Что такое чрезвычайная ситуация локального характера. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций. Правовое регулирование опасных ситуаций

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, а также ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей .

Решение о введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от масштаба ситуации принимает Правительство, МЧС России или соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям. :71

Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от их характера, сферы возникновения, масштабов и размеров ущерба.

По характеру источников возникновения:

  • природного;
  • техногенного;
  • экологического;
  • биолого-социального характера.

По сфере возникновения:

  • террористического характера
  • гуманитарного характера.

По масштабу и размеру ущерба

В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на :

  1. Локального характера , - зона чрезвычайной ситуации (территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей) не выходит за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших (людей, погибших или получивших ущерб здоровью) не более 10 человек, либо размер материального ущерба (размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь) составляет не более 100 000 рублей;
  2. Муниципального характера , - зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, и чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  3. Межмуниципального характера , - зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;
  4. Регионального характера , - зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  5. Межрегионального характера , - зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  6. Федерального характера , - количество пострадавших свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

Классификация не распространяется на чрезвычайные ситуации, возникающие вследствие лесных пожаров.

Поражающие факторы

Источник чрезвычайной ситуации вызывает опасные явления или процессы поражающего фактора. Поражающие воздействия могут иметь различный характер: механический, тепловой, химический, радиационный, биологический. В результате наступает поражение людей, животных, техники, объектов и окружающей среды.

Мы живем в такое время, когда чрезвычайные ситуации могут произойти где угодно и иметь непредсказуемый характер. Чтобы уметь себя вести во время таких ситуаций, необходимо знать, что они собой представляют. Классификация ЧС зависит от многих факторов, которые мы и рассмотрим в статье.

Понятие чрезвычайных ситуаций

Прежде чем разбираться с классификацией, необходимо уяснить, какие ситуации называются чрезвычайными. Можно дать такое определение, что ЧС – это своего рода обстановка, которая сложилась на определенной территории. Причиной ее может стать ситуация техногенного характера, опасное природное явление, социальная ситуация, если все они привели или приведут к жертвам среди населения, а также к материальному ущербу.

Любую ЧС можно предупредить или снизить риск ее возникновения. Для этого планируется ряд мероприятий, которые проводятся заблаговременно. Имеется такое понятие, как зона ЧС – это та территория, на которой возникла ситуация.

Причины ЧС

Прежде чем выяснять, как осуществляется классификация ЧС, причины таких ситуаций должны быть тщательно изучены. Они подразделяются на две большие группы:

  • Внутренние, в которые включены: использование сложнейших технологий на производстве, низкая степень квалификации работающего персонала, погрешности в проектах, работа на изношенном оборудовании, отсутствие трудовой дисциплины.
  • К внешним причинам относятся: различные стихийные бедствия, военные действия, терроризм, внезапное прекращение снабжения газом, электричеством.

Если рассматривать обстоятельства, при которых могут произойти ЧС, то они могут быть следующими:

Ученые, которые занимаются изучением ЧС различного происхождения, выяснили, что все они отличаются наличием различных периодов в своем протекании. Всего выделяют несколько стадий:

  • Постепенное накопление негативных факторов, которые приведут к аварии.
  • Развитие катастрофы.
  • Экстремальный период с выделением основной дозы энергии.
  • Стадия затухания интенсивности ситуации.
  • Ликвидация последствий.

Изучение ЧС в России позволило выяснить основные причины аварийных ситуаций и травматизма:

  • Более чем в 50,1% случаев виноват человеческий фактор.
  • По вине старой техники и оборудования аварии случаются в 18,1%.
  • Неправильная технология выполнения сложных работ – 7,8%.
  • Внешняя среда виновата в ЧС в 16,6% случаев.
  • 7,4% занимают прочие факторы.

Из представленных данных можно сделать вывод, что классификация ЧС может быть абсолютно разной, но человеческий фактор в их возникновении играет главную роль.

Классификация аварийных ситуаций

Если учитывать область, в которой возникает опасная ситуация, то общая классификация ЧС может выглядеть так:

  • Техногенные аварийные ситуации.
  • Природные катаклизмы.
  • Экологические ЧС.
  • Социальные катастрофы.

Но в большинстве стран все ЧС подразделяют на 2 класса:

  • ЧС техногенного характера. К таковым относят транспортные аварии, опасные ситуации с огнем, выброс ядовитых, химических и радиоактивных веществ, аварийные ситуации на заводах и предприятиях агропромышленного комплекса.
  • Природные ЧС включают смерчи, ураганы, наводнения и другие явления, которые возникли по вине окружающей среды.

Какова бы ни была классификация ЧС по характеру возникновения, все они имеют отличительные признаки, которые их сближают:

  • Появляется серьезная угроза жизнедеятельности или здоровью людей.
  • Нарушаются условия жизни.
  • Наносится серьезный экономический ущерб.
  • Ухудшается состояние природной среды.

Классификация ЧС по масштабу последствий

Любое чрезвычайное происшествие может охватывать территории различные по площади, а также приводить к разному количеству жертв. Учитывая все это, чрезвычайные ситуации можно разделить на несколько групп:


В зависимости от той площади, которую занимает чрезвычайная ситуация, последствия устраняются силами различных организаций. Например, если при локальной аварии вся ответственность по ликвидации падает на силы самой организации, то при региональной уже вовлекаются органы государственного управления.

На чем строится классификация ЧС? Можно сказать, что все катастрофы и аварии классифицируются с учетом:

  • области возникновения, от которой зависит характер аварии;
  • масштаба последствий, учитывая ущерб;
  • принадлежности к той или иной отрасти н/х.

Теперь настала очередь рассмотреть различные виды аварийных ситуаций.

Техногенные аварии

Классификация ЧС техногенного характера включает в себя различные виды и группы, рассмотрим их.

1. К первой можно отнести транспортные аварии, которые включают следующие виды:

  • Аварийные ситуации и катастрофы на любых видах пассажирского транспорта.
  • Чрезвычайные ситуации на нефте- или газопроводах.

2. Опасные ситуации с огнем и взрывы включают пожароопасные и взрывоопасные ЧС в жилых домах, на промышленных объектах и в общественном транспорте, а также аварийные ситуации в шахтах.

3. Аварии, во время которых происходит выброс СДЯВ:

  • Выброс на промышленных предприятиях в результате нарушения норм переработки или хранения веществ и материалов.
  • Аварии на заводах и фабриках с угрозой утечки ядовитых веществ.

4. Классификация техногенных ЧС включает также повышение предельной концентрации вредных веществ:

  • Присутствие ядовитых и химических веществ в воздушной среде и почвенной.
  • Превышение ПДК веществ в водных ресурсах.

5. Аварийные ситуации, при которых происходит выброс радиоактивных веществ.

6. Разрушение зданий в результате чрезвычайных ситуаций:


7. Аварийные ситуации на электростанциях и электрических сетях – это также один из пунктов, который включает классификация техногенных ЧС.

8. Чрезвычайные ситуации в системах жизнеобеспечения, к которым можно отнести:

  • Канализационные системы.
  • Сети, которые снабжают теплом и водой население.
  • Газопроводы.

9. Аварии, которые приводят к нарушению обеспечения телефонной связи.

10. ЧС на очистных сооружениях.

11. Гидродинамические аварии, например, прорыв плотин, нарушение спуска водохранилищ.

Как видно из данного перечня, классификация ЧС техногенного характера достаточно обширная и включает многочисленные виды аварийных ситуаций. Устранение последствий каждой аварии производится силами различных подразделений.

Природные ситуации чрезвычайного характера

Классификация ЧС природного характера также включает группы и разновидности аварийных ситуаций. Рассмотрим их подробнее.

  1. В первую группу входят геологические аварии, к которым можно отнести:
  • Обвалы.
  • Землетрясения.
  • Провалы земной поверхности.

2. Метеорологические:

  • Шквалистый ветер.
  • Град.
  • Пылевые бури.
  • Проливной дождь.
  • Метель и пурга.
  • Высокие температуры в летний период.
  • Слишком резкое понижение температуры зимой.
  • Засуха.

3. Классификация природных ЧС включает и гидрологические аварии, к ним относятся:


4. Классификация ЧС природного характера не будет полной, если не включить в нее пожароопасные ситуации в природе.

5. Эпидемии различных болезней среди людей.

6. Отравление ядовитыми или химическими веществами большого количества людей.

7. Экзотические и опасные заболевания с/х животных и массовые вспышки инфекционных патологий.

8. Отравление животных, которое захватывает большое число особей.

9. Внезапная и необъяснимая гибель представителей фауны.

10. Болезни с/х растений и лесных массивов, а также заражение вредителями.

Классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но нельзя обойти стороной и экологические аварии, которые в последнее время не являются редкостью.

Экологические ЧС

Чрезвычайные ситуации, имеющие экологический характер, – это состояния, которые связанны с изменением суши, воздушной и водной среды. А так как от качества этих сред зависит здоровье человека, то важно, чтобы не только классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но и ситуации экологического характера. В основу такой классификации ложится несколько факторов:

  1. Источник ЧС:
  • Оползни, сходы лавин.
  • Обвалы земной поверхности из-за добычи полезных ископаемых.

2. Происходит изменение суши:

  • Нарушение структуры почвы, что приводит к засолению, опустыниванию или заболачиванию.
  • Истощение природных запасов.
  • Чрезмерное переполнение свалок бытовыми и промышленными отходами.
  • Влияние деятельности человека на резкие изменения климата или погодных явлений.
  • Концентрация вредных и ядовитых примесей в окружающей среде начинает во много раз превышать допустимую норму.

3. Изменения, затрагивающие атмосферу:

  • Повышение уровня шума в мегаполисах.
  • Выпадение кислотных осадков.
  • Температурная инверсия.

4. Критические изменения в водной оболочке нашей планеты:

  • Загрязнение и истощение водных ресурсов.
  • Снижение численности и исчезновение некоторых видов морских животных и растений.

5. Изменение биосферы:


Экологические аварийные ситуации нельзя оставлять без внимания, так как они в некоторых случаях могут привести к печальным последствиям для человека. Можно привести такие всем известные примеры: массовое выпадение волос у детей в Черновцах, «пузырьковая» беременность во Вьетнаме и много других.

Такие ситуации могут возникать в больших городах из-за постоянного негативного воздействия смога, ядовитых выбросов предприятий. Именно поэтому важно регулярно отслеживать экологическую обстановку в населенной местности. Человечество в последнее время все чаще страдает от серьезных экологических ситуаций. Как бы ни пытались все это предотвратить, но не удается остановить надвигающиеся оползни, цунами, аварии с выбросом вредных веществ. Постоянно приходится бороться с последствиями таких аварий, а они достаточно серьезны.

Если сравнивать экологические проблемы с любыми другими, то они по глубине своего негативного воздействия стоят на первом месте. И что страшнее всего, так это то, что причиной таких ЧС является сам человек. Чаще всего люди стараются пренебречь законами природы, недооценивают важность решения экологических проблем, а это, к большому сожалению, оборачивается серьезными последствиями. Человек уже давно должен понять, что природа – это не бездонная кладовая, из которой можно черпать бесконечно, а живой организм, здоровье и состояние которого уже давно ослаблено бесцеремонным вторжением.

Поэтому общая классификация ЧС по масштабам последствий на первое место должна поставить экологические катастрофы. Природные и техногенные аварии порой не идут ни в одно сравнение с ними.

Классификация социальных ЧС

Экстремальные ситуации могут быть спровоцированы не только природными факторами или техногенными, но и социальными. Классификация ЧС социального характера также существует, она основывается на следующих принципах:

  • Причина возникновения: преднамеренные действия, например, политические конфликты, военные столкновения, и непреднамеренные, к которым можно отнести эпидемии, неурожайный год и другие.
  • По длительности ЧС могут быть кратковременными, например, разбойное нападение, покушение, и долговременными – инфляция, безработица.
  • Скорость, с которой происходит распространение социальной ЧС, также бывает разной, например, стремительно назревает и распространяется политический конфликт и постепенно нарастают предпосылки революции.
  • Классификация ЧС по масштабу социального характера: локальные, местные, охватывающие один населенный пункт или область, региональные, национальные и глобальные.
  • Учитывают возможность предотвращения ЧС, в связи с этим выделяют неизбежные ситуации (последствия эпидемий и стихийных бедствий) и те, которые можно предотвратить (политические конфликты, войны).

Если сравнивать социальные чрезвычайные ситуации с ЧС другого характера, то можно сказать, что они легче всего поддаются прогнозированию, так как непосредственно связаны с действиями социума. Но часто такие прогнозы бывают субъективными, что обычно и мешает объективности при анализе явлений и процессов, происходящих в обществе.

Стадии развития социальных ЧС

Классификация ЧС социального характера рассмотрена, но все они проходят еще через определенные стадии развития:


Чаще всего все чрезвычайные ситуации, в том числе и социальные, проходят несколько фаз:

  • Постепенное накопление негативных факторов.
  • Угроза.
  • Предупреждение.
  • Инициирование чрезвычайного фактора.
  • Развитие ЧС.
  • Оценка ситуации.
  • Принятие мер по ликвидации последствий.
  • Помощь пострадавшим.
  • Этап восстановления.

Если говорить о социальных чрезвычайных ситуациях, то надо отметить, что они требуют активного вмешательства всего общества. Часто именно они провоцируют техногенные аварийные ситуации и катастрофы. В период такой ЧС нарушается нравственный баланс в обществе, а последствия могут быть более масштабными и трагичными по сравнению с чрезвычайными ситуациями другого характера.

Поведение во время социального конфликта

Классификация и характеристика ЧС социального характера рассмотрена, но необходимо упомянуть еще о том, что довольно часто социальные конфликты выражаются в форме митингов, демонстраций, уличных беспорядков. Нередко действия толпы людей, участвовавшей во всем этом, становятся непредсказуемыми, поэтому важно знать некоторые правила собственной безопасности:

  • Случайно или преднамеренно попав в такую толпу, необходимо трезво оценить ситуацию.
  • Не стоит подходить близко к слишком агрессивным людям.
  • Надо избегать мест около мусорных баков, урн, контейнеров, так как в них могут быть оставлены взрывоопасные предметы.
  • Необходимо стараться не двигаться против течения толпы.
  • Не оставаться рядом со стеклянными витринами магазинов, столбами и оградами.
  • Желательно избавиться от предметов, которые есть в руках, например, сумка, зонт.
  • Руки желательно сцепить на уровне груди, чтобы защитить свою диафрагму.
  • Если произошло падение, то надо прикрыть голову руками и постараться быстро встать.
  • Не стоит поддаваться панике, это помешает трезво оценить ситуацию.

Чтобы не пришлось искать выхода из сложившейся ситуации, лучше избегать участия в стихийных митингах и конфликтах.

Нами была подробно рассмотрена классификация природных и техногенных ЧС. Не забыли мы и про экологические и социальные катастрофы. Хочется сказать, что независимо от характера ситуации роль человеческого фактора всегда достаточно высока. Именно поэтому человечество должно многое пересмотреть в своем отношении к природе, друг к другу, чтобы потом не приходилось ликвидировать страшные последствия катастроф.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применения современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде.

Катастрофа - внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшее серьезный ущерб окружающей среде.

Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, который вызывает катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде, материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для нее опасных факторов.

Зона ЧС - это территория, на которой сложилась чрезвычайная обстановка.

1. Классификация чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация - в РФ – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Источник чрезвычайной ситуации – это опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Опасный производственный объект – это производственные объекты на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды; а также используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы черных и цветных металлов; ведутся –горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные).

По характеру источника:

1. Биолого-социальные (инфекционная заболеваемость людей, инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных, поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями, голод, терроризм).

2. Военные (военные конфликты, войны).

3. Природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, оползни, селевые потоки и др.).

4. Техногенные (радиационные, химические, биологические аварии; пожары и взрывы; обрушение сооружений; аварии на очистных сооружениях; затопление, крушение (аварии транспортных средств).

5. Экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере).

Всемирная организация здравоохранения все ЧС предлагает называть катастрофами и различать:

Метеорологические катастрофы - бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, необычайная жара, засухи и т.п.;

Топологические катастрофы - наводнения, снежные обвалы, оползни, снежные заносы, сели;

Теллурические и тектонические катастрофы - землетрясения, извержения вулканов и т.п.;

Аварии - выход из строя сооружений (плотин, туннелей, зданий, шахт и т.д.), пожары, кораблекрушения, крушения поездов, крупные взрывы и др.

По масштабам:

1.К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.

2.К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

3.К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4.К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация региональной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

5.К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн., минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

6.К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Войска гражданской обороны Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Масштаб ЧС

Кол-во пораженных, чел.

Кол-во пострадавших (нарушение условий жизнедеятельности), чел.

Зона распространения ЧС

Материальный ущерб, тыс. минимальных размеров оплаты труда

Локальная

В пределах территории, объекта

В пределах населенного пункта, города, района

Территориальная

В пределах субъекта РФ

Региональная

В пределах двух субъектов РФ

Федеральная

В пределах более двух субъектов РФ

Трансрегиональная (на территории РФ)

Выходит за пределы РФ

Трансрегиональная (за рубежом)

Затронуты территории РФ


При всем многообразии существующих на сегодняшний день классификаций, все ЧС можно условно разделить по трем признакам.

Первый – это сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации.

Второй – ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация:

В строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

В промышленности (атомной, химической, машиностроении …);

В коммунально-бытовой сфере;

На транспорте;

В сельском и лесном хозяйствах и т.д.

Третий – масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб, наличие пострадавших и погибших людей, количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

Не сложно заметить, что второй признак характерен для техногенных ЧС, а поскольку техносфера не может существовать без участия в ней человека, то во многом, техногенные ЧС тесно увязаны с антропогенным фактором, который, в свою очередь, будет являться общим звеном в цепи техногенных, природных и экологических ЧС. Следовательно общим, объединяющим, моментом всех трех сфер возникновения ЧС будет социум, который, по большому счету, внешняя оболочка их объединяющая, а значит нет ни одной ЧС, которую бы нельзя было назвать, в той или иной мере, социальной.

Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации - это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения. Включает: величину и характер возникших санитарных потерь; нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи; условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; санитарно-гигиеническую и санитарно - эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС; выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах и др.

Поражающие факторы источников ЧС - это факторы механического, термического, радиационного, химического, биологического (бактериологического), психоэмоционального характера, являющиеся причинами ЧС и приводящие к поражению людей, животных, окружающей природной среды, а также объектов народного хозяйства.

Поражающие факторы источников ЧС могут вызывать различные поражения людей:

Динамические (механические) факторы в результате непосредственного действия избыточного давления в фронте ударной волны, отбрасывания человека скоростным напором и ударов о внешние предметы, действия вторичных снарядов (конструкций зданий и сооружений, камней, осколков, стекол и др.) приводят к возникновению различных ранений и закрытых травм.

Термические факторы - в результате воздействия высоких температур (светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха и др.) возникают термические ожоги, общее перегревание организма; при низких температурах возможны общее переохлаждение организма и отморожения.

Радиационные факторы - при авариях на радиационно-опасных объектах и применении ядерного оружия в результате воздействия ионизирующих излучений на организм могут развиться лучевая болезнь (острая и хроническая) и лучевые ожоги кожи, а при попадании радиоактивных веществ в организм через дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт - поражения внутренних органов.

Химические факторы - АОХВ, боевые отравляющие вещества, промышленные и другие яды, воздействуя на людей при химических авариях, применении химического оружия, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) поражения.

Биологические (бактериологические) факторы - токсины, бактерии и другие биологические (бактериологические) агенты, выброс и распространение которых возможны при авариях на биологически опасных объектах, а в военных условиях при применении противником они могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемии) или массовым отравлениям.

Психоэмоциональное воздействие поражающих факторов на людей, находящихся в экстремальных условиях, может проявляться снижением работоспособности, нарушением их психической деятельности, а в отдельных случаях - более серьезными расстройствами.

Пораженный в чрезвычайной ситуаций (при оценке последствий ЧС применяется также понятие «пострадавшие») - это человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.

Общие людские потери, возникшие в ЧС, подразделяются на безвозвратные и санитарные потери. Безвозвратные потери - люди, погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в медицинское учреждение) и пропавшие без вести. Санитарные потери - пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС.

Структура санитарных потерь - это распределение пораженных (больных): по степени тяжести поражений (заболеваний) - крайне тяжелые, тяжелые, средней степени тяжести, легкие; по характеру и локализации поражений (видам заболеваний).

При катастрофе потери обычно возникают внезапно и их количество, как правило, превышает возможности местных объектовых, а и иногда и территориальных сил и средств здравоохранения. Высокая тяжесть поражения, реальная угроза для жизни в ходе бедствия создает в среднем 25-30% тяжелопораженных. Среди пораженных от 20 до 30% составляют дети.

В структуре потерь по локализации первое место по частоте, как правило, занимает черепно-мозговая травма. Травмы конечностей и раны мягких тканей обычно делят второе и третье место. На четвертом месте травмы с синдромом длительного сдавления ("краш- синдром"). 70%-пораженные с множественными и сочетанными травмами. Среди причин смерти на первом месте находится травма не совместимая с жизнью, на втором- травматический шок, на третьем -острая кровопотеря.

Значительная часть пораженных погибает от несвоевременности оказания медицинской помощи, хотя и травма не смертельна. После тяжелой травмы через 1 час погибает 30%,а через 3 часа 60%

Специфическими патологиями поражения населения в экстремальных условиях мирного времени являются психоневрологические стрессы, шок, ступор. Примерно 10-15% пораженных нуждается в стационарном лечении в психоневрологических ЛУ и не менее 50%- в амбулаторно-поликлинических условиях. При землетрясении в Армении психотравма коснулась всех раненых и до 90% проживающих в зоне катастрофы, а также родственников, проживающих в отдалении.

Характер потерь от воздействия СДЯВ среди населения весьма разнообразен. В структуре потерь превалирует легкая и средняя степень тяжести поражения, а в эпицентре- тяжелая степень. Смертельная степень не превышает 5%.Особую опасность для детского возраста представляют химические вещества, действующие на слизистые дыхательные пути, которые у детей отличаются высокой нежностью и васкуляризацией и склонны к отекам.

При авиационных и железнодорожных катастрофах возникают в основном механическая и ожоговая травмы при высоком удельном весе погибших.

При наводнении потери населения колеблются в большом диапазоне.

Основная патология связана с утоплением людей и заболеванием легочной системы. В зоне катастрофического затопления погибает ночью до 30% населения, а днем - не более 15%.

При землетрясении от 22,5% до 45% травм возникает от падающих конструкций зданий и 55% - от неправильного поведения людей (паника, неумение укрыться и др.).

Структура потерь среди населения при катастрофических наводнениях и землетрясениях довольно быстро дополняется инфекционной заболеваемостью.

Элементы медико-тактической характеристики ЧС

Медико-тактическая характеристика очага поражения вклю­чает характеристику возможных условий работы службы медицины катастроф в районе чрезвычайной ситуации. Она складывается из характеристики (оценки) медицинской обстановки (величина и структура санитарных потерь, выход из строя сил и средств здравоохранения и т.д.) и тактической обстановки (размер оча­га, характер и зоны разрушений и т.д.).

Медико-тактическая характеристика очага включает:

1. Определение размеров очага, зон разрушения, зон заражения РВ, ОВ (СДЯВ), БС в зависимости от вида катастрофы, вида и мощности взрыва, возникших пожаров, метеоусловий и др.

2. Характер санитарных потерь:

Количественная характеристика (по зонам разрушения и по местонахождению);

Качественная характеристика или структура (по виду и тяжести поражения, по локализации травм).

3. Степень выхода из строя сил и средств здравоохранения:

Лечебно-профилактических учреждений;

Медицинского имущества;

Медицинского персонала;

Зданий для развертывания этапов медицинской эвакуации;

Путей эвакуации (дорог, мостов и т.д.).

4. Организацию лечебно-эвакуационного обеспечения:

а) задачи медицинской службы:

Вид, объем, сроки оказания медицинской помощи;

Потребность в силах и средствах здравоохранения;

Лечебно-эвакуационная характеристика пораженных.

б) организация и проведение санитарно-гигиенических и про­тивоэпидемических мероприятий:

Оценка санитарной обстановки в очаге и за его граница­ми;

Продолжающееся действие ионизирующего излучения, ОВ (СДЯВ);

Оценка эпидемиологической обстановки и др.

5. Морально-психологическое состояние населения:

Оценка психо-эмоционального состояния населения;

Мероприятия по предупреждению паники, психо-неврологического стресса и др

Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий на основании постановления Правительства Российской Федерации в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Основными задачами РСЧС являются:

    разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

    проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

    создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

    сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

    подготовка населения к действиям в ЧС;

    прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

    создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

    осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

    ликвидация ЧС;

    осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

    реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

    международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

В основе построения и функционирования РСЧС лежат следующие принципы:

    защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;

    организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);

    реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

    заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;

    согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

    соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам.

В мирное время органы управления, силы и средства РСЧС участвуют в подготовке государства к ведению гражданской обороны по следующим основным направлениям :

    обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

    заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;

    совершенствование систем оповещения населения;

    планирование мероприятий ГО;

    обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени. Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Режимы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:

- режим повседневной деятельности - при нормальной производственно - промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров;

- режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

В режиме повседневной деятельности осуществляются:

    наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

    планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС природного и техногенного характера;

    создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;

    совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС природного и техногенного характера, организация обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;

    создание и пополнение резервов финансовых и материально - технических ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

    осуществление целевых видов страхования;

    участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к ведению ГО.

В режиме повседневной деятельности управление РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления.

В режиме повышенной готовности осуществляются:

    формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

    усиление дежурно-диспетчерских служб;

    усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера и их масштабов;

    принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС;

    приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий.

В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходимости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).

В режиме чрезвычайной ситуации осуществляются:

    выдвижение оперативных групп в район ЧС;

    разведка зоны ЧС;

    уточнение решения по ликвидации ЧС;

    организация ликвидации ЧС, защиты населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;

    организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведению других неотложных мероприятий;

    непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

В режиме чрезвычайной ситуации управление РСЧС осуществляется из пунктов повседневного управления и вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС.

Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый.

РСЧС

Территориальные подсистемы

    республиканские

  • областные

    городские

    районные

Функциональные подсистемы

    МВД РФ: функциональная подсистема охраны общественного порядка

    МЧС РФ: функциональная подсистема мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС; предупреждения и ликвидации ЧС на потенциально опасных объектах; организация поиска и спасения людей

    Минздрав РФ: функциональная подсистема медицинских ресурсов; надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой

    Минобороны РФ: функциональная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС в вооруженных силах РФ

    Минтранс РФ: функциональная подсистема транспортного обеспечения ликвидации ЧС

Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).

Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:

    служба медицины катастроф (Минздрав России);

    служба охраны общественного порядка (МВД России);

    противопожарная служба (МВД России);

    служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхоз России);

    государственная спасательная служба (МЧС России);

    служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);

    служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

    служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

    противопаводковая служба (Минприроды России);

    служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

    служба поиска и спасения на море (Минтранс России);

    транспортная служба (Минтранс России);

    служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

    служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.

Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации.

Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

- на федеральном уровне - МЧС России;

- на территориальном уровне , охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- на местом уровне , охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

    на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;

    на территориальном уровне - КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    на местном уровне - КЧС органов местного самоуправления;

    на объектовом уровне (в организациях) - объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.

Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.

Задачи и состав сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Основными задачами сил и средств РСЧС являются:

    осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;

    ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС;

    проведение эвакуационных мероприятий из зон ЧС в безопасные районы;

    проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий в ЧС;

    восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;

    поддержание формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, обучение и повышение профессиональной квалификации личного состава;

    разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.

В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС.

К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;

Формирования санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России;

Ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;

Геофизическая служба Российской академии наук;

Служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

Космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;

Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

Формирования и учреждения ВСМК;

Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Формирования ГО Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;

Специально подготовленные силы и средства войск ГО Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

Восстановительные и пожарные поезда МПС России;

Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Аварийно-спасательные формирования укомплектовываются с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток.

Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково - спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти; Центр специального назначения (Москва); авиацию МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.

Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь - аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.

Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2тыс. спасателей-общественников.

Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС; оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение, С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ. Создана и развивается кинологическая служба МЧС России,

Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам.

Центр специального назначения (далее - Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.д. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе.

В состав Центра входят подразделения: горно-спасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.

Центр укомплектован высокопрофессиональными специалистами, многие из которых являются спасателями международного класса, и оснащен современной техникой.

За время существования Центра его личный состав принимал участие в десятках гуманитарных операций на территории Российской Федерации, стран СНГ и Дальнего зарубежья, обеспечивал безопасность органов управления и спасателей МЧС России при работе в районах ЧС и в «горячих точках», участвовал в ликвидации разнообразных ЧС природного и техногенного характера.

Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:

Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном г. Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.

В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.

Войска гражданской обороны при угрозе и возникновении ЧС решают следующие задачи:

    ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

    проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

История создания СМК.

В России в октябре 1932 г. для защиты населения на случай войны была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), в составе которой одной из ведущих являлась медико-санитарная служба.

В июле 1961 г. МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба - в медицинскую службу гражданской обороны (МСГО). Существующая МСГО как специальная организация в системе здравоохранения была ориентирована в основном на работу в условиях военного времени.

В конце 80-х годов в СССР произошло много крупных ЧС, сопровождавшихся большими человеческими жертвами. Опыт ликвидации их последствий показал, что система здравоохранения, а также МСГО, нацеленная на работу в условиях возникновения очагов массовых санитарных потерь среди мирного населения в военное время, оказались не в состоянии в условиях ЧС мирного времени своевременно и качественно выполнить необходимый комплекс мероприятий медико-санитарного обеспечения. Возникла необходимость, с одной стороны, в научной разработке этой проблемы, а с другой - в создании в стране специальной службы, способной успешно решать задачи медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного времени.

Начало создания службы медицины катастроф (экстренной медицинской помощи) в СССР было положено постановлением Совета Министров СССР от 07.04.90 № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях». В постановлении определялось: «Министерству здравоохранения СССР - организовать в 1990 г. 6 центров экстренной медицинской помощи, возложив на них подготовку службы к действиям в ЧС, планирование, организацию и проведение научных и опытно-конструкторских работ с учетом местных условий; создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и других ресурсов; организовать в союзных автономных республиках, областях и краевых центрах республиканские и областные (краевые) центры экстренной медицинской помощи; Министерству обороны СССР - сформировать в 1990 г. 4 многофункциональных отряда специального назначения; осуществить в течение 1990-1991 гг. на местных базах обязательную подготовку всех врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях.

В развитие требований этого постановления приказом Министерства здравоохранения СССР от 14.05.90 № 193 были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения, подведена материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в ЧС и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в районы ЧС.

В Российской Федерации (в составе СССР) служба экстренной медицинской помощи населению создавалась в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.90 № 192 «О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» и приказом Минздрава РСФСР от 11.07.90 № 115 «О создании службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях».

В феврале 1991 г. Минздравом СССР утверждено «Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях».

В постановлении Правительства Российской Федерации от 03.05.94 № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» Этим постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МПС, МВД России, других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В развитие данного постановления было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 № 195.

Основные понятия, связанные с Всероссийской службы медицины катастроф.

Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Служба медицины катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС мирного времени; она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей этой системы (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).

(ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

2. Классификация чрезвычайных ситуаций

ЧС классифицируются по причинам возникновения, по скорости распространения, по масштабу.

2.1. По причинам возникновения

По причинам возникновения чрезвычайные ситуации могут быть техногенного, природного, биологического, экологического и социального характера.

2.1.1.Чрезвычайные ситуации техногенного характера

К ЧС техногенного характера относятся:

· аварии на АЭС с разрушением производственных сооружений и радиоактивным заражением территории (ярким примером является авария на Чернобыльской АЭС);

· аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;

· аварии на химически опасных объектах с выбросом (выливом, утечкой) в окружающую среду;

· аварии в научно-исследовательских учреждениях (на производственных предприятиях) осуществляющих разработку, изготовление, переработку, хранение и транспортировку бактериальных средств и препаратов или иных биологических веществ с выбросом в ОС;

· авиационные катастрофы, повлекшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие проведения поисково-спасательных работ;

· столкновение или сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитенах), повлекшие за собой групповое поражение людей, значительное разрушение железнодорожных путей или разрушение сооружений в населенных пунктах.

· аварии на водных коммуникациях, вызвавшие значительное число человеческих жертвы, загрязнение ядовитыми веществами акваторий портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов;

· аварии на трубопроводах, вызвавшие массовый выброс транспортируемых веществ и загрязнение ОС в непосредственной близости от населенных пунктов;

· аварии на электросистемах;

· аварии на очистных сооружениях;

· гидродинамические аварии;

· прорыв плотин, дамб;

· пожары, возникающие в результате взрывов на пожароопасных объектах.

2.1.2.Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера могут возникать вследствие:

· геофизических явлений (например, землетрясений и извержений вулканов);

· геологических явлений (например, просадка земной поверхности, сель, обвал, оползень);

· метеорологических, в том числе агрометеорологических, явлений (буря, ураган, смерч, ливень, сильный снегопад, засуха, лавина и др.);

· гидрологических явлений (например, наводнение);

· морских гидрологических явлений (например, цунами, шторм);

· природных пожаров (лесные, торфяные, степные, подземных ископаемых и т.д.);

· явлений космического происхождения (например, космическое излучение большой интенсивности, падение гигантского метеорита).

2.1.3.Чрезвычайные ситуации биологического характера

Чрезвычайные ситуации биологического характера проявляются в форме:

· эпидемий и пандемий;

· эпизоотий и панзоотий;

· эпифитотий и панфитотий.

Эпидемия (греч. epidemia - повальная болезнь, от греч. epi - на, среди и греч. demos - народ) - широкое распространение какого-либо инфекционного заболевания (чума, тиф, холера, дифтерия, скарлатина, корь, грипп).

Пандемия (греч. pan - весь) - эпидемия, характеризующаяся распространением инфекционного заболевания на территорию всей страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира (например, холера, грипп).

Эпизоотия (греч. zoos - животное) - широкомасштабное распространение инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на определённой территории, значительно превышающее уровень заболеваемости, обычно регистрируемый на данной территории. Говоря нестрого, эпизоотия - это «эпидемия у животных».

Панзоотия - необычайно широкое распространение инфекционной болезни животных, охватывающее страну, группу стран, континент. Является высшей степенью эпизоотии.

Эпифитотия (греч. Fitos – растение)- распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных растений на значительной территории, или увеличение активности вредителей растений.

Соответственно, панфитотия – высшая степень эпифитотии, распространение инфекции на огромные территории – острова, материки (континенты).

2.1.4.Чрезвычайные ситуации экологического характера

Чрезвычайные ситуации экологического характера связанны с изменением состояния литосферы, гидросферы или атмосферы. По этому критерию они разделяются в следующие группы:

а) ЧС связанные с изменением состояния суши (почвы, недр, ландшафта):

· катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека; - наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;

· интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и др.;

· кризисные ситуации связанные с истощением не возобновляемых природных ископаемых;

· критические ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды.

б) ЧС, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):

· резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

· превышение ПДК вредных примесей в атмосфере; - температурные инверсии над городами;

· "кислородный" голод в городах; -значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума; - образование обширной зоны кислотных осадков;

· разрушение озонового слоя атмосферы;

· значительные изменения прозрачности атмосферы.

в) ЧС, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):

· недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения;

· истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно - бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

· нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.

2.1.5.Чрезвычайные ситуации социального характера

К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся:

· локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)

· крупные забастовки;

· массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.

2.2. По скорости распространения

Каждому виду чрезвычайных событий свойственна своя скорость распространения опасности. Она является одной из составляющих интенсивности протекания события и характеризует степень внезапности действия поражающих факторов. Характер мер, принимаемых по защите от поражающего воздействия, во многом определяется для каждого данного события степенью опасности.

По скорости распространения опасности чрезвычайные события классифицируются на:

o внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения)

o с быстро распространяющейся опасностью (аварии с выбросом газообразных СДЯВ, гидродинамическая авария с образованием волны прорыва, пожары и т. д.);

o с опасностью, распространяющейся с умеренной скоростью (аварии с выбросом РВ, авария на коммунальных системах, извержения вулканов, паводковые наводнения и т. п.);

o с медленно распространяющейся опасностью (авария на промышленных очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологически опасные явления).

Классификация ЧС по скорости распространения опасности в значительной степени условна, т.к. диапазон временных характеристик развития событий даже для одних и тех же видов зачастую настолько велик, перекрывает границы соседних классификационных градаций.

2.3. По масштабу

В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на:

o локального характера , в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

чрезвычайный радиосвязь спасательный перелом

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Авария - повреждение механизма, машины, устройства, объекта, вызывающее перебой в работе и создающее угрозу жизни и здоровью человека.

Катастрофа - событие с несчастными, трагическими последствиями, крупная авария с человеческими жертвами.

Стихийное бедствие - разрушительное природное явление, в результате которого может возникнуть опасное для жизни людей разрушение или уничтожение материальных ценностей.

Существует две основных классификация чрезвычайных ситуаций.

В основу первого способа классификации заложены такие параметры как: количество людей, пострадавших в них; количество людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности; размер материального ущерба; граница зон распространения поражающих факторов ЧС.

  • - Локальные - пострадало не более 10 человек; нарушены условия жизни не более чем 100 человек; материальный ущерб не более 1 тыс минимальных размеров оплаты труда; не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
  • - Местные - пострадало свыше 10, но не более 50 человек; нарушены условия жизни свыше 100, но не более 300 человек; материальный ущерб свыше 1 тыс, но не более 5 тыс минимальных. размеров оплаты труда; зона не выходит за пределы населенного пункта, города. района.
  • - Территориальные - пострадало свыше 50, но не более 500 человек; нарушены условия жизни свыше 300, но не более 500 человек; материальный ущерб свыше 5 тыс., но не более 0.5 млн. минимальных размеров оплаты труда; зона не выходит за пределы субъекта РФ.
  • - Региональные - пострадало свыше 50, но не более 500 человек; нарушены условия жизни свыше 500, но не более 1000 человек; материальный ущерб свыше 0,5 млн, но не более 5 млн. минимальных размеров оплата труда; зона охватывает территорию двух субъектов РФ.
  • - Федеральные - пострадало свыше 500 человек; нарушены условия жизни свыше 1000 человек; материальный ущерб свыше 5 млн. минимальных размеров оплата труда; зона выходит за пределы более чем двух субъектов РФ.
  • - Трансграничные - поражающие факторы выходят за пределы РФ; ЧС произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

Классификация ЧС постановление Правительства РФ №1094 от 13.09.1996 г. «Положение о классификации ЧС природного и техногенного характера»

Наименование ЧС

Количество

пострадавший

Нарушена жизнедеятельность

Ущерб (мин. оплат труда)

Локальная

не более 10

не более 100

не более 1000

Территория производственного объекта или социального значения

от 101 до 300

от 1001 до 5000

Не выходит за пределы населенного пункта, города, района

Территориальная

от 51 до 500

от 301 до 500

от 5001 до 0,5 млн

Не выходит за пределы субъекта РФ

Региональная

от 51 до 500

от 501 до 1000

от 0,5 млн до 5 млн

Территория 2-х субъектов РФ

Федеральная

свыше 5 млн

Территория более 2-х субъектов РФ

Трансграничная

Поражающие факторы выходят за пределы РФ, либо ЧС произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ

Классификация ЧС по сфере возникновения

Техногенные - связанные с деятельностью человека (машины, предприятия, столкновения поездов, разлив АХОВ и т.д.):

транспортные;

пожары, выбросы с последующим горением;

выборы (угроза) АХОВ;

выбросы радиоактивных веществ;

выбросы биологически опасных веществ;

внезапное обрушение зданий;

на электроэнергетических системах;

на коммунальных системах жизнеобеспечения;

на очистных сооружениях;

гидродинамические.

Природные - возникающие в результате естественно-природного явления:

геодезические опасные явления;

геологические опасные явления;

метеорологические и агрометеорологические явления;

гидрологические опасные явления;

природные пожары;

инфекционная заболеваемость.

Экологические - связанные с деятельностью человека и природными явлениями (Чернобыльская АЭС, авария в Томске).

с изменением суши;

с изменением атмосферы.

  • 1. Природные - геологические (землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, снежные лавины); гидрологические (наводнения, заторы, зажоры, нагоны, цунами); метеорологические (ураганы, бури, снежные бури, смерчи, сильный дождь, продолжительный дождь, град, сильный снегопад, гололед, мороз - 40 градусов, заморозки, туман, жара - 135 градусе, гроза); природные пожары (лесные - низовые, верховые, почвенные, торфяные, стенные).
  • 2. Техногенные - аварии на химически опасных объектах; аварий на радиационно-опасных объектах; аварии на пожарно и взрывоопасных объектах; гидродинамические аварии; транспортные аварии; аварии на коммунальных и электросетях.
  • 3. Биолого-социальные - инфекционные заболевания людей, инфекционные заболевания с/х животных, поражение растений болезнями.
  • 4. Экологические - изменение состава животного и растительного мира; отходы.
  • 5. Террористические акты.

Некоторые виды аварий и катастроф характерных центрального региона.

Наводнения - временное затопление значительной части суши водой в результате действия сил природы. В нашей области наводнения могут быть вызваны: выпадением обильных осадков или интенсивным таянием снега, совместным действием паводковых вод и ледяных заторов. Наводнения можно прогнозировать: установить время характер, ожидаемые размеры и своевременно организовать предупредительные меры.

Снежные заносы и обледенения - одно из проявлений стихийных сил природы в зимний период. Они возникают в результате обильных снегопадов, которые могут продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Заносы, обледенения влияют на работу транспорта, коммунально-энергетического хозяйства, учреждений связи, сельскохозяйственных объектов. Резкие перепады температур при снегопадах приводят к покрытию различных поверхностей льдом или мокрым снегом. Обледенение опасно для воздушных линий, антенно-мачтовых и других подобных сооружений.

Пожары - стихийное распространение горения, проявляющееся в уничтожающем действии огня, вышедшего из-под контроля человека. Возникают пожары, как правило, при нарушении мер пожарной безопасности, в результате разрядов молнии, самовозгорания и других причин. Лесные пожары - неуправляемое горение растительности, распространяющееся на площади леса. В зависимости от того, в каких элементах леса распространяется огонь, пожары подразделяются на низовые, верховые и подземные (почвенные), а от скорости продвижения кромки пожара и высоты пламени пожары могут быть слабым, средней силы сильными. Чаще всего пожары бывают низовые. Торфяные пожары чаще всего бывают в местах добычи торфа, возникают обычно из-за неправильного обращения с огнем, от разрядов молнии или самовозгорания. Торф горит медленно на всю глубину его залегания. Торфяные пожары охватывают большие площади и трудно поддаются тушению. Пожары в городах и населенных пунктах возникают при нарушении правил противопожарной безопасности, из-за неисправной электропроводки, распространения огня при лесных, торфяных пожарах, при замыкании электропроводки во время землетрясения.

Ураганы возникают при прохождении глубинных циклонов и представляют собой движение воздушных масс (ветер) с огромной скоростью. При урагане скорость ветра превышает 118 км/ч. ураган ломает и вырывает с корнем деревья, срывает крыши и разрушает дома, линии электропередач и связи, здания и сооружения, выводит из строя различную технику.

Аварии и катастрофы техногенного характера:

  • - пожары и взрывы на потенциально опасных объектах с выбросом АХОВ (хлор, аммиак, окись этилена, соляная кислота, плавиковая кислота к др.);
  • - пожары и взрывы на железнодорожном и автомобильном транспорте при перевозке опасных грузов АХОВ и РВ;

крупные аварии на системах жизнеобеспечения