Демонстрационный материал по егэ. Что такое КИМ ГИА? Что такое КИМы ЕГЭ? Методические рекомендации для разработчиков оценочных средств
Оценка учебных достижений выпускников проводится стандартизовано в максимально однородных ycловияx, и с применением максимально однородных по содержанию и сложности экзаменационных материалов. Тесты ЕГЭ принято называть контрольными измерительными материалами (КИМ) ЕГЭ. Количество используемых вариантов КИМ очень велико. В каждом классе на ЕГЭ практически не бывает двух одинаковых вариантов КИМ. Поэтому не следует тратить время на поиск теста-двойника. Задания КИМов и варианты экзаменационных работ разрабатываются специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) .
Каждый вариант экзаменационных материалов ЕГЭ содержит несколько десятков заданий, сформулированных в трех специальных формах.
- Задания с выбором ответов (тип А) – базовый уровень. Каждому из таких заданий прилагаются по четыре равнопривлекательных-вариантов ответов. Участник ЕГЭ должен указать один, по его мнению, верный ответ из них. В заданиях такого типа теоретически возможно случайно угадать верный ответ. Такие задания считаются простыми и не должны представлять трудности для учащихся.
- Задания с кратким ответом (тип В) , который должен быть кратко сформулирован и записан в бланке ответов в виде слова или числа. Угадать при этом верный ответ практически невозможно. Данный вид заданий считается трудным и не каждый ученик справится с ним.
Проверка ответов типа А и В осуществляется автоматизировано путем сравнения с эталоном или несколькими эталонами, которые обозначают одно и то же. Например, ответы “Иван Грозный” и “Иван IV” в тесте по истории России считаются одинаковыми.
- Задания с развернутым ответом (тип С) - предлагают участнику ЕГЭ записать ответ в развернутой форме. Фактически это небольшая письменная контрольная работа, которая проверяется специально подготовленными экспертами. С данными заданиями могут справиться далеко не все учащиеся, а лишь те, которые специально готовятся к ЕГЭ и стремятся написать его на максимальное количество баллов.
Справка об изменениях в КИМ ЕГЭ 2019 г.
В КИМ по всем учебным предметам введены дополнительные инструкции-напоминания для участников ЕГЭ о проверке записи ответов на бланках №1 и №2 под соответствующими номерами заданий.
Все изменения в КИМ ЕГЭ не носят принципиального характера. По большинству предметов проводится уточнение формулировок заданий и совершенствование системы оценивания заданий для повышения дифференцирующей способности экзаменационной работы.
Учебный предмет | Изменения в КИМ ЕГЭ |
Математика География Физика Химия Информатика и ИКТ |
Изменений нет |
Русский язык | Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста. Изменён формат заданий 2, 9–12. Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений. Уточнён уровень сложности отдельных заданий. Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27. |
Биология | Изменена модель задания в линии 2 (вместо двухбалльного задания с множественным выбором предложено однобалльное задание на работу с таблицей). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы уменьшен с 59 до 58. |
Иностранные языки | Уточнены критерии оценивания выполнения задания 40 раздела «Письмо» в письменной части экзамена, а также формулировка задания 40, в котором участнику экзамена предлагаются на выбор две темы развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение». |
Литература | Уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, правила подсчёта фактических ошибок в критерии 2), заданий 9 и 16 (в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе), заданий 17.1–17.4 (в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок). |
Обществознание | Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25. Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4. Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65. |
История | Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. В задание 21 добавлено дополнительное условие, определяющее требование к оформлению ответа. Соответственно, дополнены критерии оценивания задания 21. |
Оценочные средства – это совокупность материалов, измерительных инструментов, описания оценочных форм и процедур, которые используются для измерения и оценки уровня сформированности образовательных результатов.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) – разновидность оценочных средств, направленных на два основных процесса: контроль и измерение .
Задачи КИМ
- Возможность квалифицированной «обратной связи» относительно образовательных достижений и пробелов студентов.
- Повышение прозрачности и объективности процедур контроля и оценки.
- «Доказательность» достижения заявленных образовательных результатов.
Основные требования к КИМ
- Валидность (пригодность) – качество КИМ, отражающее способность получать результат, соответствующий поставленной цели.
- Надежность – качество КИМ, отражающее способность во всех сходных случаях получать сходные результаты и меру доверия к полученной оценке.
- Системность - качество КИМ, предполагающее подбор упорядоченных содержательных элементов, связанных между собой определенной иерархией и общей структурой образовательных результатов.
- Значимость - в оценочные материалы должны включаться наиболее значимые элементы содержания, отражающие запланированные результаты.
- Объективность – качество оценочных процедур, исключающее, насколько возможно, субъективные погрешности в оценке и измерении; обеспечивается максимальной стандартизацией проведения таких процедур.
Методические рекомендации для разработчиков оценочных средств
Полезные ссылки для разработчиков КИМ
К образовательным стандартам НИУ ВШЭ разрабатываются КИМ 2-х видов
- тесты для проверки знаний, умений и навыков (остаточных знаний) и уровня сформированности компетенций по основным дисциплинам «ядра» направления подготовки бакалавров и магистров;
- компетентностно-ориентированные тестовые задания (КОТЗ) – экспериментальные КИМ нового типа, направленные на оценку сформированности собственно компетенций и их составляющих.
КОТЗ выявляют связь между компетенциями, заявленными в образовательном стандарте, той их частью, которая формируется и оценивается в рамках конкретной дисциплины, и уровнем сформированности (см. форма КОТЗ
).
Как формирование, так и оценка конкретной компетенции или ее составляющих в рамках дисциплины могут осуществляться на каждом из заявленных уровней:
- уровень ресурсной базы (знания, учебные умения и навыки),
- уровень способов деятельности (конкретные освоенные способы и инструменты, методы деятельности),
- ценностно-мотивационный уровень.
Предполагается несколько уровней оценки компетенции:
«низкая степень сформированности»,
«базовая степень сформированности» (это пороговое значение),
«высокая степень сформированности» (продвинутый и лидерский (у магистров) уровни).
Необходимые формы для создания КИМ
Немного статистики
В проекте 2011-2013 гг. по созданию КИМ нового поколения приняли участие:
- 159 преподавателей НИУ ВШЭ (в т.ч. из Санкт-Петербургского и Нижегородского филиалов ВШЭ);
- 39 экспертов (в т.ч. из Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, Института образования НИУ ВШЭ, РАНХиГС, НИУ «МЭИ», ФГБОУ ВПО «ГУУ», НИТУ «МИСиС», МГПУ им. И.Федорова). Список экспертов
По итогам 2013 года количество разработанных КИМ к ОС НИУ ВШЭ - 98 вариантов тестов, всего за 2011-2013 гг. по проекту КИМ разработано 256 вариантов тестов.
Количество сертифицированных КИМ - 63 варианта тестов. Общее количество научно-педагогических работников НИУ ВШЭ, повысивших квалификацию по проекту "Разработка контрольно-измерительных материалов к образовательным стандартом НИУ ВШЭ" - 221 человек (из них в 2013 году - 81 чел.).
Сертифицированные варианты тестов по дисциплинам «ядра» направлений подготовки доступны в ЛМС (могут использоваться для тренировочных процедур оценки и самопроверки).