Беседа «Права ребенка» (старший дошкольный возраст). Беседа "Ты имеешь право!" (по страницам Конвенции) Беседа что такое права ребенка

Актуальность проекта:

Реализация педагогического проекта «Маленьким детям – большие права» – это работа взрослого-посредника между ребёнком и социальным миром. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования т.к. именно в этот момент наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний. Проведённое исследование проблем преподавания прав ребенка позволило выявить существующие проблемы и необходимость изучения данной правовой проблемы. Определение уровня знаний дошкольниками своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети. Проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения, как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.

Цели и задачи: формировать представление детей о правах ребенка;

помочь понять родственные отношения в семье;

воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Маленьким детям – большие права»

Актуальность проекта:

Реализация педагогического проекта «Маленьким детям – большие права» – это работа взрослого-посредника между ребёнком и социальным миром. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования т.к. именно в этот момент наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний. Проведённое исследование проблем преподавания прав ребенка позволило выявить существующие проблемы и необходимость изучения данной правовой проблемы. Определение уровня знаний дошкольниками своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети. Проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения, как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.

Цели и задачи: формировать представление детей о правах ребенка;

помочь понять родственные отношения в семье;

воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС

  • Ребёнком признаётся лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия).
  • Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье. Право знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание с ними.

Ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

  • Ребёнок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.

: «Ребенок в мире взрослых»

Знать в чем заключается различие взрослых от детей, их возможностей;

Знать профессии взрослых людей, об их назначении, о важности добросовестного выполнения своих трудовых обязанностей;

Знать о необходимости отдыха для каждого человека и умении по – разному, с пользой для здоровья, проводить свой досуг;

Знать традиции проведения отдыха своей семьи;

Элементарные представления о многообразии народов мира;

Знать некоторые мелодии, песни, сказки народов мира.

Умения:

Выполнять знакомые правила общения со взрослыми;

Проявлять доброжелательное отношения к воспитателям, родителям, близким;

Реагировать на состояние и настроение окружающих;

Уметь различать людей разного возраста на картинке, фото, в скульптуре;

Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей;

Проявлять уважение к взрослым;

Проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему людей на земле, жизни народов мира.

«Быть здоровым – мое право»

Знания:

Знать о строении своего организма, о назначении каждой части тела, каждого органа;

Знать о своих умениях и возможностях, пополнять их новыми умениями;

Знать о правилах поведения в обществе в случае заболевания;

Знать о некоторых правилах ухода за больным;

Знать о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур;

Знать о некоторых правилах первой помощи в случае травмы.

Умения:

Уметь заботиться о своем теле;

Уметь выражать свои чувства, (радость, грусть), управлять ими;

Уметь выполнять культурно – гигиенические процессы;

Выполнять закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику, участвовать в спортивных развлечениях;

Осваивать приемы элементарной помощи при травмах.

Раздел 3: «Ребенок и культура»

Знания:

Знать правила культурного поведения в группе среди детей, в общественных местах;

Знать стихи, пословицы, поговорки, в которых отражены забота и любовь к близким, семье;

Иметь представление возможных негативных действий;

Представление о правилах поведения детей в общественных местах;

Иметь представление о школе, школьниках, учителе.

Умения:

Уметь выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста;

Уметь рассматривать картины, в которых отражена материнская любовь к детям;

Уметь сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека и музыки, природы;

Уметь оценивать поведения сверстников через сравнение его поступка с поступками и чертами личности литературных героев;

Уметь соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей.

Раздел 4: «Первые шаги в социальный мир»

Знания:

Знать свое имя, фамилию, домашний адрес, как зовут родителей, где они работают;

Знать традиции своей семьи, любимых занятий членов семьи;

Иметь представление о детском саде, воспитателях;

Понимать, что трудом взрослых людей создано богатство окружающего мира;

Знать о жизни детей других стран, об играх, любимых занятиях детей разных народов.

Умения:

Уметь называть членов своей семьи, своих родственников;

Уметь общаться с друзьями, соблюдать правила группы, детского сада;

Уметь свободно выражать свои мысли о себе, о своей семье;

Уважать чувства и мысли других людей;

Уметь различать плохие и хорошие поступки по отношению к другим людям, животным, анализировать свои поступки;

Обсуждать, как живут дети всего мира, как они дружат, как можно выразить всем детям на земле свои дружеские чувства.

КОНСПЕКТ

беседы с детьми старшей группы «Зайки».

Тема: «Право ребенка воспитываться и жить в семье»

Ход беседы

Ребята я предлагаю вам рассмотреть картинки с изображением семьи. Дорогие ребята! Давайте вспомним сегодня о ваших правах, о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье.

Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.

Попробуйте произнести слово «семья» вот так: семь - я. Как вы думаете, что это значит? Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.

На самом деле, приглядитесь повнимательнее к родным! Ваша улыбка напоминает мамину, ваша походка - папину, цвет глаз у вас такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

На кого из родных вы похожи внешне?

Как вы думаете, зачем люди создают семью?

Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей.

В хорошей, дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!»

Что же такое согласная семья?

Правильно! Это семья, где все живут в согласии. Каждый - и старый и малый - ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняясь открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут.

Самые близкие ребёнку люди - его родители. И для родителей - дети смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце - в детках», «Дети не в тягость, а в радость» - так говорится в мудрых народных пословицах.

Мать малыша и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет, и научит. А если ребенок заболел, то вылечит, выходит. «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родная матушка» - примечают люди.

Заболел сынок

Простудился Ваня -

Заболел сынок.

Чуть мерцает в спальне

Слабый огонек.

За окном метели

В стекла бьют упрямо,

От постели сына

Не отходит мама.

Потеплей укрыла

И дала напиться,

О сыночке милом

Станет мать молиться!

Папа - тоже самый близкий и дорогой ребенку человек!

Когда он дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и многому научиться! И не только делать что-то руками, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям.

«Отец сына худому не научит» - говорится в народе.

Мой папа

Папа знает все на свете:

Знает, где родился ветер,

Как бушует океан -

Ведь мой папа - капитан!

Мы достанем карту мира,

Вместе станем изучать -

Вот высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

Это южная Анапа,

Это - северный Ямал.

Обо всем расскажет папа -

Папа всюду побывал!

Вырасту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!

Беседа о прочитанном: Чему вы научились у папы? Есть ли вас сестры и братья, расскажите о них. Расскажите о маме. Вспомните и прочтите стихи, посвященные маме. Какая профессия у вашей мамы? А у папы?

Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях нужно заботиться, помогать маме и папе их растить. А вот у старших можно кое-чему и поучиться.

Старшая сестра

Моя старшая сестрица -

на все руки мастерица:

Испечет сама пирог,

Свяжет бабушке платок.

Я всегда с сестренкой рядом,

У нее всему учусь.

Вместе с ней к столу присяду -

Рукоделием займусь!

Самые старшие и уважаемые члены семьи - бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас, но вы должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам.

Пока вы маленькие, ваши родные заботятся о вас. Когда вы подрастете и станете самостоятельными, то и вам нужно будет позаботиться о них.

Дедушка

Хоть наш дедушка седой,

Но душой он молодой!

Много в нем любви и ласки,

Знает он стихи и сказки,

Загадает нам загадку,

Позабавит прибауткой,

Угостит нас чаем сладким,

Рассмешит веселой шуткой!

Замечательный наш дед,

Проживи еще сто лет!

Если бабушка живет с вами, она помогает маме по хозяйству, следит за порядком в доме. Руки и сердце у бабушки - золотые! Она теплые носки свяжет, и вкусный пирог испечет, и добрым словом поможет, и в трудную минуту поддержит.

Бабушка

У меня есть бабушка,

Она печет оладушки,

Вяжет теплые носки,

Знает песни и стихи.

Её руки непростые,

Трудовые, золотые!

В народе есть поговорка: «Семьей и горох молят». Так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.

Но и сегодня ваша помощь очень нужна. Убрать за собой игрушки, помыть посуду, вытереть пыль - ведь это совсем не сложно. Зато сколько радости ваш труд принесет родным! Они поймут, что вы думаете и заботитесь о них.

Интересно рассматривать альбомы с фотографиями своей семьи. Но многих людей, запечатленных на фотоснимках, вы не узнаете. Кто это? Оказывается, это ваши дяди и тети - родные братья и сестры мамы и папы, и их дети - ваши двоюродные братья и сестры.

Вот какая большая у вас семья!

Что означают слова «согласная семья»? Сколько членов в вашей семье? Расскажите о них. Почему нужно помогать старшим членам семьи?

Расскажите о родном доме.

Ребята, мы поговорили о счастливых, благополучных семьях. Но в жизни, к сожалению, порой случается по-другому.

Бывает, что маленького ребенка растит и воспитывает одна мама, и ей, конечно, очень трудно. Но иногда малыш оказывается и вовсе без родителей. Маленький ребенок совсем беспомощное существо! Он не умеет сам ни одеваться, ни есть, ни пить. Без взрослых ребенок жить не может!

Как же поступают с ребенком, оставшимся без попечения родителей?

Заботу о детях берет на себя государство. Малыша направляют в детский дом, где о нем заботятся нянечки, врачи и воспитатели. Но, конечно, родных отца и мать малышу не может заменить никто! Дети скучают по ним, в каждой входящей женщине видят маму, тянут к ней ручонки, плачут, когда она уходит.

Некоторым сиротам (так называют детей, оставшихся без родителей) везет: их усыновляют приемные родители и дети обретают новую семью.


Беседа «Права ребенка» (старший дошкольный возраст)

Цель:

Дать детям понятие о правах ребенка , развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь, воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Как ваши дела? Давайте мы по кругу передадим мяч и каждый из вас скажет, как у вас дела? Сегодня мы с вами поговорим о правах ребенка. С давних времен люди вместе живут, работают, отдыхают. И, чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила . Система норм, правил , которые установлены тем или иным государством, и есть права . ( право на жизнь , на отдых, на образование и т. д.) . но у человека кроме прав есть еще и обязанности - то, что нужно делать обязательно : Какие обязанности вы выполняете? (Каждый день ходить в детский сад, а потом в школу, в институт, на работу, помогать взрослым, быть вежливым, бережно относиться к вещам и т. д.

Для вас, еще малышей, наша страна Россия, подписав конвенцию о правах ребенка , взяла на себя обязательства обеспечить детям России все названные в ней права . А прав много (на образование, на отдых, на свободу, на жизнь и т. д.) . Это и есть забота государства о детях.

2. Рассказ о правах ребенка .

Дети, все люди рождаются свободными и равными, все имеют равные права . Какие же права ребенка вы должны знать ?

1) Каждый имеет право на жизнь . Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.

2) Каждый ребенок имеет право на образование . Вы сейчас ходите в детский сад, потом пойдете в школу учиться, потом в колледж или институт и т. д.

3) Каждый ребенок имеет право на свободу . Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях.

4) Никто не имеет права обижать друга , унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе , а не размахивать кулаками.

5) Каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет право за это наказывать .

6) Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом (вещами, предметами и т. д.) . Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи.

7) Никто не имеет право вмешиваться в жизнь других людей : входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т. д.

8) Каждый имеет право на отдых . У детей и взрослых есть выходные дни. Детям в школе дают каникулы, а взрослым на работе - отпуск.

3. Иллюстрирование некоторых прав ребенка , эпизодами из любимых сказок.

1) "Нет ничего дороже жизни" ( право на жизнь )

Давайте посмотри мультфильм «Волк и семеро козлят»,Волк наруш ил право на жизнь (Р. Н. С. "Волк и семеро козлят", вспомним сказку "Колобок", лиса нарушила право на жизнь колобка.

2) Давайте вспомним сказку в которой врач бор ется за право на жизнь, всех зверей он лечит. (К. Чуковский "Айболит")

3) "Каждый человек имеет право на свободу (Р. Н. С. "Маша и Медведь")

4) Право на жилище (Р. Н. С. "Теремок")

5) Никто не имеет право отбирать принадлежащие ему вещи и обижать друг друга (Р. Н. С. "Лиса и Заяц")

6) Право на труд

4. Подведение итогов:

подводит итог беседы (дети перечисляют какие права они запомнили и какие сказки подходят к какому праву )

Неделя правовых знаний в детском саду. Сценарий развлечения для дошкольников старшего возраста.


Цель :обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса.
Задачи:
Расширить знания детей о правах и обязанностях.
Развивать навыки выразительного чтения стихов.
Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское обслуживание, о праве на семью;
Развивать умение рассуждать, делать выводы;
Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, желание приходить на помощь нуждающимся.
Оборудование:
Оформление зала плакатами и стенгазетами «Я + мои права», на мольберте большая книга «Права ребенка», выставка детских рисунков «Дети планеты».
Предварительная работа:
Проведение с детьми познавательных занятий, бесед по ознакомлению с документом «Конвенция о правах ребёнка», «Права ребёнка и обязанности».
Конкурс рисунков «Дети планеты», изготовление плаката – коллажа и стенгазет для выставки «Я + права ребёнка»
Подготовка с детьми 3х мини-сценок «Коза с козлятами », «Буратино и Мальвина», «Доктор Айболит».
Разучивание стихов о семье и правах ребенка.
Ход мероприятия:
В зал под песню «Давайте жить дружно» заходят дети и ведущий.
Ведущая :Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались в этом зале не зря, и говорить будем о ваших правах и обязанностях.
- Кто из вас знает, что такое права? Права – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Ведущая:
- А как вы думаете, в каком документе прописаны ваши права?
Дети: Конвенция о правах ребёнка.
Ведущая: - Правильно. В 1989 году в США Генеральной ассамблеей ООН была единогласно принята Конвенция о правах ребенка и является международным документом, признающим все права человека в от¬ношении детей от 0 до 18 лет, который содержит 54 статьи.
В статье 7 написано, что каждый ребёнок имеет право на имя и гражданс¬тво при рождении, а также право знать своих роди¬телей и право на их заботу.
Ведущая: Право на имя. Что это?
Дети: Имя человеку дают в детстве и на всю жизнь.
Ведущая: Право на имя - одно из личных неимущественных прав, принадлежащих гражданину, позволяющих выделить конкретного человека из массы других субъектов общественных отношений. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно имя?
Дети: «Имя, это индивидуальное, по имени нас зовут», «Чтобы понять, кого зовут», «Позвать другого человека», «Имя нужно человеку для того, чтобы контактировать с другими людьми».
Ведущая: Правильно. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на доброе имя. Таким образом, обладателем указанного права является и ребенок. Он имеет право на защиту своей чести и достоинства. Смотрите, сколько ребят у нас в зале. Практически у всех разные имена. Давайте мы с вами поиграем и проверим!?
Игра «Шляпа знакомств».
Ведущая: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою имя, фамилию и отчество.
Ведущая: Вот видите, мы узнали, что ребенок имеет право не только на имя, но и на отчество и фамилию. Имя ребёнку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Как правило, фамилия ребёнку, определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребёнку присваивается фамилия отца или фамилия матери.
1 ребенок:
Права нам каждому нужны,
И ими очень дорожим.
Лишь только с ними мы уверено живём,
И от судьбы хорошего мы ждём.
Они все в Конституции записаны,
И положения их там прописаны.
Чтоб все права же соблюдались,
На праздник этот мы собрались.
2 ребенок:
День прав человека мы празднуем вместе,
Пусть радости крик летит в поднебесье!
Дискриминации скажем дружно мы «Нет»,
Достоинство личности – вот наш ответ!
Жить без унижения и нищеты,
Достоин я, достоин и ты!
3 ребёнок:
С рождения мы имеем право
На жизнь, заботу и любовь,
На имя, что родными дано,
На Родину, на отчий кров.
И поздравления у нас сегодня
За этот праздник прозвучит!
Ведь о правах кричим всегда мы.
А про обязанности? – Молчим.
Ведущая:
– Я рада, что вы знаете свои права и обязанности. Радует то, что вы наслышаны о важном документе «Конвенция о правах ребёнка», где прописаны права ребёнка. Цель - призвать общество и государство решать проблемы по защите детей, обеспечить им оптимальные условия жизни, дать образование и охранять здоровье. Дети, вы должны знать о своих правах, это способствует становлению и развитию личности. Зная свои права нельзя забывать и про свои обязанности – это поможет вам стать ответственными людьми. Мы должны знать, что невыполнение многими людьми своих обязательств перед другими может привести к конфликту между собой.
- А давайте мы с вами вместе вспомним, какие права и обязанности есть у вас.
Маша:
- Право на имя при рождении
- Право на семью
- Право на образования
- Право на медицинскую помощь
- Право на жизнь
Ведущая: Молодцы! А какие у вас обязанности?
Петя:
- нарушать дисциплину;
- говорить неправду;
- обижать младших и своих сверстников.
Ведущая: Петя, разве такие обязанности у детей? Дети, а давайте вспомним какие у вас обязанности (отвечают дети) :
- слушаться;
- любить;
- одеваться самостоятельно;
- игрушки убирать за собой;
- старшим помогать.
Маша удивленно смотрит на Петю:
- Вот это да! Оказывается,у нас есть не только права, но и обязанности.
Ведущая: Молодцы! Для закрепления наших знаний проведём игру «Разрешается, запрещается».
№ 1.

Петь, рисовать и танцевать.
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать -
Это…..(разрешается)
№ 2.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение -
Это …..(разрешается)
№ 3.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают -
Это…..(запрещается)
№ 4.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать - всегда …….(Запрещается!)
№ 5.
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа …….(Запрещается!)
№ 6.
Этот черный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго ….(запрещается!)
Сценка “Коза с козлятами” песню «Козлятушки» (А. Рыбников, ЮЭнтин)
В зал заходит коза (плача)
Почему открыта дверь?
Видно к нам забрался зверь.
Где мои ребятушки, серые козлятушки?
Ведущая:
- Не плачь, Коза, мы тебе поможем!
Эй, козлятки, ребятки,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Козлята вбегают, обнимают маму

Коза: Где вы были, ребятушки?
Козлята:
Мама, мама, Волк опять
Пришел в двери к нам стучать.
– Ну а мы не открывали,
Мы ведь маму свою ждали.
– Мама ведь у нас одна,
Лучше всех у нас она.
Ведущая:
-Понравилась вам сказка? Ребята, а как вы думаете, чему нас учит сказка и о каком праве говорится? Молодцы ребята, все правильно ПРАВО НА ЖИЗНЬ.
Главным правом наш ребенок
Наделяется с пеленок.
Ты родился и живи,
Маму с папою люби.
Год тебе всего один.
Но уже ты гражданин.
За тобой стоит закон,
Защищает всех нас он.
Каждый маленький ребенок,
Вырастая из пеленок,
Начинает понимать,
Чем он может обладать:
Все, что может дать страна,
Чем богата и сильна.
Ведущая:
– А вот и герои следующей нашей сказки. Давайте посмотрим и узнаем,о каком праве говорится в этой сказке?
Инсценировка отрывка сказки “Буратино” Под музыку «Приключения Буратино» заходят Буратино и Мальвина.
Мальвина (строго). Сядьте. Буратино, положите руки перед собой. Не горбитесь (берет кусок мела). Мы займемся арифметикой: У вас в кармане два яблока.
Буратино (хитро подмигивая) . Врете, ни одного.
Мальвина: А я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?
Буратино: Два!
Мальвина:Подумайте хорошенько.
Буратино (сморщился) Два!
Мальвина (изумленно) Почему?
Буратино: Я не отдам ему яблоки, хоть он дерись!
Мальвина: У вас нет никаких способностей к математике. Займемся диктантом.
Буратино: Диктант, а это как?
Мальвина: Пишите: "А роза упала на лапу Азора" Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
- Ой! Вскрикнул испугано Буратино, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Мальвина: (всплеснула руками) :
- Вы противный мальчишка не хотите учиться,
Вам бы только паясничать и веселиться,
Я добра Вам желаю, а Вы мне вредите,
Вас учить и учить.
Ведущий:
– Ребята скажите, какое право вы увидели в этой сказке. Конечно, ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, которое должно быть бесплатным и обязательным. Молодцы. Но у нас впереди с вами ещё одна сказка. Давайте её посмотрим.
Ведущая:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
Маша, Петя и Серёжка,
Всех излечит, исцелят
Добрый доктор Айболит!
Ведущая звонит по телефону:
«Приезжайте, доктор,
В детский сад скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!

Слышен голос Айболита:
- Ладно, ладно, я бегу, вашим детям помогу.
В зал заходит Айболит:
- «Что такое? Неужели Ваши дети заболели?»
- Здравствуйте дети, кто заболел простудой и ангиной?
А вы знаете, что помогут апельсины.
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.

У кого болит животик?
Есть такие вирусы,
Вирусы-вредилусы.
Попадут ребёнку в рот –
Заболит от них живот.
Вот какие вирусы,
Вирусы-вредилусы!
(И. Обыдённый)


Айболит: Вот послушайте и отгадайте загадки:
1.Зеленая толстуха
Надела уйму юбок,
Стоит теперь на грядке
Как балерина в пачке. (Капуста)

2.За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.(Морковь)

3.Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло. (Свекла)

4.Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети? (Лук)
Айболит: Дети, про что наши загадки?(овощи)
- Правильно ребята, ешьте витамины и никогда не болейте! А сейчас ребята, мы с вами встаём и поиграем.
Игра:
Мы ногами топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами чик, чик
Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево)
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Сели, встали, сели, встали
Словно ванькой-встанькой стали
А потом пустились вскачь (бег по кругу)
Будто мой упругий мяч
Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания)
Вот и кончилась игра.
Ведущая: А что же нам нужно сделать, если вдруг заболели?
Дети: Обратиться к врачу.
Ведущая: Правильно. И врачи окажут нам медицинскую помощь.
Айболит: Молодцы, ребята и помните, что вы всегда имеете право на помощь врача. Это ваше право – ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.
Ведущая: В заключение нашего праздника мы проведём конкурс стихотворений о семье и правах ребёнка.
Чтение стихов

Ведущая: Так о чём же мы с вами сегодня говорили?
Дети: О правах и обязанностях.
Ведущая: Правильно, сегодня мы с вами говорили о правах ребёнка. И дети в стихах, рассказали о наших семьях и правах. Сейчас жюри подведут итоги конкурса, а мы с вами потанцуем.
Включается песня: “Мы на свет родились, чтобы радостно жить”
Вручение дипломов

Беседа по правам ребенка в старшей группе:

» Мы в стране сказок»,

Провела воспитатель:

Программная задача: Воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев сказок. Определить отношение к ним. Закрепить знания детей
о правах ребенка.
Оборудование: папка-передвижка «Права ребенка», эмблемы по правам, персонажи и декорации к сказкам.
Ход занятия. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в страну сказок. Но сначала, я хочу убедиться, что вы очень хорошо знаете сказки.
Поиграем в игру «Назови сказочного героя».
Гуси- …… Аленький-…
Конек-….. Гадкий-…..
Красная-…..Царевна-…..
Крошечка-…. Мальчик-…..
Цветик-…. Доктор-……
В стране сказок кому-то живется хорошо и счастливо, а кому-то грустно и плохо. Потому что нарушаются их права! Право на жизнь и здоровье. Право на имя и семью. Право на жилье и личную неприкосновенность. И я предлагаю взять папку, которая называется «Права ребенка». Как вы думаете, зачем она нам понадобится? Давайте перед путешествием возьмемся за руки, закроем глаза и скажем волшебные слова.
Мы летим под облаками
А земля плывет под нами
Роща, поле, сад и речка
И дома и человечки.
Мы летать устали что-то
Приземлились.…Где мы? Что это?
(Дети открывают глаза и видят перед собой лубяную избушку, из которой слышатся голоса – магнитофонная запись)
Заяц: Помогите! Помогите же кто-нибудь! Со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня же и выгнала.
Лиса: что я виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнал? Да, выгнала, ну и что? подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность (плачет). Не имеешь право, лиса меня выгонять.
Лиса: Я в лесу хозяйка! На все имею права.
Воспитатель: В какую сказку мы попали? О чем они говорят? Права ли лиса?
Какое право зайца она нарушила? Давайте, позовем лису и объясним ей, что
она не права. Кто это может сделать? (Ребенок стучит в домик, лиса выглядывает в окошко)
Ребенок: Каждый имеет право на неприкосновенность жилища и поэтому ты, лиса, не имеешь права выгонять зайца из собственного дома.
Воспитатель: Давайте лисе подарим эмблему этого права, чтобы она всегда помнила об этом. Вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища. (ответы детей) (Игра продолжается. Дети открывают глаза и слышат голос) « Несет меня лиса
За темные леса
За высокие горы…..»
Воспитатель: В какой мы сказке, ребята? Кто попал в беду? Кто вспомнит, по порядку как все это случилось? Почему лиса выкрала петуха? Что она нарушила? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте откроем папку «Права ребенка» и объясним эмблему права, которая подходит героям этой сказки. (Дети находят нужную страничку с эмблемой)
Воспитатель: Каждый имеет право на жизнь и личную неприкосновенность. Вот оказывается, какое право нарушила лиса - плутовка. Кто помог в беде Петуху?
Воспитатель: А сейчас вновь возьмемся за руки и, закрыв глаза, скажем волшебные слова.
Мы летим под облаками
И земля плывет под нами
Роща, поле, сад и речка
И дома и человечки.
Мы летать устали что-то
Приземлились…..Где мы? Что это?
(Дети видят зайчиху, которая плачет)
Зайчиха: Помогите, помогите, Ай, ай, ай.
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай
Воспитатель: В какой сказке с зайчиком случилась эта беда? Кто виноват в этой беде? Почему? Кто вылечил зайчика? Кто знает номер телефона, по которому можно срочно вызвать врача? (Воспитатель предлагает вызвать Доктора Айболита, позвонив ему по телефону)
Доктор Айболит: Всем известно, что на свете
Без врачей прожить нельзя
Педиатры, терапевты
Няни сестры, фармацевты
Это все твои друзья
Воспитатель: Ребята, какое право помогают осуществлять медицинские работники. (Ответы детей)
Доктор Айболит: Дети, бережете ли вы свое здоровье? (Рассказы детей)
Воспитатель: Мне понравились все ваши ответы. Вы бережно относитесь к своему здоровью, что нельзя сказать о зайке. В сказке все закончилось благополучно, но в жизни все не так уж просто, все болезни можно вылечить. Даже в обычной шалости можно получить серьезные травмы.
Прощаясь с вами, я хочу напомнить вам.
Мальчики и девочки. Все у нас равны
Но мальчики помнить, главное должны
Девочки слабея. Нельзя их обижать!
Можно только девочек: смело защищать!
Воспитатель: Ну, вот настало время возвращаться в детский сад.
(дети, взявшись за руки, говорят волшебные слова)

Разработала воспитатель МБДОУ «Детский сад №5» Звонарева Марина Викторовна.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала.

В путь- дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин.

Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в правовом, цивилизованном государстве.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство- наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, доброжелательного отношения к людям.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

В связи с актуальностью этой темы мною был разработан проект для детей старшей группы на тему: «Права детей» .

Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о правах и обязанностях человека, о правилах и нормах поведения в детском саду, в семье и обществе. Развивать у детей интерес к знакомству с правилами и обязанностями детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными документами по защите прав человека, в форме соответствующей возрасту старших дошкольников.
  2. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод.
  3. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Вид проекта: краткосрочный, информационно познавательный, коллективный.

Проблема: необходимость правового воспитания дошкольников.

Формы и методы работы по проекту:

  1. Проблемно- поисковая деятельность. Проводилась работа в группе по решению проблемных ситуаций и задач.
  2. Продуктивные виды деятельности: на занятиях по изобразительной деятельности рисовали «Автопортрет» , «Портрет мамы» , «моя семья» .

Лепили на тему: «Моя любимая игрушка» .

Выполняли аппликацию на тему: «Я, военным стать хочу» .

3. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром знакомила детей со значением имени, умению правильно называть своё имя, отчество, фамилию.

Проводились беседы на тему: «Моя семья» .

Организовала с детьми просмотр видео слайдов на тему «Права детей» . Где познакомила детей с основными документами по правам человека.

4.Проводилась работа с родителями:

Оформление стенда для родителей: «Права детей» .

Провела консультацию для родителей: «Права и обязанности дошкольников» .

Анкетирование на тему: «Проблемы современной семьи, имеющих детей дошкольного возраста» .

Проводились индивидуальные беседы с родителями, с целью создания генеалогического дерева своей семьи.

Для презентации моего проекта мною был разработан конспект НОД на тему «ПРАВА ДЕТЕЙ» . Который стал итогом проекта.

Конспект НОД в старшей группе МБДОУ «Детский сад №5» , город Троицк, Челябинской области.

Разработала воспитатель: Звонарева Марина Викторовна.

Тема: «ПРАВА ДЕТЕЙ»

Цель: познакомить детей с их правами. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить детей рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье, своим близким и родственникам.

Дорогие ребята, совсем недавно, когда вы пришли в детский сад вы были такими маленькими. Многие из вас еще не могли разговаривать, некоторые сосали соски, и, даже носили памперсы. Но вот прошло несколько лет, и вы стали старшими дошколятами. И, теперь, я могу с вами беседовать на очень серьезные темы. Я считаю, что вы уже довольно взрослые, чтобы об этом узнать и это не случайно.

Один мальчик из нашей группы вчера плакал и говорил следующие фразы: «Меня мама не любит, я не хочу, чтобы меня так звали, я не буду сегодня рисовать, не подходите ко мне!»

Что же с ним случилось? (ответы детей)

Да, мне тоже кажется, что его кто-то обидел, а по, другому, это можно назвать: нарушил его права!

Чтобы с вами этого не произошло предлагаю вам отправиться в путешествие в страну: «Прав ребенка» .

На чем же мы с вами отправимся путешествовать? (детям предлагаются различные виды транспорта) . Выбирайте, кто хочет полететь на воздушном шаре, кто хочет поехать на автомобиле, кто хочет полететь на самолете, а может быть кто-то хочет поскакать на лошади? Выбирайте! Вот мы с вами и познакомились с одним из прав человека –это право выбора. Отправляемся в путь! (На экран выводится картина, с изображением женщины и мужчины.)

Первая остановка. Давайте присядем отдохнуть.

Для тебя, наверное, не секрет, что детей не приносят аисты. Не удивляйтесь, что детей не ищут в капусте. Каждого из нас носит под сердцем девять месяцев женщина. Рядом с этой женщиной должен быть мужчина, любящий и оберегающий не только ее, но и то крохотное существо, которому только предстоит родиться. Мы рождаемся, и женщина становится для нас мамой, а мужчина – папой.

Одним из самых важных прав ребенка в нашей стране признается право жить вместе со своими родителями, и никто не может этому помешать.

Посмотрите, ребята, в нашей группе растет необычное дерево, и яблоки на нем тоже не совсем обычные, и для того чтобы мы лучше запомнили наше путешествие предлагаю вырастить на нем еще несколько удивительных яблок: на них будут написаны права детей. Вот одно яблоко мы с вами уже вырастили. Давайте его повесим на нашу яблоню.

И, снова, отправляемся в путь!

Вторая остановка. (На экране картинка, с изображением детей)

Посмотрите, сколько разных мальчиков и девочек на этой картине. И у каждого из них есть свое имя, свое отчество, своя фамилия.

И это еще одно важное право каждого ребенка – ПРАВО НА ИМЯ, ОТЧЕСТВО И ФАМИЛИЮ.

Такое право появляется у ребенка с момента его рождения. Имя, отчество и фамилия указываются в свидетельстве о рождении – главном документе каждого ребенка.

Имя дается ребенку по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, а фамилия определяется фамилией родителей.

Давайте поиграем с вами в игру «НАЗОВИ СВОЕ ИМЯ» . Я буду бросать мячик, кто поймает, должен назвать свое имя, имя своего папы, свою фамилию. Например: меня зовут Марина, папу моего звали Виктор, поэтому меня зовут –Звонарева Марина Викторовна.

Вот еще одно яблоко готово для нашего дерева. Давайте повесим его.

Снова отправляем я в путешествие. (на экране нарисовано генеалогическое дерево)

Посмотрите еще одно необычное дерево выросло на экране, давайте его рассмотрим.

Это дерево называется генеалогическим. На нем словно большие яблоки расположены какие –то фотографии. (рассматриваем)

У каждого из вас есть такое дерево, и я думаю, когда вы вырастите то сделаете себе такое генеалогическое дерево.

Ну, а мы с вами познакомились еще с одним правом детей: ПРАВО НА ВОСПИТАНИЕ СВОИМИ РОДИТЕЛЯМИ.

Право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Давайте пополним наше дерево еще одним яблоком.

И, снова в путь!(На экране картина с изображением одежды, обуви, еды)

Хочу познакомить вас еще с одним правом: ПРАВО НА ЗАБОТУ РОДИТЕЛЕЙ.

Скажите, кто покупает вам новую одежду, обувь, игрушки? Кто кормит вас вкусной едой? Кто ходит с вами в парк, цирк, в кино? А кто дает вам лекарства, если вы заболеете?

А, кто делает с вами поделки, играет, рисует, гуляет? Конечно, это ваши родители!

И мы с вами вырастили еще одно яблоко, давайте повесим и его.

Понравилось вам наше необычное путешествие? Что нового вы узнали и запомнили?

В дальнейшем мы с вами узнаем, какие еще права есть у детей и дополним наше дерево