Брачносемейные отношения в международном частном праве. Усыновление (удочерение) в международном частном праве Усыновление в международном праве

Усыновление создает искусственные отношения, фиктивное родство. Его условия, цели и последствия по-разному разрешены законодательством зарубежных стран. Коллизионных вопросов, возникающих в этой области, много: кому разрешено усыновление, с какого возрас­та разрешается усыновлять, можно ли усыновлять совершеннолетнего, необходимо ли согласие на усыновление между усыновителем и усыновляемым или его законным представителем, со­храняется ли правовая связь усыновленного с кровными родственниками и т. д.

Коллизионные нормы, касающиеся усыновления, обычно объявляют решающим лич­ный закон усыновителя. Среди немногочисленных конвенций об усыновлении наиболее из­вестна Гаагская конвенция о компетенции, о применимом праве и о признании реше­ний в отношении усыновления 1965 г, которая устанавливает требования к лицам, поль­зующимся правом усыновления, а также к усыновляемому. Общим правилом в отношении усыновления является применение компетентными властями своего внутреннего закона. Конвенция предусматривает следующие изъятия из этого принципа.

1. Должно учитываться любое положение о запрещении усыновления, содержа­щееся в национальном законе усыновителя или супругов-усыновителей, если применение такого запрещения предусмотрено заявление государства гражданства усыновителей при ратификации конвенции.

2. В отношении вопроса о согласии на усыновление лиц, не являющихся членами семьи усыновителя, применяется закон гражданства ребенка. Этот же закон применяется и в отношении условий консультации с данными лицами.

Конвенцией предусмотрено, что отмена усыновления возможна по любым осно­ваниям, предусмотренным законом государства, компетентным решать этот вопрос.

Согласно СК РФ усыновление и удочерение (далее - усыновление) ребенка, яв­ляющегося российским гражданином, в том числе их отмена, производятся на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства в соответствии с законода­тельством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в кото­ром это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усы­новлении или отмене усыновления.

Усыновление детей, иностранными гражданами или лицами без гражданства возможно только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ. либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и мест жительства родственников.

Усыновление на территории РФ иностранными гражданами или лицами без граж­данства, состоящими в браке с российскими гражданами, детей, являющихся российскими гражданами, производится в порядке, установленном СК для российских граждан, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

При усыновлении на территории РФ российскими гражданами ребенка, являюще­гося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

Если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные российским законодательством и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя. В этом случае усынов­ление, если оно состоялось, подлежит отмене в судебном порядке.

Защита прав и законных интересов детей, являющихся российскими гражданами и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществ­ляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учрежде­ниями РФ, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершенноле­тия. Посредническая деятельность по усыновлению детей недопустима (ст. 126-1 СК РФ).

Охрана личных и имущественных прав совершеннолетних осуществляется комплексом мер, образующих гражданско-правовой институт опеки.

Все правовые системы определяют цель опеки как охрану лиц, нуждающихся в защите в связи с их несовершеннолетием, умалишенностью и другими дефектами. Лич­ный закон опекаемого принимается во внимание в первую очередь при регулировании вопросов, возникающих из потребности опекаемого в защите. Однако поскольку учреждение опеки и попечительства требует применения процессуальных норм, практика исходитиз того,что привязку закона гражданстванеобходимо сочетать с привязкой к закону суда.

Компетентными в отношении защиты прав несовершеннолетних признаются судебные и административные органы государств обычного местожительства несовершеннолетнего. Конвенция о гражданских аспектах похищения детей в международном масштабе 1980 г. была принята в Гааге с целью немедленного возвращения детей, незаконно перемещенных или неза­конно удерживаемых к одном из договаривающихся государств, а также содействия реальному применению во всех других договаривающихся государствах прав защиты ребенка, сущест­вующих в одном из государств-участников.

Опекуном может быть назначено только дееспособное лицо. Национальный закон, практически везде, ограничивает круг лиц, которые могут быть назначены опекунами. Эти ог­раничения не везде одинаковы, но наиболее распространенными являются следующие:

Не могут быть опекунами лица, сами находящиеся под опекой;

Имеющие попечителей, лишенные по суду почетных прав и преимуществ;

Ведущие аморальный образ жизни;

Лица, чьи интересы в значительной степени находятся в противоречии с интересами подопечного лица;

Лица, объявленные несостоятельными, в отношении которых еще не закончено кон­курсное производство;

Лица, в отношении которых был установлен запрет родителями несовершен­нолетнего, когда они были живы.

Опекуны назначаются во Франции семейным советом, в Германии и Швейцарии - опе­кунским судом, в Англии и США - судом. В обязанности опекуна входят забота о развитии лич­ности подопечного и представительство его в гражданских делах. Опекун обязан вести дела подопечного, как «заботливый хозяин»; он несет ответственность за убытки, возникающие у подопечного вследствие небрежного ведения дел. В Англии и США опекун приобретает статус доверительного собственника, чем определяется и круг его обязанностей, и порядок их осуще­ствления. Деятельность опекуна находится под надзором опекунского суда и семейного совета. Праву Франции, ФРГ и Швейцарии известен институт попечительства В отношении несовер­шеннолетних попечители назначаются тогда, когда родители или опекуны не могут исполнять обязанности по представительству из-за временных препятствий. Попечительство может уста­навливаться в отношении лиц, когда они не могут вести дела в силу физических недостатков (слепота, глухота и др.), а также в отношении расточителей, но наиболее часто попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лип.

Отличие попечительства от опеки заключается в том, что попечитель лично не со­вершает сделок от имени опекаемого, а только дает согласие на их совершение самим опекаемым, в то время как опекун такие сделки совершает сам от имени подопечного. Попечитель не имеет права управления имуществом опекаемого. Назначение попечителя аналогично назначе­нию опекунов, Деятельность попечителя также находится под надзором опекунского суда или семейного совета. Одной из форм попечительства выступает приемная семья. Граждане (суп­руги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья -приемной семь­ей. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обя­занностями опекуна (попечители).

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержа­ния, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также ос­нования и последствия прекращения такого договора. Приемные родители являются за­конными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по международному частному праву

На сайте сайт читайте: "конспект лекций по международному частному праву"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие, предмет, принципы и нормы международного частного права
Термин "международное частное право" впервые был предложен судьей Верхов­ного Суда США, профессором Гарвардской школы права Джозефом Стори в его труде под названием "Комментарий о ко


Субъектами международногочастного права выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, меж­дународные м


Методические рекомендации. О случае возникновения гражданского правоот­ношения с иностранным элементом возникает коллизия права, разрешение которой про­изводится специальным

Методы правового регулирования в международном частном праве
Гражданско-правовой характер отношений, являющихся предметом междуна­родного частного права, позволяет дать следующую характеристику методов, применяе­мых в международном частном праве: 1)

Понятие, структура и виды коллизионных норм в международном частном праве
Коллизионная норма- это норма, содержащаяся во внутреннем праве государства, которая определяет, право какой страны подлежит применению к данному гражданскому правоотношению, обремененному и

Основные типы формул прикрепления
Уже говорилось о том, что двусторонние коллизионные нормы содержат привяз­ку, отсылающую не к законодательству какой-то конкретной страны, а устанавливающую принцип, в соответствии с которым данное

Закон национальности юридического лица (lex societatis)
Подобно тому, как личный закон физического лица определяет правовое положе­ние физических лиц, их гражданско-правовой статус, так и закон национальности юриди­ческого лица определяет гражданско-пра

Закон места нахождения вещи (lex rei sitae)
Когда речь идет о праве собственности на вещь или о других вещных правах на нее, коллизионное право многих государств использует формулу прикрепления, согласно которой к этим правоотношениям примен


3. Участие государств и международных межправительственных организа­ций в гражданско-правовых отношениях, имеющих международный характер. Методические рекомендации. Поскол

Правовой статус физических лиц как субъектов международного частного права
Правовое положение физических лиц как субъектов международного частного права определяется как в национальном законодательстве, так и в международных дого­ворах. Национальное законодательс

Правовой статус юридических лиц в международном частном праве
Под юридическим лицом принято понимать носителя имущественных прав и обя­занностей, выступающего от своего имени и существующего независимо от лиц, входящих в его состав. Среди приз

Участие государств и международных межправительственных организаций в гражданско-правовых отношениях, имеющих международный характер
Статья 124 ГК РФ устанавливает, что РФ субъекты РФ: республики, края, облас­ти, города федерального значения автономные области автономные округа, а также го­родские, сельские поселения и другие му

Коллизионно-правовые вопросы отношений права собственности
Как правило, имущество, находящееся в собственности, разделяется на движимое и недвижимое. Этим двум категориям придается различный правовой режим в странах континентального права, а в странах англ

Интеллектуальная собственность
В Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собст­венности, 1967 г. (ст.2), указывается, что понятие"интеллектуальная собственность" включае

Внешнеэкономические обязательства
1. Понятие, форма и порядок заключения внешнеэкономических сделок 2. Коллизионные вопросы обязательств но внешнеэкономическим сделкам. 3. Основное положения Конвенции ООН о догово

Коллизионные вопросы обязательств по внешнеэкономическим сделкам
Внешнеэкономические сделки заключаются между субъектами международного частного права по поводу отношений, касающихся экспорта-импорта товаров и услуг. В этой связи возникает вопрос о праве, примен

Основные положения Конвекции ООН О договорах международной купли-продажи товаров
Различия в нормах национальною законодательства различных государств созда­ют препятствия для внешнеэкономического оборота, несмотря на то, что эти препятствия преодолеваются в большинстве случаев

Международные перевозки грузов и пассажиров
1. Правовое регулирование международных морских и авиационных перевозок. 2. Международные автомобильные и железнодорожные перевозки.

Международные автомобильные и железнодорожные перевозки
Правовой статус наземной транспортной среды связан с правовым статусом государственной территории, по которой осуществляется перевозка, основанным, в свою очередь, на суверенитете государств

Внешняя трудовая миграция
Методические рекомендации. Следует уяснить, что для установления приме­нимого права в области трудовых отношений используются, следующие коллизионные привязки: - закон мес

Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
Международный труд - это отношения, осложненные иностранным элементом. Иностранный элемент может присутствовать как в субъективном составе (субъект отно­шения - иностранный раб

Внешняя трудовая миграция
Специфическая разновидность выезда российского гражданина на работу за пре­делы РФ- это заключение трудового договора с зарубежным работодателем (нанимате­лем). Речь в данном случае идет о внешней

Семейное и наследственное право
1. Правовое регулирование семейно-брачных отношений, осложненных ино­странным элементом. 2. Коллизионные вопросы усыновления, опеки, попечительства, 3. Коллизионные вопросы наслед

Правовое регулирование семейно-брачных отношений, осложненных иностранным элементом
К обязательным условиям заключения брака принято относить взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. В среднем брачный возраст установ­лен в 18 лет, хотя в

Коллизионные вопросы наследования
Национальные правовые доктрины признаютнаследственное право одним из институтов гражданского права, под которым принято подразумевать совокупность норм, регулирующих отношения, свя


Методические рекомендации. Следует вспомнить, что под валютными опера­циями понимаются: - операции, связанные с переходом права с

Формы международных финансовых расчетов
Под формой расчета в международной коммерческой практике понимается ре­гулируемой нормами международного частного права условие платежа, обладающее спе­цифическими особенностям

Международные финансовые расчеты с использованием векселей и чеков
Основным органом валютного регулирования в России является Центральный банк Российской Федерации Банк определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в

Банковские гарантии в международных коммерческих контрактах
Одним из условий международного коммерческого контракта является предос­тавление экспортером банковских гарантий. В гарантийных операциях, обслуживающих международный коммерческий оборот, участвуют

Международная подсудность по гражданским и торговым делам
2. Понятие, юридическая природа, компетенция международного коммер­ческого арбитража. Методические рекомендации.

Международная подсудность но гражданским и торговым делам
Специальные вопросы судопроизводства по гражданским делам, осложненным иностранным элементом, образуют область международного гражданского процесса. Обычно к международному граждан

Правоотношения между родителями и детьми

Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (Резолюция Комитета министров ЕС «О гражданстве детей, родившихся в браке»). Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми – это установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. Регламентация этих отношений производится, в первую очередь, на основе личного закона детей и родителей (права страны гражданства или домицилия). Применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда.

Большая часть этих вопросов урегулирована в международном праве (в Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.; Конвенции о правах ребенка 1989 г.; Рекомендации Комитета министров ЕС «В отношении детей против жестокого обращения»; Гаагской конвенции о компетенции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.).

Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства и материнства, определено в ст. 162 СК. Основная коллизионная привязка – это закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами Российской Федерации обращаться в дипломатические и консульские представительства РФ по поводу решения данных вопросов.

Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163 СК. Основная коллизионная привязка – это закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164 СК). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

Институт усыновления (удочерения) является одним из самых древних правовых институтов (известен со времен Древнего мира). Усыновление представляет собой сложную правовую и этическую проблему, поскольку необходима твердая уверенность в соблюдении интересов ребенка. На международном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Европейской конвенции об усыновлении детей 1967 г. В последние годы чрезвычайно распространенным стало усыновление (удочерение) иностранными гражданами и усыновление за границей. В этой связи в современном международном праве установлен более высокий стандарт требований к усыновлению. Система усыновления, закрепленная в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., обеспечивает гарантии прав и интересов ребенка в случае усыновления. Правовому регулированию этих вопросов посвящены и Рекомендация Комитета министров ЕС «О воспитывающих семьях», и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.



Коллизионные вопросы усыновления (удочерения) в российском законодательстве разрешаются на основе «цепочки» коллизионных норм. Основной коллизионной привязкой выступает личный закон усыновителя (гражданства или домицилия) при усыновлении (удочерении) на территории РФ ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации. При этом закреплена необходимость соблюдения семейного законодательства РФ и международных договоров РФ (ч. 2 п. 1 ст. 165 СК). Усыновление (удочерение) иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, детей – российских граждан на территории РФ презюмирует применение российского права с учетом международных обязательств РФ. Законодатель установил также применение закона компетентного учреждения в случае усыновления (удочерения) на территории РФ иностранного гражданина. Установлен и перечень случаев, когда для усыновления необходимо согласие компетентного учреждения РФ, законных представителей ребенка и самого ребенка.

В случае возможного нарушения прав ребенка необходимо отказать в усыновлении (удочерении) или отменить произведенное усыновление в судебном порядке. На консульские учреждения РФ возложена обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей – граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за пределами Российской Федерации. При усыновлении (удочерении) детей – граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации применяется закон компетентного учреждения того государства, гражданином которого является усыновитель. Для производства такого усыновления необходимо получить предварительное разрешение компетентного органа РФ.

Тема 11. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Различия регламентации усыновления в отдельных странах (разная оценка возможности усыновления лиц, достигших совершеннолетия, факта наличия у усыновителей собственных детей, возрастной разницы между усыновителем и усыновленным и т.д.) определяют роль коллизионных норм в данной области. Вопрос о праве, подлежащем применению к усыновлению, встает в случаях, когда:

  • 1) ребенок и усыновитель являются гражданами разных государств;
  • 2) усыновление – при одинаковом гражданстве сторон – производится на территории другого государства.

Ранее усыновление российских детей иностранными гражданами было сравнительно редким и осуществлялось на общих основаниях, т.е. с применением российского (советского) права. Однако число усыновляемых детей растет, появляются связанные с усыновлением спорные вопросы, требующие отыскания подлежащего применению права, наиболее тесно связанного с отношениями, возникающими при усыновлении. Законодательство последнего времени расширяет применение иностранного права. Усыновление (в том числе отмена усыновления) на территории РФ иностранными гражданами ребенка, являющегося российским гражданином, производится теперь в соответствии с законодательством страны гражданства усыновителя – будущего главы семьи (ст. 165 СК РФ). Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства (требования к усыновителю в отношении возраста, материального положения и т.п.) обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве. Аналогичные коллизионные привязки используются в законодательстве многих зарубежных стран.

Наряду с применением законодательства страны усыновителя ст. 165 СК РФ предписывает соблюдение одновременно норм российского семейного законодательства, определяющего, в отношении каких детей допускается усыновление, порядок усыновления, ведение учета подлежащих усыновлению детей и лиц, желающих усыновить ребенка, порядок получения согласия на усыновление, т.е. обеспечивающего при усыновлении интересы детей. Дети, таким образом, получают как бы двойную защиту – и по правилам иностранного законодательства (закона страны гражданства усыновителя), и по правилам российского законодательства. Если требования того или иного из этих законов не соблюдены, усыновление недопустимо.

Одновременное применение в соответствии со ст. 165 СК РФ и иностранного, и российского семейного права означает, очевидно, что практически должны быть выполнены требования и того и другого права. Если, например, необходимая разница в возрасте между усыновителем и усыновленным по иностранному праву составляет более предусмотренных в России 16 лет, должны быть соблюдены требования этого более строгого закона.

При усыновлении на территории России российскими гражданами детей, являющихся иностранными гражданами, применяется российское законодательство, т.е. правила СК РФ. По при этом учитывается и тот факт, что усыновляемый ребенок имеет иностранное гражданство: необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, – согласие ребенка на усыновление.

Исходя из принципа защиты интересов усыновляемых детей, закон формулирует правило, имеющее общий ограничительный характер: независимо от гражданства усыновителя (следовательно, и от подлежащего применению права) при нарушении прав ребенка, установленных российским законодательством и международными договорами России (например, Конвенцией о правах ребенка), усыновление не может быть произведено, а произведенное усыновление подлежит отмене.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20 апреля 2006 г. № 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" разъяснил, что под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития.

Помимо коллизионных проблем при усыновлении детей иностранцами возникают вопросы, связанные с процедурой усыновления. В России эта процедура в принципе определяется по российскому законодательству, но – с учетом специфики такого усыновления – с привлечением и специальных правил (это специальное регулирование не применяется, однако, к случаям, когда речь идет об усыновлении в России российских детей иностранцами, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации). Так, для обеспечения приоритета российских граждан, желающих усыновить ребенка, закон устанавливает, что усыновление детей иностранцами допускается только в случаях, если не представилось возможным передать их на воспитание: 1) в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ, или 2) на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников. Данное ограничение соответствует правилам ст. 21 Конвенции о правах ребенка. Верховный Суд РФ не раз указывал судам на недопустимость нарушения этого требования.

Информацию о детях иностранцы, как и российские граждане, получают через банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, созданный в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Специальное правило касается подсудности – заявления об усыновлении подаются лицами, постоянно проживающими за границей, не в районные суды, а в суды "второго звена" по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка. Есть некоторые особенности в процедуре судебного разбирательства дел об усыновлении детей иностранцами, в требованиях к представляемым документам.

За пределами России защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами, осуществляется консулами Российской Федерации, которые должны брать таких детей на учет.

Защита в государстве пребывания интересов граждан представляемого государства и охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних, которые являются гражданами представляемого государства, входят в число консульских функций согласно Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., в которой участвует более 150 государств, в том числе Россия.

Среди действий по выполнению консульских функций Консульский устав РФ называет и действия в отношении усыновленных (усыновляемых) несовершеннолетних граждан Российской Федерации. Так, консул в соответствии со ст. 19 должен извещать соответствующий федеральный орган исполнительной власти о ставших ему известными случаях усыновления российских несовершеннолетних граждан с нарушением порядка, установленного законодательством России, в том числе об усыновлении в соответствии с законодательством государства пребывания без предварительного разрешения на то органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, а также разъяснять органам государства пребывания и усыновителям последствия такого усыновления. Консул также информирует российских граждан, постоянно проживающих на территории консульского округа, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить российского ребенка, проживающего в России, по их просьбе о порядке усыновления, установленном законодательством РФ.

Согласно п. 4 ст. 19 Консульского устава РФ консул в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляет в государстве пребывания учет несовершеннолетних российских граждан, усыновленных проживающими в консульском округе российскими гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также информирует соответствующий федеральный орган о нарушении прав и законных интересов таких усыновленных и о неблагополучии в семье усыновителей. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить ребенка, в России не допускается. В качестве посреднической деятельности, однако, не рассматривается деятельность органов опеки и попечительства, органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей но выявлению и устройству детей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории России в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. Эти организации не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели (ст. 126.1 СК РФ). Правительством РФ 4 ноября 2006 г. принято постановление № 654, которым утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, где определен порядок получения разрешений на открытие представительств и осуществление деятельности по усыновлению (разрешения выдаются Министерством образования и науки РФ), осуществления деятельности и контроля.

Возможны случаи, когда дети – российские граждане усыновляются иностранными гражданами за границей. Российское законодательство допускает признание произведенного за границей усыновления ребенка – российского гражданина, проживающего за пределами России, если усыновление произведено компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель. Требуется лишь установить, что орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за границу, дал предварительное разрешение на усыновление.

Договоры о правовой помощи и Минская конвенция 1993 г. решают коллизионные вопросы усыновления в общем единообразно. Как и в СК РФ, в них предписано в принципе применение законодательства государства, гражданином которого является усыновитель. Если ребенок имеет гражданство другого государства, при усыновлении или его отмене необходимо получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству государства, гражданином которого он является. Следует обратить внимание на правило ст. 40 Кишиневской конвенции 2002 г. Воспроизводя соответствующие нормы об усыновлении Минской конвенции и не меняя, по видимости, основной привязки к гражданству усыновителя, она вводит оговорку о том, что эта основная привязка применяется, "если внутренним законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное".

В некоторых договорах, например в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 20 января 1995 г., исходным считается не гражданство усыновителя, как это принято в Минской конвенции 1993 г., двусторонних договорах о правовой помощи и ст. 165 СК РФ, а постоянное место жительства.

Что касается Гаагской конвенции 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления, которую Россия подписала 7 сентября 2000 г. (но пока не ратифицировала), то она содержит в основном материально-правовые нормы, направленные на осуществление усыновления в интересах ребенка, и обеспечивает признание усыновления, произведенного в одном из договаривающихся государств по правилам Конвенции, во всех других странах-участницах.

Международное сотрудничество в области усыновления, особенно на двусторонней основе, может – с учетом особенностей законодательства Договаривающихся Сторон – обеспечить, в частности, надлежащий контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Правительству рекомендовано инициировать заключение подобных договоров с иностранными государствами (п. 7 ст. 1 и ст. 4 Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации").

6 ноября 2008 г. подписан Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (ратифицирован Россией 9 ноября 2009 г.). В основе данного договора лежат принципы и положения Конвенции о правах ребенка 1989 г. и Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 г., прежде всего принцип всесторонней защиты прав и законных интересов усыновляемого ребенка. Стороны упомянутого Договора от 6 ноября 2008 г. обязались принимать все предусмотренные законодательством меры для предотвращения и пресечения незаконной деятельности в отношении усыновляемых детей. Сотрудничество должно осуществляться через Центральные органы договаривающихся государств. Детально урегулирована процедура усыновления.

Договор содержит и коллизионные нормы: согласно ст. 6 условия, при которых ребенок может быть усыновлен, и, в частности, факт установления того, что ребенок остался без попечения родителей и не представилось возможным устроить сто на воспитание или поместить в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление в государстве происхождения, определяются законодательством государства происхождения. Кроме того, законодательством государства происхождения определяется, какие лица или органы должны давать согласие на усыновление, а также необходимость получения согласия ребенка на усыновление и форма такого согласия. Вместе с тем кандидаты в усыновители должны отвечать требованиям, установленным законодательством обеих Договаривающихся Сторон и данным Договором.

  • 13 июля 2011 г. в г. Вашингтоне подписан еще один подобный договор – Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Соглашение помимо общих положений, определяющих сферу его применения (оно распространяется на детей, не достигших 18 лет, являющихся гражданами и обычно проживающими на территории одной из стран-участниц, усыновляемых на территории государства происхождения и переезжающих в принимающее государство), общие условия усыновления и сотрудничества исполнительных органов (ч. I), содержит (в ч. II) правила о применимом законодательстве. Так, усыновление и переезд ребенка и требования к кандидатам в усыновители определяются в соответствии с национальным законодательством Сторон и положениями данного Соглашения. Условия, при которых ребенок может быть усыновлен, перечень лиц, организаций или органов, согласие которых необходимо для усыновления, а также форма такого согласия определяются национальным законодательством государства происхождения. Решение об усыновлении ребенка принимается компетентным органом государства происхождения, принимающим решение об усыновлении (ст. 6). Урегулирована процедура усыновления и переезда (ч. III), а также порядок осуществления сотрудничества в области усыновления и обмен информацией.
  • 18 ноября 2011 г. подписан, а 30 июля 2012 г. ратифицирован Договор России с Францией о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. По содержанию данный договор близок к рассматриваемым договорам с Италией.
  • 13 июля 2011 г. в г. Вашингтоне был подписан, а 30 июля 2012 г. ратифицирован (вступил в силу 1 ноября 2012 г.) еще один подобный договор – Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Соглашение, помимо общих положений, определяющих сферу его применения и общие условия усыновления и сотрудничества исполнительных органов (ч. I), содержало (ч. II) правила о применимом законодательстве. Решение об усыновлении ребенка должно было приниматься компетентным органом государства происхождения, принимающим решение об усыновлении. Была урегулирована процедура усыновления и переезда (ч. III), а также порядок осуществления сотрудничества в области усыновления и обмен информацией. Принятие в России Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", предусматривающего, в частности, запрет на усыновление гражданами США российских детей, помимо других последствий подорвало базу, на которой основывалось Соглашение, так как российские суды с 1 января 2013 г. (дата вступления закона в силу) уже не могли принимать решения о таком усыновлении. Пункт 2 ст. 4 названного Федерального закона предусматривает в связи с этим прекращение от имени Российской Федерации действия Соглашения.

Регулирование усыновления является, пожалуй, центральным моментом в защите прав детей Международное частное право: учебник/ под ред. Г.К. Дмитриевой. , 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 585..

Из того, что иностранным элементом в отношениях усыновления является субъект, следует, что основными коллизионными привязками в области отношений усыновления являются Федосеева Г.Ю.: Международное частное право, учебник, М., 2007. С. 254-255.:

а) закон гражданства усыновителя.

б) закон гражданства лица, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.

В России усыновление, имеющее международный характер, регулируется коллизионными нормами, закрепленными в ст. 165 СК РФ. Согласно данной статье, усыновление считается международным, когда оно осуществляется:

1) Иностранными гражданами или лицами без гражданства в отношении ребенка-гражданина РФ на территории России;

2) Иностранными гражданами или лицами без гражданства в отношении ребенка-гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации;

3) Российскими гражданами в отношении ребенка, являющегося иностранным гражданином на территории Российской Федерации;

4) Российскими гражданами в отношении ребенка, являющегося иностранным гражданином на территории иностранного государства Международное частное право: учебник/ под ред. Г.К. Дмитриевой. С. 586.

С принятием Семейного Кодекса 1995г. в семейном законодательстве РФ основным коллизионным принципом, применяемым при усыновлении (или отмене усыновления) иностранными гражданами российских детей на территории России стал закон гражданства усыновителя Международное частное право: учебник/ под ред. Г.К. Дмитриевой. С. 586..

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 165 СК РФ усыновление (в том числе отмена усыновления) на территории России иностранными гражданами ребенка, являющегося российским гражданином, производится в соответствии с законодательством страны гражданства усыновителя (а если это лицо без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления). При усыновлении в России российского ребенка супругами, имеющими разное иностранное гражданство, должны быть, очевидно, соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена.

Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, так как усыновитель часто увозит ребенка в свою страну. Аналогичные коллизионные привязки используются и в законодательстве многих зарубежных стран, но там они чаще формулируются в двусторонних коллизионных нормах Федосеева Г.Ю.: Международное частное право, учебник. С. 255.

Тем не менее, российский закон не ограничивается отсылкой к закону гражданства усыновителя. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ при усыновлении на территории России иностранными гражданами или лицами без гражданства детей - граждан РФ должны быть также соблюдены нормы российского законодательства. В принципе такой подход не является особенностью российского права. Законодательство большинства стран использует привязки к личному закону усыновителя и усыновляемого в сочетании друг с другом; иногда прямо указывается на применение и того, и другого закона (например, в Венгрии). Дети, таким образом, получают как бы двойную защиту - и по правилам иностранного законодательства (закона страны гражданства усыновителя), и по правилам российского законодательства Международное частное право: учебник/ под ред. Г.К. Дмитриевой. С. 587.. Если требования того или иного из этих законов не соблюдены, усыновление не может состояться.

В отношении личного закона могут применяться различные комбинации: закон гражданства мужа, закон гражданства жены, закон общего гражданства. Аналогичная ситуация складывается и при использовании закона места жительства. Кроме перечисленных, в рассматриваемой области по-прежнему используются классические принципы: закон суда и закон «автономии воли» Федосеева Г.Ю.: Международное частное право, учебник. С255. .

В отличие от закона суда, закон «автономии воли» применяется далеко не во всех правовых системах и, как правило, ограничен определенными рамками. В правовой системе Российской Федерации принцип «автономии воли» 6ыл неприменим в области семейного права до принятия в 1995 г. Семейного Кодекса РФ.

При усыновлении на территории Российской Федерации ребенка-гражданина иностранного государства не требуется соблюдения определенных статей СК РФ (ст.124-126 и 129-132), как это необходимо, когда речь идет об усыновлении ребенка-гражданина РФ. В этой ситуации необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого ребенок является. Также может потребоваться согласие на усыновление и самого усыновляемого в том случае, если это предусмотрено законодательством государства, гражданином которого он является Международное частное право: учебник/ под ред. Г.К. Дмитриевой. С. 588.

Усыновление создает искусственные отношения, фиктивное родство. Его условия, цели и последствия по-разному разрешены законодательством зарубежных стран. Коллизионных вопросов, возникающих в этой области, много: кому разрешено усыновление, с какого возрас­та разрешается усыновлять, можно ли усыновлять совершеннолетнего, необходимо ли согласие на усыновление между усыновителем и усыновляемым или его законным представителем, со­храняется ли правовая связь усыновленного с кровными родственниками и т. д.

Коллизионные нормы, касающиеся усыновления, обычно объявляют решающим лич­ный закон усыновителя. Среди немногочисленных конвенций об усыновлении наиболее из­вестна Гаагская конвенция о компетенции, о применимом праве и о признании реше­ний в отношении усыновления 1965 г, которая устанавливает требования к лицам, поль­зующимся правом усыновления, а также к усыновляемому. Общим правилом в отношении усыновления является применение компетентными властями своего внутреннего закона. Конвенция предусматривает следующие изъятия из этого принципа.

1. Должно учитываться любое положение о запрещении усыновления, содержа­щееся в национальном законе усыновителя или супругов-усыновителей, если применение такого запрещения предусмотрено заявление государства гражданства усыновителей при ратификации конвенции.

2. В отношении вопроса о согласии на усыновление лиц, не являющихся членами семьи усыновителя, применяется закон гражданства ребенка. Этот же закон применяется и в отношении условий консультации с данными лицами.

Конвенцией предусмотрено, что отмена усыновления возможна по любым осно­ваниям, предусмотренным законом государства, компетентным решать этот вопрос.

Согласно СК РФ усыновление и удочерение (далее - усыновление) ребенка, яв­ляющегося российским гражданином, в том числе их отмена, производятся на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства в соответствии с законода­тельством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в кото­ром это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усы­новлении или отмене усыновления.

Усыновление детей, иностранными гражданами или лицами без гражданства возможно только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ. либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и мест жительства родственников.

Усыновление на территории РФ иностранными гражданами или лицами без граж­данства, состоящими в браке с российскими гражданами, детей, являющихся российскими гражданами, производится в порядке, установленном СК для российских граждан, если иное не предусмотрено международным договором РФ.


При усыновлении на территории РФ российскими гражданами ребенка, являюще­гося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

Если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные российским законодательством и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя. В этом случае усынов­ление, если оно состоялось, подлежит отмене в судебном порядке.

Защита прав и законных интересов детей, являющихся российскими гражданами и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществ­ляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учрежде­ниями РФ, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершенноле­тия. Посредническая деятельность по усыновлению детей недопустима (ст. 126-1 СК РФ).

Охрана личных и имущественных прав совершеннолетних осуществляется комплексом мер, образующих гражданско-правовой институт опеки.

Все правовые системы определяют цель опеки как охрану лиц, нуждающихся в защите в связи с их несовершеннолетием, умалишенностью и другими дефектами. Лич­ный закон опекаемого принимается во внимание в первую очередь при регулировании вопросов, возникающих из потребности опекаемого в защите. Однако поскольку учреждение опеки и попечительства требует применения процессуальных норм, практика исходитиз того,что привязку закона гражданстванеобходимо сочетать с привязкой к закону суда.

Компетентными в отношении защиты прав несовершеннолетних признаются судебные и административные органы государств обычного местожительства несовершеннолетнего. Конвенция о гражданских аспектах похищения детей в международном масштабе 1980 г. была принята в Гааге с целью немедленного возвращения детей, незаконно перемещенных или неза­конно удерживаемых к одном из договаривающихся государств, а также содействия реальному применению во всех других договаривающихся государствах прав защиты ребенка, сущест­вующих в одном из государств-участников.

Опекуном может быть назначено только дееспособное лицо. Национальный закон, практически везде, ограничивает круг лиц, которые могут быть назначены опекунами. Эти ог­раничения не везде одинаковы, но наиболее распространенными являются следующие:

Не могут быть опекунами лица, сами находящиеся под опекой;

Имеющие попечителей, лишенные по суду почетных прав и преимуществ;

Ведущие аморальный образ жизни;

Лица, чьи интересы в значительной степени находятся в противоречии с интересами подопечного лица;

Лица, объявленные несостоятельными, в отношении которых еще не закончено кон­курсное производство;

Лица, в отношении которых был установлен запрет родителями несовершен­нолетнего, когда они были живы.

Опекуны назначаются во Франции семейным советом, в Германии и Швейцарии - опе­кунским судом, в Англии и США - судом. В обязанности опекуна входят забота о развитии лич­ности подопечного и представительство его в гражданских делах. Опекун обязан вести дела подопечного, как «заботливый хозяин»; он несет ответственность за убытки, возникающие у подопечного вследствие небрежного ведения дел. В Англии и США опекун приобретает статус доверительного собственника, чем определяется и круг его обязанностей, и порядок их осуще­ствления. Деятельность опекуна находится под надзором опекунского суда и семейного совета. Праву Франции, ФРГ и Швейцарии известен институт попечительства В отношении несовер­шеннолетних попечители назначаются тогда, когда родители или опекуны не могут исполнять обязанности по представительству из-за временных препятствий. Попечительство может уста­навливаться в отношении лиц, когда они не могут вести дела в силу физических недостатков (слепота, глухота и др.), а также в отношении расточителей, но наиболее часто попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лип.

Отличие попечительства от опеки заключается в том, что попечитель лично не со­вершает сделок от имени опекаемого, а только дает согласие на их совершение самим опекаемым, в то время как опекун такие сделки совершает сам от имени подопечного. Попечитель не имеет права управления имуществом опекаемого. Назначение попечителя аналогично назначе­нию опекунов, Деятельность попечителя также находится под надзором опекунского суда или семейного совета. Одной из форм попечительства выступает приемная семья. Граждане (суп­руги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья -приемной семь­ей. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обя­занностями опекуна (попечители).

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержа­ния, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также ос­нования и последствия прекращения такого договора. Приемные родители являются за­конными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.