Бензин ваш идеи наши. Бензин ваш – идеи наши. Бензин ваш - идеи наши

На воскресном евангельском чтении мы слышим притчу о талантах. Почему же имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется последнее? Разве это справедливо? Что Господь хотел объяснить этой притчей? Делимся отрывком из книги , где протоиерей Александр Абрамов объясняет смысл притчи.

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпáл, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, чтó имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Мф. 25: 14-30

Эта притча нам очень хорошо известна. Мы знаем, что двух рабов Господь вознаграждает благословением, а о третьем говорит: негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Очень многие проходили через такой жизненный этап, когда было обидно за этого раба, который получил один талант от Господа, от своего господина, испугался, что тот жесток, и побоялся промотать этот талант. Закопал его в землю, а в нужное время вернул столько же, сколько взял. И его господин не принял этого таланта, больше того, обвинил раба в безделье: ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью.

Ну как же так? Ведь раб возвращает господину то, что ему принадлежало. Да, прибыли не случилось, но и убытка он не потерпел. А господина это совершенно не устраивает. И мы испытываем даже что-то вроде симпатии к провинившемуся рабу.

Рембрандт Харменс Ван Рейн.
Притча о талантах

Но если повнимательнее всмотреться в эту притчу, то речь здесь не о вине и, конечно, не о жестокости господина, а о том, как человеку жить рядом с Богом. С Богом беспокойным, с Христом требовательным и в то же время всецело доверчивым по отношению к людям. В наше словоупотребление давно вошли эти «таланты» из притчи. «Не расточай своих талантов», - говорят люди друг другу. «Не закапывай свой талант в землю, ты же прекрасно занимаешься математикой». О каком таланте идет речь?

Начнем с того, что на Ближнем Востоке в античности «талант» - это очень много денег, это значительная денежная мера. И когда одному дали пять талантов, другому - два таланта, а третьему - один, каждому из них дали очень много. Это «очень много» два раба обратили на пользу, умножили капитал - конечно же символический. Христос не устает об этом повторять, когда общается с учениками притчами. Кто имеет уши слышать, да слышит, - говорит Он, чтобы отвести даже намек на то, что речь буквально идет о деньгах и о поведении.

И вот, два раба умножили символический капитал, данный им, а третий принес его таким, как было дано. И выясняется, что Спаситель не благословляет пустоту безделья, страх, любое желание наладить с Собой деловые, договорные отношения. Не о договоре идет речь.

Господин, уехав далеко, не знал, вернется ли он, не знал, что сделают рабы. А мы знаем из притчи, например, о виноградарях, как по-разному может складываться судьба господина. Но, наделив талантами и оставив нас в собственной воле, Господь говорит: «Делайте». И к тем, кому это делание удалось, обращены благословляющие слова Христа: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего .

Что это за радость? Неужели это радость от того, что умножился и пополнился Его капитал? И да и нет. Нет - в том смысле, что Христу безразличны денежные сокровища. Да - в том смысле, что радость Господа происходит от того, что люди, получившие даром, не за собственные заслуги, таланты, смогли в мир Божий добавить новых красок. Прибавление, умножение суть синонимы Божией полноты. Не вычитание, не деление, не отрицание, но избыток. Избыток Царствия Божия, избыток талантов и дарований, избыток радости. Такой избыток, который в Царствии Небесном перестает ощущаться как что-то чрезмерное, но есть радость и полнота, которые исполняли Давида, когда он скакал изо всей силы перед Ковчегом Завета.

Бесплодность и осторожность, желание все рассчитать немыслимы в отношениях со Христом. Христос не ведет себя расчетливо с людьми, Он поступает прямо против Своего трактованного по-земному интереса, потому что у Него нет этого интереса. Его интерес - это Царствие не от мира сего, где таланты умножаются, а добрый раб входит в радость Господа Своего, это образ пришествия Творца Вселенной. Доброго пришествия, благословляющего, отрицающего пустынность и насаждающего рай. Рай, где каждому находится место, где человек счастлив, ибо он был создан Господом в Совете Отца, и Сына, и Святого Духа для счастья.

Из книги протоиерея Александра Абрамова .

Цитата из Библии (Евангение от Луки - гл. 19 стр. 26, Евангелие от Матфея - гл. 25 стр. 29). Ее иногда применяют в более коротком варианте "Имущему дастся, а у неимущего отнимется".

В Евангение от Луки (глава 19) Иисус рассказал притчу о том, что некоторый человек высокого рода, отправляясь в путешествие, призвал десять рабов своих, дал им десять мин (древних монет) и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Один из них не послушался хозяина и решил сохранить деньги не отдав их в оборот. Хозяин, вернувшись, поругал этого раба. Рассказ этой притчи завершается выводом (стр. 26) "Всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет…":

12. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13. призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
14. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
15. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
17. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
18. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21. ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
22. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
23. для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
24. И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
25. И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
26. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет… "

Такая же притча изложена в Евангелие от Матфея (глава 25) - .

Примеры

(1867 - 1945)

"На японской войне" (1906 - 1907): "Чем больше у тебя есть, тем больше тебе дастся , - вот было у нас основное руководящее правило. Чем выше по своему положению стоял русский начальник, тем больше была для него война средством к обогащению: прогоны, пособия, склады, - все было сказочно щедро. Для солдат же война являлась полным разорением, семьи их голодали, пособия из казны и от земств были до смешного нищенские и те выдавались очень неаккуратно, - об этом из дому то и дело писали солдатам."

(1828 - 1910)

"Война и мир" (1863 - 1869 гг.), Том 4, Эпилог, VIII:

"- Знаешь что, - сказала Наташа, - вот ты много читала Евангелие; там есть одно место прямо о Соне.
- Что? - с удивлением спросила графиня Марья.

- «Имущему дастся, а у неимущего отнимется », помнишь? Она - неимущий: за что? не знаю; в ней нет, может быть, эгоизма, - я не знаю, но у нее отнимется, и все отнялось. Мне ее ужасно жалко иногда; я ужасно желала прежде, чтобы Nicolas женился на ней; но я всегда как бы предчувствовала, что этого не будет. Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы".

Эффект Матфея (Matthew effect) - феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором уже ими обладающая сторона продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена ещё сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех. Действие эффекта можно пронаблюдать в образовании, социологии науки, экономике, маркетинге, шоу-бизнесе, работе глобальной сети.

Сам термин был впервые предложен в 1968 году американским социологом Робертом Мёртоном в его своей статье для журнала «Science», рассматривавшей проблему неравномерности распределения статусов в научных сообществах. Мёртон дал явлению такое название по цитате из Притчи о талантах в Евангелии от Матфея: «…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25:29)».

Эффект Матфея и образование

Канадский профессор Кит Станович определил, что дети, рано начинающие делать успехи в обучении чтению, будут быстрее усваивать и другие навыки. В свою очередь те, кто к третьему или четвертому году в начальной школе продолжает отставать, в будущем могут испытывать трудности в учёбе и освоении чего-то нового в принципе. Дело в том, что приблизительно к третьему-четвёртому классу школьники оказываются вовлечёнными в качественно новый процесс. Они больше не «учатся читать», а переходят к формуле «читать, чтобы учиться». На первый план выходит понимание смысла текста, так что усложняются и сами учебные материалы: теперь это не бессвязный набор простых предложений, а насыщенные фактами книги и статьи.

Ученики, не успевшие должным образом освоить чтение, с этого момента начинают отставать, и со временем это отставание будет только увеличиваться. Так, трудности с чтением порождают проблемы с пониманием самого предмета и мотивацией - появляется чувство отвращения к самому процессу. Как следствие, он не пополняет свой словарный запас, не усваивает базовые знания и упускает возможность углублять их в дальнейшем. Всё это сопровождается, как правило, упрёками со стороны родителей и учителей, что может окончательно закрепить у ребёнка неприязнь к книгам и науке как таковой.

В старших классах и на первых курсах университетов успевающих учеников ждёт ещё один «фильтр». Вероятность окончательно сойти с дороги в успешное будущее у потенциально талантливых молодых людей из непривилегированных социальных слоев гораздо выше, чем у их сверстников из среднего и обеспеченного класса. Если молодые люди из бедных семей не проявят себя уже в раннем возрасте, если они не раскроют свои таланты уже в самом начале своего жизненного пути и не получат стипендии или другой материальной поддержки, они бросают школу и чаще всего навсегда лишаются возможности реализовать свой потенциал в науке, искусстве и т.д.

Эффект Матфея и карьера

Согласно Мёртону, тот, кто обладает исходными сравнительными преимуществами в научной сфере (ярко выраженный талант, местонахождение в структуре науки и доступ к ресурсам), получит не только больше возможностей для дальнейшего успешного ведения работы, но и большее моральное и материальное вознаграждение. Так, на труды именитого учёного обратят гораздо больше внимания, чем на аналогичные по качеству и значению исследования его малоизвестного коллеги.

Та же ситуация с одарёнными учениками и подмастерьями, невольно остающимися в тени своих наставников. В качестве иллюстрирующего примера Мёртон часто приводил пример - открытие антибиотика стрептомицина, за которое в 1943 году Селману Уоксману была присвоена Нобелевская премия по медицине. И всё это при том, что в действительности препарат был синтезирован его молодым аспирантом Альбертом Шварцем, о котором при раздаче премий даже не вспомнили...

Некоторые учёные за всю жизнь издали лишь одну работу или вообще не имеют печатных трудов, тогда как другие могли накопить сотни или тысячи статей. Неравномерное распределение вознаграждений ведёт к тому, что труды известных учёных начинают восприниматься в отрыве от их содержания и реального значения. Часто то же самое можно наблюдать с «достижениями» в среде художников, музыкантов, писателей, дизайнеров, актёров, режиссёров и прочей «заметной» публики.

Следует также отметить, что проблема неравенства существует не только среди учёных, но и среди научных и учебных учреждений. Заведения, имеющие на своём счету множество научных достижений (прославившихся в дальнейшем выпускников), чаще становятся объектами финансирования и привлекают несравнимо больше талантливых сотрудников (талантливых либо весьма обеспеченных студентов).

Эффект Матфея и экономика

Дэниэл Ригни, изучавший этот феномен и написавший о нём несколько книг, разбирает один из сценариев действия относительного эффекта Матфея на примере капитализации процентов: у Х и Y есть вклады в банке под 10 % годовых. При этом вклад Х составляет 1000$, а вклад Y - 100$. На момент открытия вклада разрыв между X и Y был равен 900$, но спустя год возрос до 990$. По прошествии 10 лет разница во вкладах составит 2335$. Хоть процентная ставка и сохранялась на одном и том же уровне все 10 лет, и обе стороны увеличивали свой доход, у Х это происходило быстрее и в больших масштабах, а разница между суммой вкладов становилась всё значительнее.

С одной стороны, это наглядно объясняет, почему «бедные беднеют, богатые богатеют». С другой стороны, Роберт Мёртон подчёркивал, что далеко не всегда действие феномена является абсолютным. В некоторых ситуациях беднеют или богатеют одновременно и богатые, и бедные (например, в периоды глубокого экономического кризиса или финансового подъёма страны). Иногда бывают случаи, где отмечается обратная пропорциональность: бедные богатеют, а богатые беднеют. Таким образом, изначальное преимущество не может быть абсолютной гарантией дальнейшего успеха, равно как и изначальная обделённость не подразумевает недостачи в будущем.

Эффект Матфея и Интернет

Данная закономерность тесно связана с вирусным распространением информации. Из двух интернет-материалов одинакового качества и степени важности больше шансов стать «вирусным» и быстро разлететься по сети у получившего большее количество ссылок и просмотров. В результате популярный ресурс становится ещё популярнее, а цитируемый продолжают цитировать ещё больше. Иными словами, веб-страница, отображающаяся при соответствующем запросе в поисковых браузерах одной из первых, привлекает больше посетителей, и её контент прочитают в первую очередь. Определяющее значение в данном случае будет иметь алгоритмы ссылочного ранжирования сайтов.

Говоря о «вирусах», стоит так же упомянуть и пресловутую рекламу всевозможных товаров и услуг. Люди предпочитают делать дорогие и важные покупки у известных фирм, производителей и магазинов, причём из двух незнакомых вариантов будет выбран тот, что чаще мелькает на экранах телевизоров. О своём приобретении они расскажут другим людям, и те, в свою очередь, тоже предпочтут «проверенный» источник. Спустя некоторое время за маркой закрепится статус «легендарной», «народной» и т.д., делая её практически неуязвимой к конкуренции.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Кирилл Александрийский

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

В людей, охотно обучающихся и хорошо расположенных к принятию божественных глаголов, вселится Святой Дух, взращивающий в них дарования. У тех же, кто стяжал искру света и пренебрег ею, совершенно угаснет и отнимется даже то малейшее, что они имели прежде. Это и претерпели иудеи. Приняв свет из закона, они не приумножили его, а когда пришла Истина, они оказались близоруки и лишились даже того, что ранее приобрели.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

Вера постигает таинства царства. Она приносит пользу тем, в ком пребудет, и преисполнится ростом своего преуспеяния; но у тех, в ком ее не будет, отнимется даже то, что они имеют. Таким образом, Он возвещает потерю закона из-за недостатка веры, не имея которой, иудеи утратили также и закон, который имели. И потому евангельская вера имеет совершенный дар, потому что воспринятая обогащает новыми плодами, а отвергнутая отнимает и прежние богатства.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

Имеющим дается еще, и у неимеющих отнимается то, что они имеют не по справедливости суда, но потому, что это делается в применении к апостолам, имеющим веру во Христа. А у иудеев, не веровавших в Сына Божия, отнимается даже и то благо, которое они имели по [своей] природе. Действительно, те, которые не имеют главы мудрости, не могут понять что-нибудь, с надлежащей мудростью.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

Евфимий Зигабен

иже бо имать, дастся ему и преизбудет (ему): а иже не имать, и еже имать, возмется от него

Тому, кто имеет веру, дано будет знание тайн, и притом обильное; а у того, кто не имеет веры, отнимается и тот дар, какой он имеет от Бога. Всякий имеет дар Божий, один – такой, а другой – иной. Те, которые ведут себя достойно, не только получают такое знание, но притом и обильное, а те, которые не поступают так, не только не получают его, но у них отнимаются дары, какие они получили прежде.

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

Вполне возможно, чтобы имеющему прибавилось. Но невозможно, чтобы было отнято [что-либо] у того, кто не имеет. Как такое может произойти? Ведь если у него отнимается то, что он не имеет, что же отнимается? А происходит вот что: тот, кто обладает разумом и не творит с его помощью справедливости, которая служит ко славе Божией, но, наоборот, использует его только для земных дел, то такой человек, хотя и имеет, кажется, что не имеет. Ибо, хотя он и зряч, о нем можно сказать, что он слеп. Не имеет тот, кто ничего не приносит Богу.

Лопухин А.П.

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

(Мк. 4:25; Лк. 8:18) . “Кто имеет” как в русском, так и в греческом, - придаточное предложение, не имеющее главного, хотя речь совершенно правильна и понятна. Это nominativus absolutus (см. прим. к 12:36). Подобные же выражения встречаются у Мф. 25:29 в притче о талантах. Это, может быть, была пословица, выражающая общую истину в отношении к мирским и духовным благам. Примеры того, когда у неимеющих отнимается то, что они имеют, обычны и общеизвестны. Наша русская пословица “где тонко, там и рвется” выражает ту же мысль. В Евангелиях, конечно, речь только о духовном. “То, что имели люди, отнимается у них, потому что у них нет того, что они должны были бы иметь”. Ученики обладали большей способностью и восприимчивостью к новому учению и потому могли приобрести больше, чем остальной народ. Выражение “кто имеет” Августин толкует в смысле utitur, пользуется, и прилагает его к проповедникам. Проповедник, который проповедует божественное учение другим, не чувствует недостатка в учении и словах, которые говорит и проповедует; но если кто учением не пользуется, то даже и смысл того затемняется и оставляет его.

Толковая Библия.

Благотворительность – действие творящее благо.

Евангелие, от Матфея (25.29.): Ибо всякому имеющему – дастся и приумножится, а у не имеющего – отнимется и то, что имеет.

Веды описывают три Качества Природы – Гуны ): саттва-гуна – добродетель («сат» – свет), раджа-гуна – страсть («раджа» - «рядче» – «судить-рядить», упорядочивать, безпокоиться) и тамо-гуна – невежество («тамо» – тьма, неведение). Пища, поступки, мысли, любые действия находятся под влиянием одной или нескольких гун. Благодаря их взаимодействию по Воле Прародителя происходит рождение, развитие и уничтожение Вселенной.

Бхагавад Гита (18.23.-25.): Должное действие, лишённое привязанности, совершённое безстрастно, Без отвращенья, без желания плодов, называют саттвичным (добродетельным). Действие, выполняемое ради осуществления желаний, Себялюбиво, с большим напряженьем, – считается страстным (безпокойным). Дело, предпринятое по заблужденью, без учёта последствий, Ради гибели, нанесенья вреда, грубое, – называется тёмным (невежественным). Стремясь исполнять Заповедь: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего – отнимется и то, что имеет», человек будет жертвовать в гуне благости (саттве). Ибо тех, кто ведёт достойную жизнь (исполняет Заповеди Предков, ведёт здоровый и правильный образ жизни, стремится распространить и обрести Духовное Знание, воплощает и воспитывает добродетельное потомство) , их народ и государство должны поддерживать в первую очередь (…у имущего – да прибавится).


Тех же, кто убивает себя и своих близких неправильным образом жизни, тем самым подавая плохой пример окружающим, отказывается исполнять Заповеди своих Боговъ-Предковъ, изучать Духовное Наследие своих Предков по фамильно-родовой линии, таких людей, государство и народ – должны лишить «инструментов», с помощью которых они вредят себе и окружающим (…у неимущего – да отнимется).

В недавно завершившийся век Кали (Кали югу) Ночь Сварога, всё происходило наоборот. Но уже наступила малая Сатья Юга – День Сварога, который продлится 10.000 лет. Поэтому, пора не только бодрствующим дважды-рождённым , но и всем остальным Русичам – просыпаться и исполнять Заповеди Боговъ-Предковъ.

Если человек в прошлой жизни был негодяем (негодным для созидания, безполезным для процветания общества) – вёл неправильный (разрушительный для себя и других) образ жизни, то в следующей жизни он рождается больным и немощным.

Справедливо ли, в таком случае, государство поощряет его в первую очередь (льготы, особые условия труда, материальная помощь)? Разве не более справедливо перенаправить всё это добропорядочным многодетным семьям – основе здорового и процветающего общества? Однако, пока ещё, здоровым и порядочным людям, подающим правильный пример для подражания – никакой поддержки и помощи не предоставляется. Разве это справедливо?


Перестав жить в ладу с Природой, люди стали болеть различными болезнями.

Рассмотрим пример того, как эту проблему устранил бы Ведический Правитель, действуя в гуне благости.

В Ведах сказано, что Царь должен опекать свой народ так же, как любящий отец заботится о своих детях. Ведический Правитель, понимал, что бороться с проблемой, не искоренив её причину – безсмысленно. Народ не нужно лечить. Его нужно научить не болеть и всегда быть здоровым. И, если Царь сам, в полной мере, не обладал этой наукой, он находил тех Ведающих Лекарей, которые могли обучить его народ быть здоровым.

Если с каждым днём, с каждым месяцем, больных становилось всё меньше, значит Лекари в полной мере выполняли свои обязанности, и были достойны, быть обеспечены всем необходимым для жизни. И, даже тогда, а вернее сказать – ОСОБЕННО тогда, когда в государстве больных больше не оставалось или оставалось очень мало, Царь ещё щедрее обеспечивал и поощрял Лекарей, зная, что это – их заслуга.

К сожалению, в нынешнее время, всё наоборот: нет больных – нет зарплаты. Поэтому, сами «лекари» заинтересованы в том, чтобы народ болел всегда.

Дакшина – Десятина.

МАНУ САМХИТА. Глава 2. Текст 245: Знающий принципы Дхармы после последнего урока обучения, совершив омовение, преподносит дакшину Гуру, с его дозволения, за весь период получения Ведического Знания.

Человек, осознав важность служения Всевышнему Прародителю, задаётся вопросом: «На что направить наибольшие усилия, чтобы была наибольшая польза, наибольшее благо Всевышнему, как проявлению Полного Целого»?


ДЕСЯТИНА – пожертвование десятой доли своих доходов на развитие общества. Правильное использование десятины необходимо для соблюдения Кона Жертвы, что обеспечивает достижение и сохранение достатка, богатства и роскоши, необходимых для успешного развития. Если человек, живущий в достатке, нарушает Конъ Жертвы, то он оказывается в бедности. Если он и в бедности не вносит десятину в развитие общества, то он доходит до нищеты.

Человек, соблюдающий Конъ Жертвы, достигает богатства, а если он и в богатстве правильно жертвует десятину, то достигает роскоши. Роскошь нужна для духовного совершенствования на третьей ступени эволюции в мире Яви – на ступени Камы. Первые же две – это Дхарма (познание Правил поведения в человеческом обществе и совершенствования в нём) и Артха (познание Правил ведения хозяйства и основ управления семьёй, племенем, родом и народом). Третья ступень – Кама, четвёртая – Могша , но об этом – позже.

Пожертвование десятины, как и любой другой поступок, может быть совершён под воздействием трёх гун материальной Природы (в зависимости от уровня сознания жертвователя). Например, жертвование десятины нищим, алкоголикам, наркоманам – относится к действиям в гуне неведения. Жертвование десятины политикам, ремесленникам, религиозным деятелям – относится к действиям в гуне страсти. Пожертвование свещеннослужителям Веры: Ведания Ра – Изначального Света Прародителя, которые действительно направляют эту десятину на духовное развитие общества, относится к действиям в гуне добродетели.

ПОДАЯНИЕ – пожертвование десятины. Подаяние под влиянием гуны неведения совершается людьми, не знающим Кона Жертвы – оно идёт во вред тому, кто принимает подаяние или освобождает его от страдания лишь на короткое время. Подаяние под влиянием гуны страсти делается ради корысти – жертвователь тешит своё «эго» и тщеславие: «Смотрите все, какой я добрый»! Однако тот, кто получил дар, может распорядиться им мудро, направив его на светское обучение, и, обретя профессию, больше не нуждаться в подаянии. Пожертвование, совершённое под влиянием гуны благости – делается безкорыстно и направляется на духовное образование нуждающегося. Получивший такое пожертвование познаёт правила духовного развития, освобождается от страданий и достигает совершенства.

КОНЪ ЖЕРТВЫ . Всё в этом мире создано Всевышним и принадлежит Ему. Поэтому, беря что-либо для своего использования, человеку необходимо получить благословение Прародителя – Хозяина Всего, предлагая используемое Ему в жертву. Иначе, это будет воровством со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому, наши Предки рекли: «У Славян и Ариев руки – в труде, а ум и сердце – со Всевышним».

НИЩЕТА – нужда, крайняя бедность, страдание от невозможности осуществить свои желания. Следствие упорного нежелания жить по Кону Всевышнего – самосовершенствоваться.

БЕДНОСТЬ – отсутствие возможности получения чувственного наслаждения. Наступает вследствие нарушения Кона Жертвы – когда человек брал, но не давал, а если жертвовал, то невежественно.

НЕДОСТАТОК – отсутствие чего-либо, необходимого для полноценной жизни. Следствие нарушения Кона Всевышнего.

ДОСТАТОК – уровень материального обеспечения, необходимый для успешного духовного развития. Бедность и нищета – удел нарушающих Конъ Всевышнего. Богатство и роскошь необходимы для познания Камы – чувственного наслаждения в полной мере, ибо только после этого человека начинает привлекать достижение Совершенства – Могша.

БОГАТСТВО – возможность получения чувственного наслаждения. Достигается выполнением своих предписанных обязанностей и соблюдением Кона Жертвы.

РОСКОШЬ – уровень материального благосостояния, позволяющий быстро обрести чувственное наслаждение в полной мере – Каму, ибо только после этого человека начинает привлекать достижение личного совершенства – Могша. Излишки роскоши используются на развитие общества, благодаря чему человек исполняет Конъ Жертвы и обретает хорошую Карму.

Заповедь Прародителя материальной Вселенной Бога Сварога: « Даруйте десятую часть от достатка вашего – Богу Единому, а сотую часть – вождю и дружине его, дабы охраняли они вас и землю вашу».

Казачья поговорка: «Что отдал – то твоё, что оставил – то пропало».

Евангелие от Марка. 12.38. – 44: И говорил Исус в Учении своём: «Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в храмах и возлежать на первом месте на пиршествах, – сии, поядающие дома вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение». И сел Исус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников своих, Исус сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо, все клали от избытка своего, а она, от скудости своей – положила всё, что имела, всё пропитание своё».

Ваши пожертвования, ваши поступки, ваши действия – могут для кого-то казаться «каплей в море», но они очень важны для Всевышнего Прародителя! Ибо только Он по достоинству оценит вашу Любовь и ваше безкорыстие, привнеся в вашу жизнь благоденствие СТОРИЦЕЙ.

Бхагавад Гита (3.18.): Итак, делай то, что ты делать обязан – Блажен, кто, творя, ни к чему не привязан!

Иногда, какое-то незначительное, на первый взгляд, действие, – может оказаться гораздо важней какого-то большого «важного» события: «Когда срываете травинку – вздрагивает вся Вселенная». «Не было гвоздя – подкова пропала. Не было подковы – лошадь захромала. Лошадь захромала – командир убит. Конница разбита – армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя Потому, что в кузнеце – не было гвоздя!»

Обязанности Свещеннослужителей:

Жрецов, Ведунов, Брахманов.

Бхагавад Гита (3.34.): Исполнить, – пусть плохо, – свой долг самолично, Гораздо важней, чем чужой сверх-отлично.

В правильном – Ведическом обществе, Брахманы (Свещеннослужители) живут на подаяния, пожертвования от представителей нижестоящих варн: Хозяев и Воинов. Но, это вовсе не означает, что Свещеннослужители должны быть нищими. Они были и будут самыми Богатыми на Земле. Ибо Богатый означает – Бога Ты Есть (сын, дочь). А кто, как не Брахманы, ближе всех по уровню сознания к Богу?! Просто они никогда не выставляют своё богатство напоказ, как это делают Витязи-Князья или Цари.

Приведу выдержки из МАНУ-САМХИТА (свода Правил Дхармы, по которым культурные люди строят свою жизнь. Это Свещенные Писания – Заповеди, составленные Ману – родоначальником человечества):

ГЛАВА 1. Текст 87. Для правильной жизнедеятельности и защиты всего Мироздания Брахма (Прародитель) разделил обязанности между Брахманами, Кшатриями (Витязями), Вайшьями (Хозяевами) и шудрами (слугами).

ТЕКСТ 88. Изучение Вед, обучение Духовному Знанию, совершение жертвоприношений для собственного блага и блага других, принятие пожертвований и раздача пожертвований – таковы обязанности Брахманов.

ТЕКСТ 92. Часть тела человека, находящаяся выше пупка, считается чистой, но, более чистой – считается голова человека. Брахма провозгласил, что То, что вышло из Его Уст – считается наиболее чистым.

ТЕКСТ 93. И, поскольку, брахман изошёл из Уст Брахмы, был произведён на Свет – первым и обладает Знанием Вед, он считается главой общества и более почитаемым во всём Мироздании.

ТЕКСТ 94. Брахма, совершая аскезы, создал из Своих Уст брахманов с целью защиты Вселенной и для того, чтобы люди и полубоги отдавали им часть плодов своих жертвоприношений.

ТЕКСТ 95. Устами брахманов небожители вкушают плоды жертвоприношений (хавья), а Предки – вкушают жертвенные яства (кавья).

ТЕКСТ 96. Порождённые существа, обладающие душой, занимают высшее положение по отношению к неодушевлённым существам. Одушевлённые существа, наделенные разумом, стоят ещё выше. Выше них находятся люди, обладающие развитым интеллектом, а среди таких людей – брахманы занимают наивысшее положение.

ТЕКСТ 97. Среди брахманов тот, кто изучил Веды, является высшим. Среди изучивших Веды высшим является тот, кто осознаёт необходимость выполнения своих обязанностей в соответствии с предписаниями Вед. Среди таких брахманов высшим является тот, кто совершает свои обязанности, строго следуя Кону Вед, а над ними всеми стоит тот, кто познал Высшего Брахмана – Брахму-Прародителя.

ТЕКСТ 98. Брахман является олицетворением всех благих качеств и добродетелей. Он рождён для соблюдения Свещенного Кона, правил обретения Веры и достижения Высшего Брахмана.

ТЕКСТ 99. Рождения брахмана считается высшим на Земле, поэтому он стоит над всеми живыми существами и защищает Дхарму.

ТЕКСТ 100. Любое имущество и богатство этого мира по праву принадлежат брахману, обладающему лучшими добродетелями и духовными качествами и рождённому первым из всех живых существ.

ТЕКСТ 101. Все сословия должны стремиться послужить брахманам, поскольку их счастье зависит от благополучия брахманов. Брахманов необходимо кормить, одевать и одаривать милостыней (раздавать пожертвования).

Люди, осознающие ценность Знаний, а также, ценность (как минимум) «Божественной десятины», добровольно жертвуют варне Свещеннослужителей.

В порядке исключения, Брахман (видя Рок ученика), разрешает ему учиться в долг (кармический), который может быть отдан даже не в этом, а в его следующем воплощении. Но это – исключение из правил.

Надо помнить, что БЕС всегда стремится за вас заплатить, только под ОЧЕНЬ большие проценты. Поэтому, с точки зрения Правил Кармы, считаю необходимым разъяснить читателям народную мудрость: «БЕСплатный сыр бывает только в мышеловке».

Враги народа, сразу после революции 1917 г., осуществили «реформу» (а, фактически – осквернение) русского языка, злонамеренно заменив приставку БЕЗ на приставку БЕС. Поэтому, когда человек хочет получить что-то БЕСплатно, он должен знать, что БЕС за него, конечно-же, заплатит. Только с тех пор он будет должен Бесу, а кармические проценты будут расти (в пользу Беса) в геометрической прогрессии.

Если ученик ничего не дал взамен, значит, он не сможет воспользоваться учением, а если и сможет, то только в извращённом виде. И тогда кармические последствия за это лягут на Учителя. Поэтому, Учитель всегда задавал вопрос: «Чем ты обменяешься со мной, взамен на Знания? Какой энергией ты пожертвуешь, чтобы на освобождённое место влилась моя энергия Знаний»?

Правда Жизни в том, что всё безплатное – редко ценится и, практически, не используется. Интернет забит огромным количеством БЕСплатной информации. Часть её – ворованная. Точно известно то, что уроки Асгардского (Омского) духовного училища православных староверов выложены в интернет не просто без разрешения патриарха о. Александра, а более того, – украдены и опубликованы. Но, сколько людей, ознакомившихся с ними, РЕАЛЬНО добились успеха? У известных мне людей – лишь непомерно «раздулись» самомнение и тщеславие, при этом, свою информированность о Духовном Знании Богов и Предков они стали считать своим Духовным Знанием, а это – прямо противоречит действительности.

Бхагавад Гита (7.3.): Из тысяч людей – едва ли один стремится к совершенству, А из стремящихся и достигших – едва ли кто Истинно Меня постигает.

Свещеннослужители жертвуют нам Знанием, а что мы можем дать взамен?

Будда изрёк: «Все страдания – от невежества» . И лишь Духовное Знание способно освободить от морока (мор – смерть, ок – око, глаз, т.е. морок: наваждение, иллюзия). Духовное Знание помогает людям взойти по четырём ступеням совершенствования в земной жизни:

1. Дхарма – познание основ материального мира, способ наилучшего Духовного развития через добропорядочное мышление и добрые дела;

2. Артха – познание экономических основ взаимодействия человека и общества. Знания о Правилах накопления, упорядочивания и мудрого управления (для хозяина – добром, для Царя – Державой);

3. Кама – познание всех видов чувственного наслаждения материального мира;

4. Могша – могущество духа, души и тела, направленное на освобождение от оков материального мира.

Духовное Знание – делает общество Культурным (культ – почитание, РА – Изначальный Свет Прародителя).

Поэтому, здравомыслящие люди, следуя Дхарме, всячески поддерживают Жрецов, Ведунов, Брахманов. Люди, мыслящие здраво, создают условия для того, чтобы Свещеннослужители могли передавать свои Знания, делиться опытом.

Чтобы Свещеннослужители могли качественно выполнять свои обязанности, не отвлекаясь на добывание средств к существованию, людям нижестоящих варн необходимо: - обеспечивать Ведунов, их жён и детей, зависящих от них материально, всем необходимым для жизни; - строить, обеспечивать инвентарём и ремонтировать храмы, капища, святилища, здравницы, школы, учебные заведения, где Свещеннослужители могли бы проводить обряды, обучать и передавать Знание об исцелении от болезней на всех уровнях Бытия (физическом, энергетическом, духовном), тем самым – искореняя причины болезней; - строить, обеспечивать инвентарём и ремонтировать издательства, типографии для печатанья газет, журналов, книг, учебников, Вед и Ведических Писаний; - строить, обеспечивать инвентарём и ремонтировать театры, телецентры и киностудии, в которых с благословения и при участии Свещеннослужителей возрождалось бы и распространялось Духовное Знание о необходимости перехода с демонического уклада жизни на Божественный.

В Ведическом обществе все перечисленные объекты Веры и Культуры создаются из тех средств, которые народ жертвует на благо Всевышнего Рода-Прародителя.

В Ведах сказано, что народ заслуживает своих правителей. Правитель приходит такой, какого заслужил тот или иной народ, в соответствии с качеством исполнения своей Дхармы и накопленной кармы.

Обществу нужно осознать, что народ будет жить в достатке и богатстве только тогда, когда он будет тратить свою энергию (время, деньги и т.п.) не на обывателей с мещанским уровнем сознания, мелькающих на телеэкранах, которые не способны к духовному самосовершенствованию, а на Одухотворённых Личностей , которые даже одним словом могут снять пелену невежества с сознания учеников и указать им правильный путь духовного становление Человеком, а затем, – Богочеловеком.

Жертвуя тем, кто старается на благо человеческого рода, являющегося проявлением Рода-Прародителя, вы, тем самым, поливаете не листья Родового Древа, а его корень. От этого всему Древу вы приносите пользу, в том числе – и всем его листьям.

Бхагавад Гита (3.9-15.): «Так действуй, Яруна, но действуй в со-Знании С Даждьбогомъ – Первоотцом Мироздания! Людей породив, Он сказал: «Размножайтесь И, жертвуя, жертвой своей насыщайтесь: Себя ублажайте, Богов ублажая, И будет от жертвы вам польза большая. Приняв эти жертвы в Небесном Чертоге, За них наградят вас довольные Боги, – Иначе, предстанут пред вами ворами, Когда на дары не ответят дарами!» «Остатками жертвы питаясь, мы чище От этой становимся праведной пищи, А люди, которые жертв не свершают, Всё сами съедая, – греховность вкушают»! От пищи возникли все твари живые, А создали пищу – струи дождевые, От жертвы – дождя происходит рожденье, А жертва – есть действия произведенье, А дело – от Д а ждьбога , Он – Вездесущий, А значит, Он – в жертве, нам благо несущей. Кто этому круговращенью враждебен – Игралище чувств, – и кому он потребен»?

Правильно жертвуя земным – человек получает Небесное.

Евангелие от Иоана (12.24.-25.): «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, упав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою в мире сём – погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём – сохранит её в Жизнь Вечную.

Правильное, Ведическое толкование сих слов, на мой взгляд, таково: любящий свои душевные привязанности к материальному миру – губит душу свою, а борющийся с этими привязанностями – становится Великодушным Богочеловеком, а затем – Богом, ибо в Ведах сказано, что человек взращивает свою душу духовно-нравственными победами над стихией скота в себе.

Обязанности Царей перед Брахманами.

В МАНУ САМХИТЕ можно прочесть об обязанностях Царя перед Жрецами, Ведунами и Брахманами:

Глава 7. ТЕКСТ 43. От брахманов, знающих Веды, царь должен получать Духовное Знание, обучаться, как управлять государством, изучать логику, науку о душе. Он должен быть сведущим в сфере культуры и экономики.

ТЕКСТ 133. Однако царь, даже умирая, не должен взимать налог с брахмана, знатока Вед, и к тому-же, в его царстве ни один учёный брахман, изучивший Веды, не должен умереть от голода.

ТЕКСТ 134. Страну, в которой царь допускает голодную смерть учёного брахмана, познавшего Веды, очень быстро постигает разруха от нищеты и голода всего народа.

ТЕКСТ 135. Истинного брахмана, изучившего Веды и исполняющего свою Дхарму, царь обязан содержать и защищать, как отец – родного сына.

ТЕКСТ 136. От благополучия брахманов, добросовестно исполняющих свои варновые обязанности, зависит всеобщее процветание страны, увеличение богатства и продолжительность жизни народа.

Глава 11. ТЕКСТ 21. Справедливый царь не должен наказывать голодающего брахмана, поскольку брахман голодает только от плохого правления царя.

ТЕКСТ 22. Напротив, царь, узнав число членов семьи брахмана, его учёность и поведение, должен назначить для него справедливое содержание из своей казны.

ТЕКСТ 23. Назначив брахману достойное содержание, царь должен надёжно защищать его во всех отношениях, ибо защищая своих подданных, царь получает шестую часть (кармических) плодов от их благочестивых поступков.

Даждьбогъ: Перворождённый сын Сварога, породивший всё, что находится внутри нашего Вселенского яйца. Прим. ред.