Архитектура: Мусоросжигательный завод Шпиттелау в Вене. Вена. Хундертвассер. Мусоросжигательный завод

Пишет блогер Александр Шевченко:

К аляповатому зданию мусоросжигательного завода Шпиттелау, обеспечивающему теплом десятки тысяч домов Вены, жители австрийской столицы относятся более снисходительно, чем к другому проекту Хундертвассера, биоморфному жилому экодому. Сказочного замка с башней могло и не быть - архитектор не сразу дал согласие на дизайн важного сооружения.

Оригинальный проект Шпиттелау должен был решить одновременно две задачи: обеспечить переработку мусора и теплоснабжение 9-ого района Вены. Уже во время строительства, 1969-1971 годы, кипели дискуссии о выбросе вредных диоксинов в атмосферу. Политические партии оппозиции старались использовать выдавшийся шанс, чтобы обвинить действующего мэра в халатности, а владельцы свалок и полигонов по захоронению отходов деятельности человека имели свой очевидный коммерческий интерес в том, чтобы мусор не сжигался, да еще и, по сути, в окружении муниципальных зданий и жилых домов. Так или иначе, Шпиттелау достроили, чтобы обеспечивать теплом городской госпиталь. Оригинальное здание завода сильно пострадало от пожара в 1987 году, тогда и мэр города Гельмут Цильк обратился к популярному пропагандисту идей о гармонии природы и архитектуры Фриденсрайху Хундертвассеру с предложением придать новому Шпиттелау красочный, визуально приятный и, самое главное, экологичный облик.


Как ярый противник мусора в принципе Хундертвассер почти не задумываясь отклонил предложение мэра. Однако после консультаций с защитниками окружающей среды архитектор пересмотрел свое решение и дал согласие превратить муниципальный завод в произведение искусства, но при одном условии. Завод должны оснастить по последнему слову техники, чтобы свести вредные выбросы в атмосферу к минимуму.

В новом проекте, завершенном в 1992 году, применялись типовые строительные материалы: бетон, сталь, стекло, керамическая плитка и эмаль. Бойкотировав общепринятые архитектурные концепты прямых линий и унифицированных типоразмеров окон, Хундертвассер остался верен своему стилю и убеждениям и сделал Шпиттелау легко узнаваемым. Завод больше напоминает сказочный замок, сошедший со страниц «Алисы в стране чудес» или «Волшебника Изумрудного города». Оштукатуренный фасад с асимметрично расположенными окнами и словно произвольно разбросанными декоративными элементами из битой плитки плавно сменяется гофрированным металлом с произвольным шаблоном шахматной клетки совершенно разных размеров и форм.


Хундертвассер особенно тщательно выбирал цветовую схему здания и дизайн отдельных элементов. Каждая форма и цвет несут в себе различные идеи, связанные с Веной или темой экологичности. Многоцветные эмалированные оконные рамы, хаотично разбросанные по стенам завода, и дымовые трубы символизируют вращающиеся куски мусора, чтобы дать посетителям поверхностное понимание технологических процессов, что происходят внутри. Цветные окна также характеризуют одновременно как расцвет и богатство, так и стагнацию современного общества. Одни окна прозрачные, другие выполнены из матового стекла - Хундертвассер продолжает реализовывать свою теорию о «свободе окон», никакого однообразия и стандартизации.


Синий цвет символизирует небо, чистый воздух и чистую воду, желтый - огонь, золотой - светлое будущее, где человечество живет в гармонии с природой. Легко заметить, что вертикальные столбы синего цвета, тянущиеся к небу по углам здания, венчают желтые сферы, образуя своеобразные факелы, что по незнанию воспринимается лишь как очередная причуда архитектора, а на самом деле несет в себе символическую отсылку к процессу сжигания мусора и дыму, уходящему в атмосферу.

Черный и белый - типичные цвета венского сецессиона, творческого объединения венских художников в конце XIX - начале XX века. По мнению Хундертвассера, в контексте проекта Шпиттелау они представляют контраст между пеплом, углем и светом. Кроме того, неравномерная шахматная клетка - протест против единообразия в архитектуре.


«Эйнштейн сказал, что если формула не лаконичная, она не является корректной. Прямая противоположность тем идеалам, которым молятся рационалисты и технократы. Сегодня мы наблюдаем триумф рационализма и депрессивную, агрессивную и бездушную монотонность, мы постоянно сталкиваемся лицом к лицу с пустотой. Недостатки особенно бросаются в глаза на примере индустриальных сооружений, стерильных бесчеловечных промышленных зданий, где люди проводят больше времени, чем дома. Шпиттелау, завод по термической переработке мусора - образец того, что стоит отойти от безличностной рациональной архитектуры, от которой мы все страдаем, и вдохновиться креативной идеей гармонии с природой. Это манифест против анонимности в наших городах. Я знаю, что ориентируясь на будущее, потребуется немало выдержки, чтобы воплотить подобные идеи в жизнь, ведь они осуждаются и поднимаются на смех нынешней властью».

На Шпиттелау перерабатывают до 250 000 тонн мусора в года. Завод интегрирован в городскую систему теплоснабжения и выдает при базовых нуждах 60 МВт тепловой энергии. На случай пиковой активности установлены 5 дополнительных газовых и газомасляных резервуаров-бойлеров, способные выдать еще 400 МВт энергии. Шпиттелау обеспечивает теплом более 60 000 домов и муниципальных учреждений в австрийской столице.


Так властям Вены удалось поймать сразу нескольких зайцев. 1. Обеспечить теплоснабжение района, расположив мусоросжигательный завод не за городом, а практически по соседству с жилыми домами, сэкономив на трубопроводах для подачи горячей воды. 2. Установив ультрасовременное оборудование по очистке дымовых газов, снизить до минимума выбросы диоксинов (менее 1 грамма в год). 3. Наконец, благодаря Хундертвассеру создать еще одно место притяжения для туристов. Особо любознательным и увлеченным «зелеными» технологиями стоит записаться на экскурсию по заводу, остальные совершенно бесплатно могут доехать до одноименной станции метро и посмотреть на Шпиттелау, который даже в облачную и пасмурную погоду создает ощущение сказки.

В Вене есть необычная достопримечательность, расположенная в самом центре австрийской столицы. Это мусоросжигательный завод Шпиттелау, яркое архитектурное творение австрийского художника Фриденсрайха Хундертвассера.

К аляповатому зданию мусоросжигательного завода Шпиттелау, обеспечивающего теплом десятки тысяч домов Вены, жители австрийской столицы относятся более снисходительно, чем к другому проекту Хундертвассера, биоморфному жилому экодому. Сказочного замка с башней могло и не быть - архитектор не сразу дал согласие на дизайн важного сооружения.

Оригинальный проект Шпиттелау должен был решить одновременно две задачи: обеспечить переработку мусора и теплоснабжение 9-го района Вены.

Уже во время строительства, в 1969-1971 годы, кипели дискуссии о выбросе вредных диоксинов в атмосферу. Политические партии оппозиции старались использовать выдавшийся шанс, чтобы обвинить действующего мэра в халатности, а владельцы свалок и полигонов по захоронению отходов деятельности человека имели свой очевидный коммерческий интерес в том, чтобы мусор не сжигался, да еще и, по сути, в окружении муниципальных зданий и жилых домов.

Так или иначе, Шпиттелау достроили, чтобы обеспечивать теплом городской госпиталь. Оригинальное здание завода сильно пострадало от пожара в 1987 году, тогда мэр города Гельмут Цильк и обратился к ставшему популярным пропагандисту идей о гармонии природы и архитектуры Фриденсрайху Хундертвассеру с предложением придать новому Шпиттелау красочный, визуально приятный и, самое главное, экологичный облик.

Как ярый противник мусора в принципе, Хундертвассер, почти не задумываясь, отклонил предложение мэра. Однако после консультаций с защитниками окружающей среды архитектор пересмотрел свое решение и дал согласие превратить муниципальный завод в произведение искусства, но при одном условии. Завод должны оснастить по последнему слову техники, чтобы свести вредные выбросы в атмосферу к минимуму.

В новом проекте, завершенном в 1992 году, применялись типовые строительные материалы: бетон, сталь, стекло, керамическая плитка и эмаль. Бойкотировав общепринятые архитектурные концепты прямых линий и унифицированных типоразмеров окон, Хундертвассер остался верным своему стилю и убеждениям и сделал Шпиттелау легко узнаваемым.

Завод больше напоминает сказочный замок, сошедший со страниц «Алисы в Стране чудес» или «Волшебника Изумрудного города». Оштукатуренный фасад с асимметрично расположенными окнами и словно произвольно разбросанными декоративными элементами из битой плитки плавно сменяется гофрированным металлом с произвольным шаблоном шахматной клетки совершенно разных размеров и форм.

Хундертвассер особенно тщательно выбирал цветовую схему здания и дизайн отдельных элементов. Каждая форма и цвет несут в себе различные идеи, связанные с Веной или темой экологичности.

Многоцветные эмалированные оконные рамы, хаотично разбросанные по стенам завода, и дымовые трубы символизируют вращающиеся куски мусора, чтобы дать посетителям поверхностное понимание технологических процессов, что происходят внутри. Цветные окна также характеризуют одновременно как расцвет и богатство, так и стагнацию современного общества.

Одни окна прозрачные, другие выполнены из матового стекла - Хундертвассер продолжает реализовывать свою теорию о «свободе окон», никакого однообразия и стандартизации.

Синий цвет символизирует небо, чистый воздух и чистую воду, желтый - огонь, золотой - светлое будущее, где человечество живет в гармонии с природой. Легко заметить, что вертикальные столбы синего цвета, тянущиеся к небу по углам здания, венчают желтые сферы, образуя своеобразные факелы, что по незнанию воспринимается лишь как очередная причуда архитектора, а на самом деле несет в себе символическую отсылку к процессу сжигания мусора и дыму, уходящему в атмосферу.

Черный и белый - типичные цвета Венского сецессиона, творческого объединения венских художников в конце XIX - начале XX века. По мнению Хундертвассера, в контексте проекта Шпиттелау они представляют контраст между пеплом, углем и светом. Кроме того, неравномерная шахматная клетка - протест против единообразия в архитектуре.

«Эйнштейн сказал, что, если формула не лаконичная, она не является корректной. Прямая противоположность тем идеалам, которым молятся рационалисты и технократы. Сегодня мы наблюдаем триумф рационализма и депрессивную, агрессивную и бездушную монотонность, мы постоянно сталкиваемся лицом к лицу с пустотой. Недостатки особенно бросаются в глаза на примере индустриальных сооружений, стерильных бесчеловечных промышленных зданий, где люди проводят больше времени, чем дома.

Шпиттелау, завод по термической переработке мусора, - образец того, что стоит отойти от безличностной рациональной архитектуры, от которой мы все страдаем, и вдохновиться креативной идеей гармонии с природой. Это манифест против анонимности в наших городах. Я знаю, что, ориентируясь на будущее, потребуется немало выдержки, чтобы воплотить подобные идеи в жизнь, ведь они осуждаются и поднимаются на смех нынешней властью».

На Шпиттелау перерабатывают до 250 000 тонн мусора в год. Завод интегрирован в городскую систему теплоснабжения и выдает при базовых нуждах 60 МВт тепловой энергии. На случай пиковой активности установлены 5 дополнительных газовых и газо-масляных резервуаров-бойлеров, способные выдать еще 400 МВт энергии. Шпиттелау обеспечивает теплом более 60 000 домов и муниципальных учреждений в австрийской столице.

Так властям Вены удалось поймать сразу нескольких зайцев:

1. Обеспечить теплоснабжение района, расположив мусоросжигательный завод не за городом, а практически по соседству с жилыми домами, сэкономив на трубопроводах для подачи горячей воды.

2. Установив ультрасовременное оборудование по очистке дымовых газов, снизить до минимума выбросы диоксинов (менее 1 грамма в год).

3. Наконец, благодаря Хундертвассеру создать еще одно место притяжения для туристов. Особо любознательным и увлеченным «зелеными» технологиями стоит записаться на экскурсию по заводу, остальные совершенно бесплатно могут доехать до одноименной станции метро и посмотреть на Шпиттелау, который даже в облачную и пасмурную погоду создает ощущение сказки.

Современные технологии, экология, искусство - австрийские специалисты следуют принципу своего соотечественника, архитектора Хундертвассера. 20 лет назад он завершил дизайн-проект котельной, которая со временем стала символом передовых технологий в Вене. Теперь это мусоросжигательный завод, которым хочется любоваться снаружи и изнутри. Но к этому местные жители тоже приложили руку.

Пластик в один контейнер, бумага - в другой. Сортировать мусор для жителей Вены - рутина.

«Дети учатся этому в школе. В школах существует специальная программа. Детям в игровой форме объясняют, как сортировать мусор», - объясняет Хельмут Гретч, местный житель.

Но все равно остается то, что нельзя переработать и приходится сжигать. Эти трубу и кепку на крыше знает каждый турист. Творение архитектора Фриденсрайха Хундертвассера, мусоросжигательный завод Шпителлау. Да, он может выглядеть и так, а еще находиться почти в центре города. Именно здесь сжигают до трети всех отходов почти двухмиллионной австрийской столицы.

«Раньше дымило очень сильно. Моя мама не могла сушить вещи на балконе, ветер дул в нашу сторону, вещи постоянно были грязные. Но сейчас все изменилось», - рассказывает Георг Бареш, сотрудник мусоросжигательного завода Шпиттелау.

Из трубы клубится не дым, а обычный пар – работает сложная система фильтров. Недавно была очередная модернизация. Все управление - из одной комнаты, больше похожей на Центр управления полетами. Десятки мониторов. Станция сама себя обеспечивает электроэнергией.

«Турбины вырабатывают больше, чем нам нужно, и остальное мы поставляем в городскую сеть», - поясняет инженер Андреас Радоститц.

Остальное - 8 мегаватт в час. Но и это еще не все. Почти все здания вокруг удается отапливать с помощью тепла, которое получают во время сжигания мусора в Шпиттелау - всего 60 тысяч домохозяйств, включая Главное управление полиции, университет и самый крупный госпиталь Австрии.

А еще на завод завязана система охлаждения лабораторий клиники. Самое удивительное, что газ в Шпителау используют лишь раз в году, чтобы разжечь топку после профилактики. Все остальное время мусор горит сам. Нужно лишь вовремя его подкладывать и регулировать подачу воздуха. Самая грязная часть в переработке - разгрузка. Но и здесь все продумано.

Когда работа здесь прекращается, то стальные ворота закрываются на ночь. Конструкция такова, что закрываются они герметично, так, чтобы запах не отравлял воздух в окрестностях завода. И раз в году прямо на этой площади проводят концерт. Шесть тысяч человек собираются здесь и наслаждаются музыкой.

Даже воздух с запахом из бункера, в котором складируется мусор, направляют не в небо, а в камеру сгорания. Кажется, что еще можно придумать? Оказывается, можно. Пепел превращают в шлакобетон.

«Мы можем делать из такого бетона стены мусорохранилищ. В других странах, таких, как Швейцария или Германия, его разрешено использовать в строительстве дорог», - рассказывает Георг Бареш.

Впрочем, некоторые вещи сжигать просто жалко, и для них в Вене есть специальные места в пунктах приема мусора. Потом они попадают в специальный магазин.

Все, что есть в этом магазине, люди когда-либо выбросили. Но вещи в хорошем состоянии и вполне могут пригодиться кому-то еще. Например, ботинки для горных лыж, или кофемашины, телевизоры, музыкальные инструменты. Самое удивительное, что на электротехнику, например, проигрыватель виниловых дисков, распространяется годовая гарантия.

Утилизация мусора в Вене - сложная система. "Зеленые" технологии, конечно, очень важны. Но не менее важно, чтобы сам житель города, понимал: хочешь чистоту вокруг - не надо мусорить там, где живешь.

District Heating Plant Spittelau Вена, Австрия

Пожалуй, почти каждый человек, живущий в век индустриализации, хотя бы раз, хотя бы издалека видел заводы. Поэтому, при упоминании слова «завод» в голове без труда вырисовывается его образ и, как правило, не особо привлекательный. А если к этому слову добавить «мусоросжигательный», то вряд ли мысленная картина приукрасится – скорее наоборот. Но доказательством тому, что подобные ассоциации - это всего лишь печальный опыт и заскорузлые стереотипы, является уникальный Мусоросжигательный завод Шпиттелау, реконструированный по проекту неподражаемого художника Фриденсрайха Хундертвассера.

Как заядлый приверженец экологии, Хундервассер сначала не хотел связываться с мусоросжигающим заводом, стоя на позиции, что необходимо максимально использовать технологии вторичной переработки мусора. Но настоятельные просьбы Венского бургомистра Гельмута Цилька и тот факт, что тепло, выделяемое при сжигании мусора, будет использоваться для отапливания десятков тысяч венских жилищ и нескольких тысяч предприятий, заставили художника изменить свое решение. При этом Хундертвассеру дали слово, что при сжигании мусора будут использоваться самые высокие экологические стандарты и самые лучшие технологии, которые и до сих пор являются образцовыми и востребованными во всем мире. В итоге, с художником удалось договориться, и на рубеже 1990-х годов современный экологический завод-котельная обрел новый неповторимый внешний вид, превративший унылый индустриальный объект в яркую достопримечательность.

Глядя на это диковинное сооружение, трудно даже представить, что за его красочными фасадами скрывается мусоросжигательный завод. Высокая труба-башня, крыши-короны и пестрящие стены делают промышленный объект похожим на сказочный замок. Отдельного внимания заслуживает выдающаяся заводская труба. Она обложена керамической плиткой синего цвета и имеет золотистый «набалдашник», который является отнюдь не декоративным элементом, а средоточием современных фильтров, которые были установлены по настоянию самого Хундертвассера, вызвав удорожание проекта чуть ли не вдвое.

Обновленный завод стал своего рода культурным центром. Его вестибюль служит местом проведения художественных выставок произведений современного искусства. А начало лета ежегодно отмечается проведением фольклорного фестиваля в заводском дворе. Хундертвассер в очередной раз доказал, что везде есть место творчеству, превратив действующий Мусоросжигательный завод Шпиттелау в достопримечательность мирового уровня.

Современная архитектура должна быть не только оригинальной, шокирующей или вызывающе помпезной. Она ещё должна быть практичной и привлекательной для туристов. Этим людям с фотоаппаратами дай только поглазеть на какое-нибудь необычное здание и сделать сотню-другую фотографий, чтобы выложить их в соцсетях. В Вене среди памятников классицизма и барокко тоже есть неизвестные широкой публике соврменные шедевры. Например, мусоросжигательный завод Шпиттелау .

Трудно себе представить красивый мусоросжигательный завод. Но мэрия Вены в 1987 году решила, что красота ещё никому не вредила, поэтому для реконструкции здания котельной, пострадавшей во время пожара, наняла известного архитектора Фридриха Штовассера , ярого поборника экологичной застройки.

Штовассер сначала возмутился предложением. По его мнению, такие здания вообще нужно сносить, однако городские власти заверили его, что готовы сделать Шпиттелау самым экологически чистым мусоросжигательным заводом из возможных и пообещали не жалеть денег. Это было опрометчиво.



Штовассер превратил мрачное промышленное здание в сказочно-конфетный дворец. Труба, традиционно несущая всем горожанам ужасные запахи и копоть, стала похожей на башню принцессы. Странные позолоченные «бублики» на ней стали контейнерами для передовых фильтров, очищающих выбрасываемые газы от вредных примесей. Из-за этих фильтров стоимость строительства выросла в два раза, но архитектор был непоколебим.



Сейчас Шпиттелау не только избавляет город от груд бытовых отходов, но и предоставляет отопление для 60 тысяч венских квартир. По котельной проводятся экскурсии, а здание завода стало настоящей туристической и архитектурной достопримечательностью.