Древние фразеологизмы и их происхождение. Фразеологизмы из древнегреческих мифов Фразеологизм “Сизифов труд” значение

Секция «Актуальные на учные проблемы в мире (глазами молодьш исследователей)»

АНТИЧНЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - С ДОИСТОРИЧЕСКИХ ВРЕМЕН

ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Д. В. Кирдяшкина, А. А. Фоломеев Научный руководитель - О. В. Маслова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected], [email protected]

Существует особая группа крылатых выражений, первоначальное употребление которых просматривается со времен античной эпохи. Подобные речевые обороты, или фразеологизмы, могут служить безупречным эмоциональным проводником, передавать эмоции, чувства и «тонкие» намеки. Рассматриваются фразеологизмы, заимствованные из мифов Древней Греции и античной литературы. Раскрывается влияние фразеологизмов на современную устную и письменную речь.

Ключевые слова: фразеологизмы, идиомы, афоризмы, античная литература.

ANTIQUE IDIOMS - FROM AN ANTIQUITY TO THE PRESENT DAY

D. V. Kirdyashkina, A. A. Folomeev

Scientific Supervisor - O. V. Maslova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]

There is a special group of aphorisms, which origin is viewed from ancient times. Many of these expressions can serve as perfect emotional conductors, conveying emotions, feelings and "subtle" hints. Phraseologisms taken from myths of Ancient Greece and ancient literature are described in this article. Reveals influence of phraseology on modern spoken and written language.

Keywords: phraseological units, idioms, aphorisms, antique literature.

Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, с неизменяемым порядком, но, взятые отдельно, эти слова уже несут другой смысл. Отличие фразеологизмов от словосочетаний или предложений состоит в том, что фразеологизм не создается каждый раз заново, а воспроизводится в уже существующем виде. Синтаксически фразеологизм рассматривается как один член предложения. Для определения фразеологизмов существует несколько признаков: он содержит не менее двух слов, имеет устойчивый состав, не является названием. История возникновения фразеологизмов, или идиом, афоризмов, иначе крылатых выражений теряется в веках, предположительно, они вошли в употребление с появлением речи. Основателем фразеологии, как лингвистической дисциплины считается В. В. Виноградов, который предложил в 1940-е годы свою классификацию фразеологизмов. На данный момент становится затруднительным представить общение между людьми без употребления ими крылатых выражений. Очень часто возникают ситуации, в которых невозможно обойтись без фразеологизмов. Их употребление становится необходимым для обеспечения связанного звучания текста или же для того, чтобы усилить его эмоциональное воздействие на читателя. Зная значение фразеологизма, можно успешно и в подходящий момент вставить его в речь.

Античность - это период существования цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Именно во времена античности получили широкое развитие искусство, наука и литература. Античные философы, поэты и ученые внесли значительный вклад в развитие европейской цивилизации. В те времена был воспет культ нравственности и благородства, которые олицетворяют гармонию физического и духовного совершенства человека. Достаточно большое количество фразеологизмов привнесено в употребление из античной мифологии.

Приведем примеры самых известных античных фразеологизмов, вошедшие из древности в современный русский язык, а также определим их значения.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

«Альма-матер» («Alma» - питающая, кормящая; «mater» - мать.) - в переводе с латинского -«мать-кормилица». Ученые сходятся во мнении, что данное выражение возникло при царице Семирамиде, которую провозгласили «Девой матерью». В средневековье выражение обозначало: «Божья матерь», или Богородица. Для студентов «Alma Mater» имеет особое значение: университет, образно говоря, дает студенту пищу для ума, насыщает знаниями, поэтому эта идиома подходит для обозначения своего учебного заведения. В наши дни данный оборот произносится в качестве выражения признательности своему вузу. «Белая ворона» - выражение, которое означает одновременно уникальность и нестандартность, связано с отчуждением от общества. Обычно принято использовать этот фразеологизм для обозначения человека, который отличается по поведению или внешнему виду, странного, необычного. Первое упоминание выражения «Белая ворона» принадлежит поэту Древнего Рима Ювеналу. «Геенна огненная» - у древних народов данный оборот обозначал «ад», место сожжения людей. Происхождение данного выражения связано с событиями в Генномской долине, которая находится недалеко от Иерусалима. По легендам именно на этом месте массово сжигали людей за малейшие проступки, прах же складывали таким образом, чтобы он развевался по ветру. Согласно обычаю это помогало отгонять злых духов от безгрешных людей. «Кануть в Лету» - исчезнуть, пропасть без следа. Фразеологизм получил начало благодаря Древнегреческим мифам о подземном царстве бога смерти Аида. Души умерших, попадая в загробный мир, должны были пить воду из реки Лета, при этом забывая свою прошлую жизнь. «На седьмом небе» - высшая степень удовлетворения. Для древних народов небо являлось чем-то недостижимым. Данный фразеологизм тесно связан с Древнегреческим философом Аристотелем, который считал, что небо состоит и семи неподвижных кристальных сфер, на которых покоятся звезды. По мнению Аристотеля, седьмое небо было обиталищем ангелов, раем, т. е. высшей степенью наслаждения, которую только можно достигнуть. «Пальма первенства» - первое место среди других. Данное выражение появилось благодаря Древнегреческому обычаю: награждать победителя в состязании пальмовой ветвью или венком. «Панический страх» - данный фразеологизм появился благодаря древней легенде о безобразном боге дикой природы Пане. Родившись на свет, он испугал своим видом и поведением мать: «он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться». Хоть бог Пан был добродушным и веселым, тем не менее, пастухи или охотники услышав в диких просторах странные звуки, свист или что-то похожее на хохот начинали паниковать, испытывали сильный страх перед этим Богом, отсюда и фразеологизм. «Плясать под чужую дудку» - действовать не по собственной воле, а по воле другого. Данное выражение приписывают Греческому баснописцу Эзопу (VI в. до н. э.). В своей басне он поведал: «Один флейтист, увидевший рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он взял сеть, закинул ее и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в сетях, он сказал им: «Перестаньте плясать; когда я играл на флейте, вы не хотели выходить и плясать». «Око за око, зуб за зуб» - в древние времена этот оборот обозначал: «Любой преступник обязан отплатить жертве тем же, если она потеряла руку, то и преступник должен ее потерять, если, например, глаз, то и он должен распрощаться с глазом». Позже эти законы были прописаны в Библии. В наши дни оно означает: «как аукнется, так и откликнется».

Множество фразеологизмов появились в употреблении благодаря мифам Древней Греции и античной литературы. Прошли века, тысячелетия, а эти и многие другие крылатые выражения продолжают существовать и употребляются в речи. За каждым таким оборотом стоит свое значение, своя история; для разных народов эти выражения несут один и тот же смысл. Понимая семантическое значение идиом можно легко использовать их в речи и письме, выражая, таким образом, свое отношение, или подчеркивая эмоциональную окраску сказанного. Лишь несколько выше приведенных примеров наглядно иллюстрируют, как фразеологический оборот способствует усилению колоритности и эмоциональной яркости звучания речи.

1. Аничков И. Е. Труды по языкознанию. СПб. : Наука, 1997. С. 510.

2. Успенский В. В., Успенская Л. В. Мифы Древней Греции. СПб. : АСТ, 2014. С. 272.

3. Толстой Н. И. Язык и народная культура. М. : Индрик, 1995. С. 512.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Азъ, 1992. С. 960.

5. Фразеологизмы - толкование, иллюстрации [Электронный ресурс]. URL: http://frazbook.ru/ category/antichnye-frazeologizmy/ (дата обращения: 06.04.2016).

© Кирдяшкина Д. В., Фоломеев А. А., 2016

Слайд 1

Фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из мифологии
Авторы: ученики 7класса Анохин Илья, Юрина Кристина

Слайд 2

Цели и задачи
Цель: изучить природу фразеологизмов и учиться на примере мифов Древнего мира употреблять фразеологизмы в своей речи. Задачи: Проанализировать необходимую языковую информацию о фразеологизмах; познакомиться с фразеологическими словарями; составить свой словарь фразеологизмов; создать мультимедийные ресурсы о фразеологизмах.

Слайд 3

Заимствованные фразеологизмы делятся на заимствованные из старославянского языка и заимствованные из западноевропейских языков. Значительное число фразеологизмов заимствованы из древнегреческой мифологии.

Слайд 4

Авгиевы конюшни
В Древней Греции, по преданию, жил царь Авгий. Он был страстным любителем лошадей. В его знаменитых конюшнях стояло три тысячи коней. Однако стойла, в которых содержались эти животные, не чистились в течение 30 лет, и они, естественно, по самые крыши наполнились навозом. Однажды на службу к царю Авгию поступил силач Геракл, которому Авгий поручил очистить свои конюшни – сделать это кому-то другому было уже невозможно. Геракл отличался не только могучей силой, но и умом. Он решил эту проблему просто: отвел в ворота конюшен речку, и ее бурный поток быстро вымыл оттуда всю грязь. Эту древнюю легенду впервые сообщил миру древнегреческий историк Диодор Сицилийский. Выражение «авгиевы конюшни» мы употребляем сегодня, когда хотим сказать о крайней запущенности.

Слайд 5

Ахиллесова пята
Всякое слабое, уязвимое место человека в его привязанностях, характере называют ахиллесовой пятой. Откуда же взялось это выражение? Ахилл – герой древнегреческих мифов, отважный и непобедимый, которого не брали никакие вражеские стрелы. В мифе рассказывается, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула сына, еще в пору младенчества, в воды священной реки Стикс. Когда мать окунала Ахилла, она держала его за пятку, и пятка оказалась незащищенной. Ахилл был убит в одном из состязаний стрелой своего противника, которая попала в пятку.

Слайд 6

Весы Фемиды
В Древнегреческой мифологии Фемида – богиня правосудия. Ее всегда изображали держащей в одной руке меч, а в другой – весы, и обязательно с повязкой на глазах, символизирующей беспристрастие, с которым она судит обвиняемых в чем-то людей. Фемида как бы взвешивает на своих весах все доводы обвинения и защиты и карает виновных мечом. Выражение «весы Фемиды» стали синонимами правосудия, справедливости.

Слайд 7

Гомерический хохот
Гомер – знаменитый древнегреческий поэт. Его считают автором поэм «Илиада» и «Одиссея». Герои этих поэм – боги – наделены необычайными качествами. Они сильны, мужественны, находчивы, обладают мощными голосами, смех их подобен раскатам грома. Гомерический хохот – это очень громкий, неудержимый хохот.

Слайд 8

Гордиев узел
В одной древнегреческой легенде рассказывается, что фригийский царь Гордий принес в дар Зевсу колесницу, а к ее дышлу привязал волов таким сложным узлом, что никакой искусник не мог его распутать. Древний оракул (предсказатель) возвестил всех, что тот, кто сумеет развязать это хитрый узел, будет владеть всем миром. Величайший полководец древности Александр Македонский, завоевавший Фригию, тоже услышал об этом. Он вошел в храм, куда поместили колесницу, пригляделся к прославленному узлу и вдруг, выхватив свой золотой меч, рассек узел одним ударом. С тех пор и повелось: «разрубить гордиев узел» – значит быстро, очень решительно, силой разрешить какое-то запутанное дело.

Слайд 9

Дамоклов меч
Это пришло к нам из древнегреческого мифа. У сиракузского тирана Дионосия Старшего был приближенный Дамокл. Дамокл сильно завидовал своему властелину. Дионисий знал об этом. Однажды он решил проучить Дамокла. Во время пира приказал своим слугам возвести своего любимчика на трон и оказывать ему царские почести. Дамокл готов был прыгать от радости – сбылось его заветное желание. Но вот он поднял глаза вверх и замер: прямо над его головой острием книзу висел тяжелый меч, подвешенный на тонком конском волосе. Каждую минуту меч мог сорваться прямо на голову Дамоклу. - Вот, Дамокл, - сказал тиран, - ты считаешь мое высокое положение завидным, но посмотри теперь: спокоен ли я на своем троне? С тех пор выражение «дамоклов меч» означает наивысшую опасность, которая может обрушиться в любую минуту.

Слайд 10

Олимпийское спокойствие
Олимп – гора в Древней Греции, где, как рассказывалось в древнегреческих мифах, обитали бессмертные боги. С олимпийскими богами мы теперь сравниваем людей, которые при любых обстоятельствах сохраняют невозмутимое спокойствие духа» так же мы называем людей высокомерных и недоступных. В нашей речи возникли такие выражения, как «литературный Олимп» или «музыкальный Олимп» - группа признанных поэтов, писателей и музыкантов. А олимпийское спокойствие – спокойствие ничем невозмутимое.

Слайд 11

Паника, панический ужас
Паника – слово греческого происхождения. Оно пришло к нам из древнегреческого мифа о боге полей, лесов и стад Пане, который родился на свет обросшим шерстью, с козлиными рогами, копытами и с козлиной бородкой. Своим внешним видом новорожденный так испугал свою мать, что она в ужасе покинула его, но отец сына Гермес отнес сына на Олимп и показал богам. Ребенок рассмешил богов и очень им понравился, они приняли его в свое число и дали имя Пан. Пан очень любил музыку и часто играл на пастушьей дудочке. Однако всякого, кто подходил к его лесному убежищу, Пан обращал в бегство, приводя в ужас одним своим видом. По преданию, страх, который внушал Пан, был так силен, что овладевал даже войсками, которые, заслышав дикие завывания Пана, обращались в бегство. От мифологического имени Пан в дальнейшем произошло слово «паника», означающее безотчетный, неудержимый страх, преимущественно массового характера, а также слово «паникер» - «человек, легко поддающийся смятению, распространяющий тревожные слухи».

Слайд 12

Прокрустово ложе
Чтобы узнать историю этого выражения, снова обратимся к греческой мифологии. Жил в Аттике страшный разбойник Полипемон, прозванный Прокрустом. Он не просто убивал зашедших в его владения путников, а сначала укладывал своего гостя на ложе и смотрел, точно оно соответствует росту несчастного или нет. Если гость был длиннее, обрубал ему ноги, а если короче – вытягивал суставы до необходимой длины. Бывает и так, что какое-нибудь произведение искусства или открытие в науке кто-то старается вопреки всякому смыслу подогнать к тем или иным требованиям, то есть загнать в искусственные рамки. Вот в таких случаях и используют это выражение.

Слайд 13

Рог изобилия
Древнегреческий миф рассказывает нам о том, что жестокий бог Кронос не желал иметь детей, так как боялся, что отнимут у него власть. Жена Кроноса поэтому родила сына Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за младенцем. Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды коза, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться все, чего бы они ни пожелали. Так выражение «рог изобилия» стало символом достатка и богатства.

Слайд 14

Фонарь Диогена
Древнегреческий писатель Диоген Лаэртский в своей книге «Жизнь, учения и мнения знаменитых философов» рассказывает, что древнегреческий философ Диоген Синопский однажды зажег днем фонарь, и расхаживая с ним, говорил: «Я ищу человека». Возникшее отсюда выражение «искать с фонарем Диогена» употребляется в значении «упорно, но напрасно, тщетно стремиться найти кого – либо или что –либо. В последнее время больше используется в речи синоним этого выражения – «искать днем с огнем».

Слайд 15

Ящик Пандоры
В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил для них у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на землю красивую женщину - Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья. Выражение «ящик Пандоры» означает источник несчастий, великих бедствий.

Слайд 16

Сизифов труд
Сизифов труд – «тяжелая, бесконечная работа». Много коварства и обманов совершил в жизни царь Коринфа Сизиф. Он осмеливался обманывать даже богов. Разгневались боги на Сизифа и присудили ему тяжкое наказание в загробной жизни. В царстве Аида он должен был вкатывать камень на высокую гору. Каждый раз вырывается камень из рук Сизифа, и он снова принимается за этот тяжелый труд. Так возникло выражение «сизифов труд».

Слайд 17

Яблоко раздора
Выражение происходит от древнегреческого мифа. На свадьбе Пелея и Фетиды присутствовали три прекрасные греческие богини: Афродита, Афина и Гера. Желая поссорить их между собой, четвертая богиня – богиня раздора Эрида – бросила в толпу золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко предназначено ей, и ни за что не уступала его другой. В спор вмешался сын троянского царя Приама Парис. Он присудил яблоко Афродите – богине любви и красоты. Афина и Гера рассердились и стали настраивать все греческие народы против троянцев. Так разгорелась кровопролитная война, в результате которой погибла Троя. С тех пор мы называем всякий повод для разногласий яблоком раздора.

Слайд 18

И еще…
Бочка Данаид Геркулесовы столпы Кануть в лету Танталовы муки Прометеев огонь Содом и Гоморра И др.

Натура. Заимств. в XVI в. из лат. яз., где natura «природа» - суф. производное от natum «рожденное» (от nascor «рождаюсь»). Ср. природа.
«лодка, челн", укр. каю́к. Заимств. из тат., тур., крым.-тат., казах.

Сцилла и Харибда - в древнегреческой мифологии два чудовища, обитавшие по обеим сторонам узкого морского пролива между Италией и Сицилией и губившие проплывавших мореплавателей. Сцилла, обладавшая шестью головами, хватала с проплывавших кораблей гребцов, а Харибда, всасывавшая в себя воду на огромном расстоянии, поглощала вместе с ней корабль.

Ски́лла (др.-греч. Σκύλλα, в латинской транслитерации Сци́лла, лат. Scylla) и Хари́бда (др.-греч. Χάρυβδις, допустима транскрипция Харибдида) - морские чудища из древнегреческой мифологии.

Харибда в древнегреческом эпосе - олицетворенное представление всепоглощающей морской пучины (этимологически Харибда означает «водоворот», хотя есть и иные толкования этого слова). В Одиссее Харибда изображается как морское божество (др.-греч. δία Χάρυβδις), обитающее в проливе под скалой в расстоянии полета стрелы от другой скалы, которая служила местопребыванием Сциллы.

Сопоставление Скиллы с Харибдой послужило образованию пословицы, равнозначащей русской «из огня да в полымя»:

Фразеологизмы из древнегреческих мифов

Фразеологизм “Сизифов труд” значение

В древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном коринфском царе Сизифе, который несколько раз обманывал богов, чтобы продлить свою роскошную жизнь на земле.

Разгневанный Зевс присудил ему за это вечные муки в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. И все начиналось сначала…

Выражение сизифов труд стало обозначать тяжелую, изнурительную, бесполезную работу.

Фразеологизм “Яблоко раздора” значение

Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за это-го вспыхнула Троянская война.

Выражение яблоко раздора превратилось во фразеологизм, обозначинающий причину ссоры, вражды

ВЗГЛЯД МЕДУЗЫ

Если человек неприятен в общении и не нравится окружающим, то часто говорят, что он обладает взглядом Медузы.

Медуза Горгона - чудище, на голове которого извивались змеи, а вместо ступней были медные копыта. Если человек смотрел на нее, то тут же превращался в камень.

Победить чудище удалось Персею. Чтобы убить Медузу герою пришлось проявить недюжинную смекалку: во время сражения он использовал блестящий щит, в котором отражалась Горгона – так Персей ни разу не посмотрел на чудовище. Потом он отрезал голову поверженной Медузы и прикрепил ее к щиту. Как оказалось, ее взгляд все еще мог превращать в камень все живое.

БОЧКА ДАНАИД

Бочка данаид - бессмысленный, бесполезный труд.

Как гласит древнегреческая легенда, давным-давно на ливийском троне восседал царь Данай, у которого было пятьдесят красавиц-дочек. А египетскому царю Египту боги даровали полсотни сыновей, которых он задумал сосватать с дочерьми Даная. Но ливийский царь воспротивился воле Египта и вместе с дочерьми пустился в бегство. В греческом городе Аргосе сыновья настигли Даная и силой принудили его дочек вступить с ними в брак. Но Данай не пожелал мириться с таким исходом и подговорил дочерей после свадебного пиршества убить супругов. Повеление отца исполнили все, кроме одной из сестер. Прекрасная Гипермнестра искренне полюбила красавца Линкея и не смогла лишить его жизни.

Преступление, совершенное Данаидами, разгневало Богов, и они жестоко покарали провинившихся. В ужасном Тартаре их ждало страшное проклятие – сестры навечно обречены наливать воду в бездонную бочку, пытаясь наполнить ее.

АТТИЧЕСКАЯ СОЛЬ

Аттическая соль - (книжн.) - изящная шутка, утонченное остроумие.

Оборот - калька с лат. sal Atticus. Выражение приписывается древнеримскому писателю и оратору Цицерону (106 - 43 гг. до н. э.). Стремясь популяризировать в Риме греческую культуру, Цицерон в своих писаниях уделил значительное место теории ораторского искусства, разработанной греками. Особенно он выделял жителей Аттики, славившихся красноречием. "Все они были... посыпаны солью остроумия..." - писал Цицерон.

ПРОМЕТЕЕВ ОГОНЬ

Прометеев огонь - (книжн.) дух благородства, мужества, неугасимое стремление к достижению высоких целей.

Выражение пришло из древнегреческой мифологии. Один из титанов, Прометей, похитил у богов огонь и научил людей пользоваться им. Разгневанный Зевс велел Гефесту приковать титана к скале, куда каждый день прилетал орел, чтобы клевать печень Прометея. Освободил Прометея герой Геракл.

НИТЬ АРИАДНЫ

Нить Ариадны - означает выход из какой-либо трудной, запутанной ситуации. Выражение возникло из древнегреческого мифа о Золотом руне, когда Ариадна дала своему возлюбленному клубок ниток, чтобы он мог найти выход из лабиринта. Здесь можно скачать или прослушать МИФ "Путешествие Тесея на Крит" - источник фразеологизма нить Ариадны.

ОЛИМПИЙСКОЕ СПОКОЙСТВИЕ

Олимпийское спокойствие - невозмутимое спокойствие.

Олимп - гора в Греции, где, как рассказывается в греческих мифах, обитали боги. У Софокла, Аристотеля, Вергилия и других авторов Олимп - небесный свод, обитаемый богами. Олимпийцы - бессмертные боги, всегда сохраняющие величественную торжественность внешнего облика и невозмутимое спокойствие духа.

ЦАРЬ! ПОМНИ О ГРЕКАХ

Царь! Помни о греках. 1. Напоминание о неотложном деле. 2. Напоминание о необходимости отмщения.

Эти слова царь Персии (522-4X6 до н. э.) Дарий I приказал своему рабу громко повторять ему три раза в день, каждый раз, когда Дарий садился за стол. Как сообщает древнегреческий историк Геродот, тем самым этот правитель показывал, что он не забыл, как греки (афиняне и ионийцы) захватили и сожгли персидский город Сарды, и что он непременно отомстит, когда это будет возможно.

ЯЩИК ПАНДОРЫ

Ящик Пандоры. Иносказательно ― «источник несчастий, неприятностей». Фразеологизм связан с мифом о Пандоре, получившей от бога Зевса закрытый ящик, наполненный всеми земными бедствиями и несчастьями. Любопытная Пандора открыла ящик, и оттуда вылетели человеческие несчастья

ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ

Прокрустово ложе. Иносказательное выражение ― «образец, данный заранее, под который нужно подготовить что-то». В одном из греческих мифов рассказывается о разбойнике Прокрусте (истязателе). Он ловил прохожих и подгонял под свое ложе: если человек был длиннее, ему отрубали ноги, если короче ― вытягивали.

ЗОЛОТОЕ РУНО

Золотое руно - золото, богатство, которым стремятся овладеть.

В древнегреческих мифах рассказывается, что герой Язон отправился в Колхиду (восточное побережье Черного моря) добывать золотое руно (золотую шерсть барана), которое охраняли дракон и быки, извергавшие из пасти пламя. Язон построил корабль "Арго" (быстрый), по имени которого участники этого, по преданию первого, дальнего плавания древности были названы аргонавтами. С помощью волшебницы Медеи Язон, преодолев все препятствия, благополучно завладел золотым руном. Первым, изложившим этот миф, был поэт Пиндар (518-442 гг. до н. э.).

ВЕРНУТЬСЯ К СВОИМ ПЕНАТАМ

Вернуться к своим пенатам - возвратиться под родную кровлю.

Что значит пенаты и почему к ним возвращаются? Древние римляне верили в добрых, уютных божков, живущих в каждом доме и охранявших его, своебразных домовых. Их звали пенатами, почитали, угощали едой со своего стола, а уезжая на чужбину, старались увозить с собой их маленькие изображения.

Вспомните "Евгения Онегина" А.С. Пушкина:

Своим пенатам возвращенный,

Владимир Ленский посетил

Соседа памятник смеренный.

ДВУЛИКИЙ ЯНУС

В римской мифологии Янус - бог времени, входов и выходов - изображался с двумя лицами. Одно лицо, молодое, было обращено вперёд, в будущее. Другое, старческое, - назад, в прошлое. В современном языке употребляется как синоним неискреннего, двуличного человека, двурушника.

ДАРЫ ДАНАЙЦЕВ

Дары данайцев - коварные дары, приносимые с предательской целью.

Выражение из "Илиады": в легенде греки взяли Трою, соорудив огромного деревянного коня и подарив его троянцам. Внутри коня был спрятан отряд воинов.

ТКАНЬ ПЕНЕЛОПЫ

Ткань Пенелопы - об изощрённой хитрости.

Пенелопа, жена Одиссея (героя поэмы Гомера "Одиссея"), пообещала сделать выбор из числа досаждавших ей женихов после того, как закончит ткать покрывало для своего старого свёкра Лаэрта. Но каждую ночь она распускала всё, что успевала сделать за день. Когда хитрость её была раскрыта, вернулся Одиссей и перебил в жестокой схватке всех соискателей руки своей жены.

ЗОЛОТОЙ ВЕК

В древности люди верили, что давным-давно, на заре времен, на земле царил прекрасный золотой век, когда человечество наслаждалось спокойствием и безмятежностью – люди не знали, что такое страх, войны, законы, преступления, голод.

И хотя эти наивные верования давно канули в лету, фразеологизм золотой век до сих пор жив – так мы называем самое лучшее время, дни расцвета чего-либо.

Здесь можно прослушать или скачать МИФ "ПЯТЬ ВЕКОВ"

РОГ ИЗОБИЛИЯ

Рог изобилия - нескончаемый источник достатка, богатства.

Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Кронос не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним, Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться все, чего бы они ни пожелали.

Так выражение рог изобилия стало символом достатка, богатства.

Здесь можно прослушать или скачать МИФ "РОЖДЕНИЕ ЗЕВСА"

УЗЫ ГИМЕНЕЯ

Узы Гименея - взаимные обязательства, которые совместная жизнь налагает на супругов, или, попросту, самое супружество, брак.

Узы - это путы, то, чем связывают человека или привязывают одно живое существо к другому. Слов этого корня немало: "узник", "узел", "узда", "обуза" и т. п. Таким образом, речь идет о чем-то вроде "связок" или "цепей", Гименеем же в Древней Греции именовался бог брака, покровитель свадеб.

Евгений Онегин в романе А. С. Пушкина говорит Татьяне Лариной:

Судите ж вы, какие розы

Нам заготовит Гименей... -

когда заходит речь об их возможном браке.

Здесь можно скачать или прослушать МИФ "ГИМЕНЕЙ"

ТАНТАЛОВЫ МУКИ

Танталовы муки, муки Тантала - страдания от сознания близости желанной цели и невозможности её достигнуть. Здесь можно прослушать или скачать МИФ "ТАНТАЛ"

АВГИЕВЫ КОНЮШНИ

АВГИЕВЫ КОНЮШНИ - грязное место, запущенное дело, беспорядок.

ГОРДИЕВ УЗЕЛ

Разрубить гордиев узел - смело, энергично решить сложное дело.

ВСЁ СВОЁ НОШУ С СОБОЙ

Всё своё, что человек носит с собой, - его внутреннее богатство, знания и ум.

ПАНИЧЕСКИЙ СТРАХ (УЖАС)

Панический страх - сильный страх. Здесь можно прослушать или скачать миф "ПАН"

ПАЛЬМА ПЕРВЕНСТВА

Пальма первенства - символ победы, почти то же самое, что и лавровый венок.

ОСЕДЛАТЬ ПЕГАСА

Оседлать Пегаса – стать поэтом, заговорить стихами

ПОД ЭГИДОЙ

Быть под эгидой - пользоваться чьим-либо покровительством, быть под защитой.

ДАМОКЛОВ МЕЧ

Дамоклов меч - постоянная угроза.

ГОМЕРИЧЕСКИЙ СМЕХ (ХОХОТ)

Гомерический смех - смех безудержный.

ГЕРКУЛЕСОВЫ СТОЛБЫ (СТОЛПЫ)

Сказать «дошёл до геркулесовых столпов» означает дошёл до крайнего предела.

МЕНТОРСКИЙ ТОН

«Менторский тон» - наставнический, высокомерный тон.

В греческой мифологии Авгиевы конюшни - обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день Гераклом: он направил через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз.

2. Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.

Выражение возникло из греческих мифов о герое Тесее, убившем Минотавра. Афиняне обязаны были, по требованию критского царя Миноса, каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных.

3. Ахиллесова пята – уязвимое место.

В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) - один из самых сильных и храбрых героев. Он воспет в “Илиаде” Гомера. Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса.

4. Бочка Данаид - не имеющий конца труд, бесплодная работа.

Данаиды - пятьдесят дочерей царя Ливии Даная, с которым враждовал его брат Египет, царь Египта. Пятьдесят сыновей Египта, преследуя Даная, бежавшего из Ливии в Арголиду, вынудили беглеца отдать им в жены его пятьдесят дочерей. В первую же брачную ночь Данаиды, по требованию отца, убили своих мужей. Только одна из них решилась ослушаться отца. За совершенное преступление сорок девять Данаид были после своей смерти присуждены богами вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве Аида.

5. Век Астреи – счастливая пора, время.

Астрея - богиня справедливости. Время, когда она находилась на земле, было счастливым, “золотым веком”. Она покинула землю в железном веке и с тех пор под именем Девы сияет в созвездии Зодиака.

6. Геркулес. Геркулесов труд (подвиг). Геркулесовы столпы (столбы).

Геркулес (Геракл) - герой греческих мифов, одаренный необыкновенной физической силой. Он совершил знаменитые двенадцать подвигов. На противоположных берегах Европы и Африки у Гибралтарского пролива он поставил “Геркулесовы столпы (столбы) ” . Так в древнем мире называли скалы - Гибралтарскую и Джебель-Муса. Столпы эти считались “краем мира”, дальше которого нет пути. Поэтому выражение “дойти до Геркулесовых столбов” стало употребляться в значении: дойти до предела чего-либо, до крайней точки. Выражение “Геркулесов труд, подвиг” употребляется, когда говорят о каком-либо деле, требующем необыкновенных усилий.

7. Геркулес на распутье. Применяется к человеку, затрудняющемуся в выборе между двумя решениями.

Выражение возникло из речи греческого софиста Продика. В этой речи Продик рассказал сочиненную им аллегорию о юноше Геркулесе (Геракле), сидевшем на распутье и размышлявшем о жизненном пути, который ему предстояло избрать. К нему подошли две женщины: Изнеженность, нарисовавшая ему жизнь, полную удовольствий и роскоши, и Добродетель, указавшая ему тяжелый путь к славе.

8. Узы (цепи) Гименея – брак, супружество.

В Древней Греции слово “гименей” означало и свадебную песню, и божество брака, освященного религией и законом, в отличие от Эроса, бога свободной любви.

9. Дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность.

Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном в сочинении “Тускуланские беседы”. Дамокл, один из приближенных сиракузского тирана Дионисия Старшего стал завистливо говорить о нем как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы проучить завистника, посадил его на свое место. Во время пира Дамокл увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий объяснил, что это - эмблема тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь.

10. Дары данайцев.– «коварные» дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает.

Троянский конь – тайный коварный замысел (отсюда – Троянский вирус(Троян)).

Выражения возникли из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы(греки), после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Жрец Лаокоон, увидя этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: “Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!” Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей.

11. Двуликий Янус - двуличный человек.

Янус - бог всякого начала и конца, входов и выходов (janua - дверь). Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым - вперед, в будущее, старым - назад, в прошедшее.

12. Золотое руно – золото, богатство, которым стремятся овладеть.

Аргонавты – смелые мореплаватели, искатели приключений.

Язон отправился в Колхиду (восточное побережье Черного моря) добывать золотое руно (золотую шерсть барана) , которое охраняли дракон и быки, извергавшие из пасти пламя. Язон построил корабль “Арго”, по имени которого участники этого, по преданию, первого дальнего плавания древности были названы аргонавтами. С помощью волшебницы Медеи Язон, преодолев все препятствия, благополучно завладел золотым руном.

13. Кануть в Лету – навсегда исчезнуть, быть забытым.

Лета - река забвения в Аиде, подземном царстве. Души умерших по прибытии в подземное царство пили из нее воду и забывали всю свою прошлую жизнь. Название реки стало символом забвения.

14. Между Сциллой и Харибдой – в тяжёлом положении, когда опасность угрожает с двух сторон.

По сказаниям древних греков, на прибрежных скалах по обе стороны пролива обитали два чудовища: Сцилла и Харибда, поглощавшие мореплавателей.

15. Муки Тантала - страдания вследствие неудовлетворенных желаний.

Тантал, царь Фригии (называемый также царем Лидии), был любимцем богов, которые часто приглашали его на свои пиршества. Но, возгордившись своим положением, он оскорбил богов, за что и был жестоко наказан. По Гомеру (“Одиссея” , II, 582-592), наказание его состояло в том, что, низвергнутый в Тартар (ад), он вечно испытывает нестерпимые муки жажды и голода. Он стоит по горло в воде, но вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться. Над ним нависли ветви с роскошными плодами, но как только он протягивает к ним руки, ветви отклоняются.

16.Нарцисс – человек, любящий только себя.

Нарцисс - красивый юноша, сын речного бога Кефиса и нимфы Лейриопы. Однажды Нарцисс, никогда никого не любивший, наклонился над ручьем и, увидев в нем свое лицо, влюбился в самого себя и умер от тоски. Тело его обратилось в цветок.

17. Нектар и амврозия – необычайно вкусный напиток, изысканное блюдо.

В греческой мифологии нектар - напиток, амврозия (амброзия) - пища богов, дающая им бессмертие.

18. Олимпийцы – высокомерные, недоступные люди.

Олимпийское блаженство – высшая степень блаженства.

Олимпийское спокойствие - спокойствие, ничем не возмутимое.

Олимпийское величие – торжественность с манерах.

Олимп - гора в Греции, где, как рассказывается в греческих мифах, обитали бессмертные боги.

19. Панический страх – внезапный, сильный страх, вызывающий смятение.

Возникло из мифов о Пане, боге лесов и полей. Согласно мифам, Пан наводит внезапный и безотчетный ужас на людей, особенно на путников в глухих и уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство. Отсюда же возникло слово “паника”

20. Пигмалион и Галатея – о страстной любви без взаимности.

В мифе о прославленном ваятеле Пигмалионе рассказывается, что он открыто выражал свое презрение к женщинам. Разгневанная этим богиня Афродита заставила его влюбиться в статую молодой девушки Галатеи, им же самим созданную, и обрекла его на муки безответной любви. Страсть Пигмалиона оказалась, однако, настолько сильной, что вдохнула жизнь в статую. Оживленная Галатея стала его женой.

21. Прометеев огонь - священный огонь, горящий в душе человека; неугасимое стремление к достижению высоких целей.

Прометей - один из титанов. Он похитил с неба огонь и научил людей пользоваться им, чем подорвал веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс повелел Гефесту (богу огня и кузнечного искусства) приковать Прометея к скале. Ежедневно прилетавший орел терзал печень прикованного титана.

22. Работа Пенелопы – нескончаемая работа (верность жены).

Выражение возникло из “Одиссеи” Гомера. Пенелопа, супруга Одиссея, в течение многолетней разлуки с ним оставалась верной ему, несмотря на домогательства женихов. Она сказала, что откладывает новый брак до того дня, когда она кончит ткать гробовой покров для своего свекра, старца Лаэрта. Целый день она проводила за тканьем, а ночью все, что наткала за день, распускала и снова принималась за работу.

23. Сфинксовая загадка – что-либо неразрешимое.

Сфинкс - чудовище с лицом и грудью женщины, туловищем льва и крыльями птицы, обитавшее на скале около Фив. Сфинкс подстерегал путников и задавал им загадки. Не сумевших разгадать их он убивал. Когда же фиванский царь Эдип разгадал заданные ему загадки, чудовище лишило себя жизни.

24. Сизифов труд – бесконечная, бесплотная (бесполезная) работа.

Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен был вкатывать на гору огромный камень, который, достигнув вершины, опять скатывался вниз.

25. Цирцея – опасная красавица, коварная обольстительница.

Цирцея (латинская форма; греч. Кирке) - по Гомеру, коварная волшебница. С помощью волшебного напитка она превратила спутников Одиссея в свиней. Одиссей, которому Гермес дал магическое растение, победил ее чары, и она предложила ему разделить ее любовь. Заставив Цирцею поклясться в том, что она не замышляет ничего дурного против него и вернет человеческий облик его спутникам, Одиссей склонился на ее предложение.

26. Яблоко раздора -причина спора, вражды.

Богиня раздора Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое яблоко с надписью: “Прекраснейшей”. В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, из-за чего произошла Троянская война.

27. Ящик Пандоры – источник несчастий, великих бедствий.

Некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс прислал на землю красивую женщину - Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Подстрекаемая любопытством, Пандора открыла ларец и рассыпала все несчастья.

28. Золотой дождь – большие деньги или без труда добытое богатство.

Этот образ возник из греческого мифа о Зевсе, который, пленившись красотой Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, явился к ней в виде золотого дождя, после чего у нее родился сын Персей.

29. Циклоп - одноглазый

Циклопы - одноглазые великаны-кузнецы, силачи, людоеды, жестокие и грубые, живущие в пещерах на вершинах гор, занимающиеся скотоводством. Циклопам приписывалось строительство гигантских построек.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А.С.Пушкин

ПРОРОК


Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, --

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, --

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей".

Примечания

* Пророк (стр. 149). В образе пророка, как и в "Подражаниях Корану" (см. выше) Пушкин разумел поэта. Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких мелких деталях восходит к VI главе Книги Исаии в библии (шестикрылый Серафим с горящим углем в руке).

Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла из четырех стихотворений, под заглавием "Пророк", противоправительственного содержания, посвященных событиям 14 декабря. М. П. Погодин объяснял П. А. Вяземскому в письме от 29 марта 1837 г.: ""Пророк" он написал ехавши в Москву в 1826 г. Должны быть четыре стихотворения, первое только напечатано ("Духовной жаждою томим etc.")" ("Звенья", VI, 1936, стр. 153). Остальные три стихотворения были уничтожены и до нас не дошли.

Вариант первого стиха "Пророка" -- "Великой скорбию томим", имеющийся в записи Пушкина, относится, по-видимому, к первоначальной редакции известного текста.

Шестикрылый серафим - В христианской мифологии серафимами назывались ангелы, особо приближенные к Богу и его прославляющие.

Перст – палец

Зеницы - Зрачок, глаз.

Отверзлись – открылись

Вещие - Предвидящий будущее, пророческий

Горний (полет) - Находящийся в вышине.

Прозябанье – произрастание

Десница - правая рука, иногда вообще рука

Виждь – смотри

Внемли - Слушать кого-что-нибудь, устремлять внимание на кого-что-нибудь.

Тема стихотворения:

Момент написания стихотворения относится к 1826 году. Это многомерное поэтическое произведение относится в серии стихотворений, ключевыми темами которых является проблема духовной реализации поэта и проблема сущности поэзии.

Композиция и сюжет:

В композиционном аспекте представляется возможным разделить текст на три равнозначные части. Первая характеризует место и время протекания действия (она состоит из четырёх стихов). В некоторой степени начальная формула стихотворения перекликается со вступительной частью «Божественной комедии» Данте. «Шестикрылый серафим», ангел, особо приближенный к престолу Бога и прославляющий его, указывает на погружение в ветхозаветное пространство; он является герою «на перепутье», что также подчёркивает сакральность и универсальность рассматриваемой проблематики. Согласно ветхозаветным представлениям, описанным в Книге пророка Исайи, один из серафимов очищает уста пророка, касаясь их горячим углём, который он берёт клещами со священного жертвенника, тем самым приготовляя его к исполнению миссии служения. Тема огня получает масштабное развитие в стихотворении на композиционном и лексико-семантическом уровнях; внутренняя форма слова «серафим» (в переводе с древнееврейского «огненный», «пламенеющий») также актуализирует концепт: в слове можно выделить производящий корень srp «гореть», «жечь», «обжигать». Вторая часть стихотворения занимает двадцать строк и посвящена преображению человека в Пророка. Её слитность и внутренняя соотнесённость актуализирована особым механизмом поэтической выразительности: сложной звуковой анафорой на «и». Заключительная часть состоит из шести строк и выражает идею пророческого служения; в ней глас Бога, воззвавший к лирическому герою, подводит своеобразный итог свершившемуся перевоплощению. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с периодическими значимыми перебоями в виде спондеев и пиррихиев, с парной, перекрёстной и охватной рифмовкой с мужскими и женскими рифмами; на ритмико-метрическом уровне ключевая идея стихотворения также получает своё отражение.

Лермонтов «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства -

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Стихотворение «Дума» по своему жанру является такой же элегией-сатирой, как и «Смерть поэта». Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов.

Главная тема стихотворения - это общественное поведение человека. Тема раскрывается в данной здесь Лермонтовым Характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10-20-х годах, не поколение «отцов», т. е. декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов...»). Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство. Участь их безотрадна:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Такая суровая оценка Лермонтовым своих современников продиктована его общественными взглядами передового поэта. Для него, который ещё юношей заявлял: «Так жизнь скучна, когда боренья нет», особенно неприемлемо безучастное отношение к царящему в жизни злу. Равнодушие к общественной жизни - это духовная смерть человека.

Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки. Лермонтов, выступая в роли обвинителя, в этом перекликается с Рылеевым, который с таким же обличением обратился к уклоняющимся от политической борьбы своим современникам в стихотворении «Гражданин».

Насколько справедлива и точна была характеристика поколения 30-х годов, данная Лермонтовым в «Думе», лучше всего говорят свидетельства глубоко чувствовавших весь ужас своей эпохи его современников - Белинского и Герцена. Белинский писал о «Думе»: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа. Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдёт в нём разгадки собственного уныния, душевной

апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, своим стоном?» А Герцен говорил об этой эпохе: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?.. Поймут ли они... отчего руки не поднимаются на большой труд, отчего в минуту восторга не забываем тоски?»

Грибоедов «Горе от ума»

«Горе от ума» - комедия в стихах А. С. Грибоедова - произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.

Комедия «Горе от ума» - сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века - одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты».

История текста:

Около 1816 года Грибоедов, вернувшись из заграницы, оказался в Петербурге на одном из светских вечеров и был поражен тем, как вся публика благолепствует перед всем иностранным. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то болтливого француза; Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший, и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.

Островский «Гроза»

«Гроза» - пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского

История создания

Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке.

С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. - это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: оба имели семьи. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей (все они умерли еще детьми). С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет.

Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.

Александр Головин. Берег Волги. 1916 Эскизы декораций к драме А. Н. Островского «Гроза»

В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы «Гроза» был взят Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать место самоубийства Катерины.

В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.

Символизмом наделены имена героев пьесы: Кабанова - грузная, тяжёлого характера женщина; Кулигин - это «кулига», болото, некоторые его черты и имя имеют сходство с именем изобретателя Кулибина; имя Катерина обозначает «чистая»; противопоставляемая ей Варвара - «варварка».

В пьесе “Гроза” писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность “Домостроя”, пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения “старого”, угнетающего, и “молодого”, безгласного.

Главная мысль “Грозы” заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют “жестокие нравы”, где царит “Домострой”, где все основано на страхе, обмане и подчинении.

Название “Гроза” можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза - это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.

Итак, название “Гроза” подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.

Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в “темном царстве” появился “луч света” - Катерина - женщина, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, в городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все “постыло”. Она - первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над “старым” миром сгущались уже давно. Домострой потерял свое изначальное значение. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может добиться компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен вырваться в любую минуту наружу.

Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить о своем протесте, то “темному царству” действительно осталось существовать недолго.

Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.

Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что “смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами...” В конце концов, религиозность, боязнь возмездия за грех одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из жителей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль - лишь бы все “шито д% крыто было”. Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она верит в любовь Бориса, она способна жить. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все “постыло”, она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая женщина полностью освободилась от оков калиновского мира и религии.

Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, переходит в грозу в самом обществе, и все действие происходит на фоне стихии.

Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека возможности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым Островский выразил надежду на то, что обновление в обществе наступит как можно скорее.

1. Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.
В греческой мифологии Авгиевы конюшни - обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день Гераклом: он направил через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз.

2. Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
Выражение возникло из греческих мифов о герое Тесее, убившем Минотавра. Афиняне обязаны были, по требованию критского царя Миноса, каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных.

3. Ахиллесова пята – уязвимое место.
В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) - один из самых сильных и храбрых героев. Он воспет в “Илиаде” Гомера. Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса.

4. Дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность.
Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном в сочинении “Тускуланские беседы”. Дамокл, один из приближенных сиракузского тирана Дионисия Старшего стал завистливо говорить о нем как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы проучить завистника, посадил его на свое место. Во время пира Дамокл увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий объяснил, что это - эмблема тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь.

5. Дары данайцев. – «коварные» дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает.
Троянский конь – тайный коварный замысел (отсюда – Троянский вирус (Троян)) .
Выражения возникли из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы (греки) , после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Жрец Лаокоон, увидя этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: “Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих! ” Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Фразеологизмы древнегреческого происхождения Учитель русского языка и литературы Осинцева Т.С.

2 слайд

Описание слайда:

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

3 слайд

Описание слайда:

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идиоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

4 слайд

Описание слайда:

Существуют исконно русские фразеологизмы, но есть и заимствованные, в том числе фразеологизмы, пришедшие в русский язык из древнегреческой мифологии.

5 слайд

Описание слайда:

Танталовы муки - нестерпимые мученья от сознания близости желанной цели и невозможности ее достигнуть. (Аналог русской пословицы: «Близок локоток, да не укусишь»). Тантал - герой, сын Зевса и Плуто, царствовавший в области горы Сипила в южной Фригии (Малая Азия) и славившийся своим богатством.

6 слайд

Описание слайда:

По другой версии, раздал своим близким похищенные на пиру у богов нектар и амбросию. Существует несколько вариантов мифа. По одной из версий, Тантал был женат на дочери бога златоносной реки Пактола. Пользуясь благосклонностью олимпийских богов, он был удостоен чести принимать участие в их пирах, но отплатил им за это неблагодарностью: он разгласил среди людей услышанные им тайны олимпийцев. Третья версия мифа: чтобы испытать всеведение богов, Тантал пригласил их к себе и в качестве угощения подал им мясо своего убитого сына Пелопа. Те, однако, сразу поняли замысел Тантала и воскресили убитого. Он остался, правда, без лопатки, которую в рассеянности съела Деметра, погружённая в печаль по своей исчезнувшей дочери Персефоне.

7 слайд

Описание слайда:

По Гомеру, за свои преступления Тантал был наказан в подземном царстве вечными мучениями: стоя по горло в воде, он не может напиться, так как вода тотчас отступает от губ; с окружающих его деревьев свисают отягощенные плодами ветви, которые вздымаются вверх, как только Тантал протягивает к ним руку.

8 слайд

Описание слайда:

Авгиевы конюшни – сильно засоренное, загрязненное место, обычно помещение, где все валяется в беспорядке. Фразеологизм произошел от названия огромных конюшен элидского царь Авгия, не чищенных в течение многих лет. Очистка их оказалась под силу только могучему Гераклу - сыну Зевса. Герой очистил авгиевы конюшни в один день, направив через них воды двух бурных рек.

9 слайд

Описание слайда:

Сизифов труд - бесполезный, не имеющий конца тяжелый труд, бесплодная работа. Выражение появилось из древнегреческого предания о Сизифе, известном хитреце, способном обмануть даже богов и постоянно вступавшем с ними в конфликты. Именно ему удалось оковать цепями Танатоса - бога смерти, посланного к нему, и держать его в заточении несколько лет, вследствие чего люди не умирали. За свои действия Сизиф был жестоко наказан в Аиде: он должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигая вершины, неминуемо срывался вниз, так что всю работу надо было начинать заново. Н. Будыкин. Сизиф.

10 слайд

Описание слайда:

Петь дифирамбы - неумеренно, восторженно хвалить, восхвалять кого-либо или что-либо. Возникло от названия дифирамбов - хвалебных песен в честь бога вина и виноградной лозы Диониса, певшихся во время шествий, посвященных этому божеству.

11 слайд

Описание слайда:

Золотой дождь - большие денежные суммы. Выражение возникло из древнегреческого мифа о Зевсе. Пленившись красотой Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, Зевс проник ней в виде золотого дождя, и от этой связи родился в дальнейшем Персей. Даная, осыпаемая дождем золотым монет, изображена на картинах многих художников: Тициана, Корреджо, Ван-Дейка и др. Отсюда также выражения "льется золотой дождь", "польется золотой дождь". Тициан. Даная.

12 слайд

Описание слайда:

Метать громы и молнии - распекать кого-либо; говорить гневно, раздраженно, упрекая, обличая кого-либо или угрожая ему. Возникло из представлений о Зевсе - верховном боге Олимпа, который, согласно мифам, расправлялся со своими врагами и неугодными ему людьми при помощи ужасающих по своей силе молний, выкованных Гефестом.

13 слайд

Описание слайда:

Нить Ариадны, Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения. По имени Ариадны, дочери критского царя Миноса, которая, согласно древнегреческому мифу, помогла афинскому царю Тесею, после того как он убил полубыка-получеловека Минотавра, благополучно выбраться из подземного лабиринта при помощи клубка ниток. Жан Батист Реньо. Ариадна и Тесей.

14 слайд

Описание слайда:

Ахиллесова пята - слабая сторона, уязвимое место чего-либо. В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) - один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в «Илиаде» Гомера. Послегомеровский миф, переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Питер Пауль Рубенс. Смерть Ахилла.

15 слайд

Описание слайда:

Дары данайцев (Троянский конь) - коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы после длительной и безуспешной осады Трои прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Знавший о хитрости данайцев жрец Лаокоон, увидев этого коня, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей. Джованни Доменико Тьеполо. Шествие троянского коня в Трою.

16 слайд

Описание слайда:

Между Сциллой и Харибдой - оказаться между двумя враждебными силами, в положении, когда угрожает опасность и с той и с другой стороны. По сказаниям древних греков, на прибрежных скалах по обе стороны Мессинского пролива обитали два чудовища: Сцилла и Харибда, поглощавшие мореплавателей. «Сцилла, ...без умолку лая, Визгом пронзительным, визгу щенка молодого подобным, Всю оглашает окрестность чудовище…Мимо ее ни один мореходец не мог невредимо С легким пройти кораблем: все зубастые пасти разинув, Разом она по шести человек с корабля похищает... Близко увидишь другую скалу... Страшно все море под тою скалою тревожит Харибда, Три раза в день поглощая и три раза в день извергая Черную влагу. Не смей приближаться, когда поглощает: Сам Посейдон от погибели верной тогда не избавит...» («Одиссея» Гомера). Иоганн Генрих Фюссли. Одиссей перед Сциллой и Харибдой.