Аренда муниципального имущества: все подводные камни. Передача муниципального имущества в аренду. Особенности сдачи в аренду недвижимого имущества федеральных казенных учреждений системы мвд россии Аренда федерального имущества федеральным органом

При передаче федерального имущества в аренду бюджетные учреждения должны руководствоваться Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.

Действующий порядок передачи имущества в аренду

Согласн ст. 608 ГК РФ, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Вместе с тем арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Все о сдаче имущества учреждения в аренду T1M23S

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, учреждение вправе также распоряжаться самостоятельно (ч. 3 ст. 298 ГК РФ). То есть без согласования с собственником бюджетные учреждения вправе предоставлять в аренду исключительно особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также иное движимое имущество вне зависимости от источника его приобретения.

Порядок согласования распоряжения имуществом устанавливается его собственником. Например, порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, определен Положенемоб осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537.

Так же можно обратиться к письму Роспотребнадзора от 15 февраля 2010 г. № 01/2028-0-32 «О вопросах представления временно свободных помещений в аренду в 2010 году». Письмо адресовано бюджетным учреждениям здравоохранения и науки. Однако оно, по мнению автора, может представлять практический интерес для бюджетных учреждений и других сфер.

Возможность аренды необходимо согласовать с собственником

Для сдачи в аренду временно свободных площадей учреждению необходимо иметь согласие собственника. При этом такое требование вполне соответствует законодательству.

Дело в том, что бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником. Так сказано в пункте 1 статьи 298 Гражданского кодекса РФ. Заключая договор аренды, учреждение как раз распоряжается недвижимым имуществом.

Процедура согласования должна выглядеть следующим образом. В адрес собственника направляются:

  • обращение или заявление, подписанное руководителем учреждения, с просьбой о разрешении предоставить временно свободные помещения в аренду;
  • пояснительная записка, содержащая характеристику зданий и помещений, предоставляемых в аренду, экономические расчеты и влияние сдачи в аренду помещений на результаты деятельности учреждения.

Разрешение необходимо получить до заключения договора аренды (пролонгации ранее заключенных договоров).

Доходы от сдачи имущества в аренду

Средства, получаемые бюджетными учреждениями от арендаторов, являются средствами от приносящей доход деятельности. Доходы, полученные бюджетными учреждениями, поступают в их самостоятельное распоряжение и могут использоваться по их усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Поступление доходов от сдачи имущества в аернду отражается по статье 120 "Доходы от собственности" КОСГУ (согласно Указаний № 65н). В бухгалтреском учете доходы в виде арендной платы отржатсяна счете 205 20 "Расчеты по доходам от собственности".

В бухгалтерском учете имеют место такие записи:

Доходы от сдачи имущества в аренду поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Сдача в аренду спецтехники

Спецтехника – это агрегаты, оборудование и механизмы, которые применяют для решения специфических задач. Ее можно разделить на несколько видов: строительную, пожарную, медицинскую, автомобильную, сельскохозяйственную и т. д.

Если в вашем учреждении такая техника простаивает, имеет смысл сдать ее в аренду. Но сначала получите разрешение собственника. Ведь спецтехника обычно стоит дорого и потому относится к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ). А бюджетное учреждение не вправе распоряжаться ОЦДИ, которое закреплено за ним собственником, без согласия последнего. Ограничение касается и активов, купленных на средства целевой субсидии. Об этом сказано в пункте 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, а также в пункте 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ.

фКритерии, по которым имущество относят к ОЦДИ, установлены на разных уровнях бюджета. Если ваше учреждение – федеральное, руководствуйтесь постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 . Если же оно региональное или муниципальное, соблюдайте порядок, предусмотренный вашим учредителем. Документ, которым утвержден этот порядок, содержит и правила сдачи ОЦДИ в аренду.

Обычно для согласования учредителю направляют заявление и пакет документов.

Пример. Департамент культуры г. Москвы установил порядок согласования договора аренды ОЦДИ приказом от 21 сентября 2012 г. № 743.

Чтобы получить разрешение, учреждение должно подготовить пакет документов:

  • заявление (заявку) по примерной форме;
  • для сдачи в аренду транспортных средств – копии паспорта технического средства, свидетельства о регистрации;
  • выписку из утвержденного перечня ОЦДИ учреждения;
  • проект договора;
  • инвентарную карточку;
  • обоснование необходимости совершения сделки и отсутствия негативных последствий.

В заявлении надо отразить следующие сведения:

Обязательные пункты

Примечание

Предмет и условия сделки

Указывают:

– неимущественные права и существенные условия сделки

Целевое назначение

Указывают вид деятельности, в рамках которого учреждение планирует заключить договор

Срок действия договора

Цена по договору

Указывают реквизиты отчета об оценке

Источник финансирования заключаемой сделки

Если учреждение будет перечислять денежные средства, указывают их источник.Вариантов два:

– средства бюджета города Москвы. Если источник – субсидия на иные цели, отражают коды субсидии, КОСГУ, ОКДП, КБК;

– внебюджетные доходы учреждения

Обоснование сделки*

Приводят финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения сделки

Отсутствие негативных последствий*

Прогнозируют, как результаты сделки повлияют на эффективность деятельности учреждения

Форма заключения сделки

Указывают вариант: конкурентная процедура (ее вид), без торгов или договор с единственным контрагентом

Основание, по которому договор может быть заключен без предварительного проведения торгов

Указывают основания (подпункт, пункт, статью), предусмотренные Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Полное наименование контрагента

Отражают, если учреждение хочет обойтись без конкурентной процедуры

Балансовая стоимость активов учреждения по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату

Указывают, если сделка крупная

Ф. И. О. каждого заинтересованного лица, степень родства и его участие в сделке

Заполняют при согласовании сделки с заинтересованностью

* Эту информацию можно изложить в отдельном документе.

Проведите конкурентную процедуру

После того как учредитель согласовал сделку, учреждение обязано провести конкурс или аукцион на право заключения договора. Эта норма не действует, если потенциальный арендатор относится к организациям, указанным в пункте 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ.

Извещение о предстоящей процедуре размещают на сайте torgi.gov.ru. Если это будет конкурс, дайте претендентам как минимум 30 дней на подачу заявок на участие. А в случае аукциона – как минимум 20 дней.

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды утверждены приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Убедитесь, что арендная плата покрывает все расходы

Арендная плата не должна быть ниже суммы, которую вы согласовали с учредителем на основе отчета об оценке.

Учредитель не выделит вам деньги на содержание сданного в аренду имущества. Это запрещено (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ)

В ходе торгов цена может немного увеличиться. Но рисков это не исключает. Арендная плата может и не покрыть расходы учреждения на содержание имущества. Например, возмещать расходы на содержание гаража для спецтехники арендатор будет только в случае, если намерен им пользоваться. На практике возникают проблемы и с капремонтом ОЦДИ. Все не покрытые арендатором расходы учреждению придется возмещать за счет доходов от платной деятельности.

Письмо Федерального агентства по и Федерального агентства научных организаций от 10 июня 2015 г. № ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435 “О порядке согласования передачи в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными организациями Федерального агентства научных организаций, а также о порядке размещения информации на межведомственном портале по управлению государственной собственностью” (не вступило в силу)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и Федеральное агентство научных организаций (далее - ФАНО России) в целях совершенствования работы и эффективного взаимодействия ФАНО России и Росимущества взамен ранее направленного письма от 28.04.2014 № ОД-09/18477 «О порядке согласования передачи в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными организациями Федерального агентства научных организаций» (далее - совместное письмо) направляют для руководства в работе совместное письмо по вопросу согласования передачи в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными организациями Федерального агентства научных организаций, а также по вопросу размещения информации на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью (далее - MB-портал) (положения совместного письма от 28.04.2014 № ОД-09/18477 действительны до 31.07.2015, положения настоящего совместного письма действительны с 01.08.2015):

1. В соответствии со статьями 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральное государственное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, закреплённым за ним.

Согласно Порядку осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 537, решения по вопросам распоряжения недвижимым имуществом федерального государственного учреждения, в том числе в части передачи его в аренду (безвозмездное пользование), а также особо ценным движимым имуществом принимаются ФАНО России, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Росимуществом путем направления ему проекта решения.

В соответствии со статей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» федеральное государственное унитарное предприятие не вправе сдавать в аренду принадлежащее ему недвижимое имущество или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», Росимущество осуществляет согласование с учетом предложений ФАНО России сделок с недвижимым имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, в том числе передачи его в аренду.

2. Настоящее совместное письмо Росимущества и ФАНО России устанавливает порядок согласования ТУ Росимущества решения ФАНО России о передаче в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными ФАНО России организациями.

3. Согласование ТУ Росимущества решения ФАНО России о передаче в аренду, в безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными ФАНО России организациями, оформляется в форме письма-согласования.

4. Отказ от дачи согласия ТУ Росимущества о передаче в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными ФАНО России организациями, оформляется письмом-уведомлением.

5. Для принятия решения о согласовании сделок по передаче временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за организациями, подведомственными ФАНО России, в аренду или безвозмездное пользование подведомственная организация размещает на MB-портале комплект документов в соответствии с перечнями согласно и к настоящему письму с указанием наименования совершаемой сделки, которые подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

ФАНО России рассматривает указанный комплект документов и в случае принятия положительного решения размещает на MB-портале сопроводительное письмо ФАНО России в адрес ТУ Росимущества с приложением проекта решения ФАНО России, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, и с указанием информации о размещении на MB-портале документов согласно и к настоящему письму.

Документы, размещенные на MB-портале, и проект решения ФАНО России рассматриваются ТУ Росимущества по месту государственной регистрации подведомственной ФАНО России организации в качестве юридического лица (для согласования передачи недвижимого имущества в безвозмездное пользование; для согласования передачи недвижимого имущества в аренду, в том числе для согласования передачи недвижимого имущества, закрепленного за подведомственным ФАНО России государственным научным учреждением или образовательным учреждением, в аренду созданному в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее - Закон 217-ФЗ) хозяйственному обществу).

ТУ Росимущества рассматривает проект решения и иные документы, размещенные на MB-портале, и не позднее 15 рабочих дней со дня их размещения на указанном портале согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании посредством размещения на портале уведомления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Настоящим письмом устанавливается персональная ответственность руководителей структурных подразделений территориальных органов Росимущества, ответственных за согласование сделок по передаче недвижимого имущества в аренду, безвозмездное пользование, за направление соответствующего ответа в адрес ФАНО России не позднее 30 рабочих дней со дня поступления проекта решения ФАНО России.

В случае непоступления от ТУ Росимущества соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня размещения на портале проекта решения ФАНО России решение считается согласованным.

6. В случае согласования решения о передаче в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества необходимо учитывать, что заключение договоров аренды, безвозмездного пользования в отношении недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, в обязательном порядке осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» и Правилами проведения конкурсов или аукционов, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», а в отношении объекта, являющегося памятником истории и культуры, также с учетом норм Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» договор аренды федерального недвижимого имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов в форме конкурса или аукциона, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении срока такого договора.

Согласно части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-Ф3), по истечении срока договора аренды заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

Размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

Минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Статьей 17.1 Федерального закона № 135-Ф3 предусмотрены иные случаи, когда договоры аренды или безвозмездного пользования недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, могут быть заключены без проведения конкурсов или аукционов.

7. Заключение договоров аренды в отношении недвижимого имущества подведомственных ФАНО России государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных учреждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2011 № 677 утверждены Правила (далее - Правила) заключения договоров аренды в отношении государственного имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук) (далее - образовательные и научные учреждения).

Правила определяют порядок и условия заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды в отношении образовательных и научных учреждений, заключаемых учреждениями с созданными ими хозяйственными обществами, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы, а также перечень документов, которые учреждение направляет учредителю для принятия решения о согласовании данной передачи, с целью последующего направления документов с проектом решения учредителя на согласование в ТУ Росимущества.

В случае принятия научным или образовательным учреждением решения о предоставлении имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного за ними на праве оперативного управления, в аренду хозяйственным обществам, созданным ими в соответствии с Законом № 217-ФЗ, заключению договора аренды должно предшествовать направление в ФАНО России комплекта документов, предусмотренных пунктом 6 Правил, а также размещение их на МВ-портале.

При принятии ФАНО России решения о согласовании передачи недвижимого имущества в аренду хозяйственному обществу, ФАНО России размещает на МВ-портале письмо, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, содержащее согласие учредителя на передачу учреждением хозяйственному обществу недвижимого имущества в аренду.

8. Заключение договоров аренды подведомственной ФАНО России организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей.

Если подведомственная организация является организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем оценка последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

В соответствии со статьей 1 вышеуказанного Федерального закона социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Договор аренды не может быть заключен, если в результате проведенной оценки последствий его заключения установлена возможность ухудшения указанных условий.

9. Организациям, подведомственным ФАНО России, после заключения договоров аренды или безвозмездного пользования в срок не позднее 10 рабочих дней с даты их вступления в силу необходимо представлять в ФАНО России и в ТУ Росимущества заверенные копии договоров безвозмездного пользования, договоров аренды, дополнительных соглашений к ним и всех приложений (если таковые имеются), страхования федерального недвижимого имущества, акта приема-передачи федерального недвижимого имущества, подписанных со стороны ссудодателя и ссудополучателя, а также арендодателя и арендатора, заверенные руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) , главным бухгалтером подведомственной организации в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде, копии учредительных документов арендатора (ссудополучателя) и документов, подтверждающих полномочия лиц со стороны арендатора (ссудополучателя) на подписание договоров, заверенные руководителем (лицом, исполняющим его обязанности), главным бухгалтером арендатора (ссудополучателя) в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде, для учета в работе.

ФАНО России надлежит обеспечить исполнение подведомственными организациями в указанный срок обязательства по представлению в ФАНО России и ТУ Росимущества обозначенных документов, а также контроль за исполнением условий договоров аренды и безвозмездного пользования.

10. В договоры аренды или безвозмездного пользования подлежит обязательному включению условие, предоставляющее право Росимуществу (ТУ Росимущества) осуществлять проверку порядка использования федерального недвижимого имущества, переданного в аренду или безвозмездное пользование, а также обязанность арендатора или ссудополучателя получать предварительное письменное согласие Росимущества (ТУ Росимущества) на перепланировки, реконструкцию и проведение капитального ремонта, не осуществлять действия, влекущие какое-либо обременение предоставленных арендатору или ссудополучателю имущественных прав, а также не передавать свои права и обязанности по договору другому лицу, использовать помещения в соответствии с целями, указанными в решении (распоряжении) ФАНО России, законодательством Российской Федерации, нормами и правилами использования зданий (помещений), в том числе санитарными нормами и правилами пожарной безопасности.

Проверки порядка использования федерального недвижимого имущества, переданного организациями ФАНО России по договорам аренды или безвозмездного пользования, производятся согласно порядку, установленному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.10.2011 № 598 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности». При этом внеплановые проверки производятся ТУ Росимущества только по поручению центрального аппарата Росимущества.

11. Изменения и дополнения существенных условий в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации ранее согласованных сделок по передаче в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными ФАНО России организациями, подлежат согласованию в том же порядке и в те же сроки, что и согласование сделок, на основании документов, представленных в соответствии с и к настоящему письму.

12. Общая информация в отношении подведомственных ФАНО России организаций размещается на MB-портале согласно и обновляется согласно установленным срокам.

13. В случае если требования в отношении размещения на МВ-портале документов согласно и к настоящему письму не соблюдаются, проект решения ФАНО России по согласованию передачи в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными ФАНО России организациями, ТУ Росимущества не рассматривается, о чем в ФАНО России направляется письмо-уведомление путем размещения на МВ-портале.

В дополнение направляем для руководства в работе по заключению договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом.

Приложение: на 18 л.

* В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

** В случае подписания документа лицом, исполняющим обязанности, необходимо приложить заверенную копию приказа о назначении на должность.

Рекомендации
к договору безвозмездного пользования (ссуды)

В договоре безвозмездного пользования (ссуды) на недвижимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления за подведомственными ФАНО России организациями (далее - Договор), должны быть предусмотрены следующие условия:

1. Страхование недвижимого имущества и гражданской ответственности:

1.1. Ссудополучатель обязан ежегодно, на весь срок действия Договора, заключать договоры страхования на имущество, переданное в безвозмездное пользование (далее - Имущество) по Договору, либо возместить Ссудодателю расходы, связанные со страхованием Имущества:

Гражданской ответственности при эксплуатации занимаемых помещений по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и ущерба имуществу третьих лиц;

Имущества от риска утраты (гибели), недостачи или повреждения в пользу Ссудодателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2. Договоры страхования гражданской ответственности и страхования Имущества заключаются Ссудополучателем со страховщиком в соответствии с разработанными страховщиком Правилами страхования.

1.3. Копии договоров страхования, заверенные в установленном порядке, Ссудополучателем передаются Ссудодателю, ФАНО России и Росимуществу в срок не позднее 10 рабочих дней с даты их заключения.

2. Права и обязанности Ссудодателя:

2.1. Ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения настоящего Договора в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:

При невыполнении Ссудополучателем обязательств, предусмотренных Договором;

Если в отношении Имущества в установленном порядке принято решение о его сносе или использовании для федеральных нужд.

При невнесении Ссудополучателем более двух раз подряд оплаты расходов, связанных с содержанием Имущества (эксплуатационных, коммунальных и иных расходов, связанных с содержанием Имущества).

2.2. Ссудодатель обязан потребовать возмещение ущерба, причиненного Имуществу, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Ссудополучателем обязательств, предусмотренных настоящим Договором.

2.3. В течение трех рабочих дней со дня подписания настоящего Договора Ссудодатель обязан предоставить Имущество Ссудополучателю по акту приема- передачи.

2.4. В случае аварий, происшедших не по вине Ссудополучателя, Ссудодатель обязан оказывать Ссудополучателю необходимое содействие по устранению их последствий.

2.5. Ссудодатель обязан обеспечить контроль выполнения Ссудополучателем обязательств по настоящему Договору.

2.6. Ссудодатель обязан не допускать досрочного освобождения Ссудополучателем Имущества без заключения соответствующего соглашения и оформления акта приема-передачи.

В случае освобождения Ссудополучателем Имущества без оформления акта приема-передачи Ссудодатель обязан уведомить об этом ФАНО России и Росимущество в течение пяти рабочих дней с даты освобождения Ссудополучателем Имущества.

2.7. Ссудодатель обязан предоставить в ФАНО России и Росимущество заверенные в установленном порядке копии настоящего Договора и договора (- ов) на возмещение всех расходов, связанных с содержанием Имущества (коммунальных, эксплуатационных, иных расходов, связанных с содержанием Имущества), а также дополнительных соглашений и актов приема-передачи со всеми дополнениями, являющимися их неотъемлемыми частями, в срок не позднее десяти рабочих дней с даты их заключения.

3. Права и обязанности Ссудополучателя:

3.1. Ссудополучатель вправе потребовать досрочного расторжения настоящего Договора в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в следующих случаях:

При обнаружении недостатков, делающих использование Имущества невозможным, о наличии которых Ссудополучатель не знал и не мог знать в момент заключения настоящего Договора;

Если Имущество в силу обстоятельств, за которые Ссудополучатель не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования;

Если при заключении настоящего Договора Ссудодатель не предупредил Ссудополучателя о правах третьих лиц на Имущество;

При неисполнении Ссудодателем обязанности передать помещения и относящиеся к нему документы Ссудополучателю в срок, установленный настоящим Договором.

3.2. Ссудополучатель обязан использовать Имущество на условиях, установленных настоящим Договором.

3.3. Ссудополучатель вправе требовать возмещение ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Ссудодателем обязательств, предусмотренных настоящим Договором.

3.4. Ссудополучатель обязан в течение одного рабочего дня после подписания Договора принять Имущество от Ссудодателя по акту приема- передачи.

3.5. Ссудополучатель обязан в пятидневный срок с даты подписания настоящего Договора заключить договор на возмещение всех расходов, связанных с содержанием Имущества (коммунальных, эксплуатационных и иных необходимых расходов, связанных с содержанием Имущества) на срок, указанный в Договоре.

Стоимость потребленных Ссудополучателем коммунальных, эксплуатационных расходов определяется по показаниям счетчиков, а при их отсутствии рассчитывается на основании мощностей установленного в помещениях, переданных в безвозмездное пользование по настоящему Договору, электро- и водопотребляемого оборудования.

3.6. Ссудополучатель обязан использовать Имущество в соответствии с целями, указанными в Договоре, условиями настоящего Договора, законодательством Российской Федерации, нормами и правилами использования зданий (строений, сооружений, помещений в них), в том числе санитарными нормами и правилами пожарной безопасности, а также, в случае если передаче в безвозмездное пользование подлежит объект культурного наследия, - в соответствии с обязательным условием выполнения требований к сохранению объекта культурного наследия, установленных законодательством Российской Федерации, актом технического состояния и охранным обязательством пользователя объекта культурного наследия.

3.7. Ссудополучатель обязан своевременно осуществлять текущий ремонт передаваемого в безвозмездное пользование Имущества за свой счет, принимать долевое (пропорционально площади занимаемых помещений или по согласованию с Ссудодателем в другой пропорции) участие в финансировании капитального ремонта здания, производимого Ссудополучателем в установленном порядке.

Ссудополучатель обязан не препятствовать Ссудодателю в проведении капитального ремонта переданного в безвозмездное пользование Имущества, а также соблюдать порядок использования Имущества в период проведения капитального ремонта, который определяется дополнительным соглашением к настоящему Договору.

3.8. Ссудополучатель обязан в течение 24 часов извещать Ссудодателя, Росимущество и ФАНО России о ставшем ему известным повреждении, аварии или ином обстоятельстве, нанесшем или способном нанести ущерб Имуществу, и безотлагательно принимать меры для предотвращения его дальнейшего разрушения или повреждения, а также для устранения нанесенного Имуществу ущерба.

3.9. Ссудополучатель обязан возместить Ссудодателю убытки, в том числе оплатить ремонтно-восстановительные работы по устранению нанесенного ущерба, рассчитанные в установленном порядке, в случае нанесения ущерба Имуществу, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением Ссудополучателем обязательств, предусмотренных настоящим Договором.

3.10. Ссудополучатель обязан обеспечивать сохранность Имущества, переданного в безвозмездное пользование, инженерных коммуникаций и оборудования в помещениях, переданных в безвозмездное пользование, и поддержание их в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

3.11. Ссудополучатель обязан соблюдать в помещениях, переданных в безвозмездное пользование, требования органов пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора, положения нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления соответствующего вида деятельности Ссудополучателя и правила содержаниях таких помещений.

3.12. Ссудополучатель обязан не производить переустройство и (или) перепланировок Имущества, реконструкцию, проведение капитального ремонта, а также неотделимых от них улучшений без предварительного письменного согласия Ссудодателя, ФАНО России и Росимущества.

3.13. Ссудополучатель обязан своевременно и в полном объеме нести расходы, связанные с содержанием Имущества (коммунальных, эксплуатационных и иных расходов, связанных с содержанием Имущества), в соответствии с Договором.

3.14. Ссудополучатель обязан не сдавать Имущество в субаренду (поднаем) или безвозмездное пользование (ссуду), не осуществлять другие действия, влекущие какое-либо ограничение (обременение) предоставленных Ссудополучателю имущественных прав, а также не передавать свои права и обязанности по настоящему Договору другим лицам (перенаем).

3.15. Ссудополучатель обязан обеспечивать беспрепятственный доступ во все помещения Имущества представителей Ссудодателя, ФАНО России и Росимущества для проведения в установленном порядке проверки соблюдения Ссудополучателем условий настоящего Договора, эффективности использования и обеспечения сохранности Имущества, а также предоставлять им необходимую документацию, относящуюся к предмету проверки.

3.16. При наступлении страхового случая по договору страхования имущества Ссудополучатель обязан сообщить о его наступлении Ссудодателю в течение пяти дней, начиная со дня, когда ему стало известно об этом.

3.17. Ссудополучатель обязан передать Ссудодателю его экземпляры договоров страхования, заключенных в соответствии с настоящим Договором, но не позднее пяти дней со дня их заключения, а также документы, подтверждающие своевременную оплату договоров страхования, не позднее пяти дней с момента перечисления страховой премии.

3.18. Ссудополучатель обязан в последний рабочий день срока действия настоящего Договора передать Имущество Ссудодателю по акту приема-передачи, который составляется и подписывается Ссудодателем и Ссудополучателем в четырех экземплярах (по одному для каждой из сторон, ФАНО России и Росимущества) и должен содержать сведения о техническом состоянии помещений на момент их передачи.

3.19. В случае досрочного расторжения настоящего Договора Ссудополучатель обязан вернуть Ссудодателю помещения по акту приема- передачи в состоянии не хуже, чем то, в котором их получил, с учетом нормального износа в порядке, предусмотренном Договором.

3.20. Ссудополучатель обязан нести риск случайной гибели или случайного повреждения Имущества.

3.21. Если в результате обстоятельств, за которые отвечает Ссудополучатель, состояние возвращаемого Имущества по окончании договора хуже, чем на момент его передачи, с учетом естественного износа, Ссудополучатель обязан возместить Ссудодателю причиненный ущерб в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Порядок передачи Имущества:

4.1. До дня подписания Ссудодателем и Ссудополучателем акта приема-передачи Имущества Ссудополучатель должен освободить переданное в безвозмездное пользование Имущество и подготовить его к передаче Ссудодателю.

4.2. Акт приема-передачи составляется и подписывается Ссудодателем и Ссудополучателем в четырех экземплярах (по одному - для Ссудодателя, Ссудополучателя, ФАНО России и Росимущества) и должен содержать сведения о техническом состоянии помещений на момент их передачи.

4.3. По одному экземпляру акта приема-передачи, подписанного Ссудодателем и Ссудополучателем, направляется Ссудополучателем в ФАНО России и в Росимущество в течение десяти рабочих дней с даты его подписания.

4.4. Акт приема-передачи после его подписания Ссудодателем и Ссудополучателем приобщается к каждому экземпляру соглашения о досрочном расторжении настоящего Договора и является его неотъемлемой частью.

5. Платежи и расчеты по договору:

5.1. Ссудополучатель оплачивает расходы, связанные с содержанием Имущества (коммунальные, эксплуатационные и иные расходы, связанные с содержанием Имущества) на основании отдельного договора.

5.2. Обязанность по оплате расходов возникает с момента подписания акта приема-передачи Имущества.

6. Изменение, расторжение, прекращение договора:

6.1. Изменение условий настоящего Договора допускается по соглашению Сторон. Вносимые дополнения или изменения рассматриваются Сторонами в тридцатидневный срок и оформляются дополнительным соглашением, которое подлежит обязательному согласованию с ФАНО России и Росимуществом.

6.2. Ссудополучатель вправе в любое время отказаться от настоящего Договора, известив об этом Ссудодателя и ФАНО России за тридцать дней.

6.3. В случае расторжения настоящего Договора Стороны должны провести сверку своевременности и полноты оплаты расходов, связанных с содержанием Имущества (коммунальных, эксплуатационных и иных расходов, связанных с содержанием Имущества).

6.4. Ссудодатель в течение десяти дней со дня расторжения настоящего Договора уведомляет об этом ФАНО России и Росимущество с указанием причин его расторжения.

6.5. В случае ликвидации Ссудополучателя настоящий Договор считается расторгнутым с момента завершения ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.6. При возникновении споров по настоящему Договору Стороны принимают меры к их урегулированию путем переговоров.

6.7. При невозможности разрешения указанных споров между Сторонами путем переговоров, они рассматриваются в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Ответственность Сторон:

7.1. За неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Договором, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Иные условия:

8.1. Условия настоящего Договора сохраняют свою силу на весь срок действия настоящего Договора, кроме тех случаев, когда после его заключения изданы акты государственной власти, в результате которых исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

8.2. Взаимоотношения Сторон, не урегулированные настоящим Договором или вытекающие из него, регламентируются законодательством Российской Федерации.

8.3. Договор заключается в 4 (четырех) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон, а также по одному экземпляру для ФАНО России и Росимущества.

(подпись)

(подпись)

______________________________

* За исключением площадей, ранее переданных по заключенным договорам аренды (безвозмездного пользования).

** Показатель рассчитывается как сумма итогов и , умноженная на 100 и разделенная на итог .

Организационно-правовая форма (по ОКОПФ)
Основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН)
Сведения об учредителях (указывается наименование учредителя, его доля)
Основной вид деятельности (по ОКВЭД)
Перечень видов деятельности
Количество новых технологий, планируемых к получению при применении (внедрении) хозяйственным обществом результатов интеллектуальной деятельности за 5 лет
Объем научно-технической продукции и количество новых (инновационных) продуктов и высокотехнологичных услуг, которые планируется произвести (оказать) хозяйственным обществом за 5 лет (в стоимостных показателях и единицах соответственно)
Сведения, подтверждающие, что деятельность хозяйственного общества заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности
Юридический адрес
Адрес электронной почты
Телефон / Факс

Руководитель организации ____________________ Ф.И.О.

(подпись)

Главный бухгалтер ____________________ Ф.И.О.

(подпись)

______________________________

* Количество заявок должно соответствовать количеству планируемых к заключению договоров аренды (безвозмездного пользования), а в случае проведения торгов на право заключения договора аренды - количеству лотов.

** Указывается в заявке в случае передачи имущества в аренду хозяйственному обществу, созданному в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Приложение № 5
к Федерального агентства по
управлению государственным имуществом
и Федерального агентства
научных организаций
от 10 июня 2015 г.

Перечень (покомнатный состав)

недвижимого имущества, предполагаемого к передаче в аренду

(безвозмездное пользование), находящегося

в оперативном управлении (хозяйственном ведении)

____________________________________________________________________

(полное наименование подведомственной ФАНО России организации)

№ п/п № этажа Номер помещения Номер комнаты по плану Назначение помещения (комнаты) Состояние помещения, необходимость осуществления ремонта Общая площадь (кв. метров)
адрес здания (сооружения) № 1
адрес здания (сооружения) № 2
Итого

Руководитель организации ____________________ Ф.И.О.

(подпись)

Главный бухгалтер ____________________ Ф.И.О.

(подпись)

______________________________

* Указывается актуальное состояние помещения (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное), необходимость осуществления ремонта (ремонт не требуется, требуется текущий ремонт, требуется капитальный ремонт).

Приложение № 6
к Федерального агентства по
управлению государственным имуществом
и Федерального агентства
научных организаций
от 10 июня 2015 г.
№ ОД-Р8/23197/007-18.2-10/МК-435

Утверждено

_____________________________________

(указывается наименование

коллегиального органа организации)

протокол от “__”_____20__г. № _____

Заключение

о возможности передачи в аренду

Комиссия организации в составе:

председателя комиссии - (руководителя или заместителя руководителя

организации)____________________________________________________________;

членов комиссии: _______________________________________________________;

(Ф.И.О., занимаемая должность)

секретаря комиссии _____________________________________________________;

(Ф.И.О., занимаемая должность)

представителей общественных организаций сотрудников и (или)

обучающихся, студентов организации _____________________________________;

(Ф.И.О., занимаемая должность)

юриста ______________________________________________________________;

(Ф.И.О., занимаемая должность)

№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а

также на основании следующих данных:

объект аренды: __________________________________________________________

(здание, сооружение, помещения (с точным указанием назначения объекта

недвижимости и адреса) согласно выписке из ЕГРП и кадастрового

паспорта)

общей площадью: _______________ кв. метров

цель аренды: ____________________________________________________________

(торговля канцтоварами, ксерокопирование, реализация учебной

литературы, организация учебного процесса, организация питания

для сотрудников, обучающихся и др. цели)

срок аренды: ____________________________________________________________

(11 месяцев, 5 лет и т.д. с даты заключения договора)

время использования объекта: ____________________________________________

(круглосуточное или почасовое с указанием конкретного времени

использования, например, с 18.00 до 20.00 и количества часов

в день, неделю или месяц)

составила настоящее заключение о возможности передачи в аренду помещений,

находящихся в оперативном управлении ___________________________________,

(полное наименование организации)

так как передача в аренду не приведет к возможности ухудшения условий

обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления

детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи,

социальной защиты и социального обслуживания детей.

Подписи членов комиссии (с расшифровкой фамилий):

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

Обзор документа

Установлен новый порядок согласования Росимуществом решения ФАНО России о передаче в аренду, безвозмездное пользование временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными ФАНО России организациями.

Указанное согласование оформляется в форме письма-согласования. Отказ от дачи согласия - в форме письма-уведомления. Прописана процедура согласования. Прилагаются перечни документов, направляемых в ФАНО России и Росимущество вместе с проектом решения о передаче недвижимости.

Определены условия, когда договоры могут быть заключены на новый срок без проведения торгов.

Указаны особенности заключения договоров в отношении вузов и научных учреждений; организации, образующей социальную инфраструктуру для детей; в связи с установкой терминалов приема платежей, банкоматов, рекламных конструкций.

Названы условия, которые надлежит включить в договоры. Среди них право органов Росимущества проверять, как используется переданное имущество. Перечислены обязанности арендатора.

Указаны документы, которые организации предоставляют в ФАНО России и в Росимущество после заключения договоров.

Бюджетные и казенные учреждения распоряжаются недвижимым имуществом только с согласия собственника. Автономному учреждению согласие собственника требуется только в случае, если имущество было закреплено за этим учреждением собственником либо учреждение приобрело имущество на средства, которые собственник выделил на его приобретение.

Договор аренды, заключенный без согласования с собственником, может быть признан недействительным. Кроме того, стороны, заключившие договоры аренды федерального имущества без согласования, могут быть оштрафованы. Административная ответственность за заключение без согласования договора аренды объектов, которые находятся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, устанавливается законами субъектов РФ.

Пример нормы, устанавливающей ответственность за нарушение порядка согласования распоряжения объектами нежилого фонда, которые находятся в собственности субъекта РФ.

Порядок согласования сдачи в аренду недвижимости зависит от того, какое именно учреждение хочет передать имущество в аренду.

Федеральные учреждения согласовывают передачу имущества в аренду с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия учредителя. Он, в свою очередь, обращается за согласованием проекта решения в Росимущество.

Срок принятия решения органом, осуществляющим полномочия учредителя, не установлен. Росимущество должно согласовать проект решения о передаче имущества в аренду в течение 15 рабочих дней.
Перечень документов, необходимых для согласования Росимуществом проектов решений, может устанавливаться актом органа, осуществляющего полномочия учредителя. Если такой акт не принят, для подготовки пакета документов следует руководствоваться Письмом Росимущества от 12.10.2015 N ВГ-02/42355.

Пример правового акта об утверждении перечня документов, представляемых учреждениями в орган, осуществляющий полномочия учредителя, для согласования передачи имущества в аренду.

В особом порядке согласовывают передачу имущества в аренду федеральные учреждения, находящиеся в ведении Росморречфлота (за которыми закреплено имущество, находящееся в границах морских портов), Минобороны РФ, Управления делами Президента РФ. Передача в аренду имущества учреждений, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, также имеет особенности.
Госучреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения согласовывают передачу в аренду имущества с соответствующими органами.

Пример правового акта, устанавливающего порядок согласования передачи в аренду имущества, закрепленного за государственными учреждениями субъекта РФ.

Как провести торги на право аренды

Имущество государственного или муниципального учреждения передается в аренду по результатам торгов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Если торги не проведены, договор может быть признан недействительным, а должностное лицо, принявшее решение о сдаче имущества в аренду, понесет административную ответственность.

Для организации торгов необходимо:

1. Установить, в какой форме будут проходить торги: в форме аукциона или конкурса.
Перечень видов имущества, в отношении которого может проводиться конкурс, определен ФАС. При этом в отношении такого имущества также возможно провести торги в форме аукциона. В прочих случаях проводится аукцион (п. 18 Разъяснений ФАС РФ от 01.11.2011).
В отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения или водоотведения торги проводятся только в форме конкурса.

2. Определить, кто будет организатором торгов.
Им может быть само учреждение или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования имуществом. Организатор торгов вправе привлечь специализированную организацию, которая будет выступать от его имени (п. 5 Правил проведения торгов на право аренды).

Организатор торгов (даже если привлечена специализированная организация) создает комиссию по проведению конкурсов или аукционов, определяет начальную (минимальную) цену договора, предмет и существенные условия договора, утверждает проект договора, конкурсную документацию, документацию об аукционе, определяет условия торгов и их изменение, подписывает договор.

3. Сформировать конкурсную или аукционную комиссию.
Ее состав и порядок работы указываются в решении организатора торгов.

4. Разработать конкурсную или аукционную документацию.

5. Разместить извещение о проведении аукциона или конкурса и документацию.
Извещение и документацию о проведении торгов организатор размещает на сайте torgi.gov.ru не позднее чем за 30 дней (для конкурса) или 20 дней (для аукциона) до дня окончания приема заявок на участие.

6. Зарегистрировать поданные заявки на участие в торгах, а также в течение одного рабочего дня с даты поступления каждой электронной заявки подтвердить ее получение.

Заявка на участие в аукционе, поданная после окончания срока приема, не рассматривается и возвращается заявителю. В течение пяти рабочих дней с даты подписания протокола аукциона возвращается задаток (если он был).

Конверты с заявками на участие в конкурсе, полученные после окончания срока подачи, могут быть вскрыты для выяснения обратного адреса заявителя. Если заявка подана в электронной форме, к ней открывают доступ. В тот же день все заявки возвращаются. Задаток (если он был) возвращается в течение пяти рабочих дней с даты, когда подписан протокол вскрытия конвертов и открыт доступ к электронным заявкам.
В случае когда на участие в конкурсе или аукционе не подано ни одной заявки, торги признаются несостоявшимися и организатор вправе провести их повторно. Если подана одна заявка, организатор торгов обязан заключить договор с подавшим ее лицом при условии, что она соответствует требованиям документации о торгах. Когда участником торгов признан один заявитель, последствия аналогичны.

7. Вскрыть конверты с заявками.
Для конкурса предусмотрен особый порядок вскрытия конвертов.

8. Рассмотреть заявки на участие в конкурсе или аукционе.
Это необходимо сделать не позднее 20 дней с момента вскрытия конвертов (для конкурса) и не позднее 10 дней с момента окончания приема заявок (для аукциона). При этом ведутся протоколы. По результатам рассмотрения заявок организатор торгов допускает заявителя к участию в конкурсе (аукционе) и признает заявителя участником конкурса (аукциона) или отказывает в допуске.

9. Определить победителя торгов.
Победитель конкурса определяется посредством оценки и сопоставления заявок. Срок проведения этой процедуры составляет не более 10 дней с даты, когда подписан протокол рассмотрения заявок. Победителем аукциона считается лицо, предложившее наибольшую цену.

Как заключить договор аренды

Договор аренды, как правило, заключается с победителем торгов. Организатор торгов должен отказаться от заключения договора, если установлен хотя бы один из следующих фактов:
— проводится ликвидация юридического лица — победителя торгов;
— победитель торгов признан банкротом;
— деятельность победителя торгов приостановлена из-за административного правонарушения;
— победитель торгов предоставил заведомо ложные сведения при подаче заявки на участие в торгах.

В этом случае договор заключается с участником, заявке которого присвоен второй номер.
Типовые условия договора, который заключается при передаче в аренду имущества федерального бюджетного или казенного учреждения, утверждаются Минэкономразвития России. Вместе с тем соответствующий акт на данный момент не принят. Некоторые федеральные органы исполнительной власти установили примерные формы договоров аренды для подведомственных им учреждений. Подобные формы могут разрабатываться также органами власти субъектов РФ и муниципальных образований.

По итогам торгов в договор включаются условия, предложенные победителем конкурса (в случае проведения аукциона — конечная цена).

Организатор торгов передает победителю один экземпляр протокола оценки и сопоставления заявок или протокола аукциона и проект договора в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола.

Как зарегистрировать договор аренды

Договор аренды здания или сооружения регистрируется, если он заключен на год или более.
С заявлением о регистрации может обратиться одна из сторон. За проведение государственной регистрации взимается пошлина. Если заявление подает учреждение, являющееся органом государственной власти или органом местного самоуправления, пошлина не взимается.
К заявлению прилагаются:
1) документы, подтверждающие полномочия представителя.
Если заявление подает руководитель учреждения, то ему необходимо предъявить документ, подтверждающий его полномочия без доверенности действовать от имени учреждения (например, решение учредителя о назначении на должность).
Если действует представитель по доверенности, то она должна быть нотариально удостоверена. Исключение — если заявление подается от имени органа государственной власти или местного самоуправления и доверенность представляется на бланке данного органа с печатью и подписью руководителя;
2) договор аренды (не менее двух экземпляров);
3) доверенность, если договор аренды подписан представителем (подлинник и копия).
В любом случае лицо, которое подает документы, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Если заявление о регистрации направляется по почте, прилагается копия этого документа. Следует учесть, что к направляемым по почте документам предъявляются особые требования.
Заявитель по своей инициативе может представить:
— решение собственника о согласовании сделки;
— документ об уплате государственной пошлины;
— учредительные документы либо их копии, удостоверенные нотариусом или заверенные подписью руководителя и печатью учреждения.
Если данные документы не представлены заявителем, государственный регистратор получает содержащиеся в них сведения в порядке межведомственного взаимодействия.
Срок регистрации договора аренды зависит от способа подачи документов. Он составляет, считая с даты приема документов:
— семь рабочих дней при подаче в подразделение Росреестра;
— девять рабочих дней при подаче через МФЦ;
— три рабочих дня при подаче в подразделение Росреестра заявления и документов на основании нотариально удостоверенной сделки;
— пять рабочих дней при подаче через МФЦ заявления и документов на основании нотариально удостоверенной сделки;
— один рабочий день при подаче в электронной форме в подразделение Росреестра заявления и документов на основании нотариально удостоверенной сделки.
Регистрация приостанавливается в определенных случаях, в частности, если комплект документов неполный или они не соответствуют установленным требованиям. Если замечания не будут устранены в течение срока приостановления, регистрирующий орган откажет в регистрации.

При аренде федерального имущества, а это встречается на практике довольно часто, организация, арендующая федеральное недвижимое имущество, становится налоговым агентом по удержанию и перечислению налога на добавленную стоимость, исчисленного с суммы арендной платы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика (в нашем случае налогоплательщиком является арендодатель федерального имущества, то есть органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления) и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Таким образом, налоговые агенты перечисляют в бюджет налоги за счет средств, удерживаемых из сумм арендной платы, подлежащих перечислению согласно условиям договора третьим лицам.

Согласно пункту 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговые агенты (арендаторы) обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Причем налоговыми агентами могут являться и организации, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕНВД, упрощенная система). В этом случае они также обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ. Исходя из вышеуказанных норм НК РФ сумма арендной платы, предусмотренная договором с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна определяться с учетом НДС.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, и уплатить не позднее вышеуказанного срока, удержанную из средств, подлежащих перечислению налогоплательщику, соответствующую сумму НДС. Налог уплачивается по местонахождению налогового агента.

Согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ сумма налога определяется по расчетным ставкам 10/110 % или 18/118 %.

В случае если арендодателями федерального имущества являются лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду, например, федеральные государственные унитарные предприятия, образовательные учреждения, которые не являются органами государственной власти и управления, то арендодатели самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет сумму НДС при оказании услуги по предоставлению в аренду федерального имущества.

Следует учитывать, что организация может исчислять и уплачивать НДС как налогоплательщик и как налоговый агент, причем код бюджетной классификации по НДС и в том, и в другом случае одинаков. Однако, если образовалась переплата по НДС, уплачиваемому организацией в качестве налогоплательщика, то, несмотря на это организация обязана уплатить НДС бюджет, но в качестве налогового агента, так как статусы организации будут различаться. В соответствии с Приказом Минфина РФ № 106н „Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ“ в случае перечисления НДС, исчисляемого по собственной реализации, организация указывает в платежном поручении в реквизите 101 статус плательщика 01 – организация, в случае перечисления НДС по аренде федерального имущества арендатор ставит в платежном поручении в реквизите 101 статус плательщика 02 – налоговый агент.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Согласно пункту 3 статьи 166 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 НК РФ покупателями – налоговыми агентами. Данная норма применяется при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 166 НК РФ, и при их приобретении был удержан и уплачен налог из доходов налогоплательщика.

Статьей 172 НК РФ предусмотрен ряд условий, при соблюдении которых организация вправе применить налоговые вычеты. Они предоставляются, если есть в наличии счет-фактура, товар или услуга приняты к учету и в случае налогового агента НДС был удержан и перечислен в бюджет.

Таким образом, организация вправе предъявить к вычету удержанную из суммы арендной платы, перечисленной арендодателю, если арендованное помещение используется в деятельности, облагаемой НДС, стоимость арендной платы отражена в расходах и оплачена арендодателю. Что касается наличия счета-фактуры в данном случае, то Налоговый кодекс не содержит специальной нормы по поводу выписки счетов-фактур налоговыми агентами. По общему правилу статья 172 НК РФ для принятия НДС к вычету требует наличия счета-фактуры, выставляемой налогоплательщиком (поставщиком) при реализации товаров (работ, услуг) в адрес покупателя. В рассматриваемом случае налогоплательщиком (арендодателем) является орган государственной власти, а организация – арендатором, которая выполняет функции налогового агента по удержанию и уплате налога. Поэтому налоговые органы считают, что счет-фактуру налоговый агент должен составлять самостоятельно. Следуя требованиям налоговых органов, организация-арендатор должно оформить сама себе счет-фактуру на сумму арендных платежей, отразить ее в книге продаж и принять ее к вычету, зарегистрировав в книге покупок.

Подобный нонсенс попытался разрешить Конституционный суд РФ, в Определении № 384-О которого, применительно к порядку выставления счетов-фактур было указано следующее: поскольку органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления – в отличие от других арендодателей (частных лиц) – не выписывают счета-фактуры, то в данном случае необходимо учитывать, что счет-фактура является не единственным документом, дающим право на вычет по НДС. Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, вычет может представляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость. Правда, Конституционный суд, к сожалению, не уточнил, какие именно документы могут быть предоставлены для подтверждения вычета по НДС в рассматриваемом случае.

Требование об оформлении счетов-фактур при аренде государственного и муниципального имущества было впервые изложено в письме Госналогслужбы России № ВЗ-2-03/260 „О применении счетов-фактур при расчетах по НДС при аренде государственного и муниципального имущества“, которым налоговые органы пользуются и по сей день, используя приведенный в вышеуказанном письме порядок оформления счетов-фактур в разъясняющих письмах (письмо Управления МНС по г. Москве № 24–11/72147). Данный порядок предписывает арендатору государственного (муниципального) имущества, составить счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой „аренда государственного или муниципального имущества“, затем зарегистрировать его в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. В книге покупок этот счет-фактуру арендатор может зарегистрировать „только в части арендного платежа, который подлежит включению в данном отчетном периоде в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. В соответствующей доле подлежит возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость“. Таким образом, получается, что при предварительной оплате за продолжительный период времени в бюджет должна быть перечислена сумма НДС в полном объеме, а к вычету может быть предъявлена только сумма НДС, относящаяся к сумме отнесенной на расходы арендной платы. Учитывая, что данные документы являются ненормативными актами, то они не могут являться обязательными для исполнения налогоплательщиком или налоговым агентом в данной ситуации. Тем не менее, это не мешает налоговым органам требовать соблюдения данного порядка выставления счетов-фактур от организаций, арендующих государственную и муниципальную собственность, и предъявлять претензии вплоть до штрафных санкций за отсутствие выписанных налоговым агентом самому себе счетов-фактур.

Если организация не желает спорить с проверяющими органами по поводу принятия к вычету сумм НДС, уплаченных в бюджет при перечислении арендной платы, то можно посоветовать соблюдать предложенный порядок выставления счетов-фактур и возмещения по ним НДС из бюджета.

Требования заключаются в следующем:

Налоговый агент (организация) выставляет счет-фактуру в момент перечисления в бюджет арендной платы и налога на добавленную стоимость;
налоговый агент (организация) составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой „Аренда федерального имущества“;
счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером арендатора (организации).

Что касается заполнения реквизитов выдаваемых налоговым агентом счетов-фактур, то никаких разъяснений не давалось. Каких-либо разъяснений по поводу заполнения реквизитов счета-фактуры налоговые органы не дают.

В таком случае целесообразно выставлять счета-фактуры в соответствии с общепринятым порядком:

В строке (1) указывается порядковый номер счета-фактуры в соответствии с утвержденным в организации порядком нумерации счетов-фактур;
- в строках (2), (2а), (2б), (3), которые предусмотрены для заполнения соответствующих реквизитов продавца, указываются реквизиты арендодателя;
- в строках (4), (5), (6), (6а), (6б), предусмотренных для заполнения соответствующих реквизитов покупателя, указываются реквизиты организации – арендатора, налогового агента;
- в графе 1 „Наименование товара“ указывается: „Аренда федерального имущества по договору № __от_________за __ квартал 20__ г.“;
- при заполнении графы 5 „Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога“ возможны варианты, поскольку при исчислении налога в рассматриваемом случае применяется ставка 18/118 %. В данной графе целесообразно поставить прочерк или указать сумму арендной платы с учетом налога;
- в графе 7 „Налоговая ставка“ указывается ставка 18/118 %;
- в графе 8 „Сумма налога“ – сумма налога исходя из суммы арендной платы с учетом НДС, умноженной на налоговую ставку 18/118 %;
- в графе 9 „Стоимость товаров (работ, услуг), всего с учетом налога“ – сумма арендной платы с учетом НДС.

Если при проверке налоговые органы сочтут, что счета-фактуры выставлены с нарушениями, то ничто не мешает налоговому агенту самостоятельно внести требуемые исправления, поскольку им же и выписан счет-фактура, и предъявить налоговому органу до вынесения решения. В таком случае судебные органы будут на стороне организации, так как подтверждением правомерности указанного точки зрения служит великое множество судебных дел, разрешенных в пользу организаций.

Как показывает практика, органы государственной власти предпочитают заключать договоры с условием перечисления арендной платы авансовым платежом за квартал. В этом случае счет-фактура выставляется налоговым агентом в момент перечисления арендной платы, регистрируется в книге продаж на полную сумму, включается в налоговую декларацию и перечисляется в бюджет сумма НДС со всей перечисленной за квартал авансом арендной платы. В книгу покупок включается только та сумма арендной платы, которая отнесена на расходы за текущий месяц.

В последующие месяцы квартала, за которые арендная плата уже внесена, счета-фактуры не выставляются.

Введение

Аренда государственного и муниципального имущества отличается рядом особенностей, связанных с тем, что она регулируется помимо Гражданского кодекса РФ специальными законами, в том числе Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» , Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и некоторыми иными. Следовательно, при разрешении вопроса о сдаче в аренду имущества, закрепленного за федеральным казенным учреждением на праве оперативного управления, необходимо учитывать особенности, установленные вышеперечисленными федеральными законами.

Статьей 214 ГК РФ определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью . Находящееся в государственной собственности имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение .

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. При этом казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества .

Таким образом, сдача в арену имущества федеральным казенным учреждением осуществляется только в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (например, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, и с согласия собственника. Чаще всего федеральными казенными учреждениями системы МВД России в аренду сдается недвижимое имущество. Поэтому в рамках настоящих методических рекомендаций представляется целесообразным подробнее рассмотреть порядок сдачи в аренду недвижимого имущества.

I. Порядок согласования распоряжения недвижимым имуществом федерального казенного учреждения

Порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным казенным учреждением, определен Положение м об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 . В соответствии п. 2 Положения функции и полномочия учредителя в отношении федерального казенного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Как следует из пп. "к" п. 3 Положения, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4 Положения, распоряжение недвижимым имуществом федерального казенного учреждения, в том числе передачу его в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами. Согласно п. 4 Положения решение по вопросу, указанному в подпункте "к" пункта 3 Положения (далее - решение), принимается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, за исключением решения в отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации и Федерального агентства морского и речного транспорта (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом рассматривает проект решения и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании.

В случае непоступления от Федерального агентства по управлению государственным имуществом соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня направления ему проекта решения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решение считается согласованным.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, уведомляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о принятом решении (с приложением его копии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел и внутренних войск является МВД России . В соответствии с Положением о Департаменте по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации , утвержденном приказом МВД России от 24.06.2011 № 722, Департамент выполняет функции головного подразделения Министерства в области имущественных отношений. Одной из основных функций департамента является осуществление в установленном Правительством Российской Федерации порядке согласования распоряжения движимым и недвижимым имуществом (в том числе передачи его в аренду) Министерства, органов, организаций и подразделений системы МВД России. Таким образом, обращение о сдаче в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными казенными учреждениями системы МВД России на праве оперативного управления, должно направляться в Департамент.

Следует учитывать, что в настоящее время перечень документов, необходимых для принятия решения о сдаче недвижимого имущества, нормативными правовыми актами МВД России не определен. При направлении обращения в Департамент можно руководствоваться следующим примерным перечнем:

п/п

Наименование документа

Сопроводительное письмо (должно содержать:

Обоснование целесообразности заключения договора аренды; - информацию о техническом состоянии объекта (необходимость ремонта и источник финансирования);

Информацию об использовании объекта недвижимого имущества организацией.

Состав передаваемых помещений

Документы БТИ (кадастровый паспорт, поэтажный план, экспликация) на объект недвижимого имущества со сроком давности не более пяти лет по форме, утвержденной Федеральным законом от 24 июля2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"

Выписка из ЕГРП, содержащая сведения о правах на объект недвижимого имущества со сроком давности не более трех месяцев

Выписка из РФИ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества"

Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления

Свидетельство о государственной регистрации права постоянного

(бессрочного) пользования на земельный участок

Кадастровый паспорт земельного участка

II. Порядок проведения процедур сдачи в аренду федерального недвижимого имущества

Особенности порядка заключения договоров аренды в отношении государственного имущества установлены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» . В соответствии с ч. 1 , п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, в отношении государственного имущества, принадлежащего на праве оперативного управления казенным учреждениям, может осуществляться только на торгах за исключением ряда случаев, предусмотренных указанной статьей. Так, в соответствии с п. 14 ч. 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если его общая площадь составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

При подготовке к проведению торгов на право заключения договоров аренды федерального недвижимого имущества следует учитывать, что на основании ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является обязательным проведение оценки при определении стоимости объектов, принадлежащих РФ, в случае передачи их в аренду. Окончательная ставка арендной платы устанавливается по итогам проведения конкурса или аукциона на заключение договора аренды помещения, но не может быть ниже начальной (минимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона.

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, утверждены приказом ФАС РФ от 10.02.2010 № 67 .

Проводимые в соответствии с Правилами конкурсы являются открытыми по составу участников, а аукционы - по составу участников и форме подачи предложений.

Заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган . Указанный Перечень приведен в Приложении 2 к Приказу ФАС РФ от 10.02.2010 № 67.

Организатором конкурсов (аукционов) на право заключения рассматриваемых нами договоров аренды в соответствии с п. 4 Правил является уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. При этом организатор вправе на основе договора привлечь юридическое лицо (далее - специализированная организация) для осуществления функций по организации и проведению конкурсов (аукционов) .

Для проведения конкурса или аукциона создается конкурсная или аукционная комиссия, при этом :

К функциям конкурсной комиссии относятся: вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов и подписанным заявкам на участие в конкурсе, определение участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола об отказе от заключения договора;

К функциям аукционной комиссии относятся: рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, протокола аукциона, протокола об отказе от заключения договора.

Участником конкурсов (аукционов) может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора и соответствующее требованиям, установленным законодательством РФ для таких участников .

Информация о проведении конкурсов (аукционов) публикуется на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет, предназначенном для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru).

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер .

Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора .

С победителями конкурса (аукциона) впоследствии заключается договор аренды .

III. Государственная регистрация договора аренды недвижимого имущества

В соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Согласно п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения подлежит государственной регистрации, если он заключен на срок не менее года. Договор считается заключенным с момента оформления такой регистрации.

Как следует из п. 2 Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, утвержденной приказом Минюста России от 06.08.2004 № 135 государственная регистрация договоров аренды недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»