Деятельность по установлению пробелов в праве и методы этой деятельности. Стандартизация — деятельность по установлению обязательных норм,правил и требований

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик (в целях их добровольного многократного использования), направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции.

Если основная цель технических регламентов заключается в защите жизни и здоровья граждан, охране окружающей среды, то применение стандартов в первую очередь направлено на повышение конкурентоспособности продукции.

Основным результатом работ по стандартизации является принятие такого нормативного документа, как стандарт. Принцип добровольного использования стандарта прежде всего означает добровольность его выбора субъектом хозяйственной деятельности. Но выбранный им стандарт может предусматривать его обязательное выполнение (в целом или отдельных разделов) в случае, если этот документ:

Конкретизирует общие требования технического регламента (закона, директивы);

Включен в контракт между субъектами хозяйственной деятельности, который имеет ссылку на стандарт.

В зависимости от сферы действия в нашей стране и за рубежом различают стандарты разного статуса: международные, региональные, национальные, отраслевые, научно-технических и инженерных обществ, предприятий (фирм), технические условия (спецификации) (рис. 31).

К международным стандартам (далее - МС) относятся стандарты Международной организации по стандартизации - ИСО, Международной электротехнической промышленности - МЭК и др. В практике международной стандартизации основное значение при разработке стандартов на продукцию придается установлению единых методов ее испытаний, требований к маркировке, терминологии, т.е. тем аспектам, без которых невозможно взаимопонимание, изготовителя и потребителя независимо от страны, в которой производится и используется продукция. В частности, стандартизация основных характеристик продукции и методов их испытаний позволяет сравнивать продукцию и тем самым создает предпосылки для добросовестной конкуренции. Международными стандартами также устанавливаются требования к продукции с точки зрения безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости.

Требования взаимозаменяемости и совместимости играют решающую роль в международной торговле оружием. Несоответствие отечественных стандартов стандартам НАТО порождает несовместимость отечественной и западной военной техники по боеприпасам (в частности, по калибру), топливу, маслам, источникам питания, радиочастотам, а поэтому в ряде случаев исключает возможность продажи российского оружия странам Запада.

Что касается других требований к качеству конкретной продукции, то их нецелесообразно устанавливать в стандартах, так как конкретные нормы качества регулируются через цену непосредственно в контрактах. Международные стандарты не являются обязательными, т.е. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не

применять. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены обеспечивать соответствие своей продукции требованиям МС. По оценке зарубежных специалистов, передовые промышленно развитые страны мира применяют до 80% всего фонда стандартов ИСО. Особенно широко стандарты ИСО, МЭК используют страны, экономика которых в большой степени зависит от внешней торговли. К ним относятся Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, так как доля их внешней торговли по отношению к общему объему производства составляет 40-50%. Эти страны стремятся не создавать национальные стандарты. В тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты.

Острая конкуренция на мировом рынке стран и фирм, являющихся мировыми изготовителями конкретной продукции, начинается и проявляется на этапе разработки МС. В международных организациях по стандартизации идет постоянная борьба за лидерство, поскольку экономически развитые страны вполне справедливо видят в проекте конкретного МС соответствующий национальный стандарт и борются за отражение в этом проекте своих национальных интересов. Не случайно из общего количества стандартов ИСО более 70% соответствуют национальным или фирменным стандартам промышленно развитых стран мира. К числу крупных компаний, которые активно участвуют в разработке международных стандартов для продвижения своих товаров на мировом рынке, относятся такие, как «Хьюлетт Паккард», «Вольво», «Форд» и др.

Лидерство той или иной страны в разработке стандарта в огромной степени определяется степенью участия ее специалистов в деятельности рабочих органов ИСО, МЭК. К сожалению, в последнее десятилетие наблюдается снижение роли России в деятельности международных организаций по стандартизации из-за катастрофической нехватки валютных средств. Россия не руководит ни одним ТК.

Как очевидно из табл. 25 (представленной по данным работы ), за 1990-е гг. Россия потеряла девять секретариатов технических комитетов (ТК) и 22 подкомитета (ПК). В частности, Россия лишилась ТК «Древесина». Для нашей страны как экспортера древесины и разработчика стандарта ИСО «Пиломатериалы и пиловочные бревна» это большая потеря. Результатом этого может стать то, что наши компании, экспортирующие лес, вынуждены будут следовать международным нормам, которые в ряде случаев идут вразрез с используемыми на отечественных предприятиях технологиями. С другой стороны, судя по данным табл. 25, развивающиеся страны начинают активно сотрудничать в ИСО в целях успешного развития своих экспортных отраслей. Так, по инициативе Ирана был создан новый ТК «Косметика». Иранские стандартизаторы взяли на себя ответственность и вложили немалые средства для того, чтобы успешнее продвигать косметику (краску для волос, помаду, пудру и кремы, духи и ароматизаторы) в страны Ближнего Востока,

Восточную Европу, Россию и завоевывать новые секторы международного рынка. Как известно, российская косметика в основном гораздо эффективнее и дешевле импортной, но за рубежом она мало известна. И одним из путей проникновения ее на зарубежные рынки могло бы быть активное участие отечественных предприятий в разработке стандартов на косметические средства. Таблица 25 Ведение секретариатов технических комитетов ИСО Страна Годы Количество технических комитетов подкомитетов рабочих групп Россия 1990 2001 11 2 33 11 12 9 США 1990 2001 17 31 64 100 226 445 Германия 1990 2001 28 29 112 93 327 356 Иран 1990 2001 3 1 - Турция 1990 2001 1 1 3 2 - Таиланд 1990 2001 - 1 Южно-Африканская Республика 1990 2001 3 5 2 3 4 2 Сингапур 1990 2001 - - 3 Колумбия 1990 2001 - 1 1 1 Греция 1990 2001 - 2 - К МС можно условно отнести стандарты профессиональных объединений производителей отдельных видов продукции (их свыше 40): Международной молочной федерации, Международной организации виноградарства и виноделия, Международной ассоциации производителей бутилированной воды, Ассоциации промышленности по производству фруктовых, овощных соков и нектаров и др. Соответствие требованиям профессиональных объединений является необходимым условием выхода на зарубежный рынок. В отличие от стандартов ИСО они устанавливают нормы для конкретной продукции. В ряде случаев международные профессиональные объединения выдают лицензии на применение знака соответствия требованиям профессионального объединения.

Подробнее рассмотрим деятельность одного из профессиональных объединений - «Вулмарк» (>).

В 1937 г. овцеводы ряда стран Южного полушария, крупнейшие произво-1 дители и экспортеры сырой шерсти и изделий из нее, основали собственную организацию - Международный секретариат шерсти (МСШ), определив ее главную цель - выработку единых требований к продукции отрасли. В настоящее время четыре страны - учредители МСШ - Австралия, Новая Зеландия, Уругвай и ЮАР - поставляют на рынок около 80% всей производимой в мире шерсти. Штаб-квартира «Вулмарк» располагается в Лондоне, а основной центр испытаний и разработки современных технологий - в г. Илкли. Хотя организация не занимается собственно производством или продажей шерсти, она оказывает всемерную помощь и поддержку шерстяной текстильной промышленности стран - членов «Вулмарк» в выборе сырья, отработке производственных процессов, дизайне и моделировании изделий, контроле качества, сбыте и рекламе продукции.

Отличительной чертой изделий, отвечающих требованиям стандартов «Вулмарк», является маркировка специальным символом - так называемой маркой шерсти «Вулмарк», которая стала использоваться с 1964 г. С этого времени «Вулмарк» - синоним отменного качества.

Деятельность «Вулмарк» на территории бывшего СССР - реорганизация производства с целью улучшения качества шерстяных тканей - была начата в 1986 г. Первым предприятием, вовлеченным в эту работу, оказался Краснодарский камвольно-суконный комбинат, вторым - Минский камвольный комбинат, затем Огрский комбинат под Ригой, Октябрьский в Москве и фабрика шерстяной продукции в Улан-Удэ.

Главным критерием выбора для «Вулмарк» служил факт использования предприятиями австралийской шерсти, а также

I желание предприятий в дальнейшем закупать эту шерсть. Задача «Вулмарк» состоит в том, чтобы довести качество изделий предприятий СНГ до требований мирового рынка. Краснодарские текстильщики первыми успели получить лицензию на использование марки «Вулмарк». В начале 1990-х гг. «Вулмарк» передал полномочия в части проверки продукции Московскому институту шерстяной промышленности (ЦНИИШП). Специалисты испытательной лаборатории ЦНИИШП выдавали предприятиям сертификат соответствия, указывающий на то, что выработанная продукция отвечает требованиям «Вулмарк». А уже прерогатива «Вулмарк» - решать, достоин претендент ее марки или нет.

В 1997 г. московской фабрике «Большевичка» МСШ была выдана лицензия на применение знака «Вулмарк» за освоение мужских костюмов высокого I класса исполнения на основе шерстяной ткани с лайкрой. «Вулмарк» как знак (но не торговая марка, ибо «Вулмарк» не является торговой компанией) зарегистрирован более чем в 120 странах. В любом случае, прежде чем товароизготовитель получит право маркировать свою продукцию знаком «Вулмарк», он должен выполнить строго определенные требования, в том числе проверить свои изделия в собственной лаборатории на соответствие стандартам «Вулмарк», отправить образцы продукции на испытания в

независимый испытательный центр (в СНГ таким центром является ЦНИИШП). Периодически обладателей лицензии инспектирует группа контроля качества «Вулмарк», которая на месте проверяет протоколы испытаний и отбирает образцы для последующего анализа в центральной испытательной лаборатории в г. Илкли. Одновременно часть образцов инкогнито приобретается в розничной торговле.

Большая часть методов испытаний, применяемых МСШ, базируется на широко известных нормативных документах: ИСО (определение состава волокна, устойчивости окраски к свету, влаге, ручной стирке, трению), стандартах ASTM США (определение прочности ткани на разрыв), стандартах Великобритании (определение разрывных характеристик швов изделий).

Ведущие специалисты испытательного центра в г. Илкли представляют интересы производителей и потребителей шерсти в различных организациях по стандартизации (типа ИСО), чтобы принятые международные стандарты не привели к ухудшению качества шерсти и изделий из нее. Нормативные документы регионального уровня представлены документами ЕС, СНГ и др.

В рамках ЕС действуют техническое законодательство, представленное постановлениями Совета ЕС и директивами Совета, и европейские стандарты (евростандарты). Если евростандарт направлен на обеспечение конкретной директивы, то он имеет обязательный характер и называется гармонизированным стандартом. Продукция, отвечающая требованиям гармонизированного европейского стандарта и соответствующей директивы, маркируется знаком Сб. Маркировка этим знаком товара дает ему дополнительные конкурентные преимущества. Особенность большинства евростандартов заключается в том, что в их основу закладываются, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран. Стандарты СНГ - это региональные стандарты - ГОСТы, существующие как категория НД с 1992 г. В большинстве стран СНГ они принимаются в качестве национальных стандартов. В рамках крупных государств функционируют национальные стандарты: BSI Британского института стандартов, NF Французской ассоциации по стандартам, DIN Немецкого института стандартизации и др.

Остановимся на национальных стандартах России. Они представлены национальными стандартами РФ (ГОСТ Р); государственными стандартами бывшего СССР (ГОСТами), принятыми в России в качестве национальных стандартов; межгосударственными стандартами (ГОСТами), также принятыми в России в качестве национальных стандартов. Основные требования к современным стандартам - пригодность их для целей сертификации и соответствие международным стандартам (гармонизация). Гармонизация означает согласование требований отечественных стандартов с требованиями МС на те же объекты. Наиболее

последовательной ее формой является принятие национального стандарта на основе конкретного МС. В этом случае возможны два варианта.

1. Принятие национального стандарта, представляющего аутентичный текст (полностью равнозначный первоисточнику) на русском языке соответствующего МС. При этом обозначение национального стандарта РФ состоит из индекса (ГОСТ Р) и обозначения соответствующего МС, например

ГОСТ Р ИСО 9591-93.

2. Принятие национального стандарта, представляющего аутентичный текст на русском языке соответствующего МС с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей России. При этом после обозначения ГОСТ Р в скобках приводится обозначение МС, например ГОСТ Р 50231-92

(ИСО 7173-89).

Формирование уровня качества товара в соответствии с требованиями гармонизированных национальных стандартов, несомненно, облегчает его продвижение на внешний рынок, тогда как несогласованность отечественного стандарта с международными региональными и национальными зарубежными стандартами не обеспечивает конкурентоспособности товара. ФЗ о техническом регулировании ввел новую категорию стандартов - стандарты организаций. К ним относятся стандарты предприятий, фирм, компаний, объединений, органов власти или государственных учреждений. В перспективе они заменят ранее установленные в нашей стране две категории: стандарты научно-технических обществ и других общественных организаций (СТО); стандарты предприятий (СТП). Рассмотрим подробнее эти категории, т.е. СТО и СТП. В нашей стране СТО ввели сравнительно недавно (с 1992 г.), а за рубежом стандарты этой категории действуют много лет. Так, в США с 1898 г. действуют стандарты Американского общества по испытаниям и материалам (ЛБТМ). Их значение выходит за рамки страны. Качество многих представляемых на биржах металлов, полимеров и других материалов определяется требованиями ЛБТМ.

Стандарты, подобные ЛБТМ, в отечественной литературе называют международно-признанными стандартами. К подобным стандартам можно отнести шведские стандарты на безопасность мониторов - ТСО-95, ТСО-

99, ТСО-2003.

Действовавшие, до последнего времени СТП не распространялись на поставляемую продукцию. Основным их назначением была регламентация вопросов организации и управления предприятием. Они и сейчас составляют документальную основу действующих на предприятиях систем качества. За рубежом СТП фирм (фирменные стандарты) широко используются как НД на выпускаемую продукцию. Фирменные стандарты «задают тон» в формировании уровня качества продукции, поскольку только в превосходстве требований к качеству продукции по сравнению с национальными и международными стандартами лежит залог успеха фирм в конкурентной борьбе.

«Прорывная роль» фирменного стандарта обусловлена оперативностью его разработки, так как принятие стандарта определяется степенью готовности отдельного предприятия (или предприятий) работать по более жесткому стандарту. Стандарты более высокого статуса (ГОСТы) обладают инерционностью, так как их принимают в том случае, когда предприятия страны или отрасли подготовлены к выполнению повышенных требований нового стандарта.

Примером отечественного фирменного стандарта, превосходящего требования национального стандарта, является внутренний стандарт фирмы «Традиции качества», выпускающей водку «Беленькая люкс» (см. рис. 18). Проиллюстрируем также «прорывную» роль фирменных стандартов на примере деятельности компании «Мерседес Бенц». Качество продукции автомобильных компаний по существу как сборочных предприятий на 60- 80% зависит от качества продукции поставщиков. В связи с этим автомобильные фирмы осуществляют очень тщательный конкурсный отбор поставщиков. Мерседес Бенц проверяет своих потенциальных поставщиков по своему стандарту МВТА («Мерседес Бенц технологический аудит»). Требования указанного стандарта жестче, чем требования автомобильного стандарта VDA 6.1, принятого в Германии, которому должны соответствовать все поставщики немецких компаний. Это подтверждает следующий факт: из числа существующих компаний по всему миру, сертифицированных на соответствие стандарту VDA 6.1, с первого раза доказали соответствие МВТА только 52% поставщиков.

Из сказанного выше следует, что от статуса стандарта, по которому выпускается товар, зависят такие критерии конкурентоспособности, как качество и имидж.

Механизм допуска товара на рынок предполагает про-хождение изготовителем процедуры подтверждения соответствия техническим регламентам и стандартам.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Объект стандартизации Продукция, процесс или услуга, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т. п.

Стандартизация осуществляется в целях: n повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; n повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; n обеспечения научно-технического прогресса; n повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; n рационального использования ресурсов; n технической и информационной совместимости; n сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; n взаимозаменяемости продукции.

Основными задачами стандартизации являются: n обеспечение взаимопонимания между разработчиками, n n n изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками); установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции; согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов; унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций; установление метрологических норм, правил, положений и требований; нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

Основными задачами стандартизации являются: n установление требований к технологическим процессам, в n n том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий; создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации; нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально экономических и научнотехнических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т. д.); создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции; содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

Методы стандартизации: 1. Симплификация (упрощение) - заключается в сокращении типов изделий в рамках определенной номенклатуры до такого числа, которое является достаточным для удовлетворения существующей потребности на данное время. 2. Упорядочение объектов стандартизации универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. В него входят: n Систематизация заключается в расположении в определенном порядке и последовательности, удобной для пользования. n Классификация заключается в расположении предметов и понятий по классам и размерам в зависимости от их общих признаков.

Методы стандартизации: 3. Унификация - заключается в объединении двух и более документов (технических условий) в один с таким расчетом, чтобы регламентируемые этим документом изделия были взаимозаменяемыми. 4. Агрегатирование - это метод создания и эксплуатации машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных, унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. 5. Типизация - заключается в установлении типовых объектов для данной совокупности, применяемых за основу (базу) при создании других объектов, близких по функциональному назначению.

Нормативный документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Нормативный документ охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды правил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.

Стандарт документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения

Категории стандартов: 1. Государственные стандарты (ГОСТ Р) - документы для всех предприятий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности. Государственные стандарты разрабатывают на группы однородной продукции (массового и крупносерийного) межотраслевого производства и применения, конкретную продукцию, имеющую важное народнохозяйственное значение, а также на правила межотраслевого применения, обеспечивающие разработку, производство и применение продукции.

Категории стандартов: 2. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают на группы однородной продукции отраслевого производства и применения, конкретную продукцию, закрепленную за данной отраслью. Отраслевые стандарты устанавливаются на изделия мелкосерийного производства, продукцию ограниченного применения, сырье, материалы, детали и типовые технологические процессы, используемые только в данной отрасли.

Категории стандартов: 3. Стандарты предприятий (СТП) обязательны только для определенного предприятия и утверждаются его руководством. Стандарты предприятий устанавливаются на технологические правила и нормы, полуфабрикаты, оснастку и инструмент, используемые на данном предприятии. Готовая продукция не может служить объектом стандартизации на предприятии.

Категории стандартов: 4. Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) - по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, обществ и других организаций в Госстандарт РФ, создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и многих других вопросов организационного характера.

Основные межотраслевые системы стандартов: ГСС – Государственная система стандартизации (шифр 1) ЕСКД – Единая система конструкторской документации (2) ЕСТД - Единая система технологической документации (3) УСД – Унифицированная система документации (6) СИБИД – Система информационно-библиографической документации (7) ГСИ – Государственная система обеспечения единства измерений (8) ССБТ – Система стандартов безопасности труда (12) ЕСТПП – Единая система технологической подготовки производства (14) ЕСПД – Единая система программных документов (19) СПДС – Система проектной документации по строительству (21)

Закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184 -ФЗ вступил в силу с 1 июля 2003 г.

Технические регламенты приняты в целях: n защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества; n охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; n предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; n обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: n n n n безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; радиационную безопасность населения; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений.

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384 -ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Постановления правительства РФ: от 21 июня 2010 г. N 1047 -р "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений " от 26 декабря 2014 г. № 1521 вступил в силу с 1 июля 2015 г.

§ Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами. § Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

§ Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора. § Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика. § Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.

Нормативно-технические документы в строительстве 1. 2. 3. 4. технические регламенты; документы, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации); национальные стандарты (ГОСТ Р, ГОСТ); в качестве федеральных нормативно-технических документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты, введенные в действие на территории Российской Федерации;

Нормативно-технические документы в строительстве 5. 6. 7. 8. стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами в соответствии с их компетенцией; стандарты предприятий (СТП) и стандарты организаций (СТО) принимают предприятия и общественные объединения по организации и технологии производства, а также по обеспечению качества продукции (СТП и СТО могут использоваться другой организацией только по договору с авторской организацией); руководящие документы (РД) принимают (утверждают) органы надзора и контроля в установленном порядке; своды правил по проектированию и строительству (СП);

Нормативно-технические документы в строительстве территориальные строительные нормы ТСН принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; 10. технические условия ТУ на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть конструкторской или технологической документации на её изготовление. 9.

Исполнительная техническая документация это документация, оформляемая в процессе строительства и фиксирующая как процесс (кто делал, из чего, в какой последовательности, в какое время) производства строительно-монтажных работ, так и условия производства работ (погодные, технологические [чем и кем]), а также техническое состояние объекта (какое оборудование, инженерные системы установлены, насколько качественные использовались материалы и т. д.).

Исполнительная техническая документация Представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ. Ведение исполнительной документации регламентировано законодательством Российской Федерации. Исполнительная документация, оформленная соответствующим образом, является документом построенного здания или сооружения, облегчающим процесс эксплуатации, отражающим техническое состояние, дающим четкое представление об ответственных производителях работ по любому из видов выполненных работ.

Исполнительная техническая документация 1. Первичные документы о соответствии - это документация, оформляемая в процессе строительства и фиксирующая процесс производства строительно-монтажных работ, а также технического состояния объекта. Состав первичных документов о соответствии определяется строительными правилами в установленном порядке и проектом (акты промежуточной приемки ответственных конструкций, акты освидетельствования скрытых работ, акты испытаний, документы лабораторного контроля, сертификаты, исполнительные геодезические съемки, журналы работ). Эти первичные документы комплектуются генеральным подрядчиком и контролируются техническим надзором заказчика. Документы передаются генподрядчиком заказчику по перечню, который является приложением к перечню основных документов. Комплект первичной документации после ввода объекта в эксплуатацию передается заказчиком в установленном порядке эксплуатирующей организации для постоянного хранения.

Исполнительная техническая документация 2. Исполнительная документация (исполнительные чертежи) - это комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ СП 68. 13330. 2017 «СНи. П 3. 01. 04 -87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (от 27 июля 2017 г. , дата введения через 6 месяцев) В общем случае исполнительные чертежи (ИД) выполняются в трех/четырех экземплярах (договор подряда): n один экземпляр передается заказчику, n один/два - эксплуатационной организации, n один экземпляр остается в организации, проводившей работы.

Рекомендательные документы Документы, определяющие состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения: 1. РД 11 -02 -2006 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения

Рекомендательные документы 2. РД 45. 156 -2000 Исполнительной документации на законченные строительством линейные сооружения магистральных и внутризоновых волн 3. ГОСТ Р 51872 -2002 Документация исполнительная геодезическая (правила выполнения) 4. РД 11 -05 -2007 Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства

К исполнительной документации относятся: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Акты приемки геодезической разбивочной основы. Исполнительные геодезические схемы возведенных конструкций, элементов и частей зданий, сооружений. Исполнительные схемы и профили инженерных сетей и подземных сооружений. Общий журнал работ. Специальные журналы работ, журналы входного и операционного контроля качества. Журнал авторского надзора проектных организаций (при осуществлении авторского надзора). Акты освидетельствования скрытых работ. Акты промежуточной приемки ответственных конструкций.

К исполнительной документации относятся: 9. 10. 11. 12. 13. Акты испытаний и опробования оборудования, систем и устройств. Акты приемки инженерных систем. Исполнительные схемы расположения зданий, сооружений на местности (посадки), являющиеся исполнительной архитектурной документацией. Рабочие чертежи на строительство объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам (с учетом внесенных в них изменений), сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Другие документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений, по усмотрению участников строительства с учетом их специфики.

Международная организация по стандартизации ИСО создана в 1946. Задачи ИСО: nсодействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами; nразвитие сотрудничества в интеллектуальной, научно -технической и экономической областях.

Международная электротехническая комиссия - МЭК основана в 1906 году Международная некоммерческая организация по стандартизации в области электрических, электронных и смежных технологий.

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции и услуг.

Цели стандартизации:

1.повышение уровня безопасности жизни, здоровья граждан, имущества физ.и юрид. лиц, муниципального и госуд-ого имущества, объектов с учетом риска возникн. чрезвычайных ситуациях, повышения экологической безопасности здоровья, жизни животных и растения.

2. обеспеч конкурентоспособности и качества продукции, работ, услуг.

3. содействие соблюдению требований технических регламентов.

4. создание систем классификации и кодирования информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции, систем поиска и передачи данных.

Стандартизация как наука выявляет, обобщает и формулирует закономерности деятельности по стандартизации в целом и по отдельным ее направлениям. Теория стандартизации – фундаментальные и прикладные научные знания о социальной практике стандартизации.

Фундаментальная теория стандартизации изучает, излагает и развивает следующие проблемы:

· о собственном предмете стандартизации;

· о собственном научно-практическом методе социальной практики стандартизации;

· о главном методологическом принципе социальной практики стандартизации;

· об основной технико-экономической закономерности социальной практики стандартизации;

· об объективном законе социальной практики стандартизации.

Объективный закон стандартизации заключается в том, что существуют социально-экономическая необходимость своевременного обобществления новых позитивных результатов труда исследователей и разработчиков.

Основная технико-экономическая закономерность стандартизации состоит в том, что по отношению к главным параметрам сменяющих друг друга конкретных объектов стандартизации определенного вида существуют диалектическое сочетание принципа преемственности относительно постоянных требований и закона прогресса переменных требований к уровню качества и уровню экономичности тех же объектов.

Главный методологический принцип стандартизации заключается в том, что разработка новых и обновление действующих стандартов должны происходить своевременно.

Собственный научно-практический метод стандартизации заключается в системно комплексном упорядочении с оптимизацией требований ко всем новым потенциальным и новым фактическим, социально необходимым объектам официальной стандартизации.

Общий алгоритм стандартиза­ции, реализующий ее собственный метод, изображен на рис. 1.

Рис.1. Собственный метод деятельности в области стандартизации. Общий алгоритм стандартизации включает ряд частных (прикладных) методов, которые более подробно будут рассмотре­ны ниже.

Классификация, кодирование и идентификация применяются для того, чтобы упорядочить информацию об объектах стандартизации для последующего его использования.

1 Классификация – это разделение множества объектов на классификационные группировки по их сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с принятыми правилами. Основными методами классификации объектов стандартизации для их информационного описания являются иерархический и фасетный.

1) При иерархической классификации множество объектов последовательно разделяются на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и т.п. по принципу «от общего к частному»,т.е каждая группировка в соответствии с выбранным признаком делится на несколько других группировок, которые по другому признаку делятся на еще несколько.Таким образом между ними подчинение.

Недостатки «-»: малая гибкость структуры, обусловленная фиксированностью признаков и заранее установленным порядком их исследования. В связи с этим включение новых уровней деления по дополнительным признакам становиться затруднительным, особенно если не предусмотрены резервные емкости. Преимущества«+»: логичность, последовательность, хорошая приспособленность для ручной обработки информации.

2) Фасетный метод классификации предполагает разделение множества объектов на независимые друг от друга классификационные группировки. При таком подходе некоторое подмножество m образуется по принципу «от частного к общему».

Каждой классификационной группировке (фасету) соответствует набор (группа) независимых признаков. Признаки в различных фасетах, т.е. каждый признак отличается от другого по наименованию, значению и кодовому обозначению. Пр. фасет- пол, образование и т.д.

«+»: Он обладает гибкостью и большой информационной емкостью, поэтому его используют для классификации продукции, номенклатура которой часто меняется, когда появляются новые виды продукции. «-» - необходимо знать четкое место фасета.

2 Кодирование – образование по определенным правилам и присвоение кодов объекту Илии группе объектов, позволяющее заменить несколькими знаками наименования этих объектов. Код – знак или совокупность знаков, присваиваемых объекту с целью его идентификации.

Коды должны удовлетворять следующим требованиям:

Однозначно идентифицировать объекты и группы объектов

Иметь минимальное число знаков и достаточное для кодирования всех объектов заданного множества

Иметь достаточный резерв для кодирования вновь возникающих объектов кодируемого множества

Быть удобными для использования человеком, а также для компьютерной обработки

Обеспечивать возможность автоматического контроля ошибок при вводе в компьютерные системы.

Кодовое обозначение характеризуется: 1.Алфавитом кода.2.Структурой кода. 3. Числом знаков или длиной кода. 4. методом кодирования (метод присвоения, последовательный метод, параллельный метод).

1. Алфавит кода представляет собой систему знаков составленных в определенном порядке, куда могут входить цифры, буквы и др знаки. Коды бывают: цифровые, буквенные, и буквенно-цифровые.

2. Структура кода представляет собой графическое изображение последовательности расположения знаков кода и соответствующие этим знакам наименования уровней деления.

ХХ Х Х Х Х

Подгруппа

Подкласс

3. Длина кода-Число знаков в коде определяется его структурой и зависит от колич-а объектов, входящих в подмножество, образуемые на каждом уровне деления.

4. Методы кодирования в значительной степени связаны с методами разделения множества на подмножества.

Наиболее прост метод присвоения объектам порядковых цифровых номеров. В этом случае код представляет собой натуральное число, которое является порядковым номером данного объекта в пределах некоторого множества.

Сущ-ют также классификационные методы кодирования:

Последовательный метод – основан на иерархической классификации. Кодовое обозначение имеет структуру, соответствуют последовательности и количественному составу признаков объекта на каждом уровне деления.(недост: зависимость кода от установленных правил).

Параллельный метод – основан на фасетной классификации. При таком подходе коды присваиваются фасетам и признакам независимо друг от друга. (недост: громоздкие фасетные коды).

При использовании обоих классификационных методов, кодирование осущест-ся присвоением порядковых номеров, причем фасетный метод успешно может применяться в сочетании с иерархическим. В этом случае одинаковыми кодами кодируются одинаковые объекты, находящиеся на одном уровне деления, но в разных подмножествах. Такой подход применен, напр, в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). В данном классификаторе имеется 3 объекта клас-ии: 1. Виды экономич-й деятельности; 2. Виды продукции; 3 Виды услуг.

3 Уменьшение многообразия объектов стандартизации - связано с уменьшением объектов С. до такого колич-ва разновидностей, при котором будет достигнуто оптимальное соотношение между затратами потребителей и затратами производителей.

Ранжирование – процесс упорядочения оцениваемых объектов стандартизации по критериям социальной и экономической прогрессивности. Результатом является распределение объектов конкретного вида или определенного назначения в порядке уменьшения или увеличения соответствующего критерия.

Селекция – отбор объектов, дальнейшее производство которых можно признать целесообразным для удовлетворения потребностей.

Симплификация отбор объектов, дальнейшее производство которых можно признать нецелесообразным. При этом остальные виды остаются без изменения.

Типизация – разработка и установление таких конструктивных, технологических и организационных решений, которые могут быть приняты за образец.

Типизация конструкции некоторого объекта состоит в разработке конструктивных решений, которые является общими для всех его модификаций, а выбранные при этом материалы, характеристики, элементы конструкции закрепляются в нормативных документах.

Известен показатель “уровень применения технологических типовых процессов”

Унификация - определяется в ГОСТ Р 1.0- 92 как выбор оп­тимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров. В этой формулировке не ука­заны отличия унификации от селекции, результатом которой также является оптимальное в некотором смысле разнообразие объек­тов стандартизации

Принципиальное отличие унификации от типизации заключается в том, что при унификации оптимальное разнообразие формируется путем применения во вновь создаваемых объектах уже существующих элементов, имеющих оптимальные с точки зрения удовлетворения тех или иных потребностей характеристики.

Результаты унификации могут быть оформлены в виде альбомов типовых конструкций деталей, узлов, сборочных ед-ц. В виде стандартов типов, параметров и размеров конструкций и т.д.

В зависимости от области применения различают унификацию: межотраслевую; отраслевую; заводскую.

В зависимости от методических принципов унификация может б. внутривидовой (применяется по отношению к семействам однотипных изделий) и межвидовой или межпроектной (по отношению к узлам, агрегатам разнотипных изделий).

1) одним из показателей уровня унификации явл-ся коэф-т применяемости (коэф-т унификации), который характеризует конструктивную преемственность составных частей в изделии:

Кн – число оригинальных деталей, впервые разработанных для данного изделия (шт).

Кд- общее число деталей в изделиях (шт).

Чем больше Кун , тем большее число унифицированных деталей использовано.

2) коэффициент межпроектной унификации.

Кум =4 0%- норма

Ку- число унифицированных деталей (шт).

4 Оптимизация – это поиск наилучшего в заранее принятом смысле решения из множества допустимых решений.Цель опти­мизации выражают целевой функцией, а условие предпочтитель­ности одного решения другому - критерием оптимальности. Крите­рием оптимальности обычно принимают экстремум целевой функ­ции. Параметры, вариацией которых ищут значение целевой функции, удовлетворяющее критерию оптимальности, называют оптимизируемыми параметрами. Множество допустимых решений получают из множества всех возможных решении заданием огра­ничений.

Варьируемые параметры выбираются на основе ряда предпочтительных чисел.

Стандартизация - деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности работ, товаров и услуг (ст.

2 ФЗ «О техническом регулировании»). Принципы стандартизации: 1)

добровольное применение стандартов; 2)

максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; 3)

международные стандарты, являющиеся основой национальных стандартов; 4)

недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

Стандартизация обеспечивает: 1)

безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; 2)

техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции; 3)

качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; 4)

единство измерений; 5)

экономию всех видов ресурсов; 6)

безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций; 7)

обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств; учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства РФ.

В настоящее время национальная система стандартизации включает следующие элементы: 1)

государственные (национальные) стандарты РФ; 2)

применяемые международные стандарты; 3)

общероссийские классификаторы технико-экономической информации; 5)

стандарты отраслей; 6)

стандарты предприятий; 7)

стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству РФ. Постановлением Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах в Российской Федерации» национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые до 1 июля 2004 г. Их положения обязательны в случаях: 1)

если это касается защиты жизни и здоровья граждан; 2)

защиты имущества граждан; 3)

защиты окружающей среды; 4)

защиты от обмана на рынке.

Требования, устанавливаемые национальными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, которые установлены законодательством РФ, обязательны для соблюдения государственными органами управления, хозяйствующими субъектами.

Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственным органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам, имеющим отраслевое значение.

Эти стандарты не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются самостоятельно для совершенствования производства в целях обеспечения требований к продукции, а также в целях совершенствования организации и управления. Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты общественных объединений разрабатываются и принимаются ими для динамичного распространения и использования полученных в различных отраслях знаний результатов исследования и разработок.

Стандарты субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Госстандарт России принимает государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях: 1)

разработки, подготовки продукции к производству; 2)

изготовления продукции; 3)

реализации продукции; 4)

использования (эксплуатации) продукции; 5)

хранения, транспортировки, утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, которые необходимы для осуществления контрольных и надзорных полномочий. Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований, являются Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами - государственными инспекторами: 1)

главным государственным инспектором РФ по надзору за государственным стандартами; 2)

главными государственными инспекторами республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по надзору за государственными стандартами; 3)

государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.

Государственные инспектора по надзору за государственными стандартами имеют право: 1)

свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности; 2)

получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора; 3)

использовать технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении государственного контроля и надзора; 4)

выдавать предписания о запрете или приостановке реализации, использования проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случае несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям государственных стандартов.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Объекты стандартизации – продукция, работа, процесс, услуги.

Стандартизация включает различные аспекты: политические, научные, технические, экономические, юридические, эстетические и другие.

Отношения в области стандартизации и сертификации регулирует Закон РФ «О техническом регулировании», вступивший в силу с 01.07.2003 года (современная редакция от 28.07.2012 N 133-ФЗ).

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при:

    разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (процессам жизненного цикла продукции);

    разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (процессам ее жизненного цикла), выполнению работ или оказанию услуг;

    оценке соответствия.

Примечание. Процессы жизненного цикла продукции: проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, производство, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация.

Статья 11. Цели стандартизации

Целями стандартизации являются:

Повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

Обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

Содействие соблюдению требований технических регламентов;

Создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Статья 12. Принципы стандартизации

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

Добровольного применения документов в области стандартизации;

Максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

Применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

Недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

Недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

Обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Функции стандартизации в жизни общества

1. Экономическая – предоставление достоверной информации о продукции; внедрение прогрессивной техники; содействие здоровой и честной конкуренции; повышение уровня качества.

2. Социальная – обеспечение достижения высокого уровня показателей продукции по требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, охраны окружающей среды и безопасности людей.

3. Упорядочения – преодоление многообразия объектов при помощи упрощений и ограничений;

4. Охранная – обеспечение безопасности потребителей продукции, ее изготовителей и государства;

5. Ресурсосберегающая – установление обоснованных ограничений на использование ресурсов;

6. Коммуникативная – обеспечение общения и взаимодействия людей путем личного обмена или через использование документации и каналов связи.

7. Цивилизующая – повышение качества продукции и услуг как составляющих «качества жизни»;

8. Информационная – обеспечение нормативными документами, эталонами, каталогами и т.д. как носителями информации.

9. Нормотворчество и правоприменение – узаконивание требований к объектам стандартизации (придание документу юридической силы). Обеспечение соблюдения обязательных требований, в том числе и принудительными мерами экономического, административного и уголовного характера.