Дневник терапии. Ведение дневника Учебных алгоритмов ведение личных дневников

Ежедневный стресс, горечь потерь, усталость и неуверенность в своих силах - все мы, так или иначе, подвержены негативным эмоциям. Хорошо, когда рядом есть близкие люди, которые могут помочь и поддержать, однако, бывают ситуации, когда силы для преодоления жизненных сложностей приходится искать внутри себя. Никто, кроме вас самих, не вернет в сердце утерянный покой и не расставит за вас жизненные приоритеты. Впрочем, не стоит отчаиваться. Существует немало доступных методик, помогающих разобраться в себе и справится со стрессом. Одна из них - арт-терапия или лечение с помощью творчества.

Мы уже писали в жизни каждого человека. Впрочем, чтобы ощутить реальный терапевтический и психологический эффект, вовсе не обязательно бросать работу, становится художником или спешно начинать учиться играть на арфе. Творчество в более широком смысле этого слова подразумевает одновременно активный и созидательный подход к жизни в целом, развить в себе который может каждый. Недаром, начиная с 1920-х годов танец, музыка, живопись и т.п. активно применяются в официальной психиатрии для помощи пациентам.


Фото: Katie Fafinski

Творчество в форме ведения обычного дневника или доступно абсолютно каждому, вне зависимости от возраста, благосостояния или уровня профессионализма. Именно такая форма арт-терапии прекрасно подходит для начинающих о обладает рядом преимуществ: вам не потребуется специальное место или дорогостоящие материалы для работы, вне зависимости от вашего графика, вы сможете посвятить данному занятью полчаса каждый день, чего будет вполне достаточно. Дневник позволяет не только с полной откровенностью выплеснуть на бумагу все накопившиеся переживания и стресс, но и проанализировать события прошедшего дня. Он может стать первой ступенью к тому, чтобы начать вести более осмысленную жизнь, в которой всегда будет личное пространство и время.

Зачем это нужно именно вам? Если вы сможете положительно ответить на вопрос, когда вы в последний раз отвлекались от работы и домашних дел, отключали Интернет и просто садились, чтобы спокойно подумать о своей жизни? В царящем вокруг информационном шуме многие из нас плывут, не задумываясь о том, на что конкретно тратят свои дни, и каких целей пытаются достичь, что, в свою очередь, и порождает стресс и чувство неудовлетворённости. Важные встречи, результаты которых мы не успеваем толком проанализировать, посиделки с друзьями, во время которых мы постоянно отвлекаемся на телефон и Интернет, поиск самовыражения, на который вечно не хватает времени, - очень многие современные люди сталкиваются с такого рода проблемами.

Совет : разумеется, вести дневник можно на одном из сайтов в Интернете или просто в программе на компьютере, однако многие психологи советуют именно рукописный вариант, так как он не только задействует нашу мелкую моторику, но и позволяет отвлечься от компьютера, за которым многие проводят большую часть своего времени.


Фото: TheOatboat

Не важно, насколько плотный у вас график и как много в нем насущных дел - это ваша жизнь, в которой всегда можно найти время и место для вас самих, не так ли? Например Джефф Уайнер, исполнительный директор преуспевающей компании LinkedIn, каждый день выделяет 2 часа в своем рабочем графике для размышлений, так как считает, что это повышает эффективность его работы. Эти 2 часа он посвящает мыслям о будущем компании, о повышении ее конкурентных преимуществ и эмоциональной подзарядке для дальнейшего общения с коллегами и партнерами. Тот же самый метод преминем и в отношении личной жизни или творческих планов.

Пример : начиная с 1980-х Билл Гейтс регулярно берет неделю отпуска, которую посвящает исключительно чтению книг и размышлениям, и никакие внешние обстоятельства не помешали ему отступить от этого правила.

Таким личным временем для размышлений и творчества может стать для вас ведение дневника, которое со временем должно войти в привычку, как утренняя чашка кофе. Выделите полчаса или час времени утром или вечером, отключите телефон и попросите домашних вас не беспокоить. Даже если поначалу это может вызвать сложности, не стоит недооценивать силу привычки - как только эта практика станет постоянной, это будет происходить автоматически.

Приобретите или , который будет вам нравится, и держите все необходимое под рукой. Найдите в доме или в ближайшем к вашей работе уютном кафе место, где вас никто не будет отвлекать. Помните, что такие мелочи, как долгие поиски ручки, постоянные телефонные звонки или неудобный стул могут сбить ваш настрой и помешать концентрации.


Фото: Dust Jacket

Многие с воодушевлением начинают вести дневник, однако их энтузиазм быстро угасает. Для того, чтобы этого избежать, не старайтесь писать поначалу много, а за выполнение задания порадуйте себя чем-то приятным: небольшой прогулкой, десертом, просмотром любимого сериала или новой, красивой ручкой. Главное, на начальном этапе, приучить себя регулярно вести дневник, цель которого - не только и не сколько документация мелких событий дня, а возможность выплеснуть свои чувства и эмоции или подумать о будущем.


Фото: domarevaks

Пример : не стоит недооценивать силу привычки! Об этом знает любой человек, который пытался бросить курить или есть пирожные на ночь, так почему бы не завести себе хотя бы одну действительно полезную привычку?

Дневник поможет вам приучить себя вести более осмысленную жизнь, принимать взвешенные решения, которые будут продиктованы вашими внутренними мотивами и личными целями, а не общественным мнением, информационным давлением или сиюминутными заботами. Людям творческих специальностей он также поможет регулярно записывать свои мысли, идеи и образы, к которым всегда можно будет вернуться в моменты творческих кризисов.


Фото: Ann-Mari

Несколько лет назад я прожила в полном уединении, с абсолютным минимумом общения с людьми, 75 дней; это было очень много уединения, и это было хорошо. С двумя маленькими детьми уединения мне стало катастрофически не хватать. Поэтому раз в месяц-полтора я сбегаю на пару дней. Беру с собой какую-нибудь книжку из начатых и недочитанных. И в этот раз меня громче всего «позвала» книга Прогоффа (новое издание, в котором и первая, и вторая часть метода). По логике вещей, надо было брать другую, но я решила послушаться «зова». И получилось, что я ушла «на погружение», и эта книга стала «транспортным средством», она переместила меня из одной точки в пространстве моего внутреннего путешествия в совершенно другую точку. Я вошла в ее поток в состоянии внутреннего «раздрая», суеты, стремления двинуться одновременно в нескольких разных направлениях, а вышла с пониманием, что теперь у меня есть формат, способ совместить разные направления в едином целостном потоке, и для всех жизненных содержаний найдется время и место, поэтому можно не беспокоиться о том, что я что-то упущу.

Мне очень нравится метод Прогоффа тем, что он одновременно апеллирует к целостности человека, а не только к сознанию, к тому, что я для себя называю «рациональным природопользованием». Он дает способ постепенно собрать все частные, обрывочные истории, планы, желания, идеи, порывы, переживания и т.п. в одну большую единую мета-историю. Он дает одновременно ощущение внутреннего магнитного центра и потока, который несет нас вперед, и в этом движении совершенно очевиден, интуитивно понятен следующий шаг. По крайней мере, такое у меня ощущение от поверхностного знакомства с методом; а вот теперь, погружаясь в метод глубже, я и проверю, как это будет на самом деле.

Структура прогоффского дневника

В прогоффском дневнике сосуществуют два типа записей. Первый - это «логи» или «реестры». Это разделы, в которые мы вносим события внутреннего опыта по мере их возникновения. В «дневнике внутренней погоды» (мой вольный перевод, для сохранения образности) мы записываем изменения в качестве внутреннего процесса в течение дня. Это, скорее, настроения, чем эмоции; это темп, ритм, насыщенность, текстура внутреннего переживания. В «дневнике сновидений» мы записываем сновидения, без интерпретации, тоже с акцентом на настроение, атмосферу, качество процесса. В «дневнике грез и фантазий - грезы и фантазии. В «реестре личной истории» - спонтанно всплывающие воспоминания из разных периодов жизни. В «дневнике трансцендентных переживаний» - моменты, когда мы чувствовали сопричастность, общность, единство с чем-то большим, чем мы сами (сюда попадают и искусство, и наука, и крупные социальные общности, и переживания прикосновения к внеличностным источникам мудрости и т.п.). Разные типы переживаний вынесены в разные разделы, чтобы потом удобнее было перечитывать - чтобы при перечитывании создавалось ощущение динамики, движения процесса, чтобы можно было увидеть паттерны и закономерности не столько рациональным образом, сколько заново «пропуская сквозь себя» поток и чувствуя, куда он стремится дальше.

Однако «реестры» - это далеко не все. Это только «накопители опыта». А вот чтобы произошла ассимиляция этого опыта, его осмысление, преображение, чтобы этот поток вынес нас к каким-то новым берегам, - опыт должен быть переработан в одном из разделов второй категории, при помощи специальных упражнений. При этом, снова, разные типы переживаний обрабатываются по-разному.

События личной истории из реестра воспоминаний сводятся в последовательность «жизненных вех» и определяющих периодов. Моменты выбора в прошлом рассматриваются как «распутья», и особое внимание уделяется «невыбранным дорогам» и их потенциалу, так и оставшемуся пока нереализованным. Выявляются события, которые можно сравнить с подарками, которые мы когда-то так и не получили, то есть не распаковали и не воспользовались тем, что они готовы были дать нам. Идет рыхление почвы памяти. Сновидения, грезы и фантазии рассматриваются в динамике, дополняются и расширяются в трансовом состоянии «сумеречного воображения». Восстанавливается единый жизненный сюжет в отношениях человека с тем, что больше его индивидуального существования. И со всеми важными персонажами, фигурами, проектами и событиями в жизни человека (и не в последнюю очередь - с телом) восстанавливается диалог.

Отправляюсь в путешествие

Я выбираю работать с прогоффским дневником не на компьютере, а рукописно. Пусть это громоздко, но чем больше я вникаю в этот метод, тем больше я понимаю, что существенная часть работы с упражнениями должна идти в определенном трансовом состоянии. И я из личного опыта знаю, что мне проще на данном этапе входить в этот транс при письме от руки, чем при печати на компьютере (я не владею «слепой» печатью). Компьютер удерживает меня в более „поверхностном“ состоянии, чем то, которое необходимо для работы со многими упражнениями прогоффского дневника.

Пока я для себя организую работу следующим образом: в течение недели-двух я живу обычной жизнью; под рукой у меня «рабочая тетрадь», в которую я собираю крупицы опыта - то, что в прогоффском методе должно записываться в разделы-«реестры». Это и изменения внутренней погоды, и инвентаризация всплывающих воспоминаний и образов, и опыты работы с использованием личных «мантр-кристаллизаций». А потом я ухожу на несколько часов в место, где меня не потревожат, и там обрабатываю эти материалы - перечитываю, отмечаю цветом, какие записи в моей «рабочей тетради» должны будут быть перенесены в какой из разделов дневника, и выбираю те «лиды»/подсказки для более глубокой проработки, вслед за которыми я могу и чувствую необходимым и правильным пойти в этой точке жизненного потока. И сразу работаю в том разделе, который для этого подходит больше всего.

Первые упражнения в прогоффском дневнике - «Описание периода настоящего» и «Вехи». Я немного .

Экология сознания: Психология. Жизнь с годами стала похожа на плотно утоптанную почву, которую давно не рыхлили. Впечатления падают друг на друга так быстро, что у нас нет ни времени, ни возможности поразмыслить об их последствиях, о возможностях - мы не успеваем занять позицию по отношению к ним.

Дневник - это возможность в спокойной обстановке взглянуть на свою жизнь

Доктор Айра Прогофф (Ira Progoff (2.08.1921 - 01.01.1998), американский социальный работник и психотерапевт, был учеником К.Г. Юнга. Свой подход он называл "гуманистической глубинной психологией". Прогофф поставил себе задачу разработать экономичный и эффективный метод психологической самопомощи и решил ее, создав "структурированный дневник". Упражнения дневника служат в качестве системы опор для самоисследования, при этом укрепляется восприимчивость к собственному "внутреннему процессу" и происходит настройка на диалогическое измерение жизни.

Сейчас интенсивная дневниковая терапия Прогоффа применяется в групповой и индивидуальной работе с людьми, переживающими жизненные кризисы и переходные периоды.

Особенно полезным этот метод оказался в работе с одинокими, застенчивыми людьми, а также с больными, безработными или находящимися в местах лишения свободы.

ОБЫЧНОЕ ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА

Огромное количество людей в разных культурах, в разные исторические периоды, в то или иное время своей жизни вели дневник. Обычный дневник - это хроника внешних или внутренних событий. В последнем случае есть тенденция к рефлексии, наблюдениям, образам фантазии (иногда).

Это неструктурированный дневник, систематизированный либо по датам, либо используемый «по наитию». Люди, склонные писать много, будучи оставлены один на один с неструктурированным дневником, начинают повторяться, и круг, по которому они ходят, превращается в глубокую колею, из которой трудно выбраться.

Дневник часто ведут люди, стремящиеся достичь определенной цели, - в особенности, если на пути к цели им приходится преодолевать трудности.

Тогда в дневнике человек отмечает, чего хотелось достичь, что получилось, а что - нет, каковы возможные причины трудностей и способы их преодоления. Однако оценочный характер такого дневника может усугублять у человека чувство вины за «недостижение». Если дневник должен помочь человеку достичь определенной цели, то сама определенность этой цели ограничивает пространство движения внутреннего процесса, а значит, и самого человека. В таком случае рано или поздно дневник оказывается заброшенным, и на его месте в опыте человека остается вакуум.

СПЕЦИФИКА СТРУКТУРИРОВАННОГО ДНЕВНИКА

Прогофф много экспериментировал в своей терапевтической работе с разными формами ведения дневника, и обнаружил, что неструктурированный дневник не выполнял возложенных на него функций - служить отражающей поверхностью для внутреннего процесса любого человека.

Как же сделать так, чтобы дневник работал независимо от терапевта?

Дневник должен обладать достаточно четкой структурой, чтобы можно было выделить, описать и передать конкретные процедуры.

С другой стороны, равно важно, чтобы эта структура находилась в гармонии с естественным потоком человеческой жизни, чтобы переживания не надо было силой втискивать в формат дневника, как в прокрустово ложе.

Работа с дневником как метод психологической самопомощи выходит за пределы медицинской модели психотерапии, не требует анализов и диагнозов.

Дневник становится своего рода портфолио личностного и духовного развития, отражающей поверхностью, на которой проявляется форма тонких душевных движений, и их специфика и направление становятся видимыми для человека.

Жизненные события оказываются связанными с нашими ценностями, намерениями, желаниями и т.п. во временной последовательности нашей предпочитаемой истории.

Пересматриваются также события прошлого. По мере этой работы в жизни появляется дополнительный смысл, «нечто большее». Человек осознает то, что прежде выходило для него за пределы зоны ближайшего развития, то, что раньше не было возможно знать. Это часто проявляется в различных поэтических формах.

ЦЕЛИ РАБОТЫ С ДНЕВНИКОМ

Начиная работать с дневником, люди достигают двух целей: размещают момент настоящего в более широкой перспективе прошлого и будущего, и одновременно устанавливают контакт с ценностями, смыслами и руководящими принципами нашей жизни.

При этом, размещая себя подобным образом по отношению к потоку своей жизни, осваивая различные приемы и техники работы с дневником, люди получают инструмент, который смогут применять в дальнейшем.

Становится доступной более широкая, многомерная перспектива, открывающая пространство возможностей. Размещая себя по отношению к собственной жизни, люди отмечают подъемы и спады, циклы, и тем самым создается контекст длящейся тождественности, преемственности существования.

Работая с дневником, каждый человек может продвигаться с комфортной ему скоростью, в своем темпе. Осваивая работу с дневником, человек пересматривает свою жизненную историю и устанавливает контакт с «внутренним движением жизни» и настраивает себя на его гармонию.

Дневник - это инструмент для гармонизации жизни человека и настройки на его уникальную ноту. Этот инструмент «заточен» под каждого, кто им пользуется, это открытие собственной внутренней правды и настройка на нее.

Дневник может стать спутником, переносным «альтер эго». Отношения с дневником у пишущего сродни отношениям музыканта с инструментом. Это помогает принимать решения в сложных жизненных ситуациях.

РАБОТА С ДНЕВНИКОМ В ГРУППЕ

Работать с дневником можно в любых жизненных обстоятельствах: в одиночку и в группе, в бурные периоды жизни и в относительно спокойные.

Семинар по работе с дневником - это безопасная ситуация, защищенная от внешнего давления «мира за стенами комнаты», в которой человек может в спокойной обстановке взглянуть на свою жизнь.

Есть вещи, о которых невозможно говорить в группе, потому что это было бы нарушением права на частную жизнь и личную тайну самого человека или других людей.

Некоторые переживания настолько хрупки, что разрушаются, если говорить о них вслух. Есть некоторые вещи, говорить о которых - значит, отступаться от ценностей и руководящих принципов собственной жизни.

СТРУКТУРА ДНЕВНИКА

Самое главное в структурированном дневнике, разработанном Прогоффом, - нелинейность. Дневник должен быть устроен так, чтобы можно было свободно добавлять листы в любой раздел. Разделы составляют четыре так называемых «измерения»:

1. Жизненное время. Сюда входят такие разделы, как «Период настоящего», «Запись ежедневного», «События жизненной истории», «Вехи», «Перепутья: дороги, выбранные и не выбранные», «Открытость будущему».

2. Диалоги. В это измерение входят такие разделы, как: «Диалог с людьми», «Диалог с проектами», «Диалог с телом», «Диалог с событиями, ситуациями и обстоятельствами».

3. Поток символов. В этом измерении - разделы «Запись сновидений», «Расширение сновидений», «Сумеречные образы», «Расширение образов».

4. Внеличностные смыслы. В этом измерении - разделы «Диалог с обществом» и «Диалог с внутренней мудростью».

ДНЕВНИК И РАБОТА С ЖИЗНЕННОЙ ИСТОРИЕЙ

Настраиваясь на свой уникальный темп и ритм, люди начинают лучше чувствовать, когда в жизни именно для них наступает благоприятный момент.

От ведения записей что-то меняется внутри, люди могут переживать это как прорыв или высвобождение чего-то. Поначалу это может казаться странным, потому что мы, как правило, привыкли к гораздо меньшей гибкости в жизни.

Жизнь с годами стала похожа на плотно утоптанную почву, которую давно не рыхлили. Впечатления падают друг на друга так быстро, что у нас нет ни времени, ни возможности поразмыслить об их последствиях, о возможностях, которые они могли бы нам открыть.

Мы не переживаем во всей полноте ни радость, ни боль, не успеваем занять позицию по отношению к ним , и из них не успевает развиться новое.

Работая с дневником, мы постепенно разрыхляем эти слежавшиеся слои. Внутри нас появляется новое чувство пространства и мягкости, открывающее новые возможности. Мы обретаем способность более свободно передвигаться в нашем внутреннем пространстве, исследуя территории воспоминаний и надежд, пробираясь в те уголки опыта, куда у нас раньше вовсе не было доступа.

В конце концов весь опыт становится доступным нам, как добрая мягкая почва, сквозь которую так приятно пропускать пальцы, наслаждаясь ее прикосновением. Когда мы обретаем эту мягкость и открытость любому внутреннему опыту, никакие внешние обстоятельства уже не способны сбить нас с курса. В достижении этого нам помогают упражнения по работе с жизненной историей.

«РАСТЯГИВАНИЕ ВРЕМЕНИ»

Упражнения на «растягивание времени» очень полезны для людей, переживающих переходный период в своей жизни. Представление о «растягивании времени» основывается на фундаментальном различии между хронологическим временем и качественным временем.

Хронологическое время - это объективная последовательность событий, как они разворачиваются для постороннего, эмоционально не вовлеченного в них наблюдателя. Качественное время, напротив, - это субъективное переживание событий, их смысла и ценности для человека, который их переживает.

Самое сложное для человека время - переход между двумя большими периодами жизни.

Когда прежний период завершился, а в новом очень много неопределенности, это может быть тяжело и даже убийственно. В этот момент очень важно иметь метод для того, чтобы позволить новой жизни выстроиться в гармонии с ритмом и тоном внутренних душевных движений.

Еще одна сложная ситуация - когда человек стоит на распутье и должен совершить выбор между двумя важными направлениями, которые одновременно присутствуют в его жизни и уже составляют ее важную часть и многого требуют.

Может показаться, что человек «зажрался», но в такой ситуации он действительно испытывает колоссальное напряжение. При работе с дневником, если со-присутствует больше, чем одна история, каждой из них будет предоставлено пространство, чтобы проявить силу своих корней и показать, какие возможности она могла бы открыть.

Иногда дело не в выборе или конфликте направлений, а просто в смене акцента , когда в жизни человека сменяется ведущая деятельность. Как правило, так называемое «новое» направление в жизни, по сути, не совсем новое, у него есть предпосылки в прошлом опыте человека, просто события, принадлежащие к этому направлению, пока еще не оказывались в фокусе осознавания.

Прежде подавленная история выходит на первый план и становится доминирующей. Иногда «новый» протагонист хочет по возможности противопоставиться прежнему. В какой-то момент человек может научиться больше отождествляться с более широким и многомерным аспектом себя, и это позволяет принять сосуществование различных, порой противоречащих друг другу, хоть и равно предпочитаемых, протагонистов.

ЖИЗНЕННОЕ ВРЕМЯ

При работе с дневником в центр помещается «период настоящего». Человека просят определить границы того настоящего времени, в котором он живет: какое событие стало границей между прежней жизнью и нынешней?

Каково содержание нынешнего периода жизни?

На что похоже его течение?

Период настоящего рассматривается как с рациональной, так и с внерациональной точки зрения.

Далее человеку, ведущему дневник, предлагается параллельно вести два процесса: делать упражнения в разных разделах и вести ежедневные записи внутренних событий и состояний. Упражнения в разделах направлены на реконструкцию жизненной истории, насыщение ее смыслом, «население» разными значимыми людьми и фигурами, прослеживание возможных направлений развития в прошлом, настоящем и будущем.

Жизненная история реконструируется путем составления списка этапов-вех, осмысленно приводящих к периоду настоящего, который выступает в качестве кульминации сюжета. Далее подробно исследуется один из этапов, содержащий большой смысловой потенциал в контексте настоящего. Всплывающие воспоминания о прошлом записываются в раздел «События жизненной истории», а возможные направления развития, проявившиеся в точках выбора, в разделе «Перепутья: дороги выбранные и не выбранные».

Со временем жизненная ситуация человека меняется, и он может заново и иначе выделить «период настоящего», и в соответствии с этим переписать вехи. На поверхность в качестве значимых могут выйти совсем другие периоды и события. Это дает человеку непосредственное переживание полиисторичности жизни и возможности переписать собственную жизненную историю. Это особенно важно при работе с людьми, пережившими травмирующий опыт.

ДИАЛОГИ

Принцип диалога - еще один важный аспект работы со структурированным дневником Прогоффа. Очень трудно в повседневной жизни, а также при чрезвычайных обстоятельствах сохранить напряжение диалога между двумя субъектами. Мы либо готовы превратить в объект, послушный чужой воле, либо себя, либо Другого (в качестве Другого может выступать любой аспект нашего бытия, вплоть до Мира в целом).

В упражнениях дневника предлагается проследить жизненную историю того, с кем или с чем мы стремимся вступить в диалог: другого человека, нашего собственного тела, какого-то важного для нас проекта и пр. Далее человек настраивается на осмысленную преемственность течения этой жизненной истории, и представляет себе своего собеседника как бы присутствующим рядом. Между ними происходит спонтанный диалог, позволяющий понять что-то новое и важное о собственной жизни.

ПОТОК СИМВОЛОВ

При работе со структурированным дневником никакие жизненные переживания не оказываются проигнорированными. В этом измерении особое внимание уделяется потоку сновидений и фантазий. А. Прогофф исходит из соображения, что поток образов и символов течет постоянно, но во время бодрствования он скрыт под «слоем» рационального мышления.

Важно не толкование каждого конкретного сновидения, а движение потока сновидений. Когда людям удается сопоставить поток событий и переживаний, происходящих во время бодрствования, с потоком сновидений и образов фантазии, открываются возможности понимания, и жизненный процесс обретает многомерность.

Запись сновидений и дневных грез помогает отстраниться от них, одновременно уделяя им должное внимание. Этот прием полезен при работе с людьми, страдающими от кошмаров и навязчивых состояний.

ВНЕЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ

Человек в современной культуре и в медицинской психотерапевтической модели часто конструируется как некое изолированное, автономное «я», «изнутри» которого происходят личностные черты, особенности характера и поступки.

При этом игнорируется тот факт, что человек никогда не существует в социальном вакууме, он - часть сообщества, конструирующего смыслы посредством языка. Ценности, интересы, намерения, принципы и другие интенциональные категории бытия человека существуют не «внутри» него, а в культуре.

Работа со структурированным дневником помогает восстановить контакт с внеличностными источниками смысла - с искусством, общественными движениями, духовными учениями и практиками, измерением священного. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

27.06.16г.
8: 15 — 16:00

Поступила на практику в ГУЗ ГКБ №1 в кардиологическое отделение.

Прослушала инструктаж по работе на производственной практике в кардиологическом отделении. Заведующий отделением ХХХ. Прикреплена к ХХХ. Курирую 1 палату, на данный момент в ней находится 4 пациента. Познакомилась с пациентами, на проведенном обходе расспросила жалобы, анамнез, посмотрела объективно больного. Познакомилась с имеющейся историей болезни, анамнезом, результатами инструментальных методов диагностики. Ознакомилась с лечением в «листе назначений».
1) Больной А.А.А, 60 лет.

DS. Основной: ИБС. Прогрессирующая стенокардия. ПИКС (ИМ в 2007 году рубцовые изменения передней стенки, верхушки, боковой и задней стенок). АКШ в 2008 году. Хроническая постинфарктная аневризма левого желудочка.

Осложнения: ХСН2А, 3ФК.

  1. Sol.Isoceti 0,1% — 5 ml

    смешать, вводить в.в. кап.

2) Больной Ю.Ю.Б, 60 лет.

DS. Основной: ИБС. Прогрессирующая стенокардия. Умеренный риск по Тimi 4 балла. Пароксизмальная форма фибрилляции предсердий. CHA2DS2VASc — 3 балла, HAS-BLED — 1 балл. Пароксизм от 28.06.16г.

Осложнения: ХСН2А, 3ФК.

Фоновые: Гипертоническая болезнь IIIст,3ст, риск 4.

Сопутствующие: Атеросклероз аорты, мозговых артерий.

План обследования. ОАК, ОАМ, Б/Х крови, кал я/г, кровь RW, АТ ВИЧ, рентген ОГК, УЗИ абдоминальное, ЭКГ, ЭхоКГ, холтерЭГ.

План лечения: режим-2, диета-Овд.

  1. Sol.Cordaroni 0,3
    Sol. Natrii chloridi 0,9 % — 200ml
    смешать, вводить в.в. кап.
  2. Sol. Heparini 5000 Ед 4 раза в день подкожно
  3. Tab. Aspirini 0,5 1 таблетка при поступлении, затем 1/4 в день вечером
  4. Tab. Zilt 0,075 4 таблетки при поступлении, далее 1 таблетка в день, вечером.
  5. Tab. Metoprololi 0,05 по 1/4 таблетки 2 раза в день.
  6. Tab. Captoprili 0,025 по 1/4 таблетки 3 раза в день

3)Больной С.Ю.Б, 70 лет.

DS. Основной: ИБС. Пароксизмальная форма фибрилляции предсердий. CHA2DS2VASc — 3 балла, HAS-BLED — 3 балл. Пароксизм от 22.06.16г.

Осложнения: ХСН2А, 3ФК.

Фоновые: Гипертоническая болезнь IIIст,3ст, риск 4.

Сопутствующие: Атеросклероз аорты, мозговых артерий.

План обследования. ОАК, ОАМ, Б/Х крови, кал я/г, кровь RW, АТ ВИЧ, рентген ОГК, УЗИ абдоминальное, ЭКГ, ЭхоКГ, холтерЭГ.

План лечения: режим-2, диета-Овд.

  1. Sol.Cordaroni 0,3
    Sol. Natrii chloridi 0,9 % — 200ml
    смешать, вводить в.в. кап.
  2. Sol. Heparini 5000 Ед 4 раза в день подкожно
  3. Tab. Aspirini 0,5 1 таблетка при поступлении, затем 1/4 в день вечером
  4. Tab. Zilt 0,075 4 таблетки при поступлении, далее 1 таблетка в день, вечером.
  5. Tab. Atorvastatini 0,04 1 таблетка вечером
  6. Tab. Cordaroni 0,2 по 1 таблетки 3 раза в день

4) Больной С.А.Е, 50 лет.

DS. Основной: ИБС. Подострый инфаркт миокарда в области задней стенки от 19.06.16г

Осложнения: ХСН2А, 3ФК.

Фоновые: Гипертоническая болезнь IIIст,3ст, риск 4.

Сопутствующие: Атеросклероз аорты, мозговых артерий.

План обследования. ОАК, ОАМ, Б/Х крови, кал я/г, кровь RW, АТ ВИЧ, рентген ОГК, УЗИ абдоминальное, ЭКГ, ЭхоКГ, холтерЭГ.

План лечения: режим-2, диета-Овд.

  1. Sol. Heparini 5000 Ед в/в струйно однократно при поступлении, затем 4 раза в день подкожно
  2. Sol/ Clexani 0,6 2 раза в день.
  3. Sol.Asparcami 10.0
    Sol. Natrii chloridi 0,9 % — 200ml
    смешать, вводить в.в. кап.
  4. Tab. Atoris 0,02 1 таблетка вечером
  5. Tab. Aspirini 0,5 1 таблетка при поступлении, затем 1/4 в день вечером
  6. Tab. Zilt 0,075 4 таблетки при поступлении, далее 1 таблетка в день, вечером.

Оформила на выписку больного ХХХ, хх лет. Написала выписной эпикриз, справку на амбулаторное лечение и наблюдение.

DS. Основной: гипертоническая болезнь: II стадия, 3 степень, риск 4 (ассоциированная ИБС: аритмический вариант (мерцательная аритмия: тахисистолическая форма, желудочковая тахисистолия); ожирение; генетическая предрасположенность;)

Осложнения: НК IIА

Сопутствующие заболевания: Хронический обструктивный бронхит, фаза неполной ремиссии, пневмофиброз, эмфизема, ДН II; легочное сердце (фаза декомпенсации)

Расшифровала за рабочий день: ЭКГ — 3, ОАМ — 3, ОАК — 3, Б/Х — 3.

28.06.16.
8:15 — 16:00

  1. Больной С.А.Е, 50 лет.

DS. Основной:Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск 4. ИБС: стенокардия напряжения II ФК.

Осложнения: Гипертонический криз от 11.06.2015. Пароксизмальная форма мерцательной аритмии.

План обследования. ОАК, ОАМ, Б/Х крови, кал я/г, кровь RW, АТ ВИЧ, рентген ОГК, УЗИ абдоминальное, ЭКГ, ЭхоКГ, холтерЭГ.

План лечения: режим-2, диета-Овд.

Гипертоническая болезнь

1. Бета-адреноблокаторы. Эгилок 50 мг 1раз в день.

2. Ингибиторы АПФ Пролонгированного действия. Рамиприл 10 мг 1 раз в день.

3. Блокаторы кальциевых каналов.

4. Антагонисты (блокаторы) рецепторов ангиотензина. Лозартан 50 мг. 1 раз в день.

5. Молсидамин 2 мг. 2 раза в сутки.

6. Диуретики. Фуросемид 20 мг. 1 раз в день утром.

7. Нитроглицерин 0,5–1 мг на прием под язык.

8. Бета-адреноблокаторы. Эгилок 50 мг 1раз в день.

9. Статины. Аторвастатин 10 мг 1 раз в сутки.

Мерцательная аритмия.

10. Амиодарон 600 мг. в сут. 14 дней.

11. Пропранолол в/в струйно 1 мг в течение 1 мин, при необходимости повторно с интервалом в

2 мин (под контролем ЭКГ и АД). Максимальная доза - 10 мг.

12. Аспирин 75 мг/сут, в качестве антиагриганта.

Постпил больной, оформление истории.

  1. Больной С.А.Е, 50 лет.

DS. Основной: ИБС. Острый повторный инфаркт миокарда от 5.10.96. Постинфарктный кардиосклероз (острый инфаркт миокарда от 5.10.92).

Осложнения: ХСН IIА, 3 ФК.

План обследования. ОАК, ОАМ, Б/Х крови, кал я/г, кровь RW, АТ ВИЧ, рентген ОГК, УЗИ абдоминальное, ЭКГ, ЭхоКГ, холтерЭГ.

План лечения: режим-2, диета-Овд.

1) Tab.Nitroglicerini 0,0005

D.t.d.N.40 стенокардии

S.По 1 таблетке под язык

2) Tab.Nitrosorbidi 0,005

3) Sol. Heparini 5 ml(25000 ED)

D.S.По 1 мл п/к 4 раза в день

4) Tab.Phenigidini 0,01

S.По 2 таблетки 3 разав день

5) Tab.Acidi ascorbinici 0,1

S.По 1 таблетке 2-3 раза в день

28.06.16.
8:15 — 16:00

Постпил больной, оформление истории.

  1. Больной С.А.Е, 50 лет.

DS. Основной: ИБС. Прогрессирующая стенокардия напряжения с исходом в стенокардию напряжения III ФК. Атеросклероз аорты, кальциноз кольца аортального клапана, недостаточность аортального клапана и митрального клапана. Гипертоническая болезнь III стадия, 3 степень. Риск 4. Гипертонический криз 12.11.2004. Политопная экстрасистолия, пароксизм фибрилляции предсердий от 18.11.04.

Осложнения: ХСН IIА, 3 ФК.

Сопутствующие заболевания: Гипертоническая болезнь III ст., мягкая артериальная гипертензия. Облитерирующий атеросклероз артерий нижних конечностей; ампутация левого бедра от 1994 г.

План обследования. ОАК, ОАМ, Б/Х крови, кал я/г, кровь RW, АТ ВИЧ, рентген ОГК, УЗИ абдоминальное, ЭКГ, ЭхоКГ, холтерЭГ.

План лечения: режим-2, диета-Овд.

  1. Sol.Cordaroni 0,3
    Sol. Natrii chloridi 0,9 % — 200ml
    смешать, вводить в.в. кап.
  2. Sol. Heparini 5000 Ед 4 раза в день подкожно
  3. Tab. Aspirini 0,5 1 таблетка при поступлении, затем 1/4 в день вечером
  4. Tab. Zilt 0,075 4 таблетки при поступлении, далее 1 таблетка в день, вечером.
  5. Tab. Metoprololi 0,05 по 1/4 таблетки 2 раза в день.
  6. Tab. Captoprili 0,025 по 1/4 таблетки 3 раза в день
  7. Tab. Cordaroni 0,2 по 1 таблетки 3 раза в день
  8. Tab. Atoris 0,02 1 таблетка вечером

Постпил больной, оформление истории.

2) Больной С.А.Е, 50 лет.

DS. Основной: ИБС. Прогрессирующая стенокардия, ПИКС (2000, 2002). Блокада передне-верхней ножки пучка Гиса.

Сопутствующие заболевания: Хроническая аневризма передней стенки левого желудочка. НК I.

Фон: Гипертоническая болезнь III стадия,3ст, риск 4. Атеросклероз аорты. Ожирение II ст.

Сопутствующие заболевания: Аспириновая астма, легкого течения. Стадия ремиссии.

План обследования. ОАК, ОАМ, Б/Х крови, кал я/г, кровь RW, АТ ВИЧ, рентген ОГК, УЗИ абдоминальное, ЭКГ, ЭхоКГ, холтерЭГ.

План лечения: режим-2, диета-Овд.

  1. Sol.Isoceti 0,1% — 5 ml
    Sol. Natrii chloridi 0,9 % — 200ml
    смешать, вводить в.в. кап.
  2. Sol. Heparini 5000 Ед 4 раза в день подкожно
  3. Tab. Aspirini 0,5 1 таблетка при поступлении, затем 1/4 в день вечером
  4. Tab. Zilt 0,075 4 таблетки при поступлении, далее 1 таблетка в день, вечером.
  5. Tab. Metoprololi 0,05 по 1/4 таблетки 2 раза в день.
  6. Tab. Captoprili 0,025 по 1/4 таблетки 3 раза в день

Расшифровала за рабочий день: ЭКГ — 4, ОАМ — 10, ОАК — 10, Б/Х — 6.

Избежать стрессов поможет дневник в Интернете

Традиционно считается, что, записывая свои переживания или обсуждая их с кем-то, человек улучшает свое душевное состояние и избавляется от психологических травм. Но во всех ли случаях эта методика работает? Например, есть ли разница между ведением личного дневника и сеансом у ?.

Если человек изливает свою душевную боль в словах или на бумаге, ему становится легче, это факт, - говорит специалист. - Но только в том случае, если он знает, что у него найдутся читатели или слушатели, которые тем или иным образом оценят его душевные излияния. Недаром мы чувствуем облегчение, высказав другому в глаза все, что о нем думаем, или написав кому-то откровенное письмо.

Такой метод весьма распространен в работе психологов. Клиент никак не может оправиться после пережитой психологической травмы, приходит на прием к психотерапевту, а тот просит его подробно рассказать, что с ним случилось... На следующем сеансе все повторяется, причем специалист задает все новые и новые вопросы касательно происшедшего, выявляя все новые и новые подробности... Это приводит к тому, что человек начинает смотреть на свою проблему как бы со стороны, глазами психолога, и ситуация уже не кажется ему столь драматической.

До недавнего времени считалось, что такой же эффект дает ведение личного дневника. Людям с психологическими проблемами даже советовали специально вести дневники. Но совсем недавно американские ученые пришли к выводу, что это приводит к совершенно обратным результатам.

Оказалось, что студенты, которые периодически вели дневники, гораздо чаще страдали и ночными кошмарами, у них наблюдались проблемы с нервной системой и пищеварением, а также общие показатели здоровья были ниже нормы. Кроме того, эти молодые люди оценивали свое мировосприятие скорее как негативное.

Профессор Э. Дункан, возглавляющая исследование, выдвинула предположение, что запись своих переживаний в дневнике не только не успокаивает, а напротив, заставляет переживать отрицательные события с новой силой. Негативные эмоции повторяются, если автор перечитывает дневник.

Это усугубляется тем, что дневники, как правило, ведут люди с тонкой душевной организацией, которые гораздо чувствительнее и восприимчивее к окружающему миру, - говорит психолог Елена Година. - К тому же, мы обычно записываем в дневник то, что нас сильно взволновало, а это редко бывают положительные события.

У меня была пациентка, которую в школьные годы травили одноклассники. Она каждый день вела дневник, куда скрупулезно записывала все нанесенные ей обиды. Спустя годы девушка решила перечитать дневник, валявшийся на антресолях, и это вызвало серьезную , с которой она и обратилась ко мне. Она сказала, что чтение дневника заставило ее вспомнить то, что она хотела бы навсегда вычеркнуть из памяти...

Дело в том, что мы редко ведем дневник для кого-то - мы делаем это только для себя. Рядом с нами нет никого, кто смог бы оценить случившиеся с нами события и высказать свою точку зрения. Ведя записи в дневнике, мы остаемся наедине с собой.

Работа психолога, по словам Елены Годиной, сильно отличается от этого.

Психолог надавливает на болевые точки, но при этом заставляет пациента взглянуть на травмировавшую его ситуацию немного по-другому. Например, помогает осознать, что она преходящая, что события прошлого уже случились, и жизнь идет дальше...

Иногда специалист помогает посмотреть на "драму" с юмором. Существует такое понятие, как рефрейминг - перенос ситуации в другие рамки, рассматривание ее под иным углом, иногда совершенно неожиданным.

К примеру, подруга увела у вас мужа, но ведь вы должны быть ей благодарны: если бы не она, никогда не узнали бы, каков он!