Что такое сознание и самосознание. «Сознание и самосознание личности

На основании определения сознания как формы отражения объективной действительности можно утверждать, что оно нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входит непосредственно в круг предметов индивидуального сознательного опыта. Самосознание выражается “неявным способом”, отражает самого себя и является своего рода личностной интроспекцией. Самосознание - это процесс, предполагающий выделение своего сознания в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру.

По мнению известного философа Нового времени Р. Декарта самосознание - это единственное, в чем нельзя усомниться. (Если я вижу какой-нибудь предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией, но то, что именно я воспринимаю окружающий мир и, соответственно, я существую, сомнений не вызывает). Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку. Следовательно, самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе общения, межкультурных взаимоотношений.

Самосознание можно рассматривать на различных уровнях:

первый называют самочувствием - элементарное осознание своего тела и его вписанность в мир окружающих вещей (это уровень восприятия);

следующий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве приобщенного к человеческому сообществу, культуре, социальной группе;

самый высокий уровень самосознания - сознание «я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, несущего ответственность за каждый свой поступок.

Феномен самосознания существует не только в различных формах и на различных уровнях, в философии рассматриваются так же механизмы самосознания. К ним относятся:

  • - идентификация От лат. Identificare - отождествлять как отождествление себя с некоторым существом по внешним и внутренним признакам, сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки;
  • - атрибуция От лат. Attributum - присовокупление - неотъемлемое свойство, существенный признак самосознания, раскрывающийся в феномене проекции мира на себя, усмотрении внутреннего самостоятельного развивающегося процесса сознания;
  • - рефлексия от лат. Reflexio - отражение - размышление, самонаблюдение, анализ собственных мыслей и переживаний. Важно отметить, что рефлексия представляет собой не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно переделка самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут.

Не следует думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету - реальному человеку и его сознанию, между ними может существовать разрыв. Дело в том, что человек в целом не открывается себе в акте индивидуальной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально-значимых поступках.

В виду того, что самосознание человеку дано в динамической форме, существуют представления о качественных феноменах последнего. Американский психолог Г. Олпорт, один из приверженцев диспозиционного направления в психологической науке, полагает, что каждый человек обладает определенным набором устойчивых качеств (черт личности), которые не только делают его уникальным, но и обеспечивают постоянство поведения человека вне зависимости от течения времени и изменения ситуации. Г. Олпорт ввел в научный обиход новое понятие - проприум, который, по его мнению, представляет собой “позиционное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы” Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. М., 1993..

Проприум постоянно эволюционирует с момента рождения человека до его зрелости и, благодаря консолидации различных аспектов, на его основе формируется “Я” (самость), как объект субъективного познания и ощущения. Именно сознание самого себя стоит над всеми остальными аспектами развивающейся личности, синтезирует их. Или, как утверждают Л. Хьелл и Д. Зиглер, проприум на заключительной стадии своего развития соотносится с уникальной способностью человека к самоосознанию.

Такая направленность развития личности через преодоление себя и самореализацию роднит теорию Г. Олпорта с гуманистической парадигмой в психологии, например, с концепцией самоактуализации личности А. Маслоу. Самоактуализация, согласно А. Маслоу, это стремление стать всем, чем возможно, реализовать врожденный потенциал личности. В настоящее время категория “самоактуализация” во многом выступает как аналог личностной зрелости. В свою очередь, уровень развития личности отражает степень ее самопознания, осознания своих потребностей и чувств.

В отечественных, а также зарубежных исследованиях в области самосознания, проводился ряд формирующих экспериментов, в рамках которых может быть использована, так называемая, гуманитарная парадигма. Она предполагает, что знания гуманитарных наук имеют рефлексивную природу. Именно благодаря своей рефлексивной природе, гуманитарная парадигма как бы конкретизирует механизмы развития личности - рост ее внутренней организации на уровне саморазвивающейся системы. Такой подход делает реальным, а не описательным тезис о субъект-субъектных отношениях деятельности, стимулирует познавательную активность последних, способствует познанию других и познанию своей собственной личности.

С другой стороны, методика формирующего эксперимента, целью которого является исследование влияния художественной перцепции на развитие самосознания в юношеском возрасте, есть не что иное, как один из вариантов концепции развивающего обучения. В зарубежных источниках он известен как эмпатический (способность к сопереживанию, сочувствию) метод, в отечественной психологической теории и практике названный вариант развивающего обучения нашел отражение в педагогике сотрудничества. Эмпатический метод сродни художественному познанию уже тем, что он базируется на восприятии и анализе конкретных ситуаций, взятых из реальной жизни, из теле- или кинофильмов, из газет или книг. Он также предполагает единство чувств и интеллекта, осмысление и участие чувств субъекта познания. Ряд исследователей выделяют три уровня сопереживания ситуации: 1) уровень первых реакций; 2) эмоциональное постижение; 3) рациональное постижение.

Таким образом, самосознание как составляющая сознания, представляет собой процесс проекции на собственную индивидуальность внешнего и внутреннего опыта, соизмерение этих компонентов с имеющимся социокультурным знанием и последующим запросом на самосовершенствование.

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

Самосознание, по мнению И. М. Сеченова, это отражение акта собственного сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Осознание себя в качестве некоего устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Самосознание формируется в процессе взаимодействия с другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящим от успешности деятельности человека.

Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может заняться либо самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения.

Литература:

1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1980.

2. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М., 1994.

3. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.

4. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.

Из книги Перестаньте детей воспитывать [Помогите им расти] автора Некрасова Заряна

Как формируется самосознание Постепенно и поэтапно.У младенца самосознания (самоОсознания) как такового ещё нет. Есть эмоционально окрашенное самоощущение (это - предтеча личности, самосознания). Он просто ощущает себя в мире, сначала - в слиянии с мамой, потом - себя

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Самосознание подростка и его особенности Как мы видели, подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей и общественные ценности. Понять самого себя, свое предназначение, осмыслить свою жизнь, свое место в обществе возможно при развитии самосознания.

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Общение и сознание (осознание, самосознание). Развитие сознания (самосознания) в онтогенезе Мы понимаем под общением взаимодействие двух и более человек, в ходе которого они обмениваются информацией с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Самосознание Исследования развития самосознания у детей начинаются с постановки базового вопроса: Когда ребенок впервые осознает, что он обладает собственным Я? И тут же неизбежно встает методологический вопрос: какие данные мы могли бы использовать для выяснения того,

Из книги Трактат по Революционной Психологии автора Веор Самаэль Аун

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Как устроено наше самосознание? Хотя самосознание возникает вследствие развития сознания, между ними имеется существенная разница. Осознание самого себя вначале всегда возникает в результате отождествления самого себя с тем, что я считаю непосредственно относящимся

Из книги Азбука для несовершеннолетних: Сборник автора Автор неизвестен

Самосознание – осознание человеком себя как личности, своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятие решения и действия.Для начала нужно уяснить себе, что следует

Из книги Преображение. Путевые заметки автора Калинаускас Игорь Николаевич

Это загадочное самосознание Самосознание. Именно о нем мы чаще всего забываем, потому что им мы это делаем, его мы, естественно, не видим и о нем мы, поэтому, не помним. В данном случае мы можем говорить о самосознании как о почти абсолютно совершенной рефлексии. Тут есть

Из книги Психология подсознания автора Подводный Авессалом

Внимание и самосознание Внимание как таковое характеризуется не только тем, на что оно обращено, но и тем, откуда, каким образом оно направлено. Например, человек может смотреть с точки зрения духа или эго, лично или надлично и т. п. В сознании подобные установки

Из книги Семейная педагогика автора Азаров Юрий Петрович

Глава 5 Самосознание личности До сих пор мы говорили о двух сферах отношений: отношении ребенка к предметному миру (учение, труд, искусство) и отношении ко всему живому, и прежде всего к человеку.Но есть еще и третья сфера, которая не всегда учитывается в воспитании, – это

Из книги Мозг рассказывает [Что делает нас людьми] автора Рамачандран Вилейанур С.

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Самосознание личности Психология, которая является чем-то большим, чем поприщем для досужих упражнений ученых книжных червей, психология, которая стоит того, чтобы человек отдал ей свою жизнь и силы, не может ограничиться абстрактным изучением отдельных функций; она

Из книги 10 шагов на пути к управлению своей эмоциональной жизнью. Преодоление тревоги, страха и депрессии благодаря исцелению личности человека автора Вуд Ева А.

Развивайте самосознание: моя история Много лет назад, когда я училась в ординатуре, чтобы стать психиатром, преподаватель психологии учил нас проводить психологический тест, представлявший собой систему вопросов и упражнений, выстроенных в определенном порядке,

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Глава 1 Самосознание Мы все находимся здесь и сейчас. Все за пределами этого знания – фантазия. Г. Л. Менкен, американский журналист и сатирик (1880–1956) Осознанность против знания Являетесь ли вы человеком сознающим? Если вы считаете, что да, спросите, насколько хорошо вы

Из книги Расколотое "Я" автора Лэйнг Рональд Дэвид

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Современная психология определяет сознание как внутреннюю модель внешнего мира. Благодаря этой модели и становится возможным осознанное поведение человека. Оно проявляется в анализе прошлого, отражении сегодняшнего и планировании будущего. Вероятен и положительный перенос чужого опыта. Все это присуще лишь человеку, потому представляется возможным говорить о сознании как специфической данности человека.

Наиболее качественной особенностью человеческой психики выступает наличие сознания, являющегося в своем отношении вершиной психического отражения.

Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости: объективная (Мир) и субъективная (Я) , личное переживание, отношение к предмету.

Например, вы читаете книгу, проникаясь сюжетом, не осознавая при этом, не контролируя того, как воспринимаете слова и мысли, листаете страницы, сидите в кресле дома. В вашей психике отражены события, которые описываются в данной книге, психологически вы существуете в книжной реальности. Но вот раздался звонок в дверь, которую нужно открыть, и тут начинает работать сознание: это дом, это книга, это “Я”, который здесь живет и то-то читает. Вы наблюдаете себя как бы со стороны, выделяетесь из объективных условий, а поэтому они предстают перед вами в сознательном образе. Вы понимаете, что дом, книга и все остальное существуют сами по себе, объективно, а ваше чтение, переживания и впечатления вторичны, субъективны, принадлежат только вам. Становится понятно, что это не одно и то же: объективный мир и его образ в конкретном человеке. Сознание — это принятие, осознание реального, вне зависимости от существующего бытия.

Невозможно принять и познать Мир, не вычленив в нем себя и свое субъективное “Я” из отраженного мира. С. Л. Рубинштейн отмечал, что наличие сознания позволяет нам находить, выделять и систематизировать объективные, устойчивые свойства мира. Без участия сознания нереально истинное, человеческое познание, хотя одно не исчерпывается другим.

Тема о происхождении, природе и сущности сознания всегда была одной из центральной и дискуссионной для психологии и философии. Существует классическая диалектико-материалистическая конструкция, согласно которой “бытие определяет сознание”. Данная схема одинаково действенна и в обратном направлении: сознание непременно определяет бытие человека. Суть человеческого бытия заключается во взаимодействии и общении индивида с другими людьми.

Отключение сознания

“Отключение сознания” — это показатель того, что мы уже закрепили свои умения и навыки. Сознание работает, пока мы учимся читать и писать, играть на фортепьяно или в теннис, кататься на лыжах или водить машину. Но только до тех пор, пока полученные практические знания не войдут в нашу плоть и кровь. После этого неповоротливое сознание будет только мешать. Лыжник, думающий над тем, какое сделать движение, обязательно упадет, пианист — сфальшивит.

Бессознательное — незаменимый и эффективный помощник”, -пишет психолог Тимоти Уилсон. Оно управляет нашей повседневной жизнью, запуская автоматизированные действия. “Бессознательное как будто выпускает на свободу множество живущих у нас в голове зомби, которые запрограммированы на выполнение отдельного относительно простого задания”, — пишет американский исследователь Кристоф Кох. Этот автоматизм освобождает голову для решения нестандартных, творческих задач — в те редкие моменты нашей жизни, когда случается что-то необычное, ситуация перестает быть стереотипной и наш мозг не может сходу подобрать нужную программу. Вот тогда незамедлительно включается сознание.

Однако такое включение обходится дорого. По оценкам некоторых ученых, работа сознания поглощает порядка 80% энергетических ресурсов мозга. На долю бессознательного остается лишь 20%. Чтобы найти нестандартное решение, нервная система должна создать новые нейронные связи. За несколько секунд необходимо активизировать сигнальные вещества — гормоны и нейромедиаторы, которые переносят нервные импульсы (то есть информацию) между клетками и нервными волокнами. Кроме этого, нужно ввести в работу белки-рецепторы и важные биохимические реакции, а для экономии внутренних сил притормозить другие функции организма. На первый план выходит решение одной-единственной интеллектуальной задачи.

Сознательная деятельность — роскошь, которую организм может себе позволить лишь изредка.

Поэтому при малейшей возможности мозг переключается на “автопилот” бессознательного. Он работает быстро, точно и “дешево”. Эта сигнальная система пережила многие тысячелетия эволюции. С ее помощью мы до сих пор ориентируемся в окружающем мире. У нас в голове неутомимо работает спасительный мощный фильтр.

Каждую секунду наше восприятие подвергается массированному обстрелу миллионами бит информации, осмыслить которую мы просто не в состоянии. Например: Удобно ли сидеть на стуле? Не тесна ли одежда? Кто-то прошел по коридору. Кофе уже остыл. Наше сознание осваивает не более 40 бит в секунду. Куда девается остаток? Оседает в глубинах мозга. Только это и предохраняет рассудок от угрожающей ему лавины чувственных впечатлений.

27. Сознание как философская проблема. Сознание и самосознание.

Одной из важнейших проблем философии является анализ сознания как специфической формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Сознание является частью психики, в которой происходят не только сознательные, но и подсознательные (бессознательные) процессы. В случае бессознательного субъект не дает себе отчета о содержании и природе происходящих процессов. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. Иногда выделяют и надсознательное – это творчество на базе сознания.

«Ядром» сознания является знание. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается в условиях общественной жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием. Однако оно обусловлено не только социально. В содержание сознания входят мысли и о природе (а также о людях как природных и общественных существах). Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы. Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук. Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, память, воображение и пр. По своей форме сознание не выходит за пределы психологических процессов.Содержание и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Важно понимать, что образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть «субъективно-объективный» образ объективного мира.

Итак, сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Функции сознания - это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия.

Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке.

Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей его функцией (отражение действительности).

Творческая функция сознания, понимаемая в широком смысле, как активное воздействие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Животные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческое сознание является моментом перехода от отражения к практике.

Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в том числе и совершаемого человеком). Оценка производит выбор из всего того, что добывает знание. Оценивать - это значит подходить к действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного отношения к объекту оценки.

Указанные функции сознания способствуют формированию регулятивно-управленческой функции его сознания. Сознание, как и вся психика человека в целом, существует в конечном счете для практики, для регулирования и управления поведением человека, его деятельностью.

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием .

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это - сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

В акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте, включает в себя также и аспект социологический. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме классового самосознания.

Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми.

Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения.

Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше - предметное сознание или самосознание? Самосознание-это процесс, проходящий различные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой.

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Кафедра философии и социальных наук


РЕФЕРАТ

Тема: Сознание и самосознание

Выполнила студентка

Группы ЭКН-4-00

Руководитель:

доктор философских наук,

профессор, академик

Петраш Ю. Г.


ОБНИНСК* 2001

План реферата:


I. Введение

II. Сознание

2. Отличительные черты психики и сознания

3. Структура и источники сознания

4. Функции сознания

5. Активность сознания

6. Общественная природа сознания

Ш. Самосознание

1. Понятие самосознания

2. Структура и формы самосознания

3. Предметность и рефлексивность самосознания

IV. Заключение

I. Введение

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия.


Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение


природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики, кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.

Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.

Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

II. Сознание

1. Понятие сознания и его определение


Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обоб­щённые образы внешней действитель­ности и реагировать на эти отображе­ния сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бес­сознательные процессы. Сознательны­ми называются такие психические яв­ления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следователь­но, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Перейдем к вопросу к вопросу о том, чем определяется, обусловливается воз­никновение и развитие сознания. Факторы, которые оп­ределяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

Внешними детерминаторами сознания являются при­рода и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного - природа; для человека - природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двоя­ко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о при­роде и обществе (а также о людях как природных и об­щественных существах).

Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «маши­ны». Но природа детерминирует сознание не только гене­тически, создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную си­стему действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общест­венной жизни.

Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой как в условиях живот­ного, так и человеческого существования. Хотя физиоло­гическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыс­лей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспри­нимающего их аппарата. Образ внешнего мира отлича­ется от самого внешнего мира. Сознание есть субъектив­ный образ объективного мира.

Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних усло­виях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на тру­де, создала человека с его сознанием.

Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и нераз­рывный комплекс двоякого рода факторов, определив­ших и определяющих развитие психики человека, факто­ров, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человече­ским сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы пси­хологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (об­щей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, пси­хофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, яв­ляется объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация - воздействие на сознание объективного мира, природы и общества - является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обус­ловленность - вторичной.

Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксиру­ются законами и категориями физиологической и пси­хологической наук. Это ощущения, восприятия и пред­ставления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображе­ние и пр. Психологические формы - это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не вы­ходит за пределы психологических процессов.

Содержание и форма сознания не вполне идентич­ны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единст­во объективного и субъективного на основе объективно­го. Оно имеет объективное содержание, прошедшее че­рез различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.

В отдельных областях сознания последнее подчиня­ется также и более специальным законам. Так, в обла­сти познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчи­нена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражаю­щих сложный характер детерминации сознания, осуще­ствляется в их неразрывной связи и взаимопереплете­нии. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специ­фичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:

а) как производительную силу, как природную «маши­ну», производящую продукт;

б) как члена общества, т. е. как социальную единицу

в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины, на которой он работает.

Как же можно определить сознание?

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.


Для этого предпочтение должно отдаваться комплексным методам исследования для определения адекватной специфики сознания. Стоит надеяться, что это приведет к решению проблемы сознания. Сознание и самосознание. Самосознание определяется как «осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и...

Явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось...

Избранный вариант или сочетание в работе с подростками обеспечивает максимально эффективную реализацию возможностей социально-психологического тренинга. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Представленное в данной дипломной работе исследование особенностей морального самосознания в подростковом возрасте весьма актуально, так как отражает необходимость психологического анализа ситуации, связанной с решительным...

Материале показаны результаты контактов разных этносов, проживающих в Казахстане. Весьма важным является социолингвистический материал, касающийся взаимодействия русского и казахского этносов и контактирования их языков. Следует также подчеркнуть работу К.М.Абишевой, в которой подробно описаны языковые контакты названных этносов на протяжении многих веков. Если рассмотреть контакты русского и...