Что будет за пиратский флаг. Как появился пиратский флаг? Флаг Черной бороды

Происхождение пиратского флага неизвестно, но его историю можно проследить.

Флаги использовались для того, чтобы запугать противника, дизайн флага подчинялся прежде всего этой цели. Пиратский флаг был своего рода психологическим оружием, особенно эффективный в сочетании с репутацией, которую вскоре приобрели пираты. Если пиратам удавалось запугать жертву до такой степени, что она капитулировала без боя, это значительно упрощало дело и увеличивало прибыль, так как корабль-жертва и его груз не повреждались во время боя.

Известные пираты часто пользовались уникальными флагами, что было особенно эффективно. Так, Бартоломью Робертс враждебно относился к колониям Барбадос и Мартиника. Поэтому, появляясь в виду этих островов, он поднимал флаг, на котором изображался пират, стоящий на двух черепах. Пират, по-видимому, означал самого Робертса, а под черепами стояли буквы: ABH (A Barbadian’s Head - «череп барбадосца») и АМН (A MartiniquarTs Head -«череп мартиникца»). Угроза была слишком очевидной, и корабли с этих двух островов сдавались без боя.

Определить противника в море всегда было трудной задачей. В XVI веке королевские корабли обычно несли опознавательные знаки на главных парусах (английские корабли - розу Тюдоров, испанские корабли - католический крест). Но правительственные корабли обычно действовали в составе эскадр или флотов. Начиная с позднего средневековья, для указания на свою принадлежность стали использоваться флаги. На протяжении XVII-XVIII вв. государственная символика стабилизировалась, и были изданы альбомы, в которых изображались все действующие на этот момент флаги.

В море, определив флаг корабля, можно было определить его государственную принадлежность, после чего становилось понятным, кто это - друг или враг. Но флаг не давал полной гарантии. Пираты и каперы, а случалось, что и военные корабли, часто поднимали чужие государственные флаги, чтобы иметь возможность спокойно приблизиться к противнику. Сблизившись с противником, корабль поднимал свой настоящий флаг, что по морским законам того времени давало основания начать бой. Поэтому, наиболее разумным подходом было считать все встречающиеся на пути корабли вражескими, особенно во время войны.

Каперы несли государственный флаг той страны, которая выдала им лицензию (Георгиевский крест для Англии, триколор для Голландии и т.д.). С середины XVII века каперы кроме государственного флага стали поднимать дополнительные символы, указывающие на их каперскую деятельность.

Корабли без национального флага считались пиратскими.

Дизайн ранних каперских флагов нам не известен. Но мы знаем, что в 1694 году английское Адмиралтейство издало закон, обязывающий английских каперов поднимать красный флаг. Красный флаг изображен и на ранних голландских морских гравюрах, но назначение этого флага не указано. В наши дни красный флаг символизирует предупреждение. По-видимому, каперы XVII века также предупреждали противника не оказывать сопротивления. Флаг, введенный в 1694 году Адмиралтейством, получил прозвище The Red Jack («Красный Джек»).

Примерно в то же время появился и другой дизайн пиратского флага. Черное пиратское полотнище в первый раз отмечено в 1697 году. Его поднимали каперы в том случае, если жертва пыталась оказать сопротивление. Поднятие этого флага означало, что никакой пощады противнику больше не будет.

В XVII веке использовались и желтые флаги. Известно, что они означали карантин, но одним этим значением не ограничивались, хотя до нас другие значения желтого флага не дошли.

Таким образом, можно утверждать, что к 1700 году основными типами каперских флагов были красный и черный. В 1714 году война за испанское наследство завершилась, и большинство каперов превратились в пиратов. Они сохранили свои флаги, хотя у пиратов большей популярностью стало пользоваться черное полотнище. Красный цвет продолжал ассоциироваться с каперством вплоть до XIX века.

Американские каперы в XVIII веке поднимали красный флаг с белыми горизонтальными полосами, напоминавший государственный флаг США.

Известное всем название «Веселый Роджер» (Jolly Roger) зафиксировано в письменных источниках того времени. Французское название каперского флага звучало как Jolie Rouge («веселый красный»), которое английскими пиратами было переосмыслено в «Веселого Роджера». Возможно и другое объяснение. В конце XVII века в Англии были приняты так называемые rouge laws - законы против бродяжничества. Поэтому Роджер мог означать «бродяга», «нищий» или «попрошайка». Голландских «морских гёзов», сражавшихся за независимость Голландии в конце XVI века, называли sea beggars - «морские нищие». Это название еще долгое время использовалось для обозначения каперов, действующих в районе Ла-Манша, в первую очередь возле порта Дюнкерк. Веселым Роджером стали называть любой каперский флаг, независимо от того, красный он был или черный. Позднее это же название перенесли и на пиратские флаги.

Первое упоминание о доработанном «Веселом Роджере» относится к 1700 году. В этом году французский капер Эммануил Вюн поднял черный флаг, украшенный белым черепом, скрещенными костями и песочными часами. Возможно, Вюн не был первым, но свидетельств на этот счет не сохранилось. Кроме того, новый флаг мог означать и переход Вюном от каперства к чистому пиратству. Очень быстро появилось еще несколько красных и черных флагов с дополнительными изображениями. Очень быстро подобного рода флаги стали прочно ассоциироваться с пиратами.

Среди пиратской символики наиболее распространенным был череп - символ смерти. Череп часто изображался вместе со скрещенными костями. Череп, как сам по себе, так и в сочетании с костями, служил в XVI-XVII веках напоминанием о смерти и часто изображался на надгробьях на Британских островах. Другими распространенными символами были скелеты, копья, мечи, песочные часы, инициалы, сердца, скрещенные шпаги, крылья и поднятые стаканы.

В эпоху, когда символизм пронизывал искусство и повседневную жизнь, все эта символы были легко узнаваемы и наполнены значениями.

В Европе того времени весьма распространенной была тема танца смерти, означавшая, что никто из живущих не избежит могилы. Эта тема обычно включала изображения костей, черепов и целых скелетов. Поднятый стакан означал тост за смерть. Оружие означало угрозу, исходящую от него, а песочные часы и крылья символизировали собой утекающее (или улетающее) без возврата время. Все эти символы мы можем найти на аллегорических картинах того времени, а также на надгробных памятниках.

Символы часто комбинировались друг с другом. Например, Кристофер Муди, который пиратствовал в районе Каролины в 1717 году, имел на флаге череп и скрещенные кости, меч, а также песочные часы с крыльями. На флаге Эдварда Тича (Черная Борода) был изображен скелет, держащий песочные часы, и копье, направленное на кровоточащее сердце. У Бартоломью Робертса кроме уже упомянутого флага с аббревиатурой АВН/АМН, был флаг, изображающий пирата, держащего песочные часы, и скелет, сжимающий копье. Очевиден фатализм в пиратской символике, одинаково применимый как к самим пиратам, так и к их жертвам.

Пираты могли поднимать и национальные флаги, особенно в том случае, если хотели ввести в заблуждение противника. В 1718 году Чарльз Вейн поднимал на одной мачте английский флаг и черный пиратский флаг на другой. В 1720 году Эдвард Ингленд держал черный флаг на грот-мачте и красный флаг на фок-мачте, а на флагштоке поднимал английский флаг.

«Почему наш флаг черный? Черный — оттенок отрицания. Черный флаг — отрицание всех флагов. Это — отрицание статуса государственности, который помещает человеческое состояние против себя и отвергает единицу всего человечества. Черный цвет — настроение гнева и произвола во всех отвратительных преступлениях против гуманности, совершенного от имени преданности одному государству или другому».

Howard J. Ehrlich (ed.)-Reinventing Anarchy, Again.

Точная дата появления пиратского флага неизвестна, хотя его история и может быть прослежена с некоторой долей уверенности. Определение возможного проявления враждебности встречных кораблей на протяжении долгих веков было сложной проблемой. В 16 столетии с развитием корабельной артиллерии необходимость идентификации судов стала особенно актуальна. Исторически первыми кораблями, несущими символы их национальной принадлежности, стали крупные военные суда, входящие в состав королевских флотов . Англичане стали использовать паруса с розой — эмблемой королевского дома Тюдор, испанцы — красный католический крест. Вместе с тем для торговых и одиночных кораблей никакая символика не применялась. Позднее, когда национальные флаги и гербы стали общеприняты, специальная раскраска парусов стала использоваться на всех судах. Но в дальних плаваниях нередко оснастка приходила в негодность, а гербовые паруса были недешевы, и для обозначения принадлежности кораблей все чаще стали использоваться кормовые флаги, которые могли иметь огромные размеры. Это было обусловлено не только необходимостью обеспечить высокую дальность определения принадлежности корабля, но и в связи с общепринятым в то время явлением с подменой флага на вражеский. Лучшая стратегия тогда должна была предполагать, что все встречные суда были враждебными.

Появившиеся в то время корсары не имели права использовать национальные флаги, и поэтому они стали применять специальные символы совместно с государственными вымпелами . Так, в 1694 году английское адмиралтейство ввело обязательный знак для обозначения английских корсарских кораблей — красный флаг, названный по аналогии с государственным флагом Великобритании «Красный Джек». В то время по морской терминологии красный вымпел означал предупреждение об опасности, и в данном случае сигнализировал встречному кораблю о бесполезности сопротивления. Но вместе с тем пираты, не находящиеся на службе какого либо государства, стали также использовать сигнальные вымпелы в качестве меры устрашения противника. Поднятый ими черный флаг означал приказ немедленно остановиться и немедленно капитулировать. Значительно реже использовались флаги желтого цвета, которые символизировали смертельное заболевание или безумие экипажа . После окончания испанской экспансии на море многие корсары, покинувшие государственную службу, просто сохранили свои флаги, продолжая заниматься морским разбоем. Как ни удивительно, но согласно некоторым сведениям, темы американского красно-белого флага и красного флага революций 20 века были заимствованы именно у корсарских вымпелов.

Согласно действующей в то время морской системы обозначений черный вымпел означал, что атакуемое судно должно прекратить сопротивление и немедленно остановиться. Если жертва продолжала движение, поднимался красный флаг, символизирующий невозможность проявления милосердия . Примерно тогда же появилось и название пиратского флага. Предположительно оно пошло от французского словосочетания «Jolie Rouge» — » Красный знак», что в английской транскрипции превратилось в Веселого Роджера — «Jolly Roger». Кроме того, действовавший в Англии того времени закон о бродяжничестве назывался Rouge, а самих бродяг и жуликов на жаргоне звали Роджерами. В Голландии корсаров, действовавших в районе Ла-Манша называли privateers, или морские нищие, что также могло оказать влияние на появление самого слова «пираты» и название их флага. Другое возможное толкование исходит из факта, что дьявол иногда упоминался как «Старый Роджер», и таким образом флаг символизировал гнев дьявола.

Согласно общепринятому мнению, на пиратском флаге должны быть изображены череп и перекрещенные кости либо мечи. В действительности каждый корабль имел свой уникальный знак и эти знаки были весьма разнообразны . Первое упоминание «классического» пиратского флага связано с французским пиратом Emmanuelle Wynne в 1700 году, который использовал изображение черепа с пересеченными под ним костями с песочными часами на красном или черном фоне. Примерно таким же был флаг пирата Henry Every, но череп на нем был обращен в профиль. Это означало, что хозяин данного флага больше не являлся наемным корсаром, а стал вольным пиратом. Аналогичные по смыслу эмблемы на черном или красном фоне вскоре стали появляться у многих пиратов, причем наиболее распространенной символикой стало изображение черепов, костей и скелетов как символов смерти. Эти изображения должны были оказать дополнительно психологическое давление на противника, вызывать ощущение неминуемой смертельной опасности и бессмысленности сопротивления, к тому же на надгробных плитах того времени нередко присутствовали аналогичные знаки. Кроме того, использовались приметы неумолимо утекающего времени, силы, безумства и отваги.

Все эти изображения песочных часов, сабель, крыльев в самых различных сочетаниях встречались на пиратских флагах. Так, знаки на флаге Bartholomew Roberts («Black Bart») символизировало презрение к смерти («пьющий за смерть»), беспощадность и силу (скелет с копьем), да и все пиратские флаги как правило несли оттенок фатализма. Кроме того, пираты, активно поддерживающие контакты с различными государствами, нередко использовали сразу два флага — как, например, Charles Vane, который в своих плаваниях 1718 года поднимал красный пиратский флаг на фок-мачте, черный на гроте, а английский крест на кормовом флагштоке. Изображения на пиратских флагах были весьма грубыми, так как их изготовлением обычно занимались простые члены команды, владеющие иглой и ниткой. Нередко флаги можно было просто купить в портовой таверне за бутылку бренди, так что большинство корабельных символов не отличалось большим изяществом и выдумкой . Так, на одном из флагов все то же «Черного Барта», когда тот плавал в районе островом Мартиника и Барбадос, был изображен пират, стоящий на головах барбадосца (АВН — «A Barbadian’s Head»), и мартиниканца (АМН — «A Martiniquan’s Head»). Угроза была ясна — моряки этих колоний не могут ожидать никакого милосердия, если они попытаются оказать малейшее сопротивление. Если пират мог запугать врага, чтобы победить без оказания сопротивления, то опасность для пиратского экипажа была бы устранена, и корабль жертвы захватывался неповрежденным, таким образом сохраняя свою ценность. Изображения на флаге часто связывалась с известным пиратом и, следовательно с его репутацией, что вызывало более явную угрозу.

В качестве символа пиратства за последние два столетия в культуре крепко утвердился череп над скрещенными костями на черном фоне. Однако единого пиратского флага никогда не существовало. Веселый Роджер, как принято называть черный флаг с адамовой головой и костями, использовался пиратами вместе с десятками других стягов. В то же время Jolly Roger заслуживает отдельного внимания, пусть даже больше как культурное явление современности.

Какими были пиратские флаги

Пиратские флаги начали выделяться в отдельный класс морских символов примерно в 15-м веке. Изначально никакого унифицированного знамени у пиратов не было. Каждый капитан стремился заиметь собственную символику.

Появление черного пиратского полотнища впервые отмечено в 1694 году. Оно поднималось в тех случаях, когда жертва оказывала сопротивление. Если пираты вывешивали черный флаг, то пытающиеся избежать захвата понимали – никакой пощады им не будет.

Первая документальная фиксация «Веселого Роджера» состоялась в 1700 году. Его увидели английские военные, находившиеся на корабле «Her Majesty’s Ship Pole» под командованием Джона Крэнби. Под флагом с черепом и костями шел французский пират Эммануэль Уинн. Отчет об этом происшествии хранится в Государственном архиве Великобритании. Крэнби пытался догнать Уинна в бухте одного из островов Зеленого Мыса, но португальские солдаты помогли пирату скрыться.

В отчете не сказано, как назывался пиратский корабль, но зато там есть подробное описанием стяга. На нем помимо черепа и скрещенных костей также присутствовали песочные часы, символизировавшие истекающее время на размышление.

У английского пирата Стида Боннета «Веселый Роджер» дополнялся по бокам сердцем и кинжалом, у Калико Джека перекрещенные кости заменялись шпагами, у Генри Эвери череп был развернут в профиль. Еще один пират из Великобритании Томас Тью, убитый пушечным ядром при попытке захватить один из кораблей с направлявшимися в Мекку индийскими паломниками, использовал черное полотнище с изображением белой руки с мечом. Предполагается, что этот символ означал «мы готовы убить вас».

На флаге Эдварда Тича, более известного как Черная Борода, черепа и костей не было вообще. Вместо них на полотнище в полный рост стоял дьявол, в одной руке которого были песочные часы (символизировали неотвратимую смерть), а в другой – копье, готовое пронзить человеческое сердце. При виде такого стяга встречные суда должны были понимать, что не стоит оказывать пиратам сопротивления. В противном случае всех попавших в плен ожидала жестокая смерть.

Интересную символику использовал пират из Уэльса Бартоломью Робертс, захвативший за свою «карьеру» больше 400 кораблей. На его флаге был изображен пират с обнаженной саблей, который стоит на черепах поверженных врагов. Под мертвыми головами сделаны подписи:

  • ABH, «A Barbados Head», губернатор Барбадоса;
  • AMH, «A Martinique’s Head», губернатор Мартиники.

Губернатор Мартиники был повешен Робертсом на рее после того, как пираты пленили его на захваченном военном корабле.

Был у Бартоломью и другой флаг – на нем стояли рядом скелет с копьем и пират, вместе держащие песочные часы.

В общем, морские разбойники были вольны в придумывании собственной символики. Одни изображали что-то оригинальное, другие дополняли и смешивали уже распространившиеся символы. Например, Кристофер Муди использовал красное полотнище, на которое наносилось сразу три знака – череп с костями, рука с мечом и песочные часы с приделанными к ним крыльями.

Название Веселый Роджер

  1. Веселый Роджер мог произойти от французского «joyeux rouge», что означает «ярко-красный». Именно во Франции появился термин «корсары», которым обозначали людей, получивших от французского короля разрешение грабить корабли враждебных держав. Франция же первой отправила своих пиратов в Америку, чтобы те нападали на испанские корабли, возившие золото из колоний. Корсары приносили стране настолько серьезный доход, что он учитывался министерством финансов при планировании бюджета. «Лицензии» на пиратство во Франции действовали около 300 лет. Они были отменены только после того, как в корсарах исчезла необходимость из-за усиления французского государства.

    По правилам корсары должны были ходить под государственным флагом, который менялся на черный сигнальный флаг в момент атаки – это означало предъявление ультиматума. Если преследуемое судно не сдавалось, то пираты поднимали стяг кроваво-красного цвета, символизировавшего войну.

    Англичане позднее вполне могли переделать непривычные для них слова «joyeux rouge» в «jolly roger».

  2. В 12-м веке Сицилией правил король Рожер II Сицилийский, одержавший множество побед на море и на суше. Его флаг выглядел как красное полотнище с двумя перекрещенными костями. В связи с этим некоторые исследователи связывают Веселого Роджера с именем этого славного правителя.
  3. Еще одна версия восходит напрямую к дьяволу. Одним из шутливых имен сатаны было «Old Roger», и слово «old» (то есть «старый», «старина») могло в дальнейшем превратиться в «jolly».
  4. Если на корабле начиналась вспышка какой-то смертельной болезни (например, холеры или чумы), то для предупреждения остальных поднимался специальный флаг черного цвета с двумя диагональными белыми полосами. На других судах понимали, что это источник опасности и от него следует держаться подальше. Пираты стали использовать этот знак для дополнительного устрашения или отпугивания мощных военных кораблей. В дальнейшем белые полосы могли превратиться в скрещенные кости.
  5. В Индийском и Тихом океане долгое время промышляли тамильские пираты. Они называли себя «властителями моря», и на их языке эта фраза звучит как «Али раджа». Нетрудно уловить, насколько данное словосочетание созвучно «джолли роджер».

Как бы там ни было на самом деле, не стоит думать, что пираты постоянно ходили под знаменем Веселого Роджера или иным вариантом черного полотнища. Чаще всего на пиратских судах были подняты государственные флаги, но означали они не принадлежность к какой-то стране. Морские разбойники так маскировались. Например, при приближении к английским боевым судам они могли вывесить флаг Нидерландов, потому что эта страна в данный момент не воевала с британской короной. При нападении на набитый золотом корабль испанских колонизаторов те же пираты могли поднять морской флаг Англии, чтобы запутать следы и списать грабеж на представителей «владычицы морей».

Весёлый Роджер (Jolly Roger) - знаменитый пиратский чёрный флаг с человеческим черепом и перекрещенными костями. Это устрашающее знамя, наряду с десятками других, использовалось корсарами в XVII-XVIII веках. И хотя единого пиратского флага никогда не существовало, именно Весёлый Роджер стал самым узнаваемым и чаще всего ассоциировался в мировой культуре с пиратством.

Первая корабельная символика

На протяжении долгих столетий для мореплавателей всего мира составляло достаточно сложную задачу определение дружественности или враждебности со стороны встречных судов. С началом интенсивного развития корабельной артиллерии в XVI веке необходимость идентификации кораблей встала особенно остро.

Исторически сложилось так, что первыми судами, которые несли на себе символы их родного государства, стали военные корабли, входящие в состав королевских флотилий. Как правило, для обозначения принадлежности к тому или иному флоту использовались паруса, однако ввиду немалой стоимости их изготовления стали применяться кормовые флаги.

Корсары, которые находились на службе у какой-либо страны, обычно использовали общепринятые государственные символы. Но тем морякам, которые разбойничали в море сами по себе, приходилось пользоваться сигнальными вымпелами, которые выполняли задачу устрашения вероятного противника.

Чёрный флаг означал приказ к немедленной остановке и капитуляции. Если судно не реагировало на предупреждение, поднимался красный флаг, означавший намерение взять корабль на абордаж и невозможность проявления милосердия. Но затем эти флаги начали усложняться и приобретать индивидуальность…

Споры о терминологии

По одной из версий, «Весёлый Роджер» происходит от французского «Joyeux Rouge» (ярко-красный). Это был флаг кроваво-красного цвета, - цвета войны. Возможно, впоследствии англичане переделали «Rouge» в более привычное для них слово «Roger», а «Joyeux» в «Jolly», то есть «Весёлый».

Не менее правдоподобной выглядит иная версия. Во время эпидемии чумы, холеры или иной смертельной болезни, на кораблях поднимали специальный флаг - две диагональные белые полосы на чёрном фоне. Это был знак другим кораблям держаться подальше, и пираты нередко использовали его для устрашения, чтобы избежать нападения со стороны мощных военных кораблей. Со временем белые полосы могли трансформироваться в скрещённые кости.

Третья версия возникновения Весёлого Роджера связана с тамильскими пиратами. Они промышляли в водах Индийского и Тихого океанов и называли сами себя «али раджа» - властители моря. Это словосочетание также созвучно английскому «Jolly Roger».

Четвёртая версия гласит, что пиратский флаг получил свое название от словосочетания «Old Roger», которое было одним из имен дьявола. В дальнейшем слово «Old» могло превратиться в «Jolly», или же оскал зубов черепа воспринимался как зловещая улыбка.

Согласно пятой версии, это название произошло от имени короля Рожера II Сицилийского (1095-1154), который прославился многочисленными победами на суше и на море. Флаг Рожера II Сицилийского представлял собой изображение двух скрещённых костей на красном фоне.

Знаменитые флаги

Так или иначе первое упоминание, связанное со знаменитым изображением, касается известного французского пирата Эммануила Вина. Именно он в 1700 году впервые использовал флаг в виде черепа с перекрещёнными под ним костями на чёрном фоне. Его знамя также включало в себя изображение песочных часов, что означало «ваше время истекает».

Английский корсар Стид Боннет, также известный под псевдонимом «джентльмен пиратов», использовал модификацию этого флага: в его варианте кость была одна, а по бокам от черепа добавлялись сердце и кинжал. Примерно так же выглядел флаг и мятежного авантюриста Генри Еври, однако череп на нем был обращен в профиль, что означало принадлежность владельца судна к вольным пиратам. Аналогичные эмблемы стали появляться на многих пиратских суднах того времени с некоторыми различиями, но одним общим смыслом – враждебности к противнику.

В случае встречи с более сильным или многочисленным противником пираты не использовали Весёлого Роджера. Они просто поднимали флаги тех стран, которым симпатизировали или наличие которых было уместно в данной ситуации. Например, атакуя «испанца», пираты могли поднять морской флаг Англии. А чтобы уклониться от дотошных английских боевых судов, можно было поднять флаг Голландии, которая была лояльна к британской короне.

Весёлый Роджер в ХХ веке

Весной 1907 года адмиралом британского флота стал Сэр Артур Вильсон – заносчивый и, как впоследствии выяснилось, некомпетентный аристократ. Он пробыл на этом посту всего четыре года, однако успел «отличиться» забавными высказываниями. Например, что субмарины (которые только начинали использоваться) - это жульничество и не достойно англичан, и что пленников с вражеских подлодок нужно вешать как пиратов.

Помня эти слова, командир английской субмарины E9 после затопления немецкого крейсера в начавшейся Первой Мировой войне поднял пиратский флаг «Весёлый Роджер» и вошёл в порт. Эту традицию подхватили другие командиры - в обеих мировых войнах, в военном конфликте с Аргентиной 1982 года и даже недавней войне с Ираком английские подлодки, возвращаясь на базу после успешной атаки, поднимали Весёлого Роджера.

В наше время Весёлый Роджер по-прежнему популярен - такие флаги используют современные пираты в Карибском море, у берегов Сомали, в Индийском океане и акватории Индонезии. Несмотря на то, что морские территориальные воды каждой страны тщательно охраняются, ситуация на море с каждым годом становится все более напряжённой и опасной, а разбойники – всё лучше вооружёнными и подготовленными.

А самый старый пиратский флаг, сохранившийся до наших дней, хранится в британском национальном музее военно-морского флота, расположенного в Портсмуте. Этот Весёлый Роджер был захвачен в 1780 году у берегов Африки. На нём хорошо сохранились следы пороха и маленькие пулевые отверстия, обугленные по краям. Благодаря Винчестерскому текстильному центру сохранения предметов искусства в 2007 году этот редкий экземпляр был восстановлен, и сейчас этот флаг выглядит точно так же, как он выглядел 300 лет тому назад.

«Весёлый Роджер»

Нужно начать с истории флагов на корабле вообще. Вопреки сложившемуся мнению, далеко не все парусные корабли раньше ходили под национальным флагом своей страны. Например, в проекте французского Закона о королевском флоте от 1699 года сказано что «королевские корабли не имеют никаких строго установленных отличительных знаков для ведения боя. Во время войн с Испанией наши корабли использовали красный флаг, чтобы отличаться от испанских, которые выступали под белым флагом, а в последней войне наши корабли шли под белым флагом, чтобы отличаться от англичан, также воюющих под красным флагом...»

Как ни странно, французским каперам специальным королевским эдиктом запрещалось ходить под черным флагом практически до последних лет существования каперства. Каперство — морской террор против кораблей (как военных, так и мирных) враждебного государства по поручению или с разрешения властей. Капер отличался он от пирата тем, что его деятельность была легальна и подкреплена соответствующим патентом. Частные лица за право на каперство, как правило, отчисляли в пользу своего государства процент от захваченной добычи. В своей стране капер преследованиям не подлежал, а в случае пленения противником мог требовать суда как военнопленный.

Определить противника в море всегда было трудной задачей. В XVI веке королевские корабли обычно несли опознавательные знаки на главных парусах (английские корабли - розу Тюдоров, испанские корабли - католический крест). Но правительственные корабли обычно действовали в составе эскадр или флотов. Начиная с позднего средневековья, для указания на свою принадлежность стали использоваться флаги. На протяжении XVII-XVIII вв. государственная символика стабилизировалась, и были изданы альбомы, в которых изображались все действующие на этот момент флаги.

В 1694 году, Великобритания издала закон, устанавливавший единый флаг для обозначения английских приватирских (английское название каперов) кораблей: красный флаг, мгновенно получивший у моряков прозвище «Красный Джек». Таким образом, впервые на официальном уровне появилось понятие пиратского флага в принципе. Пираты, до этого не имевшие своего «профессионального» полотнища, идею с восторгом подхватили: на их флагштоках вскоре заполоскались красные, желтые, зеленые и черные флаги. Каждый цвет символизировал определенную идею: желтый - безумство и безудержность гнева, черный - приказ сложить оружие, красный - предложение сдаться, и так далее. Итак, выделение пиратских флагов в отдельную категорию морских символов сложилось к XVIIв. веках, а черный флаг стал отличительным знаком пиратов

Пиратский флаг был своего рода психологическим оружием, особенно эффективным в сочетании с репутацией, которую приобрели пираты. Если пиратам удавалось запугать жертву до такой степени, что она капитулировала без боя, это значительно упрощало дело и увеличивало прибыль, так как корабль-жертва и его груз не повреждались во время боя.

Флаги, как правило, изготавливались самыми грубыми кустарными методами. Нередко их вышивали сами пираты, владевшие кое-как этим «рукоделием». Подобные «произведения искусства» можно было свободно купить за бутылку бренди в портовой таверне.

Пираты поднимали собственный национальный флаг, чтобы привлечь союзников или отпугнуть врагов. Сообщения между судами также передавались при помощи флагов, для чего на мачтах применялось специальное сигнальное устройство. Пираты также иногда поднимали чужой национальный флаг, чтобы безболезненно приблизиться к своей жертве. Например, атакуя «испанца» пираты могли поднять морской флаг Англии, а чтобы уклониться от английских боевых судов, можно было поднять флаг Нидерландов (Голландия, в отличие от Испании тех лет, не воевала с Англией).

Когда расстояние между кораблями становилось удобным для атаки, они снимали фальшивый флаг и бросались на абордаж. Таким образом, можно утверждать, что к 1700 году основными типами каперских флагов были красный и черный. В 1714 году война за испанское наследство завершилась, и большинство каперов превратились в пиратов.
Что касается черепа с костями — непременной пиратской символики, то на самом деле пиратские капитаны изощрялись, кто как мог.

Среди пиратской символики наиболее распространенным был череп - символ смерти. Череп часто изображался вместе со скрещенными костями. Череп, как сам по себе, так и в сочетании с костями, служил в XVI-XVII веках напоминанием о смерти и часто изображался на надгробьях на Британских островах. Другими распространенными символами были скелеты, копья, мечи, песочные часы, инициалы, сердца, скрещенные шпаги, крылья и поднятые стаканы. В эпоху, когда символизм пронизывал искусство и повседневную жизнь, все эта символы были легко узнаваемы и наполнены значениями. В Европе того времени весьма распространенной была тема смерти, означавшая, что никто из живущих не избежит могилы. Эта тема обычно включала изображения костей, черепов и целых скелетов. Поднятый стакан означал тост за смерть. Оружие означало угрозу, исходящую от него, а песочные часы и крылья символизировали собой утекающее (или улетающее) без возврата время.

Первые версии пиратской символики включали в себя и полное изображение скелета, держащего стеклянные часы и копье, пронзающее сердце. Именно так выглядел флаг пирата Джона Куэлча, в дальнейшем позаимствованный знаменитым Блэкбердом.


Длинный Бен Джон Айвери является первым пиратом, в отношении личного флага которого есть подтвержденные свидетельства очевидцев. В начале карьеры флаг Бена был красного цвета (как и предписывалось законом), но потом Айвери заменил его на черный. Затем на полотнище появился череп в профиль, оснащенный к тому же пиратской повязкой и серьгой. Данный флаг использовался пиратом с 1694 года.

А вот флаг пирата Эдварда Энглунда считается первым, у которого кости были скрещены под черепом. Судя по всему, вместе с флагом Уорли флаг Эдварда послужил основой для классического «Веселого Роджера».

История флага пирата Калико Джека Рэкхема весьма примечательна. Первоначально флаг Калико являлся классическим «Веселым Роджером», как и у Эдварда Энглунда. Но затем недвусмысленность этого флага (Джек олицетворялся черепом, а женщины-пираты Мери Рид и Энн Бонне, которые ходили вместе с ним на корабле, - костями) заставила Рэкхема заменить кости на пиратские сабли. После этого соленые морские шутки по поводу Джека, Энн и Мери постепенно сошли на нет, и Джек смог вздохнуть спокойно...


Пиратский флаг некоего Стида Боннета также весьма любопытен. По легенде Стид стал пиратом, сбежав от ворчливой жены. Боннет был довольно богатым землевладельцем и добропорядочным гражданином. Пиратские приключения сделали его преступником и привели к виселице. На флаге помимо традиционного черепа были изображены кинжал, сердце и одна кость. Все вместе это означало, что владелец флага были пиратом (череп), который постоянно балансирует (кость) меду жизнью (сердце) и смертью (кинжал).


Другой, известный своей кровожадностью пират Нед Лоу выбрал себе флаг, на котором был изображен кроваво-красный скелет. Согласно дошедшим до нас легендам, это должно было символизировать беспощадное отношение к выходцам из Новой Англии, за которыми капитан охотился специально и после пленения подвергал их страшным мучениям.


Влэкберд Эдвард Тич.Один из наиболее известных и ужасных пиратов. Исполинского роста, с горящей паклей в волосах и черной густой бородой Блэкберд уже своим видом мог нагнать страху на своих врагов. Флаг пирата должен был предупреждать встречные корабли. Скелет, олицетворяющий дьявола, держит в руках часы и готовится пронзить сердце копьем. Некоторое время вместо скелета на флаге изображался пират с теми же атрибутами.


Черный Барт Бартоломью Робертс использовал аж два личных флага. На первом из них был нарисован пират с обнаженной саблей, который стоит на головах поверженных врагов на двух островах. Первым островом был Барбадос (АВН, «А ВагbadosHead»), а вторым - Мартиника (АМН, «А Martinique’sHead»).

Второй флаг, который использовал Черный Барт в своих разбойничьих нападениях, изображал пирата и скелет с копьем, держащих в своих руках песочные часы.

Уолтер Кеннеди имел достаточно оригинальный флаг. На нем был изображен пират, держащий меч в одной руке и часы в другой. Это символизировало, что время, отведенное на сдачу, истекает и расправа будет неизбежна. Пират изображен без одежды, это означало, что он беден и ему нужна добыча. Вместо костей и черепа было изображено женское лицо и две скрещенные ветки, видимо Кеннеди хотел показать, что все свои действия он, как благородный рыцарь, посвящает даме своего сердца.

Такой же флаг, но с черепом в профиль носил корабль Счастливчика Генри Эвери. Использовался с 1694 года.

Прообразом знаменитого «Веселого Роджера» (череп и две скрещенные кости на черном фоне), скорее всего, служил международный флаг, означающий, что на борту - эпидемия (например, чумы). Такой флаг представлял собой две диагональные белые полосы на черном фоне, трансформировавшиеся в две белые кости. Пираты, иногда поднимавшие на флагштоках своих кораблей флаг эпидемии, демонстрировали, что они так же страшны, как и чума, и одновременно отпугивали более сильные военные корабли.

Откуда пошло прозвище «Веселый Роджер»? «Красный Джек» по-французски звучал как «JolieRouge» (дословно - «Красный Знак»). В английской транскрипции это похоже на «JollyRoger» - «Веселый Роджер». Стоит также упомянуть, что на английском жаргоне слово «Roger» означает мошенник, вор. Кроме того, в Ирландии и на севере Англии в Средние века дьявола иногда называли «Старый Роджер»...

По другой версии, название «Веселый Роджер» пошло от тамильских пиратов, промышлявших в Индийском и Тихом океанах. Они поднимали на своих кораблях красный флаг и называли себя «Али раджа», что означает «Властители моря». Опять же, в английской транскрипции это превратилось в «Джали Роджерс», откуда до «Джолли Роджер» совсем недалеко.

Еще одна версия гласит, что пиратский флаг получил свое название от словосочетания «Old Roger», которое было одним из имен дьявола. В дальнейшем слово «Оld» могло превратиться в «Jolly».

По иной версии это название произошло от имени короля Рожера II Сицилийского (22 декабря 1095 — 26 февраля 1154), который прославился многочисленными победами на суше и на море. Флаг Рожера II Сицилийского представлял из себя изображение двух скрещённых костей на красном фоне.

Другой пират, Ричард Уорли, за свою короткую карьеру (с сентября 1718-го по февраль 1719 года) не добился большой известности, чего не скажешь о его флаге. Согласно легенде, прообразом флага послужила своеобразная форма головы самого Уорли (череп на полотнище смахивает на тыкву с Хэллоуина). Новинкой было также то, что на флаге скрещенные кости впервые оказались позади черепа (в дальнейшем эта мода перекочевала и на другие пиратские флаги).

Пират Эманнуэль Винн считается одним из первых охотников за удачей, кто стал использовать «Веселого Роджера» на своем корабле. Начав карьеру в начале 1700-х годов у берегов Каролины, первое время Винн плавал под красным флагом. Затем Винн сменил флаг на классического «Веселого Роджера», впрочем, с добавлением изображения песочных часов, которые символизировали истекающее время на размышление, данное жертве.


Пират Томас Тью приобрел известность в самом конце 17 века. Его флаг был интересен тем, что не имел традиционного изображения черепа и костей. На его флаге была изображена рука, сжимающая саблю. Тью был весьма непоседлив - он плавал не только в Карибском море, но и появлялся в Средиземноморье и даже у берегов Аравийского полуострова. Примерно в 1695 году капитан Тью погиб во время боя от залпа шагранели. По его завещанию, команда сбросила его тело за борт, так как он не хотел попадать в плен ни живым, ни мертвым.

.


Кристофер Кондент решил что одного черепа с костями будет мало, и на своем флаге поместил сразу три черепа с костями. Кондент, однако, недолго плавал под ним, он бросил морской разбой и поселился на берегу, изредка выходя в море на собственном торговом корабле.

У разных пиратов свои «Весёлые Роджеры», хотя чаще всего пираты просто поднимали флаги тех стран, которым симпатизировали или наличие которых было уместно в данной ситуации.

Кристофер Муди.Флаг этого пирата был красного цвета, а изображение на нем было совершенно необычно. Муди собрал с разных пиратских и государственных флагов все, что должно было характеризовать его поведение. Если смотреть символы слева направо, то получается следующее: время улетает на крыльях, и когда оно истечет, наступит неумолимая расплата, будет сражение и те, кто будет сопротивляться, неизбежно умрут.

Валерий Потапов