные занятия предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.
Например: Занятие «Сказочная птица - лебедь» включало в себя следующие методические приёмы:
Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам
Беседа: поведение людей по отношению к животному миру
Обсуждение образа лебедя из сказок «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок»
Прослушивание фрагмента из балета Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь»
Выполнение творческого задания: покажи, как двигается лебедь под музыку.
Рассматривание картин Рылова «В голубом пространстве», Врубеля «Царевна Лебедь»
Рисование летящих лебедей.
В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий: сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди.
5. Практическое задание
Педагоги получают карточки с кратким описанием занятий (Приложение 2 ). Необходимо определить, к какому типу занятий они относятся, какие виды деятельности объединяют.
Определить, к какому типу относятся проведённые педагогами открытые занятия.
6. Подготовка воспитателя к занятиям
Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.
Планирование занятий:
Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия
Составить план – конспект, который включает в себя:
Программное содержание (образовательные задачи)
-оборудование
-предварительную работу с детьми (если необходимо)
-логика НОД и методические приёмы
Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.
Подготовка оборудования:
Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.
Подготовка детей к занятиям
Создавать интерес к предстоящей работе
Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
Организовать работу дежурных по подготовке к занятию
7. Подведение итога
Кроссворд «Виды занятий в ДОУ»
Приложение
Вопросы к кроссворду:
Форма организации обучения в детском саду. (Занятия)
Одна из разновидностей занятий по форме организации. (Традиционные)
Занятия, включающие в себя несколько видов деятельности детей, один из которых является ключевым, остальные помогают более широкому и глубокому осмыслению. (Интегрированные)
Занятия – соревнования, занятия – аукционы, занятия – игры, занятия – концерты и т.д. (Нетрадиционные)
Занятия, на которых одновременно решаются несколько дидактических задач (Комбинированные)
Занятия, объединяющие два вида деятельности детей и решающие задачи каждого из видов деятельности. (Комплексные)
Сравнительный анализ занятий
Тип занятия | Вид деятельности | Обучающие
| Структура основной части занятий |
|||||||||
Усвоения новых знаний | Познавательно – исследовательская деятельность Двигательная деятельность Музыкальная деятельность Изобразительная деятельность Коммуникативная деятельность Конструктивная деятельность Игровая деятельность Восприятие художественной литературы и фольклора | Формировать…. Развивать….. | Мотивация Подача нового материала Закрепление |
|||||||||
Закрепления ранее приобретённых знаний | Обобщать... | Мотивация. |
||||||||||
Творческого применения знаний и умений | Развивать… | Мотивация Повторение Применение имеющихся знаний в новой ситуации |
||||||||||
Комбинированное | Повторять... | Мотивация. |
||||||||||
Комплексное | 1Коммуникативная деятельность /Изобразительная деятельность 2. Коммуникативная деятельность / Познавательно – исследовательская деятельность 3. Элементарные трудовые навыки // Конструктивная деятельность 4. Познавательно – исследовательская деятельность / Изобразительная деятельность | На каждом из занятий решаются задачи каждого вида деятельности | Мотивация Введение в новую тему по определяющему виду деятельности. Практическая деятельность с решением задач данных видов деятельности |
|||||||||
Интегрированное | познавательно – исследовательская деятельность Двигательная деятельность Музыкальная деятельность Изобразительная деятельность Коммуникативная деятельность Конструктивная деятельность Игровая деятельность Восприятие художественной литературы и фольклора Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Задачи определяются конкретным видом деятельности, а средствами для их решения являются другие виды деятельности | Мотивация Повторение (может и не быть). Введение в новую тему. Закрепление в других видах Обязанности преподавателя-методиста на педагогической практике*Проверяет готовность детского сада к практике, проводит педагогическое совещание с работниками детского сада о задачах, содержании и организации педагогической практики в начале каждого семестра. До начала практики преподаватель-методист совместно с заведующей и воспитателями детского сада распределяет учащихся по возрастным группам. Проводит инструктивные совещания с учащимися своей подгруппы, систематически консультирует их по вопросам практики: содержанию практики, ведению документации. Отвечает за посещаемость учащимися практики. Руководит воспитательно-образовательной работой учащихся с детьми, анализирует и оценивает ее. Осуществляет контроль за работой, состоянием документации учащихся по педагогической практике, поддерживает тесную связь с преподавателями педагогики и частных методик, классными руководителями группы. Проводит итоговые совещания в конце каждого семестра по педагогической практике в детском саду, на котором обсуждаются итоги работы по педагогической практике каждого учащегося. В обсуждении принимают участие воспитатели групп и заведующая детским садом. На этих совещаниях на основании личных наблюдений, анализа документации, выступлений воспитателей и заведующей выставляется итоговая оценка по педагогиче-ской практике за семестр. При оценке работы учащихся методист руководствуется пятибалльной системой. Принимает участие в подготовке выставок к практике и проведении итоговых конференций. Консультирует воспитателей по организации и содержанию каждого дня практики. Готовит просмотры по содержанию воспитательно-образовательной работы в первой и второй половине дня. Проводит углубленную работу с педагогическим коллективом детского сада по совершенствованию практических навыков учащихся. Еженедельно заполняет классный журнал по педагогической практике, в указанный срок сдает отчеты по практике. Преподаватель-методист начинает работу в детском саду с учащимися в первую смену с 8.00 и заканчивает в 14.00, во вторую смену - с 14.00 и заканчивает в 18.00. Обязанности учащихся на педагогической практике в дошкольном учреждении*Приходить на педагогическую практику вовремя. Рабочий день в первую смену начинается в 8.00 и заканчивается в 14.00, во вторую смену начинается в 14.00 и заканчивается в 18.00. Каждая учащаяся должна иметь и хорошо знать план практики, должна вести дневник наблюдений педагогической практики, в котором записывать свои наблюдения, анализировать работу воспитателей группы, второй учащейся-практикантки с детьми данной группы. На день практики предшествующая работа должна быть записана полностью, подписана и проанализирована методистом. Учащаяся, которая дает пробные занятия, должна иметь конспект занятия или режимного процесса, подписанный консультантом-методистом. Без утвержденного конспекта учащаяся к работе не допускается, ей ставится неудовлетворительная оценка. План-конспект учащаяся согласовывает с воспитателем группы. Перед пробным занятием учащаяся подбирает материал, готовит необходимые для проведения пробного занятия пособия. Подготовка к следующему дню практики в основном проходит в детском саду. Учащиеся-практиканты должны активно участвовать в жизни детского сада, где проходят практику. Они помогают в проведении утренников, развлечений, спортивных праздников, изготовляют атрибуты, игрушки и пособия. Принимают участие в оформлении группы, собирают природный материал для пополнения природных уголков. Принимают участие в работе педагогических совещаний, в проведении родительских собраний, в оформлении родительских уголков, выпускают стенгазету. В день практики учащиеся должны иметь сменную обувь. Пропущенный день практики учащийся должен отработать полностью. Учащиеся должны иметь план общественно-полезной работы, записанный в дневнике по практике. АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУОрганизуя занятие с дошкольниками, необходимо прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки. Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто в практике такие занятия в дошкольном учреждении называют развивающими. К сожалению, это неверно. Такие занятия лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие занятия строятся по абсолютно разным схемам, и воспитатели должны это хорошо знать. Ниже мы приводим модели построения обучающего (часто его называют традиционным) и развивающего занятий. Модель построения обучающего занятияПодобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация ® восприятие ® осмысление», -и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющем большинстве случаев. Анализируя подобное занятие, воспитателю, методисту, практиканту необходимо ответить на главные вопросы: 1. Удалось ли мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности? 2. Какие приемы мотивации были использованы и насколько удачными они были? 3. Как было организовано восприятие детей при изложении учебного материала (по времени, по пределу доступности излагаемого материала, по объему предлагаемой информации, по задействованию сенсорной сферы ребенка, по использованию приемов педагогической техники)? Особое внимание следует уделить доступности и объему информации, поскольку превышение доступности ведет к снижению интереса детей к деятельности, а превышение объема информации - к утомлению детей. 4. Какие приемы были использованы педагогом для активного осмысления детьми предлагаемого учебного материала, насколько они были успешны? 5. Какие приемы воспитатель использовал для оценки деятельности детей, принесли ли им чувство удовлетворения, не принижалось ли личное достоинство детей? 6. Способствовало ли подведение итогов занятия повышению интереса детей к данному виду деятельности? 7. И независимо от вида деятельности в заключение необходимо отметить, на развитие каких видов мышления делался упор на данном занятии (и осознанно ли это делалось педагогом) и как это выражалось в детской деятельности. Модель развивающего занятияВера АЛЯМОВСКАЯ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕАлександра КОЗЛОВА, |
Проведение: методика проводится с двумя детьми в индивидуальной форме. Ребенку предлагается поиграть в интересную игру, произносится инструкция (дословно): «Давай поиграем. Я тебе покажу картинку, на ней нарисовано много предметов. Внимательно посмотри на них и постарайся запомнить как можно больше предметов». Картинка показывается на 20 секунд, затем убирается. Ребенку задается вопрос: «Назови те предметы, которые ты запомнил». Названия предметов, которые ребенок запомнил, отмечаются в практических тетрадях. Там же оформляются сведения о фамилии, имени и возрасте детей и формируется вывод , в котором следует сравнить объем выявленной у каждого из детей памяти с нормой памяти (7+\–2).
Практическое задание № 5
Креативность (творческое мышление)
Цель: определить особенности развития креативности у ребенка д/в.
Материал: опросные листы (2 экземпляра), простой карандаш.
Опросные листы - половина листа А4, в центре - изображение фигуры (изготавливается студентами самостоятельно):
Проведение: задание проводится с двумя детьми одновременно.
0 баллов - отказ, к фигуре ничего не дорисовано;
1 балл - создан образ, который является основой рисунка, образ плохо разработан, схематичен;
2 балла - образ разработанный, содержит в себе много деталей, является второстепенной частью фигуры;
3 балла - создан сюжет, фигура является мелкой частью.
Подготовить рабочие места для детей таким образом, чтобы они были удалены друг от друга (дети должны быть лишены возможности подглядывать).
Предложить детям поиграть, показать им опросный лист и дать задание. Инструкция:
«Эти фигурки тебе нужно дорисовать. Посмотри на них внимательно, подумай, какую картинку ты можешь из них сделать, и дорисуй так, как не смог бы никто. Постарайся, чтобы твои рисунки были необычными». После того как ребенок дорисовал, необходимо попросить его придумать необычное название картинок (название записывается на обратной стороне листа).
Произвести оценку выполнения задания (по 3-балльной шкале, каждый рисунок):
Затем производится общий подсчет баллов по всем десяти заданиям, определяется уровень креативности детей:
До 5 баллов - низкий уровень,
- 6-10 баллов - средний уровень,
- более 11 баллов - высокий уровень.
Полученные данные оформляются в практической тетради, производится общая оценка уровней креативности детей, формулируется вывод.
Практическое задание № 6
Изобразительная деятельность
Задание рассчитано на проведение с детьми раннего возраста (с двух лет) и дошкольного возраста, с двумя детьми.
Цель задания: определить этап и стадию развития изобразительной деятельности, некоторые особенности личности ребенка.
Материал: альбомный лист бумаги, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.
В практических тетрадях следует отметить фамилию, имя, возраст ребенка, дату выполнения задания.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, на этом листе человека так, как ты умеешь». В том случае, если ребенок отказывается рисовать человека, ему разрешается нарисовать то, что он хочет. В этом случае у ребенка следует спросить, что он хочет нарисовать, а потом узнать, что у него получилось (это отмечается в практических тетрадях). Затем задание повторяется. Важно подчеркнуть, что взрослому интересно посмотреть, что у ребенка получится, сказать ему о том, что сейчас он художник и может рисовать так, как ему хочется, как он умеет. Если и после повторной инструкции ребенок отказывается выполнить задание, его просят попробовать нарисовать человека, а затем, если он не согласится, заканчивают работу (это тоже отмечается в практических тетрадях).
В том случае, если ребенок нарисовал человека, его просят рассказать о том, кто у него получился (мужчина, женщина, девочка, мальчик), что он делает. Рисунок и все ответы, а также яркие реакции ребенка вносятся в практическую тетрадь.
Рисунки детей анализируются (отдельно каждый рисунок с обоснованием описываемых особенностей) на основании следующих параметров:
1) этап и стадия изодеятельности - опора на лекционный материал;
2) особенности личности:
высокая - большой размер рисунка;
средняя - средний размер;
заниженная - мелкий рисунок;
высокий - вверху листа;
средний - в середине листа;
низкий - внизу листа;
слабый нажим - астеник;
нормальный - нормостеник;
сильный - гиперстеник;
высокий уровень активности - рисунок расположен в левой части листа;
средний уровень - в центре листа;
низкий уровень (пассивность) - в правой части листа;
показателем пассивности является отсутствие рук у изображенной фигуры человека;
тревожность - после получения задания ребенок, как правило, заявляет: «Я не умею рисовать человека» (исключение составляют дети до 4 лет), - в процессе рисования может прикрываться, часто использовать ластик; у нарисованного человека имеется увеличенный размер глаз, часто без зрачков; после рисования ребенок может высказывать желание забрать рисунок с собой;
агрессивность - в изображении доминируют оттенки красного цвета, фигура человека часто изображается с поднятыми руками, предметами в руках или увеличенными кулаками;
демонстративность (стремление находиться в центре внимания, получать поощрение поступков, проявлять способности) - украшенная фигура человека: четко прорисованные глаза (ресницы, зрачки и т.д.), красивое платье, корона, пышные волосы и т.п.;
потребность в эмоциональном контакте с родителями - помимо фигуры человека, имеется большое количество дополнительных деталей: цветы, деревья, строения, звери, птицы, другие люди.
самооценка - определяется в соответствии с размером рисунка:
уровень притязаний - определяется в зависимости от расположения рисунка на листе:
стеничность (энергетический тонус) - в зависимости от нажима карандаша (опора на лекционный материал «Теория психодинамических качеств личности B.C. Мерлина»):
активность психической деятельности определяется в соответствии с расположением рисунка на листе:
основные качества личности
вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности изодеятельности и личности детей.
Практическое задание № 7
Игровая деятельность ребенка-дошкольника
Цель: изучение проявляемых детьми особенностей сюжетно-ролевой игры.
Материал: специального нет.
Ход работы: провести наблюдение за особенностями прохождения свободной сюжетно-ролевой игры, оформить выявленные особенности в схеме (прилагается ниже). Дать анализ соответствия наблюдаемой игры особенностям возрастного развития (опора на лекцию).
Схема наблюдения:
Заполнить схему наблюдения, сделать вывод относительно выявленных в ходе задания особенностей свободной игры детей и соответствия этих особенностей необходимым для наблюдаемого возраста нормам.
Практическое задание № 8
Исследование общения
С целью выявления особенностей взаимоотношений в группе, выявления симпатий к членам группы проводится методика «Два домика».
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой - поменьше, черного цвета. Как правило, эти рисунки не заготавливают заранее, а рисуют на глазах у ребенка карандашами красного и черного цветов.
Проведение: задание выполняется с двумя детьми 3,5-4 лет поочередно.
Ребенку предлагается поиграть. Взрослый изображает домики, в процессе их рисования рассказывают, что в одном - красном домике - много разных игрушек, книжек, а в другом практически нет. Затем дается следующая инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе» (в процессе рассказа ребенка те, кого он называет, записываются в красный домик). А кого ты поселишь во второй домик (имена и фамилии детей также записываются)? В том случае, если ребенок желает поместить в домиках взрослых, они также записываются.
После окончания беседы можно спросить, не хочет ли ребенок кого-нибудь поменять местами, не забыл ли он кого-нибудь.
Анализ результатов: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые большинство своих сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми (это или необщительные, или конфликтные дети, испытывающие проблемы в общении).
В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается.
На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).
Практическое задание № 9
Определение особенностей развития мелкой моторики ведущей руки
Цель задания: определить особенности развития мелкой моторики. Для решения цели используются методики «Дорожки» и «Птенчики». Также решается задача выявления ведущей руки.
Стимульный материал: для проведения первой методики - простой карандаш, опросный лист (см. на с. 64, расстояния между краями дорожек - 1 см). Для проведения второй методики - коробочка из двух частей с мелкими предметами (например, можно использовать коробочку для скрепок и мелкие скрепки или бусинки; лучше, чтобы они были цветными); для детей до четырех лет - 10 предметов, для более старших - 15 предметов.
Проведение задания: методики проводятся с двумя детьми в индивидуальной форме, до 4-х лет - методика «Птенчики», начиная с 4-х лет - обе методики. В практических тетрадях фиксируются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка.
Методика «Птенчики»: ребенку предлагается поиграть: открывается коробочка, предметы высыпаются в более глубокую ее часть, рядом ставится верхняя часть; обе части коробочки ставятся перед ребенком. Дается инструкция: «Это маленькие птенчики. Какие они красивые! Они сидят в гнездышке. Тебе нужно пересадить их из одного гнездышка в другое». В практической тетради необходимо отметить, какой рукой ребенок перекладывает предметы (если двумя руками одновременно или поочередно - это записывается), насколько ловкими являются движения, все ли предметы переложил ребенок.
Методика «Дорожки»: перед ребенком кладется лист со стимульным материалом, на середину листа - карандаш.
В игровой форме ребенку предлагается «проехать» по каждой из дорожек к домику поочередно. Инструкция: «Тебе нужно проехать по дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо аккуратно, так, чтобы машинка ехала только вперед, не останавливалась и не выезжала за края дорожки - иначе случится авария». В практических тетрадях фиксируется то, какой рукой ребенок держит карандаш, правильно ли он его держит, не меняет ли руку. В анализе также отмечается, насколько плавной является проведенная линия, ее сила.
По результатам проведения задания формируется вывод , в ходе которого сравниваются выявленные особенности мелкой моторики и фиксируется результат о выявлении ведущей руки.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Наталья СКОПИНОВА,
преподаватель педагогики
Профессиональная подготовка специалистов дошкольного образования осуществляется путем овладения теорией на уроках дошкольной педагогики и умениями, которые приобретаются в процессе педагогической практики. Сочетание теоретического материала с выполнением практических заданий способствует эффективной подготовке воспитателя для дошкольных учреждений.
С помощью системы заданий студенты закрепляют теоретический материал, более глубоко осознают и понимают его, в некоторых случаях самостоятельно подходят к выявлению определенных возрастных закономерностей развития детей дошкольного возраста. Кроме этого, студенты знакомятся с практическими подходами к решению проблем дошкольников, у них формируются способы общения, обеспечивающие установление личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, учатся диагностировать развитие личностной и интеллектуальной сферы отдельного ребенка, анализировать педагогическую деятельность и осуществлять текущее и перспективное планирование.
Использование заданий для педагогической практики осуществляется в виде самостоятельной работы в детском саду с последующим обсуждением результатов на уроках дошкольной педагогики.
Ниже представлены некоторые задания для педагогической практики, используемые при изучении предмета «Дошкольная педагогика».
1. Тема: «Умственное воспитание детей дошкольного возраста». Провести беседу с детьми своей возрастной группы по следующим вопросам: «если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты пожелал? Если бы у тебя был ковер-самолет, куда бы ты на нем полетел? В волшебной стране живет мудрец, он все знает, о чем бы ты хотел его спросить? Сегодня волшебный день, ты можешь делать все что хочешь, что бы ты стал делать?» Сделать выводы по результатам беседы о наличии познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
2. Тема: «Обучение детей дошкольного возраста». Провести наблюдение за деятельностью детей подготовительной группы на занятиях и определить уровень развития учебной деятельности.
3. Тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Провести беседу с детьми дошкольного возраста по следующим вопросам: «Ты добрый(ая)? Что значит быть добрым?» По ответам детей определить осознанности этических представлений.
Все задания для педагогической практики не завершают тему, а являются ее логическим продолжением. Так, после проведенного наблюдения за деятельностью детей на занятии студенты определяют методику работы с дошкольниками, имеющими разный уровень сформированности учебной деятельности; после проведения беседы по теме «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» студенты выявляют особенности формирования этических представлений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста; после анализа содержания игр и уровня развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников разрабатывают методические рекомендации для воспитателей по руководству игровой деятельностью дошкольников.
Таким образом, система заданий для педагогической практики на уроках дошкольной педагогики ориентирует студентов на творчество, педагогическую импровизацию, поиск новых форм и методов воспитания и обучения, готовит к экспериментально-поисковой работе с детьми дошкольного возраста.
Тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: определить степень осознанности детьми среднего и старшего дошкольного возраста этических представлений на основе анализа двух серий бесед, занести полученные результаты в таблицу.
Вывод
Тема: «Обучение детей дошкольного возраста»
Цель: определить уровень развития учебной деятельности детей подготовительной группы, наблюдая за их деятельностью на занятиях, занести полученные результаты в таблицу.
Вывод
Тема: «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: выявить наличие познавательных интересов, опросив детей своей возрастной группы, занести полученные результаты в таблицу, отметить ответы с выраженными познавательными интересами.
Вывод
Тема: «Игра дошкольника»
Цель: изучить особенности организации и руководства творческими играми дошкольников, проанализировать итоги своих наблюдений, ответив на следующие вопросы:
Какие взаимоотношения взрослых отражают дети в своих сюжетно-ролевых играх?
Какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в своих сюжетно-ролевых играх?
Какова структура сюжетов (однотемные или многотемные, одноперсонажные или многоперсонажные)?
На каком этапе (по Д.Б. Эльконину) находится развитие игры у детей вашей группы?
Какие роли дети исполняют в своих играх?
Проявились ли элементы сотворчества в руководстве сюжетно-ролевой игры?
Какие виды игр встречаются чаще у детей вашей группы?
Проявляются ли в играх детей стереотипы поведения, связанные с их половой принадлежностью?
Одобряют или отвергают дети в игре эти стереотипы?
Верны ли стратегия и тактика игрового взаимодействия воспитателя с детьми?
* Составила группа преподавателей педагогического колледжа № 15 г. Москвы под руководством Александры Козловой.
2 В современных условиях одной из острейших проблем дошкольного образования является такая организация познавательного развития, которая позволит реализовать потребности ребенка в познании окружающего мира и в то же время не перегрузит дошкольника информацией, не нарушит условие гармоничного, равноправного и равноценного интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.
3 Требования к структуре занятий по ФГОС: Четкость, компактность, сжатость учебного материала. Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии. Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.
4 образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования». Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии. Систематичность и доступность изложения материала. Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
6 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Обратить внимание детей на зайца (кукла- марионетка), который разгуливает по группе. Взять зайца к себе на колени и предложить детям расположиться на коврике, чтобы познакомиться с ним. Вместе с детьми выяснить, откуда заяц и как попал в нашу группу, Выясняется, что заяц живет в лесу и приглашает всех в гости, чтобы познакомиться с другими лесными жителями.
7 Мотивация деятельности детей Выяснить, как далеко живет заяц, необходимо ехать или идти к нему в гости, решить, на каком транспорте поедут (велосипеды). Целеполагание Узнать о том, что не рассказал заяц: кто живет в лесу, как выглядит жилище, чем питаются.
9 Актуализация ранее приобретенных знаний Отметить, что все прибыли в лес, спросить у зайца, на этой ли полянке он живет. Предложить внимательно рассмотреть картинки-пазлы (Дикие животные) и найти каждому животному «домик». Обсудить результаты игры, отметить, что все животные отправились по «домам», никто не заблудился.
10 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Предложить зайцу представить своего друга белку. Внимательно рассмотреть её дупло. Обсудить с детьми внешние приметы белки, различия в образе жизни зайца и белки, отметить, чем эти животные похожи и чем различаются. Обратить внимание детей на бочонок. Чей же это бочонок?Предложить мёд зайцу и белке. Предложить рассмотреть медведя на картинке (внешний вид, где живет, чем питается).
11 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Подвижная игра «У медведя во бору» (физминутка) Лепка (угощение для зверей – фрукты и овощи (морковь, орехи, яблоко); выбор пластилина с учетом цвета плода, добавление деталей: листья, черенки)
14 Дальнейшая разработка темы Беседы наедине с воспитательницей Иллюстрации Е.Чарушина с дикими животными. Сообщение дополнительных сведений о животных в беседе по инициативе ребенка. Художественно-творческая деятельность Изучение ребенком и его родителями семейного фотоархива по итогам прогулки по лесу, посещения краеведческого музея (животный мир области)
15 Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в полной мере со всеми кризисами трех и семи лет, с проявлением негативизма. В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно. Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы.Содержания конспекта образовательной деятельности должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству.