Авторское право фотографа на фотографии. Закончив с теорией поговорим о инструментах защиты своих фоторабот. Право на неприкосновенность произведения и защита фотографии от искажений

Актуальная и полезная тема для всех, так как все мы публикуем фотографии, сделанные на телефон или фотоаппарат. Именно поэтому нам стоит разобраться с вопросом защиты авторских прав.

Меня натолкнула на эту статью такая ситуация: опубликовав фотографию в “Вконтакте”, которую я сделала на плёночный “Зенит”, долго проявляла, оцифровывала, чуть позже нашла её случайно, опубликованную от чужого имени, на чужой страничке. Неприятно, когда твое творчество воруют. Но это мелочи, возможно, пользователь был уверен, что я просто нашла картинку в сети, как и он сам. Намного серьёзней ситуация, когда на ваших фото могут зарабатывать.

Авторские права фотографа включают в себя личные и имущественные.

Личные:

  • Право авторства: действует и на саму фотографию, и на её отдельные части. Присвоение права авторства преследуется законом как гражданское правонарушение, в отдельных ситуациях, как уголовное преступление. Авторским правом охраняются как негативы (черно-белые и цветные), слайды, цифровые изображения, так и отпечатки с них. Если негатив или слайд утрачены, а отпечатки с них сохранились, то они охраняются “на правах оригинала”. Это значительно повышает ценность таких фотоотпечатков. На Западе есть фотографы, которые уничтожают негативы после создания первых пяти-десяти отпечатков. Их ценность, из-за невозможности создания копий, увеличивается.
  • Право на имя: право подписать фотографию своим именем/псевдонимом, либо публиковать её без подписи
  • Право на обнародование и на защиту репутации. Это означает, что автор вправе разрешить или не разрешить публиковать фотографию, показывать её общественности. Если фотограф решил отозвать свою фотографию после обнародования – он может воспользоваться правом на отзыв только один раз. Право на отзыв означает, что этот снимок не должен использоваться и упоминаться как работа фотографа.Право на защиту репутации автора включает защиту фотографии от изменения: кадрирования, добавление или вырезку деталей, изменения цветового решения фотографии… Такие изменения проводятся только с согласия самого автора.

К имущественным авторским правам фотографа относится право фотографа на запрет или разрешение использования фотографии через распространение, а также общедоступный показ, тиражирование, продажа или бесплатная раздача экземпляров фотографии, ввоз снимка на территорию страны. К имущественным также относится право на изменение фотографии.

Все части оригинальной фотографии охраняются авторским правом. При этом, не имеет значения, насколько маленькой эта часть является. Для использования части оригинальной фотографии, например, в фотоколлаже, с автором должен быть заключен договор. Если использование части снимка осуществляется без авторского договора, чем нарушается закон, то фотограф или иной владелец исключительных имущественных прав может требовать запрета незаконного использования и взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации.

Когда фотограф делает фото по служебному поручению от организации-работодателя, то такой снимок попадает в особый правовой режим и считается “служебным”.

Исключение – в определённых случаях, фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения:

  1. В печатных- и телепроэктах, видематериалах учебного характера
  2. В обзоре текущих событий на телевидении
  3. Фотография, размещенная в газете/журнале, может быть копирована библиотекой или архивом по официальной просьбе отдельных граждан или в исследовательских целях.
  4. Образовательное учреждение для проведения аудиторных занятий может репродуцировать фотографию, помещенную в сборнике или периодике.

Закончив с теорией поговорим о инструментах защиты своих фоторабот.

Водяные знаки - это один из популярных способов защиты визуальных материалов от копирования. Ваши инициалы, псевдоним или название бренда, наложенные полупрозрачным шрифтом поверх изображения, обычно гарантируют соблюдение авторских прав.

В интернете полно бесплатных фоторедакторов, где можно создать водяной знак и добавить его на ваше изображение. Такие ресурсы, как Watermark.ws , WaterMarquee и Visual Watermark предназначены именно для этого.

Я сталкивалась со случаями, когда водяные знаки и копирайты просто-напросто обрезают с фотографии. И используют как свои собственные. Поэтому, когда будете ставить свои подписи, ставьте их так, чтобы надписи нельзя было удалить без потери смысла изображения.

У фотографии имеется EXIF (Exchangeable Image File Format). Все без исключения цифровые фотокамеры делают к фотографии цифровую метку, в ней прописаны данные вашего снимка. Эти данные можно корректировать и дополнять. При помощи специальных программ, вы можете прописать туда и свою информацию. Посмотреть EXIF можно множеством способов, в том числе в программе FastStone , приблизив мышку к правому краю экрана.

Еще банальный, но все же способ - урезание размера снимка. К примеру, ваш оригинал изображения - 1024 пикселя по ширине. Немножко обрежьте края и уменьшите разрешение, например, до 900 пикселей. Увеличить уменьшенное изображение до полного размера без потери качества невозможно. У вас будет полный размер в нормальном качестве, а у воришки - нет. Для того, чтобы оценить разницу в приведенных примерах, разворачивайте картинки в полный размер.

В этой статье насколько возможно подробно, но чтобы не закопаться в деталях, расскажу о том, как юридически регулируются права на фотографии.

Гражданский Кодекс РФ, 4-я часть

Авторские и смежные права на объекты интеллектуальной собственности описываются в четвертой части Гражданского Кодекса с 1 января 2008 года. Версию, актуальную на 1 октября 2013 года, можно скачать по этой ссылке.

Для начала важно понять, что всеми правами на фотографии обладает фотограф, просто потому что именно он сделал фотографию. Естественно, часть прав он может передать или продать.

Кто автор? Автор — фотограф; а тот, кто зонт держал — не автор.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Вообще говоря,у любого объекта интеллектуальной собственности есть много разных прав. Важно и то, что много, и то, что разных!

Например, есть личные неимущественные права и имущественные права. Первые неотчуждаемы (право авторства, право на имя), вторые может передавать (продавать).

Статья 1228, п.3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Статья 1229. Запрещено, что не разрешено.

В юридической системе бывают два способа ограничения действий — «все, что не разрешено, запрещено» или «все, что не запрещено — разрешено». В случае с правами на интеллектуальную собственность действует первый принцип. Если что-то не прописано в договоре явно, то этого делать нельзя. Например, если в договоре не прописано, что молодожены могут размещать фотографии в Интернете, то этого делать нельзя.

Статья 1229, п.1. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

В каком объеме передаются права?

При заключении договора могут использоваться две формулировки — что права передаются в полном объеме или без таких слов. В первом случае договор является «договором об отчуждении», во втором — «лицензионном договором». Большинство свадебных договоров — лицензионные договоры.

Статья 1233, п.1. Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.

Статья 1233, п.3. Договор, в котором прямо не указано, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации передается в полном объеме, считается лицензионным договором, за исключением договора, заключаемого в отношении права использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект (абзац второй пункта 1 статьи 1240).

И все вместе это описано в определении лицензионного договора.

Статья 1235. п.1. По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

Какие же бывают авторские права:

    1) исключительное право на произведение;
    2) право авторства;
    3) право автора на имя;
    4) право на неприкосновенность произведения;
    5) право на обнародование произведения.

Первый пункт оставим на конец, именно он и является объектом коммерческих отношений. Для начала займемся пунктами 2-4.

Второе и третье права — неотчуждаемы. «Право авторства» — это то, что вас признают как автора этой фотографии. «Право автора на имя» — это то, что вы можете запретить публиковать фотографию без вашего копирайта или логотипа, или какой-то другой подписи.

Статья 1265. п.1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

Статья 1300 прямо говорит, что нельзя затирать копирайты.

Статья 1300, п.2. В отношении произведений не допускается:

1) удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве;

2) воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве.

Кроме того, нельзя и изменять вашу фотографию, например, наложить сепию, перевести в ЧБ или сделать из них какой-нибудь супер-мега коллаж — это четвертое право в списке, право на неприкосновенность произведения.

Статья 1266. п.1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

Что же касается права на произведение (первое право в списке), то оно разбивается на множество других.

Статья 1270, п.1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

А в пункте 2 перечислены примеры того, как именно можно использовать произведение. Пункт длинный и подробный, для понимания приведу часть подпунктов:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме,

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения;

9) перевод или другая переработка произведения;

11) доведение произведения до всеобщего сведения .

Как я уже писал выше (см. статья 1229), все, что не прописано в лицензионном договоре, делать запрещено. Например, заказчику нельзя будет сделать из ваших фотографий фотокнигу, если вы не прописали в каком-то виде разрешение на такое использование фотографий.

Во второй части статьи — смежный вопрос — про охрану изображения гражданина.

Право автора на использование и защиту собственного произведения распространяется и на фотографии, причем не только на отпечатанные снимки, но и на негативы, файлы и части изображения. В России набирает популярность составление договоров на съемку и процессы передачи изображений правильно, учитывая законы. Чем характеризуется право автора на снимок?

Как утверждено в статьях ГК РФ, авторское право закрепляется за создателем фотографии и подразумевает, что он является полным собственником, без его разрешения нельзя использовать снимок или часть его для рекламы, печати и других целей. Значит, увидев собственный снимок, размещенный в журналах, на рекламном баннере, чужом сайте, фотограф вправе заявить об инциденте нарушителю и даже подать в суд. Если докажет документально авторство, то может потребовать денежную компенсацию за незаконное использование изображения и моральный ущерб.

Понятие «творческие объекты» в фотографии включают собственно отпечатанные снимки, а также:

  • негативы фотографий, цветные и черно-белые;
  • слайды;
  • цветные имиджи и печать;
  • участок или часть снимка, детали и маленькие элементы.


Виды авторского права

Формально, автор единственный и не может измениться, по факту имеются 2 принципиально разных вида авторского права: имущественное и личное. Если первое возможно передать письменно или устно, второе навсегда закрепляется за фотографом и не подлежит изменению. Рассмотрим подробнее оба вида.

Личное авторское право. Если говорить грубо, то в нем заключается право подписи фотографии, при использовании ее в коммерческих целях. Весь «шум» создается из-за гонорара, полагающегося фотографу за создание снимка. Личное авторское право закрепляется за автором всю его жизни и 50 лет после его смерти, изображение обязательно следует подписывать.

Имущественное право. Заключается в праве использования изображения в любых целях с указанием автора. Имея разрешение на публикацию, можно размещать снимок, часть его на сайте или рекламном баннере, включать в коллажи, изменять размер, редактировать и печатать фотографию. Главный нюанс в передаче имущественного права – автор может отозвать разрешение использовать изображения.


В каких случаях разрешено использовать снимки?

Чужие фотографии использовать нельзя – запрет, регламентирующийся Гражданским Кодексом РФ, в нем имеется целая глава, посвященная авторскому праву. В правилах должны быть исключения, поэтому беспрепятственно использовать фотографии можно при соблюдении одного из условий:



Чужие снимки использовать нельзя

Обратная ситуация – если изображения брать нельзя. Очевидно, что в других случаях, кроме перечисленных в предыдущей главе. Не стоит использовать фотографию, если факт авторства или разрешение не установлен или вызывает сомнения. Лучше перепроверить несколько раз уникальность, для этого существуют специальные площадки, куда загружаете картинку или ссылку на размещение. На выходе будет записано: зарегистрированный автор, условия для желающих их использовать.

Вопреки бытующему мнению, нельзя скачивать картинки:

  • Размещенные в свободном доступе в сети, нет никакой гарантии, что не объявится автор с претензией;
  • Без отметки автора, у каждого снимка есть владелец, независимо от наличия надписи на нем;
  • Выложенные пользователями в социальных сетях, созданные владельцами страницы снимки являются его собственностью;
  • Снятые специально для вас по договору фотографии все равно являются собственностью фотографа, и разместить их без разрешения вы не имеете права.

Последняя ситуация часто становится камнем преткновения моделей и фотографов. Модели требуют исключительные права на размещение и распоряжение снимкам, фотографы выкладывают снимки на свои площадки без разрешения моделей. Кто прав в такой ситуации? Никто! Фотографы должны получить письменное разрешение модели для использования снимка в коммерческие и рекламных целей. Но и модель не имеет право полностью распоряжаться фотографиями, за автором остается личное право, независимо от ситуации.


Как защитить снимки от незаконного копирования?

Большинство случаев нарушения авторского права спровоцировано нерадивыми фотографами, размещающими собственные снимки в свободный доступ. Доказать авторство потом будет достаточно проблематично, да и отследить факт нарушения будет сложно. Защитить созданные вами фотографии достаточно просто, ведь доказательством авторства будет исходный снимок, сделанный вами. Чтобы избежать проблем, нужно сделать привычкой следующие манипуляции:

  • Никому не отдавайте снимки в исходном варианте, например в формате RAW, храните их на жестком диске или других носителях, как оригинал;
  • Выкладывайте в сеть немного измененные фотографии: можно обрезать, изменить разрешение, размер фото;
  • Заполните данные об авторе в настройках фотокамеры, там можно указать имя, фамилию, название компании, дату, иногда и место съемки, и личный сайт;
  • Поместите на все выкладываемые снимки водяной знак, или символ ©, они дадут вам дополнительную защиту от копирования;

  • Заключайте договоры с клиентами, прописывайте там все важные моменты, что могут делать заказчики со снимками, а что не имеют права;
  • Файл в формате PSD доказывает, что вы работали над снимком.

Защищенные таким образом снимки мало кто захочет скопировать и использовать в коммерческих целях, потому что это чревато неприятными последствиями.


Что делать при нарушении авторских прав?

Если необходимые манипуляции не были проведены, закон о защите автора никто не отменяет. Скопировать изображение из поиска или с другого сайта без разрешения владельца – прямое нарушение, дающее право фотографу предъявить претензию ил подать в суд.


Если вы заметили личный снимок на рекламном плакате, на страницах сайтов или печатных изданий без указания авторства и соответствующего разрешения:

  1. Первое, что нужно сделать, проверить все факты, было ли разрешение, ваш ли это снимок и так далее;
  2. Найти и подготовить доказательства авторства;
  3. Связаться с нарушителем и заявить о прецеденте;
  4. Подать заявления в суд о нарушении авторских прав.

Самым важным моментом является фиксация нарушения, особенно важно это в сети, когда можно быстро удалить фотографии. Сделайте скриншот с указанием даты и всех необходимых данных. Для возможности предоставить его в суд, нужно нотариально его заверить. Обратитесь к нотариусу, он зафиксирует факт нарушения письменно. Имея на руках такое свидетельство и доказательства авторства, можно отправляться в суд.

В суде каждая ситуация рассматривается индивидуально, исход может быть разным:

  • Требование удалить незаконно размещенный контент;
  • Материальное возмещение, штраф (его размер зависит от ситуации);
  • Возмещение морального ущерба, особенно если процесс затянулся.

Размер суммы будет зависеть от каждого конкретного случая, если кто-то на своем блоге с посещаемостью 10 человек в сутки разместил ваше фото, вряд ли получится запросить много денег. Напротив, если реклама на телевидении или на плакате в центре Москвы привлекли внимание миллионов людей и принесли солидную прибыль нарушителю, то можно рассчитывать на солидное вознаграждение.

Обратная ситуация – вы нарушили авторские права, использовав чужой снимок в коммерческих целях. Ваша цель – решить ситуацию полюбовно, удалить незаконный контент и попытаться договориться с автором. Если у истца имеются доказательства авторства, то в 90% случаев правым признают именно его.

Как избежать подобной ситуации?

Шансов заработать иск в нашей стране достаточно низкий, но рисковать все таки не стоит, особенно при использовании снимков для коммерческих целей, для рекламы бренда или товара, для долгосрочных кампаний. Каким образом можно обезопасить себя от претензий в нарушении авторского права, и что нужно делать при поиске медиа-контента.

  1. Самый простой способ получить уникальный контент и права для его использования – снимать самостоятельно, если позволяет опыт и техническое оснащение.
  2. Можно нанять штатного фотографа, тогда имущественные права на его работу будут принадлежать вам, как работодателю.
  3. Можно заключить договор с дизайнером или фотографом и получить проектные съемки и имущественные права на фотографии.
  4. Использовать бесплатные источники и сайты с изображениями, где можно скачать нужный снимок. Но тут есть нюанс, пользователи могут загрузить туда не только свои картинки, но и найденные на просторах сети. Вы не застрахованы от возможных проблем, расчет будет только на удачливость.
  5. Купить снимок у фотографа, получив на него имущественное авторское право. Обязательно указывайте в договоре разрешение на его редактирование и изменение по своему усмотрению.
  6. Платные фотобанки и фотостоки, там много красивых изображений по символическим ценам. Вы автоматически получаете разрешение на использование и редактирование снимка в коммерческих ценах. Вы сможете разместить такое фото на рекламном плакате, на сайте, напечатать в журнале.


Заключение

  • Авторское право – исключительное и не может быть передано третьим лицам, даже самим фотографом. За автором остается право подать в суд при нарушении, или закрыть глаза на несанкционированное использование. Для законной передачи снимка работодателю, заказчику, журналу необходимо составить и подписать обоюдный договор, дающий право использовать снимок в любых целях, но с указанием факта копирования. Для этого есть специальный знак ©, можно обозначить имя или псевдоним автора на картинке или в ее описании.

Все изображения, размещенные на страницах печатных изданий, в сети и на других носителях кто-то снял, он и является автором с исключительными правами на распоряжение снимком, только он может редактировать фотографию, печатать, продавать его. Любые действия без его ведома – нарушение закона об авторских правах.

Если вы хотите защитить снимки, созданные вами, настройте камеру, внесите данные о себе и сайте, сохраните исходники и внимательно следите за тем, кому вы отправляете фотографии и на каких условиях. В случае нарушения вашего личного авторского права, можно подать на нарушителя в суд, подкрепляя иск документально.

Будьте внимательны, общая безалаберность и повсеместное использование чужих снимков не дает вам право поступать таким же образом. Рост правовой грамотности населения может сыграть с нерадивыми пользователями злую шутку, заставить отвечать за несанкционированные действия морально и материально.

Нарушение авторских прав фотографа – очень актуальная тема в последнее время. Права в России нарушают все кому не лень от частных лиц до крупных фирм и даже политических партий. Способы самые разные – от размещения чужых фотографий на сайтах в интернете до печати фотографий на рекламной продукции. Например, в журналах, на билбордах, на сувенирной продукции и т.д.

Чтобы умело защищать свои права как фотографа их надо знать. Практика показывает, что далеко не все фотографы знают какими именно правами они обладают на свои фотографии. Давайте в этом разберемся.

Все фотографии представлены на каком-то материальном носителе. Это может быть цифровой файл на диске или напечатанная фотография каким-либо способом. Этой фотографией обладает первоначально сам фотограф. Таким образом, у фотографа есть право собственности на материальный носитель с фотографией .

Право собственности подразумевает, что фотограф может владеть, пользоваться и распоряжаться тем носителем, на котором воплощена его фотография, как вещью.

Но у фотографа есть еще и большой блок авторских прав на свою фотографию . Здесь важно сделать существенную оговорку, что авторские права никак не связаны с правом собственности на материальный носитель. Иными словами, если фотограф распечатал фотографию и подарил ее другу, у друга не возникает права использовать эту фотографию где угодно: сканировать, выкладывать в интернет и т.д.

Авторские права на фотографию возникают с момента создания фотографии , т.е. с момента получения кадра. Регистрация данных прав не требуется. Также не имеет значение была ли обнародована фотография или нет.

1. исключительное право на произведение;

4. право на неприкосновенность произведения;

5. право на обнародование произведения;

6. другие права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа).

Теперь рассмотрим подробнее каждое из этих прав: что они означают и из чего состоят.

Исключительное право на фотографию – это имущественное право. Особенностями данного права является то, что им можно распорядиться (например, продать или подарить). Также данное право переходит по наследству.

У исключительного права есть свой срок действия. Оно действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Когда срок действия исключительного права истекает – фотография переходит в общественное достояние и ее может использовать кто угодно.

Исключительное право заключается в том, что его обладатель вправе:

1. использовать фотографию самому лично в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

2. разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии. Причем отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Использование фотографии возможно как в целях извлечения прибыли так и без такой цели.

Под использованием фотографии понимается следующее:

1) воспроизведение фотографии , то есть изготовление одной и более копии фотографии или ее части на любом материальном носителе. При этом запись фотографии на электронный носитель, в том числе запись в память компьютера, также считается воспроизведением;

2) распространение фотографии путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров;

3) публичный показ фотографии , то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра фотографии непосредственно либо с помощью любых технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

4) импорт оригинала или экземпляров фотографии в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра фотографии ;

6) сообщение в эфир или по кабелю , то есть показ фотопроизведения для всеобщего сведения по телевидению;

7) переработка фотографии . Переработка предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.

доведение фотографии до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Например, размещение фотографии в интернете.

Право авторства и право автора на имя

Эти два права взаимосвязаны друг с другом. Они носят личный неимущественный характер. Они бессрочны и сохраняются после смерти автора. Отказ от этих прав ничтожен.

Право авторства означает право признаваться автором произведения. По заявлению разработчиков части 4 Гражданского кодекса РФ это право является основой всех остальных прав. Оно означает, что человек, создавший фотографию вправе перед всем обществом обозначать себя в качестве автора (создателя) произведения.

Право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Однако, в целях лучшей идентификации автора фотографии лучше указывать свое настоящее имя.

Право на неприкосновенность произведения и защита фотографии от искажений

Это право является неимущественным, поэтому оно неотчуждаемое и непередаваемое кому-либо. Также это право охраняется бессрочно. По сути право на неприкосновенность – это право на защиту репутации фотографа.

Оно означает, что без согласия автора фотографии нельзя вносить какие-либо изменения и дополнения к фотографии. Если нарушителем было допущено извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора он имеет право требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации в судебном порядке.

Право на обнародование фотографии

Обнародование фотографии – это когда сам фотограф (или тот, кому фотограф дает свое согласие) впервые делает фотографию доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом, например, публикует в интернете.

Другие авторские права

Право на отзыв означает, что автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Право следования означает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

Право доступ а — это право автора произведения требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения означает, что автор имеет право на вознаграждение, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу.

Заключение :

Как видим, у фотографа достаточно много прав. И все перечисленные в этой статье права фотографа подлежат защите. Но перед тем как защищать свои права и определять размер ущерба, надо четко понимать: какие именно нарушены права фотографа. Потому что для нарушения разных прав предусмотрена разная ответственность. О способах защиты и размере ответственности за нарушение авторских прав фотографа будет написано в других статьях.