Что такое административно территориальное деление государства. Административная территориальная единица. Административное деление. административный территориальный деление российский
система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Предусматривает разделение государственной территории на области, районы, дистрикты, провинции, департаменты и т. д. В Российской Федерации административно-территориальные единицы - края, области и районы.
Основные черты административно-территориального деления
Система органов местного самоуправления и управления, как правило, строится в соответствии с административно-территориальным делением страны. Понятие административно-территориального деления Административно-территориальное деление – это деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством. Административно-территориальное деление зависит от различных факторов. Как правило, в основе деления лежит удобство управления. К числу иных факторов, влияющих на образование административно-территориальных единиц, можно отнести: естественно-географические факторы (например, эти единицы образуются вокруг крупных городов); учитываются факторы демографического характера (то есть единицы образуются с примерно равным числом населения); учитывается национальный или этнический состав населения; особенности бытового уклада, религиозного характера. Весьма значительное влияние имеют факторы экономического характера и факторы политической жизни. Очень часто административные единицы существуют с незапамятных времен, т.е. они исторически сложились на территории бывших графств, княжеств, иных феодальных единиц, где граждане привыкли ощущать себя частью этой территории. Однако феодальные границы – это не есть что-то незыблемое. Они могут и перестраиваться, меняться в зависимости от потребностей современной жизни. Итак, как правило, в соответствии с административно-территориальным делением строится и система органов управления этими единицами, которые могут быть органами самоуправления и управления, поскольку каждая административная единица имеет какой-то орган власти или управления. Если такого органа нет, то это уже не административно-территориальная единица. Административно-территориальные единицы есть крупные и мелкие. Естественно, масштабам этих единиц соответствуют имеющиеся в них органы. В разных странах есть различные системы административно-территориального деления страны. Есть более развитые и менее развитые, простые и сложные. Это зависит от размера государства, от численности населения и площади этого государства. Называют двухзвенные системы административно-территориального деления, трехзвенные и т.д. Есть даже пятизвенные системы – такая система существует во Франции. Низшим звеном французского административно-территориального деления является коммуна. Коммуна – основа деления. Может быть, это не совсем то, чем когда-то в СССР был сельсовет, но это тоже первичное звено. Во Франции их насчитывается около 37 тысяч. Коммуна – это определенная численность населения, определенные границы, это первое звено государственной системы. Граждане коммуны избирают муниципальный совет – низший орган государственной власти и первичный орган самоуправления. Местный муниципальный совет выбирает мэра – это представитель исполнительной структуры. Далее идет кантон. Этот термин аналогичен швейцарскому термину "кантон", но это не одно и то же. В Швейцарии кантон – это субъект федерации (там 23 кантона), а кантон французский – этот объединение нескольких коммун. Кантон введен для удобства управления государственными делами. Своих органов самоуправления в этой структурной единице нет, кантон является избирательным округом. В кантоне имеется ряд должностных лиц, которых нецелесообразно иметь в каждой коммуне. Эта более крупная единица создается для того, чтобы в каждом кантоне для жителей нескольких коммун был свой нотариус, судья, участок жандармерии, призывной участок и т.д. Затем идет округ. В округе от 100 до 150 коммун. Во Франции свыше трехсот округов. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Это должностное лицо – государственный чиновник – именуется субпрефектом. Округ – третье звено французской административно-территориальной системы. Четвертое звено называется департаментом. Департамент – это более крупная единица, включающая около 400 коммун или 35 кантонов. В департаменте имеется избираемый орган местного самоуправления, который называется Генеральный совет. Может быть логичнее было бы назвать его департаментским советом, но он называется генеральным советом. Принцип избрания этого совета достаточно прост: от каждого кантона избирается один генеральный советник. Таким образом, если в департамент входит 35 кантонов, то в генеральном совете 35 генеральных советников. Возглавляется генеральный совет префектом, который назначается правительством. Здесь достаточно своеобразное соединение принципов самоуправления и управления. Генеральные советники избираются не прямыми выборами, а многоступенчатыми, но все равно – это представители граждан. Самая крупная административно-территориальная единица во Франции называется регионом. (В некоторых пособиях употребляется французская транскрипция этого слова – режьон.) Регион имеет региональный совет. Регионы были образованы вместо провинций, которые много веков существовали во Франции; по традиции названия провинций стали названиями регионов. Они существуют и в настоящее время: Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия и т.д. В регионе есть префект региона – им является префект самого крупного департамента, административный центр которого является центром региона. Как мы видим, – достаточно сложная структура местных органов существует во Франции.
Административно-территориальное устройство
деление территории государства на части: области, провинции, губернии, департаменты и т. п. А.-т. у. любого государства обусловлено его классовой природой, задачами и функциями; цель его - в наиболее эффективной организации и функционировании всего государственного механизма, в особенности системы местных органов государственной власти (местного самоуправления).
В буржуазных странах А.-т. у. основывается преимущественно на соображениях административного «удобства» и фискально-полицейских интересах.
Советское А.-т. у. строится с учётом естественно-исторических и экономических условий (природные ресурсы, характер и уровень развития хозяйства, направление и развитие путей сообщения, количество и плотность населения и т. д.), национальных моментов (национальный состав населения, бытовые особенности), необходимости максимального приближения государственного аппарата к населению в целях предоставления трудящимся возможностей для участия в осуществлении государственной власти.
В СССР основными административно-территориальными единицами являются Область , Район , Город ,Село (станица, деревня, хутор, кишлак, аул), посёлок (рабочий, дачный, курортный); в РСФСР имеются, кроме того, края (См. Край ). Конституции союзных республик, имеющих областное (краевое) деление, содержат перечень областей (краев), входящих в их состав. Конституции союзных республик, не имеющих областного деления, содержат перечень городов республиканского подчинения и районов. Изменение областного (краевого) деления производится высшими органами государственной власти союзных республик в порядке, установленном для внесения изменений в конституции союзных республик. Изменения во внутриобластном (краевом) делении (упразднение районов, разукрупнение и образование новых районов и т. д.) в союзных республиках, имеющих областное деление, и изменения в районном делении республик, не имеющих областей, производятся Президиумом Верховного Совета союзной республики. Вопросы об образовании, упразднении, передаче в другой район сёл и посёлков решаются краевыми (областными) Советами депутатов трудящихся, а в союзных и автономных республиках, не имеющих областного деления, - Президиумом соответствующего Верховного Совета.
А.-т. у. других социалистических стран строится с учётом своих конкретных особенностей, регулируется конституциями, законами и указами по вопросам А.-т. у., законами о местных органах государственной власти.
Лит.: Барахатян В. А., Павловский Р. С., Создание и развитие советского административно-территориального устройства, «Уч. зап. Харьковского юридического института», 1957, т. 11, в. 1; Русинова С. И., Государственное устройство социалистических стран Европы, Л., 1966, гл. III, с. 90-112.
Н. П. Фарберов.
Существует ряд близких понятий - "административно-территориальное деление", "административно-территориальное устройство", "административно-территориальная организация". Все ониозначают примерно одно и то же, описывая формальную политико-административную структуру государства, или другими словами - его деление на формальные регионы.
Понятие «административно-территориальное деление» (АТД) имеет более выраженный политико-географический смысл. Под АТД обычно понимается собственно политико-административная карта государства, представляющая собой совокупность административных единиц. АТД может пониматься и как процесс ("деление"), когда государство делят на такие единицы, и как результат этого процесса - сложившееся АТД. Процедура административно-территориального деления аналогична процедуре районирования и представляет собой его частный случай. Особенность АТД заключается в том, что районирование проводят государственные органы, исходя из поставленных управленческих задач, и что это районирование существует де-юре, в нормативных актах.
Родственные понятия «административно-территориальное устройство» (АТУ) и «административно-территориальная организация» (АТО) в современном дискурсе включают в себя институциональные аспекты. Они обычно подразумевают не только политико-административную карту, но и политические институты, всю систему отношений, связанных с созданием и переустройством АТД. АТУ (АТО) может, например, включать в себя региональные органы власти и общенациональные властные структуры, занимающиеся административно-территориальным делением и даже региональной политикой вообще.
Главным структурным элементом АТД является административно-территориальная единица ( ATE ) . Если понимать АТД как политико-административную карту, то она состоит из множества ATE. Административно-территориальная единица является синонимом формального региона.
Система АТД является объемной. По вертикали она делится на иерархические уровни. Обычно АТД выстраивается по принципу матрешки, когда ATEболее высокого порядка делятся на ATE более низкого порядка. В результате возникает иерархия управленческих уровней, представленных в системе АТД. При этом на каждом таком уровне существует своя политико-административная структура, т.е. совокупность ATE данного порядка (первого, второго и т.д.).
Административно-территориальное устройство было характерно для всех государств во все времена, отличаясь лишь степенью сложности и разработанности. Однако необходимо подчеркнуть, что регулярное АТД является феноменом современного национального государства. Под регулярностью мы подразумеваем такую ситуацию, когда территория государства почти без остатка, в официальном порядке делится на административно-территориальные единицы , в которых действует власть, обычно подчиненная общенациональной государственной власти, но во многих случаях обладающая самоуправлением. При регулярном АТД существуют четко определенные административные границы, и каждая ATE представляет собой целостное образование.
АТД - феномен вполне древний. Можно вспомнить пример Римской империи с ее делением на провинции. В то же время феодальная модель территориально-государственного строительства обычно нарушала регулярность АТД. Для этой модели в ее европейском варианте было характерно деление территории на центры (города) с определенным самоуправлением и периферии, находившиеся под властью феодалов-землевладельцев. Феодал являлся землевладельцем и региональным лидером в одном лице, т.е. ATE могла одновременно представлять собой феодальное владение. При этом распространенная чересполосица феодальных владений нарушала регулярность АТД.
Современное национальное государство, в отличие от средневекового феодального государства, обязательно использует регулярную систему АТД. Переход к современной модели территориально-государственного строительства происходил одновременно с формированием более или менее централизованной государственной власти и организацией государственного управления (а также самоуправления) на местах. Для организации государственного управления на региональном уровне и формирования структур самоуправления обязательно требуется стройная и строгая система АТД.
б) Исторические модели АТД
2. Факторы, определяющие формирование АТД
Факторы административно-территориального деления
АТД любого государства является функцией его региональной структуры. Сама региональная структура, как ясно из первой главы, формируется в результате сложных эволюционных процессов и представляет собой несколько накладывающихся друг на друга структур различного происхождения.Региональную структуру государства можно представить как наложение этнокультурной, природно-географической и социально-экономической структур.
Исходя из этого, а также из существующей практики административно-территориального деления, можно выделить следующие группы факторов, определяющих формирование его системы.
Под административно-территориальным устройством субъектов Российской Федерации следует понимать научно обоснованное разделение территории субъекта Российской Федерации на определенные части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которыми строится (организуется) местное самоуправление.
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года изменился субъектный состав Российской Федерации, что привело, в свою очередь, к видоизменению субъектного состава административно-территориальных образований. Административно-территориальными образованиями (единицами) больше не являются края и области, которые, как и республики в составе Российской Федерации, города федерального значения, автономная область, автономные округа провозглашены субъектами Российской Федерации, что привело к видоизменению самого субъектного состава внутри, их видов, порядка образования и правового регулирования.
В настоящее время правовое регулирование порядка образования, их упразднения, реорганизации отнесено к ведению субъектов Российской Федерации. Собственно нормативными актами субъектов Российской Федерации, регулирующими административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации, являются конституции республик в составе Российской Федерации, уставы других субъектов Российской Федерации. На территории отдельных субъектов Российской Федерации действуют принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации законы об административно-территориальном устройстве соответствующего субъекта Российской Федерации.
В конституциях республик, в уставах других субъектов Российской Федерации закрепляются, прежде всего принципы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. В наиболее общем виде такими принципами являются:
1) самостоятельность, в пределах собственного ведения, определения административно-территориального устройства и порядка его изменения;
2) обеспечение целостности территории субъекта Российской Федерации;
3) обеспечение исторически сложившейся системы расселения населения, тенденция ее развития;
4) создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
5) содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
В конституциях республик в составе Российской Федерации, в уставах других субъектов Российской Федерации устанавливается, что в состав субъекта Российской Федерации непосредственно входят - города, соответственно, республиканского, краевого, областного, автономной области, автономных округов значения, а также районы. Такие города и районы принято называть базовыми административно-территориальными образованиями (единицами) субъекта Российской Федерации.
Так, в статье 52 Устава Самарской области установлено, что в состав Самарской области непосредственно входят следующие административнотерриториальные единицы Самарской области:
города областного значения: Самара, Жигулевск, Кинель, Новокуй- бышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Сызрань, Тольятти, Чапаевск;
районы Самарской области: Алексеевский, Безенчукский, Бога- товский, Большеглушицкий, Большечерниговский, Борский, Волжский, Елховский, Исаклинский, Камышлинский, Кинельский, Ки- нель-Черкасский, Клявлинский, Кошкинский, Красноармейский, Красноярский, Нефтегорский, Пестравский, Похвистневский, Приволжский, Сергиевский, Ставропольский, Сызранский, Хворостянский, Челно-Вер- шинский, Шенталинский, Шигонский.
В отличие от административно-территориального устройства Самарской области, в статье 92 Конституции Республики Коми установлено, что административно-территориальными единицами Республики являются города с подчиненными им территориями; к числу административно-территориальных единиц отнесены также и районы в городе.
Что характеризует город и район как административно-территориальные единицы?
Города играют исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны. Они являются местом сосредоточения больших промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных, научных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деление их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы. В городе Самаре такими внутригородскими районами являются: Куйбышевский, Самарский, Ленинский, Октябрьский, Железнодорожный, Советский, Промышленный, Красноглинский. Территория города Тольятти включает в себя три внутригородские района.
Район - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономных округов. В экономическом отношении каждый район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, небольшие промышленные предприятия главным образом по переработке сельскохозяйственной продукции, культурно-бытовые предприятия и др. В свою очередь, территория районов подразделяется на более мелкие административно-территориальные единицы, которые образуют первичное звено административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Такими административно-территориальными единицами (образованиями) являются сельские населенные пункты: поселки, села, деревни, хутора, кишлаки, аулы и другие сельские населенные пункты.
Промежуточным звеном административно-территориальное устройство района, между районом и сельскими населенными пунктами, является сельское поселение, которое представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, административный центр которого определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в которого в соответствии законами субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования. «Сельское поселение» как промежуточное звено административно-территориального устройства сельского района в каждом субъекте Российской Федерации получает свое наименование.
Решения по вопросам образования, объединения, упразднения районов на территории субъекта Российской Федерации принимают органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Образование упразднение, установление границ первичных административно-территориальных единиц осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления базовых административно-территориальных единиц, в состав которых соответствующие первичные административно-территориальные единицы.
Контрольные вопросы и задания
1. В каких условиях и на каких правовых основах создавалась РСФСР до образования Союза ССР, и каковы особенности ее государственно-правового статуса?
2. Каков государственно-правовой статус РСФСР, как союзной республики, в составе Союза ССР?
3. Почему автономию определяют как государственно-правовую форму политического устройства наций в России? Каковы ее принципы и формы?
4. Определите виды автономных образований и особенности их правового статуса по Конституции РСФСР 1978 г.
5. Каковы государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года? Каково значение государственных символов Российской Федерации?
6. Сформулируйте понятие компетенции Российской Федерации и определите предметы исключительного ведения Российской Федерации, особенности предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
7. На каких принципах строятся отношения Российской Федерации и СНГ?
8. Чем характеризуется государственно-правовой статус республики в составе Российской Федерации и каково отличие от государственно-правового статуса края, области в составе Российской Федерации?
9. Покажите особенности государственно-правового статуса автономных образований в составе Российской Федерации.
10. Каково содержание компетенции субъектов Российской Федерации, и какие совместные полномочия субъектов Российской Федерации с Российской Федерацией?
11. Систематизируйте исключительные полномочия субъектов Российской Федерации, и покажите особенности их закрепления (на примере содержания главы IV Устава (основного закона) Самарской области).
12. Для каких целей проводится административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации, каковы принципы административно-территориального деления виды административно-территориальных единиц?
13. Постройте систему административно-территориального деления Самарской области.
14. Что такое национально-культурная автономия в Российской Федерации, каковы ее принципы и организационные формы реализации?
Дёмин А. А.,
кандидат юридических наук,
МГУ им.
Административно-территориальное деление страны -
основа применения регионального законодательства
Региональный аспект организации механизма применения административной ответственности является одной из серьезнейших проблем техники властвования в государстве. Как комплексный институт права, ответственность предполагает наличие соответствующего законодательства, наличие специализированных органов правоприменения, специализированных органов разрешения правовых споров и, наконец, специализированный аппарат реабилитации правонарушителей.
Представляется, что страна и в территориальном отношении должна быть структурирована в соответствии с научно обоснованными нормами численности государственного аппарата в координации с численностью населения, нормами управляемости и иными эргономическими требованиями к организации реального функционирующего государственного аппарата .
Методологической основой построения рациональной структуры административно-территориального деления страны, причинами, обусловливающими то или иное административно-территориальное устройство, являются в первую очередь базисные процессы в экономике.
Российская Федерация построена по национально-территориальному принципу, при том что реальное национальное расселение народа ему не соответствует. Более того, никакой рынок (ни капиталистический, ни социалистический) теоретически не допускает оценки народа по иным признакам, кроме признака достигнутого уровня производительности труда.
Национально-территориальное деление страны установлено практически сразу при образовании СССР на развалинах Российской республики и надолго закреплено в Конституции СССР 1936 г. Профессор основательно изучил практически все проявления принципов административно-юрисдикционной деятельности органов государства, но такой принцип, как территориальное действие власти, ограничения компетенции государственных органов территориальными пространственными пределами его компетенции, не отмечает. Подобный подход характерен для российской науки административного права, и профессор находит его только среди принципов административного права Франции. Между тем это важно для оценки законности применения законодательства, в том числе и об административной ответственности.
Исходной для решения проблемы является марксистская позиция о территориальном принципе организации власти при образовании государства. Деление народа по территориальному признаку вместо родового (т. е. относящегося к стадии дикости, в то время как деление по национальностям относится к периоду варварства в развитии человеческой истории) является одним из основных признаков государства, стадии цивилизации.
В правовом отношении требуется определить понятие территории. Профессор Университета св. Владимира (Киевского университета) обосновывал концепцию территории как империума: «Государство владычествует в пределах территории, но не над территорией… Территория не вещь, которою владеет государство, но пространство, в пределах которого державная власть государства существует и действует». Для юриста территория - пределы властвования. В то время как земля как dominium может иметь собственника, только в пределах империума.
Исследуя административно-территориальное деление и административную реформу в СССР в 20-х годах XX в., И. Ильинский находил, что поскольку «исходным пунктом советского территориального права является территория не как объект верховенства, а как объект социалистического хозяйствования», то «свойства "единства и нераздельности", приписываемые государственной территории системами буржуазного конституционного права, в корне чужды советскому представлению о территории». По мнению И. Ильинского, «все вопросы территориального деления и управления должны разрешаться, прежде всего, с точки зрения целесообразности хозяйственной и политической; соображения территориального верховенства и неприкосновенности стоят на втором плане», «лицом к буржуазному миру Советский Союз сохраняет свое единство и свои фактические границы на общих основаниях».
Представляется совершенно правильной формулировка п. 2 ст. 6 Закона Архангельской области от 5 марта 1996 г. № «Об административно-территориальном устройстве Архангельской области», которая гласит: «Границей области является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Архангельской области, то есть пространственный предел действия полномочий органов государственной власти области». Здесь отражено представление об империуме областной власти. Также и п. 4 ст. 8 Закона Амурской обл . от 01.01.01 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области» гласит, что «в состав территории сельсовета входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения». То есть это империум, а не доминиум.
Административно-территориальное деление позволяет рационально организовать территориальное распределение власти государственных органов в стране, чтобы на этом основании они действовали согласованно и одновременно не мешали друг другу работать. Территориальная подведомственность дел является элементарным требованием работоспособного государственного аппарата.
Бывший заместитель руководителя администрации Президента РФ отмечает три уровня публичной власти: федеральные, региональные и местные власти. То есть района, как уровня власти, Д. Н. Козак не находит. Но такое построение государственного аппарата возможно как минимум при двух условиях:
1) когда федерации нет. При федерации федеративная единица - государство, она не может быть уровнем, подчиненным центру;
2) местный уровень включен в механизм государства, а не выключен из него объявлением его негосударственным, как это закреплено в Конституции РФ 1993 г.
В настоящее время в Российской Федерации существует смешанная система территориальной организации страны: основное деление идет по горизонтальной линии национального размежевания, субъектов Федерации, вспомогательным является административно-территориальное деление, например по экономическим районам, военным округам и т. д. Данный подход к территориальному вопросу не обязательно отражает многообразие и своеобразие обстановки, он отражает отсутствие концептуального взгляда на закономерности государственной организации общества, т. е. мы все еще испытываем пережитки троцкистской теории отмирания государства. Это необходимо преодолеть.
В прессе распространено использование выражения «регион», когда речь идет о субъекте Российской Федерации. Это неверно потому, что субъект РФ - это категория власти, в то время как регион - это категория территориальной общности.
Исходя из идеи о субъекте РФ как государстве, можно утверждать, что границы территорий субъектов Федерации не могут быть изменены федеральными законами. В Конституции закреплено, что изменение границ субъектов возможно только с их согласия. То же закрепляется и в законодательстве субъектов РФ. Так, ст. 7 Закона Архангельской области от 5 марта 1996 г. предусматривает, что «изменение границ Архангельской области не может быть произведено без согласия населения Архангельской области , выраженного посредством референдума (п. 1). Изменение границ Архангельской области с другими субъектами Российской Федерации возможно только по взаимному соглашению заинтересованных субъектов Российской Федерации при наличии соответствующих решений, принятых на референдумах этих субъектов, с последующим утверждением Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (п. 2). Подобные положения содержит и ст. 5 закона Амурской области от 01.01.01 г., которая предусматривает, что «статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом, границы области - по взаимному согласию области и граничащих с ней субъектов Российской Федерации».
А что касается местного самоуправления, то ст. 131 Конституции гласит, что местное самоуправление в РФ осуществляется в городских и сельских поселениях. Термин «поселения» также есть в действующем законе о местном самоуправлении, в Градостроительном кодексе РФ. Это родовое понятие, обозначающее городские и сельские населенные пункты. В различных субъектах Российской Федерации имеются различия и в названиях поселений: на юге России это села, станицы, кишлаки, аулы, на севере - деревни, в Якутии - улусы. Именно они являются первичной и основной ячейкой местного самоуправления. Обсуждая поправки к законопроекту по реформе федеративных отношений и местного самоуправления, бывший тогда заместителем руководителя Администрации Президента РФ отметил, что «район в сельской местности - огромная территория, предназначенная для отправления государственной власти. К настоящему времени так сложилось, что абсолютное большинство сельских районов в нашей стране являются муниципалитетами…». Однако, отвечая на вопрос, почему же государственная власть, например, в Курской области до сих пор функционирует на уровне районов, сопротивляется ли она таким образом передаче собственности в муниципалитеты, когда жилищный фонд находится еще в федеральной собственности и не передается в установленном порядке муниципальным образованиям, сказал, что «сплошь и рядом возникающие такого рода вопросы, споры и неразбериха, многочисленные судебные тяжбы по всей стране относительно организации местного самоуправления во многом обусловлены отсутствием внятных детальных правил в этой области…». При таком положении с теоретическим осмыслением и таком научном обосновании реформы делать авантюристично .
Симптоматичным является то, что, например, п. 3 ст. 6 действующего закона Архангельской области от 5 марта 1996 г. закрепляет, что «официальным документом, определяющим прохождение границ области, является описание границ области, содержащее картографические материалы, утвержденное постановлением ЦИК СССР от 01.01.01 г.». А ст. 4 закона Амурской области от 01.01.01 г. опирается на то, что «Территория области в пределах административной границы установлена Указом Президиума Верхового Совета СССР от 2 августа 1948 г.».
При этом популярные политические решения провозглашаются обычно на вышестоящем уровне власти, а их реализация, в том числе финансирование, перекладывается на нижестоящие власти и бюджеты. предположил, что «если исходить из того, что избранная теми же гражданами, что и центральная власть, власть субъекта Российской Федерации или муниципалитета будет проводить политику заведомо антинародную, противоречащую интересам проживающих на их территории граждан, будет тратить бюджетные деньги неизвестно на что, тогда необходимо упразднить и федерализм, и местное самоуправление как явления. Тогда необходимо возвращаться к доказавшему на нашей собственной исторической практике свою несостоятельность централизованному государству, назначать и снимать из Москвы нижестоящие власти, выделять из Москвы им деньги по смете и контролировать их расходование. Но это уже изменение конституционного строя страны. Вынужден об этом говорить, чтобы мы не исходили из иллюзий при построении каких-то управленческих моделей». Действительно, надо опираться на лучшее, а не копировать зарубежные примеры, действующие в совсем иных условиях. Пример невосприятия неприемлемого зарубежного опыта привел и сам. «Во всем мире, в том числе и в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления, - сказал он, - депутаты представительных органов местного самоуправления работают на общественных началах, без зарплаты. У нас же сегодня в большинстве существующих 11 тысяч муниципалитетов они работают на постоянной основе за заработную плату ». Назначение на места должностных лиц из центра само по себе не может быть причиной неработоспособности государственного аппарата, все зависит в этом случае от качества и назначающего, и назначенцев. Армейское командование всегда назначается из центра, при этом качество армии прямо с методом назначения не связано.
Перспективу пессимизма и неверия в единство страны проявляют и те ученые МГИМО, которые пишут, что «...представляется, что вопрос сохранения единства РФ может быть решен не путем форсированных усилий по предотвращению "самостийности" этнической периферии, а прежде всего за счет политики по консолидации главного национального ядра российской государственности, которым является русский народ". Далее авторы пишут, что в числе основных элементов комплексной федеральной стратегии в сфере национальных и региональных отношений должен быть положен «Отказ от попыток торможения центробежных тенденций в сфере национальных и региональных отношений путем структурной реорганизации административного управления. Эффективность подобного регулирования общественных процессов в условиях РФ уже исчерпана, а укрупнение или дробление административных единиц чревато появлением нового бюрократического слоя, сдерживающего развитие производства».
В настоящее время в Российской Федерации существует противоречие между единым экономическим базисом в стране и националистической и местнической формами организации труда и присвоения прибавочного продукта. Национальное государство в недрах Российской Федерации, субъект РФ - один из способов скрытой эксплуатации.
Отсутствие территориального подхода к определению статуса населения страны, умышленное его деление на разные народы, расчленение единых для страны экономики, культуры, языка, идеологии на национальные анклавы и автономии является не просто элементарным нарушением принципа равенства граждан РФ, но может рассматриваться также и направлением подготовки дальнейшего распада страны. Такое деление противоречит историческим закономерностям материального производства, как сути государственно организованного общества. Примером может явиться сообщение «Российской газеты», подаваемое под неким пафосом интернационализма (а совсем не национализма), что «в поселке Тимофеевка Челябинской области вот уже три года работает единственная в России школа для цыган». На самом деле в единой стране могут быть только единые школы, государственные и вненациональные, общенародные, иначе страна готовится для дальнейшего раскола по принципам ленинской национальной политики. Деление по национальному признаку школ в стране - это осуждаемое явление, особенно в последнее время, когда пресса со злорадством подчеркивала, что милиция высчитывала криминалитет среди иностранных граждан грузинской национальности, собирая сведения о наличии грузинских детей в российских школах.
Правильно, последовательно организованный государственный аппарат строится на двух организационных принципах: территориальном и функциональном. Территория - это по горизонтали, по вертикали организуются федеральные органы исполнительной власти с вертикалью власти. При таком сочетании и умении руководителя координировать эти два принципа государство становится и монолитным, и гибким, так что наибольшие успехи связаны именно с таким принципом построения государственного аппарата.
Административно-территориальное деление объединяет людей единой страны, а национально-территориальное разъединяет, делая их разными по национальному или националистическому основанию. Национальный принцип построения государственного аппарата - признак переходного к государству, к цивилизации периода.
Национальный суверенитет, по мнению Ф. Люшера, является одним из прав человека, неотделимым от демократии. Однако слова Ф. Люшера имеют смысл в государствах типа Франции, где понятие национального совпадает с понятием государственного ввиду мононационального характера населения этой страны. В многонациональных странах наличие особого статуса национальностей - показатель отсутствия единства интересов, а значит, отсутствия и единства страны, государства. В условиях Российской Федерации «концепция государственного суверенитета… (субъектов Российской Федерации - А. Д.) представляет собой вполне реальную зловещую опасность для государственного единства Российской Федерации», - совершенно верно писал .
Идея национального суверенитета в Российской империи появилась с разгромом ленинскими «профессиональными революционерами» Российского государства в 1917 г. Поскольку «победивший пролетариат» был немногочислен, ему было трудно удержать столь обширную империю в своем подчинении, не используя знаменитый лозунг «разделяй и властвуй». Легче всего разделение могло строиться на противопоставлении наций внутри Российского государства. Уже менявшиеся названия государства, образованного на месте Российской республики, говорят сами за себя (Союз, Федерация, Содружество и т. д.). «Ленинское строение нелепо для государства, где все нации территориально перемешаны; оно противоречит всякому здравомыслию и могло быть введено только по политическому умыслу. Такое устройство - и преграждает возможность построения вненационального местного самоуправления, то есть закрывает путь к демократии», - пишет А. Солженицын. Достоин сожаления факт, что ленинская национальная политика просуществовала и существует в России столь долго.
Правовая основа решения вопросов административно-территориального устройства субъекта РФ определена наиболее последовательно в ст. 2 закона Амурской области от 01.01.01 г. . Она гласит: «Порядок решения вопросов административно-территориального устройства области устанавливается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом (основным Законом) Амурской области, настоящим Законом, иными законами области». Среди иных важным для административно-территориального устройства является Федеральный закон от 01.01.01 г. «О наименованиях географических объектов».
Принятие законов об образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, административно-территориальных единиц и населенных пунктов области, об установлении или перенесении их административных центров, например, в соответствии со ст. 12 закона Амурской обл. от 01.01.01 г., относится к полномочиям областного Совета народных депутатов в регулировании вопросов административно-территориального устройства области. Право внесения в областной Совет народных депутатов законопроектов об образовании, преобразовании, объединении, упразднении муниципальных образований , административно-территориальных единиц и населенных пунктов, а также установлении и изменении их статуса, границ принадлежит губернатору области, депутатам областного Совета народных депутатов, комитетам областного Совета народных депутатов, представительным органам муниципальных образований, непосредственно населению муниципального образования (п. 1 ст. 15 закона Амурской обл. от 01.01.01 г.). Выражение мнения населения соответствующей территории осуществляется путем голосования на местном референдуме или сходе граждан в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законами области, за исключением случаев, установленных указанным федеральным законом (п. 4 ст. 15).
Несмотря на то, что по законодательству РФ территориальная структура страны обязана состоять из трех уровней: федерального, субъекта РФ и местного самоуправления, в реальности законодательство субъектов РФ обычно строится иначе. Так, в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Республики Адыгея от 5 мая 2000 г. «Об административно-территориальном устройстве Республики Адыгея» административно-территориальными единицами Республики Адыгея являются: районы; городские населенные пункты, включающие в себя города (республиканского значения, районного значения) поселки городского типа (рабочие, дачные, курортные); сельские населенные пункты, включающие в себя аулы; станицы; села; поселки; хутора. То есть имеется трехзвенная структура, а с учетом городов различного значения, республиканского и районного, и четырехзвенная структура территориального деления. Другими словами, реальное правовое регулирование не совпадает с конституционным. По представлению соответствующих органов местного самоуправления специально уполномоченный орган исполнительной власти Республики Адыгея в области архитектуры и градостроительства производит регистрацию и учет административно-территориальных единиц Республики Адыгея и ежегодно представляет регистрационные и учетные данные на рассмотрение Кабинета Министров Республики Адыгея (п. 2 ст. 13).
Как самостоятельные единицы административно-территориального деления Амурской области ст. 8 закона Амурской области от 01.01.01 г. называет муниципальные районы , городские округа , городские поселения , рабочие поселки, сельские поселения и иные населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.
Более сложную структуру имеет территориальное деление такого субъекта РФ, в состав которого входят автономии. Например, в соответствии с п. 1 ст. 8 закона Архангельской области от 5 марта 1996 г. в состав области входят: Ненецкий автономный округ; 20 районов; 7 городов областного значения (в том числе областной центр): Архангельск, Котлас, Онега, Северодвинск, Мирный, Новодвинск, Коряжма); города районного значения; сельсоветы; рабочие поселки; сельские населенные пункты; населенные пункты, не имеющие статуса административно-территориальной единицы; территория архипелага Новая Земля, территории архипелага Земля Франца-Иосифа и острова Виктория; закрытые административно-территориальные образования.
Важно отметить, что «границы административно-территориальных единиц могут совпадать с границами муниципальных образований», как это закреплено в ст. 1 закона Архангельской области от 5 марта 1996 г. То есть при объявлении Конституцией РФ муниципального образования негосударственной структурой закон Архангельской области совмещает муниципальное образование с государственной структурой, этим он отражает реальную систему территориального действия государственной власти на местах. Таким образом, по крайней мере в указанной части в Архангельской области действует система связи центральной власти государства с местными властями, которая в науке называется «местное управление», а не местное самоуправление.
Указанный закон Архангельской области, так же как и закон Республики Адыгея, не отражает трехзвенной структуры вертикали власти в РФ: федеральный, субъекта и местное самоуправление. Он узаконивает наличие городского района (округа) как внутригородской территории , выделенной в целях обеспечения эффективности управления городским хозяйством и социальной инфраструктурой; района как административно-территориальной единицы, которая объединяет в своих границах несколько сельсоветов, а также городских населенных пунктов, кроме городов областного значения, с прилегающими к ним землями в административных границах района; сельсоветов как территории, включающей в свой состав один или несколько сельских населенных пунктов, объединенных по решению населения этих населенных пунктов общей территорией для совместного осуществления местного самоуправления.
При возникновении спора, связанного с преобразованием, образованием, изменением, упразднением, закрытием административно-территориальной единицы, глава администрации, например, Архангельской области создает согласительную комиссию с участием заинтересованных сторон (ст. 17 указанного областного закона). Результаты работы согласительной комиссии учитываются областным Собранием депутатов при рассмотрении и принятии окончательного решения.
Указанные характеристики административно-территориального деления в РФ особо важны для определения полномочий различных органов административно-юрисдикционной деятельности в РФ, и особенно в случае внедрения территориально организованных государственных судов административной юстиции - административных трибуналов. Хотя Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 00021 и не содержит пунктов о создании судов административной юстиции, этот вопрос подлежит обсуждению.
Административно-территориальное деление страны напрямую связано и с предлагаемым введением судов административной юстиции. Было бы верхом нелепости ввести еще и правосудие по национальному признаку, националистическому или религиозному.
Наиболее четко классификацию региональных территориальных органов административно-деликтной юрисдикции провел. В ряду различных критериев его классификации, в частности, по характеру административно-деликтной подведомственности он выделяет предусматривающие и не предусматривающие: а) создание административных комиссий; б) осуществление административно-деликтной юрисдикции исполнительными органами государственной власти; в) создание иных коллегиальных органов административной юрисдикции. Однако такая классификация наталкивается на, во-первых, противоречивое, или же прямо неверное, положение Конституции РФ, будто местное самоуправление находятся за пределами государственного аппарата управления, т. е. лишает органы местного самоуправления государственно-властного характера; а во-вторых, такая классификация вполне очевидно исключает возможность создания судов административной юстиции, поскольку в этом случае они конкурировали бы с органами местного самоуправления, занимающимися теми же вопросами. Параллелизм и дублирование государственных функций издавна, при всех административных реформах в СССР и РФ не одобряются властями. Филант же признает как легитимный факт, что региональные системы могут быть классифицированы по критерию, использующие и не использующие институт наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Он считает далее, что практически произвольно, без научных критериев законодатель субъекта Федерации вправе избрать различные модели организации деятельности административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в зависимости, в частности, «от придания им статуса государственных или муниципальных органов административной юрисдикции». То есть автор прямо исключает необходимость в федеральной системе административных трибуналов, поскольку находит достаточной систему административно-юрисдикционных органов уже существующую в субъектах РФ. И его не смущают противоречия между провозглашенным Конституцией статусом муниципальных образований негосударственными образованиями. При предлагаемой им и проводимой им и законодателем наделением этих негосударственных органов государственными полномочиями фактически автор исключает создание судов административной юстиции.
Предложения по введению судов административной юстиции включают создание территориальных административных трибуналов, для максимального обеспечения независимости судей административных судов от должностных лиц органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, не совпадающих с административно-территориальным делением». И это правильно для единой страны. Но нельзя не видеть, что такое построение административной юстиции нарушает представления о национально-территориальном устройстве страны с республиками и прочими националистическими образованиями ленинского периода расчленения народа по нациям. Также она не может соответствовать напрямую и существующему административно-территориальному делению страны. Напомним, что давно существующая и реально функционирующая система административных трибуналов во Франции имеет территориальную структуру, непосредственно с границами департаментов и даже регионов (совокупности групп департаментов) не совпадающую.
В отношении специализированного аппарата реабилитации правонарушителей административного законодательства необходимо отметить необходимость наличия специализированного аппарата учета правонарушений с целью отслеживания административного рецидива. Так, реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется МВД РФ и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации на основании постановления Правительства РФ от 01.01.01 г. (в редакции постановления Правительства РФ от 01.01.2001 г., ранее таким уполномоченным органом значилась Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству). Специализированный государственный аппарат необходим также и для исполнения административных наказаний. Сейчас все органы учитывают административные правонарушения своей подведомственности самостоятельно, единого государственного аппарата нет. Этому способствует указание в законодательстве о том, чтобы считать повторным правонарушением совершение правонарушителем именно такого же деяния, как и предыдущее, что ведет к ведомственности при учете таких правонарушений.
В результате исследования можно предложить следующее.
1. В едином государстве необходимо исходить из требования в первую очередь обеспечения функционирования экономического базиса, то есть административно-территориальное деление должно не затруднять, а способствовать, облегчать производственно-хозяйственные связи: во-вторых, должны применяться все критерии науки административного управления: нормы управляемости, нормативы численности, штатов и другие. Эффективность управленческих усилий государственного аппарата в конечном счете определяется их близостью к населению, обеспечением возможности населению плодотворно трудиться по созданию прибавочного продукта на основе специализации, не отвлекаться от специализации на второстепенные вопросы снабжения, бытового обслуживания и поддержание себя в работоспособной форме. В этом контексте представления о местном самоуправлении как негосударственной системе органов являются реакционными и мешающими развитию.
2. Существующие чересполосица и принципы административно-территориального деления, решение которых перенесено на уровень субъектов РФ, затрудняют унификацию статуса административно-территориальных единиц и создают по крайней мере видимость отсутствия единой системы властвования в РФ. Это затрудняет управление страной. Создается разница их статуса, что в правовом отношении не является прогрессивным.
3. Представляется, что вопросы административно-территориального устройства страны должны решаться явочным путем, но оформляться решением только федеральных, точнее, центральных, властей единой страны.
4. Для обеспечения возможности введения судов административной юстиции нужно признать, что границы территориальных органов судебной власти могут не совпадать с административно-территориальным делением, поэтому национально-территориальная структура территориальных единиц в стране объективно мешает рациональной организации управления . Предлагается рассмотреть вопрос о переходе к структуре административно-территориального деления страны, основанной на унитарной модели. Такое решение не может ущемлять права в том числе и национальных образований именно потому, что только при этом условии можно действительно обеспечить юридическое равенство всех граждан государства, унификации их статуса вне зависимости от националистического субстрата их статуса, так развращающего население в настоящее время угрозой уголовной ответственности за пропаганду национальной розни, является необходимым способом сглаживания националистических конфликтов.
Карташов структура правовой культуры. В кн.: Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества. Сборник научных трудов. Выпуск 6. /Отв. ред. . - Ярославль, 2006, стр. 3-11.
Дугенец -юрисдикционный процесс: Монография. - М: ВНИИ МВД России, 2003, стр. 59-82.
Демин право Российской Федерации: Курс лекций. - М., 2002, стр. 2.
Незабитовский публицистов о межгосударственном владении. - Киев, 1884, стр. 140. Цитируется по: Кремнев вопроса о государственной принадлежности Крыма. - В кн.: Кремнев СССР: международно-правовые проблемы. - М.: Зерцало-М, 2005, стр. 69.
Ильинский И. Правовые предпосылки советского
территориального строя (окончание). - Советское право.
- М.-Л., 1926, № 5(23), стр. 55-63.
Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов. 1996, № 12.
Амурская правда. 24.01.2006.
См., напр.: Брячихин в городе. М., 1995, стр. 4.
Федоров местной власти. 21.08.2003. http://www. humanities. *****/db/msg/28026
Амурская правда. 24.01.2006.
Закатнова А. Без революций. В. Сурков предложил прессе выработать гражданскую позицию. - Российская газета. 2006, 13 сентября , стр. 3.
Боришполец К., Ружинская Т., Степанова Т. Политическое будущее России в свете тенденций этнонационального развития: Исследования ЦМИ МГИМО. Вып. 6. - М., 1996, стр. 64-65.
Боришполец К. и др. Указ. соч., стр. 65.
Орлова М. Табор уходит в школу. В пос. Тимофеевка Челябинской обл . вот уже 3 года работает единственная в России школа для цыган. - Российская газета. 13 октября 2006 г., стр. 15.
Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. /Под ред. . - М., 1993, стр. 340.
Златопольский единство Российской Федерации: некоторые аспекты проблемы. - Вестник МГУ. Серия 11, Право, 1994, № 4, стр. 4.
Солженицын А. Россия в обвале. - М., 1998, стр. 124.
СЗ РФ, 1997, № 51, Ст. 5718.
Собрание законодательства Республики Адыгея. 2000, № 5.
Дёмин управления населением. - Государственная власть и местное самоуправление. 2004, № 3, стр. 46-48.
СЗ РФ. 2006, № 41, стр. 4248.
Филант субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в системе административно - деликтного права: Автореф. Дисс… к. ю.н. - Екатеринбург, 2006, стр. 11.
Радченко В. Административные суды призваны защитить человека от произвола недобросовестных чиновников. - Российская юстиция. 2004, № 3, стр. 4.
См.: , и др. Административная ответственность (часть общая): Учебное пособие. - Екатеринбург: Уральский институт экономики, управления и права, 2004, стр. 227.
Вишняков -правовые проблемы структуры и штатов органов советского государственного управления : Дисс… докт. юрид. наук. - М., 1974.
В современных политико-экономических условиях территориально-экономическое пространство РФ официально структурировано на основе 4 основных принципов деления:
1. административно-территориального;
2. территориально-поселенческого;
3. планово-экономического;
4. программно-целевого.
Каждый из вариантов территориального деления РФ служит определенным целям и выполняет определенные функции в системе регионального управления страны. Основным принципом структурирования территории РФ является принцип административно-территориального деления. Административно-территориальное деление – система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и местного самоуправления. Организация власти в государстве связана с его территориальным устройством, т.к. функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делятся территория государства.
X век княгиня Ольга разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки
Великий князь в конце жизни отдавал подвластные ему земли сыновьям в удел - так возникали многочисленные удельные княжества
В XII-XV веках на северо-западе существовала независимая от Киева Новгородская земля. В январе 1478 подчинена и включена Иваном III в состав Московского государства. Территория Новгородской земли была разделена на пятины. Существовали только более мелкие единицы - уезды и волости
До 18 века в России существовали самые разные административно-территориальные единицы. В эпоху правления Петра I и в результате принятия ряда реформ Россия была разделена на 8 крупных губерний, в состав которых входили провинции и уезды.Это территориальное деление сохранялось до 1775 года. Тогда по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. В основу реформы был положен принцип разукрупнения губерний, причем они д.б. насчитывать не менее 300-400 тыс человек. Причем количество мужчин призывного возраста должно составлять не менее 20-30 тыс человек. Это административное деление оставалось неизменным до революции, т.е. почти 142 года.
Южные территории России по существу считались военными областями, управлялись генерал-губернаторами и в состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия. В результате победы в Великой Октябрьской революции на основе добровольного объединения равноправных советских республик был образован Союз Советских Социалистических Республик 30 января 1922 года.
В декабре 1923 года образована АССР Немцев Поволжья
В апреле 1925 года Чувашская АО была преобразована в Чувашскую АССР;
Татарская и Башкирская АССР; Дагестанская АССР и Калмыцкая АО.
В состав СССР входили 16 союзных государств: РСФСР, Украинская, Белорусская, Эстонская, Литовская, Латвийская, Молдавская, Грузинская, Армянская, Азербайджанская, Таджикская, Киргизская, Туркменская, Узбекская, Казахская и Карело-Финская ССР. В составе союзных республик существовало 16 автономных республик, 9 автономных областей, 10 национальных округов, 1531 город, 2454 поселка городского типа, столицей являлась Москва.
С 1930 по 1954 годы происходило разукрупнение и были образованны новые области и края. Ряд образований было упразднено или изменился их статус
Для чего нужно укрупнение субъектов РФ и нужно ли оно вообще?
В качестве преимуществ называются такие следствия укрупнения регионов, как сокращение бюрократического аппарата, повышение эффективности управления субъектами со стороны органов федеральной власти, развитие в перспективе самодостаточных регионов. Противники укрупнения опасаются, что такие преобразования могут привести к ухудшению ситуации в результате ломки исторически сформировавшихся и конституционно закрепленных границ субъектов: «Дробность государственного устройства на 89 регионов ведет к тому, что каждый регион может развиваться с учетом местных условий, которые для всей территории России различны». Встречаются также мнения, что на сегодня эта мера – прогрессивная сама по себе – окажется только дестабилизирующим фактором: «На данный момент управление потеряется полностью, пока будут создаваться какие-то новые структуры управления».
Процесс "перекраивания" регионов во-первых, продолжительный. Требуются кадровые перестановки, налаживание связей между субъектами, изменение форм подчинения и т.д. Этот процесс, естественно, кое-где встречает сопротивление или просто недовольство. Положительные эффекты только предполагаются. Говорить об их реальности можно будет позже. Пока же период можно назвать переходным.
Необходимость административной перекройки страны обосновывалась и обосновывается экономическими и политическими соображениями. Экономические: объединив депрессивную Тамбовскую область с успешной Белгородской, сторонники административно-территориальной реформы рассчитывают в итоге получить одну большую экономически состоятельную губернию. Сомнительные, конечно, расчеты, но в данном случае они скорее благовидный предлог для достижения куда более важных целей - политических.
Принципы, на которых базируется ее нынешнее административно-территориальное деление, не только не отвечают национальным интересам России, но и угрожают ее безопасности и территориальной целостности...
Отказ от национального принципа административно-территориального деления страны и преобразование национальных республик и автономий в чисто территориальные единицы являются грубейшим нарушением Статья 68 п.2. «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.», п.3. «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.» Статья 69 п. «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.». Кто обеспечит равные права национальностям, их языку и культуре, если будет не просто объединены субъекта федерации, но и объединены их бюджеты? Кто обеспечит «правильное» распределение бюджетных средств? Большинство, которое представлено большинством в Парламенте? Реформы идут абсолютно хаотичным и безапелляционным путем. Они направлены на подрыв государственного устройства России, ухудшение управляемости в административном плане. Они приведут страну к гражданской войне, к развалу страны, к противостоянию в новых национально-территориальных образованиях, так как неизбежно приведут к межнациональному противостоянию
Прирост территорий не возможен без ущемления интересов других. Конфликт интересов народов России – это катастрофа.
Любой политик, который призывает к переделу границ России в новые административные единицы под благими предлогами – это скрытый враг Российской государственности и Российской Конституции, которая гарантирует «всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития», гарантирует «права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».
Сложившееся административно-территориальное деление существовало с небольшими изменениями до 1990 г, когда начался процесс распада СССР.
6 союзных республик вышли из ее состава и заявили о своей независимости. Обострение политической и экономической обстановки в СССР привело к государственному перевороту в августе 1991 года и дальнейшему развалу СССР. О полной независимости заявили Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и др. Образовались новые суверенные государства: Россия, Украина. Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения. Новые государства – республики по форме государственного устройства и при том в основном президентские. Конституция РФ 1993 года установила в качестве основных административно-территориальных образований 89 субъектов федерации: 21 республику, 1 автономную область, 10 автономных округов, 6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Единицей административно-территориального деления было впервые определено муниципальное образование. Основанное на административно-территориальном делении, система административно-территориального деления РФ имеет 3 уровня: 2 уровня гос управления – федеральный и субфедеральный и 1 уровень местного управления – муниципальный.
С образованием РФ произошли изменения в системе управления. Автономные республики и области получили новые права в области развития самоуправления. Республики в отличие от области получили право избрания президента, парламента.
Система территориально-экономического деления РФ включает экономические зоны различного типа и функционального назначения.
1 - Федерального округа.
Цель их создания – координация и контроль регионального развития со стороны центральной государственной власти.
Уровень федерального управления обеспечивает территориальное единство и целостность экономики страны.
Предпосылки создания ФО в России:
1. Необходимость в управленческих ячейках государственного пространства на местах (в регионах).
2. Из-за слабой согласованности региональной и местной нормативно-правовой базы, нормам действующего федерального законодательства (20% принятых в регионах НПА на момент создания ФО противоречило нормам Конституции).
3. Из-за установления необоснованных торговых барьеров и пограничных столбов между отдельными регионами (запрет на вывоз продукции за пределы Краснодарского края с середины 90х до конца 90х гг).
4. Потребность внимательно следить из центра за входящими в состав РФ 89 субъектами.
В этих целях в соответствии с указом Президента «О полномочных представителях в ФО РФ» от 13.05.2000 г. институт федеральных представителей был преобразован в институт полномочных представителей в ФО.
Центральный федеральный округ (Беглов Александр Дмитриевич)
Северо-Западный федеральный округ (Булавин Владимир Иванович)
Южный федеральный округ (Устинов Владимир Васильевич)
Приволжский федеральный округ (Бабич Михаил Викторович)
Уральский федеральный округ (Холманских Игорь Рюрикович)
Сибирский федеральный округ (Рогожкин Николай Евгеньевич)
Дальневосточный федеральный округ (Трутнев Юрий Петрович)
Северо-Кавказский федеральный округ (Меликов Сергей Алимович)
Крымский федеральный округ (Белавенцев Олег Евгеньевич)
1. организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;
2. организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
3. обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;
представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.
Функции полномочного представителя:
1. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе.
2. Организация взаимодействия с органами власти субъекта, органами МСУ, политическими партиями и иными общественными объединениями.
3. Контроль за использованием федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства, а так же за ходом реализации федеральных целевых программ.
4. Совместная разработку программ социально–экономического развития территорий в пределах ФО.
5. Участие в работе государственных органов, МСУ.
В 2000 году было образовано 7 федеральных округов. Разделение России на 7 федеральных округов было сделано в целях реализации президентом РФ своих конституционных полномочий. А также в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений. Институт полпредов президента РФ в регионах (субъектах) был преобразован в институт полпредов при президенте в федеральных округах. Федеральные округа не являются административно-территориальными образованиями РФ, они выполняют задачу территориально-функционального разделения полномочий представителей президента РФ. В центрах федеральных округов сосредотачиваются руководящие органы региональных подразделений всех основных федеральных органов исполнительной власти. На территории РФ действует единая система классификации и кодирования технико…... и экономичской информации, куда входит общероссийский классификатор административно-территориального деления. Объектами классификации являются республики, края, города федерального значения, автономная область, автономные округа, районы, города, поселки городского типа, сельсоветы и сельские населенные пункты.
Стабильность административно-территориального устройства и местного самоуправления обеспечивают эффективное функционирование органов государственной власти.
В 2014 году образован Крымксй федеральный округ
В настоящее время на территории РФ выделяют 9 ФО:
1) Северо–Западный ФО, включает в себя два экономических района:
Северный
Северо–Западный
2) Центральный ФО:
Центральный экономический район
Центральный – Черноземный
3) Приволжский ФО:
Поволжский
Волго-Вятский
4) Южный ФО:
Северо–Кавказский экономический район
Субъекты Нижнего Поволжья:
Астраханская область
Волгоградская область
республика Калмыкия
5) Уральский ФО:
Западно-Сибирский
Уральский
6) Сибирский ФО:
Восточно-Сибирский
Западно-Сибирский
7) Дальневосточный ФО:
Дальневосточный
8) Северокавказский ФО (2010 г)
Республики Северного Кавказа
Ставропольский край
9) Крымский ФО (2014 г.)
Республика крым
Севастополь
В настоящее время (на 2015 год) согласно статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. По состоянию на 1 марта 2008 года таких субъектов 83.
Существуют следующие типы субъектов Российской Федерации 22 республики: 46 областей, 9 краёв, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города федерального значения.
В Российской федерации насчитывается 24 области: Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская.
Любому государству присуще разделение на отдельные части всей его территории. Это необходимо для создания местного самоуправления, осуществления управленческой деятельности. Административная территориальная единица формирует структуру государства. Это формальные регионы, которые имеют политический и экономический смысл.
Совокупность таких единиц составляет административно-политическое деление страны. Причем процедуру деления можно рассматривать и как процесс создания определенной структуры, и как его конечный результат. При этом образуются различные административные единицы.
Общая характеристика
Часть государства, которая формирует политическую административную карту страны. В соответствии с таким разделением строится система местного самоуправления. Это частный случай районирования, которое проводят органы государственной власти.
Деление территории суверенного государства на отдельные регионы обусловлено политическими, природными, этническими и прочими факторами. Федеративные государства также имеют подобные единицы местного самоуправления, так как подобные страны являются унитарными. Их устройство является особым.
Подобные государства характеризуются федеративным устройством. Каждый их субъект имеет унитарное устройство, но они могут также являться отдельными федерациями. Административные единицы управляются органами местного самоуправления. Их права регулируются законодательством.
Особенности разделения стран
Деление территории страны на отдельные части имеет древнее происхождение. Это было присуще множеству государств в прошлом и настоящем. Отличие заключается только в сложности такого устройства.
В некоторых странах при их распаде границы областей могут формировать отдельные государства. В этом случае возможно возникновение множественных территориальных споров.
Особенности разделения в РФ
Административно-территориальные единицы России формируются под воздействием законодательной деятельности представительных органов. Существуют определенные принципы, по которым происходит подобный процесс. Законодательство регулирует полномочия органов местного самоуправления.
Взаимоотношения между государством и его регионами имеют несложную форму. Поэтому правительство может менять районирование без процедуры одобрения местными властями таких решений.
Принципы формирования регионов в РФ
Российские территориально-административные единицы формируются по нескольким принципам. К ним относятся территориальный, национальный и смешанный подход. В первом случае предполагается выделение территориальной единицы при наличии значительной площади и проживающего здесь большого количества людей. Этот принцип положен в основу формирования области, края, города.
По национальному принципу формируются субъекты РФ, в которых проживает определенная этническая группа населения. Если на конкретной небольшой территории проживает определенный народ, входящий в состав федерации, эту область также выделяют в отдельную единицу.
Смешанный принцип имеет черты национального и территориального разделения. Признаками субъекта является отсутствие государственного суверенитета, отсутствие возможности самостоятельно менять границы или выходить из состава государства. Население, живущее в таких районах, наделяется одинаковыми правами. Все проживающие являются гражданами РФ. Все субъекты имеют равные права.
Факторы разделения
Существует несколько основных факторов, по которым формируется каждая основная административно-территориальная единица. Это происходит под воздействием природно-географических, этнических, культурных, социальных и экономических особенностей развития. В связи с этим можно выделить несколько групп факторов. Они определяют формирование системы.
Этнокультурные факторы определяют территориальную структуру в многонациональных государствах. Такие области обладают четко выраженными на местности объектами. Чтобы избежать сепаратизма национальных меньшинств, правительство редко определяет границы области по этому принципу.
Исторические факторы сложились много веков назад. Сохранившись и по сей день, они могут формировать карту страны. Система расселения (демографический фактор) также может влиять на этот процесс. В некоторых случаях территориальные единицы формируются под воздействием природных (географических) факторов.
Важным сегодня является экономический фактор. Он определяет разделение территории по профилю производства, направления хозяйственной деятельности.
Типы территориальных единиц
Чтобы понять, как называется территориальная административная единица в РФ, необходимо рассмотреть существующие их виды. Они бывают первичными и базовыми. К первой категории субъектов относятся районные города, ПГТ, поселки. Ко второй категории субъектов относят районы, города республиканского или областного подчинения.
Районом называется составляющая часть края, автономного округа или области. Это многоотраслевая экономическая структура. В нее входят коммунально-бытовые, сельскохозяйственные, торгово-закупочные предприятия.
Городом называется важная для культурной, политической и хозяйственной деятельности страны единица. Они разделяются на виды в зависимости от ряда организационных факторов. Бывают города республиканского, краевого, областного, окружного, районного значения. Городские районы являются их частью, наименьшей структурной единицей.
Поселки также считаются отдельной частью территориальной системы. Они отличаются от городов меньшими размерами. Бывают дачные, курортные и рабочие поселки.
Формат подчинения
Административно-территориальные единицы страны могут отличаться различной степенью подчинения государственным властям. В зависимости от этого выделяют несколько форматов организации структурных элементов.
Автономный регион отличается повышенным политическим статусом. Их уровень самоуправления высок. Чаще всего подобные единицы выделяют по этнокультурному признаку.
Ко второму типу подчинения относятся регионы, в которых присутствует особый порядок управления. К таким структурным единицам могут относиться регионы с особой геополитической ситуацией. Чаще всего они живут в условиях жесткого контроля со стороны централизованной власти.
Третьей формой являются области с пониженным политическим статусом. Такие регионы могут не обладать совсем или только частью признаков субъектов. Они имеют небольшое количество жителей или малый размер.
Столичные округа характеризуются наличием крупного города, которые обладают некоторой автономией или особыми правами.
Экстерриториальные территории выделяют по этническому признаку. Также существуют заморские территории, которые образовались после распада колоний. Их принято называть владениями. Также существуют неконтролируемые регионы.
Название структурной единицы
Чтобы разобраться, какая административно-территориальная единица функционирует в регионе, следует рассмотреть особенности их топономики. Различают наименования и названия подобных структурных элементов государств. Под наименованием подразумевают синонимы формальных регионов. Они могут быть общими для многих стран или встречаться исключительно в одном государстве.
Условно для определения понятия территориальной административной единицы в любой стране можно использовать слово «провинция». Остальные формы считаются производными от нее.
В большинстве государств применяется одно наименование для структурных единиц. Однако для сложных федераций возможно применение более сложной организации. В этом случае именования могут формироваться в результате исторических факторов, размера территории и т. д.
Название же устанавливается для конкретной территории, обладающей уникальными характеристиками.
Уровень дробности
Входит в структуру из определенного количества элементов. Их число определяет уровень дробности государства. Оптимальные параметры этого понятия связаны с выбором адекватной управляемой структуры.
Показатель дробности зависит от числа жителей в стране, ее размерами и степени ее расчлененности в соответствии с различными признаками. Для каждого государства существует оптимальное число структурных единиц. Причем оно не зависит от размеров территории и количества жителей. Каждый структурный элемент должен иметь высокую управляемость.
Количество структурных единиц для среднестатистического государства составляет около 18 штук. Это исторически сложившийся оптимальный уровень. Однако это не означает, что любое государство должно формировать свою структуру в соответствии с этим значением.
Административный центр
Имеет такой элемент, как центр. Для полноценного управления значение имеет его месторасположение, а также его столичность. Последний принцип имеет несколько типов.
Доминирующий центр является в регионе самым крупным городом. Он имеет большое влияние на остальные структурные единицы. Доминирование определяется концентрацией в нем населения относительно всего региона, а также экономический потенциал.
Конкурентно-доминирующий центр представляет собой столицу, которая является одним из нескольких крупных городов в регионе. Функциональный центр может быть небольшим, но он выполняет административные функции.
Еще одной формой столичности считается исторический центр. Город может быть некрупным, но он выполняет административные функции уже множество веков.
Закрытые образования
В РФ может быть закрытой. К таким образованиям относятся структурные элементы, которые имеют органы самоуправления и промышленные предприятия по производству оружия массового поражения, переработке радиоактивных отходов и т. д.
Это тоже территориальная административная единица. Ее границы определяются в соответствии с действующим режимом безопасности, а также потребностями его развития.
Рассмотрев основные принципы выделения административно-территориальных единиц, можно глубже вникнуть в принципы государственного деления и подчинения регионов в РФ и других странах мира.