Что изучает санитарная статистика. Статистика; определение. Санитарная (медицинская) статистика: основные разделы, применение. Статистическая совокупность; определение, виды. Источники предложений для внедрения являются


Санитарная статистика является одной из отраслей патетики Для правильного ее понимания необходимо представить себе, чем вообще является статистика. Статистика - это наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Она устанавливает размеры и количественные соотношения явлений общественной жизни в конкретных условиях места и времени.
Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной, гашеной и общественным здравоохранением, носит название санитарной статистики. Санитарная статистика делится на два основных раздела: статистика здоровья населения и статистика здравоохранения.
Статистика здоровья изучает здоровье (санитарное состояние) населения в целом и его основных групп путем исследования статистических данных о численности и составе населения, естественном движении (рождаемость, смертность), физическом развитии, распространенности

Различных заболеваний, выявляет и устанавливает связи аболеваемости и смертности населения с различными
факторами окружающей среды.
Статистика здравоохранения изучает данные о сети лечебно-профилактических и санитарных учреждений, их деятельности и кадрах, оценивает опыт учреждения здравоохранения по предупреждению и лечению заболеваний.
Организация статистического исследования. Для проведения статистического исследования медицинской сестре требуется специальная подготовка. Прежде всего надо знать, чю статистическое исследование проводится несколькими последовательными этапами:
- составление плана и программы исследования;

  • сбор материала;
  • обработка статистического материала (группировка, сводка, вычисление показателей);
  • анализ и выводы.
Первый этап - составление плана и программы исследования. В начале каждого исследования должна быть точно установлена цель исследования. План и программа должны соответствовать намеченной цели. В плане предусматривается ряд организационных моментов:
  • выбор статистической совокупности (объекта наблюдения), установление единицы наблюдения;
  • определение срока работы на всех этапах;
  • выбор способа сбора материала;
  • указание лиц, участвующих в проведении исследовании, и расчет необходимых расходов.
Объектом наблюдения называют статистическую совокупность, состоящую из отдельных предметов или явлений. Единица наблюдения - это составная часть статистической совокупности, каждое отдельное явление (или предмет), подлежащее изучению. Например, при регистрации заболеваемости единицей наблюдения может быть и больной человек, и отдельное заболевание. Для получения сопоставляемых данных в зависимости от задач проводимой работы медицинской сестры необходимо четко определять единицу наблюдения.
Программа исследования состоит из программы сбора материала (перечень учетных признаков) и программы обработки (макеты таблиц). Учетными признаками называют данные и сведения, которые собирают о каждом случае. Например, при изучении заболевания к учетным признакам могут относиться пол, возраст больного, дата заболевания и др. Программа сбора материала, состоящая из перечня учетных признаков, оформляется обычно в виде карты обследования, анкеты или других видов регистрационных бланков.
Второй этап - сбор материала (статистическое i аблюде- ние). По времени проведения различают текуще наблюдение и единовременное. При первом способе каждое явление наблюдают и регистрируют по мере его возникновения и за определенный период, например за год. Таким путем изучают заболеваемость, рождаемость, смертность. В по-
I рядке текущего наблюдения изучается динамика явления,
I изменение его во времени, например, динамика заболева- I емости по годам.
Единовременное наблюдение отражает состояние явления в данный момент. В результате единовременной пере- | писи определяют численность и состав населения, числен- | ность среднего медицинского персонала и т. д. Путем I единовременных антропометрических измерений собира- I ют материал о физическом развитии. В процессе единовременного медицинского осмотра получают данные о поражении обследуемой группы теми или иными заболеваниями.
Материал собирают двумя методами: сплошным и выборочным. Сплошной метод предусматривает регистрацию всех I: единиц совокупности, интересующих исследователя. На- I пример, обязательной регистрации подлежит каждый случай рождения, смерти, инфекционного заболевания.
Выборочный метод предусматривает регистрацию не всех, а только части случаев исследуемой совокупности. Выборочная совокупность должна быть так обработана, чтобы на основании анализа ее данных можно было бы получить представление о всей генеральной совокупности. Генераль- | ная совокупность состоит из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследо ания
Выборочная совокупность должна удовлетворять следующим требованиям: она должна включать достаточное количество случаев и быть максимально типичной для всей генеральной совокупности, из которой эта выборка сделана. Теория статистики позволяет рассчитать по специаль- I ньм формулам необходимое число наблюдений в выбо- I | рочной совокупности.
Санитарной статистикой выработан ряд способов осущест- I вления выборки: случайная, механическая, типологическая, I серийная. Каждый из этих способов отбора имеет свои особенности, отличается характером организации наблю- I (дения и применяется в зависимости от специфики явле- | ния, которое изучается выборочным методом. Выбороч- I ный метод в медицинских исследованиях является самым распространенным. Его преимущества не ограничиваются I 1 только экономией средств, времени и сил. Он позволяет I [ углубить программу работы.
Кроме выборочного, в социально-медицинских исследованиях широко применяется анамнестический метод. Этот метод заключается в регистрации сведений, полученных от больного или его близких. Анамнестический метод предусматривает либо заполнение сведений о себе каждым из обследуемых (анкетный метод), либо осуществляется путем беседы обследуемого с медицинской сестрой (метод проса).
Анкетный метод целесообразно применять в случаях, когда необходимо получить сведения по глубоко личным, интимным сторонам жизни. Анкета должна быть, как правило, анонимной. Для использования метода опроса необходимо важное условие - доверие опрашиваемого. Только тогда медицинская сестра может получить ценные сведения о медицинской помощи, о причинах заболеваемости и т. д.
Третий этап - обработка материала. Прежде чем начинать обработку материала, нужно просмотреть отдельные карты, анкеты, чтобы выяснить правильно ли они запол йены, все ли сведения в них внесены. После проверки (контроля) материала его группируют по основным, качественно однородным признакам. Группировка может производиться по признакам типологическим и количественным (вариационным).
Типологическая группировка производится по описательным признакам, не имеющим количественного выражения, например, распределение больных по группам болезней, населения - по полу. Количественная (вариационная) группировка производится на основе числовых размеров признака. Например, группировка населения по возрасту, больных по длительности заболевания, подростков по росту или весу.
Для обеспечения техники группировки и подсчета применяется шифровка материала. Шифр - условный знак, которым обозначают ту или иную группу. Шифровка заболеваний, как правило, проводится по Международной классификации болезней, травм и причин смерти.
Подсчитанные данные сводят, заносят в таблицы (свод ка материала). Макеты таблиц составляют заранее, еще на первом этапе исследования. Они представляют собой программу обработки материала Различают простые групповые и комбинационные таблицы. Каждая таблица имеет подлежащее и сказуемое. Статистическое подлежащее - это основной признак изучаемого явления, оно располагается по горизонтальным строкам таблицы. Статистическое сказуемое - признаки, характеризующие подлежащее, обычно располагаются в вертикальных графах (строках).
Таблица, характеризующая один учетный признак, например заболевание или возраст, носит название простой таблицы (см. табл. 3).
Таблица, характеризующая два взаимосвязанных признака (например, заболевание и возраст), называется групповой таблицей (см. табл. 4).
Таблица, характеризующая три и более взаимосвязанных признака (например, заболевание, возраст и пол), носит название комбинационной (см. табл. 5).
Распределение детей
по инфекционным заболеваниям в больнице № 3
(макет)
Таблица 3

Распределение детей
по инфекционным заболеваниям и возрасту в больнице № 1
(макет)
Таблица 4

Распределение детей по инфекционным заболеваниям,
возрасту п полу в больнице № 1
(макет)
Таблица 5

Относительные величины. Статистическая сводка заканчивается получением таблиц, отражающих абсолютные размеры изучаемого явления. Для того чтобы проанализировать полученный материал, вычисляют относительные величины (показатели, коэффициенты): экстенсивные (структуры), интенсивные (частоты), показатели соотношения и наглядности.
Экстенсивные коэффициенты (ЭК) показывают, как распределяется изучаемое явление на свои составные части, как велика отдельная доля (удельный вес) данного явления по отношению ко всей его величине (отношение части к целому), и выражается в процентах:

Экстенсивные коэффициенты нужны для определения структуры статистической совокупности (структура населения по возрасту, полу, социальным группам; структура заболеваемости, смертности и др.). Экстенсивные показатели определяют значение отдельных частей общей сово-

купности, однако их нельзя применять для установления динамики изучаемого явления во времени или для сравнения степени их распространения в двух или нескольких группах населения.
Экстенсивные показатели графически изображаются в, виде секторной или внутристолбиковой диаграммы. В секторной диаграмме окружность принимается за 100,0%, при этом 1,0% соответствует 3,6* окружности. Во внутристолбиковой диаграмме ширина и высота столбика берутся произвольно, высота принимается за 100,0%, соответственно в процентах рассчитываются экстенсивные показатели, в сумме юставляющие единое целое.
Интенсивные коэффициенты (ИК), показатели частоты, характеризуют распространенность, частоту изучаемого явления в своей среде, т. е. той среде, которая непосредственно продуцирует данное явление:

Интенсивные коэффициенты чаще всего рассчитываются на 1000 человек населения при определении рождаемости, смертности, естественного прироста населения, общей заболеваемости- на 10000 и 100000 населения - при вычислении размеров смертности или заболеваемости в отношении какой-либо одной болезни или группы болезней (за среднюю численность населения обычно берут полусумму чисел населения на начало и конец периода наблюдения). Например, инфекционных заболеваний, злокачественных новообразований и т. д. На 100 работающих - при расчете i показателей с временной утратой трудоспособности.
Интенсивные коэффициенты графически изображаются несколькими типами диаграмм: линейной, столбиковой, картограммой, картодиаграммой. При построении линейной диаграммы на системе координат по горизонтальной линии (ось абсцисс) начиная от нуля откладывают одинаковые отрезки, чаще всего изображающие время (месяцы, годы), по вертикальной (ось ординат) начиная снизу от нуля откладывают в определенном масштабе отрезки, изображающие величину изучаемого явления (показатели заболеваемости, смертности и т. д.). Линейные диаграммы применяют для изображения динамики явлений во времени.
Столбиковая диаграмма употребляется для изображения однородных, но не связанных между собой интенсивных коэффициентов. При этом рисуют столбики, высота которых соответствует величине изображаемых чисел с учетом масштаба. Ширина всех столбиков, а также расстояние между ними должны быть одинаковыми. Столбиковые диаграммы обычно изображают статику явлений, например, уровень смертности в разных группах по возрасту и полу за год. Картограмма имеет вид особой географической карты, на которой отдельные территории заштрихованы с различной интенсивностью коэффициента. Кардиограмма представляет собой сочетание географической карты с диаграммой, чаще всего столбиковой, при этом столбики различной величины, соответственно показателю, наносятся на карту.
Средние величины широко применяют при характеристике лабораторных стандартов, физиологических норм, норм нагрузки, анализе деятельности медицинских учреждений и т. п. Средние величины являются обобщающими показателями, характеризующими размер количественных признаков в совокупности. Средние величины получают из вариационных рядов. Вариационный ряд - это ряд чисел, характеризующих какой-либо признак и отличающихся по своей величине (о применении и определении этих и других статистических показателей в здравоохранении смотрите рекомендуемую литературу).

Статистика - это наука, которая изучает количественную сторону массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени. Она позволяет выявить закономерности массовых явлений, используя обобщающие показатели.

Статистика является универсальной наукой. Статистический метод широко применяется в различных областях науки, техники, народного хозяйства. К числу отраслей статистической науки относится и медицинская статистика.

Медицинская (санитарная) статистика - отрасль статистической науки, которая изучает вопросы, связанные с медици­ной, гигиеной, здравоохранением.

Задачами медицинской статистики являются:

1) изучение здоровья населения в целом или отдельных его групп, выявление количественных характеристик общественного здоровья;

2) выявление связей между показателями здоровья и различными факторами природной и социальной среды, оценка влияния этих факторов на здоровье населения;

3) изучение данных о сети медицинских учреждений, кадрах, анализ их деятельности;

4) оценка эффективности (медицинской, социальной, экономической) проводимых лечебных, профилактических, противоэпидемических мероприятий и здравоохранения в целом;

5) использование статистических методов в клинических, санитарно-гигиенических, экспериментальных исследованиях.

По рекомендации ВОЗ, здоровье населения иногда называют «санитарное состояние». Медицинская статистика является мето дом социальной диагностики, поскольку она позволяет оценить состояние здоровья населения конкретного региона или страны в целом и на этой основе разработать меры, направленные на улучшение, охрану общественного здоровья. Выделяют 3 раздела медицинской статистики:

1) статистика здоровья населения - изучает состояние здоровья населения в целом или его отдельных групп (путем сбора и статистического анализа данных о численности и составе населения, его воспроизводстве, естественном движении, физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жизни и т. д.)- Оценка показателей здоровья проводится в сопоставлении с общепринятыми оценочными уровнями и уровнями, полученными по различным регионам и в динамике;

2) статистика здравоохранения - решает вопросы сбора, обработки и анализа информации о сети учреждений здравоохранения (их размещении, оснащении, деятельности) и кадрах (о численности врачей, среднего и младшего медицинского персонала, распределении их по специальностям, стажу работы, переподготовке и т. д.). При анализе деятельности лечебно-профилактических учреждений полученные данные сопоставляются с нормативными уровнями, а также уровнями, полученными по другим регионам и в динамике;

3) клиническая статистика - это использование статистических методов при обработке результатов клинических, экспериментальныхи лабораторных исследований. Она позволяет с количественной точки зрения оценить достоверность результатов исследования и решить ряд других задач (определение объема необходимого числа наблюдений при выборочном исследовании, формирование экспериментальной и контрольной групп, изучение корреляционных и регрессионных связей, устранение качественной неоднородности групп и т. д.).

Статистика применяется для изучения не отдельных, единичных, а массовых общественных явлений в целях определения общих закономерностей, присущих изучаемому явлению. Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, т. е. при изучении статистической совокупности.

Санитарная статистика - это отрасль медицины, изучающая статистическими методами , здравоохранения и влияние на них социальных и других факторов. Статистические методы применяются также в научных медицинских исследованиях.

Санитарная статистика подразделяется на статистику здоровья населения и статистику здравоохранения. Санитарная статистика имеет большое значение для практики здравоохранения: статистические материалы о здоровье и медицинском обслуживании населения помогают составлению научно обоснованного прогноза состояния здоровья населения, являющегося основой для планирования и проведения государственных оздоровительных мероприятий, улучшения и дальнейшего развития дела здравоохранения.

Статистика здоровья населения включает санитарно-демографическую статистику, статистику заболеваемости и статистику . Санитарно-демографическая статистика изучает численность и возрастно-половой состав населения, смертность, прирост населения, и др.

Статистика заболеваемости определяет, как часто и чем болеет население в целом и в отдельных его территориальных, возрастно-половых, профессиональных и других группах.

Статистика физического развития содержит данные о росте, весе, окружности груди и других признаках у обследованных в различных группах населения.

Статистика здравоохранения дает характеристику сети медицинских учреждений, их кадров и деятельности. Она включает сведения о численности учреждений: по их типам (больницы, и т. д.), мощности (количество коек, кабинетов, оборудования и пр.); выявляет уровень обеспеченности населения врачами, средним медперсоналом, койками и др., а также освещает объем и эффективность проделанной работы.

Наряду с количественными показателями деятельности учреждений статистика здравоохранения дает характеристику качественных показателей - качества диагностики и лечения. Статистика применяется также в научных исследованиях: она помогает определить эффективность тех или иных новых средств диагностики, лечения, профилактики; правильно собрать, обобщить и проанализировать данные в различного рода опытах. Каждая статистическая работа складывается в основном из трех этапов: 1) статистического наблюдения, 2) группировки и сводки собранных материалов, 3) преобразования сводки и анализа. В практической работе медицинских учреждений эти три этапа представляют собой соответственно: 1) учет, 2) отчет, 3) объяснительную записку или конъюнктурный обзор.

Для успешного осуществления первого этапа необходимо обеспечить полноту, правильность и своевременность сбора данных. Полнота заключается в охвате регистрацией всех намеченных программой единиц наблюдения и учитываемых признаков
их (например, название болезни, и возраст больного и т. п.). Правильность данных определяется соответствием их действительности и четким пониманием установленных терминов. Так, например, случаем заболевания с временной нетрудоспособностью считается заболевание, закончившееся выпиской на работу или другим исходом; продолжение листка нетрудоспособности не считается законченным случаем.

Задача второго этапа - отчета - заключается в распределении полученных первичных документов на группы по определенным признакам и в последующем подсчете единиц наблюдения в этих группах. Группировка материалов должна определяться целью исследования, строиться на основе качественной однородности единиц наблюдения внутри групп, обеспечивать всестороннее освещение исследуемого вопроса. Например, если речь идет о группировке материалов при изучении заболеваемости с временной нетрудоспособностью, листки нетрудоспособности группируются по цехам (производствам), внутри групп - по роду болезни, полу, возрасту и т. д.

Подсчитанные по группам числа единиц наблюдения вносятся затем в статистические таблицы. Таблицы бывают по своему построению трех видов: 1) простые, в которых исследуемые объекты рассматриваются только по одному какому-либо признаку, например больные - по возрасту; 2) групповые, в которых изучаемые контингенты, распределенные на группы, характеризуются несколькими различными признаками без их сочетания (см. таблицу); 3) комбинационные, в которых исследуемое явление рассматривается в сочетании различных признаков. Так, например, группу болевших рабочих распределяют по формам болезни, внутри этих форм - по полу, внутри пола - по возрасту и т. д.

Второй этап статистического исследования завершается подготовкой полученных сводных данных к анализу путем вычисления статистических показателей, которые делятся на абсолютные и относительные. К относительным числам принадлежат следующие. 1. Относительные числа распределения (или экстенсивные). С их помощью определяется доля («удельный вес») той или иной части в составе всей исследуемой совокупности, например процент болевших гриппом в общем числе больных. Эти относительные величины вычисляются по формуле:
число единиц в данной части х100 / общее число единиц по всей совокупности
2. Относительные числа частоты (или интенсивные). Они измеряют частоту какого-либо явления в данной среде, например число болевших гриппом на 100 рабочих (служащих и др.). Вычисление в общем виде производится по формуле:
число единиц в исследуемом явлении х100 (1000, 10 000 и т. д.) / число единиц в данной среде.

К статистическим показателям относятся также средние числа (которые могут быть как абсолютными, так и относительными), например средняя длительность пребывания больного на койке и т. п. Средние показатели должны вычисляться по отношению к качественно однородным явлениям. Например, средние сроки лечения имеют значение, если они вычислены по отношению к определенной болезни.

Третий этап статистического исследования - анализ полученных показателей - состоит в истолковании полученных данных, выявлении обусловивших их причин, в сравнении величины их с плановыми нормативами, с предыдущими периодами, с показателями, достигнутыми передовыми медицинскими учреждениями, и т. д.

В обеспечении хорошей постановки статистической работы медицинского учреждения, отделения, кабинета, лаборатории большая роль принадлежит среднему медперсоналу. В статистических исследованиях лаборант, фельдшер, сестра являются ближайшими помощниками врача; им приходится производить выкопировку необходимых данных из медицинских документов (историй болезни, листков нетрудоспособности и др.). Средний медработник должен хорошо владеть медицинской терминологией. В тех случаях, когда ему поручается опрос обследуемых, он обязан четко записывать получаемые ответы. Для последующей группировки собранных материалов средний медперсонал выполняет ответственную функцию их шифровки, т. е. внесения условных обозначений тех или иных признаков: цифровых (например, указывать номер болезни, установленный по международной классификации и номенклатуре болезней), буквенных (например, обозначать возраст до 19 лет - буквой А, от 20 до 29 - буквой Б и т. д.). Далее он производит подсчет данных по группам и вносит их в статистические таблицы. Подсчет данных и вычисление показателей производятся с помощью вычислительной аппаратуры. Большие по объему статистические материалы обрабатываются на машиносчетных станциях. Среднему медработнику, занимающемуся этой работой, приходится выполнять диаграммы и другие графические изображения.

См. также Документация медицинская, Отчетность медицинская.

Распределение травм по локализации и степени тяжести (числа условные)

Статистика – это наука, изучающая количественную сторону мас­совых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественными особенностями в конкретных условиях места и времени. Это универсальная наука, охватывающая все отрасли человеческой деятельности.

Медицинская (санитарная) статистика – Изу­чает количественную сторону явлений и процессов, связанных с ме­дициной, гигиеной и здравоохранением.

Биометрия – это наука о применении математических мето­дов для изучения живых организмов.

Выделяют 3 раздела медицинской статистики:

1. Статистика здоровья населения – изучает состояние здоровья населения в целом или его отдельных групп (путем сбора и статис­тического анализа данных о численности и составе населения, его воспроизводстве, о естественном движении, физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жиз­ни и т. д.). Оценка показателей здоровья проводится в сопоставлении с общепринятыми оценочными уровнями и уровнями, полученными по различным регионам и в динамике.

2. Статистика здравоохранения – решает вопросы сбора, обработ­ки и анализа информации о сети учреждений здравоохранения (их размещении, оснащении, деятельности) и кадрах (о численности врачей, среднего и младшего медицинского персонала, о распределе­нии их по специальностям, стажу работы, о их переподготовке и т. д.). При анализе деятельности лечебно-профилактических учрежде­ний осуществляется сопоставление полученных данных с нормативны­ми уровнями, а также уровнями, полученными по другим регионам и в динамике.

3. Клиническая статистика – это использование статистических методов при обработке результатов клинических, экспериментальных и лабораторных исследований; она позволяет с количественной точ­ки зрения оценить достоверность результатов исследования и ре­шить ряд других задач (определение объема необходимого числа наблюдений при выборочном исследовании, сформировать эксперимен­тальную и контрольную группы, изучить наличие корреляционных и регрессионных связей, устранить качественную неоднородность групп и т. д.).

Задачами медицинской статистики являются:

1) изучение состояния здоровья населения, анализ количественных характеристик общественного здоровья.

2) выявление связей между показателями здоровья и различными фак­торами природной и социальной среды, оценка влияния этих фак­торов на уровни здоровья населения.

3) изучение материальноТехнической базы здравоохранения.

4) анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений.

5) оценка эффективности (медицинской, социальной, экономической) проводимых лечебных, профилактических, противоэпидемических мероприятий и здравоохранения в целом.

6) использование статистических методов при проведении клинических и экспериментальных медико-биологических исследований.

Медицинская статистика является методом социальной диагности­ки, поскольку она позволяет дать оценку состояния здоровья насе­ления страны, региона и на этой основе разработать меры, направ­ленные на улучшение общественного здоровья. Важнейшим принципом статистики является применение ее для изу­чения Не отдельных, единичных, а массовых явлений , с целью выявления их общих закономерностей. Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, то есть при изучении статистической совокупности.

В медицине статистика – ведущий метод, т. к.:

1) позволяет количественно измерить показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинских учреждений

2) определяет силу влияния различных факторов на здоровье населения

3) определяет эффективность лечения и оздоровительных мероприятий

4) позволяет оценить динамику показателей здоровья и позволяет прогнозировать их

5) позволяет получить необходимые данные для разработки норм и нормативов здравоохранения.

В основе санитарной статистики лежат объективные законы действительности:

1. закон больших чисел – закономерности, присущие явлению, наиболее четко проявляются при большом числе наблюдений

2. теория вероятности – в основе выборочных методов исследования; суть: создание одинаковых условий быть отобранным и изученным.

Организация статистики в РБ.

1. Министерство статистики и анализа (появилась в 1994 г.)

2. В областях – областные управления статистики и анализа облисполкомов.

3. В районах – отделы статистики и анализа в городах или инспекторы.

Организация санитарной статистики в РБ:

1. Министерство ЗО координирует всю работу, в нем есть управление МС, информационых технологий и делопроизводства, а в этом управлении – сектор статистики (4 человека).

Задачи: разработка учетных и отчетных документов; совершенствование системы показателей, характеристик здоровья и работы учреждений; руководство учетом и отчетностью в масштабе отрасли; публикация материалов по ЗО; организация специальных статистических исследований.

2. В области: областное управление ЗО облисполкома имеет информационно-методический отдел на базе областной больницы.

3. В районах: кабинет статистики и учета.

Каждое крупное учреждение имеет кабинет статистики.