Бюджетные кредиты распорядители бюджетных кредитов. Бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств. Главные распорядители кредитов

Является процесс исполнения бюджета и составление отчета об исполнении бюджета. Он начинается после утверждения бюджета законодательными органами власти. Эта стадия имеет своей целью выполнение доходных и расходных частей бюджета. Таким образом, исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных бюджетом доходов и в финансировании соответствующих мероприятий.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в России устанавливается казначейское исполнение бюджетов . В отношении федерального бюджета это означает, что исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Именно Федеральному казначейству принадлежит исключительное право на открытие и закрытие счетов федерального бюджета, а также определение их режима. Единый счет Федерального казначейства находится в Банке России.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

Составной частью исполнения бюджета является кассовое исполнение бюджета , осуществление которого возложено на банковскую систему. При этом действует принцип единства кассы . В соответствии с эти принципом зачисление поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета проводится на единый счет бюджета, с которого осуществляются также и все расходы. Таким образом, кассовое исполнение бюджетов в соответствии с принципом единства кассы означает, что все доходы каждого бюджета концентрируются в одном кассовом учреждении, исполняющем данный бюджет. Из этого же кассового учреждения осуществляется и выдача денежных средств всем организациям, которые финансируются изданного бюджета.

Одновременно с утверждением бюджета на очередной финансовый год устанавливается размер оборотной кассовой наличности на начало следующего бюджетного года. Это своего рода резерв, предназначенный для финансирования временных кассовых разрывов, возникающих в результате того, что поступление доходов в бюджет и осуществление расходов могут не совпадать во времени. В течение года оборотная кассовая наличность должна быть израсходована на финансирование временных кассовых разрывов. Однако она должна быть обязательно восстановлена к началу нового финансового года в утвержденной сумме.

Исполнение бюджета возложено на исполнительные органы власти, которые являются распорядителями бюджетных средств. В свою очередь, все распорядители бюджетных средств подразделяются на главных (главные кассиры) распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен Правительством РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. Он определяет также задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы расходов и доходов подведомственных бюджетных учреждений; составляет бюджетную роспись; определяет лимиты бюджетных обязательств; осуществляет контроль получателей бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Он составляет бюджетную роспись по подведомственным получателям бюджетных средств; определяет задания на предоставление услуг; утверждает сметы расходов и доходов; осуществляет контроль за использованием подведомственными получателями бюджетных средств.

Исполнение бюджета может осуществляться как по доходам, так и по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах наличия бюджетных средств на едином счете бюджета и в соответствии со следующими обязательными последовательно осуществляемыми процедурами:

  • составление и утверждение бюджетной росписи;
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Основным документом, на базе которого осуществляется оперативное исполнение бюджетов, является бюджетная роспись . Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств па основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджета. Она составляется в течение 10 дней со дня утверждения бюджета по распорядителям и получателям бюджетных средств, с поквартальной разбивкой. Бюджетная роспись представляет собой оперативный план распределения расходов бюджета по подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), содержит сроки поступления налогов и других платежей.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительные и контрольные органы.

Сводная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ и утверждается министром финансов РФ.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в форме уведомлений показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Получатель бюджетных средств — это бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету.

В процессе исполнения бюджета важное значение принадлежит утверждению лимитов бюджетных обязательств , которые представляют собой объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Лимиты бюджетных обязательств доводятся не позднее, чем за пять дней до начала периода их действия. Изменение лимита бюджетных обязательств возможно только в случае изменения бюджетных ассигнований или блокировки расходов.

Получатели бюджетных средств принимают на себя бюджетные обязательства , а орган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях:

  • при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям Бюджетного кодекса РФ:
  • при несоответствии принятых денежных обязательств закону (решению) о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
  • при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • при блокировке расходов.

Блокировка расходов бюджета — это сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект РФ, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполнимыми.

Блокировка расходов может осуществляться на любом этапе исполнения бюджета, в том числе при выявлении органом, исполняющим бюджет, или органом государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств.

В случае ус тановления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет).

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Это значит, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последующих рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета. В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств, не использованные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, могут использоваться и в следующем году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах.

Отчет об исполнении бюджетов осуществляется уполномоченным исполнительным органом и может быть оперативным, ежеквартальным, полугодовым и годовым. Отчет направляется в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда. На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.

В отчетах бюджетных организаций в обязательном порядке отражаются: степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг; данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг; данные об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений. В свою очередь, Министерство финансов РФ совместно с Федеральным агентством но управлению федеральным имуществом РФ готовит сводный отчет о расходах средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений. Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам. Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ. Для этого главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую финансовую отчетность в Счетную палату РФ для внешней проверки. Результаты внешней проверки оформляются заключениями по каждому главному администратору в срок до 1 июня текущего финансового года.

Заключение Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ должно обязательно включать:

  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета с указанием: а) выявленных сумм нецелевого использования бюджетных средств; б) расходования средств федерального бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюджетной росписи; в) руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;
  • заключение по каждому выявленному случаю финансирования расходов, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете либо бюджетной росписью;
  • анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;
  • анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения но выявленным фактам предоставления государственных гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;
  • анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных
  • интересов, заключения по выявленным фактам предоставления инвестиций с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ:
  • анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг. Правительство РФ направляет не позднее 15 июня текущего
  • финансового года в Счетную палату РФ годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

На основании внешней проверки Счетная папата готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и не позднее 15 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную Думу, а также направляет его в Правительство РФ.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством РФ в Государственную Думу не позднее срока внесения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета, Правительство РФ представляет:

  • проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;
  • баланс исполнения федерального бюджета;
  • отчет о финансовых результатах деятельности:
  • отчет о движении денежных средств;
  • пояснительную записку;
  • отчеты об использовании ассигнований резервных фондов, о предоставлении и погашении бюджетных кредитов (ссуд), балансовый учет которых осуществляется Министерством финансов РФ, о состоянии государственного внешнего и внутреннего долга РФ на начало и конец отчетного финансового года, об исполнении приложений к федеральному закону о федеральном бюджете за отчетный финансовый год;
  • отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета, доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства, а также заключение Председателя Счетной палаты РФ. Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Председатель Верховного Суда РФ могут, по собственной инициативе или по предложению Председателя Государственной Думы, представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  • об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
  • об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

В большинстве стран, в том числе и в России, исполнение бюджета носит непредсказуемый характер. Это обусловлено нестабильностью макроэкономической ситуации и невозможностью точно предсказать объем ВВП, уровень инфляции, количество собираемых налогов и т.п. Поэтому постоянно требуется привязывать исполнение бюджета к меняющимся условиям. Такая привязка осуществляется за счет механизма корректировки расходов бюджетов, который применяется для того, чтобы фактические расходы находились в соответствии с фактическими доходами в целях поддержания макроэкономической стабильности.

Если в процессе исполнения бюджета фактически запланированные расходы не совпадают с доходами, то применяется процедура сокращения расходов бюджета (секвестирована) . Секвестр — это пропорциональное сокращение расходов бюджета, за исключением защищенных статей (заработная плата, стипендии, медицинские услуги и т.п.), проводимое в случае превышения предельного размера дефицита бюджета. Несмотря на то, что сокращение расходов происходит по всем основным категориям, секвестироваиис приводит к значительному изменению расходной части. Это связано с тем, что существуют защищенные статьи, расходы по которым не могут быть сокращены ни при каких условиях.

Секвестирование — хотя и необходимое, но весьма болезненное средство, которое имеет целый ряд негативных последствий. Прежде всего оно порождает неуверенность в завтрашнем дне и создает ситуацию постоянного финансового стресса. В результате сокращаются долгосрочные инвестиции, растут неплатежи и цены, за счет которых поставщики стремятся компенсировать дополнительные издержки, которые могут возникнуть в результате сокращения расходов бюджета в будущем. Бюджетной организации постоянно приходится пересматривать бюджетный план, сокращать платежи, которые связаны прежде всего с закупками необходимого оборудования. Все это создает неуверенность в завтрашнем дне, подрывает доверие к правительству.

Кто и как принимает решение о сокращении утвержденных расходов бюджета, зависит от объема снижения доходов. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений доходов из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному финансированию расходов бюджета не более чем на 5%, то руководитель финансового органа (для федерального бюджета — это министр финансов РФ) вправе самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим. При этом в решении о введении режима сокращения расходов бюджета должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета.

Если сокращение доходов бюджетов происходит от 5 до 10%, то такое решение принимает соответственно Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. В их решении должны быть также указаны дата, с которой вводится этот режим, и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение расходов бюджета осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов бюджета и всех получателей бюджетных средств, а также по всем объектам, включенным в адресную инвестиционную программу.

Если в процессе исполнения бюджета происходит сокращение доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и, соответственно, снижение расходов бюджета более чем на 10%, орган исполнительной власти представляет органу законодательной власти изменения и дополнения в Закон о бюджете.

Это в полной мере относится и к федеральному бюджету. Если сокращение расходов федерального бюджета происходит более чем на 10%, то Государственная Дума обязана во внеочередном порядке в течение 25 дней принять новый Закон о бюджете в трех чтениях.

Первое чтение проекта Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о федеральном бюджете должно состояться не позднее 5 дней со дня его внесения. При этом заслушивается доклад Правительства РФ и Счетной палаты РФ о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет. Государственная Дума принимает доклад за основу и утверждает новые основные характеристики федерального бюджета.

Второе чтение должно состояться не позднее чем через 15 дней со дня принятия проекта закона в первом чтении. При рассмотрении во втором чтении утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ.

Третье чтение проекта Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о федеральном бюджете должно состояться не позднее чем через 5 дней со дня его принятия во втором чтении. В третьем чтении указанный законопроект выносится на голосование в целом. Если указанный законопроект не принимается в указанный срок, то Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета вплоть до его принятия.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней после его представления Государственной Думой. В случае отклонения Советом Федерации указанного закона осуществляются согласительные процедуры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

использовать открытые в их распоряжение бюджетные кредиты на содержание аппарата управления соответствующего министерства, ведомства, управления и т.п., на проведение централизованных мероприятий; распределять открытые кредиты между подведомственными учреждениями; переводить кредиты со своих счетов на счета нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов; другие права в рамках своих полномочий.

Нижестоящие распорядители подразделяются на две группы. В первую группу входят руководители учреждений и организаций, получающие бюджетные кредиты от главных распорядителей кредитов на расходы возглавляемого ими учреждения (организации) и для распределения таких кредитов между подведомственными учреждениями и иными организациями. К ним относятся руководители отделов и управлений министерств и ведомств РФ и республик в составе РФ, руководители иных промежуточных звеньев и организаций, например трестов.

Вторую группу нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов составляют руководители конкретных учреждений, иных организаций, имеющих самостоятельные сметы ^получающих бюджетные кредиты от вышестоящих распорядителей кредитов (распорядителей кредитов первой группы, нижестоящих распорядителей кредитов) для их использования на нужды данного учреждения (организации). К ним относятся, например, ректор вуза, главный врач больницы и т.п.

Распорядители бюджетных кредитов всех уровней должны использовать выделенные им бюджетные средства строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств распорядители бюджетных кредитов несут ответственность, предусмотренную российским законодательством.

Функционирование бюджетов как самостоятельных звеньев бюджетной системы предполагает их взаимную ответственность в процессе исполнения. Так, согласно бюджетному законодательству РФ, если в ходе исполнения бюджета вышестоящим органом власти в пределах компетенции принимается решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджетов нижестоящего территориального уровня, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются этим вышестоящим органом власти за счет средств соответствующего бюджета.

В случае же принятия органом власти решения с нарушением своей компетенции, которым причиняется материальный ущерб бюджету вышестоящего или нижестоящего территориального уровня, то этот ущерб должен быть возмещен органом власти, принявшим такое решение, за-счет подведомственного бюджета. Исполнение бюджетов заканчивается заключением бюджетов и составлением отчетов об их исполнении.

Заключение бюджета выражается в закрытии счетов, по которым осуществляется исполнение доходной и расходной частей данного бюджета. Заключение бюджета происходит 31 декабря, после которого никакие выплаты из заключенного бюджета не производятся, равно как и не производятся зачисления бюджетных доходов на его счета. Исключением являются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета, на завершение которых законодательством предусмотрен дополнительный льготный период, равный одному месяцу22.

5. Контроль за исполнением бюджетов. Отчет об исполнении бюджетов

Исполнение бюджетов любого уровня находится под постоянным контролем органов власти. Порядок и организационные формы осуществления контроля за исполнением бюджета определяются соответствующими органами представительной власти в положении о бюджетном процессе на территории данного национально-государственного или административно-территориального образования23. Органы исполнительной власти осуществляют контроль за использованием предприятиями, учреждениями и иными организациями выделенных им бюджетных ассигнований.

Бюджетное законодательство России запрещает вмешательство вышестоящих органов в бюджетную деятельность нижестоящих территорий. Вместе с тем в определенных случаях закон допускает возможность осуществления контроля со стороны вышестоящих органов за исполнением нижестоящих бюджетов. Так, вышестоящие органы исполнительной власти контролируют использование субвенций, выделенных бюджетам нижестоящего территориального уровня. И в случае их использования не по целевому назначению либо неиспользования в установленные сроки субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены.

Контрольные полномочия органов исполнительной власти неразрывно связаны с их функцией по исполнению бюджета, т.е. они контролируют бюджет, исполняя его.

Полномочия органов представительной власти по контролю за исполнением бюджета можно подразделить на две группы:

во-первых, это полномочия по организации контроля, а во-вторых - собственно контрольные полномочия.

К первой группе относятся полномочия по определению организационных форм контроля; установлению порядка и сроков представления соответствующими органами исполнительной власти информации по исполнению бюджета; организации аудиторской проверки исполнения бюджета.

Ко второй группе, как уже указывалось, относятся собственно контрольные полномочия: непосредственный контроль хода исполнения бюджета самими органами представительной власти. С этой целью представительный орган власти и его постоянные комиссии и комитеты в процессе исполнения бюджета вправе потребовать от соответствующего органа исполнительной власти, его финансовых и других органов управления любую информацию, связанную с исполнением бюджета.

Требование органов представительной власти о предоставлении им необходимых сведений по исполнению бюджета для органов исполнительной власти и других органов является обязательным для выполнения.

Представленные сведения и информация тщательно анализируются, обсуждаются, после чего органами представительной власти принимаются по ним соответствующие решения, вплоть до введения механизма секвестра на утвержденные бюджетные расходы.

Кроме того, представительные органы власти в необходимых случаях вправе давать соответствующим органам исполнительной власти поручение о срочном внесении отдельных изменений доходной и расходной частей бюджета с последующим утверждением этих изменений представительным органом власти.

В целях повышения эффективности контроля за исполнением бюджета органы представительной власти могут образовывать в своей структуре специальные органы, осуществляющие эту контрольную функцию

Так, ст. 101 Конституции РФ предусматривает образование Советом Федерации и Государственной Думой Счетной палаты, предназначенной для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Деятельность Счетной палаты регламентируется специальным Законом Российской Федерации “О Счетной палате Российской Федерации” от 11 января 1995 г.25 Аналогичные органы могут образовывать и органы представительной власти других уровней.

Государственный орган и его руководители, которым предоставлено главное право распоряжаться выделяемыми бюджетными ассигнованиями, направлять их для использования по определенному назначению.

  • - должностное лицо, которому предоставлено право самостоятельно распоряжаться выделенными по сметам бюджетными ассигнованиями и расходовать ассигнованные средства в соответствии с их целевым назначением...

    Пограничный словарь

  • - орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств...

    Пограничный словарь

  • - государственный орган и его руководители, которым предоставлено право распоряжаться бюджетными ассигнованиями. - на предприятиях - директор и главный бухгалтер.См. также: Распорядители кредитов  ...

    Финансовый словарь

  • - в РФ - орган государственной власти или орган местного самоуправления: - имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств...

    Финансовый словарь

  • - форма отчета, составляемая организациями и предприятиями, получающими ассигнования из бюджета на целевые программы, дотации...

    Большой бухгалтерский словарь

  • Большой бухгалтерский словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • Энциклопедический словарь экономики и права

  • - СРЕДСТВ - в бюджетном законодательстве РФ понятие, обозначающее главного распорядителя средств федерального бюджета и главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета...

    Большой юридический словарь

  • - государственный орган или лица из руководства предприятия или компании, имеющие право распоряжаться выделяемыми бюджетными ассигнованиями, кредитами или займами...

    Словарь бизнес терминов

  • - Орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных...

    Словарь бизнес терминов

  • - руководители министерств, ведомств, государственных учреждений и организаций, которым предоставлено право распоряжаться выделенными бюджетными ассигнованиями...

    Большой экономический словарь

  • - государственный орган и его руководители, которым предоставлено главное право распоряжаться выделяемыми бюджетными ассигнованиями, направлять их для использования по определенному назначению...

    Большой экономический словарь

  • - государственный орган и его руководители, которым предоставлено главное право распоряжаться выделяемыми бюджетными ассигнованиями, направлять их для использования по определенному назначению...

    Экономический словарь

  • - "...н) под перечнем бюджетных ассигнований понимается доработанный Минфином России с учетом предложений субъектов бюджетного планирования уточненный перечень бюджетных ассигнований.....

    Официальная терминология

  • - "...м) под уточненным перечнем бюджетных ассигнований понимается дополненный субъектами бюджетного планирования предварительный перечень бюджетных ассигнований;..." Источник: Приказ Минфина РФ от 17.04...

    Официальная терминология

"РАСПОРЯДИТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ (КРЕДИТОВ), ГЛАВНЫЙ" в книгах

Веселый распорядитель похорон

Из книги Великие авантюры и приключения в мире искусств автора Коровина Елена Анатольевна

Веселый распорядитель похорон Эта история началась в 80-х годах прошлого, ХХ века. Один из старых редакторов журнала «Крокодил» (было в советское время такое легендарнейшее сатирическое издание) на одном из капустников зачитал. собственный некролог, над которым хохотала

8. ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ НА ОСНОВЕ ЗАДАНИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ

Из книги Бюджетный учет. Организация и ведение автора Соснаускене Ольга Ивановна

8. ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ НА ОСНОВЕ ЗАДАНИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ С 1 января 2009 г. Бюджетным кодексом РФ (ст. 69.2) введено планирование бюджетных ассигнований на основе задания учредителя. Задания могут быть либо государственными, либо муниципальными. Наряду с

III Учет бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи

Из книги 25 положений по бухгалтерскому учету автора Коллектив авторов

III Учет бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи 16. Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.17. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе

автора Коллектив авторов

Статья 93.3. Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам 1. Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет, за исключением бюджетных кредитов,

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 126. Заключение соглашений и договоров о предоставлении государственных финансовых и (или) государственных экспортных кредитов и внесение изменений в программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов 1. Соглашения и

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 174.2. Планирование бюджетных ассигнований 1. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом.2. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 236. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление 1. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 293. Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 294. Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 296. Несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи Финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 298. Предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка Предоставление бюджетных кредитов с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 305. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов 1. Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего

100. Главный распорядитель средств местного бюджета

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

100. Главный распорядитель средств местного бюджета Главный распорядитель средств местного бюджета – орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного

9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха 10. и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха 10. и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее

§ 1. Распорядители кредитов

Все средства союзного, республиканских и местных бюджетов находятся соответственно в непосредственном ведении правительства СССР, правительств союзных республик и советов депутатов трудящихся. Распоряжение этими средствами, согласно утверждённым планам исполнения бюджетов, возложено на Наркомфин СССР, наркомфины союзных и автономных республик и финансовые отделы, а в сельских и поселковых советах - на исполкомы этих советов.

Функции хозяйственно-организаторскую, культурно-воспитательную, охраны социалистической собственности и военной защиты страны советское государство осуществляет через государственные органы - наркоматы, отделы исполкомов и отдельные учреждения. В связи с этим советским органам должны быть предоставлены финансовые средства, необходимые для выполнения возложенных на них задач. Поэтому наркоматам, ведомствам и отделам исполкомов предоставлено право распоряжаться средствами, отпущенными бюджетом для соответствующих отраслей хозяйства, а отдельным учреждениям - для их содержания и проведения разного рода мероприятий.

Суммы, назначенные по утверждённому бюджету на производство отдельных видов расходов, носят название бюджетных кредитов. Одно из основных положений советского бюджетного права заключается в том, что, как правило, ни один расход не может быть произведён из бюджетных средств без наличия кредита, внесенного в соответствующий бюджет.

Вместе с тем разрешённые по бюджету кредиты должны расходоваться точно по прямому назначению на те именно нужды, которые предусмотрены соответствующими бюджетными подразделениями. Таким образом, бюджетные кредиты имеют крупное юридическое значение, так как допущение бескредитных расходов или использование кредитов не по прямому назначению рассматриваются как преступления, влекущие за собой судебную ответственность.

Руководители учреждений, которым предоставлено право распоряжаться бюджетными ассигнованиями, называются распорядителями кредитов. По объёму своих прав они делятся на главных (первой степени), второй степени и третьей степени.

Главными распорядителями кредитов по союзному и республиканским бюджетам являются народные комиссары и лица, стоящие во главе центральных учреждений, имеющих самостоятельные сметы. Народные комиссары и руководители центральных учреждений могут передоверять право распоряжения кредитами в целом или частично своим заместителям или начальникам центральных управлений, доводя об этом до сведения Наркомфина и Госбанка. Главными распорядителями кредитов по местным бюджетам являются заведующие отделами исполкомов, а в сельских и поселковых советах - их председатели.

Главные распорядители кредитов распоряжаются бюджетными ассигнованиями не только на мероприятия, осуществляемые ими непосредственно, но и предоставленными на расходы всех подведомственных им учреждений и предприятий. Они имеют право распределять кредиты между подведомственными учреждениями (распорядителями второй и третьей степени), с разрешения финорганов в определенных пределах передвигать кредиты из одних подразделений расходной сметы в другие (по союзному и республиканским бюджетам) и передавать кредиты от одного нижестоящего распорядителя кредитов другому. По местным бюджетам главные распорядители кредитов, кроме того, распределяют между подведомственными учреждениями средства местного бюджета, предоставляемые для покрытия бюджетных кредитов.

Распорядителями кредитов второй степени являются заведующие учреждениями, которым главные распорядители открывают кредиты как на расходы этих учреждений, так и для распределения между подведомственными распорядителями третьей степени, не имеющими непосредственной связи с главными распорядителями.

Распорядители кредитов второй степени пользуются правом распределять состоящие в их ведении кредиты между подведомственными учреждениями и передавать кредиты от одного подведомственного распорядителя другому. Наличие местного бюджета у каждого совета депутатов трудящихся позволяет, в отличие от бюджетов Союза ССР и республик, имеющих разветвлённую периферию, не прибегать к делению распорядителей кредитов местных бюджетов по территориальному признаку и не устанавливать, как правило, распорядителей второй степени.

По отношению к открытым в их распоряжение кредитам и подведомственным учреждениям распорядители второй степени обладают аналогичными правами и несут ту же ответственность, что и главные распорядители.

Главным распорядителям и распорядителям второй степени по всем бюджетам предоставлено право задерживать открытие кредитов и приостанавливать как действие уже открытых нижестоящим распорядителям кредитов, так и оплату чеков с бюджетных счетов (по местным бюджетам - с текущих счетов) этих распорядителей в случаях нарушения последними бюджетной дисциплины, несвоевременного представления отчётности, невыполнения ведомственных распоряжений и явной нецелесообразности производимых расходов.

В соответствии с предоставленными правами на главных распорядителей и распорядителей второй степени возлагается ответственность за правильное, хозяйственно целесообразное и своевременное распределение кредитов (по местным бюджетам - и денежной наличности) между подведомственными учреждениями, за расходование средств как у себя, так и подведомственными распорядителями по прямому назначению, за соблюдение бюджетной дисциплины, за правильную постановку счетоводства и отчётности у себя и в подведомственных учреждениях, а также за своевременное представление финорганам отчётности о произведённых расходах.

Распорядителями кредитов третьей степени являются заведующие учреждениями и должностные лица, получающие в своё распоряжение кредиты от главных распорядителей и распорядителей второй степени только для непосредственного расходования средств на удовлетворение потребностей учреждения или проведение мероприятий. Эти распорядители имеют право расходовать средства только в соответствии с открытыми им кредитами и дальнейших переводов кредитов не производят.

Распорядители третьей степени несут ответственность за соблюдение бюджетной дисциплины, расходование предоставленных им средств по назначению, правильное и точное ведение учёта и за своевременное представление установленной отчётности.

Права распорядителей кредитов третьей степени по союзному и республиканским бюджетам союзных республик предоставляются руководителям учреждений главными распорядителями кредитов, по местным бюджетам - по решениям соответствующих исполкомов. Эти права предоставляются при значительном масштабе финансово-материальных операций и при условии обеспечения в учреждении правильной постановки учёта и отчётности. По законодательству РСФСР права распорядителей третьей степени имеют все директоры неполных средних и средних школ, а также заведующие начальными школами, насчитывающими не менее 160 учащихся, кроме финансируемых сельскими бюджетами 1 .

Предоставление учреждениям прав распорядителей кредитов третьей степени способствует быстрому разрешению хозяйственных и финансовых вопросов, широкому развитию местной инициативы, непосредственной заинтересованности учреждений в экономном, наиболее эффективном и своевременном использовании средств, а также установлению чёткой ответственности за состояние хозяйства и выполнение возложенных на учреждения задач.

Учреждения и организации не имеющие прав распорядителя кредитов, финансируются главным распорядителем кредитов или распорядителем второй степени путём непосредственной оплаты расходов или выдачи этим учреждениям авансов под отчёт.

1 С. У. РСФСР 1934 г. № 25, стр. 138.

– это руководитель или отдельный орган, который уполномочен решать, куда направить полученные из бюджета средства, в каком объеме и в какие сроки.

Полномочия главного распорядителя кредитов

Основное право распорядителей кредитов – направлять бюджетные средства, менять статьи расходов. Также они имеют право уменьшать или увеличивать финансирование подотчетных организаций и филиалов, обычно в пределах 10-15%.

Задача главного распорядителя кредитов – установить пределы годовых расходов для различных направлений деятельности. Единственная статья финансирования, с которой они не имеют дело – это расходы на оплату труда сотрудникам и расходы на управление компанией.

Главный распорядитель кредитов может перераспределять средства, отказывать в некоторых выплатах и заводить новые статьи расходов. Однако, все перераспределенные средства должны укладываться в смету расходов, которая составляется совместно с управлением и бухгалтерской службой.

Иерархия распорядителей кредитов

  • Главного распорядителя кредитов называют распорядителем первой степени. Он переводит финансирование всем подведомственным организациям, работает напрямую с банками и составляет и принимает бюджетные поручения.
  • Распорядитель второй степени – это руководитель или отдельный орган, который получает финансирование от распорядителя первой степени. Он, в свою очередь, может израсходовать выделенные средства или направить их дальше – в филиалы и подразделения компании.
  • Распорядитель третьей степени – это начальники управлений, департаментов или руководители дочерних организаций. Даже если у организаций есть свой баланс, все равно руководитель не может считаться главным распорядителем. На этом этапе все выделенные средства расходуются согласно целям работы компании и составленной смете.

Каждый из распорядителей имеет право менять статьи финансирования и направлять средства на наиболее значимые проекты.

Система расчета

Главный распорядитель ведет расчеты с предприятиями, поставляющими продукцию или услуги. Обычно расчет производится по факту поставки. Также главный распорядитель распределяет бюджетные средства в подотчетные организации. Все средства, полученные в счет бюджета, содержатся на специальных банковских счетах, не подлежат снятию и могут быть распределены по другим счетам связанных организаций. Распространена практика, когда главный распорядитель кредитов отвечает за налоговые отчисления, удержание налогов из оплаты труда, а также контроль над превышением статей расходов.

Основные задачи главного распорядителя кредитов:

  • Расчеты с вышестоящими организациями за кредиты или полученные от них ценности.
  • Удержание налоговых выплат и своевременное их перечисление.
  • Контроль над соблюдением сметы.
  • Расчет с подрядными организациями.

Учет счетов распорядителей кредитов

Главные распорядители работают с Книгой учета ассигнований. Все бюджетные средства заносятся в документ, по которому можно отследить . Также на каждого распорядителя кредитов открыт счет в банке, который предназначен исключительно для переводов между счетами.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш