Что означает понятие тип государства. Типы государств и их разновидности. Типы государства с точки зрения цивилизационного подхода

Типология государства - классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства.

Тип государства - это общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Подходы к типологии государства

Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:

1) формационного подхода
2) цивилизационного подхода

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

Согласно формационному подходу , существуют следующие типы государства:

1) рабовладельческое;
2) феодальное;
3) буржуазное;
4) социалистическое.

Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов.

Феодальное государство характеризуется неограниченной властью собственников земли - феодалов.

Буржуазное государство , возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом.

Социалистическое государство - политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций:

1) древние государства;
2) средневековые государства;
3) современные государства.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А.Дж.Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации:«Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло, - остаются неизменными».

Кроме того, существуют и другие подходы к классификации государства.

В зависимости от уровня экономического развития , государства делятся на:

1) развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
2) постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научнотехническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима различают:

В зависимости от формы правления государства делятся на:

1) монархии;
2) республики.

В зависимости от господствующей идеологии существуют государства:

1) идеологизированные
2) деидеологизированные.

Идеологизированные государства - это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: религиозные - в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией - здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).

Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.

В современном мире абсолютно каждое государство отличается от других комплексным набором определенных характеристик и черт, которые сложились под воздействием его исторического развития, уровня остроты этнических и социальных конфликтов, международных и экономических факторов. При такой многогранности все страны можно разделить на два самых основных типа –республика и монархия.

Определение 1

Типология государства - это своеобразная классификация, нацеленная на правильное разделение всех прошлых и настоящих государственных систем на группы, чтобы раскрыть их социальную сущность.

Это определения предполагает конкретное распределение с позиций двух подходов: цивилизационного и формационного.

В рамках данных критериев выступают все значимые социально-экономические признаки любого государства. Именно базис или же вид систематических производственных отношений выступают решающим фактором для полноценного общественного развития, который должен детерминировать и соответствовать надстроечным элементам: государству и праву.

Типы государства с точки зрения формационного подхода

В течение длительного времени установленная в отечественной литературе типология государств, которая считается основополагающей, делила государства на пять основных видов:

  • восточное;
  • рабовладельческое;
  • феодальное;
  • буржуазное;
  • социалистическое.

В основу указанной классификации была положена социально-экономическая формация.

Восточный тип государственной системы базировался исключительно на поливном земледелии.

Рабовладельческое государство предполагало неограниченную власть монарха и приближенных к нему людей. При этом в качестве центральных орудий труда выступали рабы и малоимущие представители общества.

Феодальный тип государства опирался в основном на право индивидуальной собственности на землю. Так, правительственная концепция концентрировалась только в руках тех, кто был собственником земельных территорий и мог по законному праву распоряжаться владениями по собственному усмотрению.

Четвертым видом государства выступала уже буржуазная система, которая характеризовалась расположением к формации, основывается на праве собственности посредством методов производства. При этом государственная власть незаметно приобретала принципы триумвирата, появились гражданские права, и в результате - номинально равные возможности всех граждан.

Последний тип – это социалистическое государство, которое полностью отрицало право владения как таковое в связи с его ненадобностью. Власть в этом аспекте принадлежит и выполняется каждым человеком без ущерба для других. Данный тип был официально признан утопией.

Несмотря на хорошую обоснованность указанного деления на типы государства, формационный метод всегда подвергался заслуженной критике, так как использование в качестве критерия классификации одного лишь экономического уровня развития государства не дает возможности охватить весь диапазон государственных форм, а потому необходимо принимать во внимание и цивилизационный фактор.

Типы государства с точки зрения цивилизационного подхода

Согласно данной типологии, любую страну как явление следует рассматривать с разнообразных позиций: исторической, культурной, социальной и религиозной. На основе этой классификации были определены центральные типы государства, которые базируются в основном на культурных ценностях.

В целом, их общее количество составляет 26 универсальных государственных формаций, среди которых особое внимание уделяется:

  • западно-христианской;
  • восточной;
  • египетской;
  • шумерской;
  • западноевропейской.

К сожалению, и цивилизованный метод допустил аналогичную ошибку, что и формационный, которая заключается в следующем: определенную ограниченность факторов оценки и мониторинга социально значимых процессов.

А потому все типы государства, которые были выведены на его основе, должны восприниматься только как вспомогательные. В защиту обоих концепций стоит сказать, что в настоящее время все больше правоведов склонны объединять эти классификационные подходы в одну систему.

Форма государства: составляющие элементы

Любое государство можно охарактеризовать с точки зрения его формы, а не только типа. В свою очередь, форма государственной системы представляет собой совокупность трех ключевых элементов: административного деления, правительственного режима и принципов правления. Однако виды государств в основном подразделяются, исходя только из одной определенной специфики, а именно – правительственного режима. В этом случае следует рассмотреть, как демократические, так и недемократические типы.

В связи с этим политологи выделяются такие виды государств:

  • авторитарные – построенные только на господстве одного лидера;
  • тоталитарные – в которых может руководить народом определенная партия;
  • демократические – признающие власть общества наивысшей ценностью;
  • либеральные – высшая степень свободы в политической и экономической деятельности.

Важно понимать, что не каждый из указанных видов может характеризоваться исключительно наличием определенного типа. Так, невозможно сопоставить рабовладельческий тип с тоталитарным видом, или демократическую форму с восточной цивилизацией. Перечисленные выше факты дают возможность утверждать, что формы и типы государства создают практически все критерии его характеристики.

Территориально-политическая организация государства

На сегодняшний день существует три главные формы территориально-политической организации государства: федеративная, унитарная и конфедеративная.

Определение 2

Федерация – уникальная форма государственного устройства, при которой сразу несколько правительственных образований, обладающие юридической и политической самостоятельностью, формируют одно союзное государство.

Исторически федерация для таких стран, как США, Германия, Швейцария, была основной формой преодоления политической нестабильности и раздробленности. Распределение компетенции между самой федерацией и ее представителями официально регулируется общегосударственной конституцией. При этом предоставляется верховенство федеральных законов, которым должны полностью соответствовать конституции всех членов федерации.

К грамотному ведению центрального правительства относятся вопросы внешней политики, обороны, финансового регулирования, политика в области труда, социальной защиты населения и занятости населения. Реальное соотношение субъектов федерации и властных полномочий государственного института определяется исторической практикой страны.

Унитарное государство обладает множеством важных социальных признаками, среди которых единая конституция, единая концепция действий высших органов правительственной власти управления и законодательного права.

Конфедерация представляет собой систематический союз всех суверенных государств, который был сформирован для достижения общих, внешнеполитических задач. Центральные органы указанной структуры не обладают прямой властью над входящими в ее состав субъектами, в результате чего решения данных органов осуществляется только после одобрения институтов действующей власти. Единой налоговой и правовой системы в конфедерации не может быть, ее финансирование определяется посредством взносов, входящих в нее государств. Яркими примерами конфедерации являются СНГ и ЕЭС.

Замечание 1

Правовое государство предполагает ограниченную в своих правовых действиях систему, направленную на защиту прав и свобод граждан.

Доверительные взаимоотношения между властью и личностью определяются конституцией, выполняющей роль «общественного договора» между народом и государством.

Демократия в этом аспекте, прежде всего, демонстрирует реальный уровень участия народных масс в государственном аппарате, а также наличие у граждан фактических прав и демократических свобод, официально закрепленных и признаваемых в конституциях. Однако многочисленны институты по установлению демократических ценностей существуют и в настоящее время при всех их недостатках.

Современное государствоведение классифицирует государства по различным критериям. Как известно, от избранного критерия зависит и соответствующая классификация. Все наиболее известные типологии (классификации) государств основаны, главным образом, на двух подходах. Первый называется формационным, второй - цивилизационным.

При формационном подходе история рассматривается как смена формаций, господствующих форм собственности. Формация - некий тип общества с определенным уровнем производственных отношений и способом производства материальных благ. Каков способ производства, таково и общество, и государство. На этой основе можно выделить следующие, например, типы государств:

  • o рабовладельческие;
  • o феодальные;
  • o капиталистические;
  • o социалистические.

Первые государства были в основном государствами рабовладельческими. В Европе первые рабовладельческие государства возникли в IX-VIII вв. до и.э. в Северном Средиземноморье (Древний Рим, Древняя Греция, города-республики). В рабовладельческом государстве существуют два основных класса - класс рабовладельцев и класс эксплуатируемого большинства, рабов. Между этими двумя классами складывался главный общественный конфликт интересов.

Преобладающей формой собственности была частная собственность рабовладельца на раба. Часть общества (рабы) юридически лишалась всяких прав. Рабы не считалась субъектами права. В обществе господствовала физическая зависимость человека от человека. Класс собственников использует публичную власть (государство) как орудие классового угнетения и подавления. Это вызывало сопротивление угнетаемого большинства, рабов, зачастую вело к восстаниям против рабовладельцев (восстание Спартака в I в. до и.э. и др.).

Чтобы предотвратить острые формы классовых столкновений, государство иногда старалось улучшить положение рабов, ввести некоторые ограничения власти рабовладельцев, применять идеологические методы и меры экономического стимулирования. В Афинах запрещалось избиение или убийство раба. В Риме рабы выполняли функции врачей, учителей, торговцев, ремесленников. Рабом изначально был прославившийся в веках древнегреческий баснописец Эзоп. Вольноотпущенники могли занимать крупные посты в системе государственной власти. Таким образом, государство проявляло не только классовую (групповую) сторону сущности, но и (временно) общесоциальную сторону.

Рабовладельческое общество содержало в себе предпосылки дальнейшего развития. Усложнение отношений между равноправными собственниками вело к появлению сложных правовых систем, законов, развитию демократических начал.

В наше время рабство, работорговля запрещены международным правом (Конвенция о рабстве 1926 г. и Протокол к ней 1953 г.; Дополнительная конвенция по борьбе с рабством 1956 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Пакты о правах человека 1966 г.).

Феодальные государства возникли в Европе в VI-IX вв. и.э. и прошли ряд стадий развития - централизованной монархии, феодальной раздробленности, сословно-представительной и абсолютной монархии. Феодальный строй характерен для доиндустриального общества, в котором преобладает аграрная экономика и ремесленничество.

В феодальном государстве существовали два класса феодалы (меньшинство населения) и крестьяне (большинство населения). Феодалы обладали правом частной собственности на землю; это была господствующая форма собственности. Крестьяне были юридически ущемлены. Они имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). Участия в управлении государством крестьяне не принимали. В таком обществе сословного неравенства зависимость человека от человека была опосредована землей.

Феодалы воевали друг с другом, создавали свои армии, свои законы, выпускали свои деньги, вводили свои налоги. Крупные феодалы превращались в графов, герцогов, королей. Литературный пример взаимоотношений в феодальной элите можно найти в произведении Александра Сергеевича Пушкина "Скупой рыцарь". Преодолевается феодальная раздробленность возвышением одного из крупных и сильных феодалов, на сторону которого встает церковь; создается общегосударственное законодательство (в Великобритании как стране прецедентного права получили распространение на всей территории региональные судебные прецеденты).

Феодальные государства существовали в основном как монархии. В независимых городах, где господствовало купечество, существовала республиканская форма правления (города-республики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др.). Феодальный строй подготовил в своих недрах предпосылки для трансформации общества в капиталистическое: на смену фигуре феодала шла фигура промышленника, капиталиста; началась эпоха индустриализации, которая требовала другого уклада, другой идеологии. Эта идеология прорывалась с помощью буржуазных революций.

Первые капиталистические государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад. Сословное неравенство ушло в прошлое. Буржуазные революции принесли идеи равенства, которые были закреплены в конституциях. Вместе с тем такое равенство - формальное. Люди, лишенные средств производства, юридически обладают теми же правами, что и собственники средств производства; внешне они равны. Однако по сути собственники обладают более широкими возможностями, лучше защищены от жизненных рисков, надежнее обеспечивают свое благополучие. При этом они, конечно, должны постоянно находиться в состоянии предпринимательской активности, несут дополнительную ответственность перед обществом и государством. Люди, лишенные средств производства, могут только свободно продавать свой труд и в обмен получают плату за него - заработную плату.

Зависимость человека от человека приняла более тонкие - экономические - формы. Люди оставались неравноправными экономически - по отношению к средствам производства (фабрики, заводы, земля и т.п.). Общество разделилось на два класса: капиталистов - собственников средств производства (меньшинство населения) и наемных работников (большинство населения). Господствующей формой собственности в обществе являлась частная собственность капиталиста на средства производства.

Буржуазные государства в своем развитии прошли ряд стадий: период свободной конкуренции, период монополистического капитализма, период правового (социального) государства. На первой стадии существует множество собственников, демократия носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются профсоюзы рабочих, вводятся избирательные цензы (имущественные, образовательные, ценз оседлости). Налицо политическое неравенство при механизмах парламентаризма, законности.

На второй стадии (конец XIX - начало XX в.) основная часть общественного богатства через акционирование концентрируется в руках монополистических объединений. Возникают и распадаются антидемократические режимы (фашистские режимы в Германии, Италии; военно-полицейские режимы в Латинской Америке, Южной Африке). Вместо силовых, политических механизмов регулирования общества включаются экономические. Государство все больше внимания уделяет общесоциальным функциям, т.е. смещает акцепт па общесоциальную сторону сущности.

На третьей - современной - стадии формируется "средний класс", владеющий акциями предприятий. Класс пролетариата по существу исчезает. Часто этот этап называют периодом "смешанного общества". Всеобщее избирательное право ведет к дальнейшим уступкам народу в политическом и экономическом плане. Уровень жизни большинства населения улучшается. Формируется социальное, правовое государство, которое активно воздействует на экономику путем планирования, субсидирования, кредитования, национализации, приватизации и т.п.

В XX в. ведущие развитые государства, которые преобладающую часть истории обслуживали, главным образом, интересы меньшинства населения, сменили акценты в своей сущности: они стали обслуживать преимущественно интересы всего общества в целом, по крайней мере внешне. Считается, что в современном передовом развитом государстве господствует плюрализм форм собственности; государства в большинстве случаев отражают волю всего населения, а не только его незначительной части. Капиталистическое государство (и общество) XXI в. продолжают развиваться и движутся к какому-то новому типу общественно-экономической формации.

В социалистическом государстве, как предполагалось теоретиками и практиками марксизма-ленинизма, власть и все средства производства впервые в истории будут принадлежать трудящимся классам - рабочим и крестьянам, т.е. большинству, а не меньшинству народа. Первым социалистическим государством стала Советская Россия, позднее - Советский Союз (Союз Советских Социалистических Республик - СССР). В стране была осуществлена национализация средств производства; фабрики, заводы, земли были отобраны государством у собственников. Тем самым, как утверждалось, произошло "освобождение" рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков. Однако вроде бы решив противоречия, свойственные капитализму, реальный социалистический строй породил свои противоречия.

Согласно теории марксизма-ленинизма свободный труд (т.е. труд на себя, а не на капиталиста, хозяина) приведет к невиданному росту производительности труда; государство будет перераспределять общественное богатство между всеми людьми на основе справедливости. На самом же деле труд оказался также несвободным; это был труд на другого капиталиста - государство. Государство поставило средства производства на службу себе и своей идеологии. Простой человек экономически зависел от государства и лишался стимулов к производительному труду. Из общества исключалась личная заинтересованность в труде: в самом деле, зачем хорошо и эффективно трудиться, если все равно весь доход присвоит государство? Человек превращался в придаток, в "винтик" государственной машины, лишался экономической основы своей независимости и своих прав. Личность, индивид теряли свою ценность. Личная инициатива, конкуренция собственников практически исключались из общественной жизни. В конечном итоге наступил тотальный дефицит товаров и средств существования.

Общество, где нет конкуренции, лишено главного двигателя экономики. Отсутствие этого двигателя социалистическое государство компенсирует системой обязательных планов, т.е. административным принуждением. Огосударствленное общество объективно лишается механизмов движения вперед. До поры до времени государственное принуждение может заменить такие механизмы, но в историческом плане это не решает проблему. Именно поэтому социалистическое государство проиграло историческое соревнование в эффективности.

В большинстве реально существовавших и существующих государств социалистического типа аппарат (или партийная верхушка господствующей партии) узурпировал власть; произошло огосударствление всей общественной жизни. Государство использовало репрессии против народа, в том числе для принуждения к труду. Справедливости в распределении общественных богатств не наступило.

Государство социалистического типа, как правило, отрицает принцип разделения властей, теорию естественных прав; права человека становятся формальностью. Выборы превращались и фикцию, общество в средство достижения идеологических целей.

Практически везде экономика стагнировала и все больше отставала по эффективности от государств капиталистического типа. Социалистические государства проиграли историческое соревнование с капиталистическими государствами в эффективности и производительности труда, в благосостоянии простого человека. Государство и общество социалистического типа оказались нежизнеспособными.

Марксистская доктрина предсказывала "отмирание государства" через участие большинства населения в делах общества и государства. Постепенно должна была произойти замена государства органами народного самоуправления. Впрочем, и "органы народного самоуправления" могли быть и были только фикцией. Да и теоретическим расчетам на отмирание государства вряд ли в обозримом будущем суждено оправдаться.

Второй подход к классификации государств получил обобщенное название цивилизационного подхода. Это широкий, своего рода культурологический подход. При цивилизационным подходе история рассматривается как смена цивилизаций. Термин "цивилизация" может пониматься двояко:

  • o в широком смысле это все, что "наработано" человеческим обществом за свою историю, - все элементы материальной и духовной культуры. В таком понимании человечество предстает как единая цивилизация;
  • o в узком смысле это определенная часть (или период) либо определенное состояние материальной и духовной культуры - с определенным, специфическим сочетанием компонентов культуры. И тогда цивилизаций может быть много. Все зависит от критериев.

Язык, идеи, искусство, наука, промышленность, религия, города, дороги, высокие технологии и т.п. - это все компоненты цивилизации. Следовательно, при цивилизационном подходе возможны десятки классификаций государств - в зависимости от того компонента, который будет избран в качестве критерия.

Если, например, в качестве критерия выбрать такой элемент цивилизации, как религия, то все государства можно подразделить на государства: атеистические, христианские, исламские, буддийские и т.д. Перед нами классификация, произведенная на основе цивилизационного подхода.

Известны следующие, в частности, классификации государств по цивилизационным критериям:

  • o древние, средневековые, современные;
  • o крестьянские, промышленные, научно-технические;
  • o локальные, особенные, современные.

Однако в западных обществоведческих науках чаще других, пожалуй, используются две классификации. В первом случае в качестве цивилизационного критерия берется промышленность, или индустрия. Соответственно, все государства (и которые были когда-то, и которые существуют в наше время) можно подразделить на:

  • o доиндустриальные; в таких государствах промышленности не было или пока нет;
  • o индустриальные; в таких государствах существует развитая промышленность;
  • o постиндустриальные; в таких государствах наука становится средством производства, широко применяются передовые, наукоемкие технологии, развита инфраструктура транспорта, связи и т.п.

Во втором случае в качестве критерия берется более сложный набор цивилизационных факторов - господствующие формы собственности, характер государства, особенности общественного сознания, менталитета и т.п. По этому сложному критерию все государства можно подразделить на:

  • o западные; в таких государствах преобладает либо частная собственность на средства производства, либо плюрализм форм собственности; внешне царит идеология прав человека, личности; государства строятся на принципе разделения властей; закрепляются претензии на правовой и социальный характер государства; пропагандируется демократия как основа политического режима; преобладает развитая экономика, основанная па высоких технологиях; в иерархии общественных ценностей на первом месте стоит индивидуальное, частное, негосударственное;
  • o восточные; в таких государствах чаще преобладают государственная, коллективная формы собственности; правовые режимы закрепляют сильную роль государства; уровень развития экономики и благосостояния - ниже; в иерархии общественных ценностей преобладает все коллективное, общественное, государственное;
  • o смешанные; в таких государствах имеется смешение черт западного и восточного типов государства. Многие государствоведы к смешанному типу государства относят и Россию.

Отдельные ученые предлагают свои классификации государств и обществ, в которых применяют в качестве критерия собственный набор цивилизационных факторов. Так, например, британский социолог Арнольд Д. Тойнби (1889-1975) сконструировал собственную типологию государств и сформулировал теорию "круговорота цивилизаций". По его мнению, каждая цивилизация развивается "по кругу", проходя одинаковые стадии: стадию возникновения, стадию роста, стадию надлома и стадию разложения. Движущей силой развития цивилизации является "творческая элита", составляющая меньшинство общества. Именно элита влечет за собой "инертное большинство". А. Тойнби насчитал в мировой истории 26 цивилизаций - египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Американский социолог и экономист Уолт Ростоу (1916-2003) выдвинул свою теорию - теорию "стадий экономического роста", согласно которой эволюция общества определяется главным образом уровнем развития техники. В соответствии с этой теорией все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:

  • o традиционное общество (для него характерны наука и техника, преобладание сельского хозяйства);
  • o переходное общество (на этой стадии закладываются основы преобразований, зарождается обрабатывающая промышленность);
  • o стадия сдвига (начинается научно-техническое развитие в промышленности и сельском хозяйстве);
  • o стадия созревающего общества (выпуск продукции превышает рост населения);
  • o стадия массового потребления (на этой стадии возникает "государство всеобщего благоденствия").

Как определить место России в приведенных классификациях? С точки зрения формационного подхода, Россия сегодня - это развитое капиталистическое государство, находящееся на стадии правового государства. С точки зрения цивилизационного подхода, Россия находится на этапе перехода от индустриального государства/общества к постиндустриальному. С определенной долей условности Россию можно считать государством смешанного типа (с элементами государств как западного, так и восточного типов), а еще точнее - самостоятельным цивилизационным государством.

Указанные классификации не являются чем-то раз и навсегда данным. В реальной жизни многие государства, отнесенные к одному типу, могут содержать в себе элементы государств других типов.

Каким будут государство и общество в будущем? Считается, что государство будущего - это постиндустриальное государство. Фактически мы живем в эпоху смены индустриального общества постиндустриальным. Обостряется конкуренция ведущих развитых государств на этом пути. Иногда наступающую эпоху называют "информационным государством". Кто-то считает, что "информационное общество/государство" - это стадия, следующая за "постиндустриальной".

Американский экономист Джон Гэлбрейт (1908-2006) в свое время выдвинул концепцию "нового индустриального общества". По Гэлбрейту, раньше власть принадлежала тем, кто владеет землей, затем - тем, кто владеет средствами производства (капиталом); сегодня, когда этот капитал распределен в виде акций среди общества, власть принадлежит держателям технологических знаний и опыта. Они-то и представляют собой постиндустриальное общество - общество будущего. Представителем этой теории является также французский социолог Реймон Арон (1905-1983). Главная мысль в этих концепциях применительно к государству состоит в том, что интеллект, технологии, информация, наука становятся средствами производства и источником власти.

Основной порок глобализации - нарастание социального неравенства. В постиндустриальном обществе на смену неравенству социальному придет неравенство интеллектуальное. Эксплуатация человека человеком спрячется еще глубже в недрах социума. При внешнем благополучии и равноправии меньшинство, обладающее знаниями, информацией, технологиями, будет присваивать труд тех, кто не обладает ими. Вот почему такое значение приобретает сегодня интеллектуальная собственность и ее защита, а ведущие страны ставят эту задачу в качестве приоритетной.

Попробуем синтезировать возможные признаки постиндустриального (информационного) государства и общества:

  • o в постиндустриальном (информационном) обществе неизмеримо возрастут потоки информации, роль инфраструктуры; наука, технологии, интеллект превращаются в основную производительную силу;
  • o преобладающая часть членов общества в таком государстве является собственниками, принадлежит к "среднему классу"; основным видом труда станет труд умственный, а не физический; сфера услуг растет быстрее, чем материальное производство;
  • o государство выражает интересы экономически активного населения, внедряется в управление экономикой, усиливаются его экономические функции; будет происходить перераспределение функций государства: часть государственных полномочий будет передаваться "вниз" - органам местного самоуправления и самоуправляемым организациям, а часть - "наверх" - специально создаваемым международным органам с наднациональными функциями;
  • o государство диверсифицирует средства и методы обеспечения правопорядка, превращаясь во все более незаметное, но вездесущее; оно декларирует, что служит человеку, защищает человека, проводит активную социальную политику, обеспечивая полную занятость, "эффективный спрос";
  • o в постиндустриальном обществе будут гибко сочетаться три вида собственности: частная, коллективная (включая акционерную), государственная; наиболее показательно обеспечивается защита интеллектуальной собственности;
  • o в постиндустриальном обществе усиливаются тенденции к интеграции, мир движется к мировой конфедерации (и федерации) государств, предварительно объединенных в региональные центры силы и родственные цивилизационные пространства.

Становление постиндустриальных государств - государств будущего - будет происходить синхронно с изменением всего современного мироустройства.

Каждое государство в современном мире отличается от других целым набором специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его исторической эволюции, степени остроты социальных и этнических конфликтов, международных факторов. При всей разнородности современных государств их можно разделить на два самых общих типа – монархия и республика.

В монархии власть главы государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в Саудовской Аравии.

При конституционной монархии, существующей в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Японии, полномочия главы государства строго определены законодательными системами и актами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом, правом вето монархи фактически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Монарх – это символ и верховный арбитр нации, стоящий над партийными схватками и обеспечивающий единство страны.

Республика – форма правления, при которой главой государства является выборное и сменяемое лицо, получающее свой ограниченный по времени мандат от представителей органа или непосредственно от избирателей. Различаются президентская и парламентская республики.

В президентской республике глава государства, обладающий широкими полномочиями в системе политического управления, избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Для завоевания президентского мандата политику, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. Из состава этой же партии обычно назначаются и члены правительства. Однако большинство в парламенте во время действия президентского мандата могут составлять депутаты от другой партии. Президентская власть – главное звено государственного руководства. Парламент и правовая система обладают значительной независимостью от исполнительной власти. Типичный пример президентской республики – США, где впервые была установлена эта форма правления.

Парламентская республика характеризуется прежде всего тем, что правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти – парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Глава государства назначает правительство из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте. В целом, хотя полномочия главы государства могут быть достаточно широкими, он занимает по сравнению с президентом в президентской республике относительно скромное место в системе государственного руководства.

Среди республиканских форм правления есть и сочетающие в себе признаки президентской и парламентской республик. Подобным примером может служить Франция. Конституция 1958 г., сохранив атрибуты парламентаризма, значительно усилила президентскую властью.

Территориально-политическая организация государства .

Различают три основные формы территориально-государственного устройства – унитарную, федеративную и конфедеративную.

Унитарное государство обладает следующими основными признаками:

Единая конституция

Единая система высших органов государственной власти управления и права

Единое гражданство

Единая судебная система

Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Исторически федерация для таких стран, как Германия, США, Швейцария, была формой преодоления государственной и политической раздробленности. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами регулируется общегосударственной конституцией. При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и законов, которым должны соответствовать конституции и законы членов федерации. К ведению центрального правительства относятся вопросы обороны, внешней политики, финансового регулирования, установление важнейших налогов, политика в области труда, занятости, социальной защиты населения. Реальное соотношение властных полномочий центра и субъектов федерации определяется исторической практикой государств, сложившимися нормами и традициями, что придает уникальность каждому федеративному образованию.

Конфедерация – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей. Центральные органы конфедерации не обладают прямой властью над входящими в ее состав государствами, решения этих органов осуществляется только с согласия институтов власти каждого из членов союза. Единой правовой и налоговой системы в конфедерации не существует, ее финансовые средства складываются из взносов входящих в нее государств. Швейцария, официально именующаяся конфедерацией, реально по своему территориально-политическому устройству принадлежит к числу федераций. Примерами конфедерации могут быть СНГ и ЕЭС.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, выступающей своего рода «общественным договором» между народом и властью. Правовое государство обладает следующими признаками:

Наличие гражданского общества

Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности; ответственность каждого за собственное благополучие

Всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти

Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета, т.е. народ является конечным источником власти

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией

Приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения, т.е. разрешено все то, что не запрещено законом

Свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида

Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, обострению социального неравенства.

Конструктивным ответом на несовершенство правового государства явилась теория и практика социального государства. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Его деятельность направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Социальное государство сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе.

Социальные государства возникли примерно в 60-х гг. XX в. Деятельность современного социального государства многогранна. Она включает в себя

Перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев

Политика занятости и охраны прав работника на предприятии

Социальное страхование

Поддержка семьи и материнства

Забота о безработных, престарелых, сиротах и инвалидах

Развитие доступного для всех образования, здравоохранения и культуры

Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречие. Их единство стоит в том, что оба они призваны обеспечить благо индивида. Противоречие проявляется в том, что правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан.

В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая – деэтатистская – состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, усилении в деятельности некоторых государственных органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного органа всего общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налоговой, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства.

В общем объеме государственной деятельности заметно сокращается удельный вес функции принуждения. В целом же изменения, происходящие в государстве и обществе, не дают никаких оснований говорить об отмирании государства в обозримом будущем, как это утверждают анархизм и марксизм.

Политический режим – это методы осуществления политической власти в обществе. Всякий политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов организации человеческих взаимодействий: авторитарности и демократизма. Практически невозможны режимы, полностью лишенные форм реализации одного принципа и построенные на формах реализации только другого принципа. Принято делить политические режимы на три типа: тоталитарный, авторитарный и демократический.

В политической сфере тоталитаризму соответствует монополизация власти. Она оказывается у одной партии, а сама партия – под властью одного лидера. Происходит сращение правящей партии с государственным аппаратом. Вместе с тем происходит огосударствление общества, т.е. уничтожение (или крайнее сужение) независимой от государства общественной жизни, уничтожение гражданского общества. Умаляется роль права, закона.

Авторитарный режим возникает, как правило, там, где происходит слом старых социально-экономических институтов и поляризация сил в процессе перехода стран от традиционных структур к индустриальным. Данный режим чаще всего опирается на армию. Она вмешивается в политический процесс для того, чтобы покончить с длительным политическим кризисом, с которым невозможно справиться демократическими, правовыми средствами. В результате этого вмешательства вся власть концентрируется в руках политического лидера или определенного органа.

При некотором сходстве с тоталитаризмом авторитаризм допускает размежевание и даже поляризацию сил и интересов. В данном случае не исключаются некоторые элементы демократии – выборы, парламентская борьба и в определенных пределах инакомыслие и легальная оппозиция. Правда, политические права граждан и общественно-политических организаций сужены, серьезная легальная оппозиция запрещена, политическое поведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано. Центробежные, деструктивные силы сдерживаются, что создает условия для гармонизации интересов и демократических реформ.

Понятие демократия родилось в Древней Греции. Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее различных форм:

Первобытно-общинная и родо-племенная

Античная

Феодально-сословная

Буржуазная

Социалистическая

Демократия – это прежде всего степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах. Демократия как общественно-политическое явление за свою многовековую историю развития выработала определенные принципы и ценности. Среди них:

Равное право граждан на участие в управлении обществом и государством

Гласность в деятельности властей

Конституционное оформление государственного строя

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

Плюрализм политической системы

Комплекс политических, гражданских, экономических и социальных прав и свобод человека

Эти ценности описывают, конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не достигнут. Возможно, он в принципе недостижим. Однако институты по поддержанию демократических ценностей существуют в действительности при всех их недостатках.

Поскольку в буквальном переводе слово «демократия» означает народовластие, постольку именно принцип народовластия является основополагающим. Это находит свое выражение в участии граждан и объединений в решении государственных и общественных дел через их представительные органы.

[Типология государств]

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации.

Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, дозволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

С точки зрения философии, типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления.

[Определение] Типология государств – это их специфическая классификация, осуществляемая на основе наиболее значимых черт и признаков, определяющих сущность и социальное назначение государства.

Говоря о типологии государств, следует отметить что она: содействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства; позволяет проследить закономерности их развития, сущность происхождения в них структурных изменений. Таким образом, типология представляет собой один из видов классификации и, вместе с тем, ее высшую форму, т.к. в ее основе лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших квалификационных критерий – типу государства. Кроме того, типология государств базируется на обобщении большого фактического, исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, а также на основе анализа особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.

В этой связи типологию государств можно рассматривать как определенную группировку по различным типам.

Понятие «тип государства» занимает самостоятельное место в теории права и государства, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественноисторический прогресс в развитии государственно-организованного общества.

[Определение] Под типом государства понимается взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порожденных соответствующей эпохой, характеризующихся общими признаками

Прогрессивные мыслители прошлого и современности искали и ищут те пути общественного развития, при которых государство выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости. Однако единства взглядов на типологию государств не было и нет. Разнообразие научных подходов к оценке этого явления стало основой плюрализма типологии государств (см. слайд 6). В современной юридической науке выделяют различные подходы к типологии: формационный, цивилизационный, политико-правовой и иные.

В основе формационного подхода к типологии государства лежит учение об общественно-экономической формации.

[Определение] Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. В общем виде она представляет собой органическое единство экономического базиса и политической, идеологической и государственно-правовой надстройки.

Экономический базис – это способ производства благ, включающих в себя совокупность производственных сил и производственных отношений.

Политическая, идеологическая, государственно-правовая надстройка – это сознание общества, господствующие в нем взгляды, идеи, представления, которые реализуются в общественных отношениях.

[Внимание] Различают пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Им соответствуют четыре исторических типа государства (см. слайд 7).

Первобытно-общинная экономическая формация, основанная на присваивающей экономике государственности еще не знает. Каждой последующей общественно-экономической формации соответствует определенный тип государства. Первые три типа охватываются родовым понятием «эксплуататорское государство». Его сущность состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое государство – антиэксплуататорское по своей сущности – считается «полугосударством» или «государством не в собственном смысле слова». Это – исторически последний тип государства, который, по выражению К. Маркса, постепенно «засыпает» и в конечном итоге «отомрет», выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые, изначально более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы. По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации. Переход от одного типа государства к другому осуществляется путем социальной революции, в результате которой коренным образом меняется система государственной власти.

Формационную типологию государств можно критиковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Представляется, что плодотворными будут совершенствование и развитие формационного подхода. Нельзя игнорировать также государства, которые и в настоящее время идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство – Китайская Народная Республика – продолжает строить социализм с китайской спецификой.

В основе современного цивилизационного подхода к типологии государств (А.Тойнби, У. Ростоу и другие) выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества. При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальными, сколько культурными факторами.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации. [Определение] Цивилизация – это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло – остаются неизменными.

[Определение] Цивилизация – это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

По мнению А. Тойнби, история человечества представляет собой историю 21 цивилизации, из которых в настоящее время сохранились лишь восемь (западная, китайская, индийская, исламская, православная и др.).

В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации: древние – локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, ахейская и другие); особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, православная и другие); современные цивилизации. [Цитата] По мнению А. Тойнби, человечество развивается от локальных цивилизаций (Эгейская, Шумерская и т.д.) к особенным (западноевропейская, китайская, славянская), а от них к всемирной цивилизации, основанной на принципах гуманизма и творческого использования прогрессивных достижений человечества на протяжении всей его истории .

По характеру организации государственно-политических институтов различают первичные и вторичные цивилизации.

Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось.

Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви.

К числу достоинств данной типологии следует отнести внимание к культуре, проявления которой рассматриваются в качестве важных факторов государственности. Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития в том числе, почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.

Слабыми сторонами цивилизационного подхода являются:

1. Недооценка социально-экономических факторов;

Существование множества критериев и несовпадающих классификаций;

3. Отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общество.

В настоящее время в цивилизационном подходе преобладает технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, которой соответствует данное государство.

[Внимание] Одной из наиболее распространенных для этого подхода является «теория стадий экономического роста» (автор – У. Ростоу). Все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из 5 стадий:

Традиционное общество;

Переходное общество;

Общество, переживающее процесс сдвига;

Созревающее общество;

Общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

Именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия».

[На заметку] К теории «стадий экономического роста» тесно примыкают теории «менеджеризма», «единого индустриального общества», «постиндустриального общества» и др., согласно которым в современную эпоху необходимость в революционном изменении условий жизни общества отпадает или уже отпала, ибо научно-техническая революция по своим социальным последствиям спонтанно, автоматически выступает как заменитель социальной революции.

Согласно политико-правовому (собственно юридическому) подходу критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан.

В соответствии с указанным критерием можно выделить три типа государства: сословное, представительное и цивилизованное.

Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право.

Современное представительное государство законодательно закрепляет формальное равноправие граждан. Представительному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.

В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и так далее.

[Внимание] В настоящее время для глубокого и всестороннего понимания процессов, происходящих в мире, весьма важно не замыкаться в ограниченном кругу пусть даже самых проверенных и оправдавших себя подходов и идей, а идти дальше, открывая и закрепляя новые критерии и подходы в типологии государств и правовых систем. Представляется, что одним из таких критериев типологии государств и их правовых систем могла бы стать степень экономической, социальной, политической и духовной (культурной) свободы личности, отражающаяся в идее человеческого достоинства. Такой подход вбирает в себя не только объективные критерии – социально-классовую сущность, содержание и социальное назначение государства и права, характер производственных отношений и соответствующих им уровней развития производительных сил общества, принципы организации и функционирования государственно-организованного общества и т.п., но и субъективный критерий – уровень человеческого в обществе.

[Внимание] В соответствии с личностным подходом можно выделить:

· деспотические государства Древнего Востока (свободен только один субъект – сам деспот);

· античные государства (свободны некоторые – только граждане полисов);

· сословные государства (свободны немногие – представители привелигерованных сословий);

· социальные государства (свободны все).

Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять теократические, клерикальные, светские и атеистические государства.