Что является чертой сходства права и морали. Соотношение между правом и моралью. Различия между моралью и правом

Сравнение морали и права

И мораль, и право являются важнейшими регуляторами общественного поведения. Между ними есть черты сходства и различия˸

Нормы морали Нормы права
Общие черты
1) И те, и другие универсальны, включают в себя самые общие нормы поведения
2) И те, и другие регулируют общественные отношения
3) И те, и другие определяют меру свободы в обществе (степень допустимого поведения индивидов)
4) И те, и другие связаны с представлениями о социальной справедливости
Черты различия
Они формируются в сознании Они устанавливаются государством
Они существуют в общественном сознании Они закреплены в нормативно-правовых актах
Они исполняются по внутреннему убеждению или привычке Они обязательны к исполнению
Они гарантируются совестью Они гарантируются государственным принуждением
Они могут толковаться расширительно (т.е. каждый понимает их по-своему. Например, понятие лжи для одного – это прямо сказать неправду, а для другого – также и умолчать о чем-то). Они конкретны и буквальны (соблюдаются так, как написано в законе)
Они регулируют любые общественные отношения, в т.ч. самые интимные, личные сферы жизни индивида. Например, сферу дружбы, любви, честности Они регулируют четко определенную сферу самых важных общественных отношений (рынок, собственность и имущество, выборы власти, права и свободы, жизнь и здоровье и т.д.)
Они устанавливают представления о добре и зле, хорошем и плохом. Моральным должна быть и незаконный поступок. Например, пощечина парня хаму, оскорбившему девушку в ᴇᴦο присутствии. Они устанавливают представления о законном и незаконном. Законным должна быть и аморальный поступок. Например, квартиру в наследство получит сын умершего, долгие годы не проявлявший к отцу интереса, а не дальняя родственница, которая проявляла заботу о старике

Функции морали

1) Регулятивная – она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;

2) Ценностно-ориентационная – она определяет для человека, что считать добром и злом, достойным и недостойным, человечным и бесчеловечным;

3) Мотивационная – она побуждает делать или не делать что-то. Например, пожертвовать собой ради друзей или не взять деньги за предательство своей страны.

4) Конститутивная (от лат. constitutio – устанавливаю) – она устанавливает высшие принципы нравственности, главенствующие над всеми остальными принципами общества.

5) Координационная – она обеспечивает единство взаимодействия и мнения людей во всех сферах жизни общества.

Сравнение морали и права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сравнение морали и права" 2015, 2017-2018.

Термины «мораль» и «нравственность»

Термины «мораль» и «нравственность» употребляются в основном в одном значении - как слова-синонимы. Тем более они равнозначны в прикладном аспекте (в плане задач юридической науки). Хотя некоторые специалисты в области этики (науки о морали) различия здесь усматривают. Гегель также разделял мораль и нравственность, называя право, мораль и нравственность тремя последовательными ступенями в развитии объективного духа. В то же время латинское «mores » означает не что иное, как «нравы».

В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.

Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты :

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нор­мативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегичес­кой задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия права и морали

Различия :

1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государствен­ной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. Хотя мораль тоже имеет свой истори­ческий период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе мо­жет действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе су­ществует система общепринятых моральных взглядов (так называемая гос­подствующая мораль).

3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категори­ях этики. (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирова­ния моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как ре­зультат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму об­щественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в от­личие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конеч­но, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Ес­ли их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулиру­ются только правом или только моралью. Специфический предмет морально­го регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудитель­ной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы пра­вового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет тех­нико-юридических норм.

6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная систе­ма, будучи относительно целостным нормативным образованием, не облада­ет такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реа­лизации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможнос­тью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гаранти­руются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлин­но моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Су­ществует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Право и мораль взаимодействуют . Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное по­ведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынес­ти справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связа­но, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

Наиболее значимыми регуляторами поведения людей всегда выступали:

  • обычаи;

Обычаи

Как известно, самыми древними правилами повеления людей были обычаи. Обычай наиболее близок к инстинкту, потому что люди исполняя его, не задумываясь, зачем он нужен, — просто «так заведено испокон веков». Обычай сплотил и упорядочил первобытную общность людей, но там, где они не преодолели его господство, развитие общества застыло на мертвой точке, потому что обычаи душили творческую фантазию, стремление к новому, необычному.

Мораль

Другая система правил поведения - мораль. Правила морали возникают так же стихийно, как и обычаи, но отличаются от последних тем, что обладают идейным основанием. Человек не просто механически повторяет то, что до него исполняли его предки, но делает выбор: он должен поступить так, как предписывает ему мораль. Чем руководствуется человек, обосновывая свой выбор? Совестью, которая рождает чувство долга. Смысл морального долга состоит в том, что один человек узнает себя в другом, сочувствует другому.

Хотя мораль, как и обычай, ориентировала человека на соблюдение коллективных интересов, коллективные действия, она явилась важным шагом вперед по сравнению с обычаем в становлении индивидуального начала в людях как природных существах. Мораль представляет собой систему принципов глубоко личною отношения человека к миру с точки зрения должного. — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, чужды миру природы, являются анодами второй природы — человеческой культуры.

Право

Именно но мере культурологического развития общества у людей постепенно начинают формироваться индивидуальные потребности и интересы (экономические, политические, социальные и т. д.). И в связи с защитой отдельного человека и его личных интересов возникла третья система правил поведения - право. Становление этой системы тесно связано с возникновением неравенства внутри общности людей, последовавшего за неолитической революцией (переходом от присваивающей экономики к производящей).

Неравенство развивалось по двум направлениям:

  • в престиже, следовательно, во влиянии и ;
  • имуществе.

Естественно, у обладателей этих ценностей (престижа или имущества) возникает потребность защищать их от посягательств других, а также потребность упорядочить новые общественные отношения, чтобы каждый «знал свое место» в соответствии с личными возможностями.

Таким образом, право изначально возникает для выражения притязаний людей на те или иные блага как дозволение, реализуемое индивидом в целях посредством силовою воздействия на других индивидов. Но такой способ защиты был недостаточно надежным. Кроме того, пользуясь силой, можно не столько защитить свои, сколько присвоить чужие права. Это вело к беспорядку, грозившему гибелью общества. Поэтому в возникла новая организация, призванная упорядочить отношения между людьми, — , а его инструментом стал закон — акт, изданный государством и обязательный к исполнению под страхом физического принуждения. В (и других официальных источниках) закреплялись признанные обществом права (притязания на социальные блага). Следовательно, право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Соотношение и взаимодействие права и морали

Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Единство и соотношение между правом и моралью выражается в том, что:
  • в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
  • у норм нрава и морали единый обьект регулирования — общественные отношения;
  • как и нормы нрава, нормы морали исходят от общества;
  • нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;
  • нормы права и нормы морали выделились из синкретичных (слитных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.

Вместе с тем нормы нрава и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

Происхождение. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия;

Форма выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. В свою очередь, правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях и т. д.);

Способ охраны от нарушений . Нормы права и нормы морали в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами . Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются также меры государственною принуждения;

Степень детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным, не завидуй и т. п.). Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений;

Сфера действия. Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе правовую сферу. воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя лишь общественные отношения, подконтрольные государству.

Взаимодействие права и морали

Различия права и морали являются основанием их взаимодействия. Они служат одной цели — согласованию интересов личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они но крайней мере не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Например, именно благодаря праву шел процесс преодоления кровной мести — одного из постулатов морали прошлых времен. Одновременно ряд правовых норм (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляет в законе моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями.

мораль право нравственный норма

Выступая в качестве социальных регуляторов право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга. «Согласно определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом».

Главные общие черты права и морали состоят в следующем:

право и мораль представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов. Служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные, прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

Цель права - установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил. Таково же в сущности и назначение морали.

Взаимодействие выражается в единстве действия обоих видов социальных норм. Оно может состоять в таких основных формах, как:

а) влияние морали на формирование права;

б) влияние права на формирование нравственных норм;

в) охрана правом моральных норм;

г) использование нравственных норм при применении права.

Моральность права начинается с того, что правоустанавливающий авторитет сам нуждается в изначальной моральной поддержке сообщества, в рамках которого созданные им юридические нормы будут легитимно действовать. На это обращал внимание Лон Фуллер: «Мы не можем, - писал он, - рассчитывать на какое-либо право, пока законодатель (суверен, монарх) не готов признать внутреннюю моральность самого права». «Фактически все демократические теории, признающие народ источником государственной власти (вся власть от народа, для народа и во имя народа), настаивает на легитимность нормоустанавливающего авторитета, который означает, что тот, кто творит норму, закон, должен иметь своего рода мандат от народа, действовать от его имени. Легитимность же, помимо всего прочего, включает в себя моральное признание данного авторитета, общественную оценку его политической, правовой, а также нравственной позиции, в которой народ, естественно, усматривает залог внутренней моральности права, создаваемого законодателем и иными субъектами правотворчества». Таким образом, активно влияя на мораль, право способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений. Право и мораль - дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный характер. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление - морально-правовое воздействие. Внутренняя моральность права - одно из важных условий его эффективности. Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности, которые закреплены на конституционном уровне (Конституция РФ, глава 2: права и свободы человека и гражданина). В нормах права и морали в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей. Значительное влияние на утверждение данных социальных регуляторов оказала религия. Некоторые конституционные права человека были наиболее ярко (но в несколько иной трактовке) обозначены еще тысячелетия назад в Библии, Коране и Торе.

Конституционное право на жизнь (ч. 1 ст. 20) является по смыслу производным от заповедей: в Библии «Не убий» (Исход 20:13); в Коране «Не убивайте душу, которую запретил Аллах» (Аль-Ана"ам, 6:151); в Торе «Не убивай» и «Не уподобляйтесь миру рыб, где большие проглатывают маленьких» (Берешит, 1,20).

Конституционное положение о том, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях, является по смыслу производным от заповедей: в Библии: «Почитай отца твоего и мать твою...» (Исход 20:12); в Коране: «И к родителям - благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им тьфу! и не кричи на них, а говори им слово благородное» (Аль-Исра, 17:23); в Торе «Я создал для тебя два светила - отца твоего и мать твою. Чти их!» (Берешит, 1,14).

Так, в заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя» содержится сразу несколько прав и свобод человека и гражданина, воплощенных (конечно, с учетом исторической эпохи, политических и экономических реалий страны) сразу в нескольких конституционных нормах:

Равенство прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ);

Охрана достоинства личности, незаконность его умаления (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ);

Незаконность любых пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ);

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ) и др».

В последние годы можно отметить положительную тенденцию пристального внимания Русской Православной Церкви к вопросам, связанным с правами человека. По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина, в России далеко не все благополучно с правами человека, и здесь открывается очень широкое поле для единства и сотрудничества Церкви и общества. Необходимо обсуждать эту серьезную проблему с таким расчетом, чтобы Русская Православная Церковь с ее великими традициями глубокого духовного размышления привнесла свой вклад в этот процесс. Вместе с тем ценности веры, святынь, Отечества для большинства православных христиан стоят выше, чем права человека, даже право на жизнь.

Право имеет чрезвычайно важное значение для развития морали. Одних внутренних мотивов для людей недостаточно, чтобы сдержать проявления их враждебных страстей и устранить возможность общественных столкновений. Необходима твердая правовая организация, которая могла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего закона и охранительный надзор власти. Осуществляя свои функции, правоохранительные, а также иные государственные органы часто применяют право. Таким образом, их деятельность должна быть пронизана нравственностью, особенно при вынесении решений по определенным юридическим конфликтам. Так как «процесс принятия решения может быть простым, когда норма предусматривает один возможный вариант решения (например, штраф в строго определенном размере), или весьма сложным, когда норма предусматривает разные варианты решения. Например, если взять норму уголовного кодекса, предусматривающую наказание от двух до пяти лет, то только в рамках этой нормы заложено сорок восемь вариантов решения (лишение свободы измеряется месяцами). Здесь задача суда состоит в том, чтобы выбрать одно из этих возможных вариантов. Вот здесь-то как раз и вступают в действие мораль, а также представления о целесообразности. Суд выбирает с учетом фактических обстоятельств наиболее целесообразное и справедливое решение, учитывая и цели наказания (общее и частное предупреждения, перевоспитание)». Следовательно, запрещая и карая злые проявления человеческой воли, право имеет известное воспитательное значение: оно уничтожает необузданный произвол человеческих страстей и в самом внутреннем мире человека оставляет следы своего воздействия. Вот почему так важно, чтобы весь правовой склад общественных отношений проникался нравственным духом и чтобы правовая жизнь народа протекала в здоровой атмосфере твердого порядка и законной справедливости. Еще в Древнем Риме юристы писали, что «следует заботиться о правосудии, возвещая понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной философии, а не к мнимой».

При нарушении норм нравственности и норм права, приводятся в движение обе санкции. Убийца подвергается уголовному наказанию и возбуждает негодование общественной среды. Признаваемую в обществе мораль защищают уголовное, административное и гражданское законодательство России. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, он вправе требовать по суду денежной компенсации. Такое сближение права и морали, выражается в положении, что право есть этический минимум. Другими словами, право - это обязательный для всех минимум нравственности. Отсюда получается вывод, сделанный Аренсом Г.: «все, что запрещено правом, предписывается и запрещается нравственностью». Правда, данное суждение является не совсем верным, так как содержание норм права может быть нравственно безразличным. Например, процессуальные сроки ни с какой стороны нравственность не затрагивают. Этой частью своего содержания право выходит из нравственного круга. Расхождение права и нравственности может оказаться еще сильнее. Право может запретить то, что требуется нравственностью, и потребовать того, что запрещается нравственностью. Но о противоречиях между правом и моралью более подробно в следующем параграфе.

Тем не менее, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями мораль; там, где мораль бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей является право со своими средствами внешнего принуждения. Органически включенность нравственных идеалов и принципов в реальные правовые связи и отношения - свидетельство повышения идеалов и моральной ценности права. «Нравственное измерение» права - неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, усиление его личностной, гуманистической ориентации.

Социальные ценности

Социальные ценности – то, что имеет для человека значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. Напримеру, оценивается как прекрасное или безобразное, истинное или ложное, доброе или злое и пр. Есть ценности не только духовные, но и чувственные, витальные, а также прагматические, утилитарные, связанные с полезным для человека, культуры и общества.

Витальный (от лат. vita – жизнь) – жизненный, полный жизни.

Утилитарный (от лат. utilitas выгода, польза, полезность) – сообразующийся исключительно с практической выгодой или пользой, практичный, прикладной (утилитарный подход к делу).

Чем социальные ценности отличаются от социальных норм?

Норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – 1) мера, образец, средняя величина чего-нибудь; 2) узаконенное установление, признанный обязательным порядок; 3) правило поведения в определенной ситуации.

Социальная норма – общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности.

Ценности как социальному регулятору свойственна высокая степень абстрактности, умозрительности. Ценность это мир внутренних устремлений, она лишь указывает на нечто желаемое. И если ценность даёт нам самое общее, абстрактное представление о желаемом, социальная норма достаточно жёстко определяет стандарт действия, регулирующий поведение людей в обществе.

Особенности социальных норм: они регулируют отношения между людьми, группами людей, созданными ими организациями («человек и человек»). Биологические, медицинские, технические нормы устанавливают правила обращения с естественными (природными) и искусственными (техническими) объектами («человек и орудие труда», «человек и машина»).

Классификация социальных норм

Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование общественных отношений.

Социальные нормы подразделяются: 1) по способу установления; 2) по средствам охраны от нарушений; 3) по содержанию.

Классификация социальных норм:

1) обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения;

2) правовые (закрепляются в законах и обеспечиваются силой государства);

4) корпоративные нормы или нормы общественных объединении;

5) религиозные (поддерживаются моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм);

6) политические (законы, международные договоры);

7) эстетические;

8) правила этикета.

Этикет (франц. etiquette) – установленный порядок поведения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, напр. при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.).

Разновидностью социальных норм выступают обычаи и традиции. Подобно моральным нормам они устанавливаются и охраняются от нарушений обществом либо признающим обычай, традицию отдельным социальным слоем. В то же время этот вид социальных норм имеет и свои особенности.

Обычай - правило поведения, сложившееся в далеком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу привычки. Обычай не имеет связи с оценочными категориями типа «добро и зло», «плохое и хорошее».

Критерий разграничения обычаев и норм морали, действующих в современном обществе, видится в том, что они регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют должное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказать, что это материальные нормы. Сохранившиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процедуру, порядок реализации моральных норм. Можно найти ряд примеров, когда реализация моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего общества. И тем не менее эти заповеди остаются моральными нормами, а не обычаями.

В пользу понимания обычаев как сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение в один вид, одну группу с традициями.

Традиции - исторически сложившиеся правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества. В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением.

Нормы права - правила поведения, установленные государством и обеспеченные его силой.

Нормы морали - правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения.

Современное общество распадается на различные социальные группы в зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных характеристик. Неоднородность и даже противоречивость моральных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных норм.

Для морали характерны еще два следующих специфических признака. Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное поведение человека, иных лиц. Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой.

Корпоративные нормы - нормы общественных объединении, политических партий, закрепленные их уставами. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения – формально закрепляются письменным источником – уставом, принимаемым в установленном порядке. Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Но корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию.

Религиозные нормы - правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы. Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединении, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет порядок отправления религиозных обрядов. Религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедующих ислам. Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими.

Функции морали в обществе

Функции морали в обществе:

1) регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни;

2) ценностно-ориентировочная - утверждение человеческого в человеке;

3) мотивационная - моральные принципы мотивируют человеческое поведение;

4) координационная - обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей.

Сходство норм права и норм морали

Сходство норм права и норма морали:

1) в их нормативности - они представляют собой совокупность норм, выступающих критерием оценки поведения людей;

2) в их универсальности - они распространяют своё влияние на значительный круг общественных отношений;

3) в их общности - она проявляется в одинаковой оценке различных сфер человеческой жизнедеятельности.

Различия норм права и норм морали

Критерии сравнения Нормы права Нормы морали
1. По происхождению Устанавливаются государством Складываются в обществе постепенно, независимо от государства. Возникают раньше правовых норм
2. По форме выражения Закреплены в официальных нормативных актах Содержатся в сознании людей
3. По способу охраны от нарушений Обеспечиваются мерами государственного принуждения Охраняются мерами общественного воздействия и внутренним убеждением
4. По степени детализации Более конкретны, в них чётко определены юридические права и обязанности участников правоотношений Выступают в виде обобщённых правил