Должности государственной гражданской службы. Понятие, классификация и признаки. Понятие и классификация должностей государственной службы Классификация должностей гражданской службы

Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» в федеральных государственных органах могут быть учреждены должности, имеющие следующий правовой статус:

  • 1. Государственные должности Российской Федерации, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Эти должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими (например, в федеральном министерстве таким лицом является только федеральный министр).
  • 2. Должности государственной службы, которые учреждаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предназначены для замещения государственными служащими. К их числу относятся:
    • а) должности федеральной государственной гражданской службы;
    • б) воинские должности;
    • в) должности правоохранительной службы.
  • 3. В федеральном государственном органе могут быть предусмотрены также должности, не относящиеся к должностям государственной службы. На лиц, замещающих такие должности, т.е. «негосударственных служащих», действие Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и других нормативных правовых актов о государственной службе не распространяется.

Под «должностью государственной службы» понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий для выполнения им должностных обязанностей. В штатном расписании государственного органа (учреждения) указываются наименование, место и роль должности, перечень должностей, кому они подчинены и кто им подчинен. Внутренняя структура любого государственного органа (учреждения) рассматривается как определенная система различных по своему назначению и уровню должностей.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» содержатся некоторые признаки должностей государственной службы, по которым их можно отличить от должностей, имеющих иной правовой статус: должностей, не относящихся к должностям государственной службы; должностей муниципальной службы; выборных должностей в органах местного самоуправления, в органах профессионального союза.

Первый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что круг наименований должностей государственной службы, указывающих на их функциональное предназначение, точно очерчен соответствующими реестрами. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют перечни: должностей федеральной государственной гражданской службы; типовых воинских должностей; типовых должностей правоохранительной службы. Их утверждает Президент РФ.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации.

Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Законом установлено, что федеральная государственная гражданская служба - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (ст. 5 Конституции РФ).

Военная служба - профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (ст. 6).

Правоохранительная служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 7). Перечень таких федеральных государственных органов определяет Президент РФ.

Второй отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что объем полномочий по конкретной должности, включенной в перечень должностей соответствующего вида государственной службы, ограничен кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий того или иного федерального государственного органа (службы, учреждения). Для определения объема полномочий используется деление должностей государственной службы на категории и (или) группы: высшая, главная, ведущая, старшая, младшая. В соответствии с категорией и группой должностей устанавливаются различные квалификационные требования к гражданам для замещения этих должностей, порядок назначения на должности, присвоения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, а также порядок решения многих других вопросов прохождения службы.

В число квалификационных входят требования к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Другие требования, а также деление должностей государственной службы на категории и группы устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы. Так, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено деление должностей государственной гражданской службы на четыре категории: руководители; помощники (советники); специалисты; обеспечивающие специалисты.

К категории «руководители» относятся: должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

К категории «помощники (советники)» относятся должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

К категории «специалисты» относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

К категории «обеспечивающие специалисты» относятся должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Ранее применявшийся принцип деления должностей государственной службы на пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие) использован и при делении должностей федеральной государственной гражданской службы.

Наименования воинских должностей, объем полномочий и характер квалификационных требований к военнослужащим, замещающим эти должности, вытекают из предназначения и организационно-штатной структуры Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, сущности военно-служебных отношений, выполняемых должностных обязанностей, применяемых средств и способов ведения вооруженной борьбы и т.д.

Воинские должности в зависимости от их ранга (по значимости) делятся на составы применительно к делению системы воинских званий, установленной Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»:

  • 1) солдаты, матросы, сержанты, старшины;
  • 2) прапорщики и мичманы;
  • 3) офицеры (младшие, старшие, высшие).

Законом определено, что единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, а также общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами I ранга, утверждаются Президентом РФ. Перечни иных должностей утверждаются в порядке, определяемом министром обороны РФ или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаться на конкурсной основе. Каждой должности должно соответствовать одно воинское звание, которое указывается в штате соответствующей военной структуры. Это означает, что не допускается утверждение перечней воинских должностей и штатов с так называемыми «вилочными» званиями (например, подполковник - полковник).

В зависимости от установленного деления воинских должностей на составы различается порядок назначения на них, присвоения воинских званий и решения других вопросов военной службы.

Полномочия по должностям правоохранительной службы и характер квалификационных требований к лицам, замещающим такие должности, вытекают из полномочий государственных органов, служб и учреждений, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод граждан. Из положений об этих органах и иных нормативных правовых актов видно, что выполнение правоохранительных функций представляет собой либо основное содержание деятельности органа, либо часть его работы, возложенной на следственные и иные подразделения правоохранительной службы.

Полномочия по конкретной должности государственной службы всех видов юридически закрепляются не только в Положении о государственном органе или его структурном подразделении, Уставе, Положении о прохождении службы, но и в должностном (служебном) регламенте, введение которого предусмотрено Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации».

Третий отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что соотношение должностей государственной службы различных ее видов и относительная важность каждой должности государственной службы внутри одного вида службы определяются, во-первых, штатной категорией, которой соответствует классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, и, во-вторых, окладом по должности.

Необходимость сравнивать должности по этим критериям возникает, когда решается вопрос о перемещении государственного служащего в том же государственном органе для замещения иной должности государственной службы, а также при переводе для замещения иной должности государственной службы в другом государственном органе либо в другую местность.

Следует иметь в виду, что каждое такое перемещение государственного служащего связано с изменением его правового статуса и должно осуществляться только согласно установленным правилам, не ущемляя его прав и законных интересов. Важной гарантией в этом отношении служат положения, содержащиеся в ст. 8 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которой соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется Указом Президента РФ, а соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации - федеральным законом или Указом Президента. Указом Президента РФ от 30 сентября 2004 г. «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» утвержден табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы.

Четвертый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что оплата труда по должности государственной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации соответственно. Для государственного служащего субъекта Федерации при необходимости могут быть предусмотрены случаи получения денежного содержания за счет средств федерального бюджета.

Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

Исходя из многообразия и специфики деятельности, государственная служба разделяется на три вида: военную, выполняющую функцию по обеспечению обороны и безопасности государства; правоохранительную, осуществляющую функцию по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина; гражданскую, обеспечивающую исполнение полномочий государственных органов. Особое место в системе государственной службы занимает государственная гражданская служба.

В структуре государственной гражданской службы различаются чётко две стороны, две группы отношений:

во-первых, организация государственной службы – подбор и расстановка специалистов необходимой квалификации;

во-вторых, служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных полномочий.

Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и включает большой круг вопросов:

· установление перечня должностей и определение полномочий по каждой должности,

· процесс конкурсного поступления на государственную службу,

· подготовка кадров и повышение их квалификации,

· правила продвижения по службе,

· применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности,

· правил прохождения службы и прекращения служебных отношений, а также некоторые другие правила.

Это большая область отношений, связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

Другая сторона государственной службы - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.

Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в экономической, социальной и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

Прохождение государственной гражданской службы представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт, прохождение государственной гражданской службы объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового, финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.


Одним из ключевых институтов гражданской службы, определенных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", является институт должности гражданской службы.

Статья 5 Федерального закона закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» раскрывает содержание государственной гражданской службы, как вида особой профессиональной служебной деятельности граждан на должностях государственной гражданской службы, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации .

Прохождение гражданской службы возможно только на должности государственной службы. Соответственно должности государственной гражданской службы предназначены для замещения государственными служащими. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений ФЗ .

К их числу относятся:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) воинские должности;

в) должности правоохранительной службы.

Совокупность должностей государственной гражданской службы представлена категориями и группами [ст.9, 3]. Должности гражданской службы подразделяются на четыре категории - руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты, при этом в каждой категории выделяется несколько групп должностей.

По данным аналитиков , учреждение четырех категорий должностей позволяет более детально вырабатывать требования к ним, уточнять должностные обязанности, заработную плату и социальные гарантии. Данная классификация должностей позволяет также установить в структуре государственного органа управленческую иерархию и одновременно распределить функционал, т.е. сформировать в конкретном государственном органе наиболее оптимальную должностную структуру, позволяющую не только эффективно осуществлять установленные функции государственного органа, но и обеспечить должностной рост гражданских служащих.

Соответственно, классификация должностей позволяет установить также различные квалификационные требования, полномочия и ответственность, особенности в прохождении гражданской службы, различия в предоставляемых основных и дополнительных государственных гарантиях.

Многие эксперты сходятся во мнении, что функционирующая система должностей способствует профессионализации и повышению уровня компетентности его служащих. Она нацеливает служащих на приобретение определенных знаний, навыков, выполнение конкретной работы, замещение определенного служебного места в структуре государственного органа, приобретение служебных и личных прав.

Исходя из поставленных задач работы представим более подробно характеристику должностей, относящихся к категории «Руководитель». К должностям категории «руководители» законом отнесены должности руководителей и заместителей руководителей:

Государственных органов и их структурных подразделений;

Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

Представительств государственных органов и их структурных подразделений.

Руководители наделяются широкими административно-распорядительными полномочиями, правом совершать действия, влекущие за собой юридически значимые последствия; издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять служащих (выполнять полномочия представителя нанимателя), применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия. Лица, замещающие должности категории «руководители», - должностные лица.

3. Муниципальная служба и муниципальная кадровая политика:

Должность – часть организационной структуры государственного органа, комплекс обязанностей и прав, закреплённый нормативно-правовыми актами.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждён Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574.

Каждая должность имеет своё название и целевое назначение , а также порядок учреждения , преобразования и ликвидации .

Должность – это место в служебной иерархии, для каждой из них установлен свой порядок замещения и освобождения.

Каждая должность включена в штатное расписание органа – перечень структурных подразделений и должностей в них.

Виды должностей в государственных органах:

- Государственные должности (политико-судебные). Учреждаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ и законами субъектов РФ. Сводный перечень их закреплён в Указ Президента РФ от 11.01.1995 «О государственных должностях РФ». К лицам, их занимающим, как правило, квалификационные требования не применяются (за исключением судей). Лица, замещающие государственные должности госслужащими не являются, как правило замещение происходит на определённый срок, основной способ замещения государственных должностей – избрание .

К ним относятся:

Президент РФ;

Председатели Государственной Думы и Совета Федерации;

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации;

Председатель и члены Правительства РФ;

- Должности государственной службы:

Должности гражданской государственной службы;

Военные должности;

Должности иных видов государственной службы.

- Трудовые должности. Лица, их замещающие, не являются госслужащими, их правовое положение регулируется трудовым правом .

Категории (виды) должностей гражданской государственной службы (п. 2 ст. 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ ):

1. Руководители – замещаемые на определённый срок полномочий или без ограничения срока полномочийдолжности руководителей и их заместителей:

Государственных органов и их структурных подразделений;

Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

Руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений.

2. Помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия в реализации полномочий:

Лиц, замещающим государственные должности;

Руководителей государственных органов;

Руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

Руководителей представительств государственных органов.

Замещаются на срок, ограниченной сроком полномочий своих руководителей.

3. Специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

4. Обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Группыдолжностей гражданской государственной службы (п. 3 ст. 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ ):

- высшие;

- главные;

- ведущие;

- старшие;

Классные чины государственной гражданской службы (ст. 11 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ ):

- Секретарь государственной гражданской службы РФ (субъекта РФ) 1, 2, 3-го класса. Присваивается замещающим должности младшей группы.

- Референт государственной гражданской службы РФ (субъекта РФ) 1, 2, 3-го класса. Присваивается замещающим должности старшей группы.

- Советник государственной гражданской службы РФ (субъекта РФ) 1, 2, 3-го класса. Присваивается замещающим должности ведущей группы.

Прежде чем говорить о классификации должностей государственной гражданской службы, необходимо отметить характерные существенные особенности самого понятия «должность государственной гражданской службы», поскольку в различных источниках оно часто отождествляется с понятием «государственная должность».

Под государственной должностью Российской Федерации (субъекта РФ) понимается должность, устанавливаемая Конституцией РФ, федеральными законами (конституциями, уставами, законами субъекта РФ) для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (государственных органов субъекта РФ). Такие должности не входят в состав государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими.

Должность федеральной государственной гражданской службы (государственной гражданской службы субъекта РФ) - это должность, учреждаемая федеральным законом или указом Президента РФ (законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ) в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность РФ (субъекта РФ).

Таким образом, главной целью учреждения должностей гражданской службы становится практическое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти, решения их задач на основе принципов и положений, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъекта РФ.

Если же рассматривать существенное содержание должности гражданской службы, то она представляет собой штатную единицу, предусмотренную в структуре аппарата государственного органа для обеспечения выполнения задач и функций государственного органа или обеспечения его аппарата, либо деятельности лица, замещающего соответствующую государственную должность, включенную в реестр должностей федеральной государственной службы и реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Это учрежденная в установленном порядке государственным органом (путем принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, которая отражает содержание и объем полномочий занимающего ее лица и содержится за счет финансовых средств государственного бюджета.

Представленное определение должности не содержится в нормативных актах, регулирующих государственную службу. Оно разрабатывается различными правоведами на основании принципов и норм федеральных законов № 58-ФЗ и № 79-ФЗ. Однако, вопрос о классификации должностей законодателем проработан весьма тщательно, что позволяет перейти к его изучению.

Классификация должностей гражданской службы предполагает их распределение по различным структурам в зависимости от служебной роли в государственном управлении. В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года должности гражданской службы делятся по трем основаниям на категории, группы и классные чины.

Правда, помимо указанной классификации можно представить и другие, основанные на самом явлении государственного управления:

  • 1) По уровням государственного управления должности гражданской службы делятся на должности федеральной государственной гражданской службы - эти должности отражаются в реестре должностей федеральной государственной службы, и должности государственной гражданской службы субъекта РФ - эти должности отражаются в реестре должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.
  • 2) По ветвям власти, осуществляемой государственным органом, в котором учреждена данная должность, она может присутствовать в органах законодательной, исполнительной или судебной власти.

Данные критерии отражают внешний атрибут должностей - их местонахождение в системе государственной гражданской службы. Если же говорить о внутренней классификации, то она предполагает их распределение по различным параметрам в зависимости от служебных ролей в государственном управлении. И здесь мы обращаемся к федеральному законодательству и приводим два основания, отмеченные в статье 8.4. Федерального закона «О системе государственной службы РФ» и в статье 9.1. Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»: должности подразделяются на категории и группы.

Разделение должностей по категориям и группам возможно за счет наделения их различными объемами полномочий и обязанностей, что позволяет выстраивать управленческую вертикаль, где показателем относительной важности должности является классный чин гражданской службы. Такая система отражает карьерный тип организации службы, когда вся профессиональная жизнь чиновника проходит в сфере государственной службы. На его карьере построена организация, которая делится на строгие иерархические категории и в рамках этой организации по определенным правилам происходит постепенный служебный рост чиновника. Карьерная система предполагает категорирование служащих.

Для определения существенных признаков категории или группы должностей (помимо полномочий) используется понятие квалификационных требований к кандидату, претендующему на ту или иную должность, причем, естественно, что для более высокой должности характерно наличие и более высоких требований.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования:

  • 1) к уровню профессионального образования;
  • 2) стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  • 3) профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ - законом субъекта РФ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. государственный должность федеральный закон

Другие требования к должностям государственной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Федерации, а также нормативными актами государственных органов - в отношении гражданских служащих этих государственных органов.

Классификация должностей государственной гражданской службы находит свое отражение в указанных выше реестрах должностей РФ или субъекта РФ.

Реестр должностей федеральной гражданской службы включает должности федеральной гражданской службы, классифицированные но государственным органам, категориям, группам и иным признакам, который утверждается указом Президента РФ.

Реестр должностей гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений Закона о государственной гражданской службе РФ, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей федеральной гражданской службы.

По закону № 79-ФЗ должен быть составлен Сводный реестр должностей гражданской службы РФ, образующийся из реестра должностей федеральной гражданской службы и реестров должностей гражданской службы субъектов РФ, но работа над ним еще ведется.

В отличие от норм закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 года, где государственные должности подразделялись на три категории «А», «Б», и «В», во второй главе Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

  • 1. Руководители.
  • 2. Помощники (советники).
  • 3. Специалисты.
  • 4. Обеспечивающие специалисты.

Должности гражданской службы всех категорий имеют много общих признаков: это первичные, низовые, неделимые, структурные единицы управления для обеспечения и исполнения полномочий государственных органов, которые включаются в государственный штат.

§ 3. Понятие и классификация государственных должностей

При определении административно-правового статуса государст­венных служащих особо важное значение имеет правильное понима­ние правового значения и классификации государственных должнос­тей государственной службы.

В общем виде под должностью понимается учрежденная в установлен­ном порядке первичная структурная (организационная) единица, отра­жающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта ор­ганизационно-правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т. д.

В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. «Об основах государствен­ной службы Российской Федерации» дано понятие государственной должности в современном ее значении в отличие от всякой другой - негосударственной. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государствен­ной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных ор­ганах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установлен­ным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответст­венностью за исполнение этих обязанностей.

К числу «иных» государственных органов, образуемых в соответст­вии с Конституцией, относятся: Центральный банк России, Совет Без­опасности, Администрация Президента и его полномочные представи­тели, дипломатические представители Российской Федерации в ино­странных государствах и международных организациях, Счетная пала­та, Прокуратура, Аппарат Правительства, должности Уполномоченно­го по правам человека, Председателя, заместителя Председателя, сек­ретаря и члена Центральной избирательной комиссии РФ, занимаю­щего должность на постоянной основе, а также территориальные орга­ны, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

Понятие государственной должности является стержневым, осно­вополагающим для определения не только понятия «государственная служба», но для определения правового положения государственного служащего, порядка прохождения государственной службы (способ за­мещения должности, присвоение квалификационного разряда, пре­кращение государственной службы и т.д.). При этом принципиальное значение имеет установленное Федеральным законом от 31 июля 1995 г. деление государственных должностей государственной службы.

В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государст­венной службе и повышения эффективности кадровой политики в го­сударственном аппарате рядом указов Президента утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы (категории «Б» и «В»), которые считаются соответствующими раздела­ми Реестра государственных должностей государственной службы Рос­сийской Федерации*. Такие перечни учреждены для обеспечения ис­полнения полномочий Президента, членов Совета Федерации, депута­тов Государственной Думы, федерального министра, судей, деятельности Совета Безопасности, федерального органа исполнительной власти и др.


* СЗ РФ. 1996. № 16 Ст. 1833, 1834; 1997. № 36. Ст. 4129; 1998.№5.Ст.571;№14.Ст.1536 ; №49.Ст.6012;1999.№5.Ст.652;№ 10. Ст. 1179;№39.Ст.4591;№51. Ст.6328.

Государственные должности, включенные в Реестр, подразделяют­ся на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

К Реестру приложены перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требова­ния к лицам, замещающим эти должности.

Специализация предусматривает наличие у государственного слу­жащего соответствующего профессионального образования для испол­нения обязанностей по государственной должности государственной службы. Она устанавливается в зависимости от функциональных обя­занностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных ор­ганов.

Квалификационные требования к служащим, замещающим госу­дарственные должности государственной службы, включают сле­дующее.

Во-первых, требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей. Например, гражданам, претендующим на высшие и главные государственные должности го­сударственной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государ­ственной службы или образование, считающееся равноценным, с до­полнительным высшим профессиональным образованием по специа­лизации государственных должностей государственной службы.

Во-вторых, для лиц, замещающих государственные должности фе­деральной государственной службы или претендующих на их замеще­ние, в целях обеспечения их высокого профессионализма, единства предъявляемых к ним квалификационных требований установлены требования по стажу и опыту работы. Эти требования различаются также в зависимости от группы должностей. Например, для замещения ведущих государственных должностей требуется иметь стаж государст­венной службы на должностях, отнесенных к старшим государствен­ным должностям, не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет и профессиональные качества руководителя, необхо­димые для исполнения соответствующих должностных обязанностей.


В-третьих, устанавливаются требования к уровню знаний федераль­ной Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и за­конов субъектов Федерации применительно к исполнению соответст­вующих должностных обязанностей. Кроме того, могут устанавливать­ся и другие требования.