Действия когда умирает человек. Что делать, если человек умер? Организационные моменты с компанией «ваш ритуал»

8 ноября (26 октября по старому стилю) православные христиане празднуют День памяти великомученика Димитрия Солунского - одного из наиболее почитаемых православных святых, который имеет от Бога благодать покровительства христолюбивым воинам.

Житие великомученика Димитрия Солунского

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках . Родители Димитрия были тайными христианами. Они крестили сына в тайной домовой церкви и воспитали его согласно христианским канонам. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием Максимианом (250–311 гг.) проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого воина, состояла в обороне города от варваров и уничтожении христианства. Галерий и подумать не мог, что Димитрий проявит себя как христианин, проповедуя в городе и обратив в христианскую веру множество людей. Получив назначение, Димитрий тотчас принялся прославлять Господа Исуса Христа, открыто уча горожан христианству и искореняя языческие верования. Составитель Жития Димитрия Симеон Метафраст (?–960 г.) называет Димитрия «вторым апостолом Павлом » для Фессалоник, потому что именно апостол Павел основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.).

Когда император Максимиан узнал, что новый, назначенный им проконсул - христианин и многих римских подданных обратил в христианство, он разгневался на Димитрия. Возвращаясь из похода в Причерноморье, Галерий решил вести армию через Фессалоники, чтобы расправиться с проконсулом. Узнав об этом, Димитрий повелел своему верному слуге Луппу раздать свое имение нищим со словами:

Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного.

А сам принялся за молитву и пост, тем самым готовя себя к принятию мученического венца. Когда император Максимиан вошел в город, то приказал привести к себе Димитрия. Тогда тот смело назвал себя христианином и обличил римское многобожие. Галерий повелел заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему, утешая и укрепляя в подвиге. Тем временем император предавался гладиаторским зрелищам, наблюдая, как его любимый силач по имени Лий сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Христианин по имени Нестор пришел в темницу к Димитрию и попросил его благословения на единоборство с варваром Лием. По молитвам Димитрия Нестор победил Лия, сбросив его с помоста на копья воинов, как ранее язычник Лий сбрасывал христиан.

Разгневанный Максимиан приказал немедленно казнить Нестора (память 9 ноября ) и послал стражу в темницу - пронзить копьями проповедника Димитрия. Ранним утром 26 октября 306 года в темницу, где томился Димитрий, пришли воины и пронзили его копьями.

Служитель Димитрия, Лупп, собрал на полотенце кровь великомученика, снял с его пальца императорский перстень, знак его высокого достоинства, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью солунского проповедника Димитрия, Лупп стал исцелять болящих. Император повелел схватить и убить и его.

Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но христиане взяли его и тайно предали земле.

Чудеса Димитрия Солунского

Существует несколько сказаний о чудесах великомученика Димитрия Солунского . Автором одного из сказаний является епископ Иоанн Фессалоникийский (конец VI - начало VII веков). Его текст датируется VII веком. Приведем некоторые чудеса святого. Некий эпарх предавался чревоугодию и другим плотским страстям, от чего заболел. Никакое лечение не помогало ему. Он даже отверг магический амулет, отдав предпочтение спасению души, а не физическому здоровью. Тогда во сне ему явился великомученик Димитрий и велел идти в храм. Эпарх исполнил волю святого, после чего исцелился. Также один военачальник страдал болезнью желудка и, находясь при смерти, велел отнести его в храм Димитрия. В храме он получил исцеление.

Епископ Иоанн рассказывает об одержимом демонами воине, которого отнесли в храм Димитрия Солунского, и спустя время он исцелился. Император Маврикий (ок.539–602 гг.) потребовал у архиепископа Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Димитрия Солунского для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще император Юстиниан (483–565 гг.) безуспешно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно возникшим пламенем и голосом, вероятно, Димитрия Солунского, который запретил им это делать. Правитель Болгарии царь Калоян (1197–1207 гг.) вел борьбу с Византией, а в дальнейшем с основанной на ее территории Латинской империей. Ему удалось отвоевать Северную Болгарию, Поморавье и часть Македонии. В 1207 году он осадил Фессалоники, но неожиданно погиб. Осада города была прекращена. Считается, что ночью к Калояну явился великомученик Димитрий и пронзил царя копьем в сердце. Это событие стало элементом иконографии святого Димитрия. Он изображается верхом на коне, который попирает Калояна, в то время как Димитрий пронзает его копьем.

————————

Библиотека Русской веры

Почитание великомученика Димитрия Солунского

При императоре Константине (306–337 гг.) над могилой Димитрия была сооружена церковь - базилика святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412–413 годах, иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича возвел величественный храм на месте прежнего ветхого сооружения. Алтарь новой церкви располагался на месте захоронения Димитрия, и еще при строительстве были обретены мощи великомученика.

С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира. Предположительно в конце XII - начале XIII веков мощи великомученика были вывезены из Фессалоник в Италию. И только в XX веке были возвращены на Родину.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны первые страницы русской летописи. Когда Вещий Олег (ум. 912 г.) разгромил греков под Константинополем (907 г.), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога ». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Стоит отметить, что в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению. Сербы и болгары чтут великомученика Димитрия как патрона славянской народности, называя «отечестволюбцем » славянских народов.

В 1197 году новгородский князь Всеволод Юрьевич (1212/1213–1238 гг.) принес из Салоник во Владимир икону святого великомученика Димитрия, написанную, по преданию, на гробовой доске святого. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, великий князь Димитрий Донской (1350–1389 гг.) торжественно перенес из Владимира в Успенский Собор Москвы главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, которая была написана на доске гроба святого.

Тропарь, кондак и канон святому великомученику Димитрию Солунскому

Тропарь, глас 3

Велика обрете в бедах тебе помощника вселенная страстотерпче, поганыя побеждающа, яко же убо Лиеву низложил еси гордыню, и на подвиг укрепи Нестора, тако святе Димитрие, Христа Бога моли, даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2

Кровей твоих струями Димитрие, Церковь Бог обагрил есть, давыи ти державу непобедиму, и соблюдая град твой невредим. Тому бо еси утверждение.

Библиотека Русской веры

Читать онлайн

Святой великомученик Димитрий Солунский. Иконы

Древнейшими сохранившимися изображениями великомученика Димитрия Солунского являются мозаичные композиции V–VII вв. в базилике.

Иконописные изображения Димитрия Солунского были достаточно распространены на Руси, уступая по своему количеству лишь изображениям великомученика . Изначально Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах (мозаики V–VII веков в базилике Святого Димитрия, Салоники). Поскольку святой Димитрий являлся воином, то, согласно этому факту, с XI века он стал изображаться в военном облачении, с копьем и мечом.

Храмы во имя великомученика Димитрия на Руси

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве , известного впоследствии как Михайлов Златоверхий монастырь . Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого (ок.978–1054 гг.), великим князем Изяславом (1024–1078 гг.). В 1194–1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо (1154–1212 гг.) «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием ». Дмитриевский собор и сейчас украшает древний город Владимир.

Великий князь Даниил Московский (1261–1303 гг.) воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который стал первым каменным храмом в Московском Кремле . В 1326 году, при князе Иоанне Калите (ок.1283/1288–1340/1341 гг.), храм был разобран, а на его месте построен Успенский собор. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В 1462 году в Новгороде был построен храм во имя великомученика Димитрия Солунского.

Скульптурные изображения великомученика Димитрия Солунского

8 ноября 2008 года в городе Дмитрове Московской области был установлен памятник Димитрию Солунскому .

8 ноября 2013 в городе Камышине Волгоградской области был установлен памятник Димитрию Солунскому, который считается небесным покровителем города. В 1697 году в Камышин из Казани «для охраны шлюзного дела » был переведен Дмитриевский стрелецкий полк. На берегу реки Камышинки было возведено укрепление «Петровское ». Позже город, обрытый валом и обнесенный палисадом с 4 воротами, стали называть Дмитриевском, а стрелецкий полк особо почитал и хранил икону святого великомученика Димитрия Солунского.

Святыи славныи великомучениче Димитрие, моли Бога о нас !

христианский святой, почитаемый в лике великомучеников

Жизнеописание

Согласно житию, Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей.

Известия о деятельности Димитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам по словам агиографа: «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия:

Тело мученика было ночью погребено солунскими христианами, а раб Лупп «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес».

Версия о паннонском происхождении святого

Древнейшие мартирологи связывают мученическую кончину Димитрия с городом Сирмием (современная Сремска-Митровица в Сербии), тогдашней столицей римской провинции Нижняя Паннония. Так сирийский мартиролог 411 года под 9 апрелем указывает память «в Сирмии Димитрия», а мартирологи Иеронима Стридонского под этой датой указывают память «в Сирмии Димитрия диакона» По этой причине существует гипотеза о сербском происхождении культа святого Димитрия и то, что изначально днём его памяти было 9 апреля, а 26 октября является памятью перенесения его мощей из Сирмия в Салоники. По мнению исследователей, мощи Димитрия могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в солунской базилике Святого Димитрия).

История мощей

По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь - базилика Святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412-413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены мощи святого Димитрия.

Мощи поместили в серебряный киворий. Он имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа). Драгоценный киворий был утрачен при пожаре в VII веке.

После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII - начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию . Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году - честная глава, а в 1980 году - основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Знаете ли вы, какие нужно совершать действия после смерти родственника обязательно? Простые, но важные правила помогут вам провести обряд похорон правильно и не допустить множества ошибок.

В статье:

Необходимые действия после смерти родственника

Для каждого человека гибель близкого родственника - это трагедия. Однако нужно помнить, что человеческий дух отправляется в лучший мир, и вы можете сделать многое для того, чтобы душа была спокойна на том свете.

Подготовка к похоронам

Тело обязательно омывается, после чего на него одевается теплая одежда. Усопшего необходимо переложить с кровати на стол и накрыть светлой тканью. До того, как переложить тело в гроб, и усопшего, и гроб следует окропить святой водой. Под головой человека обязательно располагается подушка. Глаза человека следует закрыть, руки нужно сложить одну на другую (правая на левой).

Сверху человека накрывают специальным погребальным покрывалом. Следом поджигается свечка или лампада, которая должна быть зажженной до тех пор, пока усопший находится в помещении. На лбу человека располагается венчик. Совершается это в надежде на то, что усопший получит от Бога на небесах в награду нетленный венец.

Одежда умершего

Зачастую усопшего облачают в строгий костюм. Абсолютно новым должно быть всё: нижнее белье, носки, обувь. Мужчине обычно прилагается к костюму носовой платок, а женщине - шарф на голову. Но если при жизни усопший был военным, то его необходимо хоронить в парадной форме.

Если человек высказывал какие-то пожелания, то их необходимо исполнить. В том случае, если индивидуум использовал зубные протезы, их также одевают.

Незамужнюю девушку хоронят в белом платье, так как она ассоциируется с вечной невестой. Но на неё не одеваются фата и другие украшения. Однако не состоящим при жизни в браке юношам и девушкам обязательно надевают обручальные кольца.

Согласно традиции запрещается надевать красный костюм, это приведет к смерти одного из членов его семьи. Если индивидуум был праведным верующим, на него в обязательном порядке нужно надеть крест, даже если он его никогда не носил.

Отпевание

На третьи сутки, согласно обычаю, происходит отпевание в церкви и похороны. Отпеванию разрешено проводиться (в отличие от панихиды) всего один раз. Если умерший не был крещеным либо не православным, то этот обряд не проводится.

Священнослужитель не должен проводить отпевание тех, кто был ранее крещен, но отрекся от православия. В такой ситуации члены семьи могут помолиться за душу человека. Отказывают в отпевании самоубийцам. Правда, есть исключения, Например, если индивидуум оборвал свою жизнь будучи невменяемым. Но в такой ситуации нужно согласие правящего архиерея.

После проведения обряда на протяжении некоторого времени все члены семьи и знакомые могут побыть с усопшим с подожженными свечками, молясь о душе покойного. Молитва, читаемая священником, помогает простить умершему все грехи, в которых он раскаялся на исповеди. Однако грехи, в которых он специально не раскаялся, с помощью этого славословия не прощаются.

Следом все провожающие должны попросить у усопшего прощения, поцеловать венчик на лбу. Теперь тело необходимо накрыть, священнослужитель посыпает его землей, закрывает и больше не открывает.

Похороны

Из помещения гроб следует выносить так, чтобы ноги человека смотрели вперед. Если на погребении присутствует священнослужитель, то он должен идти впереди всей процессии, как духовный наставник. В могилу умершего кладут лицом на восток. Крест ставится в ногах.

Провожающие обязательно бросают на гроб горсть земли. У церкви весьма скептическое отношение к кремации. Но, если это была воля усопшего, нарушать ее нельзя.

Согласно правилам, похороны нельзя совершать в день Святой Пасхи и Рождества Христова.

Поминки

После того, как было проведено отпевание, а усопший похоронен, родственники могут устроить поминальную трапезу. Также она и . Церковь не одобряет наличие алкоголя на таких трапезах.

Если захоронение проводится в постную неделю, то и блюда должны быть постными. Если похороны выпали на будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшие выходные.

Уборка после смерти

Знаете ли вы, для чего необходимо делать генеральную уборку после покойника? На самом деле этот ритуал имеет большую магическую значимость. Считается, что дом, в котором находился усопший, нечистый. Поэтому, чтобы очиститься, необходимо сделать генеральную уборку. Очень важно хорошо помыть пол. Грубо говоря, человеку необходимо смыть следы покойника. Важно: нужно не подметать, а именно мыть.

Люди верят, что если этого не сделать, то дух вернется. Помните, что делать уборку нельзя родственникам (точно так же, как и нести гроб). Считается, что противном случае вы покажете усопшему, что рады тому, что он ушел. Помните, что до тех пор, пока тело усопшего не вынесли из дома, нельзя подметать пол. В противном случае вы привлечете в дом новую смерть.

Почему завешивают зеркала после смерти?

Зеркало - это достаточно древний, сильный магический атрибут, с которым . Есть мнение, что это настоящий портал в иной мир, и именно поэтому, его необходимо закрывать, если в доме умирает человек.

Люди верят, что на протяжении трех дней душа усопшего витает вокруг того места, где он жил и если дух отразится в зеркале, то она всегда останется в нём. Также есть менее распространённая легенда, которая гласит, что если в присутствии покойника живой будет смотреть на себя в зеркало, то в скором будущем этот человек также умрет.

Согласно верованию, о том, что душа всё-таки заблудилась в лабиринтах потустороннего мира, свидетельствует помутневшее зеркало. В этом случае его нужно тут же разбить для того, чтобы дух смог выбраться.

Бытует мнение, что отпевать усопшего нельзя в комнате, где стоит открытое зеркало. Так как во-первых, в нём крест отражается наоборот, что можно расценивать как богохульство. Во-вторых, оно впитывает в себя благодать, а, соответственно, сила молитвы уменьшается. Считается, что открывать зеркала можно после смерти индивидуума только на 40 день.

Что делать с вещами усопшего?

Весьма часто люди задаются вопросом, что делать с вещами усопшего после его похорон? Стоит отметить, что одежда, в которую был одет человек во время кончины, имеет сильную связь с миром мертвых. Именно поэтому человек обязательно переодевается, а снятые вещи сжигаются. Запрещено использовать вещи, которые были на индивидууме, который умер не своей смертью.

Если усопший ранее оставил завещание, указав, как следует распорядиться его имуществом, то обязательно исполнителе его волю. Одежда, которую долгое время носил индивидуум, на протяжении некоторого времени будет сохранять его энергетику.

Очень много споров относительно того, стоит ли отдавать эти вещи кому-то, можно ли их выбрасывать или сжигать. Чаще всего встречается мнение, что после 40 дней одежда, которая использовалась весьма редко, освобождается от энергетики бывшего владельца. А вот одежду, которой человек пользовался намного чаще, лучше всего сжечь.