Что такое вербальный интеллект, мышление. Динамический тест вербальных способностей онлайн. Вербальные тесты shl

Способность человека адаптироваться к новым ситуациям и обучаться новому называется . Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов. Вербальные способности - это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление. Вербальные способности определяют возможности человека в использовании речи для оформления своих мыслей в виде логического высказывания.

Если вербальное мышление имеет высокую степень развития, человеку легче будет овладеть языковыми средствами. В этом случае может стать прекрасным оратором, изучение гуманитарных предметов не будет для него сложным. Если проводится психологическая диагностика вербальных способностей, тестовые задания направлены на оценку возможностей человека в поиске аналогий, исключении лишнего, обобщении, сравнении.

Что такое вербальный и невербальный интеллект

Уровень развития вербального интеллекта определяет, насколько человек способен изучать иностранные языки, овладевать словесным материалом. Этот вид интеллекта начинает развиваться еще в раннем детстве вместе с овладением ребенком связной речью. Еще один важный этап в развитии этого вида интеллекта – процесс овладения письменной речью, то есть обучение письму и грамоте. Если у ребенка к этому периоду процессы анализа и синтеза словесной информации сформированы в достаточной степени, процесс обучения чтению будет протекать легче. В среднем у детей может быть достаточная степень готовности к обучению чтению в возрасте 5 – 7 лет.

От уровня развития вербального мышления зависит успешность в учебной деятельности. Это важно не только для овладения гуманитарными предметами. Весь процесс обучения протекает легче при достаточном уровне развития вербального мышления, так человек при этом может хорошо понять и оценить полученную речевую информацию, понять смысл высказывания.

Невербальный интеллект это вид интеллекта, функционирующий с опорой на пространственные представления и зрительные образы. Невербальное мышление оперирует наглядными объектами, представляя их человек может оценивать сходства и отличия между предметами и изображениями, определять положение в пространстве. Развитие этого вида интеллекта поможет человеку ориентироваться в схемах и чертежах, конструировать, рисовать.

Что такое вербальные способности?

Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:

  • фонетическая сторона речи;
  • грамматический строй речи;
  • лексическая сторона речи;
  • синтаксис.

Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения. В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст. Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.

Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность. При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. ). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации. Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.

Диагностика вербального и невербального интеллекта

Вербальный и невербальный интеллект диагностируют различными способами. Есть отличия в заданиях и материале, на котором эти задания даются. Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г.Айзенка.

Для диагностики невербального интеллекта используют задания на наглядном материале, без использования речи. В тестовых заданиях человек манипулирует объектами, составляет фигуру из отдельных элементов, сравнивает наглядный материал. Для определения уровня развития невербального интеллекта применяют «кубики Коса», тест в виде доски форм Сегена, прогрессивные матрицы Равена.

Существуют и тесты, задания в которых позволяют оценивать уровень развития и вербального и невербального мышления одновременно. Это, например, тест Векслера на интеллект. Диагностика в этом случае занимает достаточно большой отрезок времени, около 1,5 – 2 часов.

Подведем итоги

Вербальное и невербальное мышление взаимосвязаны. Сниженный уровень развития одного из этих видов мышления оказывает влияние и на другой вид. Например, если недостаточный уровень развития пространственного мышления не позволяет хорошо ориентироваться в размере, форме и соотношении предметов, пострадает и развитие речи. В этом случае человек может путать похожие по изображению буквы (см. ). Недостаточное развитие вербального мышления отразится на понимании любого вида информации.

Вербально-логическое мышление имеет свои особенности и более присуще людям с математическим складом ума. Данный вид мышления можно развить в себе самостоятельно при помощи специальных тренингов. Вербальное мышление – грамотное использование слов, для выражения собственных чувств и эмоций . К сожалению, законам формальной логики в этом случае уделяется мало внимания. Формальные операции начинают совершаться человеком в возрасте одиннадцати лет. В этом возрасте ребенок уже способен систематизировать полученные знания и определять последствия, зная причины определенного явления.

Некоторые исследователи данного явления пришли к выводу о том, что между уровнем развития интеллекта и школьной успеваемостью имеется определенная связь. Американский психолог Дэвид Векслер в своем докладе говорит о том, что сила взаимосвязи учебной успеваемости с вербальным интеллектом гораздо сильнее, чем с невербальным.

Вербальный вид интеллекта основывается на простейших для каждого понятиях, речь, письмо, чтение

Для начала давайте определимся с тем, что такое вербальный и невербальный интеллект. Интеллектом называется способность человека к обучению и адаптации к различным ситуациям. Вербальный тип интеллекта дает способность человеку изучить и провести тщательный анализ полученной информации. После систематизации человек получает возможность повторно воспроизвести полученные знания в виде набора слов. Вербальный тип способностей отвечает за отражение выраженности словесно-логического мышления. Именно этот вид способностей определяет грамотность применения различных речевых оборотов, для демонстрации своих мыслей.

Чем выше уровень вербального мышления, тем легче человеку получить новые знания и использовать их в дальнейшей жизни . Таким образом, люди с вербальным типом мышления являются прекрасными ораторами и с легкостью разбираются в гуманитарных предметах. При проведении психологической диагностики и оценки мышления, используются специальные методы, которые имеют направленность на анализ возможностей человека в сравнении, обобщении, исключении лишнего и поисков синонимов.

Зная об уровне развития вербального мышления можно определить склонность к изучению иностранных языков и способностью усвоить изучаемый материал. Данный тип мышления развивается в детские годы, в то время, когда ребенок пытается связать изученные слова в первые, самостоятельно произнесённые предложения. Определенная ступень развития данного вида интеллекта – изучение письменной грамоты. Для того чтобы облегчить процесс обучения чтения для ребенка, следует правильно подойти к анализу усвоения полученной информации. В большинстве случаев, ребенок проявляет признаки готовности к этой форме обучения в возрасте от пяти до семи лет.

Вербальное мышление - это неотъемлемая составляющая успешного усвоения полученных знаний. Это касается как гуманитарных, так и технических предметов. Когда уровень развития ребенка имеет определенное значение, процесс усвоения новых знаний протекает достаточно легко. Ребенок не только понимает смысл полученной информации, но и обладает способностью пересказать усвоенное своими словами.


Каждый из видов интеллекта, будь то вербальный интеллект или невербальный, обладает высоким значением для человека

Невербальный вид интеллекта – основывается на базе пространственных объектов и зрительных образов . Здесь оперируют наглядные объекты. Умение найти сходство и различие предметов и изображений, а также способность правильно определить их положение, является ярким примером невербального мышления. Данный вид развития помогает человеку читать различные схемы и чертежи, создавать конструкции и писать живопись.

Упор на развитие вербальных способностей способствует освоению различных языковых систем. Каждая из языковых систем состоит из определенных элементов и правил создания конструкций из этих деталей. Большинство языковых систем включает в себя:

  • синтаксис;
  • фонетику;
  • лексику;
  • грамматику.

Фонетика – звуковая составляющая языка. При развитых вербальных способностях, человек демонстрирует легкость в различении звуков и способность с первого раза правильно произнести незнакомое слово. Грамматика подразумевает правильное построение фраз, где слова имеют согласованность между собой. Синтаксис – правильное оформление предложений, позволяющее связать их между собой. Таким образом, вербальные способности - это одна из главных составляющих богатого словарного запаса.

Все вышеперечисленное позволяет человеку наладить коммуникацию с другими людьми. Высокое развитие интеллекта дает возможность не только грамотно объяснить свои мысли собеседнику, но и обосновать свою точку зрения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей приводит к затруднению в общении с другими людьми. Невербальная коммуникация также имеет огромное значение, так как жесты, мимика и положение тела является частью выражения собственных эмоций.

Оба вида коммуникаций - единственный способ передачи информации от человека к человеку.


Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию

Методы диагностики развития мышления

На сегодняшний день существует несколько методик проверки вербального и невербального развития. Главные отличия этих методик заключаются в материале, используемом для тестов и самих заданиях. Анализ уровня вербального развития проводится на основе сравнений, синтеза и анализа словесных материалов. Во время проведения диагностики, в обязательном порядке следует учитывать возраст человека, проходящего испытания. Для проверки уровня вербального развития применяется специальный тест, разработанный Г.Айзенком.

Уровень развитости невербального мышления определяется с помощью тестов, основанных на наглядных предметах. Во время прохождения подобных заданий, человек должен напрямую взаимодействовать с различными предметами, составляя из них сложные конструкции и проводя аналогии между отдельными элементами. Данный метод диагностики включает себя применение таких предметов, как доска форм Сегена, «Куб Коса» и матрица Равена.

Существуют диагностические методики, которые позволяют дать оценку обеим формам мышления одним приемом. К таким методам диагностики относится тест на развитие, имени Векслера. Следует обратить внимание, что для прохождения этого теста, требуется длительный временной промежуток, равный двум часам.

Как связана успеваемость с вербальными способностями

Мышление, основанное на образах и ассоциативном ряде, имеет свои достоинства. Люди с этим типом мышления имеют гибкий ум, способный в течение нескольких минут переключить внимание с одной задачи на другую. Также эта категория людей проявляет богатую фантазию и высокий уровень эмоциональности. Таких людей часто называют лириками, из-за отсутствия возможной объективной оценки окружающего мира. Для лириков, мир — окружающий человека, необычайно интересен и волнующий.

Говоря об этом, следует упомянуть о том, что лирики и логики извечные противоположности друг друга. Для того чтобы определить к какой категории людей относится конкретный человек, используются специальные тесты. Во время тестирования выявляется уровень эрудиции, а также способность выявить общие признаки в написании конкретных слов. Обычно в данных тестах имеются определенные подвохи в написании конкретных слов. Если найти определенный вариант шифра, то в дальнейшем справиться с подобными тестами не составит труда.

Разбирая вопрос о том, что такое вербальные способности, нужно обратить внимание на тот факт, что каждую секунду человек пребывает в потоке различных мыслей. Мысли, не дающие покоя, препятствуют достижению эффекта и получению результата. Мыслительный процесс может вызвать серьезную усталость по окончании трудового дня. Это означает, что умение отбросить второстепенные задачи и сосредоточиться на выполнении главного задания, является одним из проявлений наличия вербальных способностей.


Вербальные способности - это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление

Заключение

Вербальный интеллект - это способность проявить на практике полученные знания. Следует сделать небольшое отступление и сказать о том, что между невербальным мышлением и вербальным интеллектом существует явная взаимосвязь. Снижение уровня развития одного из этих качеств, автоматически отражается на втором типе мышления.

Недостаток развитости пространственного мышления, проблемы с определением формы и размеров окружающих предметов, приводят к проблемам с развитием речевого аппарата. Этот может выражаться в путанице слов и неправильном воспроизведении звуков. Недостаток вербального развития приводит к нарушению восприятия информации.

Голдберг, Шварц и Стюарт (Goldberg, Schwartz, & Stewart, 1977) сравнивали людей с высокой и низкой вербальной способностями в связи с тем, как они делают различные словесные оценки. Один из видов таких оценок касается того, идентичны ли пары слов. Испытуемые должны ответить утвердительно в случае пары вроде:

Других испытуемых просили оценить, похоже ли звучание двух слов. Таким образом, они должны были бы ответить утвердительно в следующем случае:

Третью группу испытуемых просили оценить, принадлежат ли два слова одной категории. Так, они должны были сказать «да», встретив такую пару:

Испытуемые с высоким уровнем в бальной способности имели небольшое преимущество в оценках идентичности, но показывали намного лучшие результаты в тестах на сходство звучания и значения. Таким образом показано, что преимущество испытуемых с высокой вербальной способ­ностью состоит в скорости, с которой они переходят от лингвистического стиму­ла к информации о нем. В случае приведенного исследования испытуемые переходили от слова, воспринимаемого зрением, к информации о его звучании и значении. Таким образом, как и в случае исследования Стернберга, скорость обработки связана с интеллектуальными способ­ностями.

Также существуют доказательства довольно сильной связи между объемом рабочей памяти для лингвистического материала и вербальной способностью. Дейнман и Карпентер (Daneman & Carpenter, 1980) разработали следующий тест индивидуальных различий в объеме рабочей памяти. Испытуемые должны были прочитать или услышать несколько несвязанных предложений, например:

When at last his eyes opened, there was no gleam of triumph, no shade of anger. (Когда, наконец, его глаза открылись, не было ни блеска триумфа, ни тени гнева.)

The taxi turned up Michigan Avenue where they had a clear view of the lake. (Такси по­ вернуло на Мичиган-авеню, откуда было хорошо видно озеро.)

После прочтения или прослушивания таких предложений испытуемые долж­ны были вспомнить последнее слово каждого предложения. Им предъявляли на­боры от 2 до 7 подобных предложений. Наибольшее количество предложений в наборе, для которых они могли вспомнить последние слова, определялось как интервал чтения или интервал слушания. Эти интервалы студентов колледжей попадали в пределы от 2 до 5,5. Выяснилось, что интервалы чтения и слушания связаны намного сильнее, чем измерения цифрового интервала. Дейнман и Карпентер утверждают, что большие интервалы чтения и слушания указывают на способность удерживать в памяти большее количество текста во время его пони­мания.



Люди с высокой вербальной способностью могут быстрее вспоминать значения слов, а также обладают большей рабочей памятью для вербальной информации.

ПРОСТЫЕ КОГНИТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ iq.

Например, для того чтобы понять фразу, необходимо подумать о значении каждого отдельного слова в этой фразе. По-видимому, эти значения извлекают­ся из некоего психического словаря, причем процесс извлечения каждого слова - весьма быстрый, но все же не мгновенный. Более того, такой поиск приходится осуществлять снова и снова, для каждого встречаю­щегося слова. Следовательно, тот, кто чуть-чуть быстрее решает эту задачу, может получить значительное преиму­щество.

Проведенные исследования показы­вают, что время таких обращений к па­мяти короче у тех людей, которые хо­рошо справляются с вербальными субтестами. Разница особенно заметна, если проводить сравнения между нор­мальными испытуемыми и испытуемы­ми, например, с повреждениями мозга (Hunt, 1978). Среди нормальных людей такие различия тоже встречаются, правда, в меньшей степени; например среди студентов колледжей, имеющих низкие и высокие баллы по вербальному субтесту SAT (Hunt, Lunneborg, Lewis, 1975; Jackson, MacClelland, 1979).

Вербальные способности

Вербальные способности - степень выраженности у индивида словесно-логического (вербального) мышления , способности использовать язык, речь как средство оформления мыслей. Вербальные способности основываются на использовании индивидом системы языка. Она включает в себя элементы и предписанные правила употребления и использования этих элементов. Система языка имеет несколько уровней использования: фонетический , лексический , грамматический (в том числе словообразовательный), синтаксический . Использование этих уровней в словесно-логическом мышлении индивидуально. При диагностике вербальных способностей исследуются возможности индивида исключать лишнее, искать аналогии , определять общее и оценивается его осведомленность.

Подсознание человека способно решать задачи очень высокой размерности и учитывать до 10 тысяч переменных. Объяснить и передать наши подсознательные знания другим людям очень трудно. Вербальная способность языка - это его способности отражать знания человека с подсознательного высокоразмерного уровня на уровень языка, имеющий много меньшую размерность. Вербальная способность человека - это его способность формулировать свои знания для их передачи другим людями средствами того или иного языка. Если язык еще не создан или слишком беден, то передавать свои уникальные знания с помощью такого языка трудно. Для совершенно новых знаний приходится создавать свои новые языки.

Появление высокоразмерного нейросетевого подсознания у биометрических автоматов является предпосылкой для появления у них вербального языка и появления вербальных способностей у искусственного интеллекта (подробнее можно прочитать в работе Иванова А.И. "Подсознание искусственного интеллекта: программирование автоматов нейросетевой биометрии языком их обучения" http://пниэи.рф/activity/science/bio_neuro.pdf .).

Ссылки

  • Трифонов Е. В. Психофизиология человека

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вербальные способности" в других словарях:

    Экспертная оценка способности свидетеля давать правильные показания - Предметом этого вида экспертиз является способность свидетеля или потерпевшего давать правильные показания. Именно об этом спрашивают эксперта: (1) учитывая психические особенности и психическое состояние свидетеля, мог ли он давать правильные… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Почему одни люди сохраняют свою поведенческую компетентность до глубокой старости, тогда как другим свойственно раннее угасание? Этот вопрос долгое время был главным предметом исслед. в психологии развития взрослых и в психологии старения. К др.… … Психологическая энциклопедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Фактор общего интеллекта (англ. general factor, g factor) является широко используемым, но противоречивым конструктом, используемым в психологии (см.… … Википедия

    Система коммуникации, приобретенная людьми в ходе эволюции, обусловливает не только нашу уникальность как биолог. вида, но и уникальность каждого человека. Речь и язык требуют адекватного физ. и неврологического развития людей в сочетании с… … Психологическая энциклопедия

    - (англ. gender род, пол), различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Так, считается, что у мужчин более развиты пространственные и математические способности, они более агрессивны и доминантны, для них более значимы… … Энциклопедический словарь

    Луис Леон Тёрстоун Louis Leon Thurstone Дата рождения: 29 мая 1887(1887 05 29) Место рождения: Чикаго Дата смерти: 29 сентября … Википедия

    Психология половых различий - раздел психологии, изучающий различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Психология половых различий как область научного знания концентрирует свое внимание на изучении психологических характеристик, социальных ролей и… … Термины гендерных исследований

    Двухфакторная теория интеллекта теория интеллекта, созданная Чарльзом Спирменом, основным характерным признаком которой является представление о том, что на всякую интеллектуальную деятельность влияют два фактора: общий («G») и… … Википедия

    ВЕКСЛЕРА-БЕЛВЬЮ, ШКАЛА(Ы) - Первый из тестов интеллекта, в котором систематически разделялись вербальные способности и способности к выполнению. Векслер – Белвью I был издан в 1929 г., а пересмотренный Векслер – Белвью II появился в 1946 г. В 1955 г. он активно обновлялся,… …

    ШКОЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ТЕСТ (SAT) - Наиболее широко используемый тест при поступлении в колледж в США. Он состоит из двух тестов способностей, одного на вербальные способности и одного на математические способности, и серии тестов достижения по определенным предметам … Толковый словарь по психологии

Книги

  • Речевая практика. 1 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ , Комарова Софья Вадимовна. Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и реализует требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области "Язык и речевая…
  • Устная речь. 2 класс. Учебник для коррекционных образовательных учреждений VIII вида , Комарова С.В.. Учебник создан на основе одноименного курса программы для 0-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией И. М.…

Вербальное мышление – это не что иное, как словесное мышление. У некоторых оно развито очень хорошо, у некоторых хуже. Часто люди задают себе вопросы при покупке одежды либо обуви в трудной ситуации. Но не всегда получают ответ и находят необходимые слова. Диалог может быть более благополучным, если начать улучшать своего скрытого собеседника.

Вербальное мышление: что это такое

Вербальное мышление – это мышление, главным распространителем которого выступает речь. Близким термином выступает классическая логика. В первом случае особое место уделяется вопросам грамотного и правильного использования речевых навыков.

Вербальные способности – это степень проявления у человека , то есть умения применять язык и речевые навыки, как средство утверждения своих мыслей.

Важно! При диагностике вербальных умений выявляются способности индивида исключать лишнее и находить аналоги, находить общее. Дается оценка его осведомленности.

Все свои мысли человек преобразовывает в слова, которые придают им форму. Слова – это очень мощный инструмент, при помощи которого люди могут самовыражаться, взаимодействовать и общаться. Именно поэтому крайне важно улучшать свое вербальное мышление. Существует несколько способов развития:

  1. Тренировка внутреннего голоса . Это отличный метод совершенствования возможности править своей речью. Необходимо взять одну фразу и попробовать произнести ее в уме с разным темпом, смысловыми ударениями, звонкостью и высотой звука. После вообразить, как она будет звучать в исполнении нескольких индивидов. Далее вообразить, как фраза будет звучать в груди, руке, пятке. Представить будто она проплывает перед лицом.
  2. Регулирование воображаемого монолога . Каждый день человек находится в мысленном монологе. Он не так безобиден, так как предупреждает эффективное мышление. По этой причине появляется чувство утомленности. После избавления от нее ум освежается. Необходимо мысленно посчитать до 10 в ритме дыхания. Как только снова появляется мысль, счет начать заново.
  3. Чтение . Оно бывает, как познавательным, так и развлекательным. Познавательное нуждается в доскональном сосредоточении внимания. Второе же нуждается в максимальном использовании фантазии. Те, кто читают медленно, делают глазами маленькие прыжки. Те, кто читает быстро, захватывают большие фрагменты странички. Беря в руки газету, необходимо охватывать взором больше слов. Это помогает развитию мышления.
  4. Кластеризация . Необходимо определиться с темой, к примеру, конфликт. Это слово необходимо написать на бумаге и обвести его в рамочку. Далее на этой же бумаге писать все чувства и ассоциации, которые связаны с этим словом. После записи каждого нового слова, их также следует обвести рамочкой. После стрелочками указать связь между ними. Благодаря этому можно организовать все свои мысли.
  5. Игра со словами «Аббревиатура» . В такой игре должны принимать участие несколько людей. На карточке необходимо написать по 1 слову, а после случайным образом выбрать себе карточку. За определенный промежуток времени, например,1 минуту каждый должен составить хотя быть одну фразу из букв слова. Например, слово МОРЯК: Марина обнаружила рядом янтарный камень.
  6. Скороговорки . При наличии команды можно сделать соревнование, кому больше таковых известно. Сначала необходимо вспоминать наиболее примитивные и потом переходить к более сложным и запутанным.
  7. Инакомыслие . Необходимо внимательно осмотреть ту комнату, в котором присутствует человек. Каждый предмет, который запоминается, необходимо попробовать именовать иными словами. Необязательно эти слова должны быть существующими. То есть, дверь – открывалка, окно – смотрелка. В эту игру можно играть в команде. В этом случае проводить соревнование, кто больше сочинит слов для существующего предмета.
  8. Встреча с инопланетянином . Суть игры заключается в том, чтобы значение слова либо выражения разъяснить инопланетному существу, который вовсе не осведомлен.

Существует множество различных методик усовершенствования вербального типа мышления и каждый может самостоятельно подбирать максимально комфортный для него способ. Но делать это необходимо регулярно. Только благодаря постоянным тренировкам и занятиям возможно быть словесно грамотным человеком.

Слова – это внешнее оформление мыслей. Поэтому обязательно нужно развивать свой голос. Он должен быть более гибким и адекватно реагирующим.