Действия населения при пожаре. Правила поведения при пожаре Чего нельзя делать

Огонь с давних пор вошел в жизнь человека. Он дарит тепло и свет, но при безответственном или легкомысленном к нему отношении способен приводить к крайне плачевным последствиям.

Небольшое пламя, открытый источник огня может стать причиной пожара, который влечет человеческие жертвы, гибель животных и растений, наносит материальный ущерб. Под пожаром понимают неконтролируемый и внезапный процесс горения, обладающий уникальными характеристиками в зависимости от ситуации и места его возникновения.

Для того чтобы с минимальными потерями спастись из огненной ловушки следует знать правила безопасного поведения при пожаре и уверенно применять их на практике.

Частые причины и характерные признаки возгорания

Для возникновения процесса горения необходимо, чтобы одновременно были соблюдены 3 условия:

  1. Имелся источник зажигания. Им может выступить искра, открытый огонь (свеча, спичка, костер) и тепло, исходящее от сильно нагретых предметов
  2. Горючая среда предполагает наличие любых материалов, сооружений, материалов, которые могут гореть даже, если убрать источник возгорания.
  3. Окислитель, которым в большинстве случаев выступает кислород.

К наиболее распространенным причинам бытовых пожаров относятся скачки напряжения в сети, поломки или неправильная эксплуатация электрооборудования, умышленный поджог, детское баловство с источниками открытого огня.

Часто огонь возникает при транспортных авариях. В такой ситуации он может сопровождаться взрывом, сильным задымлением. В теплое время частыми являются лесные пожары, возникающие из-за халатного отношения отдыхающих, в результате самовозгорания или удара молнией.

О том, что где-то поблизости возник пожар можно понять по наличию едкого запаха от продуктов горения, а также дыма. Сам огонь не всегда можно увидеть сразу.

Если попытки не увенчались успехом и пламя только набирает силу, необходимо без промедления покинуть лоджию. Выйдя с балкона, во избежание усиления возгорания рекомендуется закрыть плотно имеющиеся форточки, саму дверь и окна. Вниз на балконный порог можно положить смоченное в воде полотенце, чтобы замедлить попадания дыма в жилище.

Что делать, если огонь возник в квартире

Для начала следует ознакомиться с тем, какие действия могут привести к трагичным последствиям и совершать их не рекомендуется:

  1. Не приступайте к самостоятельному тушению огня, не вызвав предварительно пожарную службу или не поручив это сделать кому-то из родственников. Обычно хватает несколько минут, чтобы маленькое возгорание превратилось в большое пламя и охватило всю квартиру.
  2. Не предпринимайте попыток спастись через лестницу, коридор, если они задымлены. В дыме содержится много токсичных веществ. Большинство жертв пожара задыхаются и теряют сознание, что приводит к их гибели.
  3. Пользоваться водосточными трубами для спуска вниз, даже если вы страхуете себя веревкой часто сопряжено с риском падения. Без наличия определенных навыков это приводит к серьезным травмам и смерти.
  4. Выпрыгивать из оконных проемов, балконов при высоте более 4 этажей. Согласно статистике, каждый 2 прыжок заканчивается смертельным исходом.

Согласно установленным правилам поведения при пожаре, который случился в квартире нужно вызвать чрезвычайную службу, затем вывести из задымленного, горящего помещения малолетних детей, животных и пожилых людей. При небольшом возгорании попытайтесь справиться с ним самостоятельно. Обесточьте квартиру, используя переключатели в общем щитке.

Главной ошибкой при самостоятельном тушении является распахивание окон для проветривания. Подобное действие приведет к большему возгоранию и более быстрому распространению огня. , к которым относятся различные растворители, краска, жидкость для заправки зажигалки, бесполезно тушить водой. Оптимальным вариантом будет прибегнуть к огнетушителю (при наличии) или использовать в качестве тушащего средства стиральный порошок.

Если вы не в состоянии справиться с пожаром уходите из квартиры, закрыв плотно дверь. При отсутствии возможности воспользоваться лестницей в подъезде, идите на балкон. Закройте дверь, и привлеките внимание проходящих прохожих или пожарных.

При отсутствии балкона или невозможности им воспользоваться заткните все существующие зазоры, щели под дверьми мокрой тканью. Отключите газ, электроприборы. Сделайте большие запасы воды – наберите ванну, ведра, тазики и другие емкости.

Окна следует закрыть, а вот занавески, шторы и особенно тюль снимите. С подоконников уберите все предметы, которые могут загореться. Для понижения температуры пол, а также двери обливайте время от времени водой. При воспламенении штор, сорвите их и бросьте в любую емкость с водой.

В случае, если единственным способом выбраться из горящей квартиры является окно, то необходимо любым способом снизить высоту. Для этого можно использоваться перекрученные жгутом простыни, веревку или прыгать следует на любой имеющийся внизу навес. Для смягчения падения сбросьте вниз все имеющиеся мягкие вещи (одеяла, подушки, матрас, ковры). Если квартира находится на 2-3 этаже, то воспользуйтесь соседними балконами, чтобы спуститься.

Следует помнить, что наибольшую опасность для здоровья представляет горящий пластик, который есть практически в каждом доме. Он обладает высокой токсичностью и пары, выделяемые при горении опасны.

Что делать при обнаружении дыма в подъезде

Первым действием должен быть звонок в службу спасения («01», для сотовых телефонов – «101», «010» или «112»). Попробуйте обнаружить очаг возгорания. Оповестите соседей и попробуйте совместно справиться с ним, используя те средства, что под рукой.

При усилении дыма следует, воспользовавшись лестницей или пожарным выходом покинуть помещение. Лифт в таких случаях использовать запрещено. Проходя задымленные зоны, старайтесь глубоко не дышать или даже задержать дыхание. Можно закрыть органы дыхания от дыма любой плотной тканью, лучше влажной.

Возгорание в подвале

При обнаружении дыма, который исходит от подвального помещения, не пытайтесь проникнуть туда и начать тушить огонь.

Подвал, а также чердак относится к ведению Управляющей компании.

Позвоните в диспетчерскую службу, а также по единому телефону спасения – 01; 101 или 112

Если вы живете прямо над подвальным помещением, то откройте окна на площадке, оповестите соседей, и выходите на улицу.

Собственникам, имеющим квартиры на более высоких этажах, также можно распахнуть окна на лестничной клетке для эффективного удаления продуктов горения.

Пожар в образовательном учреждении

Первым основным правилом в любой чрезвычайной ситуации является – не допускать панических настроений. В самом начале горения вполне возможно потушить пламя самим, но только после того как вы позвонили в соответствующую пожарную часть.

Попробуйте найти всех детей, пересчитать их и вывести из здания. Обычными местами, куда дети в таких ситуациях стараются спрятаться являются шкафы, туалет, а также они залезают под кровать и стол. Не забывайте про пожилых людей, которым также понадобится ваша помощь. должна осуществляться по заранее приготовленному плану, организованно и без давки.

Не рискуйте, но при возможности возьмите с собой документы или другие ценные документы, деньки, карты. Покинув помещение, входную дверь прикройте плотно, но на замок не закрывайте. На улице следует повторно пересчитать всех спасенных и сверить со списком (если есть).

Что делать и какой план действия в случае пожара в лифте

Если в лифте произошло возгорание, то воспользуйтесь кнопкой красного цвета на панели – «Вызов». Дождавшись ответа диспетчера, расскажите ему о возникшей ситуации.

Обязательно дождитесь остановки кабины и только потом выходите. Рекомендуется заблокировать двери. Если устройство вышло из строя, и остановилось между этажами, то голосом или стуком привлеките к себе внимание жильцов. При сильном задымлении сядьте на пол, закройте рот воротником, шарфом, перчаткой, влажной салфеткой. В кратчайшее время вам будет оказана помощь.

Большую опасность в кабине лифта при пожаре представляет освещение, которое представлено обычными лампами накаливания. Они выделяют много тепла, которое может только усугубить ситуацию.

Старайтесь держать голову покрытой, защищайте лицо, в случае взрыва ламп это убережет вас от осколков.

Большую опасность представляют . Они имеют высокую скорость распространения, занимают большие площади и наносят непоправимый вред зеленым посадкам. Подробнее ознакомиться с тем, как следует себя вести в случае обнаружения лесного пожара можно здесь.

Нередко транспортные аварии сопровождаются возгоранием и взрывом. Особую опасность здесь представляют пожары в поезде. Это обуславливается большим количеством пассажиров, скоростью движения и наличием сцепленных вагонов. О том, что делать, если в пассажирском поезде возник пожар можно почитать в этой статье.

Во избежание различных несчастных случаев, сопровождающихся возникновением возгорания, следует более внимательно обращаться с источниками открытого огня, легковоспламеняющимися жидкостями, газовым и электрооборудованием.

Пожар в автомобиле

Давайте разберем действия если случился пожар в автомобиле. Как Вы знаете первое правило не поддаваться панике!

Теперь давайте по порядку:

  • Немедленно остановите автомобиль
  • Поставьте ручник и заглушите двигатель
  • Выйдите из автомобиля и возьмите огнетушитель
  • Постарайтесь найти откуда идет дым
  • Вызовите пожарных
  • Приступайте к тушению своими силами и постарайтесь задействовать помощь проезжающих автовладельцев

Помните если горение слишком интенсивное и есть угроза взрыва бензобака отойдите на безопасное расстояние и дожидайтесь приезда пожарных подразделений

Причины возникновения пожара в автомобиле:

  • неисправность электропроводки;
  • неправильная эксплуатация (посторонние материалы в месте размещения двигателя);
  • закрытие радиаторной решетки горючими материалами в зимний период;
  • курение в автомобиле;
  • неисправность топливной системы.


ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ

Квартиросъемщик, домовладелец не должен:

1. Загромождать общие коридоры, лестничные площадки, балконы, лоджии домашним имуществом.

2. Пользоваться самодельными нестандартными плавкими вставками

3. Оставлять без присмотра включенные электроприборы, газовые приборы и перегружать электросеть

4. Оставлять без надзора топящиеся печи

5. Закрывать одних в квартирах и жилых домах малолетних детей, разрешать им играть со спичками, самостоятельно пользоваться нагревательными приборами

6. Пользоваться открытым огнем (свечами, факелами и т.п.) при посещении чердаков, подвалов и надворных построек

7. Использовать временную электропроводку, а также электропроводку с нарушенной изоляцией или пришедшую в ветхое пожароопасное состояние

8. Забивать наглухо или загромождать мебелью запасные эвакуационные люки на балконах и лоджиях, а также двери и переходы для людей в смежные секции и выходы на эвакуационные лестницы в многоэтажных жилых домах.

При возникновении пожара и в ходе его необходимо сохранять самообладание, способность быстро оценивать обстановку и принимать решения. Вызовите по телефону пожарных .

Следует стремиться подавить в себе растерянность и нервоз-ность. Не дать впасть в панику окружающим.

В начале пожара следует попытаться его потушить , используя все имеющиеся средства пожаротушения (огнетушители, гидранты, покрывала, песок, воду и т.д.).
Необходимо помнить, что огонь на элементах электроснабжения нельзя тушить водой. Предварительно надо отключить напряжение или перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой.

При невозможности потушить пожар до прибытия пожарных - эвакуиро-ваться , соблюдая при этом спокойствие. Для этого в первую очередь использовать лестничные клетки. При их задымлении плотно закрыть двери, ведущие на лестничные клет-ки, в коридоры, холлы, горящие помещения и выйти на балкон. Оттуда эвакуироваться по пожарной лестнице или через другую квартиру путем слома легко разрушаемой перегородки лоджии, при невозможности этого -эвакуироваться самостоятельно через окна или балконы, используя под-ручные средства (веревки, простыни, багажные ремни и т.п.). Не рекомендуется пользоваться лифтами.
При спасении пострадавших из горящих зданий следует, прежде чем войти в горящее помещение, накрыться с головой мокрым покрывалом, пальто, плащом, куском плотной ткани.

Дверь в задымленное помещение открывать осторожно, чтобы избегать вспышки пламени от быстрого при-тока свежего воздуха.

В сильно задымленном помещении двигаться пол-зком или пригнувшись; для защиты от угарного газа использовать изо-лирующий противогаз, регенеративный патрон с фильтрующим противога-зом или, в крайнем случае, дышать через увлажненную ткань.
Если на пострадавшем загорелась одежда, надо набросить на него какое-нибудь покрывало (пальто, плащ и т.п.) и плотно прижать, чтобы прекратить приток воздуха к огню; на места ожогов наложить повязки и отправить пострадавшего в ближайший медицинский пункт. Опасно входить в зону задымления при видимости менее 10 метров.

"Как вести себя в экстремальных ситуациях - пожар в общественных местах"

Пожар - это чрезвычайное происшествие возникающее гораздо чаще чем мы бы этого хотели. И от того, насколько грамотно и адекватно будут приняты меры для его устранения зависит - будет ли он легко ликвидирован или превратиться в стихию, причиняющую огромный ущерб. К сожалению большинство людей не обладают необходимыми знаниями о том, как следует действовать при пожаре. В этой статье речь пойдет о пожарах в общественных местах.

ПОЖАР В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

Паника (безотчетный страх) — это психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого страха, охватывающего человека или множество людей, неудержимо и неконтролируемо стремящихся избежать опасной ситуации.
Паника может возникнуть даже тогда, когда отсутствует реальная угроза, а люди все равно поддаются массовому психозу. При этом у многих притупляется сознание, теряется способность правильно воспринимать и оценивать обстановку. Панические реакции у детей, подростков, женщин и пожилых людей проявляются в виде сильной расслабленности, вялости действнй, общей заторможенности вплоть до крайней степени — полной неподвижности, когда человек физически не способен действовать и выполнять команды. Остальные люди, как правило, хаотически движутся, стремясь поскорее убежать от реальной или мнимой опасности.
Паника страшна тем, что люди, стремясь поскорее покинуть опасную зону, скапливаются у выходов и закупоривают их. Многие из бегущих людей в принципе способны к объективной оценке ситуации и разумным действиям, однако, испытывая безотчетный страх и заражая им других, они сами препятствуют собственной эвакуации.
Вот почему важно в этой ситуации, чтобы нашелся человек, способный взять на себя руководство действиями охваченных паникой людей.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Входя в любое общественное место, постарайтесь запомнить свой путь; обращайте внимание на расположение основных и запасных выходов; не теряйте ориентировку; держите детей за руку.

* Услышав крики "Пожар!", сохраняйте спокойствие и выдержку, призывайте к этому рядом стоящих людей, особенно женщин. Оцените обстановку, убедитесь в налнчии реальной опасности (возможно, кто-то этим криком хочет привлечь внимание людей).

* Стоя на месте, внимательно оглядитесь вокруг; увидев телефон или кнопку пожарной сигнализации, сообщите о пожаре в пожарную охрану (не считайте, что кто-то это сделает за вас) и начинайте спокойно двигаться к ближайшему выходу. Если имеется возможность справиться с огнем, немедленно оповестите об этом окружающих; потушите пожар, привлекая на помощь находящихся рядом людей, используя подручные и специальные средства.

* При заполнении помещения дымом или отсутствии освещения постарайтесь идти к выходу, держась за стены, поручни и т. п.; дышите через носовой платок или рукав одежды; ведите детей впереди себя, держа их за плечи.

* В любой обстановке сохраняйте выдержку и хладнокровие, своим поведением успокаивая окружающих, и не давайте разрастаться панике. Примите на себя руководство по спасению людей! Двигаясь в толпе, пропускайте вперед детей, женщин и престарелых, сообща сдерживайте обезумевших людей. Помогите тем, кто скован страхом и не может двигаться; для приведения в чувство дайте им пощечину, разговаривайте спокойно и внятно, поддерживайте их под руки.

* Оказавшись в давке, согните руки в локтях и прижмите их к бокам, сжав кулаки; защищайте бока от сдавливания. Наклоните корпус назад, уперев ноги спереди, и попытайтесь сдерживать напор спиной, освободив пространство впереди и медленно двигаясь по мере возможности. Помогайте подниматься сбитым с ног людям. Если вас сбили с ног, постарайтесь встать на колено и, опираясь о пол руками, другой ногой резко оттолкнитесь, рывком выпрямите тело. Заслоняйте детей спиной или посадите их к себе на плечи.

* Если вы находитесь в многоэтажном здании, не пытайтесь воспользоваться лифтами, спускайтесь по лестнице; не поддавайтесь желанию выпрыгнуть в окно с большой высоты. При невозможности выйти наружу отступите в незанятые огнем помещения и там дожидайтесь помощи пожарных.

* Выбравшись из здания, окажите помощь пострадавшим из-за паники, перенесите их на свежий воздух, расстегните одежду и вызовите "Скорую помощь".

ПОЖАР В АВТОБУСЕ, ТРАМВАЕ ИЛИ ТРОЛЛЕЙБУСЕ

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Немедленно сообщите о пожаре водителю и пассажирам; потребуйте остановиться и открыть двери (или нажмите кнопку аварийного открывания дверей). Постарайтесь использовать для тушения очага пожара огнетушитель в салоне и подручные средства. Будьте осторожны! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате нарушения защитной изоляции проводов.

* При заблокировании дверей используйте для эвакуации аварийные люки в крыше и выходы через боковые окна (открывать по инструкции, имеющейся на них). При необходимости, повиснув на поручнях, выбейте обеими ногами стекла. В первую очередь спасайте детей и престарелых. Не допускайте паники, выполняйте все указания водителя.

* В любом транспорте имеются материалы, выделяющие при горении ядовитые газы, поэтому покидайте салон быстро, закрывая рот и нос платком или рукавом. Выбравшись из салона, отойдите подальше, так как могут взорваться баки с горючим и возможно замыкание высоковольтной электросети.

* Немедленно по телефону или через водителей проезжающих машин сообщите о пожаре в пожарную часть, окажите посильную помощь пострадавшим.

* Вызовите милицию и "Скорую помощь".

ПОЖАР В ВАГОНЕ МЕТРО

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Почувствовав запах дыма, немедленно сообщите машинисту о пожаре по переговорному устройству и выполняйте все его указания. Постарайтесь не допустить возникновения паники в вагоне, успокойте людей, возьмите детей за руки. При сильном задымлении закройте глаза и дышите через влажный носовой платок.

* Оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. После прибытия на станцию и открытия дверей пропустите вперед детей и престарелых, затем выйдите сами, сохраняя спокойствие и выдержку. Проверьте, не остался ли кто-нибудь в вагоне, помогите этим людям покинуть его. Сразу же сообщите о пожаре дежурному по станции и по эскалатору. Окажите помощь работникам метро, используя для тушения огнетушители и другие противопожарные средства, имеющиеся на станции.

* При появлении в вагоне открытого огня во время движения постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства. Если это возможно, перейдите в незанятую огнем часть вагона (лучше вперед) и сдерживайте распространение пожара, сбивая пламя одеждой или заливая его любыми негорючими жидкостями (водой, молоком и т.п.). Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном — это затруднит тушение пожара и вашу эвакуацию.

* При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста; не прикасайтесь к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку. После разрешения на выход откройте двери или выбейте ногами стекла, выйдите из вагона и двигайтесь вперед по ходу поезда к станции. Идите вдоль полотна между рельсами гуськом, не прикасаясь к токоведущим шинам (сбоку от рельсов) во избежание поражения электротоком при включении напряжения.

* Будьте особенно внимательны при выходе из тоннеля у станции, в местах пересечения путей, на стрелках, так как возможно появление встречного поезда. Если оставленный вами поезд сдвинулся с места и нагоняет вас, прижмитесь к нише стены тоннеля. Немедленно сообщите дежурному по станции о случившемся и выполняйте его указания.

* Используя огнетушители и подручные средства (одеяла, мокрые тряпки и т. п.), вместе с пассажирами попытайтесь потушить огонь. Закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя. Не пытайтесь спасать от огня багаж, если это угрожает вашей безопасности. Если огонь отрезал вас от выходов, то войдите в купе или туалет, плотно прикрыв за собой дверь, откройте окно и дожидайтесь прибытия помощи, привлекая к себе внимание. Не выпрыгивайте из вагона движущегося поезда и не пытайтесь выбраться на крышу — это опасно! В крайнем случае — прыгайте, одев на себя всю имеющуюся одежду и в обнимку с матрасом.

* При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или с машинистом остановите поезд с помощью стоп-крана, выведите из вагона всех людей, открыв двери или выбив окна, и вместе с проводниками расцепите вагоны, не допуская распространения огня по всему поезду. Для предотвращения движения вагонов под уклон подложите под колеса тормозные колодки или другие подручные предметы.

* Отведите пассажиров от горящего вагона и пошлите людей в ближайший населенный пункт сообщить о случившемся в пожарную охрану. Далее действуйте по указанию начальника поезда и пожарных. Заметив сигналы оставшихся в вагоне людей, немедленно сообщите о них пожарным. Любым способом предотвращайте возникновение паники и окажите первую помощь пострадавшим.

ПОЖАР НА ТЕПЛОХОДЕ

Несмотря на обилие вокруг воды, положение ваше куда проблематичней, чем на суше.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Услышав объявление о пожаре по судовому радио или от дежурного матроса, по команде капитана выйдите из каюты на палубу к спасательным шлюпкам, взяв с собой деньги и документы, предварительно положив их в полиэтиленовый пакет. Спешите, выбираясь наружу, но без суеты и паники. Постарайтесь найти для себя спасательный жилет (круг). Дисциплина — залог успеха.

* Если выход из каюты отрезан огнем и дымом, то оставайтесь на месте, плотно закрыв дверь. Разбейте стекло иллюминатора и вылезайте через него. Если это сделать невозможно и нет шансов на помощь, то, обмотав голову мокрой тряпкой, прорывайтесь через огонь и дым.

* Пропустив к шлюпкам детей, женщин, раненых, сами прыгайте за борт. Плывите в сторону от корабля, стараясь по возможности привлекать к себе внимание, подавать сигналы. Если можете, то зацепитесь за какой-нибудь плавающий предмет. Сбросьте с себя мешающую вам одежду и обувь, если не смогли сделать это заранее. Если до берега далеко, то держитесь на воде, не тратьте лишних сил и ждите помощи.

Тема: Твои действия при пожаре

Цель занятия: научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; закрепить знания правильного поведения при пожаре; прививать навыки осторожного обращения с огнем.

Задачи:

Обучающая:

    знакомство с основными причинами возникновения пожара;

    знакомство с первичными средствами пожаротушения.

Развивающая:

    развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение;

    развитие речи, мышления, памяти.

Воспитательная:

    воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности;

    воспитание бережного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих;

    воспитание уважения к профессии пожарного.

Метод проведения:

Словесный: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация.

Практический: выполнение заданий.

Оборудование:

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для практической работы.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, я рада вас всех сегодня видеть. Наше сегодняшнее занятие мы с вами начнем с загадки.

Отгадайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова,

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь –

Искусает всю ладонь. (Огонь)

Правильно, ребята, это огонь. Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре.

    Основная часть занятия. Объяснение нового материала.

Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. О нем складывались легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.

Легенда о Прометее

(читают по цепочке)

Люди, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли.

Ведь огонь в холода, в непогоду

У костра их всегда согревал.

И людскому великому роду

Замерзать никогда не давал.

Сохраняли его, как умели, -

Всемогущий, горячий огонь.

И хоть тысячи лет пролетели,

Людям нужен по-прежнему он,

Ведь издревле до нашего века

Он помощник и друг человека.

Поутру, чтобы все были сыты,

Ставим пищу в духовки, на плиты.

Печь-громада мартен пышет жаром:

Варят сталь для страны сталевары.

Хлеб и булки огонь выпекает,

И от холода нас защищает.

Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду

Электрических звездочек чудо.

И до дальних звезд от Земли

Мчит космические корабли.

Люди силу и мощь ощутили

С той поры, как огонь приручили.

Но бывает огонь и другим –

Не согреет ладошек он ваших

Превращает все в пепел и дым,

И жесток он, и грозен, и страшен.

Ребята, как вы думаете, огонь – друг или враг для человека?

Огонь - друг

Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.

Ребята, скажите, возможна ли жизнь без огня на Земле?

Для чего же нам нужен огонь?

Я с вами согласна, ребята, без огня невозможна жизнь на Земле. Огонь согревает людей, дает им тепло. Он нужен всюду: в домах, школах, в детских садах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

Огонь – символ

    Символ памяти.

С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавших за родину.

Какую памятную (значимую) дату готовятся отметить люди в нашей стране в этом году?

70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

2. Символ объединения.

Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.

Ребята, так же огонь являлся одним из символов в 2014 году на зимней олимпиаде, проходившей в городе Сочи. По всем городам России люди пронесли огонь. Огонь объединил и сплотил всю страну, тем самым заново открыв многообразие и красоту России.

Огонь – враг

Огонь, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Ребята, огонь – враг, для человека в том случае если к нему относятся небрежно.

Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. И нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», - как гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар.

Ребята, скажите, чем может быть опасен огонь?

Кто скажет, по каким причинам может возникнуть пожар?

Причины возникновения пожара

Причинами возникновения пожаров чаще всего являются:

    Неосторожное обращение с огнем .

Когда пожар возникает от огонька:

Не затушенной спички;

От не потушенной свечи, оставшейся без присмотра;

Также причиной пожара может быть непотушенная сигарета, например человек, заснул и не затушил сигарету, загорается дом/квартира, происходит сильное задымление, в результате человек может получить ожоги (дыхательных путей) или погибнуть.

    Детская шалость с огнем , почти все проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальной опасности, дети играют со спичками, поджигают бумагу, ради развлечения поджигают почтовые ящики, тополиный пух, оставляют не потушенными костры, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения.

    Неправильная эксплуатация электрооборудования и электроприборов, в связи с наступлением осеннее-зимнего периода люди чаще всего для согревания дома или квартиры используют камины, обогреватели. Нередко устанавливают их не на безопасном расстоянии от предметов мебели, стен. Оставляют электроприборы или электрооборудование без присмотра на длительный промежуток времени.

    Газовое оборудование, оставляют газ без присмотра.

Ребята, у вас дома произошел пожар, никого из взрослых нет дома, что вы будите делать?

Твои действия в квартире, если дома нет взрослых

    Если выйти из квартиры (помещения) невозможно.

    Плотно закрыть входную дверь.

    Дверные щели и вентиляционные отверстия заткните мокрыми тряпками.

    При задымлении помещения или повышении температуры выйдите на балкон.

    Если есть балкон, то выходите на балкон плотно закрываете, за собой балконную дверь, если нет балкона, приоткрываете окно или форточку, не создавая сквозняков. Вызываете пожарную охрану по номеру 01 или по единой службе спасения 112. Если нет возможности вызвать пожарных, то просите о помощи соседей или прохожих. Подаете сигналы спасателям (пожарным) через окно или с балкона ярким куском ткани и зовете их на помощь.

    При выходе через задымленный коридор (задымленное помещение).

    Дышите через мокрый носовой платок или полотенце закрывая нос и рот.

    Двигайтесь к выходу пригнувшись или ползком – внизу дыма меньше.

    При пожаре в доме (квартире).

    Вызовите пожарную охрану по телефону 01 или по номеру единой службы спасения 112.

    Выбегайте из квартиры сообщите о пожаре соседям, отключите газ, электроэнергию, закройте окна и двери.

    Не пользуйтесь лифтом.

Ребята, кто скажет, почему нельзя пользоваться лифтом?

    Покиньте помещение, уйдите на безопасное место.

Ребята, скажите, как надо вести себя при пожаре?

Ребята, запомните, самое главное во время пожара – не паниковать. Вызвать пожарную охрану.

В случае если возгорание не большое, то можно попробовать затушить возгорание самим.

Ребята, кто скажет, чем можно потушить пожар?

Какие первичные средства пожаротушения вы знаете?

К первичным средствам пожаротушения относятся различные огнетушители, песок, земля, плотное одеяло, ребята, также к первичным средствам пожаротушения можно отнести подручные средства пожаротушения, такие как: пищевая сода, стиральный порошок, соль, крышка, вода.

Ребята, скажите, если у вас загорелся утюг, то можно ли его залить водой?

С начала нужно отключить из розетки, только после того как мы отключили можно залить утюг водой.

Игра «Недостающее словечко»

Слово относится к первичным средствам пожаротушения.

Добавьте словечко:

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его … (Водой).

Пожар не ждет! К ящику бросок!

Насыпь на очаг спасательный … (Песок).

Если пламя вспыхнет вдруг.

Есть у нас надежный друг.

От пожара – всем спаситель

Пламени – душитель!

Дыма – укротитель!

Наш … (Огнетушитель).

Предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма .

Ваша задача: Запомнить, как правильно вызвать пожарных.

    Закрепление. Тренинг.

«Вызов по телефону пожарной охраны»

Ваша задача: суметь грамотно сообщить о пожаре.

Изложить диспетчеру пожарной части, что случилось:

Если вызываете по номеру 01 :

    Назвать город.

    Назвать адрес, где горит.

    Что горит.

    Сказать сколько этажей в доме, на каком этаже горит.

    Фамилию и имя.

    Есть ли опасность для людей.

Если вызываем по номеру единой службы спасения 112 , то тоже нужно назвать город.

Все это нужно сообщить диспетчеру быстро, грамотно и без запинок.

Творческая работа по составлению правил в рисунках

Знаете ли вы, что правила можно составлять не только словесно, но и изобразить их художественно?

Ребята, подумайте, что можно изобразить в рисунках в соответствии с правилами?

Ребята изображают правила пожарной безопасности в рисунках.

Работа в группах по карточкам

Ребята, если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать и соблюдать?

Сейчас я выборочно раздам карточки по группам.

Ваша задача: продолжить правила поведения при пожаре, каждой группе дается начатое правило на карточке, которое необходимо закончить.

1 карточка (ПРАВИЛО № 1).

Если огонь небольшой, …

Можно попробовать сразу же затушить его, первичными средствами пожаротушения, например, набросив на огонь плотную ткань, одеяло или залить водой.

2 карточка (ПРАВИЛО № 2).

Если у вас загорелся телевизор с жидкокристаллическим экраном …

Нужно выключить из розетки, и накрыть плотной тканью.

3 карточка (ПРАВИЛО № 3).

Как правильно нужно преодолевать задымленное помещение …

Нужно дышать через мокрый носовой платок, или полотенце закрывая нос и рот. Двигаться к выходу пригнувшись или ползком либо вдоль стены – потому что, внизу дыма меньше.

4 карточка (ПРАВИЛО № 4).

Если не можешь выйти из горящей квартиры, …

Нужно сразу же позвонить по телефону 01 или 112 и сообщить пожарным о пожаре, после этого, если есть балкон можно выйти, на балкон плотно закрыв за собой дверь, позвать на помощь соседей или прохожих.

5 карточка (ПРАВИЛО № 5).

При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт …

При пожаре он отключится, и ты задохнешься.

6 карточка (ПРАВИЛО № 6).

Когда приедут пожарные, …

Во всем их слушаться и не бояться. Они лучше знают, как вас спасти.

Молодцы ребята.

Сейчас, каждому из вас я раздам тест по пожарной безопасности .

Ваша задача: внимательно прочитать вопросы, правильный ответ на вопрос один.

    Назовите имя героя древнегреческих легенд, принесшего огонь людям.

    Зевс

    Геракл

    Прометей

    Что нельзя делать, если в твоем доме что-то загорелось?

    Вызывать пожарную охрану

    Кричать «Пожар»

    Покидать горящее помещение

    Открывать все окна и двери

    Встречать пожарных

    Если огонь небольшой, пробовать затушить

    Что надо делать при пожарах?

    Распахивать окна и двери в горящем помещении

    Близко подходить к огню

    Поддаваться панике

    Тушить водой, включенный телевизор

    Вызывать пожарную охрану

    Что не является средством тушения пожара?

    Огнетушитель

    Вода

    Веник

    Песок

    Керосин

    Что не является причиной пожара?

    Детские шалости с огнем

    Оставленный включенный утюг

    Сварочные работы

    Перегрев велосипеда

    Поджог

    Непотушенная спичка

    Как называется профессия людей, борющихся с огнем?

    Водопроводчик

    Пожарный

    Пожарник

    Огнеборец

Проверка теста.

    Рефлексия. Подведение итогов.

Что узнали нового?

Что понравилось?

Какие сделали выводы?

Сегодня мы с вами выучили некоторые правила противопожарной безопасности. Сейчас я посмотрю, как вы их усвоили.

Игра «Это – я, это – я, это все мои друзья!»

Сейчас, я вам буду зачитывать четверостишия.

Ваша задача: после каждого четверостишия, если вы считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: “ , а если неправильно, то молчите.

Ребята, всем понятна задача, что нужно делать?

Итак, начинаем.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

От коварного огня …

Это – я, это – я, это все мои друзья!”

Кто поджог траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Молчат

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

Это – я, это – я, это все мои друзья!”

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Ели сам живой ушел!

Молчат

На привале кто в лесу

Жег засохшую сосну?

А потом так поспешил,

Что костер не затушил?

Молчат

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят

Школьников и дошколят?

Это – я, это – я, это все мои друзья!”

Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все правила противопожарной безопасности, и, я думаю, что вы будите соблюдать их не только сами, но и научите других ребят.

И, конечно же, огонь станет для вас вашим верным другом, а не врагом!

Спасибо за внимание!

Наше занятие подошло к концу. До новых встреч.

Пожарная охрана

Слайдов: 16 Слов: 416 Звуков: 16 Эффектов: 53

Пожар – это неконтролируемый процесс. От твоих правильных действий по тушению пожара зависит твоя жизнь. Основные причины пожара в доме. Воздействие токсических веществ. Пониженная концентрация кислорода в зоне пожара. Высокая температура окружающей среды. Открытый огонь. Многие пожары происходят из-за нарушения правил пользования электрическими приборами. Нельзя допускать попадания на электроприборы воды или других легко воспламеняющихся жидкостей. Как пользоваться порошковым огнетушителем ОП-5(г). Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены? Закончите пословицы и отгадайте загадки. - При пожаре.ppt

Правила при пожаре

Слайдов: 19 Слов: 521 Звуков: 0 Эффектов: 0

Правила безопасности и поведения при пожаре. Огонь - друг и враг человека. Огонь был и остается одним из первых помощников человека. Но если дать огню волю, не соблюдать правила пожарной безопасности, то добро превращается в зло. Огонь – друг и враг человека. Неосторожное обращение с огнем и может стать причиной опасной ситуации. Треугольник огня Для процесса горения необходимы: горючее вещество, окислитель, источник воспламенения. "Треугольник огня" - источник тепла + горючее + кислород. Опасными факторами пожара являются: открытый огонь, высокая температура среды, токсичные продукты горения, потеря видимости вследствие задымления, понижение концентрации кислорода. - Правила при пожаре.ppt

Действия при пожаре

Слайдов: 15 Слов: 1050 Звуков: 0 Эффектов: 81

Тема: «Действие при пожаре». Школа выживания. Время проведения: в течение всего учебного года. Межпредметные связи. Основные целевые направления проекта: Ведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев при пожарах. Популяризация знаний ОБЖ среди учащихся. Инициирование и развитие подросткового добровольческого движения по пожарной безопасности. Развивающие. Обучающие. Воспитательные. Задачи проекта: Основополагающий вопрос: Вопросы учебной темы: Что надо знать о пожарах? Как выжить при пожаре? Как вести себя при пожаре? Темы исследований учащихся. Изучение факторов возникновения пожаров. - Действия при пожаре.ppt

Поведение при пожаре

Слайдов: 24 Слов: 393 Звуков: 0 Эффектов: 0

Основные причины возникновения пожара в быту. Непотушенные спички. Неосторожное использование керосиновых ламп. Небрежность при хранении легковоспламеняющихся материалов. Использование металлических печей, не отвечающих правилам пожарной безопасности, оставлении печи без присмотра. Нарушение правил пользования электрическими приборами. Включение нескольких бытовых приборов в одну розетку. Короткое замыкание, возникающее вследствие соединения двух проводников без изоляции. Неисправность бытовых газовых приборов. Шалости детей: игра спичками, электроприборами и др. Правила поведения при пожаре. - Поведение при пожаре.ppsx

Действия работников при пожаре

Слайдов: 34 Слов: 2940 Звуков: 0 Эффектов: 30

Действия работников организаций при пожаре. Определение категорий помещений. Основные требования пожарной безопасности. Требования к производственным помещениям. Склады и производственные помещения. Меры пожарной безопасности в быту. Если загорелась квартира. Телевизор. Несколько важных замечаний. Если в подъезде дым. Помощь. Пожар в здании. Горящее дымное место. Возгорания. Наличие трёх элементов. Опасные факторы пожара. Предельные значения опасных факторов пожара. Эвакуация людей при пожаре. Действия при обнаружении и тушении пожара. Действия руководителей и специалистов при пожаре. - Действия работников при пожаре.ppt

Виды огнетушителей

Слайдов: 31 Слов: 1567 Звуков: 0 Эффектов: 0

Огнетушители. Общие сведения об огнетушителе. Преподаватель химии. Эффективность использования огнетушителей. Огнетушитель должен храниться в легкодоступном месте. Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Огнегасящее действие пены. Заряжены огнетушащим порошком. Огнетушитель ОП-3. Щелочная часть заряда. Твердый предмет. Огнетушитель химический пенный. Приведение огнетушителя в действие. Огнетушитель воздушно-пенный. Емкость. Промышленность. Углекислотный огнетушитель. Углекислота. Углекислота действует как мощный охлаждающий фактор. Раструб. Порошковые огнетушители. Огнетушитель ОП-1. - Виды огнетушителей.ppt

Средства пожаротушения

Слайдов: 23 Слов: 989 Звуков: 0 Эффектов: 73

Средства пожаротушения. Наиболее распространенными из первичных средств пожаро­тушения являются огнетушители. Виды пожаротушения. Подручные средства пожаротушения. Табельные средства пожаротушения ТОПОР; БАГОР; ВЕДРО; ОГНЕТУШИТЕЛЬ. Огнетушитель. Типы огнетушителя. Как пользоваться пенным огнетушителем? Типы огнетушителей. Образующееся устойчивое порошковое облако изолирует кислород воздуха и ингибирует горение. Привидение в действие. Во избежание обморожения рук нельзя дотрагиваться до металлического раструба. Углекислотные огнетушители выпускаются как ручные,так и передвижные. - Средства пожаротушения.ppt

Первичные средства пожаротушения

Слайдов: 27 Слов: 1091 Звуков: 0 Эффектов: 115

Первичные средства пожаротушения и правила их использования. Учебные вопросы. Учебные цели. Огнетушители углекислотные. Углекислотные огнетушители. Приведение в действие ручного углекислотного огнетушителя. Передвижной углекислотный огнетушитель (ОУ-25 и ОУ-80). Приведение в действие передвижного углекислотного огнетушителя. Огнетушители порошковые. Закачной порошковый огнетушитель. Огнетушители порошковые ручные. Порядок приведения в действие порошкового огнетушителя. Огнетушитель передвижной ОП-50 (з). Порядок приведения в действие. Правила работы с огнетушителями. - Первичные средства пожаротушения.pps

Дружина юных пожарных

Слайдов: 14 Слов: 628 Звуков: 0 Эффектов: 11

Дружина юных пожарных. 01. Организация работы ДЮП. Среди помощников пожарных важное место занимают дружины юных пожарных. Создание дружины юных пожарных. Задачи ДЮП. Основные направления работы с ДЮП. Проведение противопожарных занятий, экскурсий, спортивных игр, и конкурсов. Основные принципы при создании ДЮП. Примерные занятия ДЮП в течении учебного года. Форма занятий – групповая, методы проведения занятий – рассказ-беседа, демонстрация, тренировка. Образец уголка ДЮП. Пожарным рыжим и седым В дерюжках дымных и прожженных Как всем оплаканным святым, не хватит места на иконах. - Дружина юных пожарных.ppt

История пожарной охраны России

Слайдов: 21 Слов: 1154 Звуков: 0 Эффектов: 88

История пожарной охраны России. Причины возникновения пожаров. Пожары происходили по всей Руси. Царствование Ивана IV. Наказ о Градском благочинии. Развитие профилактических мер. Период правления Александра I. Планомерная организация пожарных команд. Первые пожарные автомобили. Научная и техническая мысль. Декрет Совнаркома. Шаги в организации подготовки специалистов пожарного дела. Система Государственного пожарного надзора. Производство отечественной пожарной техники. Подготовка личного состава пожарных команд. ВНИИПО. Годы Великой Отечественной войны. Современные условия жизни общества. - История пожарной охраны России.ppt

История пожарной службы в России

Слайдов: 26 Слов: 871 Звуков: 0 Эффектов: 0

Незабываемые страницы истории пожарной службы. Положение о государственном пожарном надзоре. Возведение оборонительных каменных стен. Строгие законы. Указ. Наказ о градском благочинии. Имя первого «пожарного» Кремля. Надзор за выполнением противопожарных мероприятий. Указ императрицы Екатерины II. Созыв первого съезда пожарных деятелей России. Опытная пожарная станция. Александр Георгиевич Кривошеев. Инспекторы. Труды Валентина Александровича Эллисона. Положение «О Государственном пожарном надзоре». Нехватка квалифицированных специалистов. Пожарная охрана. Подвижные пожарные лаборатории. -

КОУ «Шербакульская специальная (коррекционая)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Подготовила: Выставная Н.В.


Огонь ошибок не прощает


  • Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающих опасность для жизни и здоровья людей.
  • Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающих опасность для жизни и здоровья людей.











  • 1. Находясь дома, вы почувствовали запах горящей проводки. Что надо делать в первую очередь?
  • приступить к ее тушению водой, песком;

2) обесточить электропроводку в квартире;

3) включить свет, чтобы лучше рассмотреть место возгорания.

  • 2) обесточить электропроводку в квартире; 3) включить свет, чтобы лучше рассмотреть место возгорания.

  • Чем не рекомендуется тушить горящий бензин, керосин, другие горючие жидкости?
  • водой;
  • водой;

2) песком;

3) землей.

  • 2) песком; 3) землей.

  • Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем и дымом?
  • переползти в другую комнату и плотно закрыть дверь за собой;
  • 2) попытаться спуститься вниз;

3) убежать в дальнюю комнату


  • В доме возник пожар. Можно ли воспользоваться лифтом, покидая дом?
  • можно, чтобы быстрее покинуть дом;

2) можно, если лифт остановился на вашем этаже;

3) ни в коем случае нельзя.

  • 2) можно, если лифт остановился на вашем этаже; 3) ни в коем случае нельзя.

  • Что нужно делать при ожоге?
  • охладить обожженное место под струей холодной воды;

2) смазать жиром;

3) проколоть образовавшийся пузырь.


  • Как определить, что за закрытой дверью - пожар?

1) открыть дверь и посмотреть;

2) позвать маму или папу посмотреть;

3) потрогать дверь ладонью.

  • 2) позвать маму или папу посмотреть; 3) потрогать дверь ладонью.

1) в полный рост;

2) пригнувшись;

3) ползком, держа голову ближе к полу


  • Тушить огонь до вызова пожарных;
  • Тушить водой электроприборы;
  • Пытаться пройти через задымленную лестничную клетку;
  • Пользоваться лифтом;
  • Спускаться с верхних этажей по водосточным трубам или веревкам;
  • Открывать двери и окна;
  • Выпрыгивать из окон выше второго этажа.


  • «5» – нет ошибок
  • «4» – 1- 2 ошибки
  • «3» – больше 2

  • 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
  • 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Будьте внимательны с огнем!