Что проверяет гасн на объекте. Государственный контроль. Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации

Для многих строительных компаний практические вопросы строительного надзора и контроля возникают в момент проверок. Но, как правило, на этой стадии возникает уже проблема административной ответственности, а иногда даже уголовной. Поэтому в серии статей мы подробно остановимся на ряде практических вопросов. Начнем с особенностей организации строительного надзора.

Одна из проблем строительного надзора - это перманентное изменение законодательства, регулирующего строительную отрасль. Проектирование объекта начинается в одних нормативно-правовых реалиях, а ввод объекта в совершенно иных, с изменившимися требованиями к безопасности, качеству работ и материалов, надежности.

Разграничение полномочий

В 2011 году при осуществлении государственного строительного надзора произошло разграничение полномочий между федеральными надзорными органами и региональными. Появились федеральный государственный строительный надзор и государственный строительный надзор, последний осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 53 Градостроительного кодекса РФ).

В ведении федерального государственного надзора находятся особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, весь перечень которых определен в ст. 48.1. Градостроительного кодекса РФ. Все остальные объекты капитального строительства и реконструкции, соответствующие категориям, прописанным в ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, относятся к региональному государственному строительному надзору.

Предмет, объект и субъект надзора

Предметом деятельности государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ и результатов этих работ при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе проектной документации и проверке наличия разрешения на строительство.

Кроме того, государственный строительный надзор проводит проверку соблюдения требований, указанных в частях 2 и 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. Из нее следует, что предметом проверки также является наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющего строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, свидетельства СРО о допуске к таким видам работ. Что касается федерального государственного надзора, то предмет их надзора несколько шире. Они в дополнение к вышеперечисленному проверяют соблюдение саморегулируемыми организациями требований градостроительного надзора.

Объект деятельности государственного строительного надзора - это виды проверяемых работ: строительство и реконструкция объектов капитального строительства.

Субъектами государственного строительного надзора являются застройщик, технический заказчик и лицо, осуществляющее строительство. Определение застройщика и технического заказчика дано в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, в пунктах 16 и 22, а понятие «лицо, осуществляющее строительство» определено в третьем пункте ст. 52 (там же). При этом лицом, осуществляющим строительством, может выступать сам застройщик или привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. То есть в том случае, если застройщик является просто владельцем земельного участка и у него нет свидетельства допуска СРО на выполнение строительного контроля или на выполнение строительных работ, то он заключает договор с техническим заказчиком.

Таким образом, у технического заказчика должно быть свидетельство о допуске СРО на выполнение организации строительства и выполнение строительного контроля в обязательном порядке. Только в этом случае технический заказчик имеет право заключать договор от имени застройщика с лицом, осуществляющим строительство.

На практике при проведении государственного строительного надзора мы сталкиваемся с такой проблемой: субъекты проверки пытаются оправдать нарушения тем, что они произошли по вине субподрядных организаций. Дело в том, что по гражданскому законодательству и по градостроительному законодательству ответственность перед заказчиком и контролирующими органами всегда несет генеральный подрядчик, то есть лицо, осуществляющее строительство. В случае если застройщик заключил прямой договор на выполнение определенного вида строительных работ с так называемой субподрядной организацией, но при этом не имеет свидетельство о допуске СРО к проведению строительства и проведению строительного контроля, то ответственность за все нарушения будет нести он.

Положение о техническом заказчике появилось в Градостроительном кодексе РФ в 2011 году. До этого существовало понятие «застройщик-заказчик». Появление посредника между застройщиком и лицом, осуществляющим строительство, которым выступает технический заказчик, обусловлено необходимостью наличия у застройщика профессиональных компетенций. В формальном смысле это выражается наличием указанных выше допусков СРО. В частности, при строительстве объектов социальной сферы, которое финансируется из федерального и регионального бюджетов, наличие профессионального технического заказчика необходимо. Потому что те же детские сады, школы, являясь застройщиками, вряд ли могут быть членами строительных СРО.

Ограничения на осуществление надзорной деятельности определены в федеральном законе от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с некоторыми особенностями, характерными для госстройнадзора, установленными частью 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ.

Особенности государственного строительного надзора

Региональный государственный строительный надзор ограничен проверками при осуществлении хозяйствующими субъектами строительства и реконструкции объектов капитального строительства. При этом проведение проверок регламентируется Постановлением Правительства РФ № 54 от 1 февраля 2006 года «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» и утвержденным Ростехнадзором РД 11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных реконструированных, отремонтированных объектов, капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно правовых актов и проектной документации», а также региональными нормативно-правовыми актами.

Особенности организации проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора определены в части 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ. Можно выделить основные моменты:

Проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;

Проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, а также обращений и заявлений граждан и иных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, информации из СМИ и т.д.;

Проверки проводятся в соответствии с программами проверок, разрабатываемых органом государственного строительного надзора и согласованными с субъектами надзора.

Начало государственного строительного надзора

Государственный строительный надзор начианется с извещения о начале строительства, которое должно быть направлено в региональный надзорный орган субъектами надзора с приложением документов, указанных в части 2 ст. 52 Градостроительного кодекса, а именно:

Проектной документации в полном объеме;

Положительного заключения по проектной документации;

Общего и специальных журналов ведения работ.

Извещение направляется в инспекцию за семь дней до начала строительства. Государственным надзорным органом разрабатывается программа проверок в двух экземплярах, один из которых вручается представителю лица, осуществляющего строительство или застройщика, или заказчика под роспись. Программа проверок согласовывается с субъектами надзора.

Дальнейшая работа по проведению государственного строительного надзора осуществляется на основании программы и извещений об окончании определенных этапов строительства, которые к нам поступают от лица, осуществляющего строительство.

Многие субъекты надзора нарушают сроки подачи извещений о начале строительства. Это влечет за собой административную ответственность. Возможно, что нарушители руководствуются тем, что, скрывая от надзорных органов строительство без разрешения, им легче оплатить штраф за несвоевременное извещение, чем за отсутствие разрешения на строительство. Однако в ряде случаев отсутствие государственного надзора может повлечь за собой обязательное проведение строительно-технической экспертизы.

Подробнее мы остановимся на практических вопросах государственного строительного надзора и строительного контроля в следующих номерах журнала «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда».

Весь процесс строительства находится под контролем соответствующих государственных органов. Глава 2 Градостроительного кодекса РФ определяет основные полномочия органов государственной власти РФ, субъектов федерации и местного значения в области градостроительной деятельности, включая вопросы строительного надзора. Так, к компетенции федеральной власти относится:

Установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организация научно-методического обеспечения такого надзора;

Осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Кодексом.

К компетенции соответствующих государственных органов субъектов федерации относится осуществление надзора в случаях, предусмотренных Кодексом.

Органы местного самоуправления не имеют полномочий в области государственного строительного надзора.

В случае если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в органы государственного строительного надзора извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

1) копия разрешения на строительство;

2) проектная документация в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ.

Лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, а также при их капитальном ремонте, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе, либо проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Должностные лица, осуществляющие государственный строительный надзор, имеют право беспрепятственного доступа на все объекты капитального строительства, подпадающие под действие государственного строительного надзора.

По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи подрядчику, застройщику или заказчику предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность

Руководители и заместители руководителей органов государственного архитектурно-строительного надзора рассматривают административные дела о нарушениях требований нормативных документов в области строительства, а также установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию (статьи 9.4 и 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Указанные статьи предусматривают следующую административную ответственность индивидуальных предпринимателей, руководителей предприятий и самих юридических лиц:

Нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, СМР, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от стадо двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Те же действия, повлекшие потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;

Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

Нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора (см. ниже), при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме казанных выше, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Порядок осуществления государственного строительного надзора, критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам устанавливаются Правительством России, пока Правительство не приняло соответствующий документ во исполнение Градостроительного кодекса РФ.

Без заключения органа государственного строительного надзора, а также органа государственного пожарного надзора (в случае если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственного пожарного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации невозможен ввод объекта в эксплуатацию.

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате несоответствия построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, проектной документации, осуществляется в полном объеме лицом, осуществляющим строительство. В случае ненадлежащего осуществления государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, субсидиарную (то есть дополнительную) ответственность за причинение указанного вреда несут соответственно Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

С 1 января 2007 года не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного Градостроительным кодексом РФ.

Госархстройнадзор

До недавно произошедшей реорганизации федеральных органов исполнительной власти (Указ Президента России от 09.03.2004 № 314) функции государственного органа по строительному надзору осуществляла Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора РФ (Госархстройнадзор), которая была образована приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 13 декабря 1991 г. № 4 в составе аппарата указанного министерства (позднее входила в структуру Госстроя России). Но функции Росархстройнадзора не были переданы, ни одному из вновь образованных федеральных министерств или агентств. Поэтому пока на федеральном уровне никто не осуществляет функции строительного надзора. В ближайшее время, вероятно, таким органом станет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, которой было дано поручение совместно с Министерством промышленности и энергетики внести в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, предусматривающих возложение на Службу полномочий по осуществлению надзора за деятельностью уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением требований градостроительного и жилищного законодательства, обязательных норм и правил, регулирующих строительную деятельность в области обеспечения прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности зданий и сооружений (п. 4 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 401).

Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы

Что касается строительного надзора на уровне субъектов федерации, то пока там действуют соответствующие инспекции, образованные ранее практически одновременно с Госархстройнадзором. Так, в Москве распоряжением вице-мэра г. Москвы от 10 марта 1992 г. № 119-РВМ была создана Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора, входящая в состав Москомархитектуры. В настоящее время Инспекция действует на основании Положения, утвержденного Распоряжением мэра Москвы от 3 февраля 1998 г. № 100-РМ.

Инспекция является государственным учреждением с правами юридического лица, находится в подчинении премьера Правительства Москвы и взаимодействует с Москомархитектурой по вопросам контроля за соблюдением соответствия возводимых зданий и сооружений утвержденной проектной документации и архитектурно-градостроительных решений объектов.

Инспекция осуществляет государственный надзор за качеством строительной продукции и сроками строительства в целях защиты прав и интересов потребителей посредством принятия необходимых мер, обеспечивающих достижение нормативного уровня в процессе строительства и эксплуатации возводимых и сданных в эксплуатацию объектов.

Надзору подлежат новое строительство, расширение, реконструкция, капитальный ремонт зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе зданий и сооружений временного назначения (торговых павильонов, гаражей, автостоянок, складских помещений, ангаров и т. д.), за исключением объектов, контролируемых специальными государственными надзорными органами.

Инспекция осуществляет проверки качества строительства объектов, производимых строительных материалов, изделий и конструкций вне зависимости от форм собственности участников строительства, выбирая формы и методы проверок для реализации возложенных на нее функций. В соответствии с возложенными на нее задачами Инспекция выполняет следующие основные функции:

Выдает разрешения на производство подготовительных и основных СМР на конкретных объектах при наличии полного комплекта исходно-разрешительной и проектной документации, согласованной и утвержденной в установленном порядке;

Контролирует исполнение сроков действия выданных разрешений;

Осуществляет учет и регистрацию инженерно-технических работников, ведущих строительство объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, а также осуществляющих авторский и технический надзор застройщика (заказчика), с получением от них приказов о назначении;

Осуществляет учет и регистрацию проектно-сметной документации, поступающей в Инспекцию от Мосгосэкспертизы;

Проводит проверки соответствия выполняемых СМР на объектах, оформленных разрешением Инспекции, утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации;

Проводит проверки соответствия качества применяемых строительных материалов, изделий и конструкций утвержденной нормативно-технической и проектной документации;

Осуществляет контроль за своевременным и качественным проведением участниками строительства предусмотренных нормативно-технической и проектной документацией испытаний, съемок, замеров, а также за ведением необходимой технической исполнительной документации, реализацией утвержденных проектов и соблюдением технических требований в части архитектурно-градостроительных решений;

Осуществляет контроль за соответствием утвержденным проектам архитектурных решений фасадов зданий и сооружений;

Участвует в работе государственных комиссий по приемке законченных строительством объектов в соответствии с требованиями нормативных документов, осуществляет контроль за своевременным вводом в эксплуатацию строящихся объектов;

Осуществляет надзор за соблюдением установленного порядка расследования причин аварий;

Проверяет правильность ведения на строительстве инструментального контроля за точностью выполнения СМР;

Проверяет наличие журналов производства работ и авторского надзора, периодичность посещения строек и характер записей;

Взаимодействует с представителями авторского и технического надзора заказчика, проводит обязательное совместное изучение проектно-сметной документации объекта до начала его строительства, намечает план регулярных совместных проверок качества строительства.

Должностные лица Инспекции имеют право:

Применять установленные законом меры административного воздействия (штрафные санкции) за нарушения нормативных актов и государственных стандартов в области строительства;

Беспрепятственного доступа на все подконтрольные объекты строительства и предприятия по комплектации и производству строительных материалов, изделий и конструкций при предъявлении служебного удостоверения;

Получать от участников строительства всю необходимую для выполнения возложенных на них функций нормативно-техническую, исполнительную и проектную документацию;

В пределах своих полномочий давать обязательные для исполнения участниками строительства и изготовителями строительных материалов, изделий и конструкций предписания об устранении допущенных нарушений и отклонений от требований утвержденных проектов, строительных норм и правил, другой нормативно-технической документации и добиваться выполнения выданных предписаний;

Привлекать независимых экспертов, лабораторные центры, посреднические фирмы, другие организации для получения заключений по вопросам, находящимся в компетенции Инспекции;

Требовать в необходимых случаях от подрядчика, заказчика, изготовителя строительных конструкций и изделий выборочного вскрытия отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, проведения дополнительных лабораторных и других испытаний, съемок, замеров;

Приостанавливать:

а) выпуск, реализацию потребителям для использования по прямому назначению, а также применение строительных материалов, изделий и конструкций при выявлении нарушений государственных стандартов и технических условий или поврежденных в процессе транспортировки и хранения;

б) дальнейшее производство СМР при нарушениях нормативных требований и утвержденных проектных решений, влекущих за собой снижение характеристик прочности и устойчивости, а также в случае угрозы аварий зданий и сооружений;

Рассматривать жалобы населения на нарушения в строительстве с принятием необходимых мер в пределах своих полномочий;

Направлять в установленном порядке в соответствующие лицензионные центры представления об аннулировании лицензии на осуществление строительной деятельности предприятий, систематически допускающих грубые нарушения требований проектов и нормативно-технической документации;

Вносить проектным организациям предложения по совершенствованию проектно-сметной документации, а также давать обязательные для исполнения предписания по исправлению допущенных в проектных решениях ошибок и нарушений.

Инспекция может вносить предложения по устранению выявленных замечаний в проектно-сметной документации в процессе строительства объекта.

Руководитель Инспекции обязан приостановить производство СМР строящегося объекта:

При невыполнении генеральным подрядчиком и заказчиком предписаний Инспекции по обеспечению качества строительства;

При несоответствии выполненных работ требованиям технической документации, в случаях невозможности устранения дефектов без остановки работ;

При неоднократных нарушениях технологии производства работ, приводящих к ухудшению их качества и качества объектов строительства;

При обнаружении в процессе эксплуатации аналогичных объектов дефектов, вызывающих аварии (выход из строя), если эти дефекты имеют место и на строящемся объекте. Об этих случаях руководитель Инспекции ставит в известность заказчика и генерального подрядчика.

Если говорить о других государственных органах, которые вправе контролировать организации, осуществляющие строительную деятельность, помимо вопросов собственно строительного надзора, то их достаточно много. «Главные» из них, без официального разрешения которых построенный объект нельзя ввести в эксплуатацию, - это организации, осуществляющие противопожарный, энергетический, горный и промышленный, атомный, санитарно-эпидемиологический надзор.

Горный, промышленный, экологический, энергетический и атомный надзор

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

Органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

Специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

Органом государственного горного надзора;

Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

Органом государственного энергетического надзора;

Специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Федеральная служба осуществляет контроль и надзор:

За соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

За безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр (в пределах своей компетенции), по безопасному ведению работ, а также в целях предупреждения и устранения их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения;

За соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;

За соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль);

За соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

За соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Государственная противопожарная служба

Согласно статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Таким органом на сегодняшний день является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820 утверждено Положение о государственном пожарном надзоре.

В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения юридическими лицами, в том числе строительными организациями, индивидуальными предпринимателями требований пожарной безопасности.

Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:

1) организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

2) проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

3) ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

4) определяют должностных лиц органов государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по контролю и для включения в состав комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов.

Органы по пожарному надзору имеют право:

1) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

2) требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;

3) давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

4) проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки для определения соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

5) приостанавливать полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, работу организаций (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении организаций, зданий, сооружений и других объектов.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Основным законодательным актом, регулирующим вопросы санитарно-эпидемиологического контроля, является закон РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.

Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя:

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации (Федеральная службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека);

Территориальные органы, созданные в установленном законодательством РФ порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, муниципальных образованиях и на транспорте;

Учреждения, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее - объекты обороны и иного специального назначения).

Положение об осуществлении в РФ государственного санитарно-эпидемиологического надзора утверждено постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право:

Получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Проводить санитарно-эпидемиологические расследования;

Беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

Проводить отбор для исследований проб и образцов продукции;

Составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с вышеперечисленными правами наделяются следующими полномочиями:

Рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;

Предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства;

Давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения;

Давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;

При выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению:

а) проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;

б) эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;

За нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о:

а) наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов;

б) направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;

Вносить предложения:

а) работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил;

б) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов федеральными государственными учреждениями, обеспечивающими деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства.

Приветствую, друзья! Я являюсь сотрудником государственного строительного надзора в своем регионе. Для некоторых читателей это возможно окажется неожиданностью, но об этом я уже как то писал на блоге раньше. И сегодня я хочу вам рассказать что такое государственный строительный надзор.

Государственный строительный надзор (коротко ГСН) — это способ осуществления независимого контроля со стороны государства за процессом строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе.

ГСН подразделяется на федеральный и региональный. Федеральный в основном это служба Ростехнадзора, а региональный это инспекции ГСН определенного региона, области.

Чем регламентируется

Осуществление надзора установлено в статье 54 Градостроительного кодекса РФ. В данной статье указан в каких случаях проводится надзор, предмет надзора, кто уполномочен проводить и порядок осуществления.

А уже в постановлении №54 Правительства РФ от 01 февраля 2006 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» расписан более подробно сам порядок осуществления надзора.

Также есть РД 11-04-2006, который регулирует порядок проведения проверок при осуществлении ГСН и выдаче заключения о соответствии.

И не забываем про административные регламенты. У каждого комитета ГСН разработан регламент о порядке осуществления надзора. Вот например наш. .

Предмет ГСН

Что непосредственно проверяют службы ГСН установлено в ч. 2 ст. 54 ГрК РФ:

В каких случаях осуществляется надзор

Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства проектная документация которых подлежит экспертизе согласно ст. 49 ГрК РФ.

То есть если ваш проект подлежит обязательной экспертизе, то соответственно при строительстве, либо реконструкции ваш объект подлежит надзору.

Извещение о начале строительства

Если вы уже убедились, что при строительстве вашего объекта необходимо осуществление государственного строительного надзора, то вам согласно ч. 5 ст. 52 ГрК РФ необходимо за семь дней до начала работ подать в инспекцию ГСН извещение о начале строительства.

После подачи извещения его регистрируют и заводят дело на объект. Ему присваивают номер и назначают ответственных лиц, которые непосредственно будут выезжать на объект.

Данные ответственные лица в течении 7 рабочих дней составляют программу проверок, утверждают ее и выдают застройщику, либо техническому заказчику. А заказчик в свою очередь должен передать ее лицу, осуществляющему строительство. Лучше под роспись.

Извещение о завершении работ, подлежащих проверке

Следующий шаг это вовремя представлять в службу ГСН извещение о завершении работ, подлежащих проверке. Какие работы подлежат проверке указано в программе проверок, который вам выдали ранее.

Данное извещение подает лицо, осуществляющее строительство, предварительно получив согласование застройщика, либо технического заказчика.

Конечно, данный документ необходимо подавать в случаях когда сроки завершения работ, подлежащих проверке не совпадают с датами указанными в программе проверок. Но скажу вам прямо, данные сроки практически никогда не совпадают. А отсутствие извещения это повод для штрафов по ст. 9.5 КоАП РФ.

Извещение об окончании строительства

После поступления данного документа специалисты ГСН (раньше было ГАСН) в течении 7 рабочих дней проводят итоговую выездную проверку. По результатам которой выдают акт итоговой проверки либо без замечаний, либо с замечаниями. В первом случае вы можете подавать заявление на выдачу заключения о соответствии, а во втором случае получаете предписание об устранении нарушений с установленными сроками для устранения.

Извещение об устранении нарушений

В случае если вам выдали предписание, а вы его устранили, то необходимо об этом известить путем подачи в управление ГСН документа установленного образца. Он подается для того, чтобы специалисты ГСН провели проверку устранения. Хотя они могут ее провести и без поступления извещения. Но все же его необходимо подавать так как отсутствие данного документа это повод для выдачи отказа в выдаче заключения о соответствии.

Извещение о возникновении аварийной ситуации

Такие ситуации на стройке не редкость и если они у вас возникли, то об этом также необходимо известить государственный строительный надзор.

Заключение о соответствии

Но если у вас все построено, вы получили акт итоговой проверки без замечаний, то самое время подать заявление на выдачу заключения о соответствии построенного объекта.

Его вам выдадут в течении 10 рабочих дней со дня подачи заявления. На практике гораздо быстрее.

Что это за документ такой и как его получить написано в статье « ».

Как проводятся проверки

С момента поступления извещений, либо истечения сроков исполнения предписания сотрудник ГСН готовит приказ о проверке. После этот приказ регистрируется на портале «Единый реестр проверок», который курирует прокуратура.

Также направляется уведомление о дате, времени и месте проверки в орган СРО, в котором состоит лицо, подлежащее проверке.

При определенных случаях процедура может немного отличаться.

В назначенную дату и время на объект приходят ответственные специалисты для проверки выполненных работ. Про предмет проверки я писал выше.

Сроки проведения проверки указываются в приказе и они должны соответствовать срокам указанным в программе проверок.

По результатам проверки составляется акт проверки, который вручается проверяемому лицу. В зависимости от наличия нарушений выдается предписание и назначаются штрафы.

Следует отметить, что проверку можно провести только в присутствии уполномоченного представителя проверяемого лица. В определенных случаях можно и в его отсутствии, но таких случаев очень мало.

Адреса региональных инспекций, департаментов государственного строительного надзора РФ

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com . Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!

Статья 54. Государственный строительный надзор

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.01.2019
  • вступила в силу 30.12.2004

Ст. 54 Градостроительный кодекс в последней действующей редакции от 4 августа 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 03.08.2018 01.01.2018 01.07.2017 01.09.2016 22.01.2015 01.01.2014 14.07.2013 01.04.2012 29.11.2011 02.08.2011 01.08.2011 22.07.2011 27.11.2009 25.07.2008 31.05.2008 01.01.2007 01.01.2006 30.12.2004

Государственный строительный надзор осуществляется при:

При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "б" или "в" пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учётом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.

Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является проверка:

Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учётом следующих особенностей организации и проведения проверок:

По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.

В случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.

Результаты проведенной проверки, указанные в части 6.2 настоящей статьи, могут быть обжалованы застройщиком в судебном порядке.

Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Порядок осуществления государственного строительного надзора, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении государственного строительного надзора, устанавливается Правительством Российской Федерации.


  • Глава 6.1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА, СНОСА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ) (введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
  • Глава 6.2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ (введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
  • Глава 6.3. ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ В ЦЕЛЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ НАЕМНЫХ ДОМОВ (введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
  • Глава 6.4. СНОС ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
  • Глава 7. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Глава 9. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЕ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И СЕВАСТОПОЛЕ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
  • Статья 54 РФ. Государственный строительный надзор

    //=ShareLine::widget()?>

    1. Государственный строительный надзор осуществляется при:

    1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

    (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 368-ФЗ , от 03.08.2018 N 342-ФЗ )

    2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

    (п. 2 в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    (часть 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

    1.1. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 , подпунктом "б" или "в" пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.

    (часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

    2. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является проверка:

    1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

    (в ред. Федеральных законов от 23.11.2009 N 261-ФЗ , от 18.07.2011 N 243-ФЗ , от 03.08.2018 N 340-ФЗ )

    2) наличия разрешения на строительство;

    (п. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

    (часть 2 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

    3. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

    (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ , от 18.07.2011 N 242-ФЗ , от 18.07.2011 N 243-ФЗ )

    3.1. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

    (часть 3.1 введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 16.05.2008 N 75-ФЗ , от 18.07.2011 N 242-ФЗ , от 18.07.2011 N 243-ФЗ , от 03.08.2018 N 321-ФЗ )

    3.2. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

    (часть 3.2 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 188-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

    4. Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора.

    (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ , от 18.07.2011 N 243-ФЗ )

    5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:

    1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;

    2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:

    а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;

    б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;

    (в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

    КонсультантПлюс: примечание.

    Ст. 54 распространяется на договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если госрегистрация первого договора осуществляется после 01.01.2014. (ФЗ от 30.12.2012 N 294-ФЗ).

    в) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

    (пп. "в" введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 294-ФЗ)

    (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

    а) программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора;

    б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

    в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

    4) выездная проверка по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 2 настоящей части, может быть проведена органом государственного строительного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

    5) предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении выездной проверки по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 2 настоящей части, не требуется;

    6) в приказе (распоряжении) органа государственного строительного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.

    (часть 5 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

    6. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ , от 18.07.2011 N 243-ФЗ )

    6.1. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.

    (часть 6.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

    6.2. В случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.

    (часть 6.2 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

    (часть 6.3 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

    7. Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

    КонсультантПлюс: примечание.

    До 01.03.2020 не требуется получать (представлять) разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию (ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ (в ред. от 28.02.2018)).