Арбитражные споры подведомственность и подсудность. Доклад: Понятие и виды экономических споров. Подведомственность и подсудность. Международный экономический арбитраж

Понятие и виды эконом. споров. Подведомственность и подсудность

Споры и разногласия между участниками горизонтальных отношений могут решаться как в судебном так и в несудебном порядке.

Несудебный порядок – путь переговоров, компромиссов.

Обязательный досудебный порядок установлен на уровне федерального закона п.3 ст.4 Арбитражно –процессуального кодекса

Это споры

по перевозкам ж,дорог, морским и авто транспортом,

по пересылкам почтовых отправлений и услугам связи,

требования об изменении и расторжении договора ст.452 ГК.

Досудебный порядок обязателен в случае, когда он предусмотрен договором.

Подвеломственность (ст. 11 ГК):

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Органы, рассматривающие экономические споры. Особенности рассмотрения споров с иностранным элементом

Возникающие споры между участниками гражданских правоотношений могут быть урегулированы в судебном и в несудебном (путем компромиссного обсуждения) порядке.

Основными правовыми источниками в данной области права являются Арбитражный Процессуальный кодекс РФ (АПК РФ), ФКЗ “Об арбитражных судах РФ”, Временное положение о третейских судах, Закон “О международном экономическом арбитраже” и др.

Рассмотрением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды:

а) суды общей юрисдикции

б) Конституционный суд

в) Арбитражный суд.

Арбитражный суд - орган, рассматривающий споры в сфере экономики и предпринимательства.

В его задачи входит:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан;

2) содействие уркеплению законности;

3) содействие предупреждению правонарушений.

ст. 22 АПК РФ - Подведомственность (какие дела какой суд рассматривает) и подсудность (какой суд по первой инстанции рассматривает дело).

Критерии для определения подведомственности:

а) субъективный (кто является субъектами споров);

б) характер спора

Критерии определения подсудности:

а) уровень арбитражного суда

б) территория.

Виды подсудности:

а) родовая (объект и субъект спора);

б) территориальная:

Общая (иск предъявляется по месту нахождения ответчика);

Альтернативная (истец определяет гдже подать иск - в случае нескольких ответчиков по месту нахождения любого из них; если местонахождение ответчика неизвестно, то месту нахождения имущества или по последнему метонахождению ответчика; по месут заключения договора)

Исключительная (иски по праву собственности на недвижимость по месту ее размещения, перевозчику по местонхождению транспортной организации, иски гос. органов в субъектах РФ)

По связи дел (если из иска вытекает другой иск, то он рассматривается в том же суде);

Спор о банкротстве (по месту должника);

Договорная (по соглашению сторон определяется место рассмотрения спора).

Система арбитражных судов

1. Арбитражные суды субъектов РФ - рассматривают дщела в первой инстанции и аппеляционные жалобы по рещшениям суда, не вступившим в законную силу.

2. Арбитражные суда федеральных округов (10 штук) - рассматривают кассационные жалобы по решениям, вступившим в законную силу. Для рассмотрения споров в округах образуется две комиссии.

3. Высший Арбитражный суд РФ - высший орган по рассмотрению экономических споров; осуществляет надзор и дает разъяснения по вопросамсудебной практики; рассматривает дела о при знаниии недействительными актов Президента, Правительства, Совета Федерации, ГосДумы; рассматривает споры между субъектами РФ.

Для этого существует две коллегии: одна - для рассмотрения споров, возникающих из гражданских правоотношений, другая - ... из административных правоотоношений.

Существует также специальный надзорный орган - Президиум.

Важнейшие дела арбитражных судов отнесены к работе Пленума. Он также занимается вопросами изучения и обобщения практики применения законов. Постановления Пленума обязательны для применения судами.

Участниками споров могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане-предприниматели, международные организации, а также лица без гражданства.

В п.2 ст. 22 АПК РФ дается перечень видов споров:

О разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом;

О изменении условий или расторжении договоров;

О неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.

Арбитражные суды обладают специальной подведомственностью.

Суды общей юрисдикции

Им подведомственны все дела, кроме тех, которыми занимаются арбитражные суды.

Они рассматривают споры:

а) возникающие из гражданских правоотношений, где одной из сторон выступает физическое лицо (потребительские отношения);

б) возникающих из трудовых отношений - между работодателем (организацией) и работником (физическим лицом)

в) возникающие из административных правоотношений в случаях, когда граждане оспаривают в судебном порядке действия организаций, нарушающих их права и свободы

г) споры с участием иностранных организаций, аппатридов, есл международным договором эти дела отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции.

В систему судов общей юрисдикции входят:

а) районные суды;

б) Верховные суды республик (субъектов РФ);

в) Верховный суд РФ

а также военные суды.

Третейские суды

Это особый правовой институт; не является органом судебной власти; осуществляет рассмотрение споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, во внутренних правоотношениях, вытекающих только из гражданских правоотношений (о имущественных потребностях).

Их деятельность регулируется Временным положением о третейских судах.

Существует два вида третейских судов:

1) Эд хок - рассмотрение какого-то одного конкретного спора (пример, спор о банковской операции)

2) постоянно действующие суды - часто создаются при Торговой палате, ассоциациях, финансово-промышленных группах; не являются юридическим лицом, хотя могут существовать в виде автономной некоммерческой организации.

Спор может быть рассмотрен третейским судом только при наличии письменного соглашения всех сторон спора.

Деятельность третейского суда регулируется Уставом и Регламентом:

а) спорящие стороны сами выбирают суде; каждая сторона назначает своего судью, последние выбирают 3-го - председателя (по соглашению сторон им может быть одна из сторон)

б) стороны предоставляют доказательства; от них зависит обоснованность их требований.

в) решение третейского суда подлежит добровольному исполнению немедленно или в порядке и сроке, указанных в решении.

Можно принудить к исполнению решения, для этого необходимо обратиться с заявлением о выдаче листа о принудительном исполнениии в арбитражный суд непозднее чем за 1 месяц до исполнения.

Арбитражный суд может отказать в выдаче листа, если не было достигнуто соглашение сторон, была нарушена процедура рассмотрения спора третейским судом, спор возник в сфере, неподведомственной третейскому суду.

Международный экономический арбитраж

Это третейские суды, рассматривающие внешне-экономические споры.

Существуют следующие международные экономич. арбитражи:

1) Лондонский международный третейский суд;

2) Международный арбитражный суд медждународной торговой палаты в Париже;

3) Арбитражный институт торговой палаты в Стокгольме;

4) Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате РФ.

Если решения таких судов не выполняются добровольно, то их исполнение возланается на гос. суды в порядке, предусмотренном Конвенцией “О признании и приведении в исполнение решений”.

Часто при рассмотрении споров по предпринимательским действиям в суде действует прокурорский надзор.

Протест против решений любых судов могут податьгенеральный прокурор и председатель Высшего арбитражного суда; их замы - против всех, кроме решений Высшего Арбитражного суда.

Понятие и виды эконом. споров. Подведомственность и подсудность

Споры и разногласия между участниками горизонтальных отношений могут решаться как в судебном так и в несудебном порядке.

Несудебный порядок – путь переговоров, компромиссов.

Обязательный досудебный порядок установлен на уровне федерального закона п.3 ст.4 Арбитражно –процессуального кодекса

Это споры

по перевозкам ж,дорог, морским и авто транспортом,

по пересылкам почтовых отправлений и услугам связи,

требования об изменении и расторжении договора ст.452 ГК.

Досудебный порядок обязателен в случае, когда он предусмотрен договором.

Подвеломственность (ст. 11 ГК):

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Органы, рассматривающие экономические споры. Особенности рассмотрения споров с иностранным элементом

Возникающие споры между участниками гражданских правоотношений могут быть урегулированы в судебном и в несудебном (путем компромиссного обсуждения) порядке.

Основными правовыми источниками в данной области права являются Арбитражный Процессуальный кодекс РФ (АПК РФ), ФКЗ “Об арбитражных судах РФ”, Временное положение о третейских судах, Закон “О международном экономическом арбитраже” и др.

Рассмотрением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды:

а) суды общей юрисдикции

б) Конституционный суд

в) Арбитражный суд.

Арбитражный суд - орган, рассматривающий споры в сфере экономики и предпринимательства.

В его задачи входит:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан;

2) содействие уркеплению законности;

3) содействие предупреждению правонарушений.

ст. 22 АПК РФ - Подведомственность (какие дела какой суд рассматривает) и подсудность (какой суд по первой инстанции рассматривает дело).

Критерии для определения подведомственности:

а) субъективный (кто является субъектами споров);

б) характер спора

Критерии определения подсудности:

а) уровень арбитражного суда

б) территория.

Виды подсудности:

а) родовая (объект и субъект спора);

б) территориальная:

Общая (иск предъявляется по месту нахождения ответчика);

Альтернативная (истец определяет гдже подать иск - в случае нескольких ответчиков по месту нахождения любого из них; если местонахождение ответчика неизвестно, то месту нахождения имущества или по последнему метонахождению ответчика; по месут заключения договора)

Исключительная (иски по праву собственности на недвижимость по месту ее размещения, перевозчику по местонхождению транспортной организации, иски гос. органов в субъектах РФ)

По связи дел (если из иска вытекает другой иск, то он рассматривается в том же суде);

Спор о банкротстве (по месту должника);

Договорная (по соглашению сторон определяется место рассмотрения спора).

Система арбитражных судов

1. Арбитражные суды субъектов РФ - рассматривают дщела в первой инстанции и аппеляционные жалобы по рещшениям суда, не вступившим в законную силу.

2. Арбитражные суда федеральных округов (10 штук) - рассматривают кассационные жалобы по решениям, вступившим в законную силу. Для рассмотрения споров в округах образуется две комиссии.

3. Высший Арбитражный суд РФ - высший орган по рассмотрению экономических споров; осуществляет надзор и дает разъяснения по вопросамсудебной практики; рассматривает дела о при знаниии недействительными актов Президента, Правительства, Совета Федерации, ГосДумы; рассматривает споры между субъектами РФ.

Для этого существует две коллегии: одна - для рассмотрения споров, возникающих из гражданских правоотношений, другая - ... из административных правоотоношений.

Существует также специальный надзорный орган - Президиум.

Важнейшие дела арбитражных судов отнесены к работе Пленума. Он также занимается вопросами изучения и обобщения практики применения законов. Постановления Пленума обязательны для применения судами.

Участниками споров могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане-предприниматели, международные организации, а также лица без гражданства.

В п.2 ст. 22 АПК РФ дается перечень видов споров:

О разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом;

О изменении условий или расторжении договоров;

О неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.

Арбитражные суды обладают специальной подведомственностью.

Суды общей юрисдикции

Им подведомственны все дела, кроме тех, которыми занимаются арбитражные суды.

Они рассматривают споры:

а) возникающие из гражданских правоотношений, где одной из сторон выступает физическое лицо (потребительские отношения);

б) возникающих из трудовых отношений - между работодателем (организацией) и работником (физическим лицом)

в) возникающие из административных правоотношений в случаях, когда граждане оспаривают в судебном порядке действия организаций, нарушающих их права и свободы

г) споры с участием иностранных организаций, аппатридов, есл международным договором эти дела отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции.

В систему судов общей юрисдикции входят:

а) районные суды;

б) Верховные суды республик (субъектов РФ);

в) Верховный суд РФ

а также военные суды.

Третейские суды

Это особый правовой институт; не является органом судебной власти; осуществляет рассмотрение споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, во внутренних правоотношениях, вытекающих только из гражданских правоотношений (о имущественных потребностях).

Их деятельность регулируется Временным положением о третейских судах.

Существует два вида третейских судов:

1) Эд хок - рассмотрение какого-то одного конкретного спора (пример, спор о банковской операции)

2) постоянно действующие суды - часто создаются при Торговой палате, ассоциациях, финансово-промышленных группах; не являются юридическим лицом, хотя могут существовать в виде автономной некоммерческой организации.

Спор может быть рассмотрен третейским судом только при наличии письменного соглашения всех сторон спора.

Деятельность третейского суда регулируется Уставом и Регламентом:

а) спорящие стороны сами выбирают суде; каждая сторона назначает своего судью, последние выбирают 3-го - председателя (по соглашению сторон им может быть одна из сторон)

б) стороны предоставляют доказательства; от них зависит обоснованность их требований.

в) решение третейского суда подлежит добровольному исполнению немедленно или в порядке и сроке, указанных в решении.

Можно принудить к исполнению решения, для этого необходимо обратиться с заявлением о выдаче листа о принудительном исполнениии в арбитражный суд непозднее чем за 1 месяц до исполнения.

Арбитражный суд может отказать в выдаче листа, если не было достигнуто соглашение сторон, была нарушена процедура рассмотрения спора третейским судом, спор возник в сфере, неподведомственной третейскому суду.

Международный экономический арбитраж

Это третейские суды, рассматривающие внешне-экономические споры.

Существуют следующие международные экономич. арбитражи:

1) Лондонский международный третейский суд;

2) Международный арбитражный суд медждународной торговой палаты в Париже;

3) Арбитражный институт торговой палаты в Стокгольме;

4) Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате РФ.

Если решения таких судов не выполняются добровольно, то их исполнение возланается на гос. суды в порядке, предусмотренном Конвенцией “О признании и приведении в исполнение решений”.

Часто при рассмотрении споров по предпринимательским действиям в суде действует прокурорский надзор.

Протест против решений любых судов могут податьгенеральный прокурор и председатель Высшего арбитражного суда; их замы - против всех, кроме решений Высшего Арбитражного суда.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru

Подведомственность - это разграничение компетенции между Конституционным судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. При определении подведомственности спора АС, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами. Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.

АС разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием: 1)организаций, являющихся юрид.лицами; 2)граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрид. лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя; 3)в случаях предусмотренных АПК РФ и иными ФЗ, с участием РФ, субъектов РФ, муницип. образований, гос. органов, органов МСУ, иных органов, должн. лиц, образований, не имеющих статуса юрид. лица, и граждан, не имеющих статуса индивид. Предпринимателя (ст.27 АПК). Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:

1.экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений (пр. споры о разногласии по дог-ру, заключение кот. предусмотрено з-ном; о признании права собственности; о неисполнении или ненадлежащего исполнения обязательств; о возмещении убытков). 2.экономич. споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.), (пр. касаются оспаривания нормат. прав-х актов, дела об администр. правонарушениях, отнесенных к ведению арбитраж. суда).

В АС подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юр. лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от гос. регистрации юр. лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и АО, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключ. трудовых споров), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных ФЗ. Если будет установлено, что дело не полежит рассмотрению в АС, то про-во по нему прекращается (имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства; истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом; организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована ст.150АПК).

Дела по спорам некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др. не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам. Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности: 1.Родовая подсудность разграничивает дела между АС различного уровня. По общему правилу, подведомственные АС, рассматриваются в I инстанции АС субъектов РФ, за искл. дел, отнесенных к подсудности Высшего АС РФ(эконом. споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ, дела об оспаривании нормат./ненорматив. прав. актов Президента РФ). 2.Территориальная подсудность разграничивает компетенцию АС одного уровня в зависимости от места рассмотрения дела.Виды:

Общая - в соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в АС субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика. Альтернативная подсудность - правила подсудности по выбору истца, установлены в законе.(н-р: Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков) Договорная подсудность - по правилам договорной подсудности: общая территориальная и альтернативная подсудность м.б. изменены по соглашению сторон до принятия АС заявления к своему производству. Исключительная подсудность - дело должно быть рассмотрено строго определенным АС (н-:. Иски о правах на морские/воздушные суда в АС по месту их гос. регистрации).

Понятие и виды эконом. споров. Подведомственность и подсудность

Споры и разногласия между участниками горизонтальных отношений могут решаться как в судебном так и в несудебном порядке.

Несудебный порядок – путь переговоров, компромиссов.

Обязательный досудебный порядок установлен на уровне федерального закона п.3 ст.4 Арбитражно –процессуального кодекса

Это споры

по перевозкам ж,дорог, морским и авто транспортом,

по пересылкам почтовых отправлений и услугам связи,

требования об изменении и расторжении договора ст.452 ГК.

Досудебный порядок обязателен в случае, когда он предусмотрен договором.

Подвеломственность (ст. 11 ГК):

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Органы, рассматривающие экономические споры. Особенности рассмотрения споров с иностранным элементом

Возникающие споры между участниками гражданских правоотношений могут быть урегулированы в судебном и в несудебном (путем компромиссного обсуждения) порядке.

Основными правовыми источниками в данной области права являются Арбитражный Процессуальный кодекс РФ (АПК РФ), ФКЗ “Об арбитражных судах РФ”, Временное положение о третейских судах, Закон “О международном экономическом арбитраже” и др.

Рассмотрением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды:

а) суды общей юрисдикции

б) Конституционный суд

в) Арбитражный суд.

Арбитражный суд - орган, рассматривающий споры в сфере экономики и предпринимательства.

В его задачи входит:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан;

2) содействие уркеплению законности;

3) содействие предупреждению правонарушений.

ст. 22 АПК РФ - Подведомственность (какие дела какой суд рассматривает) и подсудность (какой суд по первой инстанции рассматривает дело).

Критерии для определения подведомственности:

а) субъективный (кто является субъектами споров);

б) характер спора

Критерии определения подсудности:

а) уровень арбитражного суда

б) территория.

Виды подсудности:

а) родовая (объект и субъект спора);

б) территориальная:

Общая (иск предъявляется по месту нахождения ответчика);

Альтернативная (истец определяет гдже подать иск - в случае нескольких ответчиков по месту нахождения любого из них; если местонахождение ответчика неизвестно, то месту нахождения имущества или по последнему метонахождению ответчика; по месут заключения договора)

Исключительная (иски по праву собственности на недвижимость по месту ее размещения, перевозчику по местонхождению транспортной организации, иски гос. органов в субъектах РФ)

По связи дел (если из иска вытекает другой иск, то он рассматривается в том же суде);

Спор о банкротстве (по месту должника);

Договорная (по соглашению сторон определяется место рассмотрения спора).

Система арбитражных судов

1. Арбитражные суды субъектов РФ - рассматривают дщела в первой инстанции и аппеляционные жалобы по рещшениям суда, не вступившим в законную силу.

2. Арбитражные суда федеральных округов (10 штук) - рассматривают кассационные жалобы по решениям, вступившим в законную силу. Для рассмотрения споров в округах образуется две комиссии.

3. Высший Арбитражный суд РФ - высший орган по рассмотрению экономических споров; осуществляет надзор и дает разъяснения по вопросамсудебной практики; рассматривает дела о при знаниии недействительными актов Президента, Правительства, Совета Федерации, ГосДумы; рассматривает споры между субъектами РФ.

Для этого существует две коллегии: одна - для рассмотрения споров, возникающих из гражданских правоотношений, другая - ... из административных правоотоношений.

Существует также специальный надзорный орган - Президиум.

Важнейшие дела арбитражных судов отнесены к работе Пленума. Он также занимается вопросами изучения и обобщения практики применения законов. Постановления Пленума обязательны для применения судами.

Участниками споров могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане-предприниматели, международные организации, а также лица без гражданства.

В п.2 ст. 22 АПК РФ дается перечень видов споров:

О разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом;

О изменении условий или расторжении договоров;

О неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.

Арбитражные суды обладают специальной подведомственностью.

Суды общей юрисдикции

Им подведомственны все дела, кроме тех, которыми занимаются арбитражные суды.

Они рассматривают споры:

а) возникающие из гражданских правоотношений, где одной из сторон выступает физическое лицо (потребительские отношения);

б) возникающих из трудовых отношений - между работодателем (организацией) и работником (физическим лицом)

в) возникающие из административных правоотношений в случаях, когда граждане оспаривают в судебном порядке действия организаций, нарушающих их права и свободы

г) споры с участием иностранных организаций, аппатридов, есл международным договором эти дела отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции.

В систему судов общей юрисдикции входят:

а) районные суды;

б) Верховные суды республик (субъектов РФ);

в) Верховный суд РФ

а также военные суды.

Третейские суды

Это особый правовой институт; не является органом судебной власти; осуществляет рассмотрение споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, во внутренних правоотношениях, вытекающих только из гражданских правоотношений (о имущественных потребностях).

Их деятельность регулируется Временным положением о третейских судах.

Существует два вида третейских судов:

1) Эд хок - рассмотрение какого-то одного конкретного спора (пример, спор о банковской операции)

2) постоянно действующие суды - часто создаются при Торговой палате, ассоциациях, финансово-промышленных группах; не являются юридическим лицом, хотя могут существовать в виде автономной некоммерческой организации.

Спор может быть рассмотрен третейским судом только при наличии письменного соглашения всех сторон спора.

Деятельность третейского суда регулируется Уставом и Регламентом:

а) спорящие стороны сами выбирают суде; каждая сторона назначает своего судью, последние выбирают 3-го - председателя (по соглашению сторон им может быть одна из сторон)

б) стороны предоставляют доказательства; от них зависит обоснованность их требований.

в) решение третейского суда подлежит добровольному исполнению немедленно или в порядке и сроке, указанных в решении.

Можно принудить к исполнению решения, для этого необходимо обратиться с заявлением о выдаче листа о принудительном исполнениии в арбитражный суд непозднее чем за 1 месяц до исполнения.

Арбитражный суд может отказать в выдаче листа, если не было достигнуто соглашение сторон, была нарушена процедура рассмотрения спора третейским судом, спор возник в сфере, неподведомственной третейскому суду.

Международный экономический арбитраж

Это третейские суды, рассматривающие внешне-экономические споры.

Существуют следующие международные экономич. арбитражи:

1) Лондонский международный третейский суд;

2) Международный арбитражный суд медждународной торговой палаты в Париже;

3) Арбитражный институт торговой палаты в Стокгольме;

4) Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате РФ.

Если решения таких судов не выполняются добровольно, то их исполнение возланается на гос. суды в порядке, предусмотренном Конвенцией “О признании и приведении в исполнение решений”.

Часто при рассмотрении споров по предпринимательским действиям в суде действует прокурорский надзор.

Протест против решений любых судов могут податьгенеральный прокурор и председатель Высшего арбитражного суда; их замы - против всех, кроме решений Высшего Арбитражного суда.

Отличие подсудности от подведомственности состоит в том, что если вторая отграничивает компетенцию в сфере разрешения споров хозяйственных судов от дру­гих государственных органов, то подсудность проводит грань между разными хозяйственными судами.

До принятия Закона от 21 июня 2001 г. 2539-111 подсудность арбитражных судов делилась на два вида:

1) родовую;

2) территориальную.

Родовая разграничивала подсудность между Высшим арбитражным судом и всеми нижестоящими арбитраж­ными судами. В основе ее лежал предмет спора и уча­ствующие в нем субъекты. Это было разграничение под­судности, так сказать, по вертикали.

К ведению Высшего арбитражного суда относились споры:

1) когда одной из сторон являлся высший или цент­ральный орган исполнительной власти, Национальный банк Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, или Совет Министров ее, областные, Киевская, Севастопольская государственные администрации;

2) если материалы дела содержали государственную тайну;

3) дела, прямо отнесенные к его подсудности законами Украины, международными договорами.

Отдельно оговаривалось, что Высший арбитражный суд вправе принять к своему производству любое дело из любого нижестоящего арбитражного суда.


Закон от 21 июня 2001 г. № 2539-111 внес серьезные изменения в ранее существующее положение о подсуд­ности в системе хозяйственных судов.

Ст. 13 ХПК буквально сформулирована следующим образом: «Местные хозяйственные суды рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные хозяй­ственным судам».

Ст. 14 исключена из кодекса. А ст. 16 ХПК дополне­на частью.третьей: «Дела по спорам, в котором ответ­чиком является высший или центральный орган ис­полнительной власти, Национальный банк Украины, Счетная палата, Верховная Рада Автономной Республи­ки Крым, областные, Киевская, Севастопольская мест­ные Советы или областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, а также дела, материалы которых содержат государственную тайну, рассматриваются хозяйственным судом г. Киева».

Таким образом, из компетенции Высшего хозяйствен­ного суда исключена функция по рассмотрению споров по первой инстанции, в том числе тех, которые предус­матривались п.З ранее действовавшей ст. 14 АПК.

По той же причине Высший хозяйственный суд не вправе теперь принимать к своему производству дела из местных хозяйственных судов. И это правильно, так как в случае рассмотрения дела Высшим хозяйственным су­дом по первой инстанции, стороны лишались бы права обжаловать его решения в апелляционном порядке. По существу и в кассационном порядке - тоже, так как, хотя предусматривается кассационное обжалование ре­шений Высшего хозяйственного суда в Верховный Суд, но, во-первых, имеются в виду постановления Высшего хо­зяйственного суда, вынесенные при рассмотрении дела в кассационном порядке (а не решения), во-вторых, основа­ниями такого обращения в Верховный Суд могут быть только строго ограниченные обстоятельства, указанные в Законе,"в-третьих, для возбуждения производства в Вер­ховном Суде необходимо согласие пяти судей этого суда.


Следовательно, впредь Высший хозяйственный суд при всех обстоятельствах не вправе рассматривать хозяй­ственные споры по первой инстанции.

Закон «О судоустройстве Украины» не предусматри­вает и рассмотрения дел по первой инстанции апелля­ционными судами. Хотя в ст. 26 Закона о судоустрой-

стве говорится, что апелляционные суды могут рассмат­ривать дела по первой инстанции, но только по админи­стративным, уголовным и гражданским спорам, а по хо­зяйственным это не допускается. И это не случайно, поскольку, как отмечено выше, ст. 13 ХПК в новой ре­дакции все споры по первой инстанции отнесла к веде­нию местных хозяйственных судов.

Таким образом, упомянутые Законы от 21 июня 2001 г. и Закон о судоустройстве четко разграничили компе­тенцию всех трех ступеней системы хозяйственных су­дов по рассмотрению споров, отказавшись тем самым от йонятия родовой подсудности применительно к хо­зяйственным судам.

Территориальная подсудность в отличие от родовой разграничивает компетенцию судов по разрешению спо­ров не по вертикали, а по горизонтали, т.е. между много­численными однородными местными хозяйственными су­дами.

Территориальная подсудность зависит от трех пока­зателей:

2) местонахождение сторон;

3) специфики спора.

По всем видам договорных дел, т.е. по спорам, возни­кающих при заключении, изменении, расторжении, признании недействительными договоров, они рассматриваются по месту нахождения стороны, обязанной по договору осуществить в пользу другой стороны определенные действия, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, уплатить деньги и т.п. (ст. 15 ХПК).
Представляется, такая формулировка является не точной, двусмысленной, поскольку при передаче имущества, выполнении работ, оказании услуг у другой стороны также есть обязанность - уплата денег. Поэтому возни­кает вопрос, где же должен рассматриваться спор: по месту нахождения стороны, должной выполнить основную обязанность по договору, или той, которая обязана уплатить деньги? Чтобы избежать эту неопределенность,
в новом ХПК в соответствующей норме следует исклю­чить слова «уплатить деньги», а слова « как то: пере­дать имущество, выполнить работу, оказать услуги» за­менить словами «... являющиеся главный предметом обязательства данного договора». Ясно, что таким предметом по договору поставки является передача имуще­ства, по подряду - выполнение работ и т.д., а не уплата денег, которая хотя и является важным условием обя­зательства, но не главным, а вытекающим из него.

Следует отметить, что в проекте нового ХПК особый критерий подсудности договорных споров исключен. Пре­дусматривается рассматривать их по общему правилу тер­риториальной подсудности, т.е. по месту нахождения от­ветчика (ст. 47 проекта). И это, очевидно, правильно, по­скольку исключит споры о том, что «главнее»: выполнение договора в натуре или уплата за товар, услуги денег.

Имущественные споры должны рассматриваться су­дом по месту нахождения ответчика. Если их несколько, то по месту нахождения одного из них по выбору истца. Если в споре по уполномочию юридического лица уча­ствует его обособленное подразделение (отделение, фили­ал и др.), то независимо от того, что последнее не является юридическим лицом и выступает не от своего имени, все равно /как договорные, так и имущественные споры рас­сматриваются с учетом местонахождения этого подраз­деления.

Дела о признании недействительными актов соот­ветствующих органов рассматриваются судом по месту нахождения этих органов.

Дела о банкротстве рассматриваются по месту нахож­дения должника.

Из этого общего правила территориальной подсудно­сти существует несколько исключений по отдельным категориям споров.

Во-первых, как отмечалось выше, все споры, которые ранее были подсудны Высшему арбитражному суду, те­перь будут разрешаться хозяйственным судом г. Кие­ва. При рассмотрении остальных споров этим судом действуют правила общей территориальной подсуднос­ти.

Во-вторых, дела по спорам, возникающие из договора перевозки, в которых одним из ответчиков является орган транспорта, рассматривается судом по месту нахожде­ния этого органа.

Такое льготное положение транспортных организаций следует объяснить значительным количеством претен­зий и исков, предъявляемых к ним клиентурой. И если бы здесь действовали общие правила территориальной подсудности, то транспортные организации не смогли

бы обеспечить свое участие в заседаниях всех хозяй­ственных судов, в которых рассматривались бы дела по искам к ним.

В-третьих, споры о праве собственности на имуще­ство или об истребовании имущества из чужого неза­конного владения или об устранении препятствий в пользовании имуществом рассматриваются судом по месту нахождения имущества (ст. 16 ХПК). Это объяс­няется тем, что по этим делам, как правило, возникает необходимость осмотра на месте спорного имущества.

В ст. 17 ХПК внесены изменения упомянутым Зако­ном от 21 июня 2001 г. № 2539-111. Теперь она звучит так: «Если дело не подсудно данному хозяйственному" суду, материалы дела передаютсяпо установленной под­судности не позднее пяти дней со дня поступления иско­вого заявления или вынесения определения о передаче дела. Дело, принятое судом к своему производству с со­блюдением правил подсудности, должно быть им рас­смотрено по существу и в том случае, когда в процессе рассмотрения дела оно стало подсудно другому суду».

Более четкая формулировка этой нормы по сравне­нию- с ранее действовавшей направлена на предотвраще­ние споров между хозяйственными судами о подсуднос­ти некоторых дел.

По указанию Председателя Высшего хозяйственного суда или его заместителя дело из одного местного хо­зяйственного суда может быть передано в другой лишь в том случае, если в результате отвода судей невозмож­но рассмотреть его в данном суде. Ранее существовав­шая такая возможность по просьбе сторон в новой ре­дакции ст. 17 ХПК исключена. Это предотвратит не­правомерные домогательства недобросовестных сторон, которые порой добивались рассмотрения дела в «жела­тельном» для них суде.