Что проверяет госпожнадзор при плановой проверке. Какие документы необходимо предоставлять при проведении проверки пожарным надзором. Какие бывают проверки

Какие документы необходимо иметь, чтобы успешно пройти пожарную проверку. Как безболезненно пройти плановую и внеплановую проверки. Ответственность за нарушения в сфере пожарной безопасности. Обязательные документы и бумаги для особых случаев.

Когда речь заходит о неналоговых проверках, ревизоров из пожарной охраны вспоминают чаще остальных. Насколько в действительности страшны «пожарные» проверки? Какие документы необходимо иметь предпринимателю или организации, чтобы успешно пройти такую проверку? Ответы на эти вопросы мы постарались дать в нашей статье.

Вводная информация

Как и в случае с защитой персональных данных, многие вопросы в сфере пожарной безопасности решаются внутренними документами организации. И наличие таких документов пожарная инспекция контролирует не меньше, чем наличие огнетушителей, пожарных рукавов, кранов, гидрантов и сигнализации. Поэтому мы сосредоточимся именно на этой, «бумажной» стороне выполнения требований пожарной безопасности.

Какие бывают проверки

Проверка соблюдения требований пожарной безопасности может быть плановой и внеплановой. Плановые проверки могут проводиться, в большинстве случаев, один раз в три года. При этом организации, которые будут проверяться в текущем году, определяются заранее.

Составляется план проверок, который утверждает руководство органа пожарного надзора (подразделения МЧС). Узнать, включена ли организация в план проверок, можно с помощью сервиса «Эксперт» (см. «Пользователи «Эксперта» могут проверить, включена ли организация или ИП в план неналоговых проверок») или на сайте МЧС. То есть, к плановой проверке вполне можно заранее подготовиться, приведя в порядок всю документацию.

А вот внеплановые проверки проводятся без предупреждения, и поводом для них может стать практически любая информация, поступившая в органы пожарного надзора (МЧС) и содержащая сведения о возможных нарушениях правил пожарной безопасности или угрозе причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, государства или юридических лиц .

Правда, надо отметить, что выездная внеплановая проверка возможна только по согласованию с прокуратурой. Необходимость такого согласования служит своеобразным фильтром от частых и надуманных поводов для проверок (подробнее о порядке назначения административных проверок см. «Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).

Пожарные штрафы внушают уважение

Ответственность за нарушения в сфере пожарной безопасности сильно зависит от тех последствий, которые это нарушение повлекло. К примеру, если в результате допущенных нарушений пострадали люди или имущество, то речь может идти об уголовной ответственности, причем, с весьма значительными сроками тюремного заключения.

В частности, статья 219 Уголовного кодекса устанавливает санкции вплоть до семи лет лишения свободы (если нарушение повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц). Но это случаи исключительные и ответственность тут наступает, конечно, не за отсутствие того или иного документа, а за реальные действия – загромождение путей эвакуации, устранение дымоходов и т. п.

«Пожарные» же проверки, как правило, проводятся превентивно, когда никаких жертв еще нет. Поэтому их результатом обычно становится привлечение не к уголовной, а к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности».

Эта статья предусматривает ответственность за несколько видов нарушений, и размеры штрафов весьма внушительны. Так, даже минимальный штраф для организаций по этой статье составляет 90 тысяч рублей, а максимальный – полмиллиона! Кроме того, по ходатайству проверяющих суд может приостановить деятельность организации на срок до трех месяцев.

Дела об административных правонарушениях в сфере пожарной безопасности рассматривают органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, а именно: специальное подразделение в составе МЧС России и его подразделений на местах (ст. 23.34 КоАП РФ).

Арендаторы тоже отвечают

Говоря о нарушениях в сфере противопожарной безопасности, важно понимать, кто может являться субъектом ответственности, то есть лицом, которое можно оштрафовать или подвергнуть иным санкциям. Напомним, что по КоАП ответственность может наступать как для юрлица, так и для его должностных лиц. Но в случае с нарушением правил противопожарной безопасности есть еще один немаловажный момент, касающийся лица, подлежащего привлечению к ответственности.

Не секрет, что значительная часть помещений для ведения бизнеса не находится в собственности тех организаций, которые в них располагаются, а арендуется. В этой связи возникает логичный вопрос: кто должен отвечать за соблюдение мер противопожарной безопасности в таких зданиях. Ответ на этот вопрос четко прописан в законодательстве: ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, если иное прямо не установлено договором аренды.

Заметим, что, как правило, в договорах аренды указывается, что арендаторы отвечают за соблюдение пожарной безопасности внутри арендуемых помещений, тогда как забота о пожарной безопасности здания в целом лежит на собственнике. Поэтому даже если организация арендует помещение, ей, скорее всего, придется выполнять требования по противопожарному документальному оформлению.

От этого вывода перейдем к тем документам, которые могут потребовать проверяющие.

В основные задачи пожарного инспектора входит проверка соблюдения организацией правил пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 г. Москва "О противопожарном режиме" , существует также ряд иных нормативных документов , устанавливающих требования в этой области.

В ходе проверки пожарный инспектор должен следовать Правилам Пожарной безопасности. В процессе осмотра инспектор проверяет:

1.Наличие и содержание приказа руководителя фирмы о соблюдении правил пожарной безопасности (о назначении лиц ответственных за пожарную безопасность: по учреждению; по структурным подразделениям; за хранение и применение ЛВЖ и ГЖ, выделение мест для курения, инструктаж со трудников и т. п.);

2.Наличие плана здания и вывешенных на видном месте планов (схем) эвакуации людей в случае пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации).

4.Наличие и исправность системы оповещения людей о возгорании, если в здании на одном этаже находится более 10 человек (акт приемки).

5.Наличие и исправность систем автоматической пожарной сигнализации и противопожарной защиты (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения).

6.Ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом, перед закрытием предприятия.

7.Наличие инструкций по пожарной безопасности и по действиям в случае пожара, если на этаже находится более 50-ти человек, разработанных для каждого пожароопасного участка (цех, мастерская и т. д.). О том, как их составить, рассказано в приложении № 1 к ППБ 01-03;

8.Наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности.

9.Наличие первичных средств пожаротушения, их исправность, (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки).

10.Наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода).

11.Обозначение эвакуационных выходов светящимися табло («ВЫХОД») белого цвета на зеленом фоне.

12.Наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стелажей и т.п.

13.Состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов)

14.Перепланировка помещений без согласования с пожарной охраной

15.Техническое состояние электросетей:

16.Наличие специальных мест выделенных для курения, оборудованных пепельницами и урнами.

17.Наличие плакатов с ФИО ответственного за пожарную безопасность, и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану.

18.Сертификаты на противопожарные двери – при их наличии.

Обязанности по контролю за выполнением правил пожарной безопасности возложены на органы Госпожнадзора. В своей деятельности эта организация опирается на Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390). Данные правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми.

В Правилах подробно излагаются обязанности организаций, их руководителей, а также индивидуальных предпринимателей в зависимости от вида деятельности. В соответствии со статьей 6 закона о пожарной безопасности должностные лица Госпожнадзора, то есть пожарные инспектора, имеют практически неограниченный доступ на все территории и объекты, будь то производственные, торговые, складские или офисные помещения. Причем проверки и обследования могут проводиться в том числе в нерабочее время.

При этом государственные учреждения и коммерческие организации находятся практически в одинаковом положении: в определенных законом обстоятельствах пожарный инспектор вправе полностью или частично приостановить их работу. Инспектор вправе снять с производства, прекратить выпуск и приостановить реализацию товаров (работ, услуг), если они не соответствуют требованиям пожарной безопасности, а также наложить на граждан и юридических лиц административные взыскания.

Заметим, что беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, а также на земельные участки, принадлежащие гражданам, пожарные могут только при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, то есть когда налицо угроза возникновения пожара или угроза безопасности людей. Тревожить честных граждан без повода пожарным не положено.

Другое дело — юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их судьба зачастую полностью находится в руках пожарного инспектора. Остается надеяться, что нынешние непростые обстоятельства не станут почвой для возможных злоупотреблений.

В каждом субъекте России в составе Государственной пожарной службы действуют региональные управления, городские и районные отделы (инспекции) пожарного надзора. Инспекторы, представляющие эти учреждения, осуществляют надзор за противопожарной безопасностью всех организаций, проводя различные виды контрольных проверок. Последние подразделяются на плановые (детальные) и внеплановые, которые, в свою очередь, делятся на:

  • контрольные;
  • оперативные;
  • по жалобам.

Каждый пожарный инспектор ежемесячно составляет график проверок, в котором по дням расписывает, какие фирмы он планирует посетить в рамках детальной ревизии. Готовый документ должен утвердить главный государственный инспектор города (начальник управления) или района (начальник районного отдела) по пожарному надзору либо их заместители.

Плановые и контрольные

Проверки бывают плановыми и внеплановыми. Плановые в свою очередь подразделяются на детальные и контрольные.

О проведении плановой проверки инспекторы, как правило, предупреждают фирму или коммерсанта заранее с помощью телефонного звонка. Делается это потому, что правила осуществления контрольных мероприятий требуют присутствия владельца компании или любого ее сотрудника. Хотя лучше, если в ходе такого визита будет присутствовать руководитель фирмы или ответственный за пожарную безопасность.

Детальная (плановая) проверка не может проводиться чаще одного раза в два года. Если в ходе нее пожарные обнаружат нарушения и выпишут предписание, то они вправе через месяц прийти повторно и проверить, было ли оно исполнено должным образом. Такую проверку называют контрольной. Если при ее проведении выяснится, что данное указание выполнено не было, пожарный может составить протокол в 2 экземплярах о нарушении и направить его районному или мировому судье. Второй экземпляр документа вручается руководителю или иному должностному лицу организации под расписку в течение 10 дней после проверки. Через некоторое время пожарный инспектор придет повторно.

В ходе контрольной проверки он установит, выполнены ли его требования по устранению нарушений. При этом в предписании делаются соответствующие отметки. Если в ходе контрольной проверки будет обнаружено еще какое-нибудь нарушение противопожарной безопасности, инспектор снова выпишет предписание. И потом снова придет с контрольной проверкой. Хождение напоминает цепную реакцию и может продолжаться до бесконечности. Хотя, по словам представителей Госпожнадзора, детальные проверки проводятся не реже одного раза в два года, а контрольные — не реже одного раза в год.

Но во многих организациях утверждают, что привыкли видеть своих инспекторов гораздо чаще. В этом случае речь идет о так называемых внеплановых или оперативных проверках. Их периодичность устанавливается территориальными органами Госпожнадзора в зависимости от местных условий — обстановки с пожарами, значимости конкретной организации и ее противопожарного состояния.

Зачастую инспекторы не видят разницы между детальной и контрольной проверкой. А разница есть: во втором случае пожарные вправе проверить только те вопросы, по которым в прошлый раз были сделаны замечания. Случается, что инспекторы вместо контрольной проверки проводят детальную, то есть еще раз исследуют все «по полной программе», находят новые нарушения, выписывают предписания их устранить и через месяц или другой срок, установленный в предписании, приходят с контрольной проверкой. И так может повторяться до бесконечности.

Имейте в виду: поступать подобным образом пожарные не вправе. Контрольная проверка предусмотрена законом для того, чтобы инспекторы могли проконтролировать, как исполнено их предписание. Выходить за рамки этого вопроса они не должны. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Оперативные проверки

В отдельных случаях закон позволяет инспекторам приходить на фирму с незапланированными визитами. Такие ситуации перечислены в п. 5 ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ. Основаниями для проведения внеплановой проверки могут быть контроль за устранением ранее выявленных нарушений, жалобы граждан о том, что компания нарушает правила пожарной безопасности, и эти нарушения настолько серьезны, что могут стать причиной пожара. Инспекторы просто обязаны такую информацию проверить. С этой целью проведут оперативную проверку, причем не только у фирмы-виновницы, но и на других предприятиях, занимающихся аналогичной деятельностью.

Если пожар уже произошел, инспекторы тем более придут с оперативной проверкой. Причем не только к нарушителям, но и на другие фирмы, а объекты для контрольного мероприятия выберут исходя из анализа статистики пожаров. Его ежеквартально проводят региональные управления ГПС.

Решение об оперативной проверке принимает начальник управления или районного отдела либо их заместители. Причем в данном случае ограничений по периодичности проведения мероприятий нет. Все зависит от того, есть ли для них причины. Максимально допустимый срок проверки равен месяцу.

Прийти в организацию в целях проверки имеет право лишь состоящий в должности инспектора сотрудник Госпожнадзора, предъявивший служебное удостоверение и распоряжение о проведении мероприятия по контролю.

В поисках нарушителей

В целом же перечень противопожарных мер зависит от деятельности фирмы и количества сотрудников. Так, если в здании на одном этаже находится более 10 человек, на видных местах должны быть вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара и предусмотрена система оповещения о возгорании. Чтобы проверить, правильно ли разработан план эвакуации, пожарные могут потребовать у вас схему здания.

Если на этаже находится более 50-ти человек, руководитель фирмы должен утвердить инструкцию о том, как действовать персоналу в случае пожара. Практические тренировки по разработанной инструкции нужно проводить не реже одного раза в полугодие. Результаты тренировок заносятся в журнал противопожарного инструктажа.

Есть еще один документ, который понадобится пожарным - это план мероприятий по предписаниям. В нем должны быть расписаны меры, которые были приняты, чтобы устранить выявленные в ходе предыдущих проверок нарушения.

Кроме того, пожарные посмотрят, есть ли на фирме необходимое число огнетушителей, автоматическая установка противопожарной защиты и пожарная сигнализация. Помимо этого, инспектор проконтролирует, как оборудованы места для курения. Во-первых, обязательно должна быть прикреплена табличка «Место для курения», во-вторых, необходима скамейка из несгораемого материала, а в-третьих, следует установить металлическую урну для окурков, заполненную сантиметров на десять водой.

Порядок проверки

До начала проверки на объекте инспектор обязан подтвердить свои полномочия - предъявить уполномоченному представителю юридического лица письменное распоряжение о проведении проверки, завизированное начальником управления или районного отдела либо его заместителем.
Проверки и обследования проводятся на основании письменного распоряжения руководителя подразделения Государственной пожарной службы.
При отсутствии распоряжения проверка незаконна.
В этом документе должно быть зафиксировано, кто и когда сделал такое предписание, обозначены даты начала и окончания проверки, определен ее вид, указано наименование проверяемой организации или Ф. И. О. предпринимателя, Ф. И. О., ранг и должность инспектора, которому поручено провести контрольные мероприятия.
Проверять имеют право только те представители ГПС, фамилии которых значатся в распоряжении.

Противозаконно требование инспектора допустить его с проверкой на подведомственный объект, если распоряжение не предъявлено, или оно недействительно (документ неправильно оформлен или вынесен неуполномоченным лицом), или вместе с ним инспектор не предъявляет служебное удостоверение (обязательно обращайте внимание на срок его действия). Если удостоверение не предъявлено или в нем указан не тот инспектор, который пришел с проверкой, вы имеете право не пускать визитера.
Конечно, предпочтительнее не ссориться с проверяющими (какое бы уполномоченное ведомство они не представляли.

Пожарные инспекторы имеют право осматривать любые помещения организации, но только в присутствии предпринимателя или сотрудников фирмы. Лучше всего, если их будет сопровождать лицо, ответственное за пожарную безопасность.

Что проверит инспектор?

Основная задача инспектора – удостовериться в соблюдении организацией правил пожарной безопасности.

Обычно в начале проверки инспектор требует показать документы.

  1. Первое, на что он обращает внимание, — это наличие приказа и инструкции за подписью руководителя, в которых разъясняется противопожарный режим организации. В упомянутых документах обязательно должны быть определены места для курения, места хранения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, промасленной одежды. В них также определяется порядок уборки горючих отходов и пыли, порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня, а также многое другое.
  2. Наличие плана здания и вывешенных на видном месте планов (схем) эвакуации людей в случае пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации).
  3. Содержание плана мероприятий по предписаниям. В нем должны быть расписаны меры, которые были приняты, чтобы устранить выявленные в ходе предыдущих проверок нарушения;
  4. Наличие и исправность системы оповещения людей о возгорании, если в здании на одном этаже находится более 10 человек (акт приемки).
  5. Наличие и исправность систем автоматической пожарной сигнализации и противопожарной защиты (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения).
  6. Ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом, перед закрытием предприятия.
  7. Наличие инструкций по пожарной безопасности и по действиям в случае пожара, если на этаже находится более 50-ти человек, разработанных для каждого пожароопасного участка (цех, мастерская и т. д.).
  8. Наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности.
  9. Наличие первичных средств пожаротушения, их исправность, (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки).
  10. Наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода).
  11. Обозначение эвакуационных выходов светящимися табло («ВЫХОД») белого цвета на зеленом фоне.
  12. Наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стелажей и т.п.
  13. Состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов).
  14. Перепланировка помещений без согласования с пожарной охраной
  15. Техническое состояние электросетей:
  • протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств;
  • наличие аварийного освещения, либо электрических фонарей;
  • наличие замков на электрощитах, наличие исполнительной схемы, наличие маркировки электрощита;
  • договор на обслуживание электросетей;
  • наличие перегрузок питающих линий (подключение дополнительных токоприемников без учета допустимой нагрузки электросети);
  • наличие времянок;
  • наличие скруток в проводах;
  • наличие некалиброванных плавких вставок;
  • наличие электропроводки с поврежденной изоляцией;
  • пользование плитками, кипятильником, чайником в помещениях, не предназначенных для приема пищи.

16. Наличие специальных мест для курения, оборудованных пепельницами и урнами.
17. Наличие табличек с фамилией ответственного за пожарную безопасность, и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану.
18 При наличие противопожарных дверей – сертификат на них.

Если в ходе проверки инспектор выявит нарушения, он может потребовать от руководителя компании, предпринимателя и (или) лица, ответственного за пожарную безопасность, дать устные или письменные объяснения (рекомендуем заранее позаботиться о формировании позиции в пояснениях на основании данного инструктивного письма).

Протокол сдал, принял…

По окончании проверки (иногда сразу же на месте, но чаще все-таки через несколько дней) инспектор составляет акт обследования объекта, в котором описывает пожарно-техническое состояние проверенного объекта.

Создание итогового акта проверки обязательно, это предусмотрено ст. 9 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Указанный акт подшивают к контрольно-наблюдательному делу (в нем собрана вся информация о прошлых проверках, вынесенных предписаниях, об их исполнении, о штрафных санкциях).

Всем перечисленным ведает сам инспектор. Обратите внимание, что копию акта вручают уполномоченному проверяемого лица под расписку. Если в ходе рейда выявлены нарушения, то их указывают в акте, а сам он впоследствии ложится в основу другого важного документа - протокола об административном правонарушении.

Внимательно прочтите акт проверки прежде, чем расписаться в его получении. На всякий случай напишите «не согласен». В том случае, если акт содержит заведомо ложную информацию, немедленно обратитесь в юридический департамент с информацией о необходимости обжалования вышеуказанного документа. Акт проверки должен содержать информацию о дате и времени его составления, данные о государственном инспекторе (Ф. И. О., ранг, должность, место службы), о реквизитах распоряжения, на основании которого проводилась проверка, сведения о проверяемом лице (прежде всего его название), а также о лицах, которые присутствовали при обследовании (Ф.И.О., должности), информацию о виде проверки и адресе объекта. Далее подробно расписывают выявленные нарушения и приводят соответствующий пункт норм и ППБ. После этого инспектор перечисляет меры административного воздействия, принятые к нарушителю (составление административного протокола или вынесение предписания).

В акте приводятся объяснения лиц, на которых возложена ответственность за нарушение норм и правил пожарной безопасности.

Если Вы не готовы дать немедленно какие-либо объяснения или предполагаете, что Ваши слова могут чем-то навредить, потребуйте отсрочки.

Если инспектор будет настаивать на срочности, сошлитесь на статью 51 Конституции Российской Федерации.

Даже если административное дело и возбудят, есть время, чтобы изложить позицию в правильном свете в ходе расследования и рассмотрения ситуации, тем более, если над компанией может нависнуть угроза уголовного преследования.

О том, что представители проверяемого лица ознакомлены с актом проверки или отказались от ознакомления, в документе делают специальные отметки. Свои подписи под документом ставят и другие лица, присутствовавшие на проверке.

Если при проверке государственным инспектором были выявлены серьезные нарушения и представителям компании не удалось договориться с проверяющим, инспектор составляет протокол об административном нарушении. Исключение только одно: если пожарный решит в качестве наказания применить не штраф, а предупреждение (ст. 28.6 КоАП).

В протоколе указывают сведения о нарушителе, о правонарушении, ссылаясь на соответствующую статью КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого составлен протокол (конкретный работник организации, уполномоченный представитель организации), должно подписать протокол и получить разъяснения относительно своих прав и обязанностей.

Внимательно читайте протокол. Если в протоколе, на основании которого наложен штраф, нет необходимых реквизитов, но главный государственный инспектор по пожарному надзору все равно наказал организацию рублем, это незаконно.

Постановление о привлечении к административной ответственности можно с успехом обжаловать в суде, и оно будет отменено как не имеющее силы.

Стоит обратить внимание на то, что к ответственности привлекают только тех лиц, которые указаны в протоколе.

Например, если последний написан в отношении руководителя компании, то к ответственности не могут привлечь его и возглавляемое им юридическое лицо. На юридическое лицо в этом случае также должен быть составлен отдельный протокол.

Протокол подписывают пожарный инспектор и нарушитель. От имени фирмы без доверенности может ставить подпись только ее руководитель. Если нарушитель - предприниматель или сотрудник фирмы, подписать протокол могут только они.

Если протокол подписан неуполномоченным лицом, он недействителен, а без протокола нет нарушения.

Протокол оформляют в тот же день, когда обнаружено правонарушение. В течение суток после составления протокола инспектор должен направить его главному государственному инспектору по пожарному надзору или его заместителю. Если же сведения о нарушителе неизвестны, то документ пишут в течение двух суток. Если у инспекторов нет достаточных доказательств нарушения ППБ, то готовят не протокол, а определение о возбуждении административного расследования. Административное расследование нужно для того, чтобы проверить отдельные факты. Оно не может длиться больше месяца. В исключительных случаях главный государственный инспектор по пожарному надзору может продлить расследование еще на один месяц (ст. 28.7 КоАП).

В других ситуациях протокол, составленный позже, недействителен. Обратите на это особое внимание.

На практике инспекторы нередко сначала выносят предупреждение или дают предписание, а потом, если нарушения не исправляют, составляют протокол и пытаются привлечь нарушителя к ответственности за игнорирование ППБ. Поскольку такое дело, строго говоря, незаконно, постановление главного государственного инспектора можно обжаловать в вышестоящие инстанции или в суд.

Но это не значит, что штрафа удастся избежать. Организацию или лицо накажут, но уже не пожарные, а суд и не за нарушение ППБ, а за неисполнение предписания (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ), однако (обратите внимание при формировании позиции) только в том случае, если предписание делали с соблюдением всех необходимых формальностей, а не устно.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

За нарушение правил пожарной безопасности граждане, индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица могут привлекаться к административной и уголовной ответственности. Что должен делать руководитель организации для защиты своих прав и законных интересов во время проведения проверки органами государственного пожарного надзора и по ее окончании? В начале визита инспекторов следует проверить полномочия проверяющих, ознакомиться с их служебными удостоверениями, распоряжением о назначении проверки, с утвержденным составом должностных лиц Госпожнадзора. В организации должен быть специальный журнал мероприятий по контролю, в котором инспекторы производят запись о проведенной проверке с указанием наименования органа государ-ственного контроля (надзора), даты, времени проведения проверки; ее правовых основаниях, целях, задачах и т. д. и ставят свою подпись. Необходимо помнить: требования проверяющих должны иметь отношение к цели проверки (например, финансовую деятельность инспекторы Госпожнадзора затрагивать не вправе). В ходе проверки ревизоры обязаны документально фиксировать все осуществляемые действия и их результаты. Чтобы удостовериться в выполнении предписаний, инспекторы могут прийти с повторной проверкой. Для ее предотвращения следует до установленного срока представить в контролирующий орган пожарного надзора документы, подтверждающие устранение установленных нарушений.

Если руководитель считает, что проверяющие злоупотребляют своим служебным положением, он вправе обжаловать их действия, предписания в вышестоящем органе, у вышестоящего руководства в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае, когда в ходе проверки инспекторы совершили неправомерные действия, издали правовой акт, противоречащий действующему законодательству, можно обратиться с жалобой в прокуратуру.

Действующее законодательство дает возможность обжаловать решение контролирующего органа о привлечении организации к административной ответственности и в судебном порядке. Заявление об оспаривании такого решения подается в арбитражный суд по месту нахождения заявителя также в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения.

Штрафы за нарушение правил пожарной безопасности

Если вы нарушили действующие нормы и правила пожарной безопасности, пожарные инспекторы могут оштрафовать:

  • должностных лиц фирмы или предпринимателя — от 1000 до 2000 рублей;
  • других граждан — от 500 до 1000 рублей (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Если пожарная опасность на территории, где находится фирма, повышена и местные власти установили особый противопожарный режим, инспекторы назначат более высокий штраф.

Он составит:

  • для фирм — от 20 000 до 30 000 рублей;
  • для должностных лиц фирмы или предпринимателя — от 2000 до 3000 рублей;
  • для других граждан — от 1000 до 1500 рублей (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ).

Пожарные накажут еще строже, если из-за нарушений фирмы или предпринимателя возник пожар.

Штраф составит:

  • для фирм — от 30 000 до 40 000 рублей;
  • для должностных лиц фирмы или предпринимателя — от 3000 до 4000 рублей;
  • для других граждан — от 1500 до 2000 рублей (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Если фирма или предприниматель продают продукцию или оказывают услуги, подлежащие обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия, инспекторы оштрафуют:

  • фирму — на сумму от 10 000 до 20 000 рублей;
  • должностных лиц фирмы или предпринимателя — от 1000 до 2000 рублей (ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ).

Перечень продукции и услуг, на которые нужно получить сертификат соответствия в области пожарной безопасности, дан в приказе МЧС от 8 июля 2002 г. N 320. Например, к такой продукции относятся огнетушители, пожарные фонари, спасательные веревки, каски и т. д.

И последнее нарушение, за которое предусмотрен отдельный штраф, — перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники.

Размер штрафа:

  • для фирм — от 5000 до 10 000 рублей;
  • для должностных лиц фирмы или предпринимателя — от 500 до 1000 рублей;
  • для других граждан — от 300 до 500 рублей (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Протокол об административном нарушении

Обнаружив нарушения правил пожарной безопасности, инспектор должен составить протокол. Исключение только одно: если пожарный решит в качестве наказания применить не штраф, а предупреждение (ст. 28.6 КоАП РФ).

По общему правилу протокол нужно оформить в тот же день, когда обнаружено нарушение. Из этого правила есть два исключения.

Первое: если сведения о нарушителе (Ф.И.О., адрес и т. п.) неизвестны, протокол может быть составлен в течение двух суток (ст. 28.5 КоАП РФ).

Второе: если у инспекторов нет достаточных доказательств, что нарушены правила пожарной безопасности, они могут оформить не протокол, а определение о возбуждении административного расследования.

Административное расследование нужно, чтобы проверить отдельные факты. Оно не может длиться больше месяца. В исключительных случаях главный государственный инспектор по пожарному надзору может продлить расследование еще на один месяц (ст. 28.7 КоАП РФ). Если в ходе расследования факт нарушения подтвердится, инспектор составит протокол об административном правонарушении.

В других ситуациях протокол, составленный позже, недействителен. Однако на практике инспекторы часто не оформляют его сразу. Сначала выписывают предписание. А уж потом, если предписание не выполнено, налагают штраф. При этом проверять, как фирма устранила нарушение, инспекторы приходят, как правило, через месяц, а иногда и позже.

По закону в такой ситуации пожарные могут наказать фирму только за неисполнение предписания, а не за нарушения пожарной безопасности, выявленные в ходе предыдущей проверки.

За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф:

  • для фирмы в размере от 5000 до 10 000 рублей;
  • для предпринимателя или руководителя фирмы в размере от 500 до 1000 рублей (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Штраф назначает районный или мировой судья.

Форма протокола не утверждена. Поэтому он может быть составлен произвольно, в том числе и от руки. Однако, оформляя этот документ, инспекторы должны строго придерживаться правил, установленных в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 28.2).

В протоколе обязательно нужно указать сведения о нарушителе и о том, что он совершил, а также статью КоАП РФ, в которой предусмотрена ответственность за выявленное нарушение. В протоколе обязательно должна быть подпись обвиняемого, подтверждающая, что ему разъяснили его права и обязанности.

Если протокол составлен неправильно, главный государственный инспектор по пожарному надзору может дать проверяющим три дня, чтобы все исправить. Если и после исправлений в протоколе нет обязательных реквизитов, главный государственный инспектор по пожарному надзору оштрафовать нарушителя уже не сможет.

Если же это случилось, обжалуйте такое решение в суд. Протокол подписывают пожарный инспектор и нарушитель. От имени фирмы без доверенности может действовать только ее руководитель.

Если нарушитель — предприниматель или сотрудник фирмы, подписать протокол могут только они. Если протокол подписан неуполномоченным лицом, он недействителен. А без протокола нет нарушения.

В течение суток после составления протокола инспектор должен направить его главному государственному инспектору по пожарному надзору или его заместителю. Протокол по некоторым нарушениям отправляется в суд.

Постановление о назначении наказания

Главный государственный инспектор по пожарному надзору (или его заместитель) рассматривает протокол о нарушении в течение 15 дней. Вы вправе присутствовать на заседании. Результаты рассмотрения недействительны, если о его времени и месте вас не известили.

Вместе с вами (или вместо вас) в деле может участвовать защитник — адвокат или другой гражданин, имеющий доверенность. Если вы присутствовать не можете, подайте на имя главного государственного инспектора ходатайство с просьбой разбирательство отложить.

Во время заседания вы вправе:

  • знакомиться со всеми материалами дела;
  • давать объяснения;
  • представлять доказательства;
  • заявлять ходатайства и отводы;
  • пользоваться услугами защитника.

Об этом сказано в статье 25.1 КоАП РФ.

Рассмотрев протокол, главный государственный инспектор по пожарному надзору выносит постановление:

  • назначить административное наказание;
  • прекратить производство по делу.

Если вы присутствовали на заседании, то копию постановления вам вручат сразу. Если же вас не было — вышлют по почте в течение трех дней (ст. 29.11 КоАП РФ).

Как только вы получили постановление, у вас есть десять дней, чтобы его обжаловать. Заплатить штраф нужно в течение 30 дней. Этот срок считается с момента, когда истекло время для обжалования.

Если штраф не заплачен, главный государственный инспектор направит постановление: в фирму, где работает нарушитель (если оштрафован гражданин), чтобы удержать штраф из заработной платы или других доходов. При каждой выплате из зарплаты гражданина нельзя удерживать более 50% (ст. 138 Трудового кодекса РФ).

Особенности назначения наказания

1. Чаще всего за нарушения пожарной безопасности инспекторы наказывают руководителя фирмы. Именно он отвечает за соблюдение пожарных требований.
Реже к ответственности привлекают сотрудников, ответственных за пожарную безопасность.
Такое соотношение обусловлено тем, что без участия руководителя ответственный не может выполнить некоторые требования пожарной безопасности.
Например, он не сможет приобрести автоматизированную установку пожаротушения или огнетушители, если руководитель не дает на это денег.
А вот если ответственный не провел противопожарный инструктаж работников, хотя обязан это сделать на основании должностной инструкции или приказа руководителя, ответственности ему не избежать.

2. За одно и то же нарушение инспекторы вправе оштрафовать и фирму, и ее руководителя (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ). Самые большие штрафы предусмотрены для фирм.
Однако имейте в виду: чтобы оштрафовать фирму, пожарные должны доказать, что она не приняла все зависящие от нее меры, чтобы пожарная безопасность была соблюдена (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Так закон определяет вину организации.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены следующие санкции, налагаемые на должностных лиц и граждан, за нарушения требований пожарной безопасности:

1. В соответствии со статьей 20.4. за нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения илиналожения административного штрафа :

  • на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
  • на должностных лиц — от десяти до двадцати МРОТ;

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ;
  • на должностных лиц — от двадцати до тридцати МРОТ;
  • на юридических лиц — от двухсот до трехсот МРОТ.

2. Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо без наступления иных тяжких последствий, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ;
  • на должностных лиц — от тридцати до сорока МРОТ;

3. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от тридцати до сорока МРОТ;
  • на юридических лиц — от трехсот до четырехсот МРОТ.

4. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от десяти до двадцати МРОТ;
  • на юридических лиц — от ста до двухсот МРОТ.

5. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа:

  • на юридических лиц — от пятидесяти до ста МРОТ.

Кроме того, должностные лица ГПС уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в следующих ситуациях:

1. Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одного до трех МРОТ;
  • на должностных лиц — от трех до пяти МРОТ (ст. 19.2).

2. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно, воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ;
  • на должностных лиц — от десяти до двадцати МРОТ (ст. 19.4).

3. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех до пяти МРОТ;
  • на должностных лиц — от пяти до десяти МРОТ;
  • на юридических лиц — от пятидесяти до ста МРОТ (ст. 19.5).

4. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, что влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от трех до пяти МРОТ (ст. 19.6).

В каждом региональном управлении ГПС есть отделы охраняемых объектов. Им подчиняются пожарные части по охране объектов. С ними можно заключить договор и сотрудники пожарных частей наладят на фирме пожарную безопасность, и они же будут контролировать ее соблюдение.

И это самый радикальный вариант избавиться от неблагоприятных последствий проверок. Если же вы решили заниматься пожарной безопасностью самостоятельно, внимательно изучите Правила пожарной безопасности и постарайтесь соблюдать хотя бы те из них, которые чаще всего проверяют пожарные инспекторы.

За каждым государственным инспектором закреплена определенная территория. Он обязан следить за пожарной безопасностью на всех фирмах, находящихся на этой территории. По этой территории Руководителем Инспекции планируются мероприятия пожарного контроля -ежегодный план проверок. Из него делаются месячные выписки.

Следовательно, раз в год инспекторы обязательно появятся на вашей фирме. При этом помните: с детальной проверкой пожарные могут приходить не чаще одного раза в два года. Поэтому, если промежуток между плановыми проверками еще не прошел, инспекторы могут посетить вас только с внеплановым визитом. А для этого нужны серьезные причины.

Первое, что должен увидеть инспектор — во всех помещениях фирмы на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

Для каждого пожароопасного участка (цех, мастерская и т.п.) должны быть разработаны инструкции по пожарной безопасности, составленные в соответствии с приложением 1 к ППБ 01-03.

Также Руководитель фирмы должен издать организационный приказ, в котором расписать мероприятия по пожарной безопасности. В нем назначить ответственного за пожарную безопасность, определить места для курения, организовать осмотр помещений после рабочего дня и регулярный противопожарный инструктаж сотрудников и т. д. Перечень противопожарных мер зависит от деятельности фирмы и количества сотрудников.

Если в здании на одном этаже находится более 10 человек, на видных местах должны быть вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара и предусмотрена система оповещения людей о пожаре.

Чтобы проверить, правильно ли разработан план эвакуации, пожарные могут потребовать у вас план здания. Первое, что потребуют проверяющие, предъявить согласование арендованного нежилого или принятого в эксплуатацию помещения.

Иногда, в зависимости от рода деятельности фирмы, требуется определенная толщина и материал стен, огнеустойчивая пропитка или обивка металлическими листами.

Если на этаже находится более 50 человек, руководитель фирмы должен утвердить инструкцию о том, как действовать персоналу в случае пожара. Практические тренировки по разработанной инструкции нужно проводить не реже одного раза в полугодие. Результаты тренировок заносятся в журнал противопожарного инструктажа.

Есть еще один документ, который понадобится пожарным. Это план мероприятий по предписаниям. В нем должны быть расписаны меры, которые были приняты, чтобы устранить выявленные в ходе предыдущих проверок нарушения. Кроме того, пожарные посмотрят, есть ли на фирме необходимое число огнетушителей, автоматическая установка противопожарной защиты и пожарная сигнализация.

Количество и тип огнетушителей зависят от площади здания и материалов, которые могут загореться (горючие жидкости, газы, металлы, дерево, бумага, электроустановки). Какие нужны огнетушители (воздушно-пенные, порошковые, комбинированные или углекислотные), а также их количество можно посмотреть в Правилах пожарной безопасности (приложение 3).

А перечень помещений и оборудования, на которых должны быть автоматические установки пожаротушения (АУПТ) и пожарной сигнализации (АУПС), приводится в Нормах пожарной безопасности (НПБ 110-03) от 18 июня 2003 г. N 315.

Необходимость таких противопожарных мер зависит от площади здания, количества этажей и от того, чем занимается фирма. Например, двухэтажное здание торговой фирмы общей площадью 3500 кв. м и более должно быть оснащено и сигнализацией, и системой автоматического пожаротушения.

А если торговая площадь меньше 3500 кв. м, достаточно одной пожарной сигнализации (приложение к НПБ, таблица 1, п. 10.2.1). Автоматические установки не нужны в помещениях, где хранятся мясо, рыба, фрукты и овощи (в негорючей упаковке), металлическая посуда, негорючие строительные материалы.

Требования к сигнализации и противопожарной установке в большинстве случаев требуют больших затрат. Это инспекторы проверяют очень тщательно. Противопожарные установки, огнетушители, электрооборудование (проводки, розетки и т.п.) должны быть исправными. Огнетушители должны быть поверенными. Самые распространенные нарушения — загромождение проходов, загруженность торговых и складских помещений.

Фирмы и предприниматели хотят вместить в торговый зал или складское помещение как можно больше товаров, при этом не учитывают правила пожарной безопасности. Нельзя загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки, переходы в смежные секции, выходы на лестницы, лестничные площадки, марши лестниц, коридоры, лифтовые холлы. Выходы и пути эвакуации должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по освещенности, размерам, количеству.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запрещено устанавливать глухие решетки на окнах, остеклять балконы, лоджии и галереи, которые ведут к лестничным клеткам, устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Таким образом, основными нарушениями требований пожарной безопасности, приводящими к возникновению пожаров, осложняющими их тушение являются:

  • нерабочее состояние или отсутствие на объектах систем пожарной автоматики,
  • некомплект или отсутствие первичных средств пожаротушения, неукомплектованность, нерабочее состояние внутреннего, наружного противопожарного водопроводов,
  • нарушение требований Правил пожарной безопасности, Правил устройства электроустановок при эксплуатации электрооборудования (не проводится замер сопротивления силовой и осветительной сетей, электропроводная продукция, розетки, выключатели прокладываются по сгораемому основанию, в качестве аппаратов защиты используются некалиброванные плавкие вставки, жилы электропроводов соединяются скруткой и т.д.),
  • курение в неустановленных местах, проведение огневых работ без оформления соответствующего наряда-допуска,
  • пользование электробытовыми приборами без подставок из негорящих материалов,
  • отсутствие надлежащей охраны объектов, несанкционированный доступ посторонних лиц
  • загромождение проездов.

Административное приостановление деятельности

Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений.

В ст. 3.12 КоАП РФ указано, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:

    — деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;
    — эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений;
    — осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности применяется при угрозе:

    — жизни или здоровью людей;
    — возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
    — наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
    — причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности компании является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ведь требование соблюдения указанных норм касается всех компаний и не имеет отраслевой принадлежности. В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ).

Примечание. Согласно п. 1 ст. 30.12 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Принятие положительного решения по жалобе дает юридическому лицу право на возмещение причиненного вреда.

Постановление о временном прекращении деятельности организации выносится судьями районных судов на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами ст. 28.3 КоАП РФ (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Постановление судьи исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его принятия (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Судебные приставы действуют в присутствии понятых, а при необходимости — при содействии сотрудников органов внутренних дел (ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). По окончании исполнения постановления приставы составляют акт.

В соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности могут производиться следующие действия:

    — опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс;
    — наложение пломб;
    — иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Проведение мероприятий судебным приставом-исполнителем не означает, что организация не может ничего предпринять. Ей следует приложить все усилия для исправления допущенных нарушений. Ведь срок, на который можно приостановить деятельность компании, достаточно велик — 90 суток. Поэтому ее руководителю необходимо издать соответствующие организационно-распорядительные документы, в которых указываются:

    — дата, с которой деятельность компании административно приостанавливается;
    — мероприятия, направленные на исправление нарушений, и их сроки;
    — лица, ответственные как за исполнение предусмотренных мер, так и за контроль над их выполнением.

При издании приказа о приостановлении деятельности руководитель компании должен предусмотреть, чтобы все работники, которых касается этот приказ, были с ним ознакомлены. Поэтому в данном документе следует прописать обязанность руководителей подразделений довести информацию, содержащуюся в нем, до подчиненных.

Если компания своевременно выполнит работы по устранению обстоятельств, явившихся причиной для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, то у нее есть возможность досрочно возобновить деятельность. Для этого организации нужно подать в суд ходатайство, на основании которого он может прекратить исполнение наказания (ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ). При этом суд обязан запросить заключение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, об устранении или неустранении названных обстоятельств. Заключение дается в письменной форме. В нем указываются факты, свидетельствующие об устранении или о неустранении нарушителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи и анализируется в порядке, установленном в ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивированно.

После исследования представленных документов судья выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства (ч. 4 ст. 32.12 КоАП РФ).

Дата возобновления деятельности компании, ее филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка указывается в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В данном постановлении также указывается дата возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Приставы контролируют исполнение нарушителем судебного постановления об административном наказании. В случае возобновления компанией деятельности до окончания срока ее приостановления пристав вправе оштрафовать нарушителя.

По истечении срока приостановления деятельности судебный пристав-исполнитель обязан отменить меры по исполнению наказания и вынести постановление об окончании исполнительного производства. Если же срок административного наказания истек, а нарушения не устранены, то пристав не вправе продлевать срок наказания. В этом случае будет иметь место новое нарушение, о совершении которого вновь составляется протокол об административном правонарушении (п. 7 Письма ВС РФ от 06.03.2006 N 1936-5/общ).

Временный запрет деятельности

Судебное производство требует времени. Поэтому до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. А именно временный запрет деятельности (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Примечание. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Эта мера заключается в кратковременном прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, имеющим на это специальные полномочия в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ. При этом оформляется соответствующий протокол, который направляется в районный суд вместе с протоколом об административном правонарушении. Руководителю предприятия вручается копия протокола, на основании которой им издается соответствующий приказ об остановке деятельности.

Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток (ч. 1 ст. 27.17 и ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). Этот срок исчисляется не с момента составления протокола, а с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ). При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

Для доступа к этому контенту

4. Пожарная безопасность зданий-2015 (учебное пособие) — Пожалуйста или для доступа к этому контенту

Пожарный инспектор, как специалист техники безопасности, имеет свои особенности работы, которые характеризируют его деятельность. Подобные факторы сосредоточенны в сфере рассмотрения определенных пунктов, которые свойственны соблюдению правил безопасности, в частности предотвращения опасности возникновения пожара.

Итак, на что обращает внимание пожарный инспектор при проверке:

Проверка планов эвакуации. Каждое общественное учреждение обязано иметь соответствующие подробные планы эвакуации на случай возникновения пожароопасных ситуаций, которые помогут сотрудникам беспрепятственно выйти из здания. В случае отсутсвия планов эвакуации администрация организации может быть подвержена .

Проверка имеющейся пожарной сигнализации. Именно она должна сообщать всем находящимся в здании людям о соответствующей пожарной опасности и вынудить их покинуть помещения до возникновения несчастных случаев. Отсутствие данной системы безопасности также карается штрафными санкциями.

Наличие специальной инструкции по пожарной безопасности, которую должны внимательно прочесть и подписать все сотрудники предприятия. В ней должно быть освещено все нюансы обращения с электрическими предметами, приборами и другими автоматизированными средствами, которые могут вызывать замыкания в электросети и привести к возникновению пожара.

Проверка имеющихся средств для первичного тушения пожара, в которые входят песок, лопаты, топор, огнетушители с указанным сроком годности. Стоит отметить, что подобный комплект должен быть практически на всех этажах здания и гарантирует отсутствие несчастных случаев, если его вовремя использовать.

Наличие внутренних пожарных кранов и их комплектацию пожарными рукавами. Они должны не иметь никаких выраженных признаков дефектов или деформаций, которые впоследствии смогут привести к возникновению несчастных случаев. Стоит отметить, что изгибы и другие негативные элементы состояния пожарного рукава способны оборвать его под высоким давлением воды.

Проверка специальной пропитки всех имеющихся оконных проемов, дверей и стеллажей. Их деревянная основа не должна гореть, тем самым помогая предотвратить возникновения пожароопасных ситуаций. Кроме этого, они не должны под воздействием высоких температур выделять опасные токсины или неприятный запах, который сможет пагубно воздействовать на человеческий организм.

Наличие непредвиденных препятствий на эвакуационном пути. К ним можно отнести разнообразные решетки, складируемые стройматериалы, мусор, который не пресекает доступ к аварийному выходу. В случае возникновения реальной опасности все они смогут препятствовать нормальному прохождению сотрудников общественной организации к безопасному выходу, который также должен быть оснащен специальной светящейся вывеской.

Просмотр планировки здания и отсутствие каких-либо вмешательств в нее со стороны администрации. В случае их наличия и несогласованности с надлежащими инстанциями предполагается наложение штрафных санкций.

Наличие таких аксессуаров системы пожарной безопасности, как электрические фонари или аварийного освещения. С их помощью сотрудники или посетители общественного здания смогут беспрепятственно найти необходимый пожарный выход и проследовать к нему. Стоит отметить, что освещение зачастую не предусмотрено в зданиях без дополнительного государственного финансирования.

Проверка наличия специально оборудованных помещений для курения и наличие там урн и пепельниц. Согласно законодательству, подобные места для отдыха сотрудников должны быть у каждого общественного учреждения.

В случае специально установленных противопожарных дверей, обязательно проверить всю документацию, подтверждающую их качество и надежность. В случае невыполнения ими своих непосредственных функций и возникновения несчастного случая ответственность будет нести администрация и пожарный инспектор, который проводил соответствующую проверку.

Проверка имеющихся табличек с необходимой фамилией того, кто ответственный за пожарную безопасность. Именно этот человек обязан проводить контроль за соблюдением всех основных правил техники безопасности и проверку после окончания рабочего дня отключение электрических приборов.

Использование разнообразных каминов, чайников и других предметов в не отведенных для этого местах. Стоит отметить, что подобные аксессуары категорически запрещены в общественных зданиях, которые характеризируются наличием большого количества макулатуры, таких как библиотеки или специализированные архивы.

Проверка проводки, а именно наличие скруток, дефектов или деформаций, которые способны стать непосредственным источником короткого замыкания, а тем самым, и возгорания. Все признаки постороннего вмешательства в работоспособность электрических сетей, без ведома пожарной инспекции, должны тщательно документироваться и являются основой для штрафных санкций.

Эти пункты являются основными этапами деятельности пожарного инспектора, от исполнения которых непосредственно зависит проверяемого объекта.

Необходимая документация при проверке

Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность в организации.

Приказ о порядке проведения противопожарных инструктажей.

Приказ о назначении ответственного лица за первичные средства пожаротушения.

Приказ о назначении ответственного лица за проведение пожароопасных работ.

Приказ о назначении ответственного лица за электрохозяйство.

Приказ о определении и оборудовании мест для курения.

Приказ о порядке обесточивания электрооборудования.

Приказ о порядке осмотра и закрытия помещений.

Приказ о порядке уборки горючих отходов и пыли.

Журнал учета проверок контролирующими органами.

Журнал проверки производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

Журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности.

Эксплуатационный паспорт огнетушителя.

Журнал ТО огнетушителей.

Журнал учета первичных средств пожаротушения.

Журнал учета пожарных кранов.

Журнал проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов.

Инструкция для ответственного за пожарную безопасность помещения.

Инструкция о мерах пожарной безопасности на предприятии.

Инструкция по техническому обслуживанию огнетушителей.

Инструкция по эксплуатации пожарного водопровода.

Памятка сроки проверки и перезарядки огнетушителей.

Нормы пожарной безопасности обучение мерам пожарной безопасности работников.

Нормы оснащения помещений переносными огнетушителями.

Акт проверки огнезащитной пропитки.

Заявка на перезарядку огнетушителей.

Порядок действий сотрудников в случае возникновения пожара.

Порядок закрытия производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

План противопожарных мероприятий на год.

Журнал отработки плана эвакуации.

Полный комплект необходимых документов (приказы, инструкции, журналы по ПБ, положения, рекомендации) Вы можете приобрести на нашем сайте. Потратив совсем немного времени, Вы получите готовые документы по пожарной безопасности.

ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает требования к системе пожарной безопасности на предприятии. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…», является основанием для проверок. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», регулирует отношения в части пожарной безопасности.

Что должен знать руководитель о проверках пожарной инспекции?

Проверки инспектора МЧС могут быть плановыми и внеплановыми. Основанием для внеплановой проверки МЧС может стать истечение срока исполнения выданного ранее предписания МЧС, поступление в органы МЧС информации о следующих фактах:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Основание для внеплановой проверки может стать жалоба. Действия инспектора госпожнадзора в этом случае согласуются с прокуратурой.

Плановые проверки пожарной инспекцией осуществляются не чаще одного раза в 3 года. И не раньше 3-х лет с момента образования предприятия. О плановой проверке по пожарной безопасности руководитель предприятия должен быть уведомлен письмом не меньше чем за 3 дня до её начала.

Как узнать о проверке пожарной инспекции?

Информация о проверке МЧС есть на сайт прокуратуры РФ, в разделе «Сводный план проверок МЧС», Информация по плановым проверкам пожарной инспекции обновляется на сайте 30 декабря каждого года.

Какой срок длится пожарная проверка? Проверка пожарной безопасности не может длиться более 20 рабочих дней. На предприятии до 15 рабочих мест в штате, проверка не может превышать 15 часов. В организации с 100 штатных рабочих единиц - не дольше 50 часов.

Что проверит пожарный инспектор в первую очередь?

  • Средства пожарной безопасности и документацию по пожарной безопасности: приказы о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность, наличие удостоверения о прохождении обучения по пожарной безопасности.
  • Наличие огнетушителей и паспортов на них.
  • Акт испытания противопожарного водопровода и наличие пожарных рукавов в пожарных щитах.
  • Договор на обслуживание пожарной сигнализации и систем оповещения.
  • Проектную документацию на пожарную сигнализацию, систему пожаротушения, наружного и внутреннего противопожарного водопровода.
  • Акт на огнезащитную обработку стропильной системы чердака и других горючих материалов.
  • Протоколы и акты повышения пределов огнестойкости и работ по огнезащите металлических конструкций и косоуров лестниц.
  • Акты проверки и обследования вентиляционных, дымовых и газовых каналов.
  • Протоколы замера сопротивления изоляции.
  • Акты и протоколы испытания противопожарных наружных лестниц и ограждений кровли здания.
  • Расчеты категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности для производственных, складских помещений, кладовых.
  • Наличие планов эвакуации при пожаре.
  • Документацию на противопожарные двери, противопожарные окна, противопожарные ворота, противопожарные шторы и люки.
  • Сертификаты на материалы используемые при отделке помещений.
  • Состояние и размеры путей эвакуации.
  • Декларацию пожарной безопасности.

По окончании проверки пожарной инспекции выдаётся акт или предписание в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности. Штрафы за нарушения пожарной безопасности для юридических лиц составляют: от 150 тыс. руб. до 200 тыс. руб., а индивидуального предпринимателя - предупреждение и штраф от 6 тыс. руб. до 40 тыс. руб.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

  • В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений.
  • Проведение независимых оценок пожарного риска (пожарный аудит) исключает предприятия из списка плановых проверок.

Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Приказ МЧС России № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»