Что такое копирайт? Раскладываем по полочкам Что означает копирайт

Вы узнаете, что такое копирайтинг, с чего начать свою работу начинающему копирайтеру и каковы особенности современного онлайн-копирайтинга

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала «ХитёрБобёр.ru»! С вами профессиональный копирайтер и постоянный автор издания Денис Кудерин.

Тема нашей сегодняшней статьи - копирайтинг .

В статье мы также подробно рассмотрим как рассчитывается цена за услуги копирайтинга и где начинающему специалисту искать работу.

Поехали, друзья!

1. Что такое копирайтинг - полный обзор понятия, история возникновения

Пожалуй, все пользователи всемирной сети слышали термин «копирайтинг», но не каждый знает, что именно означает это понятие.

Классическое определение копирайтинга звучит следующим образом:

Давайте теперь обратимся к сути и предназначению копирайтинга, в частности в Интернете.

Первоначальное и основное назначение Интернета – предоставление пользователю информации в виде аудио- и видеоконтента, а также текстовой информации. Если посетитель заходит на сайт и не видит там ничего интересного, он уходит на другие ресурсы.

Для удержания внимания пользователей текстовое содержание сайта должно быть полезным, уникальным и интересным.

От обычного он отличается тем, что содержит ключевые слова, расставленные в определенных местах статьи и лаконично вписанных в текст.

Если хозяева сетевых ресурсов обладают писательским талантом и временем, они могут наполнять страницы своего сайта самостоятельно.

А есть и другой вариант – обратится к профессиональным создателям текстов. Копирайтингом на заказ сегодня занимаются бывшие журналисты, студенты, выпускники филологических факультетов и просто люди, умеющие ясно излагать свои мысли.

Копирайтеры создают не только информационные статьи для блогов, но и любой другой текстовый контент – карточки товаров для интернет-магазинов, описания категорий продуктов, сценарии видеороликов, слоганы, .

Само слово происходит от английского неологизма «copywriting » и дословно обозначает «написание текста (рукописи)».

Важный нюанс

К слову «copyright », означающему авторское право, русскоязычный термин «копирайтинг» не имеет никакого отношения.

Исторически копирайтинг возник ещё до появления Интернета. Деятельность талантливых продавцов, уличных зазывал, рекламных агентов напрямую связана с созданием продающего текста.

Даже в советское время существовали свои копирайтеры, создающие эффектные рекламные и пропагандистские лозунги: «Ты записался добровольцем?», «Болтун – находка для шпиона», «Храните деньги в сберегательном банке СССР».

2. Виды копирайтинга

Существует несколько видов работы с текстами, которые объединяет деятельность копирайтера. Профессиональный создатель текстов должен владеть всеми видами копирайтинга – от простейшего рерайта до написания эксклюзивных аналитических статей.

Виды копирайтинга:

  • рерайтинг;
  • имиджевый копирайтинг;
  • продающие тексты;
  • SEO-копирайтинг.

Рассмотрим каждую из разновидностей более подробно.

Рерайтинг

Дам определение рерайта.

– самый простой вид копирайтинга, который заключается в переработке одной статьи в другую.

Зачем это нужно? Дело в том, что каждый текст в Интернете поисковые системы ранжируют по-разному. На основании обработки текста поисковыми роботами, он продвигается в ТОПе выдачи по конкретным запросам на то или иное место.

Неуникальные тексты и контент с низким уровнем уникальности получают низкие рейтинги и не попадают на первые строчки выдачи поисковых систем. В результате пользователь не видит эти сайты и их посещаемость снижается.

Имиджевый копирайтинг

Довольно сложный вид копирайтинга, требующий от исполнителя профессиональных навыков и знания основ маркетинга и психологи продаж. Эффективные имиджевые тексты, как правило, дорого стоят и предполагают выполнение большого объёма работы.

Задача создателя имиджевого текста – сформировать положительный образ компании, бренда, конкретного продукта или даже определенной персоны. Копирайтер должен глубоко вникнуть в тему, с которой он работает, и учесть все нюансы.

Нередко для создания имиджа крупной компании её владельцы нанимают специальные агентства, занимающиеся подобными вопросами.

Продающий (рекламный) текст

Такой контент имеет сугубо коммерческую задачу – увеличить количество продаж конкретного товара или прорекламировать определенную услугу. Количество продаж через интернет ежегодно растёт; параллельно повышается потребность в создании эффективных рекламных текстов.

Интернет-магазинам уже недостаточно просто представить фото товара и выставить цену. Нужно создать продающее описание, мотивирующее посетителя ресурса на заказ и приобретение продукта.

Объём продающих текстов обычно небольшой, но каждое слово имеет решающее значение. Профессионалы, занимающиеся исключительно продающими текстами, считают своё умение своего рода искусством или даже магией.

Отчасти они правы – с помощью верного слова, интонации, лингвистического приёма они превращают рядовых посетителей сайта в реальных покупателей. Хороший продающий текст годами может приносить стабильный доход.

Что такое Копирайт? Для чего он нужен? Что он дает? И как им пользоваться?

В сети Интернет множество статей на данную тему и цитировать их я не буду. Постараюсь описать кратко его возможности и поведение в системе uCoz.

После регистрации сайта, на его страницах автоматически добавляется надпись: Copyright MyCorp © 2008. По коду в шаблоне выглядит так: Copyright MyCorp © $YEAR$.

Разбираем:

Copyright MyCorp – переводится как «Авторское право моей корпорации» или проще говоря «Права принадлежат моему ресурсу».

© - значок означает исключительное авторское право владельца на тиражирование (публикацию) произведения (содержания).

Год – означает время, когда было опубликовано такое содержание (с какого года).

Перед тем, как вы собираетесь заполнить сайт контентом, вам следует изменить стандартную надпись копирайта на свою. Некоторые не имеют представления как это нужно делать.

Copyright site.ucoz.ru © 2008 или Copyright ООО «Фирма» © 2008 – этот копирайт говорит о том, что все опубликованные авторские материалы владельца, или одного из персонала фирмы к которому относится данный сайт, принадлежат именно организации (ресурсу, сайту), если не оговорено иное.

Copyright Иванов И.И. © 2008 – это говорит о том, что все придуманное на сайте принадлежит Иванову или говорит о том, что автором всего является Иванов.

Почему именно все придуманное? Дело в том, что если у вас дизайн от системы uCoz (стандартный), то ваш знак копирайта на него не распространяется, так как у него есть свой автор. Следовательно, вашим может быть только содержание (контент). Если вы являетесь и автором дизайна, то копирайт на него тоже будет распространяться.

Что он дает?
Копирайт служит для того, чтобы указать всем вашим читателям, что именно вы являетесь автором данного содержания (ресурса в целом, его каких-то частей и т.д.). Однако копирайт не обязательно указывает на то, что копировать ваше содержание нельзя. Если на вашем сайте будут авторские материалы, то вам нужно создать отдельную страницу, на которой нужно указать ваши требования к копированию таких материалов. Ссылка на такую страницу должна находиться рядом с копирайтом.

Оптимизировать копирайт следует так: если ваш сайт был создан в прошлом году, то в шаблоне следует внести изменения: Copyright MyCorp © 2007-$YEAR$. В этом случае, копирайт будет ежегодно меняться автоматически.

Копирайт Copyright site.ucoz.ru © 2008. Все правила соблюдены. – говорит о том, что материал охраняется законом и вы имеете доказательства (документы, договора) своего авторства. Фраза «Все права соблюдены» ведет ссылкой на страницу «Условий использования материалов».

Небольшой под-итог. Копирайт вообще располагать не обязательно, если у вас есть ссылка на страницу «Пользования материалами». Будет еще лучше, если такая ссылка будет под текстом каждого материала. Изначально, копирайт был придуман для печатной продукции, а не для Интернет сайтов.

Как доказать авторство?
С этим сложнее. Самый железный вариант – это нотариус, который вам все расскажет. Есть еще вариант пересылки содержания самому себе заказным письмом. Об этом можно почитать в Интернете.

Копирайт в системе uCoz.

Я сейчас не буду говорить о всех тонкостях действия копирайта в системе uCoz, иначе моя статья может быть вообще не опубликованной и время на неё окажется потраченным зря, но некоторые важности я скажу:

1. Если вы копируете материал с чужого сайта, то обязательно укажите Источник и ссылку на страницу, где владелец источника разрешил такое копирование. То есть 2 ссылки: на сам материал и на страницу «Использования материалов» этого сайта.

2. Если вы написали статью для своего сайта, то обязательно на самой странице укажите, можно ли и как можно её копировать.

3. Если вы взяли чью-то статью и переработали её (изменили), но суть осталась та же, то укажите ссылку: «По материалам»…

4. Если ваш авторский материал скопировали без вашего разрешения, то вначале попытайтесь самостоятельно разрешить проблему путем переговоров, а уже потом пишите жалобы. Особенно, если ваш сайт и сайт плагиатчика находятся в системе uCoz.

5. Старайтесь при каждой публикации своего материала, иметь хоть какие-то доказательства, что вы действительно являетесь его автором.

В ряде случаев это положение имеет в известной степени лишь формальный характер:

  • правообладателями часто являются различные предприятия (издательства , радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие монопольное право на коммерческое использование произведения;
  • если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
  • в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа субъектом исключительного права становится заказчик.

Субъектами авторского права являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму.

Субъективные авторские права

Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две группы: личные неимущественные права и имущественные права. Условность этого деления обусловлена различием источников и концепций авторского права в странах общего права (common law) и континентальной системы права .

В странах общего права т.н. "моральные права" (англ. moral rights является калькой французского правового понятия droits moraux ) это совсем не то же самое, что личные неимущественные права в континентальном праве. Общее право развивалось на основе свободы права собственности (хотя англ. Property – это только указание на неопределенный круг обязанных лиц, противостоящих управомоченному, а также на возможность отчуждения права или по крайней мере договорного отказа от его осуществления). Поэтому property распространяется не только на одни вещи. Моральные права тоже, скорее, property . В связи с этим автор может взять на себя обязательства впредь моральные права не осуществлять

Неимущественные авторские права

включают в себя:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественные авторские права

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путём передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
  • сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Следует отметить, что имущественные права могут передаваться другим лицам (то есть, являются отчуждаемыми). Договор о передаче части или всех имущественных прав называется авторским договором , Такой договор должен предусматривать список тех из вышеперечисленных имущественных авторских прав, которые передаются; срок и территорию, на которые передаётся право; размер вознаграждения и/или порядок его определения (причём правительству РФ поручено устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения), порядок и сроки его выплаты.

Срок охраны имущественных прав

Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана».

Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты имущественных прав в разных странах мира, в том числе и в России.

Объекты авторского права

Согласно ст. 1259 Гражданского Кодекса - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Виды объектов авторского права

  • письменной (рукопись , машинопись , нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок , эскиз , картина , план , чертёж , кино -, теле -, видео - или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой , оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура , модель , макет , сооружение и так далее);

Объекты авторского права

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.
  • программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права

  1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
  5. Авторское право также не распространяется на идеи , концепции , принципы , методы , процессы , системы , способы , решения технических, организационных и иных задач, открытия , факты , языки программирования

Авторское право и право собственности

Переход права собственности на данный объект сам по себе не влечет передачи каких-либо прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т.п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное).

Свободное использование произведений

Без согласия автора и без выплаты вознаграждения

  1. цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  2. использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;
  3. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
  4. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
  5. воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
  6. воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Без согласия автора, путем репродуцирования

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

  1. правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
  2. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
  3. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Объекты, размещенные в открытом доступе

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.

Без согласия автора с выплатой вознаграждения

1. В изъятие из положений статей 37 и 38 настоящего Закона допускается без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях.

2. Вознаграждение за воспроизведение, указанное в пункте 1 настоящей статьи, выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны, иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения.

Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между этими организациями (статья 44 настоящего Закона). Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется в следующей пропорции: сорок процентов - авторам, тридцать процентов - исполнителям, тридцать процентов - производителям фонограмм.

Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, - специально уполномоченным органом Российской Федерации.

3. Вознаграждение не выплачивается применительно к оборудованию и материальным носителям, указанным в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи, которые являются предметом экспорта, а также к профессиональному оборудованию, не предназначенному для использования в домашних условиях.

Разные взгляды на авторское право

По отношению к имущественным и неимущественным авторским правам можно выделить четыре последовательных позиции, которые разделяются той или иной группой людей.

  1. Полное признание имущественных прав автора. Именно этой позиции соответствует современное законодательство об авторском праве, в том числе и российское.
  2. Полное признание имущественных прав автора, но со свободным использованием произведений, если автор это явно не запрещает. Такой подход типичен для российских электронных библиотек - произведения выкладываются на сайты без ограничений, но немедленно убираются, если автор потребует этого.
  3. Признание за автором только неимущественных авторских прав, и ограниченных имущественных. Такая ситуация сложилась в движении свободного программного обеспечения (но в отличие от предыдущего пункта, только для тех работ, авторы которых это разрешили). Эта идеология является господствующей и основообразующей в Википедии (хотя и не все авторы Википедии её разделяют).
  4. Отрицание и имущественных и неимущественных авторских прав. Приверженцы этой позиции видят в плагиате легитимный протест против культурного истеблишмента и авторитетов. Такую позицию декларировало, например, движение ситуационистов .

Критика законодательства об авторском праве

Несмотря на то, что права называются «авторскими», как правило, большую часть выгоды от использования имущественных прав получают их владельцы (это, как правило, издательские дома, музыкальная индустрия и т. д.), а не авторы произведений. Связано это с тем, что последние обычно не обладают средствами для создания копий, их распространения, рекламы.

Казусы авторского права

  • Британская рок-группа The Verve записала один из своих хитов Bitter Sweet Symphony (англ.), использовав музыку Rolling Stones из песни The Last Time. The Verve и не скрывала этого, однако вынуждена была перечислять 100 % гонораров, полученных за исполнение хита, на счёт Rolling Stones.
  • Владельцы прав на известный роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром » заблокировали публикацию романа «И забрал их ветер», описывающего историю Скарлетт О’Хара с точки зрения чернокожих рабов, потому, что в произведении использовались сюжетные линии и персонажи, созданные Митчелл.
  • Уолт Дисней создал первый мультфильм о Микки Маусе «Пароходик Вилли», использовав в качестве основы сюжета фильм комика Бастера Китона «Пароход Билл», нарушив копирайт.

История авторского права

Становление авторского права в России

Появление и широкое распространение печатной техники зачастую определяют как причину развития авторского права. Использование печатного станка сделало копии литературных произведений дешевыми. При этом не всегда упоминалось имя автора, что сделало защиту его прав необходимым. Появляются права автора, издателя, книготорговца - лиц-участников создания, печати и распространения произведений, - которые в скором времени во многих европейских государствах урегулируются властью. Так, первым законодательным актом, наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 г . Это явилось переходом от системы привилегий к авторскому праву.

Следовательно, авторские права сначала как в европейских странах, так и в России существовали только по отношению к литературным произведениям. Затем объектами авторских прав стали также музыкальные, художественные и другие виды произведений. Причиной возникновения авторского права в России стала не необходимость защиты интересов издателей, книготорговцев или авторов, а тесная связь с цензурным законодательством. Что явилось значимой особенностью регулирования данных отношений в России.

В 1771 г. книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, т.к. в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 г . и отменена через 13 лет.

В 1828 г. появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были оформлены как приложение ст. 420 т.Х ч.1., где сохранились положения, в которых говорилось о том, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати.

В XIX в. Россия не присоединилась к Бернской конвенции, причинами чего стали экономические интересы российского правительства и и неспособность плохо организованных авторских сообществ защищать интересы русских авторов.

В 1830 г. вышел закон "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", который фактически приравнивал авторские права и права собственности.

20 марта 1911 г. приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, т.к. этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.

29 октября 1917 г . в постреволюционный период декрет "О государственном издательстве" предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет. 26 ноября 1918 г. декрет "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства. 30 ноября 1925 г. во время нэпа вышел закон "Об основах авторского права". 16 мая 1928 г. приняты Основы авторского права, в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором.

В 60-80-х гг . отношения, связанные с правами автора, регулировались:

  • Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года;
  • Типовыми авторскими договорами;
  • Разделами "Авторское право", содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР - статьи 475-516 ГК);
  • Многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре.

Несмотря на то, что данные составляющие законодательства СССР содержали существенные изъятия из сферы авторских прав, они вполне соответствовали запросам административно-командной системе СССР.

3 августа 1992 г. , в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ ("Авторское право"), где появилось понятие охраны смежных прав.

9 июля 1993 г . президент Российской федерации подписал Закон "Об авторском праве и смежных правах". Изменения и дополнения были внесены 19 июля 1995 г. Это центральный акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года в связи с введением 4 части ГК РФ..

Защита авторских прав

Знак охраны авторского права

  • Знака охраны авторского права : © или (С) или (C) Copyright
  • Имени правообладателя
  • Года первой публикации произведения. Если произведение содержит части, впервые опубликованные в разное время, допускается перечисление лет через запятую.

Например:

© Корпорация XYZ, 2006 или © 2002-2008 Корпорация XYZ

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

Нарушение авторских прав

Регистрация авторских прав

В соответствии со статьей 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

Технические средства защиты

Свободное распространение защищённых авторским правом произведений

Примечания

См. также

Литература

  • Авторское право: учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru - 2004. .
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912.
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912. - с.32
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912. - с.5.
  • Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Фонд "Правовая культура", 1996 г.
  • Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Норма. - 2000. - с.14.
  • Копцева О.В. "Где @ порылась?! Защита © прав в Интернете", 2009 г.
  • Леонтьев К.Б., Сенотов О.В., Терлецкий В.В. Закон "Об авторском праве и смежных правах" в схемах. - "Бератор-Пресс", 2003 г. - С. 4.
  • Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С.36-37.
  • Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. - №8. - август 2002 г. - С.51.

Ссылки

Международные конвенции и договоры

  • Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.
  • Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала «сайт»! Сегодня мы рассмотрим такие понятия, как «копирайт» и «копирайтинг» (copywriting) - что это такое, чем они отличаются от «рерайта» и «рерайтинга», сколько стоят услуги копирайтера и многое другое.

Еще несколько лет назад, словом копирайтинг можно было пугать студентов гуманитарных факультетов. Теперь прогресс немного прибавил шагу и современные гуманитарии, считают копирайтинг самым прибыльным видом деятельности, которым можно заниматься на дому без каких-либо вложений.

Из этой статье вы узнаете:

  • Что такое копирайтинг и кто такой копирайтер;
  • За какой вид копирайтинга платят больше;
  • Как правильно анализировать собственный текст и начинать профессиональную деятельность.

Данная статья предназначена для тех, кто не знает, куда деть свое свободное время (впрочем, не знает, куда себя в принципе пристроить), чувствует творческий зуд и желание проявить себя в писательском ремесле.

Дочитайте статью до конца и Вы узнаете исчерпывающую информацию про копирайтинг.

Копирайтинг: что это такое и для чего он нужен, какие виды копирайтинга существуют, кто такой копирайтер — обо все этом и не только читайте далее

1. Что такое копирайтинг (копирайт) — подробный обзор и значение понятий 📃

Термин «копирайтинг » происходит от английского слова «copywriting », что в дословном переводе означает «написание текста ».

Но стоит отметить, что понимание копирайтинга у каждого представителя этой профессии свое. Поэтому если обобщить все определения, которые существуют на сегодняшний день, получится следующее:

Копирайтинг это один из видов профессиональной деятельности , что базируется на процессе создания и размещения уникального текстового материала. Зачастую оплата за работу соизмеряется количеством символов написанных без пробелов.

1.1. Копирайтинг – начало

Копирайтинг как профессия, появился задолго до появления и широкого распространения Интернета. Рекламные слоганы , презентационные и мотивационные тексты , что представляли товар или услугу были всегда востребованы на рынке .

Когда Интернет стал доступным каждому желающему, копирайтинг подвергся трансформации. Это понятие расширилось.

Теперь под определения копирайтинга подпадает создание любого уникального текста, будь то информационная статья , или описание товара объемом в несколько строк.

В оборот постепенно начинает входить понятие интернет-копирайтинг, что подразумевает создание авторских текстов с высоким уровнем уникальности. Если раньше копирайтинг использовали исключительно, как средство рекламы и пропаганды, то на сегодняшний день тексты создаются для любых целей.

1.2. Как правильно: копирайт или копирайтинг?

Хоть слово «копирайтинг » стало для многих привычным, некоторые авторы настаивают на том, чтобы называть процесс создания текста «копирайт». Если разобраться, то «копирайт » имеет немного другой смысл.

Копирайт (CopyRight ) – это авторское право, которое закрепляется за определенным объектом, что был создан посредством применения умственных или физических способностей человека.

Недоразумения по данному вопросу появились из-за возникающих, в переводе с английского, трудностей.

К примеру, CopyWrite переводится, как «готовый текст », а слово CopyRight – «оригинальная копия » или «авторское право ». Слова хоть и пишутся по-разному, имеют одинаковое произношение. Поэтому был специально введен термин «копирайтинг », который обозначает предоставляемую услугу, что связана с созданием текста.

1.3 Копирайтинг и его виды

Не стоит воспринимать копирайтинг, как единственную определяющую составляющую написанного текста.

Существует несколько его разновидностей:

  • Рерайтинг – процесс переписывания чужого текста своими словами с сохранением общей идеи, и высокой уникальностью на выходе.
  • Рекламный текст – отличается от обычного описания товара призывом, что заставляет читателя совершить звонок или покупку.
  • СЕО -копирайтинг – процесс, когда в текст вписываются ключевые поисковые запросы.

Копирайтинг многогранная профессия и только хороший копирайтер, сможет достичь в ней определенных высот.


Копирайтер — кто это и чем занимается, обязанности работы копирайтера

2. Копирайтер – кто это такой и чем он занимается + пошаговая инструкция как стать копирайтером 📝

Логично предположить, что если копирайтинг – это профессия, то копирайтер это человек, который пишет тексты . Правда, этого объяснения слишком мало, чтобы понять, кто такой копирайтер и что он делает.

В дословном переводе с английского, копирайтер – это человек, который создает текстовый материал. Копирайтер должен быть грамотным, обладать хорошим стилем, уметь заинтересовать читателя и ответить на вопрос, которому посвящена та или иная статья.

Копирайтер, создает тексты на заказ. В зависимости от пожеланий заказчика тексты могут быть или продающими или информационными .

Зачастую каждый заказ имеет свое ТЗ (техническое задание) в котором указаны все нюансы и критерии, согласно которым будет проверяться материал заказчиком.

2.1. Что входит в обязанности копирайтера?

Написать несколько предложений и слепить их в текст, может каждый человек. Поэтому логично предположить, что каждый, кто знает алфавит и умеет писать, может характеризовать себя как копирайтера. Хорошо, что это не так.

Копирайтер должен не просто уметь писать текст, но и исполнять ряд, возложенных на него обязанностей:

  • Рерайтинг . Иногда копирайтеру могут поступать заказы на рерайт, того или иного текста. То есть, нужно будет переработать готовую статью в новый, уникальный текст, сохранив при этом основную идею и структуру.
  • Редакция . Копирайтер вынужден исправлять логическую структуру и стиль повествования текста. Также необходимо следить за правильностью употребления терминологии.
  • Коррекция . Исправление грамматических, орфографических, стилистических ошибок и опечаток.
  • Заголовки и слоганы . Когда речь заходит о рекламном тексте, необходимо придумать цепляющие заголовок и слоган, которые будут гарантировать высокий уровень конверсии.
  • Изображения . Иногда копирайтеру приходится украшать свои тексты тематическими изображениями. Следует понимать, что уникальность изображения, как и уникальность текста, играют важную роль при продвижении ресурса. Поэтому необходимо иметь базовые знания редакции изображений.
  • Текст . Уважающий себя копирайтер никогда не будет сдавать заказчику сплошной текст без единого заголовка, списка или абзаца. Правильное оформления текста также входит в обязанности копирайтера.
  • СЕО оптимизация . Хоть ключевые слова уже играют не такую важную роль при ранжировании страниц в поисковой выдаче, без них не обойтись. Копирайтер должен уметь гармонично вставлять «ключевики» в статью.

Копирайтеру мало, хорошо писать, нужно еще быть грамотным и уникальным автором.

2.2. Как стать копирайтером с нуля – пошаговая инструкция для начинающих

Мнение о том, что копирайтерами становятся только те, кто имеет соответствующее образование давно принято считать ошибочным. Копирайтером может стать любой человек , который умеет складывать из слов предложения.

Благодаря тому, что эта профессия не требует особых знаний, навыков, а главное вложений — ее популярность растет с каждым днем . Кто-то достигает в копирайтинге выдающихся успехов, кто-то довольствуется стабильностью, а кто-то все бросает, но копирайтерами все становятся одинаково.

ШАГ №1. Биржа копирайтинга

Среди копирайтеров, давно бытует такой юмор: «Пока у тебя есть заказчик, ты копирайтер». Новичку в сфере создания текста найти заказчика очень трудно.

Поэтому начинающие могут воспользоваться такими приемами:

  • Поискать на соответствующих сайтах.
  • Зарегистрироваться на биржах контента или фриланса.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы , которые стоит учитывать.

Биржи Удаленная работа
Оплата заказа Плюс (+) Минус (-)
Гарантирована. Так как биржи защищают интересы обеих сторон. И если заказчик вдруг пропадет, после сдачи проекта. Ресурс автоматически переведет средства. Никто не гарантирует, что заказчик оплатит работу. Общаясь в режиме онлайн исполнитель рискует работать «на халяву».
Стоимость работы Минус (-) Плюс (+)
Новички всегда мало получают на биржах. Ведь сначала необходимо заработать рейтинг и хорошо себя зарекомендовать. Удаленная работа оплачивается в несколько раз выше, чем новичок может заработать на бирже.
Тематика и сложность заказов Плюс (+) Минус (-)
Исполнитель может выбирать заказы разного тематического направления и уровня сложности Зачастую удаленная работа не предполагает такого разнообразия и копирайтеру приходится трудиться с одной конкретной темой. Подобное решение хорошо подойдет только для специалистов в определенной области.

Взвесив все за и против, копирайтер должен сам выбрать какими путями он пойдет, чтобы найти хорошего заказчика.

ШАГ №2. Найти заказ

Большинство копирайтеров не желают рисковать и начинают с бирж. Самые популярные из них Етхт , Адвего , «Контент Монстр ». Зарегистрировавшись на сайте нужно начинать искать заказы.

Большинство ресурсов обладают простым и понятным интерфейсом. Искать заказ можно по разным критериям: уровень исполнителя, тема, стоимость.

Новичку не стоит рассчитывать на высокооплачиваемые заказы, пока он не наработает достаточно рейтинга и несколько положительных отзывов.

ШАГ №3. Выполнить задание

Если заказчик одобрил кандидатуру начинающего копирайтера, можно приступать к выполнению задания. Спешка в копирайтинге, как, впрочем, и в любом другом деле, плохой советчик. Прежде чем приступать к созданию текста, необходимо ознакомиться с условиями ТЗ .

Работу нужно сдавать в установленный срок, заказчик тоже человек, и, естественно, он на что-то рассчитывает, так что не стоит его подводить.

Объем заказа указывает в каждом задании, если статья получится меньше указанного объема, то вполне вероятно, что заказчик отправит ее на доработку. А вот, если больше, то он останется доволен. Если не было оговорено заранее о доплате за знаки, рассчитывать на дополнительную прибыль не стоит.

Особое внимание нужно уделить условиям заказа. Иногда заказчики, просят указать ключевое слово в конкретном абзаце, разделить статью на несколько подзаголовков, предоставить источники с которых бралась информация для определения смысловой нагрузки текста.

Одним словом, нужно понять, какой текст хочет видеть перед собой заказчик и приступать за работу.

Не стоит забывать об уникальности и грамотности текста. Многие копирайтеры грешат тем, что не перечитывают текст перед сдачей. Они мотивируют это просто – проверяли в процессе написания . Но как показывает практика, после таких «работников» приходиться исправлять грамматику и пунктуацию.

ШАГ №4. Сдача проекта

Когда статья уже написана, проверена и соответствует всем требованиям ее можно сдавать заказчику. После того, как работа будет принята, копирайтеру на счет поступит оплата, увеличится рейтинг. А если текст получился хорошим, то появится первый положительный отзыв.

Именно так и начинают двигаться копирайтеры к намеченной цели.


Какие виды копирайта бывают (рерайтинг, копирайтинг, рекламные тексты, SEO-копирайтинг и т.д.)

3. Основные виды копирайтинга 📑

Раньше копирайтинг использовали исключительно в рекламных или маркетинговых целях , но когда появился Интернет, все изменилось, в том числе и копирайтинг. В связи с тем, что он приобрел новое смысловое предназначение, появились и новые понятия, которые разделяют интернет-копирайтинг на несколько видов.

3.1. Рерайтинг

Ни для кого не секрет, что поисковики сейчас ориентируются на уникальный , интересный , а главное информационный контент , который могут предоставить только профессионалы той или иной категории.

Однако Сеть огромная, квалифицированных специалистов на все ресурсы не хватит, а зарабатывать при помощи веб-сайтов хотят все. Именно поэтому возникло такое непростое направление, как рерайтинг.

Рерайтинг – это создание текста на основе уже существующей статьи, замена слов, ради повышения уникальности контента, но сохранение главной идеи.

Много людей, которые начинают работать в копирайтинге ошибочно предполагают, что хороший текст – это статья со 100% уникальностью, и не важно, что там нет даже намека на собственную мысль.

9. Профессия SEO-копирайтер - где можно пройти обучение (курсы, книги, пособия)

Хороший СЕО-копирайтер, как вымирающий вид животных – о существовании известно, а вот найти трудно. А все потому, что этот вид деятельности отличается от обычного копирайтинга, хотя освоить эту профессию не так уж и сложно. Для этого существует несколько вариантов.

Вариант 1. Курсы

Некоторые агентства и студии, которые предлагают курсы по обучению копирайтингу могут обучить и основам создания СЕО-текстов. В больших городах многие ИТ-студии предлагают подобные услуги за умеренную цену.

Бесплатное обучение можно получить в Интернете, если время от времени мониторить тематические ресурсы можно наткнуться на интересные предложения.

Многие биржи также время от времени проводят, так называемое «повышение квалификации » и записывают видеоролики с основами СЕО-оптимизации . Подобные курсы длятся всего несколько дней, зато находятся в свободном доступе.

Вариант 2. Книги

Вариант 3. Практика

Некоторые СЕО-копирайтеры, которые сейчас считаются самыми востребованными, начинали познавать тонкости этой профессии, до примитивного, просто – процентов на 20 поняли, в чем суть СЕО-копирайтинга и отправились практиковаться.

Набивая собственные шишки и набираясь опыта, они сейчас могут сравниться с лучшими из лучших в данном сегменте.

10. Работа копирайтером на дому - ТОП-6 лучших бирж (сайтов) для заработка с вакансиями по копирайтингу 💸

Начинающий копирайтер может прослушать сотни историй об успехах его возможных коллег, которые могут позволить себе жить на «широкую ногу». И тяжело вздохнув, отправиться на поиски хоть какого-то задания, ведь новичку без портфолио никто не хочет доверять серьезную работу.

Копирайтеры, которые впервые вышли на тропу этой профессии ищут первые заказы на биржах копирайтинга.

В Сети существуют десятки подобных ресурсов, некоторые принимают всех желающих, некоторые биржи открыты только по приглашению, а некоторые предлагают новичкам пройти текст на грамотность и если человек не подходит, то он не сможет зарегистрироваться и взять задание.

Несмотря на многообразие ресурсов, существует 6 бирж , которые пользуются огромной популярностью.

Биржа копирайтинга №1. Advego

Считается биржей контента №1 в Рунете . Это биржа копирайтинга как для новичков, так и для профессиональный копирайтеров.

На ней работает более 300 тысяч авторов , но, несмотря на это в свободной продаже всего 50 тысяч статей . Некоторые аналитики объясняют это тем, что статьи разлетаются, как горячий чай в холодную погоду, либо авторы выставляют их по низким ценам. Впервые биржа заявила о себе в 2007 годы. Здесь, как и на многих других биржах присутствует демпинг.

Минимальная стоимость 1000 символов составляет от 0,3 до 0,5 долларов . Среди конкурентов биржа отличается широким спектром всевозможных заказов. Помимо стандартного копирайтинга и рерайтинга, переводов и СЕО-копирайтинга можно встретить заказы на постинг и вирусный маркетинг. К новичкам выдвигаются минимальные требования при регистрации.

Биржа копирайтинга №2. ETXT

Биржа Етекст.ру принимает всех желающих, отличается лояльным отношением к новичкам и низкой ценовой политикой.

Стоимость 1000 знаков начинающего копирайтера варьируется в пределах от 10 до 40 рублей . Но с другой стороны это делает ее привлекательным ресурсом для заказчиков, так как есть возможность немного сэкономить на наполнении собственного ресурса.

Биржа копирайтинга №3. TEXT

Стоимость за 1000 знаков написанного текста оставляет от 30 рублей и выше .

На бирже много заданий разной направленности. Сервис имеет различные дополнительные возможности: проверка текста на уникальность, seo-анализ текста, проверка орфографии и так далее.

Биржа копирайтинга №4. Content Monster

Чтобы зарегистрироваться на этой бирже нужно пройти стандартный тест на грамотность. Если копирайтер его провалит, то может попробовать зарегистрироваться еще раз, спустя месяц. Эта биржа отличается строгим отбором авторского состава, зато предлагает пройти курсы по СЕО-копирайтингу совершенно бесплатно.

Стоимость 1000 знаков составляет от 30 до 60 рублей .

Биржа копирайтинга №5. TextSale

Находится в свободном доступе, зарегистрироваться может любой желающий. Главная особенность этой биржи это возможность добавлять свои статьи в «магазин», где они рано или поздно будут куплены.

Цену за свою работу устанавливает сам автор, поэтому уровень демпинга несколько ниже, чем на других биржах.

04Апр

Что такое Копирайт (Copyright ©)

Копирайт (Copyright © ) – это специальный знак, который означает, что данный информационный продукт, защищен авторским правом и его использование возможно только с разрешения правообладателя.

К чему применяется знак «Копирайт» и что означает «Авторское право»?

Согласно международному праву, знаком «Копирайт», могут быть отмечены любые производные человеческого творчества, которые помещены в осязаемую форму. Простыми словами, это значит, что как только писатель написал какую-то книгу или стих на бумаге, то этот текст, стал осязаемым, и его могут прочитать другие люди. Именно в этот момент, писатель становится владельцем авторских прав на произведенный им продукт. Это в свою очередь означает, что копировать и распространять данное произведение разрешено только с разрешения самого автора.

Под понятием информационный продукт, следует понимать, что данным знаком могут быть отмечены: книги, фотографии, музыкальные композиции, видео, данные на сайтах, и так далее…

Из изложенного выше, следует, что владелец авторского права является единственным человеком, который может на законных основаниях:

  • Продавать копии своего продукта;
  • Развивать произведение, используя собственных персонажей и вселенную;
  • Экранизировать произведение;

Для того чтобы другой человек мог использовать произведение, защищенное авторским правом, он должен выкупить его у владельца. Следует отметить, что выкуп прав на использование продукта, может быть на постоянной или на временной основе.

Что нужно знать об авторском праве?

Следует понимать, что действующие законы не мешают другим использовать похожие слова, изображения или мысли в своих работах. Отдельные слова и общие изображения не могут быть защищены авторским правом. Скорее, авторское право устанавливает исключительные права на точную форму творческого произведения, а также любые другие производные формы этого произведения.