Чем отличается предписание от протокола. В чем разница постановления и протокола. Не вписали свидетелей в протокол об административном правонарушении

Начинающие водители иногда сталкиваются с тем, что не видят отличий между протоколом и постановлением. Это два связанных друг с другом документа, однако путать протокол и постановление не стоит. Для того, чтобы различать протокол и постановление, стоит сначала дать подробное описание этим двум документам и обозначить основные особенности каждого.

Протокол — это документ, который фиксирует само правонарушение. То есть в его задачи входит документально зафиксировать и описать нарушение, собрать информацию об участниках происшествия, сохранить контактные данные о свидетелях. Таким образом, цель протокола — дать начало дальнейшему разбирательству.

Процесс заполнения протокола так же очень важен. Инспектор должен зафиксировать не только показания свидетелей и пострадавших, но и тщательно записать точку зрения обвиняемого в правонарушении. Так же при составлении протокола виновному должны в полной и доступной форме разъяснить его права и то, в чем его обвиняют. Никогда не стоит подписывать протокол, не перечитав его. Вносите те правки, которые считаете нужным. Ни в коем случае не оставляйте пустых мест в протоколе, а все то, что вам кажется неправильным (например, отсутствие зарисовок схем ДТП), отмечайте отдельно.

После того, как протокол был заполнен, вы должны его подписать. Если же вы не хотите этого делать, то инспектор может сделать приписку о том, что виновный от подписи отказался. Однако это практически ничего не изменит. Если вы заметили нарушения при составлении протокола, вам не дали его перечитать или же в него была внесена ложная информация, то напомните инспектору, что он нарушает ваши права как гражданина и участника дорожного движения. Если же и это не поможет, то зафиксируйте происходящее на видео и обратитесь в полицию.

Когда составляется протокол?

В целом он составляется тогда, когда инспектор ГИБДД обнаружил нарушение, но вынести по нему какое либо постановление он не может или не уполномочен. Это возможно в следующих случаях:

  • Водитель не согласен с нарушением и желает его оспорить. В этом случае протокол будет служить основным документом при судебном разбирательстве;
  • Если нарушивший правила является военнообязанным;
  • Если нарушивший правила является несовершеннолетним;
  • Если инспектор ГИБДД не может самостоятельно вынести решение. Например, если нарушение предусматривает административный арест или лишение прав .

Протокол ГИБДД включает в себя следующее:

  • Место составления протокола;
  • Время составления протокола;
  • Информация о том, кто заполнил протокол: ФИО и должность;
  • Информация о нарушителе;
  • Информация о свидетелях, понятых, пострадавших и других граждан, участвовавших в происшествии;
  • Описание времени, места и характера нарушения;
  • Ссылка на статью, которая была нарушена;
  • Показания свидетелей и пострадавших;
  • Дополнительная информация, имеющая какое — либо отношение к делу.

Что такое постановление?

Постановление — это документ, содержащий решение уполномоченного сотрудника или суда о том, какое наказание последует за нарушением ПДД. Постановление содержит в себе информацию о размере штрафа или иной мере наказания, которая будет применена к виновному. Составлено постановление может быть сотрудником ГИБДД только в том случае, если инспектор может вынести решение по нарушению, и водитель с ним полностью согласен.

В ином случае решение должен принимать суд. В этом случае постановление нарушитель получит только в том случае, если суд примет сторону сотрудника ГИБДД и подтвердит факт нарушения. Однако даже в этом случае решение суда можно будет оспорить .

Что включает в себя постановление?

В чем же отличие протокола от постановления?

Из приведенных выше данных можно сделать следующие выводы:

  • Оба документа составляются при нарушении правил дорожного движения. Однако протокол описывает это нарушение, а постановление уже указывает на то, какое наказание за это ждет;
  • Протокол от постановления так же отличается тем, что его может составить абсолютно любой инспектор ГИБДД — все необходимые полномочия у них имеются;
  • Протокол учитывает личное мнение каждого участника происшествия: пострадавших, свидетелей, виновного. Постановление подобных пунктов не имеет совсем, так как для его составления мнение участников уже учтено;
  • Обвиняемый в нарушении может по своему усмотрению вносить правки в протокол. В составлении постановления виновный участия не принимает;
  • Эти два документа имеют массу внешних различий, и в своей форме мало похожи друг на друга.
  • Самое важное, чем отличается протокол от постановления — это тем, что постановление можно обжаловать. Если у вас имеются какие — то претензии к протоколу, то они в этот же протокол и заносятся. Постановление же можно обжаловать в судебном порядке уже после его вынесения.

Не смотря на то, что постановление так сильно отличается от протокола, не стоит забывать и о том, что они имеют массу общих черт. И это касается не только вносимых данных. Никогда не стоит забывать о том, что и протокол, и постановление составляются с учетом определенных правил. Инспектор ГИБДД должен представляться, показывать документы, вести себя вежливо и общаться без оскорблений. При этом в обязанности инспектора так же входит разъяснение прав обвиненного в правонарушении гражданина и фиксация его мнения по поводу ситуации. Ну и конечно же все документы должны быть заполнены по форме и переданы вам для ознакомления и подписания. Если ваши права ущемляют, то вызывайте полицию — весьма вероятно, что перед вами мошенник.

Едва ли не каждый водитель сталкивался хотя бы однажды с ситуацией, когда ему выписывали постановление или составлялся протокол. Причем для некоторых никаких отличий между ними не существует. На деле же необходимо различать оба этих документа, так как они хотя и схожи, но все же являются разными. Но чтобы разобраться, чем отличается протокол от постановления, вначале нужно понять, что собой представляют каждый из этих документов.

Не оставляйте незаполненными никакие поля. Везде, где осталось хотя бы немного места, всегда ставьте прочерки. Сделать это можно во время ознакомления. Таким образом удастся уберечь себя от внезапно появившихся доказательств вины.

Протокол и постановление – это два важнейших документа, но первый из них предназначен только для того, чтобы зафиксировать факт произошедшего нарушения. Чтобы в дальнейшем полностью разобраться в деле, он включает в себя и данные о любых свидетелях. Его составляют так же в тех случаях, когда сам нарушитель не согласен с тем, что совершил неправомерные действия. Протокол требуется заполнять и в ряде других случаев:

  • в совершении правонарушения подозревается действующий военнослужащий;
  • у инспектора нет полномочий решать дело;
  • водитель – несовершеннолетний;
  • несогласие с решением, непризнание своей вины.

Сотрудник ГИБДД обязан зафиксировать не только показания со стороны свидетелей, но и предоставить водителю возможность написать объяснения и указать, что он не согласен с этими действиями или считает их незаконными. Так же он вправе вносить правки, ознакомиться с составленным документом и подписать его либо отказаться от этого.

Эта официальная бумага должна включать следующие важные пункты:

  1. Личные данные привлеченных к делу свидетелей, их показания.
  2. Время и место совершенного правонарушения.
  3. Должность и данные инспектора, занимавшегося составлением.
  4. Адрес и данные водителя.
  5. Объяснение нарушителя по поводу произошедшей ситуации, его видение дела.
  6. Описание характера произошедшего неправомерного действия со ссылкой на статью.
  7. Любая дополнительная информация, которую можно считать подходящей к делу (схема ДТП и др.).

Постановление: что это такое?

Документ является одновременно исполнительным и предписывающим. Водитель предупреждается о том, чтобы в будущем он не совершал подобных нарушений и в то же время он обязан исполнить то, что решил суд или инспектор (оплата штрафа).

Для того чтобы узнать, в чем заключается разница между двумя этими бумагами, нужно вначале понять, что они в себя включают. Постановлением называется документ, содержащий в себе не только сведения о правонарушении, но и дополненный решениями либо суда, либо сотрудника ГИБДД о наказании за него.

Чаще всего данную официальную бумагу составляют при небольших и малозначимых правонарушениях, когда сам водитель согласен с последующей за ним санкцией. Например, непристегнутый ремень, неверный разворот или перестроение, пересечение сплошной. Само согласие автовладельца и его признание в том, что он действительно нарушил ту или иную норму ПДД, является обязательным условием.

Если с этим вы не согласны, а инспектор все равно выписал эту бумагу, то такие действия легко , так как они считаются незаконными.

На данный момент этот документ многие из тех, кто проживают в городе, получают автоматически. Видеокамера фиксирует произошедшее неправомерное действие и автовладелец через короткий промежуток уже получает на руки решение о выплате штрафа. Их тоже можно оспаривать в срок 10 суток с момента получения.

В документе всегда содержится следующая информация:

  • условия для обжалования и отведенный для этого период;
  • дата фиксации правонарушения и кто занимался составлением официальной бумаги;
  • данные о транспортном средстве и владельце;
  • статья, согласно которой действие, совершенное водителем, считается нарушением;
  • сам текст постановления, включающий назначаемое наказание;
  • дополнительная информация, касающаяся оплаты и т. д.

В чем заключаются отличия документов

Несмотря на множество отличий, у этих официальных бумаг есть и общее. Так, инспектор при их составлении обязан разъяснять ваши права, представляться и не допускать оскорбительного тона, а после ознакомить с решением под роспись.

Протокол об административном правонарушении от постановления имеет существенные отличия:

  1. Разный уровень решения. Так, протоколироваться могут определенные действия, нарушения, например, проезд на красный. То есть здесь фиксируется сам факт происшествия, постановление же уже включает в себя и применяемую к водителю санкцию в виде вынесения предупреждения, назначения штрафа и т. д.
  2. При несогласии с протоколом достаточно указать свое мнение в момент составлении в графе, предназначенной для объяснений, иным образом его не обжалуют. А вот постановление уже можно обжаловать сразу в 2 инстанциях – вышестоящем органе и суде.
  3. Отличаются документы и по форме участия лиц. Если при составлении протокола нарушитель не только должен ознакомиться с ним, но и объяснить свои действия, то по отношению к постановлению таких прав не предоставляется. В этом случае вообще не требуется участия третьих лиц, и тем более у них нет права внесения каких-либо дополнений. Касается это и свидетельских показаний. Однако о решении автовладелец всегда будет осведомлен.
  4. Как правило, наказания, назначаемые на месте (это небольшие правонарушения, где составляют постановление) будут гораздо мягче, нежели при составлении протокола. Последний заполняют при тяжких нарушениях, когда наказание может быть не только административным, но и уголовным.
  5. Чаще всего вынесением постановления занимается суд, однако есть и ряд правонарушений, когда этим занимается инспектор. Протокол же составляется сотрудником ГИБДД.

Главным отличием является факт вины. Протокол просто призван зафиксировать произошедшее правонарушение, а в дальнейшем по делу назначается разбирательство, в котором нарушитель способен привести доказательства, которые снимают с него вину или умаляют ее. Если имеется на руках постановление ГИБДД, вы уже признаны виновным, а в том случае, если сначала составлен был протокол, то распоряжений и решения по делу придется ждать уже от суда.

Нарушения правил поведения за рулем фиксируются сотрудниками дорожной полиции. Для этого ими применяется два основных метода – составление либо протокола, либо постановления. Причем далеко не каждый автовладелец может объяснить, чем отличается протокол от постановления ГИБДД. Предлагаем в деталях разобраться в юридических тонкостях этого вопроса.

Вначале уточним, что такое протокол об административном правонарушении. Это юридический документ, составляемый сотрудником дорожной полиции в отношении нарушителя ПДД, если он не согласен с инспектором, оспаривает сам факт нарушения и во всех остальных спорных ситуациях. Рассматриваемый акт дает основания обжаловать действия сотрудника ГИБДД и служит основным правовым свидетельством при рассмотрении жалобы или в процессе судебного разбирательства.

Однако, если протокол об административном правонарушении составлен, что дальше его нужно будет обязательно обжаловать – не факт. Помимо конфликтных ситуаций, обстоятельства правонарушения протоколируются ГИБДД и в ряде особых случаев:

  • если нарушителем оказался действующий военнослужащий;
  • при обнаружении за рулем несовершеннолетнего;
  • во всех обстоятельствах, когда решение вопроса находится за рамками полномочий сотрудника дорожной полиции, обнаружившего нарушителя ПДД.

Постановление ГИБДД – это тоже юридический акт. Но подобный документ составляется в упрощенной форме и не предполагает дальнейшего оспаривания нарушителем факта правонарушения. По постановлению выписывается штрафная квитанция, а водитель получает квитанцию об оплате административного штрафа. Однако такой документ не может быть составлен представителем ГИБДД без признания водителем факта правонарушения.

Тогда как же быть с дорожными камерами, по информации с которых постановления выписываются в отношении нарушителя в автоматическом порядке? Во исполнение правовых норм, законодательство разрешает водителю обжаловать данное постановление в течение 10 суток. Поэтому крайне важно иметь на руках актуальные сведения о своих правонарушениях. Сегодня можно в электронной картотеке ГИБДД, к документам которой имеется общий доступ во Всемирной паутине.

В чем разница

Между описываемыми правовыми актами существует несколько принципиальных отличий.

  1. В протоколе ГИБДД рассматриваются обстоятельства административного дела с учетом мнения всех сторон и показаний очевидцев, причем в документе вовсе не обязательно наличие выводов. Постановление отражает результат законченного действия – в нем указывается мера наказания нарушителя.
  2. Постановление составляется уполномоченным сотрудником ГИБДД, а протокол может написать любой полицейский.
  3. Протокол отражает все мнения сторон конфликта, а постановление содержит исключительно выводы о наказании нарушителя.

Таким образом, отличие протокола от постановления ГИБДД в том, что на его основании исход административного дела разрешается в результате последующего разбирательства. В то время как постановление является итоговым исполнительным документом, содержащим в себе определенные требования, которые, однако, нарушителю можно будет обжаловать в установленные законом сроки.

Порядок составления протокола

Протокол должен быть составлен в соответствии с нормами права. Это регламентировано ст.ст. 12.35, 28.2, 25.6 КоАП (это Кодекс об административных правонарушениях) и ведомственным Приказом МВД № 185 (2 марта 2009 г.). Составление административного протокола ГИБДД осуществляется черными, синими или фиолетовыми чернилами, разборчивым почерком либо печатается на компьютере. Перед заполнением уполномоченный сотрудник обязан разъяснить всем участникам действия их права и обязанности, а также предусмотренный законом порядок. В документе должна быть представлена следующая информация:

  • дата и место написания;
  • Ф. И. О. и служебное положение инспектора ГИБДД;
  • сведения о нарушителе (либо из документов, либо – при их отсутствии – со слов);
  • личные данные потерпевших, свидетелей и понятых, с указанием их адресов и телефонных номеров;
  • показания сторон;
  • перечисление нарушенных правовых актов с подробным указанием обстоятельств;
  • ссылка на статьи, содержащие меру наказания для нарушителя;
  • объяснения предполагаемого нарушителя (может заполняться им собственноручно по его желанию);
  • фраза о несогласии предполагаемого нарушителя с сотрудником полиции;
  • любые иные сведения, имеющие значение для рассматриваемого административного дела.

Документ должен быть подписан предполагаемым виновником или стоять отметка представителя ГИБДД, что нарушитель отказывается подписывать документ, так как не согласен с его положениями. Протокол, как и постановление, составляется на официальном бланке ГИБДД.

В законодательстве нет четких требований, сколько должно быть свидетелей при составлении административного протокола. Однако для предполагаемого виновника или для каждой из сторон в случае ДТП наличие подтверждающих их позицию свидетелей может принести существенную пользу.

Более жесткие требования к понятым, которых должно быть не менее двух человек. При этом понятыми могут быть только незаинтересованные в исходе административного дела лица. Территориальные рамки того, где сотрудник ГИБДД имеет право составлять протокол, ограничены местом правонарушения, потому что все стороны имеют право ознакомиться с содержанием документа. Протокол ГИБДД не может содержать пустые графы и поля. В этих местах документа ставятся прочерки во избежание их заполнения без ведома нарушителя.

Если была допущена ошибка

Любые ошибки в документе идут на пользу водителю, потому что он получает возможность доказать факт процессуального нарушения и потребовать признать документ ГИБДД недействительным. Таким способом можно даже сохранить права, так как если в протоколе об административном правонарушении ошибка, суд не всегда сможет учитывать его в качестве доказательства и основания для лишения нарушителя его водительского удостоверения. К самым распространенным ошибкам в документе, составленном сотрудником ГИБДД, относят:

  • исправление в документе без отметки «исправленному верить» существенных деталей, к которым относят даты, номера статей законов и положений ПДД и др.;
  • несоответствие оригинала протокола его копии, переданной водителю, что говорит о внесении изменений сотрудником ГИБДД без ведома предполагаемого нарушителя;
  • указание в тексте документа на водителя как на нарушителя или виновного, что не соответствует презумпции невиновности;
  • составление протокола ГИБДД без понятых;
  • отсутствие в документе ГИБДД важных сведений, в частности, согласия водителя на медосвидетельствование при направлении нарушителя на экспертизу.

Наличие подобных просчетов не гарантирует автоматического признания протокола недействительным, однако, при участии компетентного юриста с помощью разных ошибок можно будет с большой долей вероятности переломить ход разбирательства в пользу одной из сторон.

То, что в протоколе об административном правонарушении не указаны свидетели, ошибкой не является. Такой документ ГИБДД будет учтен судом, но при условии наличия в нем личных данных хотя бы двух понятых, которым разрешается не оставлять свидетельские показания, но они должны были наблюдать за действиями полицейского. Постановление наличия свидетелей и понятых не требует.

Исправления в протоколе об административном правонарушении не влияют на признание юридической силы документа, если они не являются существенными, и в тех случаях, когда они оговорены с предполагаемым виновным. О чем должна быть отметка в протоколе, оставленная рукой нарушителя. В остальных случаях судья может признать документ не имеющим силы.

Если не подписывать документ


Некоторые считают, что отказ от подписания протокола об административном правонарушении несет нарушителю определенные выгоды и даже может помочь ему избежать ответственности. Это является распространенным заблуждением. В таком случае инспектор ГИБДД, руководствуясь п. 121 Приказа № 185 (от 2 марта 2009 г.), просто оставит соответствующую отметку об отказе подписывать документ. В целом это никак не скажется на итоге административного дела.

Гораздо более продуктивным будет грамотно изложить в протоколе свою позицию в поле для личных объяснений нарушителя. Там водителю можно в мельчайших подробностях описать нарушения, допущенные сотрудником полиции.

  1. Водителю обязательно следует указать, если инспектор ГИБДД не разъяснил права и обязанности перед составлением протокола. Важно знать, что сотрудник Госавтоинспекции должен провести подробный инструктаж, не ограничиваясь только перечислением статей. Хотя на практике полицейские пропускают этот этап ради экономии времени на составление документа в отношении нарушителя.
  2. Когда водитель уверен в своей правоте, он может потребовать записи в протоколе свидетельских показаний пассажиров. Современное законодательство не запрещает использование сообщений о фактических данных любых очевидцев, даже лиц, состоящих в близком родстве. Не принимать к сведению на основании возможной необъективности их может только судья, но никак не сотрудник полиции. Наоборот, законодательство в этом случае идет навстречу виновнику, разрешая не давать показания близкому человеку, способные навредить нарушителю.
  3. В протокол можно собственноручно занести любые сведения, в том числе и при несогласии с процедурой осмотра места аварии или оспаривании самого нарушения ПДД. При заполнении документа полицейский не имеет права отказать предполагаемому нарушителю во внесении любых записей, какие он посчитает нужными или важными, в протокол.

Таким образом, отсутствие подписи предполагаемого нарушителя не дает оснований на признание протокола об административном правонарушении недействительным. Гораздо продуктивнее будет отразить в тексте все спорные моменты, которые можно трактовать в пользу водителя или позволяющие доказать существенное нарушение формы составления протокола, чтобы он потерял свою юридическую силу.

Следует обратить внимание на отметку в документе, что нарушитель согласен с предъявляемыми ему обвинениями. Если подписаться под этой записью, оспорить протокол водителю станет практически невозможно. Чтобы такая запись не появилась в подписанном задним числом протоколе, лучше в графе объяснений начать с фразы о категорическом несогласии водителя с доводами сотрудника ГИБДД.

Все о сроках рассмотрения дел

Согласно КоАП, дело подобного рода рассматривается в течение 15 суток со дня фиксации нарушающих закон действий, то есть с момента составления протокола ГИБДД в отношении нарушителя. Сроки могут быть продлены при необходимости дополнительных экспертиз, после чего выносится постановление или материалы передаются в суд.

Если водитель не оспаривает свое нарушение, он получает квитанцию на оплату штрафа. В день, когда постановление вступает в силу (на это дается 3 суток с момента составления постановления), начинается отсчет десятидневного срока, дающегося нарушителю на обжалование. После этого у нарушителя есть 30 суток на оплату взыскания по постановлению.

Затем, если штраф не погашен, материалы передаются судебным приставам, а к должнику могут быть предприняты определенные санкции. Одна из самых эффективных мер – ограничение на выезд за пределы РФ. То, будет зависеть от количества штрафов и их общей суммы.

В 2017-2019 гг. не выпускают за границу при наличии 10 и более непогашенных квитанций по постановлениям ГИБДД или если сумма задолженности нарушителя составляет более 30 тысяч рублей. Если со дня вступления в силу постановления прошло более 2 лет, штрафы ГИБДД автоматически «сгорают» в результате истечения срока давности. В таком случае они уже не будут давать оснований на ограничения прав нарушителя.

Как обжаловать постановление


Вынесенное решение о денежном взыскании можно опротестовать в предусмотренном нормами закона порядке. По закону срок обжалования постановления по административному делу составляет 10 суток. Обращаться можно либо к начальнику выписавшего штраф сотрудника (руководителю того подразделения, в ведении которого – камера видеонаблюдения), либо непосредственно в суд с исковым заявлением. В жалобе следует указать:

  • наименования органа, в который адресуется обращение;
  • Ф. И. О. и место работы адресата жалобы (например, начальнику отделения ГИБДД);
  • имя заявителя (решение по административному делу в отношении водителя может оспаривать и юридическое лицо);
  • адрес, на который будет отправлен ответ;
  • суть рассматриваемого административного дела с указанием любых важных сведений;
  • Ф. И. О. сотрудника ГИБДД, действия которого обжалуются в обращении;
  • подпись предполагаемого нарушителя и дата.

В приложении обязательно должна быть копия постановления и иные документальные свидетельства, которые можно использовать в доказательство своей правоты в разбирательстве по делу. Водителю следует иметь в виду, что анонимные и трудночитаемые рукописные жалобы на действия ГИБДД по закону могут быть проигнорированы. Заявление можно подавать при личном посещении либо отсылать по почте. Также имеется возможность подать документ с жалобой через электронный портал ГИБДД.

Конечно, при очевидных нарушениях подача жалобы не имеет смысла и даже может навредить водителю. Поэтому перед обращением в ГИБДД лучше уточнить у юриста, и есть ли шансы на отмену штрафа по постановлению.

Документы подлежат регистрации и рассмотрению в течение месячного срока. При необходимости заявителя могут уведомить о продлении разбирательства еще на 30 дней. После этого должно быть вынесено решение.

  1. Жалобу могут не удовлетворить.
  2. Возможна коррекция постановления: причем меры наказания могут быть изменены и в сторону их увеличения.
  3. Еще один вариант – признание постановления Госавтоинспекции незаконным.
  4. Административное дело может быть не отменено, а отправлено на доследование.
  5. Материалы могут быть переданы в другое ведомство, в юрисдикции которого находится решение спорного вопроса.

В целом разница между протоколом и постановлением ГИБДД проявляется в деталях – с первого взгляда незначительных, но при оформлении первого вида документа у водителя больше шансов избежать наказания, чем после оформления второго. Потому что протокол - это документ, в котором производится фиксация факта нарушения, а постановление - это документ, в котором зафиксировано уже назначенное наказание.