Договор залога автомобиля образец. Как составить договор займа под залог автомобиля? Нужно ли нотариальное заверение

Банкротство сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств

Сельскохозяйственные организации, на которые распространяются особенности банкротства, - это:

  • а) юридические лица, чьими основными видами деятельности являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% общей суммы выручки;
  • б) рыболовецкие артели (колхозы), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и добытых водных биологических ресурсов составляет не менее 70% общей суммы выручки.

Цели установления особенностей банкротства сельскохозяйственных организаций: предотвращение возбуждения производства по делу об их банкротстве на основании незначительной задолженности; расширение возможностей восстановления платежеспособности должника; защита интересов сельскохозяйственных организаций, расположенных на соседних участках. Законодатель стремится защитить должника с учетом специфики аграрного производства, влияния природно-климатических факторов.

Особенности досудебного этапа банкротства сельскохозяйственных организаций рассмотрены в параграфе 3.4 учебника.

Особенности судебного этапа банкротства сельскохозяйственных организаций.

Минимальный размер требований кредиторов, достаточный для возбуждения производства по делу о банкротстве, увеличен и составляет 500 тыс. руб.

Особенности наблюдения-, при проведении финансового анализа учитывается действие природных факторов, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены должником по окончании периода сельскохозяйственных работ. Например, нанесение урона урожаю жуком-вредителем может быть расценено как неблагоприятный природный фактор.

Особенности финансового оздоровления: срок процедуры может быть определен окончанием периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации продукции; возможно продление срока на один год, если в период финансового оздоровления имели место чрезвычайные обстоятельства.

Особенности внешнего управления-, срок процедуры может достигать двух лет и трех месяцев (ст. 92, 178 Закона о банкротстве), определяется и продлевается аналогично сроку финансового оздоровления. Продление срока может быть также связано с возникновением оснований для оказания государственной поддержки (п. 3 ст. 178 Закона о банкротстве).

Особенности продажи имущества сельскохозяйственных организаций в ходе внешнего управления и конкурсного производства. В первую очередь выставляется на торги предприятие в целом. В случае неудачи - выставляется единым лотом производственно-технологический комплекс должника, и лишь после этого можно продавать имущество по частям. В последнем случае преимущественное право приобретения имущества имеют лица, занимающиеся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к участку должника. Если такие лица отсутствуют, а должник уже признан банкротом, преимущественное право принадлежит сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам, расположенным в той же местности, а также субъекту РФ или муниципальному образованию.

Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ) может создаваться в форме юридического лица, а также действовать без образования юридического лица на основе соглашения о создании КФХ - главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Но даже в последнем случае нормы о банкротстве граждан к правоотношениям, связанным с банкротством КФХ, не применяются. Таким образом, банкротство любых КФХ регулируется нормами о банкротстве юридических лиц.

Признаки банкротства КФХ такие же, как и у юридических лиц.

Особенность продажи имущества КФХ заключается в том, что производственно-технологический комплекс выставляется на торги единым лотом. И только если он не нашел покупателя, продажа имущества осуществляется по частям, а затем посредством публичного предложения. В этом случае преимущественное право приобретения имущества имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к участку КФХ. Для этого сельскохозяйственным производителям - соседям должника арбитражный управляющий направляет уведомления о продаже. Арбитражный управляющий также опубликовывает информацию о продаже имущества должника в местном печатном органе.

1 Основанием для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Особенности порядка признания индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом:

1. Заявление индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом (далее - заявление) может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Заявление подписывается индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

2. К заявлению кроме документов, предусмотренных статьей 38 настоящего Федерального закона, должны быть приложены документы о:

Составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства;

Составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество;

Размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Указанные документы также прилагаются индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства к отзыву на заявление кредитора.

Особенности финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством:

1. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

2. В случае, если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ, погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства 1 .

О введении финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом выносится определение, которое может быть обжаловано.

3. Финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

В случае, если в течение финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке, предусмотренном статьей 85 настоящего Федерального закона.

4. На основании решения собрания кредиторов в случае наличия возможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом вводится внешнее управление.

Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления не может превышать сроки, установленные пунктом 2 статьи 92 настоящего Федерального закона, более чем на три месяца.

В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.

5. Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством может быть досрочно прекращено арбитражным судом на основании заявления внешнего управляющего или любого из кредиторов в случае:

невыполнения мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

наличия иных свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства обстоятельств.

Досрочное прекращение внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством влечет за собой признание его банкротом и открытие конкурсного производства 1 .

Внешний управляющий. Для проведения внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством арбитражным судом утверждается внешний управляющий. Внешним управляющим может быть утверждено лицо, не соответствующее требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к арбитражным управляющим. Полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой крестьянского (фермерского) хозяйства с согласия внешнего управляющего.

Конкурсная масса крестьянского (фермерского) хозяйства. В случае признания арбитражным судом крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права 1 .

В случае банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежащий крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельный участок может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается земельным законодательством.

Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.

Порядок продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства. При продаже имущества крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника - крестьянского (фермерского) хозяйства путем проведения торгов. Продажа предприятия должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 - 19 статьи 110 настоящего Федерального закона, оценка имущества должника - в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. В случае, если предприятие должника не было продано на торгах, продажа имущества должника осуществляется в соответствии со статьей 111 настоящего Федерального закона. 2

Преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку.

Для обеспечения реализации преимущественного права на приобретение предприятия должника, иного имущества должника арбитражный управляющий направляет уведомление о продаже предприятия должника, иного имущества должника лицам, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции и владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, а также опубликовывает информацию о продаже предприятия должника, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника, выставляемых на торги.

В случае, если указанные лица в течение месяца с даты получения предложения о приобретении имущества и имущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования, арбитражный управляющий или глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Последствия признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом с момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу 1 .

Арбитражный суд направляет копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве характеризуется особенностями, которые в обязательном порядке должны учитываться законодателем при решении многих вопросов, включая налогообложение и процедуры банкротства 2 .

Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций имеет особенности, касающиеся, во-первых, характера их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земли, во-вторых, сезонного характера аграрного производства и, в-третьих, зависимости результатов деятельности от природных факторов.

Согласно Закону о банкротстве 2002 г. под сельскохозяйственной организацией следует понимать юридическое лицо, основным видом деятельности которого являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции 3 . Это один из критериев признания сельскохозяйственной организации в качестве таковой. Другой критерий касается стоимостного выражения общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции в данной организации, который не может быть менее 50% общей суммы выручки (ст. 177 Закона о банкротстве 2002 г.). Только наличие двух этих критериев позволяет сделать вывод о том, что речь идет о сельскохозяйственной организации и, следовательно, в этом случае применимы положения Закона о банкротстве 2002 г., касающиеся особенностей процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций.

Особенности процедур банкротства применяются также к рыболовецким артелям, но лишь к тем, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70% общей суммы выручки.

Следует заметить, что Закон о банкротстве 2002 г. содержит прямое указание на то, что при анализе финансового состояния должника в период наблюдения должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены должником по окончании периода сельскохозяйственных работ (п. 1 ст. 178) 1 .

Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции (п. 2 ст. 178 Закона о банкротстве 2002 г.).

В зависимость от длительности периода сельскохозяйственных работ поставлена и продолжительность внешнего управления: внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Однако указанный срок не должен превышать максимально допустимого законом срока для реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности, более чем на три месяца.

При определенных обстоятельствах (если в период финансового оздоровления или внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями) срок внешнего управления может быть продлен еще на один год.

Следует заметить, что законодатель закрепляет положения, устанавливающие особенности продажи имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации (ст. 179 Закона о банкротстве 2002 г.).

Преимущественным правом приобретения имущества должника по оценочной стоимости законодатель наделяет лиц, занимающихся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, владеющих земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника; постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. N 1081 "Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций" предписывается учитывать данные балансов сельскохозяйственных организаций за последние 3-5 лет для реальной оценки их финансового состояния. Это касается хозяйствующих субъектов агропромышленной сферы, расположенных в зонах влияния неблагоприятных природных и эпидемиологических факторов, финансовое состояние которых в связи с этим ухудшилось.

Дополнительно законодатель предусматривает, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся сельскохозяйственной организации преимущественное право на их приобретение имеют сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности.

В одном из выступлений на канале Антона Александровича Иванова в youtube (039 Обсуждение постановления Пленума по банкротству граждан. Часть 1) коротко затрагивался вопрос банкротства КФХ. При обсуждении прозвучало мнение, что согласно Закону о банкротстве (127-ФЗ) гипотетически возможна такая конструкция, что одновременно ведутся два дела о банкротстве: о банкротстве физического лица и о банкротстве КФХ. Соответственно конкурсная масса везде своя.

Есть такое дело №А65-29734/2015 (Арбитражный суд Республики Татарстан рассматривает по первой инстанции). Там ООО "Татагропромбанк" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании ФЛ несостоятельным (банкротом). Одновременно это ФЛ обладало статусом главы КФХ.

Суд первой инстанции признал требования банка обоснованными и ввел в отношении ФЛ процедуру реструктуризации долгов. Одиннадцатый ААС своим постановлением эту процедуру оставил.

Однако Арбитражный суд Поволжского округа (Постановление от 12.08.2016 года по делу №А65-29734/2015) со ссылкой на пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» отменил оба судебных акта и отправил дело на новое рассмотрение в Одиннадцатый ААС.

Постановлением Одиннадцатого ААС (резолютивная часть объявлена 21.09.2016 года, полного объема еще нет) определение АС РТ о введении реструктуризации долгов в отношении ФЛ отменено, в удовлетворении заявления банка о признании ФЛ банкротом отказано.

Пункт 3 Постановления Пленума ВС РФ №45 говорит, что положения Закона о банкротстве, касающиеся банкротства граждан, не применяются к отношениям, связанным с банкротством крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе когда заявление о признании банкротом подается в арбитражный суд в отношении гражданина, являющегося одновременно индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2 статьи 2131 Закона о банкротстве). Банкротство крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется по общим правилам Закона о банкротстве с особенностями, установленными параграфом 3 главы X указанного Закона.

Однако в указанном деле банком подавалось заявление о банкротстве ФЛ (пусть даже оно и обладает статусом главы КФХ), а не КФХ.

В рассматриваемом деле из судебных актов видно, что банк кредитовал именно ФЛ, а не ФЛ обладающее статусом Главы КФХ.

Согласно статьи 221 Закона о банкротстве в конкурсную массу КФХ включается имущество приобретенное на доходы от КФХ. Остальное имущество, в отношении которого будет доказано, что оно приобреталось на иные доходы в конкурсную массу не включается. Т.е. КФХ отвечает по своим обязательствам, в отличие от ИП (и/или ФЛ), не всем своим имуществом.

Целью таких процедур банкротства как конкурсное производство или реализация имущества должника является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Однако ситуация, когда должник "прикрываясь" статусом КФХ сможет "спасти" часть своего имущества указывая, что это имущество приобреталось на иные доходы не позволит достичь целей этих процедур. Вот, чтобы иметь возможность удовлетворить свои требования за счет всего имущества ФЛ кредитором и подается заявление о банкротстве ФЛ.

Мое прочтение ПП ВС РФ №45 ведет к такому пониманию, что если кредитором подано заявление о банкротстве:

В отношении гражданина обладающего статусом главы КФХ, то процедура проходит по общим правилам ЗоБ +правила о банкротстве КФХ.

В отношении просто гражданина (пусть даже он и обладает статусом главы КФХ), но не главы КФХ, то процедура проходит по правилам о банкротстве ФЛ.

В силу отсутствия иной практики по данному вопросу (ни в СПС Консультант, ни в Гарант я ничего не нашел) полагаю что этот случай интересен.

Какие есть мнения у уважаемых коллег, могут ли одновременно вестись два дела о банкротстве гражданина: как ФЛ и как Главы КФХ?