Что положено малоимущей семье. Нововведения для малоимущих семей. Помощь родителям и детям из малоимущих семей

В России законодательно утверждена возможность получения малоимущими семьями некоторых льгот и пособий. Малоимущей может быть признана такая семья, где величина дохода в месяц (на одного человека в среднем) является меньшей, чем прожиточный минимум, принятый в конкретной местности. При этом для признания малоимущей семьей нужно, чтобы члены этой семьи проживали совместно и вели совместное хозяйство. Потребуется собрать некоторые документы для признания семьи малоимущей.

Условия присваивания семье требуемого статуса

Соответствующий статус семье присваивается на тех условиях, что определяются Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи <…> для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Прежде чем признать малоимущей конкретную семью, потребуется выполнение следующих условий:

  • средний доход в семье, рассчитанный на одного человека, меньше минимума, установленного для проживания в данной местности;
  • члены семьи, учитываемые при расчете среднего дохода, живут в одном месте и имеют совместное хозяйство (не считаются при этом военные-призывники, курсанты, заключенные и лица на гособеспечении в соответствии со ст. 14 ФЗ № 44);
  • члены семьи зарегистрированы на постоянной основе в одном месте;
  • все трудоспособные члены семьи либо работают, либо числятся на бирже труда.

При одновременном выполнении всех перечисленных условий можно подавать заявку на получение семьей статуса малоимущей.

Куда обратиться для присвоения статуса малоимущей семьи

Для того чтобы получить статус малоимущей семьи, следует обратиться:

  • в отдел социальной защиты населения;
  • в многофункциональный центр;
  • на сайт государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru).

При обращении в эти инстанции потребуется написать заявление на присвоение статуса «малоимущая семья» и предоставить пакет копий определенных документов. Оплата государственной пошлины при присвоении статуса малоимущей семьи не взимается. Затраты могут быть лишь на ксерокопирование документов, однако в некоторых учреждениях нужные бумаги копируют на месте.

Какие документальные подтверждения потребуется собрать

Для подачи заявки на присвоение статуса малоимущего нужен следующий перечень бумаг (оригиналов и копий):

  • паспортов всех членов семьи;
  • свидетельств о рождении лиц до четырнадцатилетнего возраста;
  • свидетельств о заключении или прекращении брака либо судебных решений о прекращении брака;
  • справок о доходах в течение истекшего трехмесячного срока (справок с работы – 2-НДФЛ, для ИП – 3-НДФЛ, из пенсионного фонда – о пенсии, с мест учебы – о стипендиях, из органа соцзащиты – о страховых выплатах, с места работы или от судебных приставов – сведений об алиментных выплатах (или нотариально заверенного соглашения),
  • из ЖЭКа или отдела УФМС (паспортного стола) – справки о составе семьи;
  • трудовых книжек всех трудоспособных или справки из Центра занятости населения, если кто-то из членов семьи официально безработный;
  • документальных подтверждений права на проживание в данном жилище;
  • выписки из ЕГРП в отношении каждого о составе и стоимости налогооблагаемого имущества (из Росреестра или с сайта госуслуг);
  • справки МСЭ в случае инвалидности кого-либо из семьи;
  • банковских реквизитов или данных сберегательной книжки;
  • ИНН (необязательно).

ВАЖНО! При подаче документов из приведенного списка необходимо предоставлять не только копии, но и сами документы, иначе они могут быть не приняты.

Как присваивают специальный статус малоимущей семье

Заявку на присвоение статуса заполняют и подают непосредственно на месте, в том учреждении, куда подается вест пакет документов. Заявка считается принятой с того момента, как ее зарегистрируют. После этого она рассматривается в десятидневный срок (считаются только рабочие дни). После того, как орган социальной защиты принимает решение по поводу конкретной семьи, он должен сообщить о нем заявителю в трехдневный срок.

В результате принятия решения семья вносится в базу соцзащиты, и заявителю выдается справка о присвоении семье соответствующего статуса. Если же орган социальной защиты принял решение отказать, то об этом направляется уведомление.

Для чего нужен статус малоимущей семьи

Такой статус дает семье право на некоторую помощь от государства. Она может быть выражена в:

  • денежных выплатах;
  • помощи в натуральном выражении;
  • льготах по оплаты коммунальных услуг;
  • жилищных льготах;
  • налоговых льготах;
  • льготах при поступлении в вузы;
  • льготах при зачислении в дошкольные организации;
  • льготных путевках в профилактории;
  • бесплатной помощи юриста.

В общем, рассмотренный статус получать стоит, если есть такая возможность. Он предоставляет довольно широкий спектр государственных льгот и субсидий. Основным в получении такого статуса является сбор необходимого пакета документальных доказательств права семьи на соответствующий статус. Если все нужные бумаги будут предоставлены, а требуемые условия – выполнены, то органом соцзащиты семье будет предоставлен статус малоимущей со всеми прилагающимися бонусами в виде государственных субсидий и льгот.

Как показывает практика, немногие семьи знают, что они относятся к разряду малоимущих. И уж тем более, не догадываются, на какие льготы и государственную поддержку они могут рассчитывать. Сегодня мы попытаемся ликвидировать это пробел и полностью осветить вопрос.

Сложная ситуация

Наше государство оказывает существенную поддержку тем семьям, которые оказались в сложной ситуации. Если вы относитесь к малоимущим, то можете вполне рассчитывать на нее, однако сначала необходимо подтвердить свой статус. Но как это сделать правильно и без того, чтобы несколько раз ходить в органы соцзащиты?

В каждом регионе нашей страны установлен определенный прожиточный минимум. Он варьируется в некоторых пределах для разных субъектов РФ, но всегда имеет точное выражение.

Например, в Московской области эта величина составляет чуть больше 10000 рублей.

Определить, можно ли вашу семью считать малоимущей, очень легко. Возьмите весь совокупный семейный доход за один календарный месяц и разделите его на количество членов вашей ячейки общества. Если число получилось меньше, чем прожиточный минимум, установленный в регионе, семья считается малоимущей.

Но просто посчитать мало. Теперь необходимо обратиться в органы соцзащиты с заявлением о признании статуса. Для того чтобы все прошло хорошо, потребуется документальное подтверждение всех доходов. Как правило, это справки формы 2-НДФЛ с мест работы, или же свидетельство о постановке на учет как неработающего гражданина. Если вы сидите с ребенком, тоже должен быть документ, подтверждающий этот факт.

Теперь еще один важный момент. Необходимо иметь точное представление о том, что такое семья вообще.

В нашем государстве в это понятие входят следующие группы проживающих вместе людей:

  1. супружеские пары с детьми;
  2. одинокие супружеские пары;
  3. одинокие родители и их дети.

Усыновленные дети всегда приравниваются в правах к родным. И еще одно важное условие: брак должен быть зарегистрирован. В противном случае семья таковой признана не будет.

Нередко происходит путаница понятий. Многодетные семьи автоматически приравнивают к малообеспеченным, но на практике это не так. Безусловно, там, где у родителей много детей, нередко среднедушевой доход меньше прожиточного минимума, но не всегда. Если такое условие не соблюдается, то даже те семьи, в которых более трех несовершеннолетних членов, не признаются малоимущими.

Бывает и наоборот. Есть ячейки общества, в которых в силу жизненных обстоятельств, даже двое взрослых людей, не имея детей, не зарабатывают необходимую сумму. Тогда они признаются малообеспеченными.

Только после официального подтверждения статуса малоимущей семьи можно рассчитывать на государственную поддержку. Для этого важно заключить соответствующий договор с органами соцзащиты.

Оформление статуса

Итак, если по уровню доходов, ваша семья может претендовать на статус малоимущей, необходимо это оформить законодательно.

Потребуется собрать определенный пакет документов:

  1. Справка о составе семьи. Выдается в паспортном столе по месту прописки. Необходимо отметить и степень родства каждого человека по отношению друг к другу. Помните, что семьей считаются только супруги и их дети до 18 лет. Бабушки, дедушки, тети, дяди и т.д. сюда не входят.
  2. каждого дееспособного члена. Достаточно формы 2-НДФЛ, но иногда могут потребоваться дополнительные документы (например, сведения о величине пенсии, размере стипендии и т.д.).
  3. Документы, удостоверяющие личности каждого члена. Для лиц, достигших 14-летнего возраста – паспорта, для младших – свидетельства о рождении.
  4. Свидетельство о заключении брака или о разводе;
  5. Счет в Сбербанке. Именно на него будут перечислять все положенные компенсации и выплаты.

Все документы собраны. С чего следует начать оформление? Обратитесь в региональный отдел соцзащиты и напишите заявление с предоставлением всех необходимых документов. Следует учитывать один момент: все дееспособные члены семьи должны быть трудоустроены. Если кто-то не работает, от него требуется справка из Центра занятости. А от женщин, которые ухаживают за малолетним ребенком, – подтверждение этого обстоятельства.

Все документы нужно сдать непосредственно сотруднику соцзащиты. Если в процессе возникнут какие-то вопросы или что-то будет непонятно – спросите. В этом деле лучше все уточнить и выяснить сразу, чтобы потом не было никаких проблем.

Вот мы и дошли до самого важного вопроса. Какие компенсации малоимущим семьям 2019 положены от нашего государства? Хоть список внушителен, но в разных регионах он может варьироваться. Дело в том, что все льготы и выплаты носят не только федеральный, но и региональный характер. Поэтому целесообразно уточнить точный перечень непосредственно в вашем субъекте РФ.

Мы же перечислим только те, которые возможны на всей территории страны:

  1. Единовременная выплата. На такую помощь можно рассчитывать один раз в каждый квартал (4 раза в год). Ее величина будет рассчитана непосредственно в администрации города с учетом тяжести положения семьи в целом. Примерные размеры – от 100 до 1500 рублей в расчете на каждого члена.
  2. Жилищная субсидия. Ее назначение тоже зависит от ситуации, в которой находится семья. Чаще всего предоставляется осиротевшим детям или родителям-одиночкам. Имеет целевое направление и предоставляется раз в полгода.
  3. Компенсации проезда на городском транспорте. Малообеспеченные семьи имеют право на оформление бесплатного проезда. Некоторым предоставляется возможность бесплатного проживания. Но это тоже решается в каждой конкретной ситуации.
  4. Беременные женщины из таких семей имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, предназначенной для оплаты необходимых лекарств и медицинских услуг – 580 рублей . Обязательное условие: нахождение на учете. Кормящие матери тоже могут рассчитывать на такую же сумму ежемесячно. Она положена до того момента, пока не закончится грудное вскармливание.

Остальные денежные выплаты касаются детей, проживающих в малообеспеченных семьях. О них мы скажем чуть ниже.

Льготы

Помимо денежных компенсаций, такие семьи имеют право на определенные льготы.

Причем, рассчитывать на них можно в любом регионе РФ:

  1. Налоговые льготы. Прежде всего, один из родителей малоимущей семьи полностью освобождается от ежемесячного удержания подоходного налога. Также налогами не будут облагаться все те денежные средства, которые начисляются в рамках социальной поддержки.
  2. Жилищные субсидии. Каждая семья оплачивает коммунальные услуги в расчете не более чем 22% от общего дохода всех членов. Это правило касается как собственников квартир, так и тех, кто живет по договору социального найма. Малоимущие семьи платят значительно ниже согласно специальным расчетам и региональным коэффициентам. Льгота оформляется раз в полгода.
  3. Бесплатные юридические консультации. Правовую помощь, в том числе и защиту в судебном разбирательстве, малоимущие семьи получают безвозмездно.
  4. Родители имеют право на получение работы, предполагающей льготные трудовые условия, снижение возраста выхода на пенсию, а также возможность освобождения от уплаты регистрационного предпринимательского взноса.
  5. Дети имеют право на зачисление в детсад вне очереди (с трех лет), бесплатное питание в школьной столовой (завтрак и обед), безвозмездный отпуск прописанных врачом лекарств (только для детей не старше 6 лет), получение спортивной и школьной форм, покупку билета до места лечения или отдыха на одного ребенка и сопровождающего взрослого со скидкой 50% (один раз в год).
  6. Вся семья в целом имеет право на получение бесплатного внеочередного дачного участка, ипотеку на льготных условиях, бесплатное посещение культурных учреждений (музеи, выставки, парки) единожды в месяц.

В некоторых регионах к этим льготам добавляются местные, их наличие необходимо уточнять в вашем отделе соцзащиты по месту прописки.

Выплаты

В основном, денежные выплаты, положенные малообеспеченным семьям, касаются детей. В разных регионах сумма варьируется, поэтому назвать ее точное значение невозможно. Но самое большое пособие можно получить на ребенка в возрасте от полутора до трех лет. Если в семье всего один родитель, тогда сумма возрастет.

Во многих субъектах РФ предполагаются специальные целевые выплаты. Например, приуроченные к новому учебному году (на покупку необходимой литературы и канцтоваров), способствующие полноценному питанию и лечению беременных и кормящих женщин и т.д. Студенты, проживающие в таких семьях, получают от государства социальную стипендию. Это касается как тех, кто учится в вузах, так и воспитанников колледжей и техникумов.

Если есть дети

Наше государство максимальную поддержку старается оказать самым незащищенным гражданам – малолетним детям. Именно на них рассчитана большая часть дополнительных выплат и компенсаций. Итак, на что может рассчитывать малообеспеченная семья, имеющая детей?

Денежные выплаты:

  1. Ежемесячное пособие на ребенка до 3 лет. Оно оформляется на всю семью, поэтому получать может только один из родителей. Размер зависит от возраста ребенка: от года до полутора, от полутора до 2 лет, от 2 лет до 3 (в среднем, от 500 рублей). Переоформлять необходимо каждые полгода, сумма начисляется на каждого ребенка в семье.
  2. Выплата на третьего ребенка (и всех последующих). Если малоимущая семья еще и многодетная, ей положены ежемесячные выплаты, равные прожиточному минимуму. Выплачивается до достижения ребенком возраста 3 лет, затем идет перерасчет. Переоформляется (подтверждается) раз в полгода.
  3. Если в семье есть дети старше 3 лет, на них тоже положены ежемесячные выплаты. Они уже зависят конкретно от возраста ребенка и рассчитываются непосредственно в соцзащите.
  4. Временные пособия школьникам. К началу нового учебного года во многих регионах предусмотрено единовременное пособие в размере около 500 рублей . Для первоклашек тоже есть помощь – приблизительно 1500 рублей , срок выплаты с 1 августа до 1 декабря текущего года (для получения принесите справку о том, что ребенок зачислен в 1 класс).
  5. Пособие детям военнослужащих. Если в малоимущей семье один из родителей служит по призыву, детям тоже положены определенные выплаты. Сумма составляет около 10000 рублей и переводится ежемесячно, пока ребенку не исполнится полутора лет.

Помимо денежных льгот, детям из малообеспеченных семей предоставляются и другие:

  • связанные с поступлением в вузы;
  • обязательная молочная кухня для детей, не достигших 3 лет ;
  • бесплатное питание или определенный пакет продуктов;
  • возможность бесплатного проезда в городском транспорте;
  • бесплатное питание в школьной столовой.

Все перечисленные льготы не являются пожизненными, и при некоторых обстоятельствах, они аннулируются. Ниже мы рассмотрим, при каких именно.

Прекращение поддержки

Если вы получили статус малоимущей семьи, будьте готовы подтверждать его документально каждые полгода. Для этого придется приносить справки о доходах за последние 3 месяца. Если вы этого не сделаете, все начислений автоматически будут приостановлены.

Есть и другие варианты прекращения поддержки. Если один из супругов (или оба) получили более высокооплачиваемую работу, об этом нужно известить отделение соцзащиты. Снова будет произведен перерасчет доходов и при условии, что вы вложитесь в прожиточный минимум, статус будет снят. То же самое можно сказать и про ситуацию, когда женщина вышла на работу после отпуска по уходу за ребенком.

Правительство старается поддерживать семьи, оказавшиеся в трудном материальном положении. Помощь оказывается не только посредством выплат, но и с помощью установления специальных льгот.

И если вдруг ваша семья находится в сложной ситуации, имеет смысл обратиться с заявлением в органы соцзащиты по месту прописки и улучшить свое положение.

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.

2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.

Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.

Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.

Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.

Помощь малоимущим семьям – важный элемент государственной политики, который учитывает интересы самых малообеспеченных граждан нашего государства.

Важно понимать, что уровень среднего дохода – ключевой, но не единственный критерий, по которому законодатель составляет список льготников: в зависимости от региона и других обстоятельств ни один параметр не может считаться абсолютным по России.

Законодательная база

Именно в нем было дано определение , введены способы его расчета, а все граждане, доходы которых располагаются ниже этой отметки, должны получить помощь от государства. Также там было установлено понятие потребительской корзины – минимального перечня продуктов питания, которые необходимы среднестатистическому человеку для полноценного существования. Закон устанавливает, что прожиточный минимум должен исчисляться ежеквартально в каждом субъекте Российской Федерации отдельно (в зависимости от стоимости продуктов питания в регионе).

Все сопутствующие документы и подзаконные акты принимаются лишь на основании действующего закона «О прожиточном минимуме» .

Для различных категорий населения пособия имеют разную величину. Ключевых категорий малоимущих граждан всего три: трудоспособные, пенсионеры и дети. Размеры выплат индивидуальны для каждого региона, но существуют и общие тенденции.

Пособие на ребенка в среднем примерно на 5% ниже такового для трудоспособного гражданина, а для пенсионера – на 50%. Т. е. если в вашем регионе размер выплат составляет 9 тысяч рублей, то на ребенка будет выплачиваться примерно 8-8.5 тысяч, а для пенсионера – около 6 тыс. руб.

Виды государственной помощи

Денежные пособия

Прежде, чем рассказать о , необходимо разобраться в способе определения финансового достатка семьи – многие граждане по ошибке рассчитывают на помощь от государства, не зная верного способа расчета.

Для того, чтобы вычислить средний доход семьи , необходимо:

  1. Вычислить совокупный доход семьи за последние 3 месяца.
  2. Разделить их на количество членов семьи (в том числе и не имеющих дохода и несовершеннолетних) и еще на 3.
  3. Сравнить полученную цифру с установленным на текущий квартал прожиточном минимуме в вашем субъекте РФ. Если ваша цифра ниже – семья считается малообеспеченной.

Источником получаемых пособий является региональный бюджет. Целью их предоставления являются:

  • покупка товаров, входящих в потребительскую корзины (т. е. жизненно необходимых);
  • получения детского питания;
  • льготного пользования общественным транспортом;
  • льготного питания в столовых государственных учреждений (для школьников – в школьной столовой, для студентов – в университетской и т. д.);
  • компенсации денег, потраченных на одежду, необходимую в школе (спортивную и учебную форму);
  • помощь в поступлении в вуз.

Некоторые региональные администрации приняли решение выдавать единовременное , который идет в школу. Производится эта операция в начале учебного года.

– форма помощи малоимущим студентам. На нее имеют право:

  1. Инвалиды детства І и ІІ группы.
  2. Пострадавшие от воздействия радиационного загрязнения.
  3. Лица, получившие военную травму (в т. ч. инвалидность).
  4. Прошедшие военную службу или проработавшие в органах Внутренних дел более 3-х лет.

Размер социальной стипендии сильно отличается от региона к региону, но ее минимальный размер установлен на федеральном уровне: не менее 2010 рублей для ВУЗов и 730 – для колледжей и училищ.

Жилищные и коммунальные субсидии

Если речь заходит о коммунальных , то необходимо перечислить и те группы малоимущих, которые могут претендовать на них:

  • собственники жилых помещений;
  • члены жилищных кооперативов;
  • квартиросъемщики, обязательства которых с арендодателем закреплены договором;
  • члены семей всех перечисленных выше категорий.

Исключениями из этого правила являются:

  • граждане, проживающие по договору безвозмездного пользования и взявшие ссуду у юридического лица;
  • арендаторы жилья у частных собственников;
  • арендаторы жилья по договору поднайма;
  • отказополучатели, получившие жилье с исполнением наследства;
  • граждане, получающие ренту по договору бессрочного содержания;
  • и, соответственно, члены их семей.

Выплаты назначаются на срок в шесть месяцев. Выплаты происходят в денежной форме на указанный получателем банковский счет. Пенсионные карты и счета для получения других выплат тоже подходят. Возможны и выплаты через отделения связи. Если документы поданы в первой половине месяца (до 15-го числа) и одобрены, то выплаты должны производиться в 1-е число текущего месяца. Если позже – с 1-го числа следующего.

Налоговые и социальные льготы

Практика налоговых и социальных льгот в большинстве регионов ограничивается предоставлением права не уплачивать налог с льготных начислений.

Но для получения такого права необходимо обратиться в налоговую службу по месту прописки. Важно собрать требуемый пакет документов, предоставить их в отделение Федеральной налоговой службы и подать заявление, форма которого утверждена приложением к приказу ФНС N ММВ-7-11/280@ от 13 июля 2015.

Адресная помощь

Адресная помощь малоимущим в регионах может быть представлена:

  • ежемесячным или единовременным пособием;
  • социальными выплатами на оплату технических средств реабилитации;
  • обеспечение продуктами детей младше 2-х лет;
  • оказание единовременной помощи пенсионерам социальными службами.

Ключевая разница между этим и другими видами льгот в том, что они выплачиваются лишь определенной категории лиц. Адресная помощь предоставляется лишь тем гражданам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума в силу непреодолимых обстоятельств или по уважительным причинам (например по состоянию здоровья). Безработные рассчитывать на подобные льготы не могут. Кроме того, адресная помощь может быть получена (более 3-х детей до 16 лет).

Предоставление одежды и других вещей

Данный вид помощи оказывается как на региональном, так и на государственном уровне. Для ее получения необходимо уже быть признанной малоимущей семьей.

Закона, обязывающего муниципальные или региональные органы власти оказывать натуральную помощь, попросту нет – узнавать о подобных процедурах необходимо в органах социальной защиты.

Четко установленной процедуры ее получения не существует.

Региональные особенности

Льготы малоимущим на региональном уровне представлены в тех же формах, что и на федеральном, но сюда же стоит добавить несколько других видов помощи.

Чаще всего это:

  • регулярные выплаты;
  • единоразовые пособия;
  • гранты на обучение;
  • надбавки к стипендиям;
  • натуральная помощь (одежда, лекарства, продукты питания).

Сумма выплат по пособиям варьируется от региона к региону и зависит от стоимости продуктов в конкретном субъекте РФ.

В ряде регионов имеются законы, которые помогают семьям с низким уровнем достатка при поступлении в вуз или – малоимущие дети могут пройти в учебные заведения без очереди. Для дошкольных заведений имеется практика снижения оплаты на 20-30%, но о конкретных нюансах этих процедур стоит узнавать отдельно для каждого субъекта РФ.

Благотворительные фонды и центры поддержки

В Российской Федерации действуют десятки фондов и центров поддержки, которые оказывают:

  • адресную помощь с сопутствующим мониторингом;
  • натуральную помощь (лекарствами, продуктами, одеждой);
  • психологическую и юридическую помощь и т. п.

Наиболее популярными являются организации «Сердце есть», «Русская береза», «Добросердие» и другие. Наличие филиалов в вашем регионе необходимо уточнять самостоятельно или в органах социальной защиты – часто они сотрудничают с волонтерскими фондами.

Что необходимо, чтобы получить помощь малоимущей семье

Федеральный закон «О малоимущих» установил и перечень необходимых документов для получения гражданами статуса малоимущих:

Заявка должна быть рассмотрена в течение 10 рабочих дней. В случае, если один из членов семьи отсутствует, и семья не знает (или намеренно скрывает) его местоположение – право на пособие все равно сохраняется. Но выплаты будут производиться лишь после возбуждения уголовного дела по факту исчезновения этого человека. К слову, подделка документов и предоставление ложных данных в органы социальной защиты чревато отказом от оказания льгот независимо от реального положения семьи.

Оказание поддержки малообеспеченных граждан от администрации г.Ставрополь рассмотрено в следующем видеосюжете:

Социальное реформирование позволяет выдать льготы малоимущим семьям в 2017 году. В Российской Федерации законодательно рассчитываются значительные выплаты по отношению к условиям жизни. Также возможно увеличение в размерах, обозначенных законодательно. Не только в Москве и Московской области имеются нововведения, но и по всем регионам на текущий год.

Нововведения на текущий год

Поддержка малообеспеченных семьей, которая оказывается государством, определяется регионально и федерально. Выражение имеет не только в виде финансирования, но и при помощи услуг материального обеспечения лиц продуктовым снабжением, вещевым, медикаментозным.

Вопросы по оказанию поддержки данному слою населения стоит остро на 2017 год. Так как малоимущие семьи, согласно Росстату, существенно увеличиваются с каждым годом. Выражение помощь имеет не только в виде финансирования, но и при помощи услуг материального обеспечения лиц продуктовым снабжением, вещевым, медикаментозным.

Единоразовые выплаты малообеспеченным матерям

При этом законодательно обозначается, что льготные позиции полагаются при ношении ребенка, кормящей матери, а также женщине, которая воспитывает детей одна:

Финансирование, которое выплачивается при условии, что роженица становится на учет в женской консультации до истечения четырех месяцев.

Если женщина бездетная, ей выдаются деньги.

Выплачивается ежемесячная сумма, если молодую мать увольняют по причине:

  1. Если организация признана банкротом или ее ликвидировали.
  2. Закрыли фирму, предоставляющую юридические услуги.
  3. Физическое лицо закрыло индивидуальное предприятие.
  4. Прекратилась деятельность компании, которая требовала лицензию для осуществления своей деятельности.

Единоразовая помощь матери после появления ребенка.

Законодательно обозначается, что полагаются выплаты гражданке, в независимости от того, сколько у нее рождается малышей. После рождения каждого из детей на личный счет матери идут денежные начисления.

Беременная жена , которая находится на третьем триместре, должна получить выплату в виде 24,5 тыс. руб.

Помощь малоимущим семьям

  1. для граждан, которые трудоустроены. Обычно, их предоставляют только матерям, которые были трудоустроены. Работодателем обязаны производится выплаты сотрудницам каждый месяц в сумме, составляющей обозначенную среднюю заработную плату. Каждый регион обозначает свою плату.
  2. Если ребенку меньше полутора лет. Один родитель получает денежную выплату в количестве 40% от средней зарплаты.
  3. Поддержка ребенку до трехлетнего возраста. Согласно Законодательной базе и ее изменения в Российской Федерации № 1291, выплачивается пособие в размере прожиточной минимальной платы. Именно данная сумма должна выплачиваться ежемесячно ребенку, который родился после первых двух.
  4. Ребенку, чей родитель военнослужащий, призывник (а не срочник) полагается также денежное компенсирование. Пособие могут тратить родители до того, как малыш достигает трех лет.
  5. Поддержки, если погиб кормилец, полагаются детям военнослужащих.
  6. Дети, которые находятся под опекой, получают выплаты через родителей в сумме, равной 15,5 тыс. руб. Опекуны в данном случае получают плату за опеку.
  7. Выплаты на детей, возраст которых от до 16 или совершеннолетия, должен получать каждый ребенок в малоимущей семье. Дети получают поддержку в разных размерах в зависимости от ситуации.
  8. Другая поддержка малоимущей семье. Ежемесячно малообеспеченная семья получает выплаты. Их сумму устанавливают на региональном уровне, в некоторых регионах эта помощь не дается.

Нововведения в льготах на текущий год

Льготные позиции касаются образования. Во-первых, граждане из обеспеченных семей могут обучаться в государственных вузах, если действуют следующие условия:

  1. Не достиг еще 20 летнего возраста.
  2. Положительная сдача экзамена или прохождение вступительных испытаний, набирается нужное количество баллов.
  3. У отца или матери имеются серьезные патологии и он единственный трудоустроенный.
Во-вторых, дети из малоимущих семей дошкольники могут вне очереди направляться в детский сад.

Помимо этого, ребенку до шести лет выдаются лекарства.

Во время школьного обучения ребенок получает возможность:

  1. Бесплатно два раза получать в столовой питание.
  2. Получать одежду на физкультуру.
  3. Пользования проездным билетом. В этом случае выплачивается половина стоимости.
  4. Каждый месяц ходить на выставку или музей за государственный счет.
  5. Ездить в оздоровительные детские учреждения. Если малыш имеет болезнь, то ему выдается путевка каждый год.

Родителям в текущем году выдаются такие льготы:

  1. Лояльные трудовые условия (дополнительные дни отпуска, сокращаются рабочие часы).
  2. Освобождаются от уплаты госпошлины в процессе регистрации индивидуального предпринимательства.
  3. Приобретается ипотека по льготным условиям оплаты.
  4. Получается садовый участок или квартиру по социальному найму.

Какая необходима документация

Перед тем, как обращаться по услугам социальной защиты, необходимо оформить документацию, на основании которой граждане, живущие вместе получают звание нуждающейся в финансовой поддержке семьи.

Для этого подается:

  1. Паспортные данные родителей в ксерокопии и оригинале.
  2. Данные на каждого ребенка в ксерокопии и оригинале.
  3. Прошение, оформленное в рукописном виде или электронном. Есть возможность самостоятельно оформить документацию.
  4. Свидетельство, которое подтверждает недействительными брачные отношения, при неполной семье.
  5. Документация о наличие имущества.
  6. Выписка, которая содержит информацию о прописке.
  7. Наличие всех граждан в семье.
  8. Доход по работе за последнее время.
  9. Если граждане не трудоустроены, об этом также следует подать подтверждение.
  10. Справка об инвалидности, при необходимости.