Девятая статья конституции во франции. Действующая Конституция Франции (характеристика). Президент Французской республики, его полномочия

В настоящее время во Франции действует конституция, подготовленная генералом Ш. де Голлем и принятая на референдуме в 1958 г. Со времени Великой буржуазной революции во Франции всего было принято 17 конституций и конституционных хартий. Французская Конституция включает в себя три равных по юридической силе акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулу Конституции Французской республики 1946 г. Два последних акта касаются, прежде всего, основных прав и свобод человека и гражданина. Собственно же Конституция 1958 г. закрепляет республиканскую форму правления (в Конституции содержится норма, запрещающая пересмотр этого положения), провозглашает Францию правовым, светским, социальным государством. Также обозначены основы организации системы государственной власти, основанной на принципе разделения властей. В научной литературе Францию по форме правления принято относить к смешанным (полупрезидентским) республикам. В первую очередь это выражено в том, что Конституция доминирующее положение отводит президенту и исполнительной власти, одновременно закрепляя институт парламентской ответственности правительства. По способу изменения французскую Конституцию относят к жестким. Предусмотрено две процедуры внесения поправок: 1) утверждение конституционного закона на референдуме; 2) принятие поправок конституционным конгрессом (это специально создаваемый представительный орган). Для вынесения поправок на референдум необходимо, чтобы проект конституционного закона поддержало квалифицированное большинство (2/3 или 3/4) обеих палат парламента. Однако президент не обязан каждый одобренный закон о внесении поправок в конституцию выносить на референдум. При этом срок давности для одобренных парламентом законов не установлен (это так называемый отложенный пересмотр конституции). Принятые поправки включаются непосредственно в текст Конституции, т. е. Конституция действует в новой редакции. В настоящее время во Франции действует 17 по счёту конституция, подготовленная генералом Шарлем де Голлем и принятая на референдуме в 1958 году. Конституция содержит важное условие – о недопустимости пересмотра республиканской формы правления. Закреплена организация только высших органов гос.власти. Французская Конституция содержит три равных по юридической силе акта: - Саму Конституцию 1958 года; - Декларацию прав и свобод граждан 1789г. - Преамбулу Конституции 1946г. Указанная Декларация закрепляет для французских граждан равенство всех в правах, суверенитет народа, свободу и независимость граждан, презумпцию невиновности и некоторые политические права. Признана естественность прав. Преамбула Конституции 1946г. затрагивает социально-экономические права: право получить работу, право профсоюзной деятельности, право на забастовки, право на социальное обеспечение, право на образование. Там же закреплен ряд обязанностей, например, поддерживать мир. Французское государство – демократическая республика, неделимая, светская, социальная. Девизом является: свобода, равенство, братство. Закрепляется принцип народного суверенитета, осуществляемого через представителей путем референдума и всеобщность избират.прав с 18 лет при оседлости. Конституция Франции является «жесткой» по порядку внесения поправок: кроме утверждения двумя палатами парламента изменения утверждаются еще и абс.большинством на референдуме (вместо референдума – 3/5 совместного заседания палат). Предметом пересмотра не могут выступать территориальная целостность государства, форма правления. У Президента – неограниченное право роспуска нижней палаты парламента, объявление чрезвычайного положения, назначение референдума – Президентом без Парламента, даже Правительство в Конституции описано раньше, чем Парламент. «Рационализированный парламентаризм» - ограничение компетенции парламента и право Правительства отменять его акты, принятые с превышением полномочий. Конституционный контроль: «квазисудебными» органами (закрытое письменное рассмотрение): 1) Конституц.Совет (состоит из 9 членов. Срок их полномочий – 9 лет. Каждый год его состав обновляется на 1/3. Запросы в Конституционный совет вправе направлять президент, премьер – министр, председатели обеих палат парламента, группы депутатов или сенаторов,численностью не менее 60 человек). 2) Госсовет (по актам исполнительной власти; состав: Премьер, министр юстиции и назначаемые Президентом члены; только последующий конкретный контроль). В 1992 году в связи с вступлением Франции в Европейское сообщество и Европейский союз в её Конституцию были внесены серьёзные изменения. 21 июля 2008 года французский парламент с перевесом всего в один голос одобрил предложение президента Николя Саркози о внесении в текст основного Закона ряда поправок (англ.). В частности, они предусматривали ограничение срока президентской власти (не более двух пятилетних сроков подряд). Поправки окончательно вступили в силу 1 октября 2008 года, за несколько дней до 50-летия Конституции. 14.

Президент Франции (конституционный статус, личные полномочия, полномочия, требующие контрассигнатуры, акты).

Парламент (Национальное собрание и Сенат, порядок формирования, структура, особенности компетенции).

Основные принципы построения механизма государственной власти во Франции.

Политические партии и партийная система во Франции.

Основы конституционно-правового статуса личности.

Конституция Франции 1958 года (подготовка и принятие, структура, основные черты, особенности, конституционный контроль).

Тема 14. Основы конституционного права Франции

7. Правительство Франции (Совет Министров, состав, порядок формирования, деятельности, полномочия, акты).

Франция – это государство внесшее один из самых значительных вкладов в развитие конституционализма в мире. С конца XVIII века по конец XX века во Франции сменилось 4 республики, 4 монархии, в том числе 2 империи. Принято около 20 различных конституций, конституционных хартий и конституционных законов.

1.1. Процесс подготовки и принятия Конституции Франции 1958 г

Проект Конституции Франции был разработан Правительством и Конституционным консультативным комитетом, который состоял на 2/3 из парламентариев и на 1/3 из членов правительства. Этот порядок пресек существовавшую во французской конституционной истории традицию разработки проекта Конституции избранным народом учредительным собранием. Проект Конституции был вынесен на референдум и одобрен подавляющим числом голосов.

1.2. Структура и основные черты Конституции

Первоначальная редакция Конституции состояла из 92 статей, сведенных в 15 разделов и краткой преамбулы, в которой заявлялось о приверженности французского народа правам человека и принципам национального суверенитета в том виде, как они были определены в Декларации прав человека и гражданина 1789 года и дополнены в Преамбуле к Конституции 1946 года.

Таким образом, Конституция 1958 года состоит из трех текстов: Основного закона, принятого в 1958 г., Декларации 1789 г. и Преамбулы к Конституции 1946 года.

Основная масса статей конституционного текста 1958 г. посвящена организации публичной власти во Франции. Достаточно подробно урегулирован статус и полномочия Президента Республики, место и роль Правительства и характер его взаимоотношений с Парламентом. Конституция содержит развернутые положения, относящиеся к организации законодательной власти, статусу Конституционного совета, содержатся нормы, закрепляющие независимость судебной власти, а также организацию самоуправления на местах.


В первой же статье Конституции устанавливается, что Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой. Причем, налагается запрет на пересмотр республиканской формы правления. По форме правления Франция полупрезидентская республика, по форме государственно-территориального устройства – сложное унитарное государство, поскольку Корсика – это политическая автономия, а Новая Каледония – ассоциированная с Францией территория. Конституция провозгласила принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также установила основной принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа» и подтвердила девиз республики: «Свобода, Равенство, Братство». Определены также основные условия для создания политических партий и их роль.

Конституция подтверждает верховенство основных прав и свобод, признавая за ними значение общих принципов права. Установлено также, что договоры и соглашения, ратифицированные Францией имеют приоритет над внутренним законодательством.

Конституция 1958 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества. Кроме одной статьи о партиях в ней нет положений о политической системе, нет также раздела о правовом статусе личности. Эти пробелы восполняются в определенной мере Декларацией 1789 г. и Преамбулой к Конституции 1946 г. Специфика французской Конституции заключается также в том, что она устанавливает доминирующее положение исполнительной ветви власти. В ней содержатся редко встречающиеся в демократических странах нормы, которые устанавливают определенные рамки законодательной деятельности Парламента, за пределами которых исполнительная власть издает акты, имеющие силу закона. Президент наделяется очень большими полномочиями. Это дает основания утверждать, что в данной Конституции прослеживаются авторитарные тенденции.

1.3. Конституционный контроль

В целях осуществления правовой охраны Конституции в ее VII разделе предусмотрено создание квазисудебного органа конституционного контроля – Конституционного совета, 9 членов которого в равной пропорции назначаются Президентом, председателем Сената и председателем Национального собрания. Полномочия членов совета длятся 9 лет, без назначения на 2-ой срок. В его состав пожизненно входят бывшие президенты Республики. Конституционный совет не имеет права принимать к рассмотрению вопрос о конституционализации закона, вступившего в законную силу, и поэтому осуществляется предварительный контроль за соответствием законопроектов и законопредложений Конституции. С запросами в Конституционный совет могут обращаться: Президент Республики, председатель Правительства, председатели палат Парламента, группы парламентариев не менее 60 человек. Все органические законы и Регламенты палат Парламента подлежат обязательному рассмотрению Конституционным советом. Последующий конституционный контроль допускается с 1990 года только по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушения законом их конституционных прав, но только после рассмотрения этих жалоб в суде или Государственном совете.

Государственный совет также является квазисудебным органом конституционного контроля, но только в отношении актов регламентарной власти, которые издаются Президентом и Правительством. Этот орган, назначаемый Президентом, дает также заключения правительству о соответствии его актов закону. Государственный совет Франции является одновременно высшим административным судом страны.

1.4. Порядок пересмотра конституции

Конституция Франции по способу ее изменения является «особо жесткой», так как для ее пересмотра требуется проведение двух этапов: 1) принятие поправок; 2) их ратификации. Согласно ст. 89 инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту, действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента. Проект пересмотра сначала должен быть одобрен в каждой из палат Парламента абсолютным большинством голосов в идентичной редакции. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, осуществляемая двумя способами: 1) на референдуме; 2) на заседании Конгресса, где собираются совместно обе палаты парламента. Здесь необходимо квалифицированное большинство голосов в 3/5. Право выбирать способ ратификации принадлежит Президенту. Для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не парламентарии. Большинство поправок к Конституции были ратифицированы именно Конгрессом.

Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о некоторых аспектах правового статуса личности, в связи с чем в конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о некоторых социально-экономических правах личности); конституции 1958 г., в которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая, прежде всего, регулирует отношения между высшими органами государства. Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (теперь -- договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи, с чем отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».

Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени Декларации 1789 г.

Конституция была подготовлена и принята в условиях острого внутриполитического и внешнеполитического кризиса, связанного, прежде всего, с борьбой Алжира за освобождение от колониальной зависимости. В этих условиях президент де Голль, который во время второй мировой войны руководил вооруженной борьбой французского народа против фашистских оккупантов, стремясь укрепить политическую стабильность и свою личную власть, в соответствии с полномочиями, которые ему предоставил парламент специальным законом, возглавил разработку новой конституции взамен конституции 1946 г. Делегируя ему эти полномочия, парламент оговорил ряд условий, касающихся содержания новой конституции: парламент участвует в ее разработке, имея 2/3 мест в Консультативном комитете по ее подготовке; сохраняется принцип разделения властей; правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно быть всеобщее голосование и др. Проект конституции был обсужден в Консультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28 октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и ее принятие на референдуме были новым явлением во Франции -- все предшествующие конституции принимались парламентами.

Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях), как отмечалось, нет и раздела о правовом статусе личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан), некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность объектов, которые приобретают характер национальных общественных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности). В Декларации 1789 г. и в преамбуле конституции 1946 г. перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (на образование, здравоохранение и др.).

Конституция 1958 г., как уже отмечалось, в основном peryлиpyeт взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, г юридически ликвидировано реформой конституции в 1995 г.). Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики: «Свобода, равенство и братство», возникший еще в XVIII века во время революции, провозгласила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была провозглашена в США в XIX в.), определила основные условия для создания политических партий и их роль, провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. В конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г. осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

По форме правления Франция -- полупрезидентская, полупарламентарная республика, по форме территориально-политического устройства -- сложное унитарное государство (Корсика -- политическая автономия, Новая Каледония -- ассоциированное государство). Во Франции существует демократический государственный режим.

Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение проходит две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать «за», «против» или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе, фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от общего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения применить, решает президент.

Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту, который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам парламента.

Референдум для изменения конституции применялся в 1962 г., когда он изменил способ избрания президента, и в 1992 г., когда в конституцию был включен раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном поправки вносились конгрессом и имели несущественный характер, кроме расширения права запроса в Конституционный совет и некоторых других. Последние существенные поправки внесены конгрессом в 1995 г.: о перечне вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, и о порядке его проведения, о проведении сессии парламента один раз в год, об отмене принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об отмене разделов конституции о французском Сообществе и переходных положениях.

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами -- Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй -- акты органов исполнительной власти. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета -- все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

Государственный совет назначается президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете -- в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

Первая конституция Франции была принята в 1791 году. Потом в этом государстве ещё не раз утверждался новый основной закон. Всего со времени Великой французской революции в стране существовало 17 конституций. На смену законодательства влияли как внутренние, так и внешние факторы. К примеру, конституция Франции 1848 г. была принята в результате революции, произошедшей в том же году. На принятие одного из последних основных законов названной страны повлияла Вторая мировая война. Так, сразу же после её завершения была провозглашена конституция Франции 1946 г. Но в данной статье речь пойдет об особенностях современного основного закона страны.

Современная конституция Франции действует с 1958 года. На её создание оказали значительное влияние принципы, которые Шарль де Голль сформулировал в своей знаменитой речи в Бейё в 1956 году. Не меньше на основной закон Франции повлиял и Мишель Дебре (французский премьер-министр).

В преамбуле описываемого документа можно найти ссылки на 1789 года и вступление к конституции 1946 года. Позднее в французском основном законе нашла отображение и Декларация об окружающей среде (2004 г.). Конституция Франции 1958 г. состоит из 15 разделов, которые разбиты на 93 статьи. Правда, во французском основном законе отсутствует глава о правах и свободах. В основном действующая конституция Франции состоит из статей, касающихся политических институтов. Упомянем некоторые из них:

Статья 1. Она традиционно упоминает, что Франция является демократической и социальной республикой. Стоит отметить, что, согласно названной статье, Франция является Поэтому при работе над конституцией ЕС французский премьер-министр выступил против упоминания в её тексте о христианстве. Также отмечается, что все французы равны перед законом, независимо от любых факторов.

Статья 2. Здесь указывается, что официальный язык страны - это французский. Кроме того, описана государственная символика.

Статьи 5 и 6 описывают функции президента и подчёркивают, что он избирается на 5 лет (до этого президентский срок составлял 7 лет). Конституция Франции наделяет президента весьма значительными полномочиями. Поэтому ещё во времена Шарля де Голля звучало много утверждений о том, что в стране установлен режим личной власти. Тем не менее, функционирование конституционного механизма показало, что Франция строится на и на достаточном контроле над исполнительной властью.

Статья 8. В ней упоминается, что французский премьер-министр должен назначаться президентом.

Статья 12. Данная статья описывает процедуру роспуска парламента, которую может осуществить президент.

За время своего существования французская конституция перетерпела не одну поправку. Так, в 1999 г. были внесены нормы о А в 2007 году во Франции был введена поправка в 66-ю статью. Она утвердила запрет на смертную казнь. Стоит отметить, что Франция стала последней страной в ЕС, где на уровне конституции была запрещена высшая мера наказания.

Вместе с Декларацией прав человека и гражданина Учредительное собрание выработало новую конституцию Франции. Конституция 1791 года:

Законодательная власть вручалась Национальному Собранию, состоящему из одной палаты. Она избиралась гражданами каждые два года, уплачивающими налог в размере трехдневного заработка рабочего, а состояла из граждан, уплачивающих "прямой налог стоимостью в одну серебряную марку и обладающих какой-либо земельной собственностью". Законодательный корпус не может быть распущен королем. Обязанности: законы; определение гос. расходов; гос. налогов; привлечение к ответственности министров; ратификация мирных, союзных и трудовых договоров;

Введение имущественного ценза для избирателей и избираемых - требование в городах с населением свыше 6000: собственность с доходом = 200 рабочим дням по местным условиям; в городах с населением менее 6000: собственность - доход 150 рабочих дней и т.д. - ограничивало число лиц, могущих быть избранными, несколькими десятками тысяч человек;

Форма правления - монархическая. Исполнительную власть конституция вручала королю. Он назначал министров и всех высших должностных лиц, командовал армией, ведал внешними сношениями. Законы, принятые Собранием, требовали королевской подписи: "король управляет только по закону"; назначенные королем министры могут быть преданы суду по решению Законодательного собрания; распоряжения короля должны скрепляться подписью соответствующего министра (контрасигнатура); отказ короля в утверждении законопроекта только откладывает последний: подтвержденный двумя вновь избранными составами Собрания, он уже не требует скрепы короля. Королевская власть неделима - переходи по наследству по мужской линии;

Суверенитет принадлежит нации;

Местные органы власти создавались на основе выборов, а не назначения, как раньше. Но и здесь действовала цензовая избирательная система;

Взамен старых провинций, носивших отпечаток феодальной раздробленности, конституция создавала 84 департамента; королевство едино и неделимо; каждый департамент делится на дистрикты, а дистрикты на кантоны;

Все судебные органы были выборными (народом). Отправление суда стало осуществляться с участием присяжных заседателей. При законодательном корпусе учреждается один кассационный суд для всего королевства (постановлять решения по кассационным жалобам на приговоры суда последней инстанции, по дисциплинарным делам против судей). Верховный кассационный суд (члены кассационного суда и верховное жюри) разбирает проступки министров и главных агентов исполнительной власти, а так же государственные преступления;

На французские владения и колонии в Азии, Африке и Америке, хотя они и составляют часть Французской империи, настоящая конституция не распространяется.

Не доверяя старой армии, находившейся под контролем дворянства, Национальное собрание находит себе надежную опору в добровольческой Национальной гвардии. Поначалу ее ряды были доступны всем "патриотам". Однако непременным требованием сделалась экипировка за собственный счет. А затем было постановлено, что доступ в Национальную гвардию открыт только "активным" гражданам.

За два года после взятия Бастилии, рабочие ничего не получили от революции. Более того, падение заказов на предметы роскоши повлекло за собой кризис парижской промышленности и новые толпы безработных. Были открыты так называемые Национальные мастерские, где за тяжелые земляные работы платили по 20 су в день. Рабочие были недовольны.

Июль 1791 года - Национальные мастерские были разогнаны. Специальное постановление гласило: всякий раз, когда собирается более 15 рабочих, их надлежит разогнать вооруженной рукой.

Подмастерья-портные начали одну из первых забастовок в истории буржуазной Франции - требования 40 су в день. Следом затем потребовали повышения зарплаты подмастерья-парикмахеры, плотники, сапожники, рабочие, строившие мост. Обсуждая свои планы, рабочие стали собираться на тайные собрания. Плотники создали первый профессиональный союз - "Братский союз рабочих плотничьего ремесла". Тогда-то и появился на свет печально знаменитый закон Ле-Шапелье (1791 год). Он воспрещал все формы организации рабочих, в том числе профсоюзы. Тюремное наказание грозило всякому участнику забастовки, а особенно их организаторам. Страшась всякой тени рабочей организации, власти закрыли кассы взаимопомощи, а между тем никакого страхования на случай болезни не было и в помине. Мастера отказывались платить рабочему даже за тот день, в который с ним произошло несчастье.