Для предупреждения правонарушений прокурор выносит. Прокурорское реагирование, меры прокурорского реагирования на Жалоба.net. При проведении плановой проверки

Согласно Закону о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Закон о прокуратуре предусматривает следующие формы обращений прокурора (его заместителя):

Протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 23, 28 Закона о прокуратуре);

Представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Закона о прокуратуре);

Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре).

Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Протест прокурора на противоречащий закону либо нарушающий права человека и гражданина правовой акт:

Передается в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ;

Подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок с момента его поступления;

В случае подачи протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления протест подлежит рассмотрению на ближайшем заседании;



В случаях, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста;

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме;

Если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания;

Протест до его рассмотрения может быть отозван подавшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона либо нарушений прав и свобод человека и гражданина:

Вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения;

Подлежит безотлагательному рассмотрению;

Конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, должны быть приняты в течение месяца со дня внесения представления;

О результатах принятых мер прокурор должен быть уведомлен в письменной форме;

Если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении:

Может быть вынесено при наличии признаков административного правонарушения;

Должно быть мотивировано;

Подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. ст. 23.2 - 23.76, 29.6 КоАП РФ);

Результаты рассмотрения подлежат доведению до прокурора в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор или его заместитель направляют в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

ПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИЙ. ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

1. Организация проведения плановой проверки >>>

Как уже было отмечено, органы прокуратуры не подменяют контролирующие органы и не проводят самостоятельно плановые проверки юридических лиц, за исключением случаев осуществления прямого прокурорского надзора.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" систематически (независимо от поступления информации о состоянии законности) осуществляются лишь проверки законности правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами.

Вместе с тем надзорная функция прокуратуры распространяется также на участие в процессе планирования, проведения и обработки результатов целевых проверок организаций, проводимых уполномоченными на то контролирующими органами.

Ежегодные планы проверок разрабатывают органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля (п. 2 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 (далее - Правила)):

а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление переданных субъектам РФ полномочий РФ по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов РФ, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов РФ (п. 2 Правил);

в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ)).

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного и муниципального контроля (надзора).

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной, жилищной сферах плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года (ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Перечень соответствующих видов деятельности и периодичность плановых проверок установлены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".

Срок проведения проверки организации не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. Данное исключение действует только при проведении плановой проверки.

Приостановление либо прерывание плановой проверки не допускается.

Важно! Часть 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.08.2011, позволяла устанавливать срок проведения проверок в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность на территории нескольких субъектов РФ, отдельно по каждому филиалу, представительству без каких-либо ограничений. На этом основании контролирующие органы, в частности Роспотребнадзор, практиковали назначение плановых проверок в отношении различных филиалов (представительств) организации без учета того, что она в лице других своих филиалов (представительств) уже была проверена в течение трех последних лет либо должна быть проверена в текущем году.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ в ч. 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ внесены изменения, согласно которым с 01.08.2011 срок проведения проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, при этом общий срок проверки не может превышать шестидесяти рабочих дней.

Важно! Для соблюдения ограничений, установленных п. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, при расчете времени (в часах) проведения выездных плановых проверок малых предприятий и микропредприятий в расчетный срок следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих в месте осуществления деятельности проверяемого лица.

Соответственно, в данный срок не включается, например, время подготовки к выездной проверке, проведения после посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся на месте осуществления деятельности проверяемого лица (письмо Роспотребнадзора от 21.01.2010 N 01/549-10-32).

Необходимо также обратить внимание на то, что за нарушения, связанные с воспрепятствованием деятельности должностных лиц при проведении проверок, ст. 19.4.1 КоАП РФ установлена следующая ответственность:

1) за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок: административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. для граждан, от 2000 до 4000 руб. - для должностных лиц, от 5000 до 10 000 руб. - для юридических лиц;

2) за действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки: административный штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. для должностных лиц, от 20 000 до 50 000 руб. - для юридических лиц;

3) за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ: административный штраф в размере от 10 000 до 25 000 руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до года для должностных лиц, штраф от 50 000 до 100 000 руб. - для юридических лиц.

Плановая проверка может быть проведена контролирующими органами в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ (ч. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Подробнее см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Проверка деятельности организации. Обязательные документы".

1. Организация проведения плановой проверки

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля составляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок и до 1 сентября года, предшествующего году проведения таких проверок, направляют проекты в органы прокуратуры (ч. 6 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Органы прокуратуры рассматривают такие проекты на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения о проведении совместных плановых проверок (ч. 6.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают эти предложения, утверждают планы проверок и направляют их в органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок (ч. 6.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

До 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы прокуратуры обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования сводного плана.

До 31 декабря Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте http://plan.genproc.gov.ru/ (ч. 7 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). На сайтах прокуратур субъектов РФ также размещаются соответствующие части единого сводного плана проверок.

Утвержденный и размещенный в Интернете ежегодный план проверок может быть изменен только в том случае, если плановую проверку провести невозможно, например в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, а также наступлением обстоятельств непреодолимой силы (п. 7 Правил). Порядок изменения плана проверок аналогичен порядку его разработки (пп. "а" - "г" п. 3 Правил). Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях также размещаются в сети Интернет в порядке, предусмотренном п. 6 Правил.

Ежегодные планы проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей должны полностью соответствовать "Типовой форме ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248 с 17.01.2012 в указанную форму внесены изменения.

Ежегодный план должен содержать следующие сведения:

1) наименование органа, который проводит проверку;

2) наименования юридических лиц (их обособленных структурных подразделений), Ф.И.О. индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит проверкам;

3) адреса, необходимые для проведения проверки (например, адрес, по которому юридическое лицо фактически осуществляет свою деятельность);

4) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

5) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

6) цель проведения проверки;

7) основания для проведения проверки (в частности, дата государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, дата окончания последней проверки);

8) дата начала проведения проверки (указывается календарный месяц начала проведения проверки);

9) срок проведения плановой проверки. Он отражается в рабочих днях, за исключением проверок малых и микропредприятий. Для них срок указывается в рабочих часах;

10) форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная);

11) наименование органа, совместно с которым проводится проверка.

Важно! С 1 января 2011 г. проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план, относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИЙ. ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

Статья 10 Закона N 294-ФЗ определяет, какие внеплановые проверки органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля подлежат согласованию с прокуратурой. Так, в соответствии с ч. 5 данной статьи с прокуратурой должны быть согласованы внеплановые выездные проверки, которые проводятся по основаниям, указанным в пп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо причинение такого вреда).

Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки, а также утверждение органа прокуратуры для согласования установлен Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 (далее - Порядок).

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы, представленные в органы прокуратуры непосредственно, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, рассматриваются в день их поступления, в целях оценки законности проведения такой проверки (п. 6 Порядка).

По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, уполномоченными должностными лицами органов прокуратуры, указанными в п. 2 Порядка, принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании (п. 7 Порядка). Формы решений представлены в Приложениях 2 и 3 к Порядку.

Основаниями для отказа (п. 8 Порядка) в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренными ч. 11 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, являются:

1) отсутствие документов, которые должны быть приложены к заявлению;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренных подп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ;

3) несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) проведение внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля вправе приступить к проведению проверки незамедлительно, известив органы прокуратуры об осуществлении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в течение двадцати четырех часов (п. 9 Порядка). В этом случае уполномоченные должностные лица органов прокуратуры, указанные в п. 2 Порядка, принимают решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления таких документов.

Решение уполномоченных должностных лиц органов прокуратуры, указанных в п. 2 Порядка, о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд (п. 11 Порядка). Рассмотрение таких обращений в органах прокуратуры не приостанавливает действие обжалуемого решения (см. Постановление ФАС Уральского округа от 11.08.2010 N Ф09-6078/10-С1).

После завершения внеплановой выездной проверки органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля составляют акт проверки и в течение 5 рабочих дней направляют его в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки (п. 12 Порядка).

В случае выявления нарушений закона органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля прокуроры дополнительно запрашивают у данных органов сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.

Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" утверждены:

Типовая форма распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

Типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя;

Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

О проведении внеплановой выездной проверки (за исключением случаев, когда проверки проводятся по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом.

Одной из задач прокуратуры является обеспечение надзора за исполнением Закона N 294-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (п. 1.1 Приказа Генпрокуратуры РФ от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Приказ N 93)).

С этой целью на прокуратуру возложены следующие обязанности (п. п. 1.5 - 1.7 Приказа N 93):

Организовать учет проводимых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Организовать ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок;

Привлекать к ответственности виновных в нарушении Закона N 294-ФЗ лиц с использованием всех полномочий, предусмотренных Законом о прокуратуре.

При организации прокурорского надзора на данном направлении органы прокуратуры обязаны руководствоваться, помимо Приказа N 93, Приказом Генерального прокурора РФ от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" (далее - Приказ N 53). В данном Приказе прямо установлено, что в целях активизации и повышения эффективности прокурорского надзора прокуратура должна обеспечить безусловное соблюдение требований Закона N 294-ФЗ, исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность организаций, незаконного приостановления либо прекращения их деятельности, а также вовлечения органов прокуратуры, иных правоохранительных и контролирующих органов в хозяйственные споры между организациями. Прокуратура также должна осуществлять надзор за исполнением законов самими хозяйствующими субъектами, которые наряду с иными субъектами гражданских прав и обязанностей должны соблюдать законодательно установленные правила и осуществлять деятельность, не нарушая прав и законных интересов других хозяйствующих субъектов, общества и государства (п. 1.5 Приказа N 53).

В п. 7.1 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195 (далее - Приказ N 195) прокурорам предписано акцентировать внимание на защите конституционных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. При проверках исполнения работодателями трудового законодательства прокуроры должны анализировать выполнение ими обязанностей по созданию безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, особое внимание уделяя организациям-должникам, к которым применены процедуры банкротства, а также градообразующим предприятиям; в сфере экономики усилить надзор за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского законодательств (п. п. 7.2, 8 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195).

Положения Закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

1) к мероприятиям по контролю, проведение которых не требует взаимодействия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. На указанных лиц не возлагается обязанность по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

2) к оперативно-розыскным мероприятиям, производству дознания, проведению предварительного следствия;

3) к осуществлению прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудию и проведению административного расследования;

4) к производству по делам о нарушении антимонопольного законодательства РФ;

5) к расследованию причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

6) к расследованию причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и к ликвидации их последствий;

7) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, который применяется с 1 августа 2011 г., особенности организации и проведения проверок в части их вида, предмета, оснований, сроков и периодичности, уведомлений о проведении и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

1) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства РФ, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией;

2) лицензионный контроль;

3) экспортный контроль;

4) государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;

5) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

6) федеральный государственный надзор в области связи;

7) федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

9) федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта);

10) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;

11) федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности;

12) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

13) федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;

14) государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

15) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;

16) федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;

17) федеральный государственный пожарный надзор;

18) государственный строительный надзор;

19) государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны;

20) государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий;

21) государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);

22) государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;

23) государственный надзор за проведением лотерей;

24) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;

25) региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

В связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 242-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части их вида, предмета, оснований, сроков и периодичности, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры уточнены в указанных сферах путем внесения изменений в следующие нормативные акты:

Закон РФ от 7.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах";

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";

Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии";

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне";

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";

КоАП РФ;

Трудовой кодекс РФ и другие.

Так, с 1 августа 2011 г. признана утратившей силу ч. 3 ст. 360 ТК РФ, позволявшая государственному инспектору труда не уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если инспектор считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Вместе с тем Законом N 242-ФЗ ст. 360 ТК РФ дополнена ч. 8 и 9, устанавливающими следующее:

Внеплановая выездная проверка на основании обращений и заявлений о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников (абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ), может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с этим органом (ч. 8 ст. 360 ТК РФ);

Не допускается предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки на основании, указанном в абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ, а также в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав - абз. 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).

Таким образом, в результате внесения изменений исключена возможность государственного инспектора труда по своему усмотрению определять, кого уведомлять о внеплановой выездной проверке, а кого нет.

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" в редакции Закона N 242-ФЗ дополнен ст. 30.1 "Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны", которая устанавливает, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, организацией и проведением проверок юридических лиц применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом следующих особенностей:

1) о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется не позднее 3 рабочих дней до ее начала путем направления органом государственного контроля письменного уведомления;

2) основаниями для проведения внеплановой выездной проверки являются:

Истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства РФ в области защиты государственной тайны;

Поступление в органы государственного контроля информации, указывающей на нарушение требований законодательства РФ о государственной тайне. Внеплановая выездная проверка по этому основанию проводится без предварительного уведомления;

Наличие предписания руководителя (уполномоченного им должностного лица) органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

3) срок проведения проверки составляет не более чем 30 рабочих дней;

4) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем органа государственного контроля (уполномоченным им должностным лицом), но не более чем на 20 рабочих дней;

5) выездная проверка юридических лиц проводится на основании предписания, подписанного руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственного контроля;

6) информация об организации проверок, проводимых органами государственного контроля, в том числе о планировании, проведении и результатах, в органы прокуратуры не направляется.

В Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) внесены изменения, согласно которым с 1 августа 2011 г. федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников имеет следующие особенности:

1. Он осуществляется органами государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Президентом РФ или Правительством РФ.

2. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных п. п. 3 - 10 ст. 32 Закона N 115-ФЗ.

3. Предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной требований, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере миграции (далее - обязательные требования).

4. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки.

5. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований;

3) выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо требованием прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

6. Срок проведения плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.

7. Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать 7 рабочих дней.

8. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 7 рабочих дней.

9. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в пп. 2 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, проводится органом государственного контроля (надзора) по согласованию с органом прокуратуры в установленном законодательством РФ порядке.

10. Предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пп. 2 и 3 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, не допускается.

11. Должностные лица органа государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о назначении проверки посещать и обследовать используемые работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной территории, здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, обследовать технические средства, а также проводить необходимые исследования, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

3) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями требований миграционного законодательства, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

12. Если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), то выданное ему разрешение на работу может быть по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг) аннулировано федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом, выдавшими данное разрешение.

Законом N 242-ФЗ внесены изменения и в другие нормативные акты.

Действия прокуратуры по организации проверок регламентированы также Приказами Генпрокуратуры России от 27.12.2007 N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях" и от 17.12.2007 N 200 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации".

По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 03.03.1998 N 224 "Об обеспечении взаимодействия государственных органов по борьбе с правонарушениями в сфере экономики" федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны незамедлительно информировать соответствующие органы прокуратуры о выявленных правонарушениях в сфере экономики.

Не требуют согласования с органами прокуратуры внеплановые проверки:

1) документарные проверки;

2) проверки по истечении срока исполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

3) проверки во исполнение приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ;

4) проверки при нарушении прав потребителей по обращениям граждан, права которых нарушены.

Важно! Согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. При этом установленный ст. 392 ТК РФ пресекательный срок для обращения граждан в суд на обращение с заявлением в трудовую инспекцию или прокуратуру не распространяется.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство и законодательство о прокуратуре предусматривает систему актов прокурорского реагирования на нарушения, допущенные в сфере уголовного судопроизводства.

В зависимости от оснований классификации их можно разделить на несколько групп.

1. В зависимости от процессуальной формы:

требование об устранении допущенных нарушений закона;

указание;

постановление;

представление.

2. В зависимости от обязательности исполнения для поднадзорных органов:

обязательные для исполнения дознавателями, органами дознания, следователями, руководителями следственного органа (например, мотивированное постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении или прекращении уголовного дела (уголовного преследования);

обязательные для исполнения органами дознания, дознавателями (письменное указание о производстве процессуальных действий);

необязательные для исполнения следователями, руководителями следственного органа (требование об устранении допущенных нарушений закона).

3. В зависимости от возможности их обжалования поднадзорными органами:

подлежащие обжалованию дознавателями, следователями (например, письменное указание о направлении расследования, производстве следственных действий, данное дознавателю; мотивированное постановление об отмене постановления следователя о возбуждении уголовного дела);

не подлежащие обжалованию дознавателями, следователями (мотивированное постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела).

4. В зависимости от законодательного закрепления :

предусмотренные УПК РФ (требование, постановление, письменное указание);

предусмотренное Законом о прокуратуре (представление).

5. В зависимости от объекта надзора:

применяемые в отношении следователей, руководителей следственных органов (постановление, требование, представление);

применяемые в отношении органов дознания, дознавателей, начальников подразделений дознания (постановление, указание; требование, представление).

В целях пресечения нарушений закона, допущенных следователями в ходе расследования преступлений, и восстановления нарушенных прав и свобод участников уголовного судопроизводства прокурор вправе применять следующие меры прокурорского реагирования:

1) требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства по делу (п. 3 ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Следует обратить внимание на то, что принесение требования правомерно и в случае нарушения закона в стадии возбуждения уголовного дела, при приеме, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении; такой вывод следует из взаимосвязанных положений п. 1 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 39, ст. 144 УПК РФ;

2) постановление об отмене законных или необоснованных постановлений следователя, руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении уголовного дела, прекращении уголовного дела, уголовного преследования (ч. 4 ст. 146, ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

При этом следует учитывать, что закон устанавливает прокурору сроки, в течение которых он вправе принять соответствующее решение, и их пропуск надзирающим прокурором исключает возможность реализации этого права;

3) мотивированное постановление о признании доказательства недопустимым (ч. 3 ст. 88 УПК РФ).

Полномочие прокурора по признанию доказательства недопустимым может быть реализовано как при изучении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, так и в стадии предварительного расследования (например, по результатам рассмотрения жалобы участника уголовного судопроизводства либо сообщения следователя о производстве следственного действия при отсутствии судебного решения в соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК РФ);

4) мотивированное постановление о передаче материалов проверки сообщения о преступлении, материалов уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому, изъятии материалов проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передача его следователю Следственного комитета Российской Федерации (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Передача материалов проверки сообщения о преступлении, материалов уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому должна осуществляться в соответствии с правилами подследственности, предусмотренными ст. 151 УПК РФ; изъятие материалов проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации возможно в случае наличия данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона;

5) мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

В отношении органов дознания, дознавателей, начальников подразделений дознания могут быть использованы указанные, а также следующие меры прокурорского реагирования:

постановление об отводе (самоотводе) дознавателя (ч. 1 ст. 67 УПК РФ);

постановление об отстранении дознавателя от дальнейшего производства расследования (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

постановление об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений дознавателя, органа дознания (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

обязательное для исполнения письменное указание о производстве процессуальных действий, в том числе об избрании, применении и отмене мер процессуального принуждения, о принятии мер к обеспечению гражданских исков в уголовном деле (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Постановление, требование, указание прокурора должны отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности.

В случае выявления неоднократных нарушений, носящих системный характер, правомерно принесение представления об устранении нарушений закона в соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре.

При принесении актов прокурорского реагирования следует учитывать, что требование прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, не обязательно для исполнения следователем, руководителем следственного органа (ч. 6 ст. 37 УПК РФ). В случае несогласия с требованиями надзирающего прокурора последнему следует проявлять последовательность и настойчивость, используя предусмотренные законом полномочия. При установлении неоднократных фактов игнорирования законных требований прокурора принимать меры по привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, добиваться вынесения законного и обоснованного процессуального решения. В этих целях извещать вышестоящего прокурора, прилагая проекты актов прокурорского реагирования в адрес вышестоящего руководителя следственного органа (п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 02.06.2011 № 162).

Пункт 1.8 приказа Генерального прокурора РФ от 02.06.2011 № 162 предписывает прокурорам проверять соблюдение руководителями следственных органов сроков рассмотрения требования прокурора. В случае несогласия руководителя следственного органа с требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства и при наличии оснований проект данного документа и подтверждающие его обоснованность материалы необходимо представлять вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о направлении требования вышестоящему руководителю следственного органа.

Необходимо обеспечить контроль за производством органами предварительного следствия следственных и иных процессуальных действий, необходимость выполнения которых предусмотрена внесенным требованием об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования. В случаях формального подхода к устранению выявленных нарушений, в том числе путем частичного выполнения указанных в требовании следственных и процессуальных действий, принимать дополнительные меры прокурорского реагирования, которые могут выражаться как в принесении нового требования соответствующему руководителю следственного органа, так и обращении к вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о направлении требования вышестоящему руководителю следственного органа.

При выявлении нарушений закона, допущенных органами дознания и предварительного следствия, в зависимости от их характера и поднадзорного органа это нарушение допустившего выбирать необходимую (-ые) меру (-ы) прокурорского реагирования, использование которой (-ых) позволило бы в кратчайшие сроки устранить его и исключить возможность совершения подобных нарушений в будущем.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по фактам нарушений законов в сфере экономики. Прокурор реализует предоставленные ему полномочия по выявлению и устранению нарушений прав предпринимателей посредством актов прокурорского реагирования.

Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные законом формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.

Будучи предусмотренными в законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются в определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты.

В актах прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению. Закон о прокуратуре предусматривает четыре вида актов прокурорского реагирования: протест, представление, постановление и предостережение.

1. Протест прокурора.

Это самое распространенное средство прокурорского реагирования. В соответствии с Федеральным Законом "О прокуратуре РФ" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Представление прокурора.

В соответствии со cт.24 Закона о прокуратуре представление вносится для устранения нарушений закона. Под нарушениями закона в данном случае следует понимать как единичные факты правонарушения в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона или Конституции РФ, так и неоднократные однородные обобщенные факты правонарушений.

В представлении указываются не только совершенные правонарушения, их причины и способствовавшие их совершению условия, но и предложения прокурора о мерах и мероприятиях, осуществление которых необходимо для устранения названных причин и условий.

3. Постановление прокурора.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор может вынести два вида постановлений: а) о возбуждении уголовного дела; б) о возбуждении производства об административном правонарушении.

Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом к этим постановлениям, является их мотивированность. Это означает, что при вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии в выявленном правонарушении либо признаков преступления, либо признаков административного правонарушения. Эта убежденность должна быть отражена в мотивировочной части постановлений.

4. Предостережение о недопустимости нарушения закона.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г.

Помимо предусмотренных Законом о прокуратуре актов прокурорского надзора, на практике встречаются случаи применение прокурорами иных, нетипичных средств прокурорского реагирования. Так, например, прокуроры некоторых субъектов федераций в своей надзорной деятельности при выявлении нарушений законов в правовых актах не предпринимают предусмотренных Законом о прокуратуре мер реагирования, а ограничиваются лишь информированием правонарушителя. Они подменяют предусмотренные законом о прокуратуре акты реагирования квазипротестами либо квазипредставлениями. Например, прокурор Республики Марий Эл подменяет принесение протестов "направлением предложений". Идентичная прокурорская практика наблюдается в городе Москве, где для "урегулирования некоторых вопросов, а также в случаях несоответствия законов города требованиям федерального законодательства в Мосгордуму направлялись предложения, при наличии оснований - соответствующие акты прокурорского реагирования". Некоторые прокуроры оповещали адресата о выявленных нарушениях письмами. Так, исполняющий обязанности прокурора Ленинградской области 28 апреля 1998 года направил письмо руководителю Законодательного собрания Ленинградской области, в котором уведомлял, что прокуратурой проведен правовой анализ закона области "О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления Ленинградской области", на соответствие Конституции Российской Федерации и Федеральному избирательному законодательству. Ряд норм содержащихся в областном Законе, по мнению прокурора не соответствовали ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Направляя такое письмо, прокурор обязан учитывать, что оно может не породить никаких правовых последствий. Прокурор направлением письма лишь имитирует свою протестную деятельность.

Согласно ч. 4 ст. 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Выполняя надзор за исполнением законов, прокуратура также принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности. О том, как проводятся прокурорские проверки и что в связи с этим надо знать работодателям, идет речь в предлагаемой статье.

Федеральным законом от 17.01.92 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) установлено: прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.

Прокурорский надзор

В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора являются:

  • соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории России, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Проведение прокурорских проверок по соблюдению трудового законодательства осуществляется в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.07 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», а также указанием Генерального прокурора РФ от 06.07.00 № 170 / 7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности».

Осуществление надзора за исполнением законов о труде в прокуратурах закрепляется за конкретными прокурорскими работниками («предметный» принцип осуществления надзора).

В районных (межрайонных) и приравненных к ним специализированных прокуратурах, а также в небольших городах с учетом штатной численности оперативного состава прокурорских работников эта функция закрепляется за одним или несколькими помощниками прокурора, которые ведут соответствующее «надзорное производство», в некоторых случаях – за заместителем прокурора и прокурором.

В прокуратурах субъектов РФ, а также в прокуратурах больших городов эта функция реализуется управлениями или отделами по надзору за исполнением законов, за каждым из работников которых закрепляются конкретные направления прокурорского надзора, и в частности за исполнением трудового законодательства. Для оказания соответствующей помощи районным и городским прокурорам за прокурорскими работниками указанных управлений и отделов закрепляются нижестоящие подконтрольные прокуратуры (так называемые «зоны»). На указанные структурные подразделения возложены задачи правильной организации работы, ее планирования, обоснованного выбора объектов и направлений для прокурорских проверок, разработки методики проверок и работы, информационное обеспечение надзора за исполнением законов (в т. ч. трудового законодательства), проверка и оказание помощи нижестоящим прокуратурам.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций в соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре вправе:

  • по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории в помещения поднадзорных органов. Иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических данных и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов; проведения проверок по поступающим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных им или подведомственных им организаций. Должностные лица поднадзорных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушений законов.

История вопроса

В случае нарушения прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело (например, по ст. 145.1 УК РФ за невыплату работодателем заработной платы свыше двух месяцев) или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, вносит представления об устранении нарушений закона.

Согласно ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт (в т.ч. локальный нормативный акт) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ, с требованием о признании такого акта недействительным.

При таких обстоятельствах протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. Кроме того, при исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона (например, в случае нарушения правил техники безопасности, угрожающего жизни и здоровью работников), прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста соответствующее должностное лицо обязано немедленно сообщить прокурору в письменной форме.

В целях устранения выявленных нарушений закона прокурором или его заместителем вносится представление (ст. 24 Закона о прокуратуре) в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

Для устранения допущенных нарушений, указанных в представлении, отводится один месяц. В течение этого срока также должны быть приняты конкретные меры по устранению причин нарушений и условий, им способствующих. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах прокурору должно быть сообщено в письменной форме.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях (например, отказ работодателя от исполнения решения юрисдикционного органа по рассмотрению трудовых споров о восстановлении работника на прежней работе) прокурор или его заместитель вправе направить в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Таким образом, в целях устранения выявленных в ходе проверок нарушений законодательства в сфере труда в зависимости от характера нарушений прокурором может быть использован весь спектр предоставленных ему Законом о прокуратуре полномочий (объявление предостережения, внесение представления, принесение протеста, предъявление искового заявления, привлечение виновного к административной ответственности, требование привлечь к материальной, дисциплинарной и иной ответственности).

Эффективность прокурорского надзора зависит, в частности, от того, какие именно меры прокурорского реагирования избраны: исходя из складывающейся в каждом случае ситуации должны применяться меры, которые в наибольшей степени соответствуют задачам выявления, устранения и предупреждения нарушений закона. При этом акты реагирования должны быть юридически и фактически обоснованными. И как следует из ст. 6 Закона о прокуратуре, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Информация как повод для проверки

При осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства должное внимание уделяется правильному выбору в соответствии с имеющейся информацией объекта надзора в тот или иной период, составлению программы (плана, вопросов) проверки, решению вопроса о целесообразности приглашения специалистов в той или иной области знаний и использованию в этом отношении полномочий, предоставленных прокурору законом.

Как правило, прокурор района (города) сам на основании имеющихся данных определяет, где (на каком поднадзорном объекте) и по каким вопросам целесообразно (необходимо) провести прокурорскую проверку. Вместе с тем нередко такие проверки проводятся и в соответствии с указаниями вышестоящей прокуратуры (в т. ч. и Генеральной прокуратуры РФ), когда возникает необходимость проверить и получить сведения о соблюдении трудового законодательства на конкретных предприятиях отрасли, министерства, при выполнении определенной деятельности в целом по России или в конкретном регионе.

Важнейшей составляющей работы по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законодательства является сбор информации о его нарушениях, что позволяет систематически анализировать состояние, структуру и динамику правонарушений и разноплановые обстоятельства, способствовавшие нарушениям трудового законодательства.

Источниками информации о нарушении трудового законодательства могут быть:

  • письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления, сообщения), поступающие в прокуратуру, соответствующий выборный проф­союзный орган и комиссию по трудовым спорам (КТС) организации;
  • сообщения средств массовой информации;
  • обращение в прокуратуру руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, фермеров и других лиц, законные интересы которых были нарушены;
  • обобщение судебной практики по гражданским трудовым делам;
  • материалы расследований некоторых уголовных дел, прокурорских проверок, представлений следователей, вносимых по уголовным делам;
  • документы контролирующих органов о проведенных проверках;
  • данные региональных органов статистики (о штатной и фактической численности работающих, заработной плате, движении работников, производственном травматизме и др.).

Сведения о числе и суммах удовлетворенных исков могут быть получены в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Кроме того, в судах, а также в администрации или в других органах и у должностных лиц, наделенных правом применения административных санкций, прокуроры могут получать сведения о числе должностных лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Полученная прокурором информация о нарушении трудового законодательства тщательно анализируется, чтобы определить реальное состояние с исполнением трудового законодательства, те его институты или конкретные нормативные правовые акты в сфере труда, которые нарушаются чаще или систематически, а также организации и круг должных лиц, допускающих эти нарушения.

Глубокий и всесторонний анализ такой информации дает возможность в известной мере предупредить нарушение закона, определить первоочередные прокурорские проверки или предусмотреть проверку исполнения трудового законодательства другим органом (например, государственной инспекцией труда) и др.

По плану и с учетом приоритетов

Деятельность прокураторы по надзору за исполнением законов, включая трудовое законодательство, организуется в плановом порядке. Соответствующие мероприятия включаются в перспективные или текущие планы работы. Основным правовым средством выявления и пресечения нарушений трудового законодательства и устранения обстоятельств, им способствующих, являются прокурорские проверки. Имея информацию о тех или иных нарушениях трудового законодательства у работодателя, прокурор в ходе проверки ставит перед собой задачу выяснить конкретные факты. У проверяющего есть свой методический план, круг вопросов по тематике проверки (например, при проверке законности прекращения трудового договора, изменения трудового договора и т. п.). Нарушения требований закона или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выявляются путем ознакомления в кадровой службе с заявлениями работников, приказами и распоряжениями работодателя (унифицированные формы № Т-1, Т-5, Т-6, Т-8, Т-9, Т-11), изучения записей в трудовых книжках, личных карточках (унифицированная форма № Т-2) и личных делах работников, листках нетрудоспособности, а также изучения протоколов заседаний выборных органов первичных профсоюзных организаций и собраний трудового коллектива и т. д. Существуют и другие методики проверки исполнения трудового законодательства.

Так, в ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда прокурор знакомится с планами мероприятий по улучшению условий охраны труда (комплексными, ежегодными), с коллективным договором, протоколами собраний трудового коллектива, оперативных совещаний, заседаний выборного профсоюзного органа, приказами и другими нормативными актами работодателя. Локальные нормативные акты анализируются с точки зрения соответствия их закону, конкретности и фактического исполнения.

Анализ итогов деятельности органов прокуратуры за 2007 г. позволяет выделить приоритетные направления прокурорского надзора в сфере трудового законодательства.

По-прежнему в центре внимания остается защита прав граждан на своевременную оплату труда. Актами прокурорского реагирования за задержку выплаты заработной платы работодатели привлекаются к различным видам ответственности. Одновременно принимаются меры по выплате задолженности.

Обратите внимание! В центре внимания прокурорского надзора остается защита прав гражданина на своевременную оплату труда

На особом контроле прокуроров находится и работа по восстановлению прав трудящихся на предприятиях, находящихся в различных стадиях банкротства. В связи с введением нового законодательства в области трудовой миграции органы прокуратуры активизировали деятельность по проверке соблюдения законности в этой сфере. В зоне прокурорского внимания – и защита прав отдельных категорий работников: несовершеннолетних, инвалидов, беременных женщин и кормящих матерей.

В ряде случаев органы прокуратуры привлекают к проверкам и другие уполномоченные органы: государственные инспекции труда, налоговые органы, управления миграционной службы, профсоюзные органы и др. Как правило, в результате совместных проверок разрабатываются общие меры по обеспечению законности в сфере труда.

Дмитрий Владимирович, какие задачи стояли перед надзорным ведомством в первом полугодии 2017 года?

В первом полугодии 2017 года городская прокуратура в целях реализации задач, поставленных Президентом РФ и Генеральным прокурором РФ, последовательно добивается повышения эффективности прокурорского надзора.

Жители района остро реагируют на любое нарушение их прав, равнодушие чиновников, допускаемую должностными лицами волокиту, что влечет за собой проведение прокурорских проверок.

В какой сфере сегодня Вы могли бы отметить наибольшее количество выявляемых нарушений закона, и какие меры приняты прокуратурой для их устранения?

При осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства выявлено 891 нарушение закона, из них 601 нарушение прав и свобод человека и гражданина. Наиболее распространены нарушения трудовых и жилищных прав.

В связи с выявленными нарушениями законов были приняты меры прокурорского реагирования. Внесено 135 представлений об устранении нарушений закона, на основании которых к дисциплинарной ответственности привлечено 133 должностных лица.

Принесено 82 протеста на противоречащие закону правовые акты, которые рассмотрены и удовлетворены. Объявлено 25 предостережений о недопустимости нарушений закона - нарушений закона не последовало.

В суды направлено 79 исков (заявлений). Восстановлены права 65 граждан на оплату труда - судом удовлетворено 65 заявлений прокурора о взыскании задолженности по заработной плате на общую сумму около 280 тысяч рублей.

По постановлению прокурора привлечено к административной ответственности 44 лица.

В ходе проверки было установлено, что Управлением земельных отношений администрации Талдомского муниципального района нарушены сроки предоставления государственных и муниципальных услуг в отношении 10 граждан, предусмотренные административными регламентами, утвержденным постановлениями главы Талдомского муниципального района. Прокуратурой приняты меры реагирования: на основании постановлений прокурора виновные должностные лица привлечены к административной ответственности по ч.3 ст.15.2, 2 по ч.3 ст.15.3 Кодекса Московской области об административных правонарушениях.

Выявленные нарушения также свидетельствовали о нарушении предусмотренных ст.5 Федерального закона №210-ФЗ прав заявителей на получение государственных услуг своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственных услуг.

26 мая 2017 года прокуратурой возбуждено 4 административных производства по ч.3 ст.15.2, 2 по ч 3 ст.15.3 Кодекса Московской области об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых виновные лица привлечены к административной ответственности.

Направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ - 8, возбуждено - 8 уголовных дел.

Не нарушаются ли права граждан на предоставление муниципальных услуг через МФЦ?

В мае 2017 года прокуратурой было установлено, что городскими и сельскими поселениями Талдомского муниципального района не обеспечено в полном объеме предоставление муниципальных услуг через МФЦ, что является нарушением прав граждан, предусмотренных пунктом 5 статьи 5 Закона №210-ФЗ.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой внесено 9 представлений об устранении нарушений Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которые по результатам рассмотрения удовлетворены.

Как ведется надзор за соблюдением земельного законодательства?

Городской прокуратурой на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением земельного законодательства. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

В связи с этим прокурор обратился с иском в Талдомский районный суд о принуждении иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка сельскохозяйственного назначения, которым данное лицо незаконно владело на праве собственности. Данный иск удовлетворен судом.

Иностранный гражданин в период судебного процесса и принятия судом решения совершил сделку со спорным земельным участком, поэтому прокурором в суд направлен иск о признании совершенной сделки недействительной. Иск рассмотрен и удовлетворен.

Дмитрий Владимирович, зарегистрированы ли мошеннические действия граждан, нанесшие ущерб местному бюджету?

Прокуратурой принимались меры к взысканию ущерба, причиненного бюджету в результате преступления.

В Талдомский районный суд направлено исковое заявление в порядке ст.45 ГПК РФ о возмещении ущерба в сумме 850 тысяч рублей, причиненного в результате незаконных действий должностного лица - заведующей дошкольным образовательным учреждением Докучаевой Т.В., в результате мошеннических действий которой бюджету Талдомского муниципального района причинен ущерб на вышеуказанную сумму. Данное исковое заявление судом рассмотрено и удовлетворено в полном объеме. Решение суда вступило в законную силу, исполнение на контроле находится в прокуратуре.

Известно, что 2017 год признан Годом экологии. В связи с этим является ли приоритетным надзор за исполнением экологического законодательства?

Надзор за исполнением экологического законодательства является приоритетным.

Прокуратурой были выявлены факты размещения отходов (снег и смет с улиц) в городских поселениях Талдом, Вербилки и Запрудня в местах, не предназначенных для их размещения, а в городском поселении Запрудня еще и в водоохраной зоне реки Куновка, что было квалифицировано по ст.ст. 8.1 и 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заместители глав городских поселений Талдом, Вербилки, а также администрация городского поселения Запрудня привлечены к административной ответственности в виде штрафов.

Какие в основном причины обращения граждан в прокуратуру?

В первом полугодии 2017 года в городскую прокуратуру поступило 331 обращение, из которых 240 - разрешено, 40 - удовлетворено. Диапазон проведенных проверок по поступившим обращениям достаточно широк, имели место нарушения трудовых, жилищных прав, земельного законодательства, законодательства об исполнительном производстве и другие.

Дмитрий Владимирович, подводя итоги полугодия, что Вы можете сказать о состоянии преступности?

В первом полугодии 2017 года общее число зарегистрированных преступлений составило 365, тогда как в первом полугодии 2016 года - 465 преступлений. То есть имеет место существенное снижение числа зарегистрированных преступлений.

Значительно снизилось и количество краж - с 230 в первом полугодии 2016 года до 182 за 1 полугодие 2017 года, вместе с тем, кражи по-прежнему составляют около 50% от числа зарегистрированных преступлений.

В первом полугодии 2017 года были проведены 3 координационных и 2 межведомственных совещания по борьбе с преступностью, что положительно повлияло на эффективность работы правоохранительных органов района.

Какие задачи стоят перед городской прокуратурой на 2 полугодие 2017 года?

Во втором полугодии 2017 года городской прокуратурой будет продолжена работа по основным направлениям прокурорской деятельности. Особое внимание будет уделено надзору за соблюдением трудовых и иных социальных прав граждан, надзору за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, защите законных интересов предпринимателей.

Татьяна Кунтаева