Авторское право на прикладную фотографию. Защита прав на изображение. Что должен знать о своих правах иллюстратор. Права на изображения. Что предусматривают имущественные права

"Аэрофлот" планирует заказать у компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС; входит в государственный холдинг "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАК) 100 самолетов Sukhoi Super Jet 100 (ближнемагистральные самолеты c 87 местами в двухклассовой компоновке), пишут "Ведомости". Контракт должен быть подписан сегодня. Общая стоимость 100 самолетов SSJ100 превышает $3 млрд, но компания получит их постепенно (график пока не объявлен) с использованием финансового лизинга, и, следовательно, фактическая цена контракта может быть ниже.

Новые самолеты будут использоваться для развития российских региональных хабов. Стратегия "Аэрофлота" в отношении региональной экспансии, включая новые города, которые станут новыми хабами для перевозчика, пока не объявлена.

По мере заключения сделки с "Гражданскими самолетами Сухого" доля самолетов российского производства в авиапарке "Аэрофлота" вырастет. Сейчас она составляет около 14%. Аэрофлот - крупнейший эксплуатант самолетов SSJ100. В начале сентября прошлого года холдинг получил в эксплуатацию 49-й самолет этого типа.

Что повлечет за собой сделка

Хотя окончательных деталей контракта пока не представлено, новость произвела на аналитиков "Атона" негативное впечатление. Сейчас компания эксплуатирует 50 самолетов SSJ, и их операционная эффективность очень низкая по сравнению с другими самолетами из-за регулярных поломок и длительного ремонта. Средний полет SSJ в день составляет всего 3-4 часа по сравнению с 8-9 для Airbus и Boeings. Таким образом, аналитики "Атона" видят риск того, что новые самолеты могут снизить финансовую и операционную эффективность компании в перспективе.

Тем не менее пока слишком рано делать окончательные выводы о том, как контракт и региональная экспансия компании будут влиять на его рентабельность. Как объясняют аналитики "Атона", SSJ действительно лучше подходят для региональных рейсов, а не для полетов из Москвы, а часть новых SSJ может заменить старые самолеты. Эти факторы могут заставить посмотреть на эту новость немного под другим углом. Аналитики "Атона" ожидают роста обыкновенных акций компании на Московской бирже на 49% к текущей цене, до 161 руб. за штуку, и рекомендуют покупать компании.

Аналитики "Уралсиба" считают новость нейтральной для акций компании, но поставили рекомендацию по ним на пересмотр. По их мнению, сделка скорее всего потребует обратного выкупа акций у несогласных с ней акционеров. Летом прошлого года "Аэрофлот" выкупил акции в связи с крупной сделкой по приобретению в операционную аренду новых самолетов российского производства МС-21.

Безотносительно сделки дела у компании идут неплохо

На прошлой неделе "Аэрофлот" отчитался о росте финансовых показателей по МСФО за II квартал. Результаты превзошли ожидания аналитиков. Несмотря на стремительный рост затрат на топливо (+52% год к году из-за роста цен на нефть и ослабления рубля к доллару), авиакомпания успешно контролировала прочие затраты (+9.3%), а ставки доходности выросли больше, чем ожидалось. Соответственно, EBITDA снизилась всего на 13% год к году до 6.6 млрд руб., что является хорошим результатом, объясняют аналитики "Финама".

С их точки зрения, опубликованные цифры указывают на то, что затраты во II полугодии должны остаться под контролем, при этом соответствующие финансовые показатели должны быть неплохими по сравнению с текущим консенсус-прогнозом Bloomberg. Показатели за III квартал по МСФО являются сезонно наиболее сильными и могут стать катализатором роста акций.

Свободный денежный поток "Аэрофлота" остается устойчивым, несмотря на то, что в первом полугодии он сократился до 30 млрд руб. с 42 млрд руб. годом ранее. Положительный вклад внесли разовые факторы, включая сезонные положительные изменения в оборотном капитале перед высоким летним сезоном и возврат предоплат за поставку новых самолетов. В результате общий валовый долг компании снизился с начала года на 7%, а чистый долг оказался близким к нулю.

"Финам" ожидал более высоких результатов из-за более оптимистичных допущений, более низкой цены на нефть и более сильного рубля. Рост цен на нефть и слабый рубль привели к инфляции затрат и давлению на финансовые показатели. Поэтому "Финам" понизил свои прогнозы, чтобы отризить текущие рыночные тренды, и понизил целевую цену на ближайший год. При этом инвесткомпания сохранила прогноз "покупать".

Финансовые показатели "Аэрофлота" чувствительны к даже незначительным изменениям в макроэкономической среде из-за высокой долговой нагрузки (10x, включая операционный лизинг) и низкой рентабельности. Колебания цен на нефть и курса доллара могут заметно повлиять на финансовые показатели, объясняют эксперты из "Финама". В числе других рисков ограниченная способность увеличивать ставки доходности из-за высокой конкуренции. Кроме того, "Аэрофлот" как госкомпания в некоторой степени подвержена политическим рискам.

Статьей 1259 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии являются объектом авторского права. При этом авторские права возникают в силу самого факта создания произведения. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо других формальностей.

Так что стоит направить жалобу владельцу доменного ресурса, где расположен сайт, с указанием, какие объекты, по вашему мнению, размещены с нарушением авторских прав.

В соответствии со ст. 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Согласно ст. 1286 ГК РФ имущественные права на произведения, могут передаваться только по лицензионному договору (за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ). Любое использование объекта авторского права, включая фотографии, возможно только при наличии договора с правообладателем (автором фотографического произведения, его наследником), который должен быть заключен в письменной форме.

Таким образом, для использования в публикации фотографического произведения необходимо получить предварительное согласие автора данной фотографии, которое может быть отражено заключением лицензионного либо иного соглашения о передаче исключительных права издателю СМИ.

При этом как предусмотрено п. 1 ст. 1251 ГК РФ в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.
В случае нарушения исключительного права либо иного нарушения авторского права, автор произведения вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Причем правообладатель вправе требовать выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности.
При этом совместное постановление Пленума Верховного суда РФ № 5 и Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ» пояснило следующее: рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела.
Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Если правообладателем заявлено требование о выплате компенсации в двукратном размере стоимости права использования произведения, объекта смежных прав или товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное их использование, то при определении размера компенсации за основу следует принимать вознаграждение, обусловленное лицензионным договором, предусматривающим простую (неисключительную) лицензию, на момент совершения нарушения.
Стоит также отметить, что в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» ст. 42 устанавливается обязанность редакции соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права. Помимо этого с. 46 указанного закона, предусмотрена возможность оперативного реагирования гражданами, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы. К упомянутым в статье ущемляющим права и законные интересы гражданина относятся права на авторство и права на имя.
Гражданин имеет право на ответ в том же средстве массовой информации. Ответ может именоваться по-разному (комментарий, реплика и т.д.). Однако суть данной публикации должна быть направлена на устранение ущемления законных прав гражданина на авторство.
Что касается основной рекомендации при публикации автором своих фотографий, в частности, в сети Интернет, то необходимо отметить следующее. Обязательно на фотографиях, размещаемых в Интернете, а при возможности на всех иных своих фотографиях и при любых иных способах использования (в том числе при печати фотографий в журналах) автору необходимо размещать на самой фотографии информацию об авторе. Принятый формат: © Имя-Фамилия Автора, Год первого опубликования (например, © Иван Петров, 2008). Данное обстоятельство впоследствии может сыграть ключевую роль при доказывании права авторства на фотографию.

Таким образом у вас есть все основания применить все законные меры к защите авторских прав и привлечения виновных к юридической ответственности, в том числе, путем взыскания ущерба в финансовой форме.

Долгое время фотографы не признавались обладателями авторских прав на свои произведения, хотя сегодня уже никто не сомневается, что их труд носит творческий характер и подлежит защите так же, как и любое другое произведение.

В настоящее время в гражданском кодексе закреплено положениео том, что фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, являются объектами авторских прав (ст. 1259 ГК РФ).

В последнее время с развитием печати и интернет-ресурсов фотографии стали использоваться все чаще. При этом пользователи таких фото часто нарушают права фотографов, забывая о том, что у каждой фотографии есть свой автор, обладающий всем набором авторских прав.

Некоторые еще уверены, что если вместе с фото указан его автор, то гонорар за использование такого фото платить не нужно, т.к. автору и так уже сделана бесплатная реклама, за что он должен быть безмерно благодарен.

Однако закон нам гласит однозначно, что личные неимущественные права неотчуждаемы и только автор решает, как будет указываться (или не указываться) его имя.

Кроме того, какв случае с любым другим произведением, автору принадлежит имущественное (исключительное) право на произведение, и для его использования нужно получить согласие автора и заплатить вознаграждение, если это является условием использования произведения.

Это также является нарушением личных неимущественных прав фотографов (права авторства в данном случае), т.к. читатели не имеют возможности определить, кто является автором какой фотографии.

3. Если фотограф сам передал фотографию, то у вас появляется право использовать ее по своему усмотрению, в том числе напечатать в периодическом издании и разместить в интернете.

На самом деле в данном случае автор передал вам лишь материальный носитель (определенную фотографию, слайд или фотопленку), но права на сам объект интеллектуальной собственности осталось у него. Передача снимка не является автоматической передачей авторских прав на него. Если вам подарили такой снимок, то вы можете использовать его лишь в личных целях (например, поместить в свой фотоальбом и демонстрировать родственникам), но вы не можете без разрешения фотографа опубликовать фото в СМИ.

4. Фотографию можно переделать и использовать по своему усмотрению.

В данном случае будет иметь место искажение (переработка) фотографии (путем изменения цвета, внесения дополнительных элементов, размещения надписи, текста и т.д.), которое нарушает право автора на неприкосновенность произведения. На любую переработку произведения (в том числе фото) нужно согласие автора.

Кроме того, переработка может нанести ущерб репутации автора. Тогда автор имеет право требовать защиты его чести, достоинства и деловой репутации.

5. Фотографы должны работать без договора.

Часто фотографы сами провоцируют нарушение своих прав, не заключая письменных договоров и не прописывая детально свои взаимоотношения, например, с издателем.

В соответствии с гражданским кодексом, любое использование объекта авторского права, включая фотографии, возможно только при наличии договора с правообладателем, заключенного в письменной форме. В договоре сторонам нужно указать объем получаемых заказчиком прав (например, фотограф может передать заказчику только право на воспроизведение фотографии на страницах определенного журнала и т.д.), а также условия относительно цены работы.

6. Любительское фото не охраняется авторским правом

Российское законодательство не устанавливает не устанавливает никаких критериев и условий, которые были бы необходимы для признания фотопроизведения объектом авторских прав, оно не разграничивает профессиональные фото и любительские. Следовательно, автор (фотограф) независимо от художественного значения уже в силу создания произведения обладает авторскими правами на него.

Можно выделить три основные причины:

1. Нарушения прав на фотографические произведения получили очень широкое распространение, стало для нас привычным, а все привычное кажется законным, должным.

2. Долгое время в России отсутствовала организация, которая занималась бы вопросами реализации прав на фотопроизведения наколлективной основе, а в одиночку фотографам сложно было что-то изменить.

3. Сами фотографы часто провоцируют неуважительное отношение к себе и требованиям законодательства, в том числе не заключая письменных договоров и не оговаривая условий взаимоотношений, идя на всевозможные компромиссы.

В каких случаях все-таки можно свободно использовать чужие фото?

Использование фотографий возможно, если они находятся в месте, открытом для свободного посещения, если они не являются основным объектом воспроизведения и если не используются в коммерческих целях.

Пример.

Одна известная газета опубликовала статью о фотовыставке некого автора. Статья была снабжена рядом фотографий с выставки. Разрешения у автора на размещение этих фото редакция не спрашивала. Фотограф обратился в суд за защитой своих прав. Представители редакции построили защиту на том, что поскольку фотографии находились в открытом для свободного посещения месте, газета имела право их опубликовать без разрешения автора. Суд принял позицию истца, посчитав, что его произведения являлись основным объектом такого воспроизведения, а не фоном к статье о проходившем мероприятии.