Борисов а н комментарий к. А. Н. Борисов Комментарий к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» (постатейный)


OCR – Черновол В.Г.
Лев Абрамович Кассиль
Пекины бутсы
* * *

Пека Дементьев был очень знаменит. Его и сейчас узнают на улице. Он долгое время слыл одним из самых ловких, самых смелых и искусных футболистов Советского Союза. Где бы ни играли – в Москве, в Ленинграде, в Киеве или в Турции, – как только, бывало, выходит на зеленое поле сборная команда СССР, все сейчас же кричат:
– Вон он!… Вон Дементьев!… Курносый такой, с чубчиком на лбу… Вон, самый маленький! Ах, молодец Пека!
Узнать его было очень легко: самый маленький игрок сборной СССР. До плеча всем. Его и в команде никто не звал по фамилии – Дементьев или по имени – Петр. Пека – и все. А в Турции его прозвали «товарищ Тонтон». Тонтон – это значит по-турецки «маленький». И вот помню, как только выкатится с мячом на поле Пека, сейчас же зрители начинают кричать:
– А, товарищ Тонтон! Браво, товарищ Тонтон! Чок гюзель – очень хорошо, товарищ Тонтон!
Так о Пеке и в турецких газетах писали: «Товарищ Тонтон забил отличный гол».
А если бы поставить товарища Тонтона рядом с турецким великаном Неждетом, которому он вбил в ворота мяч, Пека ему бы до пояса только достал…
На поле во время игры Пека был самым резвым и быстрым. Бегает, бывало, прыгает, обводит, удирает, догоняет – живчик! Мяч вертится в его ногах, бежит за ним как собачка, юлит, кружится. Никак не отнимешь мяча у Пеки. Никому не угнаться за Пекой. Недаром он слыл любимцем команды и зрителей.
– Давай, давай, Пока! Рви, Пека!
– Браво, товарищ Тонтон!
А дома, в вагоне, на корабле, в гостинице Пека казался самым тихоньким. Сидит молчит. Или спит. Мог двенадцать часов проспать, а потом двенадцать часов промолчать. Даже снов своих никому не рассказывал, как мы ни просили. Очень серьезным человеком считался наш Пека.
С бутсами ему только раз не повезло. Бутсы – это особые ботинки для футбола. Они сшиты из толстой кожи. Подошва у них крепкая, вся в пенечках – шипах, с подковкой. Это чтобы не скользить по траве, чтобы крепче на ногах держаться. Без бутс и играть нельзя.
Когда Пека поехал с нами в Турцию, в его чемодане аккуратно было сложено все футбольное хозяйство: белые трусики, толстые полосатые чулки, щитки для ног (чтобы не так больно было, если стукнут), потом красная почетная майка сборной команды СССР с золотым нашитым гербом Советского Союза и, наконец, хорошие бутсы, сделанные по особому заказу специально для Пеки. Бутсы были боевые, испытанные. Ими Пека забил уже пятьдесят два мяча – гола. Они были ни велики, ни малы – в самый раз. Нога в них была и за границей как у себя дома.
Но футбольные поля Турции оказались жесткими, как камень, без травы. Пеке прежде всего пришлось срезать шипы на подошвах. Здесь с шипами играть было невозможно. А потом на первой же игре Пека истоптал, разбил, размочалил свои бутсы на каменистой почве. Да тут еще один турецкий футболист так ударил Пеку по ноге, что бутса чуть не разлетелась пополам. Пека привязал подошву веревочкой и кое-как доиграл матч. Он даже ухитрился все-таки вбить туркам один гол. Турецкий вратарь кинулся, прыгнул, но поймал только оторвавшуюся Пекину подошву. А мяч был уже в сетке.
После матча Пека пошел хромая покупать новые бутсы. Мы хотели проводить его, но он строго сказал, что обойдется без нас и сам купит.
Он ходил по магазинам очень долго, но нигде не мог найти бутс по своей маленькой ноге. Все были ему велики.
Через два часа он наконец вернулся в нашу гостиницу. Он был очень серьезный, наш маленький Пека. В руках у него была большая коробка. Футболисты обступили его.
– Ну-ка, Пека, покажи обновку!
Пека с важным видом распаковал коробку, и все так и присели… В коробке лежали невиданные бутсы, красные с желтым, но такие, что в каждой из них уместились бы сразу обе ноги Пеки, и левая и правая.
– Ты что это, на рост купил, что ли? – спросили мы у Пеки.
– Они в магазине меньше были, – заявил нам серьезный Пека. – Правда… и смеяться тут не с чего. Что я, не вырасту, что ли? А зато бутсы заграничные.
– Ну, будь здоров, расти большой в заграничных бутсах! – сказали футболисты и так захохотали, что у дверей отеля стал собираться народ. Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала коридорная горничная, улыбались официанты в ресторане, крякал толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. Только один человек не смеялся. Это был сам Пека. Он аккуратно завернул новые бутсы в бумагу и лег спать, хотя на дворе был еще день.
Наутро Пека явился в ресторан завтракать в новых цветистых бутсах. «Разносить хочу, – спокойно заявил нам Пека, – а то левый жмет маленько».
– Ого, растешь ты у нас, Пека, не по дням, а по часам! – сказали ему. – Смотри-ка, за одну ночь ботинки малы стали. Ай да Пека! Этак, пожалуй, когда из Турции уезжать будем, так бутсы совсем тесны станут…
Пека, не обращая внимания на шутки, уплетал молча вторую порцию завтрака.
Как мы ни смеялись над Пекиными бутсами, он украдкой напихивал в них бумагу, чтобы нога не болталась, и выходил на футбольное поле. Он даже гол в них забил.
Бутсы здорово натерли ему ногу, но Пека из гордости не хромал и очень хвалил свою покупку. На насмешки он не обращал никакого внимания.
Когда наша команда сыграла последнюю игру в турецком городе Измире, мы стали укладываться в дорогу. Вечером мы уезжали обратно в Стамбул, а оттуда – на корабле домой.
И тут оказалось, что бутсы не лезут в чемодан. Чемодан был набит изюмом, рахат-лукумом и другими турецкими подарками. И Пеке пришлось бы нести при всех знаменитые бутсы отдельно в руках, но они ему самому так надоели, что Пека решил отделаться от них. Он незаметно засунул их за шкаф в своей комнате, сдал в багаж чемодан с изюмом и поехал на вокзал.
На вокзале мы сели в вагоны. Вот пробил звонок, паровоз загудел и шаркнул паром. Поезд тронулся. Как вдруг на перрон выбежал запыхавшийся мальчик из нашего отеля.
– Мосье Дементьев, господин Дементьев!… Товарищ Тонтон! – кричал он, размахивая чем-то пестрым. – Вы забыли в номере свои ботинки… Пожалуйста.
И знаменитые Пекины бутсы влетели в окно вагона, где молча и сердито их взял серьезный наш Пека.
Когда ночью в поезде все заснули, Пека тихонько встал и выбросил бутсы за окно. Поезд шел полным ходом, за окном неслась турецкая ночь. Теперь уже Пека твердо знал, что он отделался от своих бутс. Но едва мы приехали в город Анкару, как на вокзале нас спросили:
– Скажите, ни у кого из вас не выпадали из окна вагона футбольные ботинки? Мы получили телеграмму, что из скорого поезда на сорок третьем перегоне вылетели бутсы. Вы не беспокойтесь. Их завтра доставят сюда поездом.
Так бутсы второй раз догнали Пеку. Больше он уже не пытался отделаться от них.
В Стамбуле мы сели на пароход «Чичерин». Пека спрятал свои злополучные бутсы под корабельную койку, и все о них забыли.

…На перрон выбежал запыхавшийся мальчик из нашего отеля.
К ночи в Черном море начался шторм. Корабль стало качать. Сперва качало с носа на корму, с кормы на нос, с носа на корму. Потом стало шатать с боку на бок, с боку на бок, с боку на бок. В столовой суп выливался из тарелок, из буфета выпрыгивали стаканы. Занавеска на дверях каюты поднималась к потолку, как будто ее сквозняком притянуло. Все качалось, все шаталось, всех тошнило.
Пека заболел морской болезнью. Ему было очень плохо. Он лежал и молчал. Только иногда вставал и спокойно говорил:
– Минуты через две меня опять стошнит.
Он выходил на прыгающую палубу, держался за перила и снова возвращался, снова ложился на койку. Все его очень жалели. Но всех тоже тошнило.
Три дня ревел и трепал нас шторм. Страшные валы величиной с трехэтажный дом швыряли наш пароход, били его, вскидывали, шлепали. Чемоданы с изюмом кувыркались, как клоуны, двери хлопали; все съехало со своего места, все скрипело и гремело. Четыре года не было такого шторма на Черном море.
Маленький Пека ездил на своей койке взад и вперед. Он не доставал ногами до прутьев койки, и его то стукало об одну стену головой, закинув вверх ногами, то, наклонив обратно, било пятками в другую. Пека терпеливо сносил все. Над ним никто уже не смеялся.
Но вдруг все мы увидали замечательную картину: из дверей Пекиной каюты важно вышли большие футбольные бутсы. Ботинки шествовали самостоятельно. Сначала вышел правый, потом левый. Левый споткнулся о порог, но легко перескочил и толкнул правый. По коридору парохода «Чичерин», покинув хозяина, шагали Пекины ботинки.
Тут из каюты выскочил сам Пека. Теперь уж не бутсы догоняли Пеку, а Пека пустился за удиравшими ботинками. От сильной качки бутсы выкатились из-под койки. Сперва их швыряло по каюте, а потом выбросило в коридор.
– Караул, у Пеки бутсы сбежали! – закричали футболисты и повалились на пол – не то от хохота, не то от качки.
Пека мрачно догнал свои бутсы и водворил их в каюте на место.
Скоро на пароходе все спали.
В двенадцать часов двадцать минут ночи раздался страшный удар. Весь корабль задрожал. Все разом вскочили. Всех перестало тошнить.
– Погибаем! – закричал кто-то. – На мель сели… Разобьет теперь нас…
– Одеться всем теплее, всем наверх! – скомандовал капитан. – Может быть, на шлюпках придется, – добавил он тихо.
В полминуты одевшись, подняв воротники пальто, выбежали мы наверх. Ночь и море бушевали вокруг. Вода, вздуваясь черной горой, мчалась на нас. Севший на мель корабль дрожал от тяжелых ударов. Нас било о дно. Нас могло разбить, опрокинуть. Куда тут на шлюпках!… Сейчас же захлестнет. Молча смотрели мы на черную эту погибель. И вдруг все заулыбались, все повеселели. На палубу вышел Пека. Он второпях надел вместо ботинок свои большущие бутсы.
– О, – засмеялись спортсмены, – в таких вездеступах и по морю пешком пройти можно! Смотри только не зачерпни.
– Пека, одолжи левый, тебе и правого хватит, уместишься.
Пека серьезно и деловито спросил:
– Ну как, скоро тонуть?
– Куда ты торопишься? Рыбы подождут.
– Нет, я переобуться хотел, – сказал Пека.
Пеку обступили. Над Пекой шутили. А он сопел как ни в чем не бывало. Это всех смешило и успокаивало. Не хотелось думать об опасности. Команда держалась молодцом.
– Ну, Пека, в твоих водолазных бутсах в самый раз матч играть со сборной дельфиньей командой. Вместо мяча кита надуем. Тебе, Пека, орден морской звезды дадут.
– Здесь киты и не водятся, – ответил Пека.
Через два часа капитан закончил осмотр судна. Мы сидели на песке. Подводных камней не было. До утра мы могли продержаться, а утром из Одессы должен был прийти вызванный по радио спасательный пароход «Торос».
– Ну, я пойду переобуюсь, – сказал Пека, ушел в каюту, снял бутсы, разделся, подумал, лег и через минуту заснул.
Мы прожили три дня на наклонившемся, застрявшем в море пароходе. Иностранные суда предлагали помощь, но они требовали очень дорогой уплаты за спасение, а мы хотели сберечь народные деньги и решили отказаться от чужой помощи.
Последнее топливо кончалось на пароходе. Подходили к концу запасы еды. Невесело было сидеть впроголодь на остывшем корабле среди неприветливого моря. Но и тут Пекины злосчастные бутсы помогли. Шутки на этот счет не прекращались.
– Ничего, – смеялись спортсмены, – как запасы все съедим, за бутсы примемся! Одних Пекиных на два месяца хватит.
Когда кто-нибудь, не выдержав ожидания, начинал ныть, что мы зря отказались от иностранной помощи, ему тотчас кричали:
– Брось ты, сядь в галошу и бутсой Пекиной прикройся, чтоб нам тебя не видно было…
Кто-то даже песенку сочинил, не очень складную, но привязчивую. Пели ее на два голоса. Первый запевал:
Вам не жмут ли, Пека, бутсы? Не пора ль переобуться?
А второй отвечал за Пеку:
До Одессы доплыву, Не такие оторву…
– И как у вас у самих мозолей на языке нет? – ворчал Пека.
Через три дня нас на шлюпках перевезли на прибывший советский спасательный корабль «Торос».
Тут Пека снова попытался забыть свои бутсы на «Чичерине», но матросы привезли их на последней шлюпке вместе с багажом.
– Это чьи такие будут?

1 слайд

2 слайд

Синонимы (от греч. synonymos – одноименный) – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению. Например: алфавит – азбука, тут – здесь, многозначность – полисемия, хитрый – смекалистый, бросить – кинуть. Синонимами могут быть и устойчивые словосочетания (фразеологические единицы). Например: бездельничать – бить баклуши, помочь – оказать помощь, далеко – за тридевять земель.

3 слайд

Различают синонимы лексические, стилистические и синтаксические. Лексические синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: обидеть – оскорбить, смеяться – хохотать. Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик – лицо – физиономия- мордашка; удовлетворительно – тройка – трояк. Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу – приступить к работе, она плохо себя чувствует – ей нездоровится, возле дома – около дома. Группа синонимов образует синонимический ряд (глаза – очи – гляделки – зенки). В синонимический ряд входят слова одной и той же части речи. Ср.: ключ – источник – родник (сущ.); ключевой – родниковый (прилаг.); кратко – сжато – лаконично – вкратце (нареч.); организовать – создать – учредить – образовать(глг.). Синонимы разнообразят речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее.

4 слайд

Прочитайте предложения, найдите и запишите синонимы. Отличаются ли они по значению? Какие дополнительные оттенки вы обнаруживаете в каждом из них? Какие виды синонимов вы встретили в предложениях? 1. Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает – Диво б дивное хотел Перенесть я в мой удел». (А. Пушкин)

5 слайд

2. Как ни старайся отличить, Бульвар и сквер – одна натура. И может только скверной быть Бульварная литература. (Я. Козловский) 3. К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу – Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Есенин) 4. Чудесно, мамаша! Знали бы вы, как это превосходно! Прямо – очаровательно! (М. Г.) 5. Тут, на берегу, овладевают не мысли, а именно думы; жутко, и в то же время хочется без конца стоять, смотреть на однообразное движение волн и слушать их грозный рев. (Ч.)

6 слайд

6. «Василиса Егоровна – прехрабрая дама.- заметил важно Швабрин.- Иван Кузьмич может это засвидетельствовать». «Да, слышь ты,- сказал Иван Кузьмич, баба-то неробкого десятка». (П.)

7 слайд

Градация – это такой прием последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего-нибудь, при переходе от одного к другому. Например: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

8 слайд

Прочитайте предложение. Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации. Составьте схему этого предложения. Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. (Л. Кассиль)

9 слайд

1. Что такое синонимы? 2. Какие виды синонимов вы знаете? 3. Для чего используются синонимы в речи?

10 слайд

Антонимы (от греч. аnti – против, onyma – имя) – это слова, противоположные по значению. Например: добро – зло, близко – далеко, свет – тьма, веселый – грустный, мало – много. Антонимические пары могут составлять и фразеологические единицы: бить баклуши – трудиться в поте лица (работать не покладая рук). Антонимы свойственны словам со значением качества. Существительные с конкретным значением (типа стол, стул, пальто) антонимов не имеют, мало их и у числительных. Наиболее богаты антонимами прилагательные, качественные наречия, глаголы. Среди предлогов тоже можно отметить антонимичные пары: из – в, от – к, под – над и др.

11 слайд

Большинство антонимов – это слова разных корней. Но встречаются и однокоренные антонимы. Противоположное значение в таких случаях создается с помощью отрицательных приставок не-, без-, анти-, контр- и др. Многозначное слово в зависимости от значения может иметь разные антонимы. Например: свежий хлеб – черствый хлеб; свежий ветер – теплый ветер; свежая газета – старая газета. Антонимы используются в пословицах, поговорках, в языке художественной литературы (в частности, в названиях произведений), например: Не дорого начало, а похвален конец; Умей видеть великое в малом; «Война и мир».

12 слайд

Антитеза – изобразительное средство, стилистический прием, заключающийся в резком противопоставлении понятий, явлений: Я царь – я раб, я червь – я бог (Г. Державин).

13 слайд

Подберите различные антонимы к многозначным словам. Свежий (хлеб, журнал); бледный (луч, краски, рассказ, лицо); легкий (вопрос, аромат, ноша, характер); глубокий (сон, озеро, знания, обморок, след).

14 слайд

Контекстуальные антонимы: Не считай недруга овцой – считай волком. На Руси не все караси – есть и ерши.

Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякал толстый повар отеля, заливались рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. Из данного предложения выпиши все синонимы.

Слайд 17 из презентации «Русский язык «Лексическое значение»» . Размер архива с презентацией 5097 КБ.

Русский язык 5 класс

краткое содержание других презентаций

«Тест «Прямая речь»» - В каком предложении верно воспроизведена замена прямой речи косвенной. Здесь, полагаю, засели казаки, - сказал Чапаев, указывая на реку. Расставьте знаки препинания и запишите схемы предложений. Женщина или девушка на велосипеде – это ужасно. Найди предложение с ошибкой. Прямая речь. В каком из предложений пропущены знаки препинания. Найди предложение без ошибки в пунктуационном оформлении прямой речи.

«Буквы О, Ё в корне слова» - Третий лишний. Угрожающее жизни человека состояние. «Лишнее» слово. Ошибка. Сам себе голова. Как сказать одним словом. Шоколад. Кроссворд. Парашют сшит из разноцветного шёлка. Словосочетания. Вставленные буквы. Номер. Расчёты были выполнены с ошибками. Пчёлы. Слово.

«Диалог» - Представьте ситуацию. Этапы формирования навыков диалогической речи. Полилог. Вежливые слова. Составьте мини-диалоги. В. Бианки «Лис и Мышонок». Прочитайте диалог. Прочитайте диалог по ролям. Разберите реплики. Обучение диалогической речи. Составление своего диалога. Распространение предложения. Диалог в парах. Диалог.

««Антонимы» 5 класс» - Антонимы. Цель проекта. План. Содержание. Стилистический прием, основанный на применении антонимов. Разнокорневые и однокорневые антонимы. Введение. Контекстуальные антонимы. Названия глав. Проблема. Многозначные слова и их антонимы. Задачи. Синонимичные пары антонимов. Ресурсы и литература.

««Глагол» 5 класс русский язык» - Примечания. Спряжение глаголов. Спряжение глагола – это изменение глагола по лицам и числам. Вид глагола. Правописание НЕ с глаголами. Переходные и непереходные глаголы. Понятие о глаголе. Бежит- глагол. Таблица окончаний спряжений глагола. Возвратность. Безличные глаголы. Образец морфологического разбора. Способы образования глагола. Наклонения глагола. Постоянные признаки. Ходит - глагол. План. Разноспрягаемые глаголы.

«Правописание гласных» - Ожёг плечо. А перед СТ. Цыган (искл.) на цыпочках (искл.) подошёл к цыплёнку (искл.). После шипящих под ударением в корне – Ё. Буквы А - О в корнях РАСТ - РАЩ - РОС. Чередующиеся гласные в корнях. Гласные А – О в корне ЛАГ - ЛОЖ. Правописание чередующихся гласных в корне слова. Гласные Ё – О после шипящих в корне слова. Чередующиеся гласные нельзя проверять ударением. Теоретический и дидактический материал по изучаемым темам.

ЗАДАНИЕ 49. Пользуясь схемой, расскажите об омонимах. Приведите свои примеры:

Определение омонимов.

Виды омонимов:

Лексические

Фонетические

Графические

Грамматические

(омонимы)

(омофоны)

(омографы)

(омоформы)

ЗАДАНИЕ 50 . Определите виды омонимов и цель их использования

в произведениях Я. Козловского:

1) Говорили тиграм львы:

Эй, друзья, слыхали ль вы, Что не может носорог Почесать свой нос о рог?

2) Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку.

Вдруг на мишку - вот напасть - Осы вздумали напасть!

Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть? Жалили куда попало, Им за это и попало.

3) Серая ворона Чёрного ворона Утром ругала, Присев на сучок.

Новость о том разнесли Во все стороны Кумушки-сплетницы - Сорок сорок.

4) Косит косец, а зайчишка косит, Трусит трусишка, а ослик трусит.

ЗАДАНИЕ 51 . Определите выразительное средство и цель его использования в произведениях разных авторов.

Русский язык и культура речи

1) Вы, щенки! За мной ступайте! Будет вам по калачу, Да смотрите ж, не болтайте,

2) Ты, как падший ангел зла, Знаешь всех грехов дорожки;

И в дом мужа принесла Хвост поклонников да рожки.

Д.Д. Минаев. «Даме, но не моего сердца»

3) Слышна у заводов врага нога нам.

Учись, товарищ, владеть

В.В. Маяковский. «Лозунги и рифмы»

4) Лет до ста

без старости.

Год от года

Нашей бодрости.

Землю молодости.

В.В. Маяковский. «Хорошо»

5) Не исчезай... Исчезнув из меня, Развоплотясь, ты из себя исчезнешь, Себе самой навеки изменя, И это будет высшая нечестность.

Е.А. Евтушенко. «Не исчезай»

6) «Всё перемелется, будут мукой!» - Люди утешены этой наукой. Станет мукою, что было тоской? Нет, лучше му́кой!

Люди, поверьте: мы живы тоской! Только в тоске мы победны над скукой. Всё премелется? Будет муко́й?

3. Лексика. Лексическая норма. Основные лексические понятия

ЗАДАНИЕ 52. Определите, на чём основана игра слов в следующих высказываниях:

1) Хорошее дело браком не назовут.

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за её тряпок я не в состоянии (А.С. Пушкин).

3) Мужчины - не пол, а нечто целое.

7) Штирлиц ел картошку в мундире. Война закончилась, и он не боялся его испачкать (анекдот).

6) Я не выношу, когда меня заставляют выносить мусор.

ЗАДАНИЕ 53*. На основании языка-источника, используя языковую догадку, определите значения слов-омонимов:

Акция - латинское, французское; бак - французское, голландское; Бор - русское, латинское, немецкое; блок - английское, французское; винт - русское(от винтить), английское; гриф - греческое, немецкое(рукоятка), французское(клеймо, штемпель); кок - французское(петух), голландское; круп - французское, английское; люкс - латинское, французское; мат - персидское(умереть), английское, немецкое(специальное: тусклый), русское; пас - французское(пропускаю, не играю), английское(передавать); соль - индоевропейское, итальянское; такт - немецкое(от лат.: прикосновение), французское (от лат.: прикосновение).

ЗАДАНИЕ 54*. Послушайте и отгадайте русские народные загадки, в которых используется приём омонимии (загадки должны воспринимаваться на слух!)

1) Три телёнка - сколько ног? 2) Несла баба на базар сто яиц, одно упало. Сколько осталось в корзине яиц? 3) А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало. Что осталось на трубе? 4) Кто без кисти и белил крыши города белил? 5) В автобусе все спят, только шофёр не спит. Как его зовут? 6) Что делал слон, когда пришел Наполеон? 7) Корабль вышел из Астрахани и идёт на Баку. Доплывёт ли он куда-нибудь? 8) Зачем мы пьём чай? 9) Почему мы ходим? 10) Какой бывает лошадь, когда её покупают?

ЗАДАНИЕ 55. Придумайте предложения, чтобы было понятно, какой частью речи являются данные омоформы. Попробуйте «столкнуть» их в одном высказывании, чтобы добиться игры слов.

Русский язык и культура речи

существительное

существительное

прилагательное

прилагательное

деепричастие

существительное

существительное

деепричастие

деепричастие

существительное

существительное

деепричастие

существительное

существительное

прилагательное

ЗАДАНИЕ 56. Определите вид омонимов. Придумайте с ними предложения. Попробуйте «столкнуть» их в одном высказывании, чтобы добиться игры слов.

Мина (гримаса) - мина (снаряд); Роман - роман, старожил - сторожил; лечу (больного) - лечу (на самолете): обежать - обижать.

ЗАДАНИЕ 57. Приведите примеры удачного, на ваш взгляд, использования омонимов в художественных и публицистических текстах.

ЗАДАНИЕ 58. Напишите свои каламбуры, используя омонимы.

Синонимы

ЗАДАНИЕ 59. Какое нарушение заставляет автора текста грустить?

Исправьте его настроение.

Поговорили...

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!...

- Как живешь? - спрашиваю.

- Нормально, - отвечает.

А с учебой как?

Нормально.

- Ты, говорят, болел... Теперь всё в порядке?

Нормально.

Хорошо, значит?

- Ну, я же говорю - нормально.

- Странно ты говоришь...

- Почему? Нормально.

- Ты считаешь - нормально?

Нормально.

«Да-а, - грустно подумал я, простившись с приятелем. - Странно...

А ведь когда-то был вполне нормальный человек!» (А.А. Шибаев )

3. Лексика. Лексическая норма. Основные лексические понятия

ЗАДАНИЕ 60 . В словаре синонимов к словубольшой дано 27 синонимов. Подберите к ним существительные:

Большой - немалый, значительный, порядочный, крупный, солидный, огромный, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский, чудовищный, основательный, изрядный (разг .), здоровый (прост .),

по величине, размерам : внушительных размеров, громоздкий, неизмеримый, неохватный, здоровенный (прост .), циклопический,

по объему: объемистый, объемный,по количеству : многочисленный,

по значению, силе, интенсивности: великий, величайший, грандиозный, титанический.

ЗАДАНИЕ 61. Найдите синонимы в стихотворениях разных авторов.

1) Не тут-то было: как и прежде, На встречу бедного певца Прыгнула Оленька с крыльца, Подобна ветреной надежде, Резва, беспечна, весела,

2) Бураны, вьюги и метели - Как много с ними канители, Как много шуму, толкотни,

3) Дождь крапал, моросил, Припускал, стучал, косил,

Ливнем лил, стеной стоял, Барабанил, травы мял.

Дождь слепой и проливной, Нарастающий, грибной.

Обложной, висячий, спорый, Сонный, медленный и скорый.

Как камыш, стоймя стоячий,

И холодный, и горячий.

А ещё и грозовой,

Радужный, полосовой. Параллелями и в сетку, А при ветре даже в клетку.

Вот как много есть дождей Для растений и людей.

О.Е. Григорьев. «Какой дождь»

Русский язык и культура речи

ЗАДАНИЕ 62 . Подберите как можно больше сказуемых и определений к следующим существительным:

Снег, ветер, свет, солнце, дождь.

ЗАДАНИЕ 63 . Подберите синонимы (В скобках указано количество синонимов, содержащихся в «Словаре синонимов русского языка»,

к которому следует обратиться при затруднениях):

1) К прилагательным, обозначающим цвета : белый - (4), красный - (17), желтый - (6), серый - (3), синий - (9).

2) К глаголам : повторять - (21), думать (мыслить)– (15), звенеть - (8), понравиться (12).

3) К существительным : спор - (7), больница - (3), поэт - (8).

ЗАДАНИЕ 64. Являются ли синонимами следующие пары слов? Определите их значения.

1) Базар - рынок.

2) Птичий базар - птичий рынок.

ЗАДАНИЕ 65. Замените «детские» слова, собранные К.И. Чуковским, общеупотребительными синонимами:

Я намакаронился. Мы насупились. Я не школьник, я ещё садист. Сижу и отмухиваюсь. Мама сердится, но быстро удобряется. Корова рогает. Ах, как обснегилась улица! Я помнила, помнила, а потом отпомнила. Я защёкала свою карамельку. Подфамилить бумагу. Дай мне распакетить пакеты! Я заключаю дверь. Отскорлупай мне яйцо! Я никак не могу распонять, что нарисовано на этой картинке. Бумага откнопкалась. Я уже начаёпился. Ого-го, как ладошкаются! Замолоточь этот гвоздик! Папа алёкает по телефону. Наседка оцыплятилась. Нанитывать бусы. Утки идут утьком. Какие вагонята хорошенькие! Надень мне пальчатки. Это не синяк, а красняк. Ой, как больнуло живот! Я только пивнул капельку. Журчеёк. Жукашечка. Финик. Лизык. Мазелин. Копатка.

ЗАДАНИЕ 66. Приведите свои примеры «детских» слов. Пусть ваши товарищи попробуют подобрать к ним общеупотрубительные синонимы.

ЗАДАНИЕ 67. Объясните оттенки смысла следующих синонимов: 1) Говорить, болтать, молоть, молоть чепуху, ворковать, заливать,

петь, трещать, тараторить, кричать, орать, драть горло, рявкать, ры-

3. Лексика. Лексическая норма. Основные лексические понятия

кать, лаять, обрывать, отрезать, осаживать, цедить, ворчать, буркать, сморозить, греметь, гудеть, бубнить, рокотать, звенеть, дребезжать, шепелявить, сюсюкать, картавить, скрипеть, сипеть, хрипеть, шипеть, пищать, заикаться, чирикать, брякать, выдавить, проговориться, обронить, ввернуть, вставить, подытожить, умозаключить, уточнить, заметить, острить, мычать, фыркать, пыхтеть, мямлить, язвить, насмешничать, замяться, рта не закрывать, пристать, выругаться, раскричаться, возмущаться, произнести, взорваться, беседовать, общаться, вступать в коммуникацию, базарить, точить лясы, молвить, глаголить, изрекать.

2) Улыбаться, смеяться, усмехаться, ухмыляться, ржать, хохотать, гоготать, фыркать, заливаться, надрывать живот от смеха, скривить рот, рот до ушей, скалить зубы, щериться, хихикать, визжать.

ЗАДАНИЕ 68. Подберите как можно больше синонимов к глаголам:

смотреть, удивляться, возмущаться, ударить.

ЗАДАНИЕ 69. Найдите синонимы. Распределите их на группы:

1) И впился комар как раз тётке прямо в правый глаз (А.С. Пушкин ). 2) Где ж вы, где ж вы, очи карие, где ж ты, мой родимый край? (М.В. Исаковский ). 3) Старая хозяйка... говорит мне: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то» (А.М. Горький ). 4) Скоро хохотали все: смеялись мальчики в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля (Л. Кассиль ).

ЗАДАНИЕ 70. Распределите синонимы на группы:

1) Свалиться, упасть, шмякнуться, низвергнуться.

2) Конец, смерть, кончина, околеванец.

3) Облобызать, поцеловать, чмокнуть, запечатлеть поцелуй .

4) Молвить, говорить, буркнуть, сморозить, глаголить.

5) Пялиться, смотреть, таращиться, глядеть, взирать.

6) Просить, канючить, клянчить, умолять.

Русский язык и культура речи

ЗАДАНИЕ 71 . Объясните разницу в значениях и ситуациях использования следующих синонимов:

1) Интеллигентный, культурный, образованный, воспитанный, грамотный, учёный.

2) Бунт, стачка, забастовка, революция, восстание, путч.

3) Порядочный, приличный, пристойный.

4) Педагог, преподаватель, учитель, воспитатель.

5) Рабство, неволя, кабала, зависимость.

6) Любить, нравиться, быть неравнодушным, быть влюблённым, обожать, вздыхать, страдать, быть без памяти, быть без ума, души не чаять, не надышаться, симпатизировать.

ЗАДАНИЕ 72. Напишите синонимы в порядке возрастания признака:

1) Неприятель, враг, противник, недоброжелатель.

2) Гнев, бешенство, досада, ярость, неудовольствие.

3) Ошибка, неточность, неправильность, погрешность.

4) Волнение, ужас, страх, трепет, боязнь;

5) Экономный, жадный, рачительный, скупой, бережливый, алчный.

6) Свирепый, беспощадный, жестокий, безжалостный.

7) Тщедушный, сухопарый, худощавый, худой, тонкий, тощий.

ЗАДАНИЕ 73. Определите приём и цель его использования.

1) И все ели. Непрерывно. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как за стеклами витрин, около столовых и домов, прямо на улице, на базаре, на пляже, стоя, на ходу, люди жевали и жевали, завтракали, обедали, ужинали, закусывали, перехватывали, перекусывали, подкреплялись, заправлялись, рубали, лопали, жрали (Н.Н. Носов ).

2) Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (А.С. Пушкин )

3) Найду ль там прежние объятья? Старинный встречу ли привет?

ЗАДАНИЕ 74. Выделите синонимы в данном тексте. Объясните, почему знаменитый юрист XIX века А.Ф. Кони привёл его в качестве неудачного выступления. Перестройте выступление, сделайте его более эффективным.

3. Лексика. Лексическая норма. Основные лексические понятия

Господа присяжные!

Положение подсудимого перед совершением им преступления было поистине адское. Его нельзя не назвать трагическим в высшей степени. Драматизм состояния подсудимого был ужасен: оно было невыносимо, оно было чрезвычайно тяжело и, во всяком случае, по меньшей мере, неудобно.

ЗАДАНИЕ 75. Напишите свои тексты, используя приём градации.

ЗАДАНИЕ 76. Понаблюдайте, с какой целью противопоставляются синонимы. Сделайте вывод. Как называется подобный приём?

1) Я по-прежнему верю в добро, в истину: но я не только верю, -

я верую теперь, да, я верую, верую (И.С. Тургенев ). 2) Ахматова у себя дома, в гостях ли, в кресле, на диване, на кровати всегда не сидела, а восседала, прямая, гордая, величественная; она не говорила, а роняла слова, роняла точные, весомые, именно те, которые хотела обронить (М.О. Белкина ). 3) Он знал в детстве не нужду, но бедность (А.И. Куприн ). 4) Вы думаете, мы скажем Вам: «Спасибо»? - Нет. Мы скажем Вам: «Большое спасибо». 5) Человек смотрит глазами, а видит мозгом (И.С. Павлов ). 6) Я не легенда, я миф (М. Дитрих ).

ЗАДАНИЕ 77. Понаблюдайте, с какой целью противопоставляются синонимы в поэтических текстах. Сделайте вывод. Как называется данный приём?

1) Уста и губы - суть их не одна. И очи - вовсе не гляделки!

2) Ах, двинский лес в закатных бликах,

И брёвна тёмные в венце,

И даже что-то есть от лика

ЗАДАНИЕ 78. Придумайте высказавания, в которых противопоставлены данные синонимы.

1) Друг - товарищ - приятель.

2) Подруга - приятельница - знакомая.

3) Жить - существовать.

4) Примета - признак - симптом.

Русский язык и культура речи

ЗАДАНИЕ 79. Определите средство, которое используется в каламбурах.

1) То, что о ней говорят, может быть, сплетни, но не враньё (Ванда Блоньская ).

2) Труднее всего - конец месяца, особенно последние 30 дней (Альфонс Алле ).

3) Не надо бороться за чистоту, надо подметать (Илья Ильф ).

ЗАДАНИЕ 80. Придумайте свои каламбуры с использованием приёма парадиастолы.

ЗАДАНИЕ 81.* Замените устойчивые перифразы, характерные для публицистического стиля речи, синонимами:

1) Чёрное золото - ..., 2) Белое золото - ..., 3) Голубые дороги планеты - ..., 4) Создатель Ватикана - ..., 5) Страна Восходящего солнца - ..., 6) Поднебесная - ..., 7) Туманный Альбион - ..., 8) Остров Свободы -

9) Четвёртая власть - ..., 10) Хозяева пятого океана - ..., 11) Жидкое золото - ..., 12) Герои ледяных баталий - 13) Первооткрыватели недр -

14) Колумбы подземных богатств - ...,15) Северная Пальмира - ..., 16) Северная Венеция - ..., 17) Белокаменная - ..., 18) Первопрестольная - ..., 19) Солнце русской поэзии - ..., 20) Наше всё - ... .

ЗАДАНИЕ 82 . Приведите свои примеры удачного, на ваш взгляд, использования перифраз в публицистических текстах.

ЗАДАНИЕ 83 . Определите приём, который здесь используется.

В Академии наук

Заседает князь Дундук.

Говорят, не подобает

Дундуку такая честь.

Отчего ж он заседает?

Оттого, что есть чем сесть.

А.С. Пушкин

Только женщина, пришедшая сюда

Для сбыта красоты своей...

В.Я. Брюсов

Чекистов:

А я... Если б был я мандарин,

То повесил бы тебя, Литза-Хун,

За такое место...

Которое вслух не называется.

С.А. Есенин. «Страна негодяев»

Папаша так двинул его плёчом, что тот отлетел в сторону.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
По своей природе я не был убийцей, ни по природе, ни по воспитанию, пушкинское «милость к падшим призывал» всегда отзывалось во мне.
Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ЭТОГО НЕ ПОЙМЁМ в предложении.
Пока этого не поймём, мы будем пленниками чужих товаров.
Укажите тип связи в словосочетании УДРУЧАЮЩЕ ОБЕДНЁН в предложении.
Мир стал бы удручающе обеднён, наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения.
Укажите тип связи в словосочетании СОПОСТАВЛЯТЬ ИХ в предложении.
Выделять факты из окружающего мира, анализировать эти факты, сопоставлять их – вот что должен уметь каждый человек в ХХI веке.
Укажите тип связи в словосочетании ЭТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ в предложении. Определения эти упрощённые, схематичные.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Уже два года они жили в этом подземелье.
Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед.
Ибо человек, читающий такие книги, есть человек разумный, человек нравственный.
Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, мобильные телефоны, компьютеры, холодильники.
Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Я голову поднял, взглянул и обмер: какая красота!

Задание 1. Прочитайте предложения. Какие слова использованы в нествойственном им значении? Отредактируйте предложения.
1) Скоро у куниц появится наследство. 2) Задержана плеяда наркоторговцев. 3) За цветными витражами магазина видна новая колекция одежды. 4) Чтобы решить вопрос о необходимости операции, нужно собрать консенсус врачей. 5) Без любви жизнь была бы скучной и однотонной.
Задание 2. Прочитайте предложения. Какие слова употреблены без учета их лексической сочетаемости? отредактируйте предложения.
1) Директор поднял тост за внутрикорпоративную солидарность. 2) Мы стали свидетелями большого театрализованного представления. 3) Наша встреча состоялась только глубокой весной. 4) В этих соревнованиях наш легкоатлет преодолел мировой рекорд. 5) Наши выпускники на голову опережают выпускников других вузов. 6) На пресс-конференции были озвучены списки кандидатов на руководящие посты. 7) Курьер прибудет к вам в районе девяти часов. 8) Возможно, нам где-то просто не повезло. 9) Наши зарплаты составляют порядка пятнадцати-шестнадцати тысяч рублей.

их научной деятельности. Учение вот лучшее богатство. Грамматика это система. Системой называется такое единство, каждый элемент которого связан с другим и от них зависит. Попытка не пытка. Крутая гора мученье для коня крутой человек мученье для людей. Плохо выраженная мысль это леность мысли или неумение мыслить. Неумение именовать предметы это и незнания их. Текст это памятник культуры, а память для человека является едва ли не самым необходимым даром...
Из последнего предложения выпиши однокоренные слова, разбери по составу.