Антонян ю. Личность преступника и ее формирование (Эминов В.М., Еникеев м.И., Эминов в.Е. Психология преступника и расследования преступлений Глава I. Общий взгляд на психологию преступника

В настоящем издании, на базе современных научных подходов, рассмотрены понятия преступника, преступления и наказания. Дано детальное аналитическое исследование личности преступника как источника криминального поведения и условий, в которых формируется противоправность. Представлены наиболее эффективные пути и способы антикриминогенного, пенитенциарного воздействия.

Представлены такие вопросы, как: «Общий взгляд на преступника и преступление», «Отчуждение личности как источник преступного поведения», «Тревожность — основа преступного поведения», «Мотивы преступного поведения», «Наказание — основа пенитенциарного антикриминогенного воздействия» и др.

Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, изучающих и преподающих дисциплину «Криминология», «Криминальная психология», юристов-практиков, социологов и психологов, а также для широкого круга читателей.

Причины преступности в России

Первое в России масштабное комплексное исследование — результат многолетних творческих исканий наиболее актуальных проблем, порождающих преступность в нашем обществе. Изучение осуществлялось путем анкетирования, опроса и наблюдения, анализа и оценки официальных статистических данных не только о самой преступности, но и об экономике, образовании, материальном положении людей и т.д. Некоторые исследования с таким охватом респондентов (например, опрошено 63 тыс. осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы) проводятся в нашей стране впервые.

Для юристов и социологов, студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников, для всех, кто интересуется причинами преступности в России.

Проблемы внутрисемейной агрессии

Работа «Проблемы внутрисемейной агрессии» содержит новые, нетрадиционные подходы к объяснению тяжких преступлений в семье. Эти подходы основываются на исследовании личностных - психологических, патопсихологических и психопатологических - факторов.

Соответствующие данные получены авторами в результате их эмпирических поисков. Мы пытались отойти от привычных криминологических схем, лишь внешних и частичных описаний личности преступников и лежащих на поверхности факторов, которые только в малой степени объясняют совершение столь сложных преступлений.

Психология преступника и расследования преступлений

Книга «Психология преступника и расследования преступлений», подготовлена специалистами в области криминологии, психологии и криминалистики.

Работа выполнена в соответствии с программой деятельности общественного объединения «Союз криминалистов и криминологов», главная цель которого интегративное использование знаний ученых и практиков в разработке и совершенствовании проблем борьбы с преступностью и реализации правовой реформы в России.

Психология убийства

Книгу отличают тонкий психологизм (в основном с психоаналитических позиций), использование разнообразных психологических методик и обширного материала. Приводится много примеров из юридической практики и другая конкретная информация.

Предназначается для специалистов в области криминологии, уголовного права и психологии, для сотрудников правоохранительных органов. Будет интересна широкому кругу читателей.

Сексуальные преступления. Чикатило и другие

Опаснейшие сексуальные посягательства на женщин и детей, их убийства, нанесение тяжких телесных и душевных травм - этим самым страшным и в то же время самым сложным для понимания преступлениям посвящена настоящая книга.

На основе изучения конкретных уголовных дел и всестороннего освидетельствования сексуальных посягательств, их скрытые механизмы, возможности профилактики, сведения об опаснейших сексуальных убийцах, таких, как Чикатило.

Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди

Первое в российской науке комплексное исследование, специально посвященное человеческой агрессии. Предпринята попытка выявить общесоциальные и индивидуальные причины этого явления, его общечеловеческий характер. Дана типология агрессии и особо выделена злокачественная, общественно опасная агрессия, которая объясняется в том числе с архетипических позиций.

Книга содержит широкие теоретические обобщения. Она написана на основе многолетнего исследовательского опыта автора, использован обширный эмпирический материал.

Для юристов и психологов, сотрудников практических, в том числе правоохранительных, органов, научных работников, преподавателей и студентов высших учебных заведений, для всех тех, кому интересны вопросы природы и причин человеческой агрессии, ее распространенности в современном мире.

Феномен зависимого преступника

Тип преступника, психологически зависимого от собственного поведения, впервые выделен в качестве самостоятельного. Исследованы его психологические, психиатрические, криминологические, демографические и иные характеристики, обусловленная ими специфика механизмов и мотивов преступного поведения.

Авторами представлен в связи с этим обширный эмпирический материал о лицах, виновных в серийных сексуальных убийствах, серийных изнасилованиях и кражах. Сделанные теоретические выводы позволяют говорить о продвижении в познании глубинных стимулов преступного поведения.

Экстремизм и его причины

Представлен общий взгляд на состояние экстремизма в России. Рассмотрен феномен ксенофобии и преступлений ненависти. Проанализированы экстрим и экстремизм в контексте трансформации личности. Изложено понимание геноцида как крайнего проявления экстремизма. Освещены психологические и уголовно-правовые проблемы экстремизма.

Для студентов и преподавателей юридических вузов, аспирантов, философов, психологов, социологов, представителей других наук о человеке. Может использоваться в деятельности государственных учреждений и общественных организаций, противостоящих экстремизму.

Этнорелигиозный терроризм

Книга представляет собой результат комплексного исследования, осуществленного Институтом гуманитарного образования и Академией права и управления Федеральной службы исполнения наказаний.

Впервые современный терроризм рассмотрен именно как этнорелигиозный, со всеми его особенностями. Монография содержит уникальный эмпирический материал, полученный в результате изучения репрезентативного числа осужденных за преступления террористического характера, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Для этой работы использовались беседы, психологические тесты и социологические анкеты.

Особое внимание уделено причинам этнорелигиозного терроризма, представлена система мер его предупреждения. Работа не имеет аналогов в отечественной научной литературе и адресована сотрудникам правоохранительных органов, научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам — всем, кто обеспокоен масштабами терроризма в сегодняшнем мире и стремится понять причины и возможности борьбы с ним.

Криминология. Избранные лекции

Рассматривается криминология как наука, освещаются ее предмет и методы. Дается анализ преступности и ее причин, личности преступника, преступного поведения, его последствий и мер предупреждения преступности. Характеризуются различные виды преступности, включая терроризм, а также фоновые криминогенные явления.

09
июн
2018

Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование (Антонян Ю.М. Эминов В.Е.)

ISBN: 978-5-91768-077-4, 978-5-16-004054-7
Формат: FB2, eBook (изначально компьютерное)
Антонян Ю.М. Эминов В.Е.
Год выпуска: 2013
Жанр: Юриспруденция
Издательство: Норма, Инфра-М
Язык: Русский
Количество страниц: 366

Описание: В работе на основе современных подходов рассматриваются личность преступников и преступное поведение. Проводится криминолого-психологический анализ отдельных категорий людей, совершающих преступления, в том числе осужденных.
Для преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, юристов-практиков, социологов и психологов, изучающих проблемы преступности и борьбы с ней, а также для широкого круга читателей.

Глава 1. Общая характеристика личности преступника
1.1. Понятие, структура и общая характеристика личности преступника
1.2. Формирование личности преступника
1.3. Психологические черты личности преступника
1.4. Мотивация преступного поведения
Глава 2. Отдельные категории преступников
2.1. Типология и классификация преступников
2.2. Убийцы
2.3. Сексуальные преступники
2.4. Корыстные преступники
2.5. Корыстно-насильственные преступники
2.6. Участники организованных преступных групп
2.7. Террористы
2.8. Коррупционеры
2.9. Преступники - представители правоохранительной системы
2.10. Преступники-военнослужащие
2.11. Неосторожные преступники
2.12. Преступники-рецидивисты
Глава 3. Личность осужденных
3.1. Теоретические предпосылки изучения личности осужденных
3.2. Изучение личности осужденных
3.3. Отношение преступника к содеянному и проблемы личной вины
3.4. Основные мотивы поведения осужденных
3.5. Тюремная субкультура
3.6. Личность в неформальном взаимодействии осужденных


21
сен
2013

Психологическое воздействие и манипулирование (Рамендик Дина Михайловна)


Автор: Рамендик Дина Михайловна
Год выпуска: 2007
Жанр: Психология
Издательство: АРДИС
Исполнитель: Ерисанова Ирина
Продолжительность: 02:03:16
Описание: Допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по группе специальностей «Экономика и управление». Данный учебник предназначен для молодых людей, начинающих свою карьеру. В процессе делового общения очень важно уметь анализировать поведение другого человека и знать особенности собственной психики. Основное внимание в учебни...


16
июн
2018

Мастера психологии. Психологическое консультирование (Сэмюэль Глэддинг)

ISBN: 5-318-00268-4
Серия: Мастера психологии
Формат: PDF/DjVu

Автор: Сэмюэль Глэддинг
Год выпуска: 2002
Жанр: Психология
Издательство: Питер
Язык: Русский
Количество страниц: 736
Описание: В книге представлена история возникновения и проблемы развития профессионального консультирования в Америке, анализируются также европейские корни психологических теорий, ставших основой работы профессиональных психологов. Автор рассматривает этические и правовые аспекты консультирования, что является полезной и часто абсолютно новой информацией...


02
мая
2008

М.Е.Литвак - Психологическое айкидо

Тип: аудиокнига
Жанр: психология
Автор: М.Е.Литвак
Издательство: «Кросс»
Год выпуска: 2006
Исполнитель: М.Е.Литвак
Время записи: 10:25:47
Аудио: MP3 audio_bitrate: 160
Описание: Оглавление. Психологическое айкидо. 1 Предисловие ко второму изданию. 2 КОММЕНТАРИЙ. Восприятие действительности. 3 Предисловие к первому изданию. 4 Введение. 5 КОММЕНТАРИЙ. Будущим писателям. 6 Глава 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ, ЛЕГКИЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ 7 Объективность законов психологии. 8 Основы амортизации. 9 КОММЕНТАРИЙ. Будьте первыми. Роберт Рождественский. 10 Непосредственная амортизаци...


28
апр
2018

Психологическое наследие. Избранные труды по общей психологии (Лурия А.Р.)

ISBN: 5-89357-131-2
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Лурия А.Р.
Год выпуска: 2003
Жанр: Психология
Издательство: Смысл
Язык: Русский
Количество страниц: 431
Описание: В книгу включены ранее не публиковавшиеся, а также малодоступные работы выдающегося отечественного психолога А.Р. Лурия (1902-1977), посвященные преимущественно вопросам общей психологии и психологической методологии. В качестве приложения публикуются ранняя юношеская книга А.Р. Лурия «Принципы реальной психологии» и наиболее полный на сегодняшний день список его публикаций. П...


24
авг
2016

Исследование сознания (Безант Анни)


Автор: Безант Анни
Год выпуска: 2016
Жанр: Исследование сознания

Исполнитель: BIGBAG
Продолжительность: 10:13:25
Описание: Книга выдающегося теософа А. Безант посвящена возникновению и развитию сознания. Подробно рассматриваются полевые процессы, механизмы сознания, появление и работа монад, сущность памяти, желания, рождение Эмоции и управление ею, роль волевых факторов. "В этой книге, адресованной людям, изучающим проблему эволюции сознания, излагаются гипотезы и предположения, которые могут оказаться полезными для них. ...


28
янв
2016

Плов: кулинарное исследование (Сталик Ханкишиев)

ISBN: 978-5-17-080126-8
Формат: PDF, OCR без ошибок
Автор: Сталик Ханкишиев
Год выпуска: 2015
Жанр: Кулинария
Издательство: АСТ
Язык: Русский
Количество страниц: 288
Описание: В новой книге от ведущего телевизионной рубрики «Казан-Мангал», многократного победителя конкурса кулинарных книг «Гурман», Сталика Ханкишиева, всего 44 рецепта плова. Но в книге вы найдете массу полезных статей о том, как научиться выбирать и подготавливать продукты для плова, научитесь основным технологическим приемам приготовления, а также сможете сделать выводы на основании множества кулинарных опытов. И окажется, ч...


02
авг
2014

После Кастанеды. Дальнейшее исследование (Ксендзюк Алексей)

Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps
Автор: Ксендзюк Алексей
Год выпуска: 2014
Жанр: Философия, эзотерика
Издательство: Аудиокнига своими руками
Исполнитель: dunlocker
Продолжительность: 15:12:25
Описание: Предлагаемая читателю книга посвящена уникальному магическому знанию американских индейцев - наследников древней толтекской традиции, - которое стало доступным благодаря книгам всемирно известного антрополога и оккультиста Карлоса Кастанеды. Используя мировоззренческие подходы, установки и методы дона Хуана Матуса, проводника Кастанеды в мир толтекской магии, автор анализирует совокупность фунда...


28
окт
2017

Психика Сталина: Психоаналитическое исследование (Даниель Ранкур-Лаферриер)

ISBN: 5-85864-082-6
Формат: FB2, eBook (изначально компьютерное)
Автор: Даниель Ранкур-Лаферриер
Год выпуска: 1996
Жанр: история, психология
Издательство: Весь Мир, Прогресс-Академия
Язык: Русский
Количество страниц: 240
Описание: Всему миру известны проделанные американскими психоаналитиками исследования сакраментальных личностей XX века: работы Эриха Фромма о Гитлере, Эрика Гомбургера Эриксона о Мао Дзэдуне и другие. Но до последнего времени среди них не было психоаналитического исследования личности Сталина. И вот появилась работа слависта-психоаналитика Д. Ранкура-Лаферриера «Психика Стали...


28
апр
2018

Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование (Эрик Г. Эриксон)

ISBN: 5-85691-042-7
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Эрик Г. Эриксон
Год выпуска: 1996
Жанр: Философия
Издательство: Московский философский фонд - «МЕДИУМ»
Язык: Русский
Количество страниц: 506
Описание: В книге "Молодой Лютер" Эриксон развил свою теорию формирования тождества личности. В книге рассматривается концепция "моратория" – периода видимого бездействия или отстранения, поиска и размышлений, который у молодых людей предшествует свершениям периода зрелости. Эриксон рассматривает "кризис идентичности" Лютера и способ, каким Лютер пре...


15
янв
2017

Светлая личность (Илья Ильф, Евгений Петров)

Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps

Год выпуска: 2016
Жанр: Юмор
Издательство: Союз
Исполнитель: Александр Бордуков
Продолжительность: 03:14:26
Описание: Почти одновременно с романом «12 стульев», Илья Ильф и Евгений Петров создали необыкновенно остроумную и искрометную повесть «Светлая личность», высмеивающую жизнь горожан уездного городка Пищеславля. В провинциальном городишке Пищеславе, где буйным цветом процветает бюрократизм, карьеризм, семейственность и чванство, происходят невероятные события. Виной всему – изобретатель Бабский. Его мыло от веснушек – «весн...


29
апр
2012

Светлая личность (Илья Ильф, Евгений Петров)

Формат: аудиокнига, MP3, 192kbps
Автор: Илья Ильф, Евгений Петров
Год выпуска: 2012
Жанр: сатира, фантастика
Издательство: студия «АРДИС»
Исполнитель: Владимир Самойлов
Продолжительность: 03:49:00
Описание: Почти одновременно с культовым романом "Двенадцать стульев", в 1928 году, Илья Ильф и Евгений Петров написали фантастическую повесть "Светлая личность". Это блистательное и остроумное сатирическое произведение очень точно и ярко отображает всю несуразность и нелепость провинциальной жизни, в гротескной форме высмеивает такие человеческие пороки, как бюрократизм, чванство, карьеризм, воровс...


24
мар
2014

Мотивация и личность (Маслоу Абрахам Харольд)

Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps
Автор: Маслоу Абрахам Харольд
Год выпуска: 2014
Жанр: Психология
Издательство: Аудиокнига своими руками
Исполнитель: Берестовский Валентин
Продолжительность: 15:59:34
Описание: Книга является одним из классических трудов в рамках гуманистического направления в психологии. Книга может быть интересна не только для профессиональных психологов, но и для людей занимающихся самопознанием, саморазвитием, интересующихся философией человеческого бытия. В книге описана широко известная "Пирамида потребностей", которая проникла почти во все гуманитарные науки, также затра...


21
мая
2015

Личность и вечность (Секлитова Лариса, Стрельникова Людмила)

Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps
Автор: Секлитова Лариса, Стрельникова Людмила
Год выпуска: 2014
Жанр: Эзотерика, философия, психология
Издательство: Аудиокнига своими руками
Исполнитель: genagame
Продолжительность: 19:39:20
Описание: Данная книга открывает человеку дорогу в тайны его подсознания и построения ячеек матрицы души, знакомит с удивительными загадками духовности и методами формирования личных качеств. Она рассказывает, как достичь в развитии непрерывности мышления, какие качества для человека являются наиболее перспективными и какие неуничтожимы смертью. Невозможно обрести вечность...


11
апр
2017

Язык, речь, личность (Потапова Р.К., Потапов В.В.)

ISBN: 5-9551-0123-3,
Серия: Studia Philologica
Формат: DjVu, Отсканированные страницы
Автор: Потапова Р.К., Потапов В.В.
Год выпуска: 2006
Жанр: монография, лингвистика
Издательство: Языки славянской культуры
Язык: русский
Количество страниц: 496
Описание: Книга посвящена проблемам описания личности с учетом языковых и речевых особенностей построения высказывания (звучащего текста/дискурса). Представленный авторами материал освещает различные грани вышеуказанной проблемы: соотношение фонетико-фонологических особенностей речи и эмоций (паралингвистика), речи и физического состояния говорящего; ...


06
мая
2018

Деятельность. Сознание. Личность (Леонтьев А.Н.)

ISBN: 5-89357-153-3, 5-7695-1624-0
Серия: Классическая учебная книга
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Леонтьев А.Н.
Год выпуска: 2004
Жанр: сборник, психология
Издательство: Смысл, Academia
Язык: Русский
Количество страниц: 352
Описание: Издание посвящено столетнему юбилею выдающегося российского ученого А.Н. Леонтьева (1903–1979). «Деятельность. Сознание. Личность» – одна из его главных книг, по которой до сих пор в нашей стране учатся студенты-психологи. Книга включает также ряд работ из наследия А.Н. Леонтьева, тематически близких к этому и...


978-5-238-02669-5

Рассматриваются проблемы криминологического и административно-правового характера, которые касаются предупреждения преступлений и административных правонарушений. Подчеркивается необходимость использования комплексного подхода к профилактике правонарушений органами полиции, обращается внимание на наиболее актуальные проблемы криминологии, административной деликтологии, а также административно-юрисдикционной деятельности полиции. Для широкого круга читателей: специалистов-юристов, государственных служащих преподавателей, учащихся высших образовательных учреждений МВД России, а также практических работников правоохранительных органов.

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Антонян Юрий Миронович

: Монография / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 368 с. - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/987035 читать

978-5-91768-077-4

В работе на основе современных подходов рассматриваются личность преступников и преступное поведение. Проводится криминолого-пси-хологический анализ отдельных категорий людей, совершающих преступления, в том числе осужденных. Для преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, юристов-практиков, социологов и психологов, изучающих проблемы преступности и борьбы с ней, а также для широкого круга читателей.

Антонян Юрий Миронович

Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование : Монография / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 368 с.: 60x90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-91768-077-4 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/472878 читать

978-5-91768-077-4

Антонян Юрий Миронович

Портреты преступников: криминолого-психологический анализ : Монография / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.: 60x90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-91768-443-7 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/433820 читать

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.

Психология преступника и расследования преступлений

Антонян Юрий Миранович - заслуженный деятель науки России, доктор юридических наук, профессор. Главный научный сотрудник Научно- исследовательского института МВД РФ. Член Президиума Союза криминалистов и криминологов России;

Еникеев Марат Исхакович - доктор психологических наук, профессор кафедры криминологии и психологии Московской государственной юридической академии. Член Союза криминалистов и криминологов России;

Эминов Владимир Евгеньевич - заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминологии и психологии Московской государственной юридической академии. Президент Союза криминалистов и криминологов России.

Введение

1. Личность преступника как источник преступного поведения

2. Психологические типы преступников

3. Психологические черты личности преступника

4. Психологические особенности личности неосторожного преступника

Глава II. Отчуждение личности как источник преступного поведения

1. Отчуждение и преступление

2. Начало возможной жизненной катастрофы

3. Преступное поведение как реализация отчуждения

4. Образ жизни преступников

Глава III. Тревожность - основа преступного поведения

1. Значимость тревожности

2. Факторы тревожности

Глава IV. Мотивы преступного поведения

1. Ради чего совершаются преступления

2. Самоутверждение и защита

Глава V. Основы психологии следственной деятельности

1. Личность следователя и его познавательно-удостоверительная деятельность

2. Психология коммуникативной деятельности следователя

3. Психология взаимосвязи следственной и оперативно-розыскной деятельности

4. Психологические аспекты планирования следственной деятельности, ее достоверности и оценки результатов

Глава VI. Психология отдельных следственных действий

1. Психология допроса

2. Психология предъявления для опознания

3. Психология осмотра места происшествия

4. Психология обыска, очной ставки и проверки показаний на месте

В В Е Д Е Н И Е

Понять любое поведение, преступное в том числе, невозможно без подлинного знания психологии (иногда - патопсихологии) личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов, а нередко и психиатрических факторов. А такие знания ни в коем случае не могут быть получены только путем изучения чужих работ и уголовных дел, при игнорировании “живого” преступника со всеми его страстями и нуждами, с его сложным и неповторимым жизненным путем, подчас трагической судьбой, спецификой индивидуального облика, что еще раз подтверждает неразрывную связь между личностью и поведением.

Сейчас существует очень много данных о возрасте, семейном положении, количестве судимостей, занятости и т. д. преступников, но эта информация обладает низкими объяснительными способностями. Однако, как известно, объяснение - главная функция науки, делающая ее практически значимой. Поэтому не следует в десятый или двадцатый раз изучать, например, образовательный уровень хулиганов или воров по той причине, что это очень мало дает в плане понимания их поступков. Если же некоторые исследователи приходят к выводу, что уровень образования у преступников формально вырос, то это только означает, что грабить и убивать можно и с таким образованием.

Мы рассмотрим причины не преступлений, т. е. совокупности всех преступлений, а отдельных преступлений, преступного поведения. При этом из всего причинного комплекса будут взяты лишь те факторы, которые “находятся” в самой личности, а не во внешних обстоятельствах, как бы важны они ни были. Полагаем, что для практики борьбы с преступностью, особенно для индивидуальной профилактики и расследования преступлений, это чрезвычайно важно, поскольку основным объектом предупредительных усилий является человек. Это справедливо, поскольку причины всегда в личности, а внешние обстоятельства могут играть роль лишь условий, способствующих или препятствующих совершению преступлений либо нейтральных по отношению к ним.

В настоящей работе мы намерены доказать следующие принципиальные научные положения об особенностях психологии личности преступника, которые выступают причинами

1. На ранних этапах жизни человека в результате эмоционального отвергания родителями, лишения родительской ласки и попечения у ребенка на уровне бессознательного формируются тревожность, беспокойство, боязнь утраты себя, своего “я”, своего положения жизни. Маленький человечек ощущает, что под сомнение поставлено само его право на существование, он поэтому страшится небытия и постоянно ожидает враждебных, даже агрессивных действий со стороны окружающих. Эти личностные особенности закрепляются в дальнейшей жизни: в школе, в учебных и трудовых коллективах, среди товарищей, в многочисленных житейских конфликтах и сложных ситуациях, которые начинают восприниматься со специфических, субъективных позиций. Дело не столько в том, что судьба может предоставить человеку множество убедительных доказательств того, что он отнюдь не ее баловень. Гораздо важнее, что индивид воспринимает все происходящее как гибельное для него, непосредственно угрожающее ему, даже если объективно никакой опасности нет.

2. Названные особенности мы обозначаем понятием “тревожность”, считая, что тревожная личность совершенно иначе ощущает мир. Если тревожность достигает уровня страха смерти, то человек начинает защищать свой биологический статус, биологическое существование -

отсюда совершение насильственных преступлений как способ защиты от мира, субъективно воспринимаемого как опасный или враждебный. Если тревожность сохраняется лишь на уровне беспокойства или неуверенности, то человек может защищать свой социальный статус, социально” существование, свою социальную определенность путем совершения корыстных и корыстно-насильственных преступлений.

3. Наличие тревожности, бессознательное ощущение призрачности и хрупкости своего бытия, опасения небытия качественно отличают преступника от непреступника, и это является основной причиной преступного поведения. Иными словами, человек совершает преступления ради сохранения своего личностного мифа, своего места в мире, его самоощущения, самоценности, чтобы не исчезло субъективно приемлемое для него его биологическое и социальное бытие.

4. У тревожных личностей угроза бытию, биологическому или социальному, способна преодолеть любые нравственные преграды, точнее, заставляет пренебречь требованиями правовых и моральных норм, регулирующих отношения между людьми. В силу указанных личностных особенностей и отсутствия надлежащего воспитания правовые и моральные нормы такими людьми не воспринимаются. Однако в принципе возможна корректировка проявляющихся черт тревожного характера с помощью целенаправленного, индивидуализированного воздействия с одновременным, если это нужно, изменением условий жизни, что в большинстве случаев, к сожалению, не делается.

5. Черты тревожного характера, закрепляясь в личности, “обрастают” всевозможными наслоениями, играющими существенную роль в ее реакциях на воздействие среды. Поэтому подобные качественные образования бывает очень трудно обнаружить даже с помощью специальной диагностики. Изначальные контуры этого психического и психологического явления как бы исчезают, затушевываясь более поздними наслоениями.

6. В современном социуме существуют объективные факторы, формирующие высокий уровень тревожности личности: расслоение в связи с уровнем материальной обеспеченности, объемом и качеством социальных услуг, невозможностью удовлетворения многих первоочередных потребностей, напряженностью в межличностных отношениях. Многими людьми, особенно молодыми, утрачены привычные жизненные ориентиры, вера в духовные ценности, значительно ослаблены родственные, семейные, производственные и иные связи, что существенно снижает возможности социального контроля. Увеличивается число лиц, которые в современном производстве, а значит, и в жизни не могут найти себе места.

7. Мотивы преступного поведения состоят как бы из двух уровней. Первый из них можно назвать предметным, поскольку он выполняет функции непосредственного удовлетворения лежащих на поверхности потребностей: например убийство из мести, желание завладеть чужим" имуществом и тем самым повысить собственное благосостояние и т. п. Второй уровень мотивов преступного поведения можно обозначить как смысловой. Здесь мотивация возникает, развивается и реализуется на бессознательном уровне, и ее содержанием является постоянное утверждение своего “я”, защита своего биологического и социального существования. Теснейшим образом переплетаясь, взаимодействуя, взаимодополняясь, эти уровни усиливают друг друга и мощно детерминируют преступное поведение.

8. Существует преступное поведение, мотивацией которого является социальный уход от жизни (так часто наблюдаемый у бродяг и хронических алкоголиков), от тех условий, жизни, которые субъективно воспринимаются ими как грозящие уничтожением. Перечень приведенных положений, носящих, на наш взгляд, фундаментальный характер, можно оценивать как некоторую схему пока еще без объяснения причин преступного поведения. Справедливости ради отметим отсутствие претензий на то, что эта схема наиболее полно раскрывает причины преступного поведения. Более того, отдельные наши мысли носят гипотетический характер (в дальнейшем изложении в таком качестве мы их и выделим).

Наши рассуждения и выводы основаны на скрупулезном психологическом изучении личности и поведения преступников. Широко использовались многочисленные и разнообразные тестовые методики и социологические опросники, психиатрическая информация, длительные, углубленные и заранее спланированные обстоятельные беседы с преступниками и лицами, находящимися на грани преступления, тщательное и кропотливое изучение сотен их индивидуальных историй, осуществленное на протяжении многих лет. Это позволило привести в работе выборочные статистические данные, развернутые примеры, иллюстрирующие наиболее важные положения. Ряд исследований был осуществлен в содружестве с В.П. Голубевым, В.В.

Гульданом, Ю.Н Кудряковым, Е.Г. Самовичевым. Некоторые теоретические и эмпирические результаты совместных исследований были опубликованы ранее.

Высказанные предположения по поводу причин преступного поведения дают возможность сформулировать некоторые принципиальные соображения о предупреждении преступлений. Так, если то, что мы называем тревожностью, выступает в качестве основной индивидуальной причины совершения преступлений, а в обществе существуют силы, ее порождающие, то профилактическая работа должна быть направлена на выявление и устранение этих сил. Другой непосредственный объект профилактического воздействия - сама тревожная личность и ее особенности. Воздействие на нее потребует особых навыков, знаний и умений. Знание психологических особенностей преступников (в работе дается развернутая их характеристика по результатам конкретных исследований) и причин совершения ими преступлений имеет большое значение для совершенствования практики расследования преступлений, повышения ее эффективности. Следователи и оперативные работники могут более успешно раскрывать преступления, если в полном объеме будут учитывать психологические особенности тех или иных категорий преступников, выделенных, например, по характеру и способу преступных действий, их повторяемости, использованию различных орудий и т. д. Построение следственных версий и производство расследования должны опираться на психологические знания и, в частности, на информацию о принадлежности преступников, а во многих случаях и потерпевших, к определенному психологическому типу, должны учитываться психологические особенности и специфика конкретных следственных действий.

В настоящем труде впервые предпринята попытка объединить психологию преступника криминального поведения и психологию расследования преступлений.

Предлагаемая читателю книга, подготовлена специалистами в области криминологии, психологии и криминалистики. Работа выполнена в соответствии с программой деятельности общественного объединения “Союз криминалистов и криминологов”, главная цель которого интегративное использование знаний ученых и практиков в разработке и совершенствовании проблем борьбы с преступностью и реализации правовой реформы в России.

Общая направленность данной работы, в значительной мере была обусловлена концептуальной позицией таких известных правоведов как Карпец И.И., Кудрявцев В.Н., Ратинов А.Р., Яковлев А.М. и др., которые еще в недрах советского правоведения заложили основы гуманистического направления в праве.

Глава I. Общий взгляд на психологию преступника

1. Личность преступника как источник преступного поведения

Поскольку причины преступного поведения заключены в личности преступника, то, чтобы понять их, необходимо изучить эту личность, выявить те внешние по отношению к ней социальные явления и процессы, которые сформировали ее криминогенные черты. И само преступное поведение нужно изучать не только для его предотвращения или пресечения, но и для понимания его причин. Данное соображение мы считаем очень важным не столько для теории, сколько для профилактической деятельности. Изучение последней показывает, что можно было бы избежать многих ошибок, если бы практические органы - предварительного расследования, суд, учреждения, исполняющие наказание, - в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а не только условия ее жизни, те или иные влияния на нее. При изучении личности преступника часто бывает трудно отделить ее от поведения, особенно когда изучаются мотивы, намерения, цели, выбор средств их достижения, принятое решения и т. д. Так, возникновение и развитие мотивов преступного поведения можно рассматривать и в рамках формирования личности преступника, и при анализе внутренних механизмов поведения. Мысли, эмоции, чувства и переживания преступника, реализованные в преступлении, есть в то же время проявления его личности.

Само преступное поведение, прежде всего длительное, многократное совершение преступлений, способно “питать” себя, но только через саму личность, приобщая ее к определенному образу жизни, закрепляя в ней негативные внутренние черты, антиобщественные установки, взгляды и ориентации, заостряя в нежелательном направлении особенности характера и т. д. Значительную роль в дальнейшей криминализации личности играет пребывание в местах лишения свободы и общение там с другими преступниками. По полученным данным, чем дольше пребывание в этих местах и, главное, продолжительнее само преступное поведение, тем меньше возможностей добиться исправления осужденных, которые “обрастают” вредными привычками и навыками, деморализуются, теряют способность к общественно полезным контактам. Среди таких преступников обнаруживаются лица с психическими аномалиями, которые обладают серьезным криминогенным зарядом, негативно изменяющим личность и все больше препятствующим нормальному человеческому общению.

Для криминологии стало аксиомой утверждение, что причиной преступного поведения является сложное взаимодействие внешних, объективных условий и внутренних, субъективных факторов, т. е. среды и личности. Тем самым среда и личность получают равную криминологическую оценку, а поведение предстает лишь как следствие этого взаимодействия. Если придерживаться такой точки зрения и при этом быть последовательным, то вину за последствия преступного поведения нужно поровну возложить на обе стороны - и на среду (конкретную ситуацию), и на самого преступника. Конкретная ситуация - это и очевидцы, и потерпевшие, и условия, в которых совершено преступление, и т. д. Конечно, “вина” потерпевшего бывает тоже велика (например, в результате неосторожного или аморального поведения), но еще никому в голову не приходило наказывать его так же, как и преступника.

Разумеется, любой человек, поступая так или иначе, вступает во взаимодействие с окружающими обстоятельствами, воспринимая и оценивая их в соответствии с собственной шкалой ценностей, особенностями своей личности. Это - прописная житейская мудрость, и уже по этой причине научное объяснение преступного поведения не может ограничиться рассуждениями о том, что индивид всегда взаимодействует с ситуацией. Вот почему, не приуменьшая криминогенной значимости внешних условий, особенно способствующих преступлению или провоцирующих его в упомянутом взаимодействии, нужно выделить главную сторону. Ею, конечно, является преступник даже в обстоятельствах, казалось бы, довлеющих над ним, например при нанесении ему тяжкого оскорбления. Нередко он попадает в жесткую зависимость от обстоятельств. Но это лишь свидетельствует об особенностях данной личности, способной попадать в такую зависимость. Другой человек на его месте постарался бы “уйти” от этих обстоятельств. Если же ситуация действует неодолимо и однозначно может привести только к тому, что его поступки объективно нанесут вред, - преступление

неотвратимо. Разумеется, социально-психологическое взаимодействие имеет место и с совершенно нейтральными, “безобидными” ситуациями.

В качестве примера, когда ситуация играет большую криминогенную роль, чем негативные личностные качества, часто приводят острые семейные конфликты, которые иногда длятся годами и нередко заканчиваются убийством кого-нибудь из их участников. В этом плане особенно характерны отношения мужа и жены или сожителя и сожительницы. Здесь, как можно решить на первый взгляд, ситуация полностью довлеет над личностью. Учитывая распространенность насильственных преступлений на семейно-бытовой почве, представляется полезным проанализировать подобные ситуации подробнее.

Прежде всего подчеркнем, что конфликтные отношения и все связанные с ними обстоятельства непосредственно создаются самими участниками конфликта и эти участники сами попадают в психологическую зависимость от того, что создано их же руками. При этом, хотя ссоры и скандалы многократно повторяются, нанося глубокие моральные, психологические, а часто и физические травмы, заслуженно вызывая негативную реакцию окружающих, такие конфликтные отношения. тем не менее сохраняются и чаще всего усиливаются теми же конфликтующими сторонами. Выходит, что они - и будущие жертвы, и преступники - как-то заинтересованы в сложившихся отношениях.

В подтверждение приведем следующие данные. Греческий ученый И. Г. Пеппа проанализировала ответы ряда женщин, осужденных за убийства мужей или сожителей, большинство из которых более или менее длительное время пьянствовали, избивали и оскорбляли своих жен (сожительниц). Вопрос перед ними был поставлен так: почему они продолжали жить совместно с потерпевшими, несмотря на неблагоприятные условия? Наиболее характерными ответами оказались: “Боялась отрицательного общественного мнения в случае развода”; “Уход от мужа не имел смысла, ибо он не оставил бы меня в покое”; “Разойтись с мужем не приходило в голову”; “Развестись не разрешили бы родители”; “Муж не давал развода”; “Некуда было уйти, не было денег и работы”; “Не уходила из-за детей”. Автор исследования делает справедливый вывод, что для многих женщин, ставших убийцами, чрезмерно травматична потеря семьи или ее видимости и они делали все для ее сохранения.

При таких обстоятельствах, когда люди годами живут вместе и в то же время испытывают друг к другу острую вражду и неприязнь, они становятся рабами своей ненависти. Она делается для них источником жизни, активности, смыслом и даже целью существования, приобретает самостоятельную, самодовлеющую ценность. В этом причина или во всяком случае одна из главных причин попадания в жесткую психологическую зависимость от ситуации острого межличностного конфликта. Его участники становятся, сами того не понимая, рабами друг друга, связанные невидимой психологической нитью, разрыв которой для каждой стороны глубоко травматичен, а поэтому нежелателен.

Наши собственные наблюдения показывают, что ситуация, когда жена жестко доминирует над мужем и направляет его поведение, является причиной многих семейных конфликтов. В детстве и юности такие мужчины обычно испытывали гиперопеку со стороны матерей, которые довлели над ними. Это могло вызывать бессознательное или вполне осознанное стремление освободиться от такого пресса, в чем можно видеть одну из причин побегов детей из дома. Повзрослев, немалая доля таких людей оказывается неспособной к полностью самостоятельному психологическому существованию и невольно ищет поводыря. Им становится жена, которая, как бы принимая эстафету от матери, продолжает выполнять ее психологические функции, однако у мужчины протест против сурового женского диктата остается.

Как правило, протест находит свое агрессивное выражение, когда муж (или сожитель) находится в нетрезвом состоянии. Имеющие здесь место психологическая разрядка и компенсация после вытрезвления сменяются еще более жестким давлением и контролем жены (сожительницы), что в свою очередь вновь определяет желание освободиться от них. В трезвом виде мужчина не смеет, попросту не способен на агрессивные действия, поэтому он опять напивается и начинает избивать и оскорблять жену (сожительницу), создавая себе тем самым иллюзию освобождения от ее диктата. Такие периоды сменяют друг друга, повторяясь много раз, все более усугубляя враждебные отношения и взаимную ненависть, наращивая обиды, делая невозможным примирение и установление нормальных отношений. Легко заметить, что в таких ситуациях мужчина тем чаще употребляет спиртные напитки, чем больше ему не хочется появляться в семье. В то же время такой супруг или сожитель не способен уйти из нее,

поскольку жена (сожительница) руководит им в жизни и нередко служит главным каналом связи с окружающим миром. Женщина тоже не может выйти из такого взаимодействия, поскольку в нем реализуется ее потребность в руководстве, доминировании, управлении.

Понятно, что тот или та, которые не желают жить в подобной ситуации и имеют психологические возможности выйти из нее, могут развестись и разъехаться. Остаются жить в таких условиях те, субъективные черты которых предопределяют их попадание в жесткую зависимость от данной семейной обстановки. Конечно, здесь не упомянуты дети, совместно нажитое имущество, жилье и другие вещи, столь ценимые в реальной жизни. Однако любое имущество можно разделить, а что касается детей, то вряд ли они получат надлежащее воспитание в обстановке постоянных скандалов, драк и оскорблений. Таким образом, даже применительно к ситуациям, участники которых теснейшим образом связаны друг с другом, мы приходим к выводу, что причиной преступных действий вследствие развития этих ситуаций является только личность.

Здесь мы вплотную подошли, разумеется в самом общем виде, к проблеме объяснения причин преступного поведения. Уяснение причин такого поведения позволит значительно лучше познать причины преступности, даст возможность делать широкие социальные обобщения, отмечать те общесоциальные явления и процессы, которые ранее не привлекали к себе должного внимания в первую очередь из-за недостаточной изученности факторов, порождающих отдельные преступления. Этот переход от общего к индивидуальному, и наоборот, чрезвычайно важен, в том числе для профилактики преступности выявлением тех узловых моментов, которые подлежат наиболее серьезному предупредительному воздействию. Взаимосвязь причин преступности и причин преступного поведения нужно иметь в виду и в чисто познавательных целях, отдавая себе отчет в том, что эти явления разного порядка.

Отправным пунктом в изучении любой личности является понимание ее как целостного образования, как единства всех свойств и качеств, отражающих взаимосвязь и взаимозависимость личности и социальной среды, в которой эта личность живет и воспитывается и в которой себя проявляет. Понятно также, что ни одно из человеческих качеств, взятое изолированно, не определяет поведения и его направленности, что все качества и свойства индивида прямо или косвенно связаны друг с другом.

Однако изучение личности как целостного образования представляет собой не анализ ее составляющих, а выявление ее ведущего качества, обладающего возможностями системообразования и в силу этого определяющего остальные ее черты и поведение в целом. Таким качеством может быть, например, агрессивность, обусловливающая и восприятие окружающего мира, и характер поведения, и его направленность. Можно сказать, что у некоторых людей агрессивность является системообразующим качеством, что делает понятным и внутренне целесообразным преступное поведение. Это качество образует сущность данной личности, и если представить себе, что оно устранено, то перед нами будет уже другая личность. Все содержание этой книги сконцентрировано на проблеме ведущей роли социальных факторов в порождении преступности и преступлений. Те социальные факторы, которые порождают преступность в целом, в каждом конкретном случае определяют преступное поведение следующим образом: во-первых, они создают неблагоприятные условия для формирования личности в семье, школе, иных учебных, а также трудовых коллективах, неформальном общении; во-вторых, они образуют те внешние условия, которые могут способствовать такому поведению. И в том, и в другом случае они конкретизируются и индивидуализируются.

Сформировавшись, усвоив определенные нормы и стандарты поведения, взгляды и ценности, субъект на каждом новом витке своей жизни, на каждую возникающую ситуацию реагирует в соответствии с этими усвоенными нормами. Причем появление новых факторов во взаимодействии с внешними обстоятельствами способно внести иногда существенные коррективы в круг представлений субъекта, и на новую ситуацию он может уже реагировать иначе.

Думается, что те личностные особенности, которые сформировались с началом социализации личности и в дальнейшем закрепились в ней, дают возможность понять причины преступного поведения. В частности, они определяют отношение личности к складывающимся ситуациям.

Можно, следовательно, говорить о наличии субъективной причины преступного поведения, которая объективно существует и социально обусловлена. Здесь мы видим перерастание внешне социального во внутренне субъективное. Так, например, экономическое и социальное неблагополучие в стране активно влияет на контекст развития семьи, группы и отдельных

людей, на отношения между ними, создает трудности и преграды в их жизни. Происходит соответствующее воспитание личности, отторжение ее от нормальных связей и отношений, формирование такой личностной особенности, как тревожность характера.

Переход из общесоциального в индивидуальное происходит по социально-психологическим каналам и механизмам, т. е. путем общения между людьми. Но здесь мы хотели бы поставить очень сложный, но в научном и практическом отношении важный вопрос: изменяется ли при указанном переходе роль криминогенных обстоятельств, например не происходит ли перерастание всех или некоторых из них из причин в условия, и наоборот? Не останавливаясь сейчас на частностях, можно утверждать, что такого перерастания обычно не происходит, т. е. те обстоятельства, которые порождали совершение отдельных преступлений, служат лишь благоприятным фоном для деятельности искаженной личности преступника.

Проиллюстрируем сказанное следующим примером. Предположим, что на стройке (или на фабрике) отсутствует охранная сигнализация да еще крепко спит ночной сторож, призванный охранять материальные ценности, чем пользуются злоумышленники. Является ли это причиной хищений с названного объекта? На наш взгляд, конечно, нет, поскольку одних людей недостаточная охрана может стимулировать на совершение кражи, других - принять срочные меры по устранению такого положения, третьи же спокойно пройдут мимо. Теперь укрупним проблему и поставим вопрос так: является ли плохая охрана материальных ценностей в данном регионе причиной повальных хищений? По-видимому, тоже нет, хотя нужно признать это обстоятельство достаточно серьезным. Дело в том, что причины преступности в целом следует искать в крупных социальных противоречиях и конфликтах, а не в организационных или технических упущениях, пусть бы даже очень существенных.

Если считать преступность суммой и (или) совокупностью преступлений, то и сумму и (или) совокупность их мотивов можно считать причинами преступности. Но такой подход представляется слишком упрощенным и поверхностным, к тому же криминогенная мотивация действует на индивидуальном уровне, а поэтому ее не следует рассматривать как причину преступности в целом. Точнее, крупные социальные противоречия, индивидуализируясь в мотивах, вызывают конкретные преступления. Например, усиливающееся расслоение нашего общества по материальному достатку, жизненная неустроенность значительной части людей, их неуверенность в собственных перспективах и другие неблагоприятные факторы могут вызывать повышенную тревожность, а следовательно, порождать мотивы защиты своего “я”, мотивы утверждения (самоутверждения).

Изучение негативных социальных процессов, вызывающих преступность, может дать понимание не только самих этих процессов, но и тех факторов, которые выступают в качестве причин отдельных преступлений. Например, возможности для объяснения причин преступности могут появиться при изучении криминальной (криминогенной) мотивации отдельных преступлений. Понять причины преступности поможет также учет того, что среди преступников распространены такие негативные личностные особенности, как отчужденность, асоциальность, жестокость, повышенная тревожность, поэтому можно предположить, что в обществе имеются условия, формирующие и поддерживающие именно эти особенности. В этой связи привлекают внимание экономические, нравственные, демографические, культурные и иные явления, характеризующие жизнь общества в целом и приводящие к преступному поведению в каждом конкретном случае. На наш взгляд, именно в этих явлениях, а не в природных качествах человека заложены причины преступного поведения, хотя игнорировать упомянутые качества не следует.

Такие генетически обусловленные качества, как предрасположенность к алкоголизму или наркомании, нервным болезням, могут нести существенный криминогенный заряд, если не принимаются специальные меры по их нейтрализации. А это уже зависит от экономических возможностей общества, уровня его нравственного развития, общественных нравов, достижений науки и других обстоятельств.

Многих криминологов волнует вопрос о соотношении социальных и биологических факторов в преступном поведении. Однако в отечественной криминологии исследований биологических факторов преступного поведения не проводилось, никаких эмпирических данных по существу нет.

По этому поводу мы считаем необходимым высказать ряд принципиальных соображений. Прежде всего, когда говорят о соотношении социального и биологического в человеке и его поведении, всегда нужно иметь в виду личность, ее психологию. Это именно тот творческий

уровень, на котором происходит взаимодействие названных факторов, и поэтому миновать его никак нельзя. Игнорирование психологии личности может привести к выводам о том, что социальные или биологические факторы порождают поведение, не преломляясь через личность. Поэтому мы считаем, что данная проблема должна рассматриваться на уровне причин преступного поведения, а не причин преступности.

Почему мы столь детально и даже настойчиво пытаемся развести уровни причинности, имеет ли это существенное значение? Помимо научных целей это важно для решения практических задач, поскольку общество и его правоохранительные органы обязаны четко представлять себе, с антиобщественными явлениями какого масштаба они борются. Несомненно, что общество должно бороться со всей преступностью, а его правоохранительные органы - предупреждать отдельные преступления, расследовать их, определять наказание преступникам, исполнять эти наказания. В определенных границах должна вестись работа по прогнозированию преступности, программированию и планированию борьбы с ней. Дело здесь, конечно, не только в границах, но и в объекте воздействия, что в свою очередь диктует выбор ближайших и более отдаленных целей и задач, а также поиски средств и методов их решения, определение характера мер воздействия и т. д.

Каковы, так сказать, технические возможности познания причин преступного поведения? Традиционно это анкетирование уголовных дел, реже - опрос осужденных. Но эти методы при всей их полезности не дают должного представления о живых людях с их страстями, сложностями и противоречиями прожитой жизни и, главное, не раскрывают причин того, что же их в действительности сделало преступниками. Не все криминологи владеют психологическими приемами, помогающими изучать личность, не все подготовлены для проведения бесед с людьми. Не всегда следователь, прокурор, адвокат, суд, воспитатель в местах лишения свободы

и даже исследователь-криминолог умеют слушать преступников и вслушиваться в их рассказы о жизни, более того, очень многие считают, что все преступники сплошь лжецы. Между тем преступники лгут обычно тогда, когда правда грозит ухудшить их и без того тяжелое положение.

Как понять, например, поведение В., 46 лет, 6 раз судимого за кражи, признанного особо опасным рецидивистом, почти всю взрослую жизнь проведшего в местах лишения свободы? Как

и почему он встал на этот путь? Может быть, лучше послушать его самого, не ограничиваясь изучением материалов возбужденных против него уголовных дел?

В. рассказывает: “Нас в семье было пятеро детей. Отец работал на карьере рабочим, очень уставал; на нас, детей, времени у него не было. Любил ли он меня? Если бы любил, я бы не ушел в другую сторону. О матери ничего особенного рассказать не могу; я ее не слушал, тем более что она все время болела, чем не знаю, но у нее опухли ноги. Я закончил только 4 класса, а так все время бегал по садам, по набережной. Убегал из дома, чтобы найти что покушать, особенно мы воровали с ребятами фрукты. Нет, дома было что покушать, но не то, что я хотел, а вот одежды не было. Воровать стал рано, в основном из карманов”, Не будем подробно комментировать этот короткий, но весьма красноречивый и довольно

типичный рассказ. Можно сделать вполне определенные предположения о том, почему стал на преступный путь человек, выросший в семье, в которой наряду с материальной нуждой отсутствовали теплые человеческие отношения и забота о ребенке. Даже такие короткие повествования подчас дают больше, чем самые масштабные социологические опросы.

Здесь мы вплотную подходим к вопросу о методах изучения причин преступного поведения и о том, какими возможностями в этом отношении располагает наука. Поскольку причины преступного поведения “находятся” в личности, основное значение приобретают психологические подходы и методы, психологическая интерпретация полученных результатов, которая может быть использована для понимания более широких социальных явлений и процессов.

При изучении причин преступлений важно использовать и возможности психиатрии, поскольку среди преступников довольно велика доля лиц с психическими аномалиями в пределах вменяемости. Нарушение психической сферы личности оказывает сильное влияние на мотивацию ее поступков, другие психологические явления и процессы. Такие нарушения, как и биологические факторы, не действуют напрямую, вызывая те или иные поступки, а лишь взаимодействуя с психологическими особенностями личности. Поэтому нужны патопсихологические изыскания, т. е. психологические исследования преступников с нарушенной психикой. Между тем и данное направление развивается все еще медленно. И

видимо, это одна из главных причин невысокой эффективности профилактики преступлений лиц с психическими аномалиями.

Наш опыт показал, что наилучшие результаты могут быть достигнуты с помощью монографического метода, т. е. углубленного изучения причин преступного поведения, как правило, небольшого числа преступников главным образом с помощью психологических методов - беседы и тестов, которым предшествует тщательное ознакомление со всеми имеющимися на данное лицо материалами. Такое изучение позволяет получить представление об особенностях мировосприятия, о потребностях и интересах, чувственно-эмоциональной сфере, об основных мотивационных тенденциях, бессознательных или осознаваемых частично, о характерологических чертах, ценностных ориентациях и установках, о направленности личности в целом, ее типе. Очень важно отметить, что подобный подход дает возможность проследить и понять жизненный путь человека, оценить его жизненный опыт, выявить социальные роли и статусы, условия воспитания и формирования личности, специфику общения и взаимодействия с другими людьми.

Нетрудно заметить, что такое знание о конкретном человеке не может быть получено традиционно - путем социологического опроса. Здесь требуется определенное доверие опрашиваемого, умение поставить себя на его место, как бы вжиться в его образ, чтобы понять его и прожитую им жизнь. Поэтому мы и призываем видеть в преступнике “живую”, думающую, чувствующую, переживающую личность, а не бледное и часто искаженное его отражение, имеющееся в следственных или судебных материалах.

Возникает вопрос: насколько полученным подобным путем сведениям можно придавать обобщающий характер, насколько выводы относительно малой группы преступников можно распространять на всю их совокупность, исчисляемую не одной сотней тысяч людей?

Прежде всего отметим, что монографическое изучение должно охватывать не всех преступников без разбора, а только их определенные категории. В рамках этих категорий отбирается столько лиц, сколько нужно для того, чтобы получить представление а каждом из типов преступников (и соответственно их преступном поведении). С помощью некоторых тестов (например, “Методики многостороннего исследования личности”) можно изучить такое количество преступников, которое будет отвечать социологическим требованиям репрезентативности (представительности). В этом случае углубленные беседы проводятся не со всеми, а только с некоторыми. Тесты, разумеется, выбираются такие, которые наиболее адекватны задачам данного изучения, лучше всего способствуют их решению.

Изучая отдельного преступника, мы изучаем его индивидуальность, включающую в себя и общие, присущие другим преступникам черты, и единичные, неповторимые. Те и другие дают целостное представление о личности. То, что в каждом преступнике есть какие-то черты, которые можно обнаружить и у других правонарушителей, является непременным условием изучения. Однако даже индивидуальные, неповторимые черты все же отражают в себе социально-типическое.

Философы и социологи создали немало ярких и верных социальных портретов, в которых социальный тип личности (буржуа, фермера, рабочего) выступает в персонифицированной форме. Социальная портретистика широко используется для характеристики общей тенденции в развитии эпохи, социальных типов личности, духа времени, нации, политической партии и т. д., тех интересов данного социального слоя, выразителем которых является конкретное лицо как его представитель.

Сходное положение можно констатировать в художественной литературе и искусстве в целом. Искусство представляет собой идеальное, творческое, закономерно обусловленное отражение действительности, в том числе реальных проблем человека, его мыслей, чувств, переживаний, идеалов. Художественное произведение не буквальное или приблизительное воспроизведение жизни. В единичном, особенном оно отражает общее, улавливая и воспринимая наиболее типичные и существенные черты и свойства действительности. В то же время действительность стоит бесконечно выше искусства по своему богатству, неисчерпаемости, многосторонности, неповторимости.

Монографическое исследование в науке, в данном случае в криминологии, во многом напоминает социальную портретистику и подходы искусства к познанию человека, его мира, механизмов его поступков. То, что при таком исследовании охватывается меньший по количеству массив правонарушителей, с лихвой компенсируется глубиной и разносторонностью познания, проникновением в самые потайные уголки психики, внутреннего мира человека,

Личность преступника вызывает интерес в первую очередь потому, что именно она является носителем причин совершения преступления: поэтому можно сказать, что эта личность - основное и важнейшее звено всего механизма преступного поведения, и, соответственно, ее особенности, которые порождают такое поведение, должны быть непосредственным объектом профилактического воздействия.
Личность преступника всегда была одной из центральных проблем всех наук криминального профиля, и в первую очередь криминологии, история которой свидетельствует, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут как раз по поводу личности преступника. Только криминология исследует ее природу, формирование, социологические и психологические особенности, выделяет и изучает те или иные ее типы. От взгляда на личность зависит научное решение проблемы причин преступности: если преступник наследует по биологической линии причины преступного поведения (или склонность к совершению преступлений), это означает вполне определенную исследовательскую позицию - преступность наследуется генетическим путем. В свою очередь, это предполагает совершенно иные, чем до сих пор, меры борьбы с ней.
Если же личность преступника - продукт общества, содержание конкретных социально-исторических условий и социальной практики, то подход к ней должен быть совершенно иной. Легко заметить, что от решения теоретических проблем личности преступника зависит решение сугубо практических вопросов борьбы с преступностью.
Человек не рождается личностью, а становится ею только в ходе своей социальной жизни, поэтому вне общества формирование личности невозможно. Следовательно, человек не рождается преступником, а становится им в результате неблагоприятного нравственного формирования его личности. Проблема формирования ее относится к числу основных криминологических проблем.
В преступлении человек проявляет себя в качестве общественного существа. Поэтому к нему надо подходить как к носителю различных форм приобретенных нравственных и иных взглядов и ценностей, индивидуально-психологических особенностей. Личность преступника выступает в совокупности социально значимых негативных свойств, образовавшихся в ней в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Этими свойствами, которые к тому же поддаются коррекции, личность, конечно, не исчерпывается.
Понятие личности преступника должно объединять лиц, виновных в преступном поведении. Как преступность включает такие совсем разные преступления, как убийство и кражу, так и понятие личности преступника в практическом и научном смысле объединяет лиц, совершивших преступления. Поэтому криминология призвана изучать личность всех совершивших преступления, в том числе во внезапных ситуациях, которые до этого не были замешаны ни в чем предосудительном. Все совершившие преступления должны быть предметом криминологического познания, что имеет огромное практическое значение, в первую очередь для профилактики преступлений. Нельзя не признать, что понятие личности преступника в определенной мере условное и формальное, поскольку отнесение конкретных действий к числу преступных зависит от законодателя. В то же время определенный круг особо опасных преступлений практически остается неизменным. Законодатель, как известно, может отменить уголовную ответственность за поступки, которые ранее им рассматривались как преступные.
Надо отметить, что у многих лиц, совершивших, например, неосторожные преступления, могут отсутствовать черты, типичные для преступников. Понятие личности преступника должно быть ярлыком для обозначения наиболее опасных и злостных правонарушителей.
Особенности личности преступника не следует понимать так, что они присущи всем без исключения лицам, совершившим преступления. Отсутствие их у некоторой части преступников не снимает вопроса о необходимости их изучения как причин преступного поведения. Именно данный факт позволяет говорить о личности преступника как об отдельном, самостоятельном социальном и психологическом типе, конечно, среди множества других типов, существующих в обществе. Его специфика определяет особенности духовного мира преступников, их реакций на воздействия социальной среды.
Личность преступника можно определить как некую модель, социальную и психологическую, обладающую специфическими чертами. Это некая абстракция, совокупность научных представлений о тех, кто совершает преступления. Преступникам присущи антиобщественные взгляды, отрицательное отношение к нравственным ценностям и выбор общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявление необходимой активности в предотвращении отрицательного результата. Это определение охватывает и тех, кто совершил преступление умышленно или неосторожно.
Изучение личности преступника в криминологии осуществляется для выявления и оценки тех ее свойств и черт, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики, в том числе повторное. Личность преступника - центральная потому, что ее криминологические особенности первичны, являются причиной преступных действий, а поэтому должны быть объектом профилактических усилий. Это не означает игнорирования внешних социальных факторов, которые формируют личность преступника и могут способствовать совершению преступлений. Поэтому совершение преступления надо рассматривать не только как результат простого взаимодействия личности с конкретной жизненной ситуацией, а как следствие, реализацию криминогенных особенностей личности, которая взаимодействует с ситуативными факторами.
Общественную опасность надо понимать как то, что человек, обладающий подобными качествами, может совершить преступление, но это не предполагает фатальности преступного поведения. Это качество может быть реализовано в поведении, а может и не быть, что зависит как от самой личности, так и от внешних обстоятельств, способных препятствовать такому поведению, даже исключить его. Самый опасный, многократно судимый рецидивист может прекратить свою преступную активность в случае, например, неожиданных изменений в личной жизни (счастливый брак и т.д.).
В принципе должна исследоваться личность только тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания, а не до момента констатации исправления. Однако и после отбытия наказания человек, хотя уже и не преступник, а поэтому не может рассматриваться как личность преступника, представляет значительный интерес как лицо, вновь могущее встать на преступный путь, особенно если речь идет о рецидивисте. Он входит в ту абстракцию, о которой сказано выше.
Поэтому нужно изучать не только тех, кто уже совершил преступление, но и тех, чье поведение в прошлом, чей образ жизни, общение, взгляды и ориентации только свидетельствуют о такой возможности, которая реальностью может и не стать. Значит, в сфере криминологических интересов находятся алкоголики, наркоманы, бродяги, проститутки, лица, совершающие мелкие антиобщественные нарушения, все те, кто находится в "преступном" состоянии.
Исследование проблем личности преступника в виде некоего пути по отдельным частям (этапам) весьма условно можно разбить на шесть частей:
- формирование личности преступника;
- личность в ее взаимодействии с конкретной жизненной ситуацией до и во время совершения преступления;
- личность преступника в процессе осуществления правосудия в связи с совершенным им преступлением;
- личность преступника в период отбывания наказания, особенно в местах лишения свободы;
- личность в период адаптации к новым условиям свободы в связи с возможностью совершения нового преступления;
- человек, ведущий аморальное существование, но не преступающий уголовный закон.
Криминологически важно определить то главное звено, которое придает личности характер целостности. Причем это не простое механическое перечисление всех его признаков - психологических, демографических, правовых и т.д. Основополагающим является представление о личности преступника в целом как о субъекте и объекте общественных отношений, как носителе социальных, психологических и биологических особенностей, влияющих на ее поведение. Понятие целостности личности адекватно понятию непротиворечивости личности, находящему выражение в постоянстве ее мотивов, образа жизни и поведения. Применительно к каждому человеку целостность представляет собой постоянно взаимодействующие друг с другом его свойства и особенности, создающие неповторимый, единственный в своем роде облик. Личность любого преступника, личность любого бродяги не менее сложна и интересна для науки, чем личность короля или великого писателя. Поэтому для ее научного познания необходима специальная профессиональная подготовка, в первую очередь психологическая. Криминологи должны явно представлять себе, что только по документам, статистическим данным и материалам уголовного дела невозможно понять личность преступника и причины преступного поведения. Для этого нужно изучать людей с помощью психологических подходов и методов, непосредственного общения с ними в рамках клинических бесед и применения тестов. Это очень сложно, но для науки только такой контакт и нужен, поскольку он обеспечивает достоверность исследования.
Взгляд на преступника как на нечто целостное позволяет не просто увидеть всю личность в единстве ее компонентов (подструктур), но и достаточно ясно представить себе, что каждый из них зависит друг от друга и от целого. Вместе с тем существует некая закономерность развития и целого и отдельных его частей, причем, что очень важно, это развитие целесообразно для данной системы в силу специфики ее биологической и социальной природы, ее истории и развития. Иными словами, личность и ее поступки могут быть поняты только в том случае, если выявлены особенности жизненного пути именно этого человека, если должным образом вскрыты и интерпретированы его установки и мотивации. Как целостность собственной личности, так и все ее законосообразности индивидом могут не осознаваться.
Личность преступника как объект научного познания нужно рассматривать как возникшую на определенном этапе развития криминологии некоторую совокупность упорядоченных и систематизированных знаний, описывающих и объясняющих существование, развитие и особенности тех, кто совершает преступления. Сама наука криминология начиналась с изучения личности виновных в преступлении, тогда наука уголовного права и "породила" науку криминологию.
Личность преступника можно рассматривать как архетип, поскольку она вечна для человечества. Когда формируется личность преступника, это формирование можно представить себе как усвоение ею окружающих архетипов, конечно, отрицательных или могущих стать таковыми у данного конкретного человека.
Углубленное криминологическое знание служит основанием для многочисленных практических предложений и рекомендаций, широко использующихся при осуществлении индивидуальной профилактики преступлений и исправления преступников.
Научные представления о личности преступника складывались не только из эмпирического ее изучения, но и из использования достижений философии, социологии, психологии, криминалистики и особенно науки уголовного права.
Учение о личности преступника начиналось с периода схематизации (или идеализации) изучаемого явления, некой концептуальной модели, например, в рамках антропологической школы - учения о прирожденном преступнике (преступной личности). Формирование же отечественной криминологической теории о природе и причинах преступности позволило в целом создать общепризнанную концепцию, основополагающей особенностью которой было признание социальной природы личности преступника. С помощью этой концепции, несмотря на ошибки биологизаторского и социологизаторского характера, были описаны наиболее существенные черты и свойства данной личности.
Сказанное позволяет решительно осудить "игривые" суждения отдельных криминологов о том, что якобы "мы" еще ничего не знаем о личности преступника и причинах преступного поведения. Если бы это было так, то, следовательно, современная философия и психология вообще ничего не знает о человеке. Криминологи же, утверждающие о якобы нашем незнании личности преступника, тем самым признаются в собственной антропологической значимости, но и только.
В целом личность преступника можно определить как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата. Данное определение достаточно полно в том смысле, что охватывает не только тех, кто совершил преступление умышленно, но и тех, кто виновен в преступной неосторожности. Такая оценка его обоснована и потому, что она содержит перечень признаков, которые должны быть предметом криминологического познания.
Формирование личности преступника представляет собой процесс усвоения им и закрепления в нем антиобщественных взглядов, представлений, отношений к окружающему миру и самому себе. Именно в процессе формирования личности, которое является не чем иным, как социализацией человека, начинает складываться его неповторимый индивидуальный облик, его ориентации и предпочтения, ведущие мотивы поведения, то есть такие мотивы, как защита, самоутверждение, игра. Верховенство этих мотивов в том, что они находятся в центре миропонимания, мироощущения личности, определяют его отношение к другим людям.
Социализация личности как активный процесс длится не всю жизнь, а лишь период, необходимый для восприятия комплекса норм, ролей, установок и т.д. на протяжении времени, нужного для становления индивида как личности. Можно выделить первичную социализацию, или социализацию ребенка, и промежуточную, которая знаменует собой переход от юношества к зрелости, то есть период от 17 - 18 до 23 - 25 лет, и период зрелости - остальную жизнь.
Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребенок еще бессознательно усваивает образы, образцы и манеру поведения, типичные реакции старших (как правило, это родители), на те или иные проблемы. Психологические исследования личности преступника показывают, что уже взрослым человек часто воспроизводит в своем поведении то, что запечатлелось в его психике в период ранней социализации. Например, он может применить грубую силу для разрешения какого-либо конфликта, поскольку так поступали его родители.
Здесь надо сделать одно промежуточное, но очень важное замечание. Если ребенок или подросток имеет эмоциональные контакты с родителями или другими старшими членами семьи, то он, скорее всего, будет поступать, как они. В противном случае повторение их поведения менее вероятно. Вместе с тем очень велико влияние неформального окружения вне семьи, особенно если у ребенка или подроста отношения с родителями складываются неблагополучно, к чему мы еще вернемся ниже.
Дефекты первичной, ранней социализации в родительской семье могут иметь криминогенное значение в первую очередь потому, что ребенок еще не усвоил другие положительные воздействия, он полностью зависим от старших и совершенно беззащитен от них. Поэтому вопросы формирования личности в семье заслуживают исключительного внимания криминологов. Семья - главное звено той причинной цепочки, которая выводит на преступное поведение.
В настоящее время имеется большое число исследовательских материалов о семьях правонарушителей, методах родительского воспитания, применявшихся к ним. К сожалению, в основном это социологические, социально-демографические данные. Однако на нынешнем этапе развития науки криминологии и запросов правоохранительной практики становится ясно, что с помощью лишь такой информации (о составе родительской семьи будущих правонарушителей, общих характеристиках отношений в ней, уровне культуры родителей, совершении ими и другими родственниками аморальных или противоправных действий и т.д.) уже нельзя в должной мере объяснить происхождение преступного поведения.
При всей ценности весьма многочисленных данных о неблагополучных или неполных семьях остается непонятным, почему многие "выходцы" из таких семей никогда не совершают противоправных действий. К числу же неблагополучных семей относят только те, в которых родители совершают противоправные или аморальные действия. Отсутствие, например, отца или его аморальное поведение далеко не всегда формирует личность правонарушителя. Поэтому следует считать, что решающую роль играет не только состав семьи, не только отношения между родителями, даже не их объективно неблаговидное, даже противоправное поведение, а главным образом их эмоциональное отношение к ребенку, его принятие или, напротив, отверждение. Можно обнаружить достаточное количество семей, в которых родители совершают правонарушения (например, хищения), постоянно пьянствуют, но их эмоциональное отношение к детям отличается теплотой и сердечностью. Иными словами, они принимают своих детей, а не отвергают их. Поэтому есть основания считать, что именно отсутствие подобных отношений в детстве в решающей степени определяет ненадлежащее поведение человека в будущем.
Условия жизни ребенка не прямо и непосредственно определяют его психическое и нравственное развитие. В одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности личности, прежде всего из-за того, в каких взаимоотношениях со средой находится человек, какие влияния от нее он испытывает, какими биологическими особенностями он обладает. Средовые влияния воспринимаются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства ребенка они преломляются, какие генетические черты у него есть.
В семьях с прочными, теплыми эмоциональными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. Напротив, чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) по самым разным причинам, в том числе объективным, нередко вызывают у последних эмоциональный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности, зависть и другие негативные переживания.
Дефицит общения с негативными последствиями может возникать и по таким внешне уважительным причинам, как загруженность родителей на работе, их длительные служебные командировки, хронические болезни и т.д.
Особо остановимся на психологических контактах ребенка в семье. Такое отчуждение ребенка родителями - не единственная причина формирования личности преступника. Нередко это происходит иным путем: у ребенка и подростка есть необходимые эмоциональные связи с родителями, но именно последние демонстрируют ему пренебрежительное отношение к нравственным и правовым запретам, образцы противоправного поведения (например, постоянно пьянствуют, учиняют хулиганские действия и т.д.). Подросток сравнительно легко усваивает эти образцы, соответствующие им взгляды и представления, которые вписываются в его психологию и начинают стимулировать его поступки.
Криминогенные последствия может иметь и такой недостаток семейного воспитания, когда при отсутствии теплых эмоциональных отношений и целенаправленного нравственного воспитания окружающие заботятся об удовлетворении лишь материальных потребностей ребенка, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, соблюдению нравственных норм. По существу, здесь проявляется равнодушие к тому, каким он станет.
Необеспечение ребенка родительской заботой и попечением могут иметь место в явной, открытой форме. Чаще всего это случаи, когда его бьют, издеваются над ним, иногда очень жестоко, выгоняют из дома, не кормят, никогда не проявляют заботы и т.д., нанося ему незаживающие психические травмы. Неприятие своего ребенка может быть и скрытым, связи между родителями и детьми в этих случаях как бы нейтральны, эмоционально никак не окрашены, каждый живет по-своему и мало интересуется жизнью другого. Такие отношения выявить всегда трудно, их обычно скрывают и родители, и дети, причем делают это скорее непреднамеренно.
Нередко дети предоставлены сами себе в семьях, в которых много детей или в которых родители слишком заняты работой. Но это не должно быть для родителей оправдывающим обстоятельством.
В результате эмоционального отвергания родителями ребенка, его неприятия или лишения родительской ласки и попечения в его психике чаще на бессознательном уровне формируются тревожность, беспокойство, боязнь утраты себя, своего "я", своего положения в жизни, ощущение враждебности, даже агрессивности окружающего мира. Эти качества из-за отсутствия надлежащих воспитательных воздействий или, напротив, в результате негативных влияний затем закрепляются в процессе общения в различных коллективах - в учебных, трудовых и т.п. и под влиянием субъективно значимых условий жизни индивида.
Огромное влияние на формирование личности оказывает ее неформальное социальное окружение, сверстники подростка. Неформальные группы сверстников с антиобщественным поведением чаще всего представляют собой объединение в прошлом отвергнутых семьей детей - и юношей, и девушек. Их сближение в рамках такой группы происходит обычно очень быстро, так как они представляют друг для друга социальную и психологическую ценность. Это как бы замещающая семья, их коллективный отец.
Итак, личность преступника, как и каждого человека, формируется в следующих основных сферах:
- семья;
- школа;
- трудовой коллектив;
- неформальные группы.
На человека влияет и широкая социальная среда, прежде всего через средства массовой информации. Разумеется, во всех случаях речь может идти лишь о неблагоприятных влияниях на личность, поскольку здесь мы говорим о личности преступника.

Библиография

1. Антонян Ю.М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. 311 с.
2. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника: криминолого-психологическое исследование. М.: Норма; Инфра-М, 2010. 368 с.
3. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, 1992. 287 с.
4. Лунеев В.В. Преступность XX века. М.: Волтерс Клувер, 2005. 912 с.

References (transliteration)

1. Antonyan Yu.M. Teoriya chelovecheskoi agressii. Pochemu zhestoki lyudi: Monografiya. M.: YUNITI-DANA: Zakon i pravo, 2013. 311 s.
2. Antonyan Yu.M., Eminov V.E. Lichnost" prestupnika: kriminologo-psikhologicheskoe issledovanie. M.: Norma; Infra-M, 2010. 368 s.
3. Kudryavtsev V.N. Pravovoe povedenie: norma i patologiya. M.: Nauka, 1992. 287 s.
4. Luneev V.V. Prestupnost" XX veka. M.: Volters Kluver, 2005. 912 s.