Днд мчс рф. Образец положения о добровольной пожарной дружине или добровольной пожарной команде. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги

В связи с вступлением с 17.06.2011 в силу Федерального закона от 3 июня 2011 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности» 1 , разъясняем некоторые вопросы, возникающие в ходе деятельности должностных лиц органов ГПН ФПС при осуществлении государственного пожарного надзора.

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.4 КоАП РФ, административное наказание в виде предупреждения назначается в соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что повторным считается совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

2. В связи с совершением одним лицом нескольких административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ, составляется административный протокол, в котором перечисляются все административные правонарушения либо административный протокол составляется по каждому правонарушению. И в первом и во втором случае назначение административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений

Российская газета. 6.6,2011, № 120

производится в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему административное правонарушение, более строгого административного наказания (пункты 2-4, статьи 4.4 КоАП РФ).

3. По поступившим в органы ГПН обращениям лиц, указанных в пункте 46 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России № 517, о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, при наличии на объекте надзора заключения о независимой оценке пожарного риска и подтверждении указанных фактов, проводится проверка сведений, содержащихся в указанных обращениях, в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Оценка полноты и достоверности имеющегося заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора возможна в рамках административного расследования, путем направления в государственное судебно-экспертное учреждение заключения с целью оценки обоснованности применения исходных данных, используемых для проведения расчета пожарного риска. По результатам административного расследования принимается решение о проведении внеплановой проверки на указанном объекте надзора. При наличии экспертного заключения о необоснованной выдаче заключения о независимой оценке пожарного риска в адрес проверяемого лица и в соответствующие государственное учреждение или территориальную комиссию по аккредитации направляется информация об этом.

4. Представление проверяемым лицом заключения по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, не является основанием для отмены плановой проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на объекте надзора. Данная проверка проводится в форме, установленной в ежегодном плане и завершается составлением акта обследования с указанием в нем на наличие заключения по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте надзора.

В целях повышения уровня объективности и обоснованности при принятии решений по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях предлагаю:

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.4 КоАП РФ, совершенным юридическим лицом, в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении предлагаем вызывать в установленном порядке лиц, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. К данным лицам следует относить должностное лицо органа ГПН, составившее протокол об административном правонарушении, или не менее двух лиц, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

2. Для представительства по делам об административных правонарушениях, направленным в суды должностными лицами органов ГПН ФПС. предлагаем создать группы из сотрудников управлений надзорной деятельности, наиболее подготовленных по направлениям - нормативно-техническое регулирование в области пожарной безопасности и административно-правовая деятельность. По вызову суда направляется вышеуказанный представитель Главного управления с доверенностью, выданной в установленном порядке.

Заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору - директор Департамента надзорной деятельности МЧС России генерал-лейтенант внутренней службы

Московских О.И. 449 98 37

1. Общие положения

1. Положение является нормативным документом (наименование организации), который определяет организацию и порядок функционирования объектовой добровольной пожарной охраны (дружины или команды) (далее - ДПО) (наименование организации).

2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности.

3. ДПО на объектах Организации выполняет работы, связанные с предупреждением и ликвидацией пожаров, аварий и иных чрезвычайных ситуаций, проведением аварийно-спасательных работ, возложенных на пожарную охрану.

4. В своей деятельности ДПО руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерств и ведомств Российской Федерации, организационно-распорядительными документами (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ), настоящим Положением.

5. При выполнении стоящих задач ДПО осуществляет взаимодействие с подразделениями МЧС России, органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями.

6. Порядок привлечения сил и средств подразделений ДПО (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ) для тушения пожаров и ликвидации аварий за пределами объектов (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ) определяется расписанием выезда, «Планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» и соглашением о взаимодействии с территориальными органами МЧС.

7. Порядок возмещения затрат ДПО (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ) при оказании помощи в тушении пожаров и ликвидации последствий аварий на объектах других организаций определяется вышеуказанным соглашением о взаимодействии с территориальными органами МЧС, либо соглашениями с другими организациями об оказании взаимной помощи.

8. Документы, регламентирующие деятельность ДПО разрабатываются в соответствии с нормативными актами и распорядительными документами МЧС России.

9. Деятельность ДПО не подлежит лицензированию.

2. Организационная структура и порядок комплектования ДПО

1. Органом управления ДПО является ее начальник, назначаемый в установленном порядке.

2. В состав ДПО входят оперативные подразделения ДПО: пожарно-спасательные части (далее ПСЧ) и отдельные посты ПСЧ.

3. ДПО комплектуется штатными работниками организации. В ДПО принимаются граждане не моложе 18 лет, не имеющие ограничения по состоянию здоровья, способные по своим личным и деловым качествам выполнять обязанности, возложенные на работников ДПО.

4. Для лиц, впервые принимаемых в ДПО, может устанавливаться испытательный срок от 1 до 3 месяцев.

5. Структура управления ДПО (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ) может меняться в зависимости от особенностей производственной деятельности (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ) (количества и удаленности объектов, взрывопожарной опасности технологических процессов производств, существующей структуры управления.

3. Основные задачи ДПД

(могут меняться в зависимости от штатной структуры)

1. Основными задачами ДПО являются:

Участие в проведении пожарно-профилактической работы на объектах организации;

Участие в тушении пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и участие в ликвидации иных ЧС;

Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации личного состава ДПО.

4. Социальная защита работников ДПД

1. На работников ДПО распространяются все социальные льготы и гарантии, предусмотренные для работников организации.

2. Сотрудники ДПО подлежат обязательному личному страхованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Материально-техническое обеспечение ДПО

1. ДПО использует для выполнения своих задач здания, сооружения, помещения, пожарную и специальную технику, а также оборудование, снаряжение и имущество, которое передается ему в пользование Организация.

2. Для размещения ДПО может предусматриваться комплекс зданий и сооружений, построенных по типовому проекту или приспособленных для ДПО, в который, в зависимости от состава ДПО входят:

Пожарное депо, с помещениями для размещения техники, личного состава, оборудования;

Рукавная база, база газодымозащитной службы;

Дымокамера для тренировки личного состава в изолирующих дыхательных аппаратах и защитных костюмах в условиях непригодной для дыхания атмосферы;

Спортивная площадка или зал, оборудованные для проведения физической подготовки;

Учебно-тренировочный полигон с набором тренажеров для практической отработки личным составом действий, связанных с тушением пожаров, проведением аварийно-спасательных и газоспасательных работ.

6. Порядок создания, реорганизации и ликвидации ДПО

Решение о создании, реорганизации и ликвидации ДПО, а также ее структуре, численности и оснащения принимает руководство организации.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО

О применении норм


Результаты анализа правоприменительной деятельности показали, что в основном, судебные органы при оспаривании предписаний государственного пожарного надзора поддерживают в своих решениях ссылки на нормативные документы по пожарной безопасности (СНиП, ГОСТ, НПБ, ВНПБ, ТНПБ и пр.) в отношении объектов, которые были запроектированы и построены по упомянутым нормам. При этом учитываются положения письма ДНД МЧС России от 02.06.2011 N 19-3-2086 "О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП".

Однако, как показывает судебная практика, отказы в принятии решений в пользу требований надзорных органов, как правило, связаны с ненадлежащим оформлением соответствующей документации и несоблюдением установленных процедур.

На основании изложенного, Департамент направляет дополнительные разъяснения по порядку оформления предписаний ГПН в части указания ссылок на требования законодательных, нормативных правовых и нормативно-технических документов по пожарной безопасности при их несоблюдении или нарушении.

Одновременно сообщается, что при оформлении результатов мероприятий по контролю (проверок) могут применяться различные варианты ссылок на указанные нормативные требования.

Прошу довести прилагаемую информацию до всех должностных лиц надзорных органов МЧС России, представителей заинтересованных организаций и руководствоваться ею в повседневной деятельности.

Директор департамента
надзорной деятельности
генерал-лейтенант
внутренней службы
Ю.И.Дешевых

Приложение

1. Порядок применения норм к объектам защиты, запроектированным до вступления в силу .

При проведении мероприятий по контролю должна проводиться оценка соответствия объекта защиты требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с которыми он был запроектирован и построен.

Требования Правил пожарной безопасности в Российской Федерации действуют для всех объектов независимо от времени их проектирования и строительства.

Для объектов, построенных до вступления в силу Технического регламента , существуют четыре основных способа обеспечения требуемого уровня пожарной безопасности и соответственно несколько вариантов оформления предписаний.

Способ I. Выполнение требований нормативных документов с учетом области их действия, предусмотренных Федеральным законом "О пожарной безопасности" .

Вариант предписания 1.1. При несоблюдении или нарушении требований СНиП, ГОСТ, НПБ, ВНПБ и пр., действовавших на момент проектирования объекта, в предписании указываются ссылки на , пункт 3 ППБ 01-2003 и соответствующие пункты указанных нормативных документов по пожарной безопасности.

Способ II. Обоснование требуемого уровня безопасности людей по утвержденным в установленном порядке методикам. Для объектов, запроектированных и построенных в период с 1991 года и до вступления в силу Технического регламента по методикам, изложенным в ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования" .

Вариант предписания 1.2. При несоблюдении или нарушении порядка проведения расчета и/или несоответствия выбранных исходных данных фактическому состоянию объекта в предписании делаются ссылки на , пункт 4 ППБ 01-2003 и соответствующие пункты ГОСТ 12.1.004-91 .

Способ III. Выполняются требования технических условий и специальных правил пожарной безопасности , разработанных в соответствии с пунктами 1.5 и 1.6 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" при отсутствии нормативных требований по пожарной безопасности для конкретного объекта или при вынужденных отступлениях от таких требований.

Вариант предписания 1.3. При отсутствии разработанных и согласованных в установленном порядке технических условий или при невыполнении изложенных в них требований, в предписании указываются , пункт 3 ППБ 01-2003 и пункты 1.5 и/или 1.6 СНиП 21-01-97 , а также конкретные пункты технических условий, требования которых нарушены.

Способ IV. Объект запроектирован (построен) в неустановленное время (как правило, более 50 лет назад) и/или перечень нормативных требований на проектирование и строительство таких объектов отсутствует.

Вариант предписания 1.4. При наличии зарегистрированной в установленном порядке декларации пожарной безопасности в предписании делаются ссылки на и соответствующий пункт нормативного документа, указанного в декларации.

Вариант предписания 1.5. В случае отсутствия декларации пожарной безопасности, при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в предписании указывается ссылка на п.4 ППБ 01-03 в части, предписывающей обеспечения на объекте защиты требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности людей с помощью системы пожарной безопасности, который достигается выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или соответствующим обоснованием обеспечения на объекте нормативных расчетных параметров.

2. Порядок применения норм к объектам защиты, запроектированным после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" .

Положениями части 1 статьи 6 Технического регламента установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 6 Технического регламента при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Руководствуясь данными положениями, собственник может выбирать следующие четыре способа подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты, запроектированных после вступления в силу Технического регламента :

Способ I. Соблюдены положения Технического регламента , а также на добровольной основе в полном объеме выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности, предусмотренных Техническим регламентом ;

Вариант предписания 2.1. При несоблюдении или нарушении требований сводов правил, в предписании дается ссылка на часть 3 статьи 6 Технического регламента , а также статьи Технического регламента , на основании которых разработаны указанные своды правил.

Например, если не выполнены требования, изложенные в Своде правил СП1 "Эвакуационные пути и выходы" , в предписании необходимо делать ссылку на часть 3 статьи 6 и на .

Для полноты информации необходимо также включать ссылки на статьи сводов правил.

Способ II. Соблюдаются положения Технического регламента и применены системы противопожарной защиты объекта, не описанные в сводах правил. При этом достаточность принимаемых решений обосновывается расчетом риска по методикам, разработанным и утвержденным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" .

Вариант предписаний 2.2. При несоответствии выбранных исходных данных фактическому состоянию объекта в предписаниях даются ссылки на Способ IV. Для уникальных зданий и сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования, кроме выполнения положений Технического регламента должны быть в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" и части 2 статьи 78 Технического регламента разработаны и согласованы в установленном порядке специальные технические условия без расчета пожарного риска.

Вариант предписания 2.3. При отсутствии разработанных и согласованных в установленном порядке специальных технических условий или при невыполнении изложенных в них требований, в предписании должна быть ссылка на и часть 2 статьи 78 Технического регламента , а также конкретные пункты специальных технических условий, требования которых нарушены.

Примечание:

При всех вариантах оформления предписаний на объекты защиты, независимо от времени их проектирования и постройки, необходимо учитывать сведения, изложенные в декларации пожарной безопасности (если требуется ее разработка). То есть, независимо от года постройки объекта к нему предъявляются требования задекларированные собственником (или иным лицом, установленным требованиями приказа МЧС России от 24.02.2009 N 91).

При несоответствии объекта декларации пожарной безопасности в предписании указываются ссылки на и соответствующий пункт нормативного документа, указанного в декларации.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Согласование специальных технических условий (СТУ)

В данной статье мы рассмотрим, как проводиться согласование СТУ (специальных технических условий) пожарной безопасности.

После разработки СТУ подлежат обязательному согласованию в двух инстанциях: Департамент Надзорной Деятельности МЧС России(ДНД МЧС России), Министерство Регионального Развития Российской Федерации (Минрегион РФ).

Процесс согласования начинается с представления в канцелярию ДНД МЧС Россииматериалов СТУ. Канцелярия направляет их эксперту, который может выдать некоторые замечания до того как СТУ попадут на защиту в нормативно-технический совет. Срок рассмотрения у эксперта составляет от 2 недель до месяца. Если у эксперта нет замечаний, разработанные СТУ вносится в график заседаний нормативно-технического совета. На защите СТУ перед советом выступает их разработчик, обосновывает необходимость разработки СТУ, отстаивает принятые решения. По окончанию выступления разработчика, членами совета выносится решение о возможности или невозможности принятия данных СТУ. Решение совета вносится в протокол. В адрес разработчика СТУ направляются согласованные СТУ и выписка из протокола заседания экспертного совета в течение 5 дней после его завершения. Нормативно-технический совет собирается в среднем 1 раз в месяц в ДНД МЧС России.

В случае принятия советом отрицательного решения, СТУ направляются на доработку с указанием конкретных требований. И далее после внесения изменений, материалы вновь направляются в канцелярию ДНД МЧС России, затем эксперту, и в конце концов на очередной совет.

После согласования СТУ в ДНД МЧС России, следующий этап- получение заключения от ОАО «НИЦ Строительство». Заключается договор на экспертизу СТУ стоимостью от 300 000 до 850 000 рублей, в зависимости от объекта. После получения заключения, СТУ повторно пересогласовываются в ДНД МЧС России, что занимает еще около месяца.

После получения одобрения из ДНД материалы СТУ подаются в Минрегион по адресу: Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, стр. 1. В течение последующих 2 недель их рассматривают, и по окончанию этого срока происходит их защита на нормативно-техническом совете.

Согласованные в установленном порядке СТУ применяются в дальнейшем строительстве в качестве норм в части обеспечения пожарной безопасности.

Мы разрабатываем и согласовываем СТУ для любых объектов.

Для заказа СТУ пожарной безопасности звоните по телефону!