Что такое уважение чувств верующих. Зачем существует и как работает закон об оскорблении чувств верующих. Можно и нельзя

Но споры ведутся и о том, нужен ли такой закон в принципе, и нужно ли вообще защищать чувства верующих от оскорблений. Дискуссия вокруг этого законопроекта показала разное восприятие того, о чем, собственно, идет речь. С точки зрения некоторых комментаторов «оскорбление чувств» — это что-то вроде причинения эмоционального дискомфорта. В обществе, где люди могут свободно выражать свое мнение, чьи-то мнения могут глубоко вас огорчать — и это неизбежно. В этом случае можно ставить вопрос о том, почему именно верующие традиционных для страны исповеданий должны быть ограждены от огорчений, и каким образом можно сохранить свободу слова в ситуации, когда всякий огорчившийся Вашими словами благочестивец может натравить на Вас репрессивную машину государства.

Ошибка здесь в том, что речь идет не об эмоциональных огорчениях — и не о них в первую очередь.

Например, в Германии юный талантливый художник, который захочет украсить стену синагоги свастикой, будет сурово наказан. Почему? Потому что вид свастики причиняет прихожанам синагоги эмоциональный дискомфорт? Это далеко не главная причина. Главная — та, что рисование этого знака, особенно на этом здании — это проявление ненависти, которая уже привела в прошлом к убийству множества невинных людей, и приведет еще раз в будущем — если общество не будет ее решительно подавлять.

Рубка икон, бесчинства в храмах и тому подобные действия плохи не только тем, что огорчают людей — а тем, что они являются проявлением ненависти, которая в истории нашей страны уже приводила к массовым убийствам. У немецкого рисователя свастики были исторические предшественники — как они были и у отечественных осквернителей храмов. В истории — и нашей страны, и других стран — акты кощунства и святотатства всегда служили индикатором наступающего царства террора. Современные святотатцы развлекаются на земле, обильно политой кровью мучеников — и кровь эту пролили их, по историческим меркам, недавние идеологические предки.

То, что святыни какой-то группы людей можно безнаказанно оскорблять, служило указанием на то, что их можно и безнаказанно убивать — и к убийствам оскорбители переходили довольно быстро. Это одна из причин, по которым намеренное оскорбление религиозных чувств должно пресекаться.

Другая причина — то, что религиозные символы воспринимаются, даже лично неверующими людьми, как знаки коллективной идентичности. Их невозбранное осквернение вызывает эффект, аналогичный демонстрации расовой или этнической ненависти — людям показывают, что их человеческое достоинство отвергают, их жалоб не слышат, и что государство не собирается их защищать. К чему это приводит? К тому, что представители атакуемой группы утрачивают веру в способность и желание государства их защитить, и все более приходят к необходимости самим о себе позаботиться.

Представим себе, например, что актуальные художники, в порядке художественного самовыражения, начнут осквернять свежие могилы, а государство проигнорирует жалобы родственников погребенных. К чему это приведет? К тому, что обычай осквернять могилы будет принят всеми? Едва ли. Скорее, дело кончится тем, что вопрос будет решен на уровне гражданского общества — родственники усопших пресекут деятельность художников самостоятельно. Должно ли государство дожидаться таких проявлений общественной активности? Очевидно, нет. Поэтому оно и пресекает осквернение могил — чтобы не вынуждать людей самим о себе заботиться. И по этой же причине оно должно пресекать намеренное оскорбление религиозных чувств.

Третья причина состоит в необходимости ограждать цивилизацию и поддерживать правила человеческого общежития. Большинство людей — как верующих различных исповеданий, так и атеистов — без малейших усилий воздерживаются от оскорбления своих соседей, и не испытывают ни малейшей потребности такие оскорбления наносить. Более того, большинству людей, которые ведут межрелигиозную (и даже антирелигиозную) полемику вполне удается вести ее в приемлемых и цивилизованных рамках. Проблемы создает очень небольшая группа социопатов, неспособных и не желающих уважать своих ближних и жить в мире со своими соседями. Из-за своей гиперактивности и способности привлекать к себе внимание, именно эти люди и будут определять общественный климат и, фактически, устанавливать границы допустимого. Мирное и цивилизованное большинство может — и должно — не отдавать им такой власти самоустанавливать нормы.

Четвертая причина состоит именно в том, чтобы создать возможность для цивилизованной дискуссии между людьми различных мировоззрений. Критики законопроекта говорят о том, что любая дискуссия и даже любое выражение мнений может оказаться под угрозой. В реальности дело обстоит как раз наоборот — возможность для цивилизованной дискуссии уничтожается именно провокациями экстремистов. Даже противники и критики религии, и, в частности, критики Русской Православной Церкви, выиграют от их обуздания. В самом деле, каков сейчас медийный образ «критиков РПЦ»? Кто это? Мудрые, рассудительные и доброжелательные люди, пекущиеся об общем благе? Возможно, такие и есть, и с ними было бы интересно поговорить — но их голос, если он есть, совершенно заглушается другими людьми, которые задают совершенно другой тон обсуждения.

Критики Церкви в медийном пространстве — это неуравновешенные скандалисты, известные публичными совокуплениями, плясками в храмах, рубкой икон, устроением кощунственных «инсталляций» и другими выходками, которые вызывают понятное отвращение не только у религиозных людей, но и вообще у людей минимально цивилизованных. Если как-то снизить уровень их бесчинств, это позволит заявить о себе людям, которые заинтересованы в общественной дискуссии, а не в бесчинствах — а до той поры общественная дискуссия, увы, эффективно блокируется.

Поэтому хотя законопроект, возможно, и нуждается в каких-то поправках, он служит общему благу — и необходимость его принятия назрела.

Закон, который мы рассмотрим в настоящей статье, не является самостоятельным актом. Речь пойдет о комплексе поправок, которые были внесены в Уголовный кодекс и Кодекс административных правонарушений Российской Федерации, получивших в обиходе название «закона о защите чувств и прав верующих».

«Закон о защите прав и чувств верующих» ужесточил уголовную и административную ответственность за выраженное в словах и действиях неуважение к лицам, причисленным к святым в рамках соответствующих религий, а также религиозным артефактам, обычаям, правам и чувствам верующих и др.

Основные положения закона

До 2013 года вопрос ответственности за «нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» регулировался только статьей 5.26 Кодекса административных правонарушений РФ. Статьей предусматривалась ответственность не за оскорбление чувств верующих, а за препятствование религиозному служению, осквернение религиозной атрибутики и литературы.

1 июля 2013 года в России вступил в силу Федеральный закон от 29.06.13 N 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 148 Уголовного кодекса РФ и отдельные законодательные акты в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» (в их числе все та же статья КоАП РФ).

Итак, рассмотрим подробно положения так называемого «закона о защите чувств верующих». Начнем со статьи 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» .

1. Публичные провокационные действия , несущие в себе неуважение к окружающим и оскорбляющие чувства верующих людей, могут грозить лицу, их совершившему, одним из следующих наказаний:

  • Штрафом до 300 тыс. руб. либо в размере дохода (зарплаты) за двухгодичный срок;
  • Обязательными работами продолжительностью до 240 час.;
  • Принудительными работами или заключением на срок до 12 месяцев.

2. Действия, оскорбляющие чувства верующих, если они были совершены на территории культовых религиозных объектов , предназначенных для проведения служб и обрядов (церкви, монастыри, мечети, синагоги и др.), могут повлечь за собой одно из следующих наказаний:

  • Штраф до полумиллиона руб. или в размере дохода (зарплаты) за трехгодичный срок;
  • Обязательными работами до 480 час.;
  • Принудительными работами продолжительностью 3 года;
  • Лишением свободы на тот же срок. Помимо заключения, после отбытия уголовного наказания осужденному может грозить ограничение свободы на протяжении еще 12 месяцев.

Ограничение свободы — это дополнительный вид наказания, суть которого состоит в наложении определенных ограничений в поведении человека. Зачастую касается его перемещений: запрета на выезд, на посещение определенных мест и мероприятий, выход из дома в определенное время суток и т.д.

3. Противоправное препятствование деятельности религиозных общин, осуществлению служб и различного рода церемоний могут повлечь за собой одно из следующих наказаний:

  • Штраф до 300 тыс. руб. или в размере дохода за двухлетний срок;
  • Обязательные работы продолжительностью до 360 час.;
  • Исправительные работы до 12 месяцев;
  • Арест длительностью до 3-х мес.

4. Если те же действия виновные совершили, используя свое служебное положение, либо применив насилие или угрожая его применением, лицам может грозить наказание (одно из них) в виде:

  • Штрафа до 200 тыс. руб. или в размере годового дохода (з/п) осужденного;
  • Обязательных работ продолжительностью до 480 час., исправительных — до 2-х лет и принудительных — до 12 месяцев;
  • Лишения свободы на 1 год с запретом на период до 2 лет занимать определенные должности или работать (вести свою деятельность) в определенной сфере.

Тогда же статья 5.26 КоАП РФ была изложена в новой редакции . Стоит обратить внимание, что в отличие от УК РФ, КоАП предусматривает наказание не только за оскорбление чувств верующих, но также, по сути, защищает человека от насильственного вовлечения его в религию.

1. Препятствование реализации конституционного права человека на свободу совести и вероисповедания грозит по закону штрафом. Подразумевает под собой противодействие возможности лица принять для себя определенные религиозные убеждения, либо отказаться от них , а также вступить или же выйти из религиозного сообщества . Размер административного штрафа составляет:

  • От 10 до 30 тыс. руб. для простых граждан;
  • От 50 до 100 тыс. руб. для должностных лиц;
  • От 100 тыс. до миллиона рублей — для организаций и компаний.

2. Злонамеренное осквернение религиозной литературы, символики и атрибутики либо их повреждение, совершенные на публике, грозят административным наказанием в виде:

  • Штрафа размером от 30 до 50 тыс. руб. для рядовых граждан либо назначением обязательных работ продолжительностью до 120 час.;
  • Штрафом размером от 100 до 200 тыс. руб. для должностных лиц.

Последние поправки

В 2016 году в рамках государственной политики усиления противодействия терроризму, в России был принят ФЗ-374, дополнивший статью 5.26 КоАП РФ частями 3, 4 и 5:

3. Любая религиозная организация, осуществляя свою деятельность, обязана указывать свое полное официальное наименование в маркировке распространяемых в рамках проповеднической деятельности материалов. В частности, это касается книг, брошюр, фото-, видео- и аудиоматериалов. Если наименование отсутствует, указано не в полной форме или заведомо ложно, организации грозит:

  • Административный штраф размером от 30 до 50 тысяч рублей с изъятием перечисленных информационных материалов.

4. Нарушение требований законодательства к осуществлению миссионерской деятельности грозит нарушителю административным штрафом. Указанные требования прописаны в статьях 24.1 и 24.2 ФЗ 1997-го года N 125 «О свободе совести и религиозных объединениях». Размер штрафа составляет:

  • От 5 до 50 тыс. руб. для рядовых россиян;
  • От 50 до 100 тыс. руб. — для организаций (юрлиц).

5. Если в процессе осуществления миссионерской деятельности нарушения были допущены гражданином другого государства либо лицом, не имеющим гражданства, тому грозит:

  • Административный штраф от 30 до 50 тыс. руб.;
  • Лицо также может быть депортировано из России.

Скачать закон о защите прав верующих

Криминализация вопроса, связанного с религией, законодательством светского государства вызвала в российском обществе горячие споры, не прекращающиеся по сей день. Авторы «закона о защите чувств верующих» и его сторонники аргументировали необходимость ужесточения и введение уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих обострением религиозного вопроса в России в 2012 году. Речь шла о провокационных акциях, совершавшихся в общественных и культовых местах, убийствах духовных лидеров, появлении различных надписей на синагогах и о других событиях.

Противники же нововведений «закона о защите чувств верующих» ссылались на статью 28 Конституции РФ, которая гарантирует каждому гражданину России свободу совести и вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Так или иначе, «закону о защите чувств верующих» в 2018 году исполняется 5 лет, и не считаться с ним, вне зависимости от собственного отношения к самой религии, никто не имеет права. На сегодняшний день практика применения упомянутых статей в судах России уже наработана, и чтобы не стать по неосторожности фигурантом одного из таких процессов, предлагаем вам ознакомиться с содержанием закона.

Скачать «закон о защите чувств верующих» вы можете по . Файл содержит в себе текст соответствующих статей Уголовного кодекса и Кодекса административных правонарушений Российской Федерации в актуальной редакции.

Любая критика в адрес РПЦ или других конфессий может обернуться уголовной ответственностью. Так правозащитники и юристы комментируют внесенный вчера в Госдуму законопроект, предлагающий наказывать тремя годами колонии за оскорбление чувств верующих и пятью — за оскорбление религиозных святынь. Депутаты не скрывают, что поводом для подобной инициативы стали недавние антиклерикальные выступления, в том числе панк-группы Pussy Riot и неизвестных, спиливших православные кресты в регионах. Между тем законопроект может обернуться против самих православных активистов, регулярно называющих сектантами представителей "малых религий".


Пакет поправок к УК РФ и КоАП РФ, вчера внесенный в парламент, стал частью кампании в "защиту прав верующих", начатой Госдумой во вторник (см. "Ъ" за 25 сентября). Тогда депутаты приняли постановление, призывающее "дать жесткий отпор силам, восхваляющим антирелигиозный экстремизм", в том числе и на законодательном уровне. Парламентариев поддержали представители всех традиционных конфессий, заявившие, что в свете скандалов, вызванных акцией Pussy Riot в храме Христа Спасителя, спиливанием крестов в российских регионах и волнений в исламском мире, которые спровоцировал фильм "Невинность мусульман", наказание за оскорбление верующих должно быть максимально суровым.

"В целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, а также осквернению объектов и предметов религиозного почитания, мест религиозных обрядов и церемоний" депутаты предлагают ввести в УК РФ новую статью, состоящую из двух частей: за оскорбление религиозных обрядов и чувств верующих, а также за осквернение святынь и "иных предметов религиозного почитания". За оскорбление чувств верующих предлагается наказывать либо штрафом в 300 тыс. руб., либо тремя годами колонии.

За осквернение церквей, мечетей и синагог сумма штрафа составит 500 тыс. руб., а тюремный срок — до пяти лет. КоАП предполагается пополнить статьей "за воспрепятствование осуществления права на свободу совести и вероисповедания" и штрафовать по ней обычных граждан на 50 тыс. руб., а должностных лиц — на 100 тыс. руб. За "публичное осквернение или порчу религиозной и богослужебной литературы" административный штраф составит 50 тыс. руб.

По мнению главы правозащитной организации "Агора" Павла Чикова, одним из главных поводов для принятия подобного законопроекта стало дело участниц Pussy Riot. Трех активисток, участвовавших в акции в храме Христа Спасителя, приговорили к двум годам лишения свободы по ст. 213 УК РФ (хулиганство). Многие юристы, наблюдавшие за процессом, не раз заявляли, что обвинение по этой статье "натянуто", а в панк-молебне на амвоне храма не было состава преступления и максимум, что может грозить девушкам,— это административный штраф за нарушение общественного порядка. "Проведи они подобную акцию после принятия законопроекта, их бы судили именно за оскорбление чувств верующих",— уверен господин Чиков.

Православные активисты различной степени радикальности на протяжении последних лет регулярно выступали против тех, кто, по их мнению, оскорбляет церковь, и чаще других в этом списке оказывались современные художники (см. справку). Правда, они предпочитали срывать оскорбляющие их выставки, а затем писали на галеристов и художников заявления по ст. 282 УК РФ (разжигание религиозной ненависти). "Очень вероятно, что прокуратура, РПЦ и разного рода национал-православные организации получат действенное правовое оружие против современного искусства и значительно повысят степень самоцензуры",— заявил "Ъ" бывший куратор выставки "Осторожно, религия" Юрий Самодуров, осужденный в 2005 году по 282-й статье.

Глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов подтвердил "Ъ", что с принятием закона верующие фактически получат "свою" статью, позволяющую "правовым путем бороться с кощунниками и богоборцами". "Те, кто клевещет на церковь и патриарха, теперь задумаются, прежде чем кощунствовать",— сказал он. Впрочем, православные активисты вчера решили даже не дожидаться принятия поправок и обратились в суд с иском о возмещении морального ущерба против дизайнера Артемия Лебедева, разместившего в своем блоге оскорбительную, по их мнению, запись. В частности, истцов возмутило, что слово "бог" господин Лебедев написал с маленькой буквы.

В РПЦ приветствуют инициативу депутатов. Глава юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения Чернега заявляла "Ъ", что нынешнее законодательство не позволяет защищать чувства верующих должным образом: "В советский период была статья в УК, которая предусматривала лишение свободы до одного года". "Нужно принимать законы, чтобы человек, замышляющий оскорбить верующих, задумался о последствиях",— отметил зампред Совета муфтиев России Рушан Аббясов.

Между тем документ может сработать против самой РПЦ. "Я не раз видел ролики, как православные ломают книжные лавки пятидесятников, как гоняют кришнаитов. Уверен, что первые иски будут от "малых религий" к иерархам РПЦ. Тех же староверов и пятидесятников православные часто обзывают сектантами, говорят, что это ложные религии",— говорит галерист Марат Гельман, не раз становившийся ответчиком по искам православных активистов, недовольных устраиваемыми им выставками. Пятидесятники уже готовы воспользоваться новыми поправками к законодательству. "Конечно, мы будем пользоваться новым законом каждый раз, когда будут оскорблять протестантов России",— заявил "Ъ" член Общественной палаты и глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский.

Правозащитники считают, что в будущем фигурантом уголовных дел станет любой, кто не проявит должного, по мнению верующих, уважения к религии. "Уверен, что злоупотреблений будет гигантское количество. Ведь и раньше в УК были все нужные составы для защиты святынь, а в КоАПе — чувств верующих. Этот закон явно принимается для того, чтобы прекратить всякую критику в первую очередь в адрес РПЦ",— заявил "Ъ" глава занимающегося мониторингом применения антиэкстремистского законодательства центра "Сова" Александр Верховский.

Григорий Туманов, Александр Черных, Павел Коробов

Оскорбление чувств верующих в России - это уголовное преступление. Только далеко не всегда можно привлечь гражданина-нарушителя к ответственности. А если и получается сделать это, то приходится изрядно постараться. В некоторых случаях даже разбираться по закону не стоит - уж больно легкие меры на практике применяются к нарушителям, оскорбляющих верующих. Поэтому многие стараются или вообще закрыть глаза на событие, или как-то самостоятельно борются с проблемой. Тем не менее в России существует закон об оскорблении чувств верующих. Точнее, в Уголовном кодексе есть статья, которая регламентирует наказания, положенные за совершенное деяние. В ней прописываются возможные случаи и нормы, помогающие судебным органам выносить правильные меры пресечения повторных нарушений свобод и прав вероисповедания. Так на что можно рассчитывать в том или ином случае?

На публику

Оскорбление чувств верующих может наказываться разными методами. Все зависит от того, как именно было совершено преступление. Разумеется, обстоятельства и даже мелкие детали способны оказать влияние на судебное решение. Начинается статья 148 УК РФ с того, что предлагает она самые простые и не очень серьезные меры за простое оскорбление чувств верующих и свобод человека на публике. То есть в без каких-либо Вообще, наказания за данное деяние могут быть разными. Некоторые меры никого не пугают и не отвращают от публичных оскорблений, направленных на веру и свободу человека.

Например, стоит обратить внимание на штраф за оскорбление чувств верующих. Он может быть разным, в зависимости от тяжести совершенного преступления. Если никаких отягчающих обстоятельств не было, можно надеяться на не самое тяжелое наказание. Чаще всего, как нетрудно догадаться, накладывается денежное взыскание.

Закон об оскорблении чувств верующих гласит, что при простом правонарушении, которое не отягощено никакими иными обстоятельствами, придется выплатить до 300 000 рублей. В принципе, это почти столько же, сколько на практике платят за моральный ущерб. Либо денежные выплаты могут выражаться в виде любого дохода правонарушителя. Преступник будет платить сумму, которую вынесет ему суд, но она при этом не должна превышать прибыль гражданина более чем за 2 года. Именно такие правила установлены в России на данный момент.

На работу

Оскорбление чувств верующих (статья 148 УК РФ) может также наказываться общественными работами. Правда, продолжительность оных будет варьироваться в зависимости от конкретной ситуации. Чаще всего рассматриваются дела, которые не имеют никаких отягощающих обстоятельств. Например, что полагается за нарушение, описанное в первой части настоящей статьи? Речь идет о случаях, когда оскорбление свобод вероисповедания произошло публично, но не в каких-то религиозных заведениях.

То есть можно не только штраф получить. Оскорбление чувств верующих, согласно законодательству РФ, карается также общественными работами. Обязательными или принудительными. Не столь распространенные меры, но они имеют место. На практике чаще всего назначается денежная выплата. Она считается и менее неприятной, и более действенной. Обязательные работы при совершении такого преступления будут продолжаться до 240 часов, а принудительные - в несколько раз дольше. Суд имеет право вынести решение, согласно которому общественный труд длится до 12 месяцев. Это уже более серьезная мера, но она, как показывает практика, не особо стимулирует нарушителей к соблюдению законов. А вот штраф - вполне.

За решетку

Оскорбление чувств верующих (статья 148) - это не только общественные работы и денежные выплаты. Это еще и более серьезные меры, а также последствия. На практике без отягощающих обстоятельств следующий вариант развития событий назначается крайне редко, но он имеет место. Речь идет о лишении свободы.

То есть за оскорбление чувств верующих можно и попасть за решетку. Если вы просто совершили данное преступление в общественном месте, бойтесь! Ведь при подобном раскладе полагается тюремное заключение в колониях разного режима (по усмотрению суда, чаще исправительные или общие имеют место) на 1 год максимум. Не слишком много, но и не мало.

К счастью, как уже было сказано, подобный расклад событий редко имеет место. Ведь оскорбление чувств и свобод в России очень часто попросту не рассматривается в качестве преступления уголовного характера из-за отсутствия исков от потерпевших. Никому лишние разбирательства не нужны, особенно если просто кто-то оскорбил вашу веру в общественном месте. Это, к сожалению, не столь редкое явление, чтобы тут же бежать в суд. Хотя по закону вы имеете на это полное право. А пользоваться им или нет, решайте самостоятельно.

Специальные места

Статья "Оскорбление чувств верующих" (УК РФ) - это, как мы уже выяснили, уголовное преступление. И оно наказывается разными методами. Какие-то из них пугают, некоторые же - вообще простая формальность, которая не мотивирует граждан на соблюдение законов. Более серьезные меры применяются к нарушителям, если оскорбление веры человека произошло в специально отведенных религиозных местах. Например, в церкви или около какого-нибудь алтаря для проведения богослужения. Это уже считается отягощающим обстоятельством. И поэтому стоит готовиться к более серьезным мерам пресечения повторного преступления.

Оскорбление чувств верующих суд способен наказать, опять же, денежными выплатами. Разумеется, речь идет о штрафе. В данном случае он возрастает, причем уже значительно. За оскорбление свобод и прав вероисповедания в специально отведенных религиозных местах придется отдать максимум 500 000 рублей. Или же можно лишиться собственного дохода за 3 года. Это предельная величина. Не обязательно доход должен выражаться в виде заработной платы, учтите это. Главное, что учитывается только официальная прибыль.

Труд

Оскорбление религиозных чувств верующих, которое было совершено в специально отведенных местах для подобных граждан, карается, как уже стало понятно, более серьезно, нежели обычные разногласия и принижения на публике. Это все отражается и на штрафе, и на всех остальных вышеперечисленных мерах. Так в России стоятся многие законы. То есть применяются одни и те же меры, но при этом они как бы становятся более серьезными.

Общественный труд за совершенное правонарушение тоже имеет место. Обязательные и принудительные работы - их никто не отменял. Да, на практике оскорбление чувств верующих (УК, 148 статья, РФ) подобными наказаниями почти не карается, но согласно закону, они имеют место.

Срок обязательных работ увеличится. Теперь вместо 480 часов труда вам будет положено максимум 360. Это не так уж и много, если задуматься. По сравнению с принудительными. Ведь отныне их продолжительность возрастет в несколько раз. Теперь она составит 3 года максимум. А конкретный срок будет установлен только при судебных прениях с учетом всех возникших обстоятельств и событий.

На свободу

Закон об оскорблении чувств верующих, как мы уже выяснили, подразумевает еще и лишение свободы. То есть можно "загреметь" за решетку на определенный срок. На какой именно и с какими последствиями, зависит от многочисленных обстоятельств. Но, как показывает практика, уже после совершенного нарушения в специально отведенных религиозных местах будет применено к оступившемуся особое правило. Какое именно? Об этом немного позже.

Для начала стоит отметить, что оскорбление чувств верующих (УК РФ, статья 148) наказывается тюремным заключением. Если преступление было совершено в специально отведенных для верующих местах, продолжительность наказания составит максимум 3 года - столько же, сколько и принудительные работы могут продолжаться. Это уже действительно серьезная мера, которой многие опасаются. Но на данном этапе наказания не заканчиваются. Статья УК "Оскорбление чувств верующих" предусматривает дополнительные меры, которые будут назначаться (или нет - на усмотрение судебных органов) после освобождения из тюрьмы.

Дополнительно

Дело все в том, что во второй части ст. 148 УК РФ можно заметить: помимо лишения свободы, к нарушителям имеют право применить особые меры. Не самые страшные, но, можно сказать, стимулирующие к исправлению поведения.

О чем идет речь? Помимо лишения свободы, в некоторых случаях (каких именно, решит суд при разбирательствах в каждом деле) полагается еще и ограничение свободы. Его называют еще условным сроком. В ходе оного вы будете осуждены, нужно будет отмечаться в милиции, а также просто учитывать, что вы совершили преступление. - это просто то же отбывание наказания, но в привычной для нас среде, в ходе которого нарушать закон нельзя. Иначе при любых разбирательствах подобная мера будет рассматриваться в качестве отягощающего обстоятельства.

За оскорбление чувств верующих в специально отведенных религиозных местах, а также на местности, предназначенной для богослужений и полагается не только лишение свободы, но и условный срок. Если он будет назначен вам, учтите: максимальная его продолжительность составляет всего 1 год. По сравнению с тюремным заключением, данная цифра ничтожна. Тем не менее, как уже было сказано, ограничение свободы подразумевается в законе, как мера наказания, не всегда. На практике же оно имеет место в большинстве случаев. Это прекрасная мотивация для исправления собственного поведения.

Препятствие

Также в законодательстве рассматриваются очень интересные случаи. Например, что полагается преступнику, который незаконно воспрепятствовал деятельности или аналогичным событиям? Как ни странно, но это деяние тоже расценивается как оскорбление чувств верующих (УК РФ). И, разумеется, к нарушителям обязательно будут применять определенные меры пресечения повторного преступления. Например, штраф. Это, как можно заметить, мера, применяемая в большинстве случаев. И не только при оскорблении свобод и веры. На практике она назначается крайне часто. При незаконном учинении препятствий для проведения религиозных обрядов, а также воспрепятствии законной деятельности вероисповедающих объединений, полагается денежное взыскание. Оно точно такое же, как и при обычном оскорблении, - либо 300 000 максимум, либо заработная плата/доход осуждаемого за период, не превышающих 24 месяцев. В принципе, многих уже данная мера стимулирует.

Обязательные и тоже имеют место. Только они не слишком уж и часто назначаются при учинении препятствий законной религиозной деятельности. Ведь в первом случае наказание продлится максимум 360 часов, во втором - до 12 месяцев. Не самые серьезные меры, но они имеют место. По сравнению с оскорблениями в общественных местах, предназначенными для обрядов, приведенные наказания не столь страшны.

Еще одна, но нестандартная мера для нашей сегодняшней статьи - это арест. Оскорбление чувств верующих (УК) может наказываться и такой мерой. Арест при этом будет наложен на гражданина, если он препятствовал законной деятельности религиозных объединений, а также мешал всеми силами (или пытался сделать это) проведению обрядов. Разумеется, речь идет только о законных случаях, не более того.

Арест при подобном развитии событий будет не слишком продолжительным - 3 месяца, это предел. На практике же чаще всего тот, кого привлекли за оскорбление чувств верующих (список возможных наказаний нам уже известен), отделывается штрафом и арестом на 15 суток. Это вполне нормальное явление в России. Скорее, подобное событие можно назвать негласным законом.

Служебное положение

Но на этом статья Уголовного кодекса не заканчивается. Дело все в том, что имеют место некоторые отягощающие обстоятельства, которые действительно наказываются по высшим мерам. Оскорбление чувств верующих (статья 148, РФ УК), а точнее, незаконное препятствие религиозным событиям при применении служебного положения - это действительно серьезное преступление. И оно, как показывает практика, тяжелее всего наказывается.

Например, штраф. Он здесь не такой большой, поэтому на практике назначается редко. Всего придется отдать либо до 200 000 рублей, либо свой доход за период до 1 года. Это не слишком много, если задуматься. Обязательные, исправительные и принудительные работы тоже имеют место. Их судебные органы на практике назначают куда чаще, чем штрафы в данном случае.

Сколько будет длиться подобное наказание? Все зависит от типа назначенных работ. К примеру, обязательные - 480 часов, принудительные - 1 год, исправительные - 24 месяца. Данные сроки считаются максимальными, при тех или иных случаях они способны уменьшаться по усмотрению суда. Но на деле такое происходит крайне редко.

Лишение свободы с некоторыми дополнительными мерами тоже имеет место. При подобном раскладе событий, когда нарушение сопровождалось использованием служебного положения, придется "отсидеть" до 1 года, а также на 2 года лишиться права занимать определенные посты и должности (обычно руководящие), а также вести ту или иную деятельность на этот же период. Именно такая мера (вместо ареста) будет применяться к нарушителю. Пожалуй, при для того, чтобы совершить оскорбление чувств верующих (статья УК 148), это самый распространенный случай.

Угрозы и насилие

Последняя ситуация, которая только может рассматриваться в нашей сегодняшней статье, - это угрозы применения насилия либо непосредственное исполнение оных действий. Речь идет, конечно же, о случаях, в ходе которых вы незаконно пытались препятствовать религиозным мероприятиям, а также деятельности подобных организаций.

Дело все в том, что за данное нарушение полагаются уже известные нам меры пресечения повторного преступления. Какие именно? Точно такие же, как и за использование служебного положения.

То есть можно получить штраф в виде 200 тысяч рублей или взыскание любого вашего официального дохода за 12 месяцев. Кроме того, имеет место назначение разнообразных типов общественных работ - обязательных, принудительных и исправительных. Их максимальная продолжительность уже известна. Это 480 часов, 12 месяцев и 2 года соответственно. Сесть в тюрьму (какую именно, решает суд) тоже можно, да еще и лишиться дополнительно права вести ту или иную деятельность. На труд ограничения тоже распространяются. Вы не сможете работать в каких-то сферах, а также занимать определенные посты. На практике чаще всего речь идет о руководящих должностях. Подобного рода ограничение накладывается на 2 года максимум. А вот "отсидеть" придется около года. Может, и меньше, если так решат судебные органы.

Как видите, оскорбление чувств верующих (статья, регламентирующая наказания за совершенное преступление в том или ином случае, нам известна) - это действительно серьезное нарушение. И если правильно подойти к решению поставленного вопроса, можно всегда защитить свои права и свободы вероисповедания. На практике, как уже было сказано, такое происходит не слишком часто. Ведь редко кто будет доказывать, что его взгляды были как-то задеты.

Основная проблема, которая может возникнуть в ходе судебных прений, - это доказательства. То есть вы должны будете доказать, что принадлежите к той или иной вере, а также следуете ей. Иначе статья попросту не будет действовать. Желательно при этом иметь каких-то незаинтересованных свидетелей, которые способны подтвердить ваши слова.

Разумеется, действовать закон будет, как уже было сказано, только если религиозные обряды и события, а также деяния религиозных объединений признаны законными. В противном случае защиту найти не удастся. Плюс ко всему, не распространяются приведенные наказания на веру, признанную опасной и незаконной. Например, на не могут пользоваться законодательством. Оскорбление чувств верующих (статья 148 УК РФ) не относится к сатанистам, так как данная "вера" официально запрещена в России. А вот все остальные имеют полное право на оперирование российским законодательством. Такие правила установлены в стране. Как видите, все не столь сложно, как кажется на первый взгляд. Главное - не бойтесь защищать свои права на вероисповедание, если они были задеты. Суд обязательно встанет на вашу сторону, если деятельность ваша не несет никакой опасности для общества и является адекватной, законной.

Что изменит новый закон, что такое чувства верующих, что считать их оскорблением, и для чего их вообще защищать? Объясняет Юрий Пудовочкин, доктор юридических наук, профессор

— Что закон предлагает считать преступлением?
— Проект закона предлагает внести изменения в ст. 148 Уголовного Кодекса. Статья называется «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Статья большая, состоит из 4 частей. Какие действия, согласно этой статье предполагается считать преступными? Первая часть устанавливает ответственность за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Максимальная санкция за нарушение первой части установлена достаточно суровая — лишение свободы на срок до года. В подобном виде преступление очень напоминает хулиганство, которое было известно ранее действовавшему (советскому) уголовному закону. Демонстрация явного неуважения к обществу - один из обязательных элементов для определения действий как хулиганских. Такое неуважение состоит в совершении действий, которые нарушают общепринятые, устоявшиеся правила поведения в обществе и в общении между людьми, выражается в грубом, циничном противопоставлении себя обществу, демонстрации неприятия норм и правил поведения.

Публичность в данном случае означает, что действия совершаются в месте, где они могут стать предметом восприятия неопределенного круга лиц. Публичным следует признать совершение тех или иных действий на улице, в магазине; публичной является запись в блоге, если он является общедоступным, и даже вывешивание объявления на столбе. Если же информация распространяется, например, по подписке или субъект может иным образом ограничить и контролировать круг лиц, которые с ней познакомятся, то строго говоря, распространение информации не может быть признано публичным.

Надо сказать, что и грубое нарушение общественного порядка, и публичность действий - это признаки преступления, которые давно и хорошо известны профессионалам. Однако в предлагаемой проектом статье УК РФ содержится принципиальное новшество, которое состоит в характеристике субъективной стороны действия, в его особой цели - оскорблении религиозных чувств верующих. Соответственно, основная проблема, которая может возникнуть при применении этой статьи, это определение цели оскорбления этих чувств. Чтобы избежать злоупотреблений, мы должны давать однозначное толкование каждому термину. Что считать религиозным чувством на сегодняшний день большинству профессионалов неизвестно. Еще один тонкий момент - кто такие верующие? И где грань, между религиозным чувством верующего и каким-то другим чувством верующего? Очень похоже на то, что эта статья содержит возможности для вольной трактовки и злоупотреблений. Слишком много оценочных признаков. А это позволяет предположить, что статья и сформулированный в ней состав преступления не обладают должной степенью определенности. принцип правовой определенности - один из ключевых принципов формирования правовых норм и особенно норм уголовного права. Человеку должно быть предельно четко понятно, какое именно поведение государство считает неприемлемым, устанавливая за него наказание. В противном случае соблюдение уголовного запрета становится, мягко говоря, проблематичным.

— Что такое религиозные чувства и как их оскорбляют?
— В отсутствие правоприменительной практики давать внятный комментарий на эту тему сложно, поскольку наше понимание закона может быть одним, а понимание закона в суде - совершенно другим. Попытаюсь определить религиозные чувства через другое понятие, что, наверное, не совсем правильно с точки зрения логики. Это, скорее всего, какая-то система жизненных взглядов, ценностей, установок (поведенческих, ментальных и этических и т.д.), продиктованных тем или иным религиозным учением. Чувство сопричастности к этой системе взглядов, наверное, и есть чувство религиозное. Что касается оскорбления, то под ним традиционно понимается унижение чести и достоинства, действие, которое совершено по отношению к конкретному человеку либо группе лиц, причем совершено обязательно в неприличной форме. Оскорбление религиозных чувств верующих можно определить как унизительные, неприличные действия по отношению к группе лиц, продиктованные неприятием и неприязнью к той или иной религиозной системе.

— Как определяется и устанавливается цель оскорбления?
— Обратите внимание, что оскорбление чувств верующих обозначено в проекте статьи уголовного закона не как последствие действий субъекта, а как его целевая установка. Указание на цель в составе преступления - традиционный и правильный прием, он часто используется в уголовном кодексе для выражение опасности деяния. Но доказать цель всегда сложно. Цель представлена в сознании лица, где-то, образно говоря, «в его голове». О том, с какой целью действовал человек, мы должны судить, исходя не только из его личных показаний, но и из объективной характеристики его действий. Цель всегда проявляется в конкретных действиях, направленных на достижение этой цели.

Мне представляется, это исключительно мое личное мнение, что любое действие, совершенное в православном храме, или любом другом, если оно идет вразрез с устоявшимися правилами поведения, если оно является агрессивным и циничным, должно признаваться действием, совершенным с целью оскорбления религиозных чувств людей. Если человек пришел в место, где собирается определенная группа людей, и сделал то, что именно для этой группы является оскорбительным, то, наверное, человек имел своей целью оскорбление этой группы людей. Сочетание содержания действия и места в данном случае однозначно указывает на цель.

Если какие-то действия, нарушающие общественный порядок совершаются в иных местах - в интернете, на улицах и площадях, установить цель оскорбления религиозных чувств верующих будет сложнее. Нужно будет тщательно смотреть и оценивать содержание слов и символов, которые обычно сопровождают такое действие. То, что достаточно для признания преступлением в храме, может быть недостаточно для признания преступлением на площади.

—А если я напишу на стене, что Бога нет - это оскорбление?
— Мы, например, с моим другом очень много спорим - есть Бог или нет. Он верующий, я вроде как неверующий. И в полемике мы высказываем самые разные мнения и суждения. Однако он не считает свои чувства оскорбленными, равно как и я.

Но даже если кто-то посчитает свои чувства оскорбленными подобной фразой, оснований для привлечения автора к ответственности по проекту обсуждаемой статьи УК РФ нет. Закон предусматривает ответственность не за сам по себе факт оскорбления религиозных чувств, а за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу в целом. Наказывается конкретное действие, грубо и явно нарушающее общественный порядок.

Независимо от того, верующий ты или неверующий, есть общепризнанные нормы, которые устанавливают, что в определенных местах надо вести себя определенным образом. На торжественный прием мы приходим в соответствующем костюме, а на пляж - в плавках. Нет ничего плохого в том, чтобы ходить в плавках, но если мы придем в плавках на торжественный прием, то люди будут шокированы, а общественный порядок нарушен.

Поэтому сама по себе фраза «бога нет» - это всего-навсего демонстрация собственной позиции человека или повод для дискуссии. Если же эта фраза сопровождает агрессивные и циничные действия по нарушению общественного спокойствия и порядка, то она может стать отражением мотива и цели действий субъекта, а все совершенное вместе (при иных необходимых условиях естественно) - основанием для привлечения к ответственности.

—Можно ли в том, что закон не защищает атеистические чувства, усмотреть нарушение равенства прав граждан?
— Судить однозначно очень сложно, но, наверное, такое нарушение усмотреть можно. Эта статья защищает религиозные чувства верующих, но не защищает чувства, основанные на системе мировоззрения, в которой Бога нет. Защита прав верующих при отсутствии равноценной защиты прав не верующих есть нарушение равенства прав граждан. С этим сложно поспорить.

Мне, к примеру, совершенно не нравится ситуация, при которой грубое нарушение общественного порядка в целях оскорбления атеистических чувств граждан будет образовывать состав хулиганства по КОАП, а аналогичные действия с целью оскорбления религиозных чувств - преступление по УК РФ. Это не правильно. Есть масса возлецерковных отщепенцев, которые под видом защиты религиозных идей совершают разные гадости и нарушают общественный порядок. Хулиганские действия таких лиц направленные против атеистических убеждений третьих лиц не будут попадать под действие УК. А обратные действия, продиктованные защитой атеистических или каких-то иных чувств, направленные против чувств верующих, будут попадать под действие УК.

— Зачем нужны в уголовном законе статьи, защищающие религиозные чувства людей от оскорблений? Может лучше эти чувства не защищать такими средствами, чтобы не нарушать равенства прав и не создавать напряженности между верующими и неверующими?
— Вопрос сложный. Мы живем в светском государстве, что прямо записано в Конституции России. Мы установили равенство всех религий, всех общественных объединений и всех религиозных объединений. Но при этом мы вводим в УК РФ нормы, которые устанавливают наказание, условно говоря, за оскорбление чувств отдельной группы людей, которые принадлежат к отдельным общественным (религиозным) объединениям. Я имею в виду оскорбление религиозных чувств верующих. Это, с одной стороны, демонстрирует равенство всех религий (ответственность должна наступать вне зависимости оттого, чувства какой именно группы верующих были нарушены), а с другой стороны, - нарушает равенство граждан по признаку наличия или отсутствия веры и может привести к противостоянию атеистов и верующих, в этом кроется определенная опасность.

С другой стороны, религия или религиозные постулаты для очень многих людей составляют основу мировоззрения, определяют смысл жизни, шкалу ценностей и поведение практически во всех сферах общественной жизни. Не защищать и игнорировать роль религии в жизни человека и общества нельзя. Если оскорбить, нарушить, ущемить чувства человека в этой области, последствия могут быть самыми серьезными. Религиозное чувство - очень глубокое чувство, поэтому любое его ранение оказывается очень глубоким, а потому болезненным. Любое посягательство на идейную, смыслообразующую основу жизни человека может вызвать и обязательно вызовет мощную защитную реакцию. Защищая свои религиозные убеждения человек способен очень на многое, вспомните историю. А потому государство обязано предпринимать усилия в направлении защиты личных прав граждан (в том числе и права на религиозное самоопределение), в том числе и защиты средствами уголовного закона; только делать это надо крайне аккуратно, чтобы не спровоцировать напряжения в обществе и соблюсти конституционные стандарты равенства и светскости государства.

— А других странах защищают чувства верующих и что признается их оскорблением?
— Во многих странах мира, в том числе не в исламских, защищаются религиозные чувства людей. В той или иной форме соответствующие статьи есть практически во всех уголовных законах. Просто для понимания общей картины, можно привести несколько примеров из судебной практики Германии. Здесь я буду ссылаться на работы профессора Серебренниковой А.В. (МГУ), которая специально исследовала вопрос о защите конституционных прав человека в России и Германии. Согласно ее данным, суды ФРГ усматривают признаки оскорбления религиозных чувств в таких деяниях, как: изготовление футболки со свиньей, пронизанной крестом, публичное заявление о том, что христианская церковь является самой большой и самой древней преступной организацией в мире.

Но, тут надо сделать важную ремарку. Те же самые немецкие законы защищают чувства не только верующих, но и чувства, основанные на иной, в частности, светской системе мировоззрения, а потому считают недопустимым и наличие христианских крестов на стенах муниципальных школ, и исламских платков на головах учительниц в этих школах.

— Как решить этот конфликт, как защитить эти глубокие чувства верующих и не нарушить принцип равенства граждан перед законом?
— Одно из определений закона - «равная мера»; подходите с равной мерой к разным людям. Защищайте любое нарушение публичного спокойствия и порядка, независимо от того, совершено оно в целях оскорбления религиозных или нерелигиозных чувств.

Чтобы лучше понять ситуацию и оценить предлагаемый депутатами законопроект, нужно посмотреть на историю нашего уголовного права. Я начал с того, что действие, указанное в проектной статье 148 УК РФ, это, по сути своей, хулиганская выходка. В УК РСФСР 1960 была статья в года об ответственности за хулиганство. Там было написано, что действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, наказываются так то и так то. Цель этих действий - оскорбить религиозные или не религиозные чувства - была совершенно неважна. Потом мы от этой нормы отказались и фактически, как говорят специалисты, «разорвали» единый состав хулиганства на множество мелких: в отдельной статье запретили бить из хулиганских побуждений, в другой запретили из хулиганских побуждений уничтожать имущество и т.д. И в итоге то, что мы называем общественным порядком в чистом его виде, а проще сказать - общественное спокойствие, оказалось без защиты со стороны Уголовного кодекса. Потом, как известно, случилась история с Храмом Христа Спасителя и Пуси Райот. Примененная в этом случае статья УК РФ об ответственности за хулиганство, мягко говоря, не совсем точно описывала действия известных девиц. Государство ощутило, как мне представляется, некоторую ущербность и недостаточность уголовного закона в этой части. Итогом стала проектируемая статья, которую мы обсуждаем. Фактически она воспроизводит самую первую редакцию нормы об ответственности за хулиганство, только существенно ограничивая ее применение признаком цели оскорбления религиозных чувств верующих. Я не исключаю, что когда-нибудь настолько взбунтуются все соседи (верующие и неверующие), которым мешает спать громкая музыка, и наш законодатель примет еще одну норму — об ответственности за хулиганские действия, выражающие явное неуважение к обществу, безотносительно их религиозной цели. В итоге мы вполне можем вернуться к изначальной редакции нормы о хулиганстве.

— Подведем итог?
— Любые оценки должны быть комплексными и учитывать широкий контекст. Мне кажется, что отношение к обсуждаемой статье во многом будет определяться отношением к Русской Православной Церкви в обществе и позицией самой церкви. Что бы там ни говорили, православие это основная религия в России, составляющая основу ее культуры. И эта статья в основном будет восприниматься как статья, защищающая Русскую Православную Церковь. Хотя должно быть не так. На самом деле эта статья защищает общественный порядок, общественное спокойствие и права граждан, а не Русскую Православную Церковь. Если мы будем воспринимать эту статью именно так, то и отношение к ней будет нормальным.

На оценке обсуждаемой статьи сказывается тот информационный фон, в котором происходила инициация и разработка закона. Идея этой статьи, как известно, появилась после плясок в храме и общественное мнение, как мне представляется, воспринимает эту статью как реакцию на эти действия, связывает эту реакцию с Церковью, а закон - с идеей защиты РПЦ. Это, наверное, неправильно. Повторю: не Церковь этот закон охраняет, а порядок и спокойствие граждан, их конституционные права.

Справка
Проект закона № 142303-6 принят Государственной Думой в 3-м и окончательном чтении. Теперь проект будет рассмотрен в Совете Федерации. Если СФ утвердит проект, то он поступит на подпись Президенту. После подписания Президентом и публикации закон вступит в силу. В проекте указана дата предполагаемого подписания - 1 июля 2013 года. С текстом проекта можно познакомиться