Что означает запрещена публикация произведения по копирайту. Что такое копирайт? Чем рерайт отличается от копирайта

Copyright как понятие

Копирайт (copyright - "право на воспроизведение") - это форма защиты интеллектуальной собственности. Право на копирайт не приобретается по схеме, которая используется для получения патента. Процесс оформления патента - сложный и трудоемкий. В отличие от него, согласно американскому "Закону о Копирайте" (Copyright Act), копирайт возникает немедленно после окончания работы над авторским произведением, вне зависимости от того, где и когда эта работа была опубликована и была ли опубликована вообще, а также были ли зарегистрированы права автора на его творение. Однако, "Управление по делам копирайта США" (US Copyright Office) предлагает услуги по регистрации копирайтов, что в случае судебного разбирательства позволяет обосновать законность права владения интеллектуальной собственностью. Впрочем, никаких разрешений не требуется, чтобы автор начал использовать знак копирайта - (C). Копирайт защищает литературные, музыкальные, хореографические, графические, архитектурные произведения, фотографии, игры и т.д. Произведение, защищенное копирайтом, а также любая его часть не может быть использовано без разрешения собственника.

Копирайтом, однако, не могут быть защищены идея, процедура, процесс, принцип и т.д. - поскольку, например, запрет на использование той или иной идеи исключит ее из пользования человечеством и сделает невозможным создание новых и оригинальных работ на ее основе. Консалтинговая организация IPWatchdog иллюстрирует этот принцип следующим примером: роман о Второй Мировой войне может быть защищен копирайтом, но сама идея написания новых романов на эту тему копирайтом защищена быть не может. Закон декларирует, что произведения, защищенные копирайтом, могут быть использованы для критики, комментариев, сообщений средств массовой информации, обучения и преподавания, а также научных исследований. Однако, при этом, произведение должно использоваться "честно", с использованием ряда правил, наиболее известным из которых является корректная ссылка на источник и прямое цитирование не более двух абзацев оригинального текста.

3DNews Copyright

  • Обозначение — (а также и сокращенное 3DNews) — является зарегистрированной торговой маркой, принадлежащей OOO «3ДНьюс».
  • Все материалы, размещенные на сайте 3DNews − Daily Digital Digest , являются интеллектуальной собственностью сайта.

Тем не менее:

Мы разрешаем использовать, цитировать, транслировать, переводить любые единичные наши материалы в сети Интернет при выполнении следующих условий:

  • Запрещено автоматическое копирование и создание полной копии наших разделов. Использовать можно только отдельные материалы.
  • Новости можно публиковать через сутки после выхода на нашем сайте, обзоры — через 3 суток.
  • Обязательно в верхней части страницы указание автора и прямая ссылка на оригинал на нашем сайте.
  • При перепечатке многостраничного материала с нашего ресурса прямая кликабельная ссылка на 3DNews обязательно должна стоять на каждой странице.
  • Материалы раздела "Энциклопедия" перепечатывать запрещается.
  • Сайтам, желающим регулярно брать материалы с 3DNews, рекомендуется обратиться за письменным разрешением в редакцию - .
  • Мы разрешаем использовать наши RSS-ленты всем без ограничения: /webmaster .

Мы разрешаем использовать и переводить любые единичные наши материалы (новости, обзоры, фотоматериалы, графические материалы, результаты тестирования и др.) в любой бумажной прессе при условии ссылки на наш сайт как на источник (текстовой — сайт, либо графической — наш логотип) и обязательном указании фамилии автора материала.

Вы узнаете, что такое копирайтинг, с чего начать свою работу начинающему копирайтеру и каковы особенности современного онлайн-копирайтинга

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала «ХитёрБобёр.ru»! С вами профессиональный копирайтер и постоянный автор издания Денис Кудерин.

Тема нашей сегодняшней статьи - копирайтинг .

В статье мы также подробно рассмотрим как рассчитывается цена за услуги копирайтинга и где начинающему специалисту искать работу.

Поехали, друзья!

1. Что такое копирайтинг - полный обзор понятия, история возникновения

Пожалуй, все пользователи всемирной сети слышали термин «копирайтинг», но не каждый знает, что именно означает это понятие.

Классическое определение копирайтинга звучит следующим образом:

Давайте теперь обратимся к сути и предназначению копирайтинга, в частности в Интернете.

Первоначальное и основное назначение Интернета – предоставление пользователю информации в виде аудио- и видеоконтента, а также текстовой информации. Если посетитель заходит на сайт и не видит там ничего интересного, он уходит на другие ресурсы.

Для удержания внимания пользователей текстовое содержание сайта должно быть полезным, уникальным и интересным.

От обычного он отличается тем, что содержит ключевые слова, расставленные в определенных местах статьи и лаконично вписанных в текст.

Если хозяева сетевых ресурсов обладают писательским талантом и временем, они могут наполнять страницы своего сайта самостоятельно.

А есть и другой вариант – обратится к профессиональным создателям текстов. Копирайтингом на заказ сегодня занимаются бывшие журналисты, студенты, выпускники филологических факультетов и просто люди, умеющие ясно излагать свои мысли.

Копирайтеры создают не только информационные статьи для блогов, но и любой другой текстовый контент – карточки товаров для интернет-магазинов, описания категорий продуктов, сценарии видеороликов, слоганы, .

Само слово происходит от английского неологизма «copywriting » и дословно обозначает «написание текста (рукописи)».

Важный нюанс

К слову «copyright », означающему авторское право, русскоязычный термин «копирайтинг» не имеет никакого отношения.

Исторически копирайтинг возник ещё до появления Интернета. Деятельность талантливых продавцов, уличных зазывал, рекламных агентов напрямую связана с созданием продающего текста.

Даже в советское время существовали свои копирайтеры, создающие эффектные рекламные и пропагандистские лозунги: «Ты записался добровольцем?», «Болтун – находка для шпиона», «Храните деньги в сберегательном банке СССР».

2. Виды копирайтинга

Существует несколько видов работы с текстами, которые объединяет деятельность копирайтера. Профессиональный создатель текстов должен владеть всеми видами копирайтинга – от простейшего рерайта до написания эксклюзивных аналитических статей.

Виды копирайтинга:

  • рерайтинг;
  • имиджевый копирайтинг;
  • продающие тексты;
  • SEO-копирайтинг.

Рассмотрим каждую из разновидностей более подробно.

Рерайтинг

Дам определение рерайта.

– самый простой вид копирайтинга, который заключается в переработке одной статьи в другую.

Зачем это нужно? Дело в том, что каждый текст в Интернете поисковые системы ранжируют по-разному. На основании обработки текста поисковыми роботами, он продвигается в ТОПе выдачи по конкретным запросам на то или иное место.

Неуникальные тексты и контент с низким уровнем уникальности получают низкие рейтинги и не попадают на первые строчки выдачи поисковых систем. В результате пользователь не видит эти сайты и их посещаемость снижается.

Имиджевый копирайтинг

Довольно сложный вид копирайтинга, требующий от исполнителя профессиональных навыков и знания основ маркетинга и психологи продаж. Эффективные имиджевые тексты, как правило, дорого стоят и предполагают выполнение большого объёма работы.

Задача создателя имиджевого текста – сформировать положительный образ компании, бренда, конкретного продукта или даже определенной персоны. Копирайтер должен глубоко вникнуть в тему, с которой он работает, и учесть все нюансы.

Нередко для создания имиджа крупной компании её владельцы нанимают специальные агентства, занимающиеся подобными вопросами.

Продающий (рекламный) текст

Такой контент имеет сугубо коммерческую задачу – увеличить количество продаж конкретного товара или прорекламировать определенную услугу. Количество продаж через интернет ежегодно растёт; параллельно повышается потребность в создании эффективных рекламных текстов.

Интернет-магазинам уже недостаточно просто представить фото товара и выставить цену. Нужно создать продающее описание, мотивирующее посетителя ресурса на заказ и приобретение продукта.

Объём продающих текстов обычно небольшой, но каждое слово имеет решающее значение. Профессионалы, занимающиеся исключительно продающими текстами, считают своё умение своего рода искусством или даже магией.

Отчасти они правы – с помощью верного слова, интонации, лингвистического приёма они превращают рядовых посетителей сайта в реальных покупателей. Хороший продающий текст годами может приносить стабильный доход.

«Copyright» является юридическим понятием, которое признается большинством стран. с английского языка этого слова означает «авторское право». Оно возникает сразу же после окончания работы над субъектом. «Copyright» дает создателю оригинального произведения на него в течение ограниченного времени (оно везде разное: на изобретение длится 20 лет, а на литературное произведение — 70 лет). Но на вопрос: "Копирайт — что это?", ответ будет однозначный — совокупность установленных государством и охраняемых им же правил и моральных норм, регулирующих отношения в обществе между людьми в сфере интеллектуальной собственности. Эти принятые законодательные акты могут распространяться не только на обнародованные, но и на необнародованные оригинальные произведения.

Другое значение слова копирайт — это знак, представляющий собой латинскую букву «С», заключенную в окружность. Его ставят рядом с именем автора (или и годом издания. Это по сути своей способ оповещения, который был установлен в 1952 году (ВКАП) об авторском праве. Сегодня обозначение часто носит информационный характер, а за ложную информацию об авторской принадлежности ряд стран, включая США, преследует нарушителей по закону. В Женеве в 1996 году представители из 160 стран подписали документы о создании ВОИС — это Всемирная организация, которая занимается защитой Таким образом, знак говорит, что произведение защищено, и его нельзя воспроизводить (копировать), не имея на то разрешения собственника.

Однако читателю может быть интересно не только, копирайт по своей сути, но и как его набрать на компьютере. Этот знак можно ввести в текст, а также вставить в авторскую подпись (под созданным им уникальным контентом), если, не отпуская клавишу Alt, последовательно нажимать на следующие четыре цифры: 0, 1, 6, 9 (на цифровой клавиатуре). Другой способ — это в Word 2007 перейти во вкладку «Вставка» и выбрать кнопку «Символ». В открывшейся табличке следует найти знак, кликнуть на него, затем на команды «Вставить» и «Закрыть». При этом курсор должен стоять строго в том месте, куда необходимо встроить требуемый символ.

Что такое копирайт? Это право, ограничивающее использование (копирование или воспроизведение) оригинального произведения теми, кто не имел к его созданию никакого отношения. Поэтому уникальный субъект может упоминаться в комментариях, в критических, научно-исследовательских или учебных материалах, а также в информационных сообщениях. Но во всех этих случаях необходимо делать корректную ссылку на первоисточник. Цитирование допускается, но объем его ограничивается двумя абзацами. То есть использование оригинальной информации или произведения должно быть честным по отношению к его создателям.

Однако следует рассмотреть ответ на вопрос, что такое копирайт, в совокупности с темой, на какие произведения распространяется понятие Оно касается создания и использования (издания, исполнения, показа и прочее) произведений литературы, науки, искусства, баз данных, программных продуктов и другой творческой деятельности в данных областях. Понятие «Copyright», если его рассматривать в прямом смысле, является более узким, предполагающим только разрешение на копирование. То есть означает, что только сам автор может пользоваться плодами своего детища. Получается, что область защиты авторских прав безгранична и, в некоторых случаях, доходит до абсурда (например, фотографировать произведения архитектуры нельзя без разрешения на то архитекторов, их создавших, запрещается рисование шаржей на книжных героев, распечатывание на принтере страниц из интернета и так далее).

Есть и обратная сторона медали, которая поможет осветить, что такое копирайт. Сегодня много говорится о защите прав создателя уникального контента для того, чтобы он мог воспользоваться плодами своего труда. Однако «Copyright» в большей степени выгоден крупным организациям, способным отстоять свои права. При этом, многие вещи, из-за монополизации, из простых становятся сложными: например, обычные пользователи Сети могут получить нужную информацию только благодаря сложным и не всегда правомочным действиям, связанным со скачиванием программ, просмотрами фильмов, а также с получением новостей. Другой пример связан с перепроизводством информации, так как из-за запрета на копирование происходит многократное переписывание одних и тех же тем. Поэтому вопросы авторских прав являются юридически сложными, так как они не успевают за развитием современной социокультурной ситуации, а в отношении такого термина, как копирайт, не все однозначно.

В ряде случаев это положение имеет в известной степени лишь формальный характер:

  • правообладателями часто являются различные предприятия (издательства , радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие монопольное право на коммерческое использование произведения;
  • если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
  • в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа субъектом исключительного права становится заказчик.

Субъектами авторского права являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму.

Субъективные авторские права

Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две группы: личные неимущественные права и имущественные права. Условность этого деления обусловлена различием источников и концепций авторского права в странах общего права (common law) и континентальной системы права .

В странах общего права т.н. "моральные права" (англ. moral rights является калькой французского правового понятия droits moraux ) это совсем не то же самое, что личные неимущественные права в континентальном праве. Общее право развивалось на основе свободы права собственности (хотя англ. Property – это только указание на неопределенный круг обязанных лиц, противостоящих управомоченному, а также на возможность отчуждения права или по крайней мере договорного отказа от его осуществления). Поэтому property распространяется не только на одни вещи. Моральные права тоже, скорее, property . В связи с этим автор может взять на себя обязательства впредь моральные права не осуществлять

Неимущественные авторские права

включают в себя:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественные авторские права

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путём передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
  • сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Следует отметить, что имущественные права могут передаваться другим лицам (то есть, являются отчуждаемыми). Договор о передаче части или всех имущественных прав называется авторским договором , Такой договор должен предусматривать список тех из вышеперечисленных имущественных авторских прав, которые передаются; срок и территорию, на которые передаётся право; размер вознаграждения и/или порядок его определения (причём правительству РФ поручено устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения), порядок и сроки его выплаты.

Срок охраны имущественных прав

Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана».

Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты имущественных прав в разных странах мира, в том числе и в России.

Объекты авторского права

Согласно ст. 1259 Гражданского Кодекса - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Виды объектов авторского права

  • письменной (рукопись , машинопись , нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок , эскиз , картина , план , чертёж , кино -, теле -, видео - или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой , оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура , модель , макет , сооружение и так далее);

Объекты авторского права

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.
  • программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права

  1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
  5. Авторское право также не распространяется на идеи , концепции , принципы , методы , процессы , системы , способы , решения технических, организационных и иных задач, открытия , факты , языки программирования

Авторское право и право собственности

Переход права собственности на данный объект сам по себе не влечет передачи каких-либо прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т.п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное).

Свободное использование произведений

Без согласия автора и без выплаты вознаграждения

  1. цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  2. использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;
  3. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
  4. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
  5. воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
  6. воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Без согласия автора, путем репродуцирования

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

  1. правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
  2. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
  3. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Объекты, размещенные в открытом доступе

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.

Без согласия автора с выплатой вознаграждения

1. В изъятие из положений статей 37 и 38 настоящего Закона допускается без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях.

2. Вознаграждение за воспроизведение, указанное в пункте 1 настоящей статьи, выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны, иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения.

Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между этими организациями (статья 44 настоящего Закона). Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется в следующей пропорции: сорок процентов - авторам, тридцать процентов - исполнителям, тридцать процентов - производителям фонограмм.

Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, - специально уполномоченным органом Российской Федерации.

3. Вознаграждение не выплачивается применительно к оборудованию и материальным носителям, указанным в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи, которые являются предметом экспорта, а также к профессиональному оборудованию, не предназначенному для использования в домашних условиях.

Разные взгляды на авторское право

По отношению к имущественным и неимущественным авторским правам можно выделить четыре последовательных позиции, которые разделяются той или иной группой людей.

  1. Полное признание имущественных прав автора. Именно этой позиции соответствует современное законодательство об авторском праве, в том числе и российское.
  2. Полное признание имущественных прав автора, но со свободным использованием произведений, если автор это явно не запрещает. Такой подход типичен для российских электронных библиотек - произведения выкладываются на сайты без ограничений, но немедленно убираются, если автор потребует этого.
  3. Признание за автором только неимущественных авторских прав, и ограниченных имущественных. Такая ситуация сложилась в движении свободного программного обеспечения (но в отличие от предыдущего пункта, только для тех работ, авторы которых это разрешили). Эта идеология является господствующей и основообразующей в Википедии (хотя и не все авторы Википедии её разделяют).
  4. Отрицание и имущественных и неимущественных авторских прав. Приверженцы этой позиции видят в плагиате легитимный протест против культурного истеблишмента и авторитетов. Такую позицию декларировало, например, движение ситуационистов .

Критика законодательства об авторском праве

Несмотря на то, что права называются «авторскими», как правило, большую часть выгоды от использования имущественных прав получают их владельцы (это, как правило, издательские дома, музыкальная индустрия и т. д.), а не авторы произведений. Связано это с тем, что последние обычно не обладают средствами для создания копий, их распространения, рекламы.

Казусы авторского права

  • Британская рок-группа The Verve записала один из своих хитов Bitter Sweet Symphony (англ.), использовав музыку Rolling Stones из песни The Last Time. The Verve и не скрывала этого, однако вынуждена была перечислять 100 % гонораров, полученных за исполнение хита, на счёт Rolling Stones.
  • Владельцы прав на известный роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром » заблокировали публикацию романа «И забрал их ветер», описывающего историю Скарлетт О’Хара с точки зрения чернокожих рабов, потому, что в произведении использовались сюжетные линии и персонажи, созданные Митчелл.
  • Уолт Дисней создал первый мультфильм о Микки Маусе «Пароходик Вилли», использовав в качестве основы сюжета фильм комика Бастера Китона «Пароход Билл», нарушив копирайт.

История авторского права

Становление авторского права в России

Появление и широкое распространение печатной техники зачастую определяют как причину развития авторского права. Использование печатного станка сделало копии литературных произведений дешевыми. При этом не всегда упоминалось имя автора, что сделало защиту его прав необходимым. Появляются права автора, издателя, книготорговца - лиц-участников создания, печати и распространения произведений, - которые в скором времени во многих европейских государствах урегулируются властью. Так, первым законодательным актом, наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 г . Это явилось переходом от системы привилегий к авторскому праву.

Следовательно, авторские права сначала как в европейских странах, так и в России существовали только по отношению к литературным произведениям. Затем объектами авторских прав стали также музыкальные, художественные и другие виды произведений. Причиной возникновения авторского права в России стала не необходимость защиты интересов издателей, книготорговцев или авторов, а тесная связь с цензурным законодательством. Что явилось значимой особенностью регулирования данных отношений в России.

В 1771 г. книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, т.к. в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 г . и отменена через 13 лет.

В 1828 г. появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были оформлены как приложение ст. 420 т.Х ч.1., где сохранились положения, в которых говорилось о том, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати.

В XIX в. Россия не присоединилась к Бернской конвенции, причинами чего стали экономические интересы российского правительства и и неспособность плохо организованных авторских сообществ защищать интересы русских авторов.

В 1830 г. вышел закон "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", который фактически приравнивал авторские права и права собственности.

20 марта 1911 г. приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, т.к. этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.

29 октября 1917 г . в постреволюционный период декрет "О государственном издательстве" предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет. 26 ноября 1918 г. декрет "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства. 30 ноября 1925 г. во время нэпа вышел закон "Об основах авторского права". 16 мая 1928 г. приняты Основы авторского права, в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором.

В 60-80-х гг . отношения, связанные с правами автора, регулировались:

  • Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года;
  • Типовыми авторскими договорами;
  • Разделами "Авторское право", содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР - статьи 475-516 ГК);
  • Многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре.

Несмотря на то, что данные составляющие законодательства СССР содержали существенные изъятия из сферы авторских прав, они вполне соответствовали запросам административно-командной системе СССР.

3 августа 1992 г. , в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ ("Авторское право"), где появилось понятие охраны смежных прав.

9 июля 1993 г . президент Российской федерации подписал Закон "Об авторском праве и смежных правах". Изменения и дополнения были внесены 19 июля 1995 г. Это центральный акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года в связи с введением 4 части ГК РФ..

Защита авторских прав

Знак охраны авторского права

  • Знака охраны авторского права : © или (С) или (C) Copyright
  • Имени правообладателя
  • Года первой публикации произведения. Если произведение содержит части, впервые опубликованные в разное время, допускается перечисление лет через запятую.

Например:

© Корпорация XYZ, 2006 или © 2002-2008 Корпорация XYZ

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

Нарушение авторских прав

Регистрация авторских прав

В соответствии со статьей 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

Технические средства защиты

Свободное распространение защищённых авторским правом произведений

Примечания

См. также

Литература

  • Авторское право: учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru - 2004. .
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912.
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912. - с.32
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912. - с.5.
  • Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Фонд "Правовая культура", 1996 г.
  • Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Норма. - 2000. - с.14.
  • Копцева О.В. "Где @ порылась?! Защита © прав в Интернете", 2009 г.
  • Леонтьев К.Б., Сенотов О.В., Терлецкий В.В. Закон "Об авторском праве и смежных правах" в схемах. - "Бератор-Пресс", 2003 г. - С. 4.
  • Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С.36-37.
  • Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. - №8. - август 2002 г. - С.51.

Ссылки

Международные конвенции и договоры

  • Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.
  • Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)

Вместо введения

На страницах наших любимых интернет-журналов и в других изданиях мы публикуем наши творческие работы – фотографии, рассказы, рисунки. Время от времени задумываемся – а как же у нас с авторскими правами на наши работы? Для того, чтобы вкратце ответить на этот вопрос, я и написала эту заметку. Надеюсь, она будет полезна нашим читателям.

1. Самое простое определение копирайта

Понятие копирайт в узком смысле означает право делать копии. А если говорить более широко- это право собственности, право распоряжаться какой-либо творческой работой, будь то книга, картина, скульптура, фильм и что-то другое, например, софт.

2. На что можно получить копирайт? (в широком смысле слова)

  • · литературные произведения;
  • · драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • · хореографические произведения и пантомимы;
  • · музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • · аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • · произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • · произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • · произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • · фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • · географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • · программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • · производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • · сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

3. На что нельзя получить копирайт?

  • · работы, выполненные по госзаказу (например, софт)
  • · произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов, например, “Жили у бабуси два веселых гуся”;
  • · сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное);
  • · работы, не имеющие творческого начала, которое, как известно, присуще именно человеку, поэтому картина написанная шимпанзе Конго, показанная ниже, не может обладать копирайтом.

Картина, написанная шимпанзе Конго, не может получить копирайт в силу отсутствия творческого начала.

4. Обязательно ли официально регистрировать свое право?

Нет. Достаточно просто отметить, что право принадлежит именно Вам. Каким образом отметить? См. ниже.

5. Как отметить документ (или др. произведение), чтобы все знали, что права принадлежат мне?

На каждой копии документа должен быть знак © c указанием года первой публикации и имени правообладателя (это может быть компания или человек) Например,

© 2011 Nadya Reingand. All rights reserved.

6. А если всё же зарегистрировать?

Дело, безусловно, полезное. Тем, кто разработал уникальные учебные программы или оригинальный софт или что-то еще, что является привлекательным для ваших коллег с целью позаимствовать, – я рекоммендую зарегистрировать Ваше право. Любой автор (или не-автор, а человек, которому автор это дело доверил) может зарегистровать копирайт в Библиотеке Конгресса. Это можно сделать он-лайн с посылкой копии работы по почте. Пошлина за регистрацию около 50 долларов. Детальное описание как это делается можно найти на веб сайте http:// www. copyright. gov/

7. Есть ли такая вещь как международный копирайт?

Нет, такого понятия нет, но есть другое. Страны мира, подписавшие Бернскую конвенцию, договорились между собой уважать право копирайт, зарегистрированное в другой стране. То есть, если Вы зарегистрировали Ваше право в , оно действует и на территории тоже. Страны – участницы соглашения показаны ниже на рисунке, и как нетрудно видеть, эта договоренность охватывает практически весь мир.