Договоры основанные на государственном и муниципальном заказе. Исполнение госконтракта: нюансы. Обеспечение как условие контракта

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.1 Предмет контракта

2.2 Цена контракта

Введение

Государственные учреждения и муниципальные образования/учреждения являются важным звеном в государственной цепочке исполнительной власти в Российской Федерации. Они, можно сказать, непосредственные исполнители государственной политики, т.к. находятся в самом низу этой цепочки и обращаются с конкретной ситуацией и обстановкой, на которую направлены политика и действия государства.

Для претворения этой политики государство наделило государственные учреждения и муниципальные образования/учреждения конкретными полномочиями. Для обеспечения своей деятельности по осуществлению полномочий указанные учреждения и образования производят закупки товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ).

В соответствии с указанным законом, заказчик производит закупку товаров, работ, услуг конкурентными способами: конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, для которых разрабатывает документацию, куда в обязательном порядке включает проект контракта на осуществление закупок.

Контракт является финальной и важной стадией подготовки документации о закупке, т.к. на основе его будет поставлен товар, выполнены работы или услуги. Хотя в документацию о закупке включены основные условия, на которых будет производиться закупка, именно контракт будет являться основным правовым документом, регулирующим правоотношения между заказчиком и поставщиком. Ввиду этой важности, заказчику необходимо с особой внимательностью подходить к разработке условий контракта, во избежание негативных последствий. Несоблюдение этого условия может привести заказчика к тому, что он получит некачественный товар, работу или услугу, либо не том объёме, который планировал, либо это будут разногласия с поставщиком, судебные тяжбы, либо, что ещё хуже, привлечение к ответственности, в лучшем случае дисциплинарной и гражданско-правовой, в худшем - административной, или что ещё хуже - уголовной.

Поэтому разработка условий контракта, должна производиться с учётом положений нормативно-правовых актов всех уровней, относящихся к предмету закупки и начинаться ещё на стадии принятия решения о предмете закупки. Это позволит значительно снизить риск получения негативных последствий.

В данной работе, автор постарается осветить основные условия, включаемые в контракт, а также основные проблемы при разработке условий контракта. Для этого автор будет руководствоваться понятийным аппаратом, используемым в нормотворчестве законодательства Российской Федерации.

Автор будет пользоваться такими нормативными актами РФ, как Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон 44-ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Кодекс об административной ответственности РФ и другими нормативными актами РФ.

Освещение обязательных условий контракта будет даваться, по возможности, в сравнении с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с целью отслеживания внесённых изменений в нормы закона 44-ФЗ.

Освещение условий будет производиться, в основном, с точки зрения муниципального заказчика, т.к. в нашем дальневосточном регионе закупки, как правило, редко достигают 3 млн. рублей. Положения федерального закона 44-ФЗ выше этой суммы автором будут опускаться, т.к. это уровни уже больше субъектов федерации и к муниципальным закупкам, даже теоретически, они не будут относиться.

Автор старался освещать только существенные, с точки зрения автора, условия контракта, влияющие на "судьбу" контракта. Такие условия контракта, как срок исполнения контракта, порядок и срок оплаты контракта, опускались автором потому что, такие условия подлежат рассмотрению в каждой конкретной ситуации, а также в силу того, порядок оплаты в государственных и муниципальных организациях один: безналичный расчёт на расчётный счёт поставщика (подрядчика, исполнителя), использование других способов не применяется в силу боязни нарушения бюджетного законодательства и, как следствия, проверок контролирующих органов, которых, любом случае, не избежать.

Освещение условий будет производиться по ранжированию в силу значимости условий: сперва условия обязательные для внесения в контракт, потом необязательные условия контракта.

Практическое применение данной работы будет реализовано при составлении в будущем автором контрактов при реализации Закона 44-ФЗ в муниципальном образовании, а также послужит материалом для дальнейших изысканий и написания дипломной работы.

1. Разработка условий государственного или муниципального контракта как часть процесса подготовки документации для размещения заказа

Определение контракта дано в пункте 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, где сказано, что это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Разработка условий контракта должно начинаться ещё на стадии принятия решения о закупке и должно отвечать на вопросы: что мне, как юридическому лицу необходимо купить? Для чего мне это надо? Ответ на второй вопрос важен, потому что это даст мне определиться: мне нужен товар, или товар, который не является целью моей закупки, а является только инструментом для проведения основной закупки - работы или услуги.

Условия контракта должны соответствовать нормам гражданского права Российской Федерации и, собственно, нормам 44-ФЗ.

Условно, нормы государственного или муниципального контракта можно поделить на обязательные к включению в контракт и нормы, которые заказчик вправе включать в контракт. Рассмотрим их по порядку.

2. Обязательные нормы в контракте

2.1 Предмет контракта

Гражданский кодекс РФ обязательной нормой контракта называет существенные условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ).

Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (ч. 1 ст. 766 ГК РФ)

Итак, обязательным условием контракта является предмет контракта и условия, отражённые как существенные в нормативных актах.

Как правило, государственный и муниципальный контракт соответствует трём видам договоров: поставки товара, выполнения работ, предоставления услуг.

Например, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок, или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).

Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию (ч. 2. ст. 743 ГК РФ).

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ч. 1 ст. 779 ГК РФ).

Из всего вышеперечисленного видно, что существенными условиями, обязательными для включения в контракт, являются:

Сам предмет контракта;

Единица измерения предмета контракта;

Стоимость товара, выполненных работ, предоставленных услуг;

Сроки исполнения условий контракта;

Сроки и порядок оплаты;

Срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

2.2 Цена контракта

Ч. 2 ст. 34 Закона 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Даная норма почти дословно повторяет норму п. 4.1. ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и продиктована, вероятно, тем, что законодатель, при принятии данной нормы, руководствовался такими понятиями, как экономия бюджетных средств и предотвращение поставщиком неосновательного обогащения.

2.3 Ответственность сторон в контракте

Ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ вводит, кроме вышеперечисленного, ещё одну обязательную норму для включения в контракт - это ответственность сторон контракта.

Само это требование не ново, например, ст. 521 ГК РФ предусматривает ответственность поставщика за недопоставку или просрочку поставки товаров, статьёй 723 ГК РФ предусмотрена ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы.

Ч. 10. ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) также говорит об обязательной ответственности поставщика.

Новым здесь является то, что теперь государственный или муниципальный заказчик также несут обязательную ответственность наравне с поставщиком, т.к. нормами Закона 94-ФЗ, в частности ч. 9 ст. 9, привлечение к ответственности заказчика была только правом поставщика. В постановлении правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", заказчик поставлен в один ряд с поставщиком, причём, упоминается первым.

Уже из самого названия постановления видно, что ответственность заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) делится по двум видам:

Штраф - фиксированная сумма, рассчитываемая как процент цены контракта или её значения;

Пеня - сумма, начисляемая за каждый просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трёхсотой действующей на дату уплаты пени, ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Сумма штрафа, поставщика (подрядчика, исполнителя) определяется в следующем порядке:

Если цена контракта не превышает 3 млн. руб. - 10 % от нее;

Если цена контракта составляет от 3 млн. до 50 млн. руб. - 5 %;

От 50 млн. до 100 млн. руб. - 1 %;

Свыше 100 млн. руб. - 0,5 %.

Если свои обязательства не исполнил заказчик, штраф составит 2,5 %, 2 %, 1,5 % и 0,5 % цены контракта соответственно.

Из вышеуказанного видно, что размер штрафа у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) разнятся, объясняется это тем, что значимость обязательств у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) тоже разные. У поставщика (подрядчика, исполнителя) значимость обязательств гораздо выше, чем у заказчика. При одинаковом размере штрафа, размер штрафа заказчика был бы несоразмерен значимости нарушенного обязательства.

Например, заказчик, по условиям контракта подготавливает помещение для проведения ремонта, а исполнитель производит покраску полов в этом помещении. Заказчик не вынес офисный стол - он не подготовил помещение для производства работ исполнителем, а исполнитель не произвёл покраску полов. Здесь вина заказчика меньше вины исполнителя, понятно, что вина заказчика малосущественна, ведь вынести стол мог и исполнитель, а ответственность делится одинаково.

Второе, что можно сказать, по мнению автора, что сумма штрафа может быть в одинарном фиксированном размере, например, 10 % от суммы контракта, либо это будет несколько штрафов, но в общей сумме тоже 10 % от суммы контракта. При использовании второго указанного случая системы штрафов, по мнению автора, повышается стимуляция для исполнения обязательств сторонами и значимость их исполнения.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения (начиная со дня, следующего после истечения предусмотренного контрактом срока). В постановлении приведена формула, по которой рассчитывается пеня, начисляемая за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Необходимо заметить, что законодатель определил обязательную ответственность в форме пени только для поставщика (исполнителя, подрядчика). В соответствии с ч. 5. ст. 34 Закона 44-ФЗ у поставщика есть право требования уплаты пени заказчиком. Пользуясь правом составления условий контракта, заказчики, как правило, не включают этот пункт в проект контракта. Вызвано это теми же мотивами, что и при штрафных санкциях, и тем, что заказчик, как правило, заказчик редко нарушает сроки оплаты, а при закрытии финансового года, наоборот стремиться скорее "избавиться" от финансовых средств. Вопрос оплаты зависит только от доведения финансовых лимитов до заказчика.

2.6 Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги

Ч. 13 ст. 34 Закона 44-ФЗ прямо обязывает заказчика вносить положение о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Такая приемка осуществляется в форме экспертизы. Причём экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Если заказчик проводит экспертизу своими силами, то осуществлять он её может в двух формах:

Назначает должностное лицо по приёмке по приёмке поставленного товара, выполненных работ или услуг;

Создаёт приёмочную комиссию, состав которой не должен быть менее 5 человек, при этом, в документе о приёмке поставленного товара, выполненных работ или услуг должны расписываться все члены такой комиссии.

Внесение этого условия в контракт, предопределяет обеспечение качества поставки товара, выполнения работ или услуг.

2.7 Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта

Законодатель предусмотрел в ч. 27 ст. 34 Закона 44-ФЗ о включении в контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

2.8 Одностороннее расторжение контракта

В соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Данное условие является обязательным для включения в контракт и обусловлено тем, что законодатель снижает риски получения некачественной работы или услуги.

2.9 Контракт с физическим лицом

Одним из обязательных условий, встречающимся на практике довольно редко, является условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица. государственный муниципальный контракт обязательная

Как правило, государственные или муниципальные заказчики уклоняются от заключения таких контрактов, в связи с тем, что риск получения некачественной работы или услуги возрастает, физическому лицу, возможно, будет требоваться помощь в документообороте, ему легче уклониться от судебных тяжб - поменял адрес регистрации и его не найдёшь. Контракт с юридическим лицом является более застрахованным в связи с тем, что юридические лица дорожат своей деловой репутацией и стараются урегулировать все разногласия ещё в досудебном порядке, их юридический адрес, как правило, можно найти в налоговых инспекциях.

3. Условия, которые заказчик вправе включить в контракт

3.1 Одностороннее расторжение контракта

В ч. 14 ст. 34 Закона 44-ФЗ законодатель допускает условие о возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта с соблюдением двух условий:

Условие об одностороннем отказе должно быть включено в проект контракта;

Расторжение должно происходить в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации.

Рассмотрим некоторые из этих условий.

Одностороннее расторжение в договоре поставки. Односторонний отказ заказчика, на интересующиеся для нас видам контрактов, предусматривается в ст. 523 ГК РФ, ст. 782 ГК РФ, ч. 8-26 ст. 95 Закона 44-ФЗ, но при этом, простое расторжение по одному желанию или волеизъявлению заказчика невозможно, должны быть соблюдены определённые условия, чтобы это расторжение имело юридическую силу. Вот эти условия:

Расторжение возможно лишь при нарушении поставщиком существенных условий контракта;

Существенные условия, это:

1) поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

2) неоднократного нарушения сроков поставки товаров;

Заказчику необходимо провести экспертизу товара, выполненных работ или услуг либо своими силами, либо с привлечением экспертов;

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ч. 1 ст. 782 ГК РФ);

Заказчик размещает в единой информационной системе решение о одностороннем отказе в течение трёх рабочих дней, с даты принятия решения об одностороннем отказе;

О принятии решения об одностороннем отказе поставщик должен быть надлежащим образом уведомлён по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе;

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При этом, если поставщик (подрядчик, исполнитель) устраняет выявленные нарушения в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, заказчик обязан отменить принятое решение.

3.2 Условие о банковской гарантии

Ч. 26 ст. 34 Закона 44-ФЗ предусматривает возможность включения заказчиком в контракт условие о банковском сопровождении контракта. Автор считает, положение о банковском сопровождении контракта именно правом заказчика, а не обязанностью по двум причинам:

Ч. 26 ст. 34 Закона 44-ФЗ прямо не называет положение о банковском сопровождении контракта обязанностью, отсутствуют императивные термины в отношение заказчика;

П. 7 ст. 42 Закона 44-ФЗ предусматривает иной, кроме банковской гарантии способ обеспечения исполнения контракта, а именно путём внесения на расчётный счёт заказчика средств обеспечения контракта, т.е. платёжным поручением.

На практике заказчики предпочитают получать обеспечение исполнения контракта посредством предоставления платёжного поручения от поставщика. Банковская гарантия является громоздким и неудобным способом обеспечения контракта, в силу привлечения третьей стороны в правоотношения между заказчиком и поставщиком, что требует внимания и, самое главное, времени заказчика при изучении банковской гарантии, проверки на её правомочности предоставления и законодательства о банках. Заказчик не руководствуется высокими мотивами о роли банков в контексте внутренней и внешней государственной политики РФ, а предпочитает простой, надёжный, действенный, контролируемый способ, приносящий немедленный положительный результат.

С принятием Закона 44-ФЗ требования к составлению контракта по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд увеличились, по сравнению с Законом 94-ФЗ, возросла и ответственность заказчика за нарушения норм законодательства РФ о закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Сравнение Закона 44-ФЗ и Закона 94-ФЗ даёт право смело говорить об эволюции законодательства РФ в сфере государственных и муниципальных закупок. Государство выделяет бюджетные средства для реализации государственной внутренней политики в форме реализации полномочий государственными и муниципальными органами и, естественно, заботится об экономном и эффективном режиме расходовании бюджетных средств, выделенных для их реализации. Взаимосвязь здесь видна невооружённым взглядом: эффективное расходование - эффективное исполнение внутренней политики государства.

Контракт является завершающей стадией в документации о закупке и, хотя, он заключается на условиях извещения, именно он, а не извещение будет основным правовым документом, на основе которого будет регулироваться правоотношения между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Подготовка проекта контракта является ответственностью заказчика, поэтому условий контракта является самым важным этапом разработки документации о закупке.

Законодатель ясно определил обязательные и необязательные условия для включения в контракт, обязательные условия имеют императивную форму и подлежат обязательному исполнению, необязательные нормы имеют форму права, которым заказчик может включить ил не включить в контракт. Исполнение этих норм, по мысли законодателя, приведёт к экономному и эффективному расходованию выделенных бюджетных средств, получения качественного товара, работы или услуги.

При составлении этих норм законодатель равномерно распределил ответственность между заказчиком и поставщиком (исполнителем, подрядчиком), а также, по мнению автора, баланс между значимостью ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя). Между тем, необходимо ответить, законодатель допустил некоторое осложнение в действиях заказчика в части обеспечения контракта в форме банковской гарантии. Положение о банковской гарантии, по мнению автора, является неудобной запутанной формой обеспечения исполнения контракта, в силу изучения заказчиком, кроме возложенных на него обязательств, ещё и банковского законодательства, что потребует времени и сил. Кроме этого и сами поставщики стараются не использовать этот способ в силу тех же причин, изложенных выше.

В целом же, при освещении условий контракта, можно сделать вывод, что законодатель постарался повысить роль государственного и муниципального заказчика, изложить его права и максимально защитить его, во всём этом видна забота законодателя о своих заказчиках.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

2. Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовое регулирование и обоснование формы размещения муниципального контракта. Принятие заказчиком решения о способе размещения муниципального заказа. Извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ. Проект муниципального контракта.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Правовое регулирование подрядных работ, институт государственных закупок в российском праве. Участники муниципальных закупок, порядок формирования и размещения заказа на очередной финансовый год, разработка документации о торгах, муниципальный контракт.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2010

    Особые требования к продукции государственного контракта. Особый порядок размещения государственного заказа и заключения государственного контракта. Договор поставки для государственных нужд. Неисполнение или ненадлежащее исполнение договора поставки.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Правовые основы и принципы размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи, ее регистрация, заключение государственного или муниципального контракта. Содержание котировочной заявки, правила ее оценивания и исполнения.

    презентация , добавлен 17.04.2012

    Трудовой контракт как разновидность срочного трудового договора: понятие, правовая суть, основные признаки и виды. Обязательные условия трудового контракта, порядок заключения, продления и прекращения. Анализ применения контрактной формы найма в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2012

    Характеристика трудового договора как соглашения между работодателем и работником. Сущность и принципы трудового контракта. Место этих категорий в сфере трудовых правоотношений. Общие черты и принципиальные отличия трудового контракта и договора.

    презентация , добавлен 09.02.2016

    Понятие договора государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Стороны государственного контракта на выполнение подрядных работ. Порядок заключения договора государственного контракта на выполнение подрядных работ.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2011

    Рассмотрение брачного контракта как основы договорного режима правоотношений имущества супругов. Изучение места и роли данного договора в системе российского права. Изменение и расторжение брачного договора, а также признание его недействительным.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2015

    Понятие и сущность государственного и муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд. Размещение заказа путем проведения конкурса или аукциона. Защита от недобросовестных поставщиков.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2010

    Общее понятие, содержание и краткая характеристика брачного контракта, его правовое регулирование. Общий порядок заключения и расторжение контракта. Основания признания договора недействительным. Зарубежный опыт, основной критерий создания семьи.

Законодательство РФ предусматривает установление правоотношений между государственными или муниципальными структурами и частными поставщиками товаров, сервисов и работ посредством подписания особых контрактов. Данные соглашения должны заключаться в соответствии со строгими правилами, установленными в отдельных источниках права. Их подписание и исполнение характеризуется большим количеством нюансов. В чем заключается специфика правоотношений, оформляемых посредством государственных контрактов? Каким образом они заключаются?

Что может быть предметом государственного контракта?

Государственный контракт заключается в целях юридического оформления правоотношений, предмет которых — реализация товаров или оказание услуг для нужд органов власти, возникающих по причине необходимости реализации данными структурами своих полномочий. Заказчик в рамках соответствующего договора — государство, а исполнителем может быть организация, ИП или физическое лицо.

Как может выглядеть государственный контракт? Образец структуры соответствующего документа — на картинке ниже.

Контрагент по госконтракту может быть как связанным с госструктурами, так и независимым от них. В ряде случаев государственный контракт может заключаться и с иностранными субъектами, как правило, в тех случаях, когда необходимые товары или услуги орган власти не может заказать внутри страны.

Рассматриваемый тип правоотношений заключается в рамках определенных законом процедур и сроков. Изучим их специфику подробнее.

Процедура и сроки заключения госконтракта

Первый этап оформления правоотношений с участием государства и его контрагентов — составление проекта рассматриваемого контракта. Он разрабатывается непосредственно органом власти, то есть, заказчиком, а затем направляется поставщику. Если вторую сторону правоотношений устраивают то она подписывает его в течение 30 дней, после чего передает экземпляр контракта государственному органу, который разработал проект соглашения.

В ряде случаев заключение государственного контракта осуществляется после торгов в рамках процедуры размещения госзаказа для нужд органов власти. В этом случае сроки подписания соответствующего соглашения могут быть другими: договор может быть заключен не ранее, чем через 10 дней после подписания протокола торгов, но не позднее чем через 20 дней после осуществления данной процедуры.

Если поставщик не подпишет договор в сроки, определенные законодательством, то право заключения соглашения с государством передается другому хозяйствующему субъекту. Как правило, тому, который предложит следующую по степени выгоды цену в рамках торгов. При этом фирма, отказавшаяся от заключения государственного контракта, может быть внесена в реестр недобросовестных контрагентов. В этом случае соответствующая организация не сможет в течение 3 лет участвовать в торгах при госзаказах.

Заключение государственного контракта предполагает определение его условий. Изучим данный аспект подробнее.

Условия по государственным контрактам

Условия контракта, заключаемого поставщиком тех или иных товаров или услуг с государством, классифицируются:

  • на существенные;
  • на обязательные;
  • на прочие.

К первому типу условий соответствующего соглашения относятся:

  • предмет;
  • сроки;
  • стоимость поставок и порядок их оплаты.

В случае если контрагент работает по УСН, то цена контракта указывается без НДС. Если нет, то величина налога на добавленную стоимость отражается в структуре цены по контракту.

К обязательным условиям договора относятся:

  • место исполнения соглашения;
  • процедура приемки поставленного товара;
  • условия ответственности сторон правоотношений.

Как правило, государственный контракт предполагает установление порядка ответственности, в соответствии с которым государство или его контрагент выплачивают в случае неисполнения условий договора неустойку, исчисляемую с учетом действующей ставки рефинансирования Центробанка. В случае если какая-либо из сторон докажет, что неисполнение условий контракта имело место в силу форс-мажора или иной объективной причины, неустойка не уплачивается.

К прочим условиям контракта можно отнести, в частности, его обеспечение. Полезно будет рассмотреть его специфику подробнее.

Обеспечение как условие контракта

Под обеспечением в контексте такого соглашения, как государственный контракт принято понимать финансовую гарантию исполнения поставщиком товаров или услуг по госзаказу. В случае если контрагент органа власти не сможет решить поставленные задачи, то за счет обеспечения заказчик получит возможность покрыть возникшие убытки.

Основные госконтрактов:

При этом величина обеспечения в рамках государственных контрактов не должна превышать 30 % от цены поставок товаров или оказания услуг, зафиксированной в извещении об инициировании торгов.

Даже если условия контракта между государством и его контрагентом согласованы, впоследствии их, так или иначе, можно изменить. Изучим то, каким образом это можно сделать.

Изменение условий государственного контракта

Прежде всего отметим, что условия госконтракта, относящиеся к существенным, сроки, место реализации правоотношений, а также корректироваться не могут. Однако, разрешается изменять такие опции соглашения, как:

  • данные о сторонах сделки (изменения в них могут быть предопределены, к примеру, теми или иными корректировками в учредительных документах, реквизитах);
  • сведения о количестве или объеме заказанных государством товаров или услуг;
  • общая цена контракта, в случае если по инфляционным причинам при долгосрочном соглашении меняются факторы, влияющие на величину издержек поставщика.

При этом любое изменение условий государственного контракта, инициированное одной стороной сделки, должно быть принято партнером по соглашению.

Изучим теперь то, в каком порядке госконтракт прекращает свое действие.

Прекращение действия контракта

Государственный контракт (договор) может быть прекращен, если:

  • сторонами исполнены основные обязательства;
  • партнеры совместно приняли решение о прекращении правоотношений;
  • соответствующий договор аннулирован судом.

Расторгается контракт, как правило, в порядке гражданского судопроизводства. Слушание на предмет аннулирования соглашения, таким образом, инициируется одной из сторон. При этом она может обратиться в суд, только если ее партнер отказался расторгнуть контракт при наличии на то правовых оснований, или же в случае, если от контрагента не получен ответ на соответствующее предложение в установленный срок — по договору или по законодательству.

Государственный и муниципальный контракт — инструмент документального оформления правоотношений, который регулируется положениями ст. 72 БК РФ, а также принятого 05.04.2013. Рассмотрим особенности законодательного регулирования процедуры заключения госконтрактов подробнее.

Законодательное регулирование государственных контрактов: статья 72 БК РФ

Итак, в числе ключевых источников права, юрисдикция которых распространяется на предприятия, участвующие в правоотношениях в рамках государственных контрактов — Бюджетный кодекс. В соответствии с положениями статьи 72 БК РФ закупки различных товаров, работ или сервисов в целях обеспечения потребностей государственных или же муниципальных органов власти осуществляются в формате контракта, который:

БК РФ выделяет отдельную категорию соглашений — госконтракты на предмет поставок тех или иных товаров для Вооруженных сил России в рамках программ, которые утверждаются президентом РФ. Данные договоры могут заключаться при условии оплаты поставок в пределах денежных средств, которые определены условиями соответствующих программ.

В БК РФ также сказано о том, что государственный контракт на оказание услуг или же выполнение работ при длительности цикла реализации, превышающей срок действия лимитов в рамках бюджетных обязательств, может оплачиваться в пределах величины денежных средств, которые определены посредством решений, принимаемых органами власти в порядке, определенном положениями БК РФ.

В случае если предмет госконтракта — поставка товаров в рамках срока, который превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств, то соответствующие соглашения могут заключаться с учетом норм права, регулирующих правоотношения в контрактной системе закупок тех или иных товаров.

Законодательное регулирование госконтрактов: ФЗ № 44

Следующий важнейший источник права, определяющий то, каким образом осуществляется заключение государственного контракта — ФЗ № 44. Рассматриваемый закон вступил в силу с 1 января 2014 года. До этого госзакупки регулировались другим источником права — ФЗ № 94, принятый 21.07.2005. Различия между соответствующими законами существенные.

Так, можно отметить, что в новом федеральном законе используется термин «контракт», как отмечают некоторые юристы, в качестве основного, как альтернативный понятию «договор». Госконтракт в соответствии с ФЗ № 44 определяется как договор, который заключен от имени РФ, государственного или муниципального субъекта для обеспечения тех или иных нужд. Собственно, данное определение мы уже рассмотрели в начале статьи.

Новый федеральный закон, как считают эксперты, были принят с целью:

  • повышения прозрачности сделок в сфере госзакупок;
  • снижения уровня коррупции при выстраивании правоотношений между государством и его контрагентами;
  • повышения эффективности, рациональности расходования средств государства при различных закупках.

Основное преимущество ФЗ № 44 — создание правовой среды, в рамках которой правоотношения между госструктурами и их контрагентами предварительно планируются, а исполнение государственного контракта довольно строго контролируется.

Рассмотрим основные новшества в части законодательного регулирования госконтрактов по ФЗ № 44 подробнее.

Заключение контрактов по ФЗ № 44: основные нововведения

В числе наиболее примечательных нововведений по ФЗ № 44 — необходимость учреждения в госструктурах специальных служб, обеспечивающих законность заключения рассматриваемых соглашений. В состав данных служб должны входить компетентные специалисты в области госзакупок, которые способны выстраивать соответствующие правоотношения с контрагентом по закону, содействовать лучшему пониманию их специфики со стороны партнеров. ФЗ № 44 предписывает государственным и муниципальным структурам учреждать службы, о которых идет речь, если цена государственного контракта составляет более 100 млн рублей.

Следующее нововведение по ФЗ № 44 заключается в установлении обязательства для органов власти, которое заключается в осуществлении долгосрочного планирования закупок. ФЗ № 94 предписывал составлять годовые планы. Новый закон обязывает заказчика формировать также дополнительные планы на 3 года.

Что касается действующих графиков закупок, то они должны в соответствии с ФЗ № 44 публиковаться в Единой информационной системе или ЕИС, и это еще одно нововведение по рассматриваемому федеральному закону. Данная инфраструктура предназначена, прежде всего, для организации тендеров. Но посредством ЕИС можно также ознакомиться с планами закупок, данными по исполнению действующих контрактов, динамикой по ценам, предложениями от различных участников рынка.

Можно отметить, что наряду с ЕИС существует ряд иных информационных баз, которые доступны для участников контрактов и иных заинтересованных лиц. В частности, есть онлайновый реестр государственных контрактов — ключевой ресурс, в котором отражаются данные о потребностях госструктур, фактических поставках по различным регионам РФ, сведения об источниках финансирования тендеров.

Еще одно важнейшее нововведение по ФЗ № 44 — стимулирование снижения в сфере госзакупок уровня демпинга. В соответствии с нормами, введенными рассматриваемым источником права, фирма, намеревающаяся заключить государственный контракт поставки товаров, сервисов или работ, и предлагающая цену на 25 % ниже той, что предложена изначально, должна подробно обосновать данную скидку, а также предоставить доказательства того, что качество поставок окажется на достаточном уровне. Кроме того, демпингующее предприятие должно будет предоставить обеспечение госконтракта в размере, который в полтора раза превышает тот, что приведен в тендере. Только в этом случае данная фирма сможет участвовать в конкурсе на заключение госзакупок.

Поставщик, который подписал соглашение с государством и выполнил свои обязательства по нему, прежде чем оформлять акт сдачи-приемки должен провести экспертизу на предмет соответствия поставленных товаров или сервисов условиям контракта, сформировать отчет о проведенной работе, а также опубликовать данный документ в ЕИС. Данное требование также относится к важнейшим нововведениям по ФЗ № 44.

Изучим теперь ряд практических нюансов, характеризующих заключение государственных контрактов. В частности, полезно будет подробнее рассмотреть то, каковы особенности подписания соответствующих соглашений.

Подписание госконтрактов: нюансы

Работа по государственному контракту может быть инициирована тем или иным хозяйствующим субъектом посредством:

  • участия в торгах (данный механизм мы уже рассмотрели выше);
  • запроса специальных котировок, как метода, альтернативного первой схеме.

Задействование обоих механизмов предполагает соблюдение участниками рассматриваемых правоотношений ряда сроков, установленных законодательством. Так, если фирма намеревается участвовать в торгах, то она должна подключиться к ним после того, как на сайте торгов будут опубликованы протоколы по перспективным контрактам, но не ранее, чем через 10 дней после этого и не позже чем через 20 дней. Об этом мы уже сказали выше.

Второй механизм, в свою очередь, предполагает запрос котировок не ранее, чем через 7 дней после размещения на сайте котировок протокола, а также получения оценок заявок на госконтракты, но не позже, чем через 20 дней, следующих за датой, которая отражена в протоколе. В определенный законом срок государственного контракта хозяйствующий субъект вправе обжаловать результаты участия в тендере. Соглашение становится действительным только с того момента, когда оно будет подписано заказчиком и поставщиком.

Как мы отметили выше, в предусмотренных законом случаях договор может быть аннулирован. Чаще всего право на расторжение госконтракта у какой-либо из сторон возникает, если контрагент уклоняется от исполнения своих обязанностей. Следующий нюанс взаимодействия госструктур и их контрагентов, который мы можем подробнее рассмотреть — исполнение государственного контракта.

Исполнение госконтракта: нюансы

На что можно обратить внимание в части правовых норм, регулирующих данный аспект правоотношений с участием государства и его контрагента?

Важнейший нюанс в данном случае заключается в том, что условия по контракту должны быть исполнены, если иное не обусловлено объективными причинами, сущность которых хозяйствующий субъект может разъяснить. То есть, если какая-либо из сторон не выполнит своих обязательств, то должна будет уплатить неустойку, если не сможет подтвердить, что недоработка обусловлена форс-мажором или иными обстоятельствами. Главное - подготовить доказательства того, что препятствия к исполнению условий контракта возникли без участия хозяйствующего субъекта, и не могли быть устранены по его желанию.

Следующий важнейший аспект правоотношений, о которых идет речь — обеспечение государственного контракта. В чем заключаются основные его нюансы?

Гарантии по госконтрактам

Главное назначение обеспечения госконтрактов — компенсация издержек какой-либо из сторон правоотношений, возникших по причине неисполнения контрагентом условий по договору. Как правило, подобный сценарий возникает, если у него по каким-либо причинам отсутствуют в необходимом объеме денежные средства для покрытия расходов в рамках исполнения контракта.

Кроме того, поставщик может задействовать обеспечение для того, чтобы другая сторона не считала контрагента уклоняющимся от выполнения условий по договору. В соответствии с законодательством оно может быть представлено разными ресурсами. К наиболее востребованным относятся банковские гарантии. Они бывают двух видов.

Во-первых, это по которым поставщик получает денежные средства, которые позволяют ему исполнить государственный контракт. Во-вторых, есть соответствующий тип ресурса, который обеспечивает возврат фирмой полученного аванса, который, как правило, предусматривается госконтрактом. Величина обеспечения государственного контракта может быть разной. Типичный ее размер составляет порядка 30 % от стоимости госконтракта. В некоторых случаях стороны правоотношений устанавливают показатель существенно более низкий — например, 10 %.

В случае если поставщик по контракту успешно выполняет условия, предусмотренные соглашением, то банковская гарантия должна быть возвращена хозяйствующему субъекту, который ее предоставил.

Можно отметить, что, наряду с таким источником, как реестр государственных контрактов, о котором мы сказали выше, законодательство РФ предусматривает создание еще одной масштабной информационной базы в рамках правоотношений с участием госструктур и их контрагентов. Речь идет о Он представлен онлайновым ресурсом, на котором можно ознакомиться со сведениями о том, какие гарантии установлены для тех или иных государственных контрактов. Если тот или иной вид обеспечения не отражен в соответствующем реестре, то он считается недействительным. Заказчик вправе не заключать договор с исполнителем до тех пор, пока информация по предъявленной им гарантии не будет внесена в единый реестр.

В Законе о контрактной системе наряду с понятием государственного контракта употребляется термин «муниципальный контракт». У многих заказчиков и поставщиков возникают вопросы: отличаются ли чем-то эти виды документов? Далее расскажем об особенностях муниципального контракта по 44-ФЗ.

Что такое муниципальный контракт

Муниципальный контракт - это договор, заключенный заказчиком от лица муниципалитета для удовлетворения своих нужд. Муниципальным заказчиком может выступать орган власти, казенное учреждение или унитарное предприятие, которые уполномочены принимать бюджетные обязательства.

Отличия муниципального контракта от государственного

Основное отличие в типах заказчиков. В госконтракте это государственные учреждения и предприятия, а в случае с муниципальным контрактом - учреждения и предприятия, действующие от имени муниципалитета. К ним относятся городские администрации, управы и аналогичные органы.

Еще одно важное отличие - тип бюджета, из которого финансируется закупка. В настоящее время все торги по 44-ФЗ распределены между тремя уровнями бюджета. Нужды госзаказчиков удовлетворяются за счет денег из государственной казны.

Следующий уровень - региональный бюджет, третий - муниципальный. Муниципальный контракт оплачивается из казны муниципального района, городского округа или внутригородского образования - в зависимости от типа заказчика.

Между тем, все закупки - и муниципальные, и государственные - регулируются одним и тем же законом - 44-ФЗ. Никакого разделения он не содержит, поэтому муниципальные и государственные контракты заключаются и исполняются по одним правилам.

Таким образом, разница заключается лишь в типе заказчика и бюджете, из которого идет финансирование.

Муниципальный контракт: существенные условия и особенности

Заключение муниципального контракта по 44-ФЗ

Порядок заключения муниципального контракта ничем не отличается от государственного. В проект документа, который был включен в состав конкурсной документации, вносят условия, предложенные победителем.

Для бумажного конкурса порядок следующий:

  • заключить муниципальный контракт по 44-ФЗ можно не ранее чем через 10 дней после публикации протокола в ЕИС, но не позже 20 дней с этого момента;
  • победитель вместе с подписанным контрактом направляет подтверждение внесения обеспечения;
  • если победитель не исполнил эти условия, он считается уклонившимся от заключения контракта.

Процедура подписания муниципального контракта по итогам электронной процедуры другая:

  • в течение пяти дней после публикации протокола в ЕИС заказчик размещает в ЕИС и на сайте ЭТП проект контракта без своей подписи;
  • у победителя есть 5 дней на то, чтобы направить подписанный документ вместе с или составить протокол разногласий;
  • у заказчика есть три дня с момента размещения подписанного проекта контракт победителем на то, чтобы поставить свою подпись.

Данные о заключенных муниципальных контрактах передаются в Федеральное казначейство для внесения в реестр.

Банковское сопровождение муниципальных контрактов

Вложенные файлы

  • Муниципальный контракт на поставку периодических печатных изданий.doc

Здравствуйте, товарищи юристы. Наша организация (ООО) осуществляет продажу товаров в розницу, сидим на ЕНВД. Помимо этой деятельности мы также успешно участвуем в гос. тендерах, по результатам которых заключаем всевозможные контракты на поставку...

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Заказчика требует внести на свой счет обеспечение договора, при этом не дает гарантии что будет приобретать продукцию

Наша компания была признана победителем в конкурсе, при подписании договора заказчик требует внесения обеспечительного взноса 30% от договора - 3 миллиона рублей на срок около 1,5 года. В случае нашего отказа угрожает внести в Реестр...

400 стоимость
вопроса

вопрос решен

Получите совет юриста за 15 минут!

Получить ответ

788 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

Как расторгнуть контракт по 44 фз сразу после подписания контракта

заключили контракт с гос учреждением после подписание хотим расторгнуть контракт так заказчик настаивал на подписание мол подпишите если не получится работать то расторгнем но заказчик настаивает чтобы мы начили работу

289 стоимость
вопроса

вопрос решен

Все услуги юристов в Москве

Взыскание задолженности с Заказчика по муниципальному контракту на выполнение строительных работ

Добрый день! Подрядчик заключил муниципальный контракт на выполнение строительных работ в октябре 2015 г. Согласно п. 7.1 Контракта Подрядчик должен был начать работы при условии надлежащего выполнения Заказчиком п. 4.2.1 (в том числе получения...

400 стоимость
вопроса

вопрос решен

Отказ от принятии товара по 44 ФЗ

Добрый день! Был заключен контракт по 44ФЗ, после проведение экспертизы (своими силами-приемочная комиссия) заказчиком было выявлено не соответствии по одной из позиций, Заказчик направил Поставщику письмо об отказе принять поставленный товар....

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Муниципальный контракт и обращение в ФАС по 44-ФЗ

Здравствуйте! Мы признаны единственными участниками и соответственно победителями аукциона по 44-ФЗ. У администрации одного из районов прошли все сроки по подписанию муниципального контракта, но они его так и не подписали. Что нам делать?

Как распространяется действие 44-ФЗ, на муниципальное унитарное предприятие торговли, не получающее бюджетных средств?

Добрый день. наша компания это муниципальное унитарное предприятие торговли.Предприятие находится полностью на самообеспечении, бюджетные средства предприятию не выделяются вообще! занимаемся продажей продуктов питания. должны ли мы закупаемые...

30 Сентября 2016, 04:33, вопрос №1392826 Максим Юрьевич, г. Владивосток

Необходимо ли делать отчет об исполнении контракта по п.4,5 части 1 ст. 93 (44-ФЗ)

Здравствуйте! Необходимо ли делать отчет об исполнении контракта, не размещенного в сети Интернет, заключенного в соответствии с п.4 части 1 или п.5 части 1 ст. 93 (44-ФЗ). В бухгалтерии Управления образования требуют от у всех образовательных...

289 стоимость
вопроса

вопрос решен

Административная ответственность за размещение в ЕИС отчетов об исполнении контракта

Прошу Вас предоставить Ваше мнение по следующему вопросу. УФАС по Орловской области вынесло решение о привлечении к административной ответственности сотрудника администрации города Орла за нарушение сроков размещения в единой информационной системе...

19 Сентября 2016, 17:17, вопрос №1382163 Татьяна Юрьевна Дерябкина, г. Орел

Возможно ли продлить контракт на оказание услуг по 44 ФЗ?

возможно ли продлить контракт на оказание услуг по 44 ФЗ. каким образом это можно сделать? но чтобы сумма оказалось не изменой!!

19 Сентября 2016, 13:08, вопрос №1381863 Роман, г. Екатеринбург

На какие статьи и законы надо ссылаться чтобы доказать нарушение Заказчика по ФЗ-44?

Ru/question/1300985/ А так же все заявления и ответы находятся сдесь.... https://yadi.sk/d/aLiPL2VNuDJNY Это ответ ПРОКУРАТУРЫ........

1700 стоимость
вопроса

вопрос решен

Заказчик не оплачивает товар, ссылаясь на отсутствие финансирования

Заключили контракт на поставку подателей сигнала для проведения ЕГЭ, поставили товар, заказчик его принял. По контракту оплата в течении 30 дней, уже 2 месяца прошло а оплаты так и нет. Заказчик ссылается на приостановку финансирования....

закупка конкурс государственный электронный

Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Главной отличительной чертой государственного контракта является особая цель использования товаров (работ, услуг), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции (работах, услугах), необходимой для решения задач жизнеобеспечения организаций и учреждений, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. Специфика предмета видов государственного контракта, в свою очередь, обуславливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения.

Проект государственного контракта определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с государственным заказчиком при выполнении контракта. Также проектом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

В отношении подряда для государственных и муниципальных нужд для контракта устанавливается специальный правовой режим, в частности, связанный со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей и финансирующимися за счет государственных и муниципальных средств.

Важной особенностью государственных контрактов является порядок его заключения - государственный контракт или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Из приведенного в Законе о гос. закупках и Гражданского кодекса РФ определения государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд следует, что он является консенсуальным, возмездным и взаимным.

В соответствии с Законом о гос. закупках государственный и муниципальный контракты являются одной из важнейших составляющих комплекта документации и любая ошибка, закравшаяся в этот документ, может привести к снижению эффективности использования выделенных для закупки бюджетных средств, а также к срыву исполнения самого контракта. Данные контракты заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений упомянутого Закона.

Договор (контракт) считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В современной практике для бюджетного учреждения важна своевременность исполнения контракта. В государственный и муниципальный контракты, как правило, включены условия конкурсной, аукционной или котировочной документации и содержание заявки участника. Минэкономразвития РФ в своей политике придерживается правила невозможности при подписании изменения какого-либо пункта контракта, состоящего из двух упомянутых частей. Это требование необходимо строго исполнять, если в документации был опубликован текст контракта целиком. Если же в документации были указаны только существенные условия контракта, то они вносятся в него без изменений, а в несущественной части (упаковка, маркировка и т.п.) он может быть дополнительно согласован сторонами. На эту процедуру действующее законодательство дает до 20 дней со дня подведения результатов торгов или запроса котировок.

Обычно контракт состоит из следующих разделов:

  • - вводная часть (преамбула);
  • - предмет контракта;
  • - характеристика товара (количество, качество, комплектность товара);
  • - права и обязанности сторон;
  • - цена контракта и порядок расчетов;
  • - порядок и сроки поставки товара;
  • - ответственность сторон;
  • - изменение, дополнение и досрочное расторжение договора;
  • - сроки действия договора;
  • - порядок рассмотрения споров;
  • - заключительные положения;
  • - реквизиты и юридические адреса, подписи сторон.

Вместе с тем, надо понимать, что при завершении размещения заказа договор между бюджетным учреждением и участником-победителем не трансформируется в государственный контракт, а именуется таковым, сохраняя при этом все присущие договору признаки и включая все необходимые (существенные и несущественные) условия, т. к. главной отличительной чертой является действие одной из сторон от имени Российской Федерации.

Важнейшим условием является то, что при разработке проекта контракта, который должен быть передан участнику размещения заказа, с которым заключается контракт, в обязательном порядке необходимо перенести в него требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной, аукционной, котировочной документации и предложения, указанные в заявке такого участника размещения заказа.

В контракте требования к качеству поставляемых товаров могут определяться путем их описания, которым должно соответствовать качество товара, либо показателей качества товара (количественных характеристик, характеристик надежности, безопасности, энергопотребления, эргономических, эстетических, экологических и др.) или путем отсылки к какому-либо документу в области стандартизации.

Несмотря на то, что по общему правилу заключенный контракт не подлежит каким-либо изменениям, некоторые положения Закона о гос. закупках всё же предусматривает определенную свободу действий при его реализации. В частности, возможность изменения количества поставляемых товаров и цены контракта не более чем на 10% цены контракта. В условиях строгого регулирования деятельности государственного заказчика и возможности возникновения определенных сложностей наличие таких положений, по мнению автора, существенно влияет самым положительным образом на взаимоотношения сторон по исполнению контракта. И такая законодательная позиция, несомненно, отличает государственный контракт от иных гражданско-правовых договоров, которые не обременены такими жесткими ограничениями.

Нельзя обойти вниманием такое важное условие как гарантия. Принимая во внимание, что потенциальные поставщики, пользуясь несовершенством законодательства о гос. закупках зачастую поставляют товары, работы, услуги, не самого лучшего качества особенно важным представляется четкое регулирование условий выполнения гарантийных обязательств контрагентами. Это, в свою очередь, должно способствовать формированию круга участников размещения заказа с преобладанием добросовестных лиц.

В отношении завершающего этапа заключения контракта, его подписания, можно напомнить, что подписи под контрактом должны ставить люди, указанные во вводной части контракта, эти подписи должны быть расшифрованы и заверены гербовой печатью организации.

Однако, в свете введения электронных аукционов, возникает некий дискуссионный момент. Формально, при проведении аукциона в электронном виде обычные подписи не требуются, т. к. для таких случаев предусмотрена процедура использования электронно-цифровой подписи, да и наличие самого контракта в бумажном виде не требуется. Но для наиболее удобного использования его в работе или, к примеру, если дело доходит до судебного разбирательства, стороны зачастую предпочитают иметь в наличии государственный контракт на бумажном носителе.

Кратко остановимся на приложениях к контракту. Существует ошибочное мнение, что итоговый протокол является неотъемлемым приложением. Хотя во вводном тексте (преамбуле) на него и делается ссылка, он является конечным основанием к заключению контракта, а не приложением, даже если стороны выбрали раздельное хранение этих документов. А вот техническое задание, которое являлось частью документации о размещении заказа, спецификация товара, график платежей и поставок, календарный план работ, перечень материалов и оборудования, перечень услуг, сметный расчет, несомненно, будут являться соответствующими приложениями к контракту.

Итак, при заключении государственного и муниципального контрактов:

  • - не должно нарушаться действующее законодательство, в противном случае в результате судебного разбирательства контракт может быть признан недействительным;
  • - в тексте контракта не должно быть взаимоисключающих действий, условий, событий, а также текстовых выражений, допускающих противоречивое толкование и, соответственно, исполнение;
  • - интересы заказчика в контракте должны быть юридически защищены, а обязанности контрагента строго обеспечены его ответственностью. Весь текст контракта, все его пункты, так или иначе, должны отвечать этому требованию.

Грубой ошибкой будет являться, если в контракт не будут включены штрафные санкции за просрочку в поставке товара, исполнении работ, оказание услуг.