Дтп событие возникшее в процессе движения. Дорожно-транспортное происшествие дтп. Кто считается виновником ДТП


Три группы тяжести ДТП Со смертельным исходом Со смертельным исходом Со смертельным исходом Со смертельным исходом С телесными повреждениями людей С телесными повреждениями людей С телесными повреждениями людей С телесными повреждениями людей С материальным ущербом С материальным ущербом С материальным ущербом С материальным ущербом










Девять видов ДТП Столкновение Столкновение Столкновение Опрокидывание Опрокидывание Опрокидывание Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на велосипедиста Наезд на велосипедиста Наезд на велосипедиста Наезд на велосипедиста Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на животных Наезд на животных Наезд на животных Наезд на животных И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…) И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…) И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…) И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…)


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Столкновения ТС Столкновения ТС Столкновение происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К столкновению относится и наезд на внезапно остановившееся транспортное средство (например, перед светофором относится или из-за технической неисправности).




Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на пешехода происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство, или пешеход пострадал от перевозимого транспортным средством груза (доски, трос и т. п.).


Получен анализ ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на стоящие транспортные средства Наезд на стоящие транспортные средства Наезд на стоящее транспортное средство происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство (кроме внезапно остановившегося), а также прицеп или полуприцеп.


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на препятствие происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет.




Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились об это транспортное средство.


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на животных Наезд на животных Наезд на животных происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Прочие Прочие Прочие происшествия происшествие, не относящиеся к перечисленным выше видам, такие, как падение перевозимого груза на человека или другое транспортное средство, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо), и другие происшествия, связанные с движущимся транспортным средством и вызвавшие указанные в определении ДТП последствия.


Среди ДТП всех видов чаще всего происходят наезды на пешеходов, причем в населенных пунктах. Пешеходы составляют треть от погибших и раненых в результате всех ДТП. Вместе с тем более 60% пострадавших в ДТП- это люди, находящиеся в автомобилях,- водители и пассажиры. Чаще всего происходит в результате столкновений(более четверти всех случаев), опрокидываний(около 20%) и наездов на препятствия(до5,5%).

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Тождественное определение понятия "дорожно-транспортное происшествие" содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ , утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения (утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)

В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Иной вид ДТП - бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также "иной вид ДТП ". Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли "пострадавший" автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что "из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие " (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, "дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения , в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под термином "дорога " понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения , то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия - страхового случая , предусмотренного договором добровольного страхования».

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? Определение понятия "ограниченная видимость" и "дорожные условия, сопутствующие ДТП"

В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 содержались определения следующих терминов:

"4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость - расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП , - фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)".

Дорожно-транспортное происшествие в 2019 году чётко и однозначно определено в ПДД соответствующим термином. Но на дороге ситуации и обстоятельства бывают совершенно разные. Поэтому иной раз очень спорно – является то или иное дорожное происшествие ДТП или нет. В статье мы рассмотрим такие типичные и не очень спорные ситуации и приведём разбор, почему это ДТП и почему нет.

Официальная трактовка на 2019 год?

Разумеется, первое, что необходимо привести – это определение термина. Оно даётся в пункте 1.2 Правил:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Последнее изменение термина ДТП

В далёком 2001 году в последний раз менялся этот термин, и изменение было судьбоносным, хотя фактически незначительным. В список перечисления условий для наступления дорожно-транспортного происшествия был добавлен иной материальный ущерб.

До изменения После изменения
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения . Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб .

До этого, если, к примеру, сами автомобили не повредились, но в результате происшествия у водителя разбился телефон, то это не считалось ДТП.

Важное замечание!

ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД

Итак, для того, чтобы та или иная ситуация считалась ДТП, должен быть выполнен ряд условий:

  1. автомобиль, попавший в ДТП , должен двигаться,
  2. транспортное средство должно участвовать в процессе дорожного движения,
  3. машина должна участвовать в этом событии,
  4. следствием ситуации должно быть любое из следующих условий:
    • причинён материальный вред (ущерб) имуществу,
    • автомобиль (любой) должен быть повреждён,
    • причинён вред здоровью людей,
    • произошла гибель людей.

Пункты по цифрам – все условия должны быть выполнены, чтобы это считалось ДТП. Далее подпункты пункта 4 – любое одно условие должно быть выполнено. Все последние условия, исходя из фразы "при котором", должны быть выполнены в непосредственной связи с событием, которое наступило. То есть если машина, например, въехала в столб, а на другом конце улицы пешеход упал и повредил себе колено, то случай с переходом формально не является ДТП.

Обязанности водителя при аварии

То, является та или иная ситуация ДТП или нет, влияет на обязанность водителя соблюсти пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Данные пункты вкратце обязывают любого водителя при аварии:

  1. выставить знак аварийной остановки,
  2. включить "аварийку",
  3. если виновность не вызывает разногласий, ущерб менее 100 тысяч рублей, нет раненых и погибших, оформить европротокол,
  4. иначе позвонить в полицию и действовать по указаниям.

Все эти пункты не нужно выполнять, если та "передряга", в который Вы попали, не является дорожно-транспортным происшествием по определению. За неисполнение этих обязанностей Вас может ждать наказание от штрафа 1 000 рублей до лишения прав по статье 12.27 КоАП.

Давайте теперь рассмотрим типичные происшествия, которые побуждают вопросы у его участников, это ДТП или нет!

Ударили на парковке: ДТП или нет?

Итак, такое происшествие, как удар стоячей машины на парковке , по сущности привело к повреждениям, авто участвовало в событии. Вопрос только в том, двигалось авто или нет – ведь это также обязательное условие, чтобы считать такую ситуацию ДТП.

И ответ на данный вопрос достаточно прост:

  • если оба автомобиля стояли – к примеру, удар был из-за открытия двери, может, кто-то просто пнул ногой чужое авто, что привело к вмятине, то это не ДТП (не выполнено условие под 1 пунктом выше),
  • если хотя бы одна из машин в это время ехала, то это дорожно-транспортное происшествие.

В последнем случае, увы, но и ГИБДД могут отказать в приезде на место и оформлять аварию. Также не имеет смысла оформлять европротокол – страховая по ОСАГО выплачивает только за ДТП.

В такой ситуации следует вызвать участкового для фиксации повреждений и самого события и далее истребовать возмещение ущерба напрямую с виновника.

Также не являются ДТП такие происшествия:

  • поджог машины пешеходами,
  • угон,
  • любой другой ущерб, причинённый стоящему авто не едущим автомобилем, а иным лицом.

А является ДТП, если автомобиль въехал в любое сооружение: остановку, здание, на дорожные знаки или другие сооружения.

Слегка притёрлись (зеркалами)

Ещё одна важная тонкость ПДД 2019 года заключается в вопросе, считать аварией или нет ситуацию, когда касание произошло только слегка? Но, если ещё раз взглянуть на условия в пункте 4 выше, то ответ на него станет простым – если нет повреждений и иного материального ущерба (очевидно, ранений и, тем более, гибели людей здесь маловероятно будет), то нет и ДТП.

Например, Вы слегка притёрлись зеркалами с другой машиной. Если в результате этого последние просто сложились (или не сложились), на них нет повреждений (причём, не только видимых, а совсем нет), то это не ДТП. Можно разъезжаться, не беспокоясь ни о чём.

Но на практике 2019 года нередко встречаются случаи, когда второй участник вдруг обнаруживает повреждения позже, когда Вы уже разъехались. В этом случае он или она возвращается на место ДТП, вызывает полицию и сетует на то, что... другой участник (то есть Вы) скрылся. И в этом случае Вам может грозить лишение права управления . Поэтому лучше в таких ситуациях брать расписку о том, что повреждений нет, и все участники происшествия приняли решение, что события ДТП нет.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста: "Погибло четыре человека" - или "Погибли четыре человека"?

Возможны оба варианта.

Вопрос № 292502

Скажите, пожалуйста, нужно ли тире в этом предложении:"В результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186 детей"?

Ответ справочной службы русского языка

Постановка тире не требуется.

От чего зависит окончание в слове погибЛо/ погиблИ ?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Как правильно: 17 человек прибыло на место или прибыли; в пожарах погибло 10 человек или погибли и т.п.?

Ответ справочной службы русского языка

В подобных конструкциях возможно и единственное, и множественное число сказуемого. Подробные рекомендации см. в «Письмовнике ».

Вопрос № 284836

О рождении и смерти. Объясните, как правильно "5 человек погиблО" или "5 человек погиблИ "? Видела оба варианта. Такая же ситуация с выражениями "5 детей родилИсь" или "5 детей родилОсь".

Ответ справочной службы русского языка

Возможно и единственное, и множественное число сказуемого. Подробные рекомендации см. в «Письмовнике ».

Вопрос № 281837
Как пишется правильно: более 50 человек погиблО или более 50 человек погиблИ ?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта правильны.

Вопрос № 277355
Как правильно пишется: «погиблИ более 1,2 тыс человек» или «погиблО более 1,2 тыс человек»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильны оба варианта. Обратите внимание: сокращение тыс. пишется с точкой.

Вопрос № 275248
Здравствуйте.
Как верно: 30 человек погибло или 30 человек погибли ?
много человек погибло или много человек погибли ?
Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительная форма: погибло 30 человек, погибло много людей .

Вопрос № 271669
Ответьте, пожалуйста, какой из вариантов верный: погибли двое россиян или два россиянина.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.

Вопрос № 271384
Грамота, как правильно: _погиблИ 137 человек_ или _погиблО 137 человек_?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта правильны.

Вопрос № 270182
Добрый день! Какой вариант правильный "Погиб 101 человек" или "Погибли 101 человек". Или какой-то другой вариант? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое чаще ставится в форме единственного числа: погиб 101 человек.

Как правильно нужно говорить: "В аварии погибли два человека" или
"В аварии погибло два человека"?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.

Является ли дорожно-транспортным происшествием (ДТП) случаи, когда автомобиль, двигаясь вне проезжей части дороги, причинил материальный ущерб, повредив ценности или предметы?


Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п.1.2. Правил дорожного движения). Согласно этому термину ДТП может считаться лишь событие, произошедшее на дороге. Аналогично и в ст.2 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Автомобилей много. На них ездят не только по дорогам, но и по бездорожным местам. При движении автомобиля по бездорожью случайно можно повредить не только крупные объекты (ограды, столбы, автомобили), но лежащие на земле предметы, которые могут иметь материальную ценность (планшеты, ноутбуки, сумки с вещами, коляски, продукты и т.д.).

Является ли дорожно-транспортным происшествием (ДТП) случаи, когда автомобиль, двигаясь вне проезжей части дороги, причинил материальный ущерб, повредив ценности или предметы?

Если это является ДТП, то водитель транспортного средства после такого происшествия в соответствии с п.2.5 ПДД РФ обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 ПДД, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; вызвать полицию и ожидать прибытия сотрудников полиции. В ином случае водителя, покинувшего место ДТП, могут привлечь к административной ответственности по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ и лишить права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет либо арестовать на срок до 15 суток.

В судебной практике апеллируют понятием ДТП в более широком смысле. В правоприменении Правила дорожного движения действуют не только на дороге, но распространяются и на прилегающую к дороге территорию. Согласно п.1.2 ПДД "Прилегающая территория" – это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). С учётом данных положений, в правоприменении к ДТП относится не только произошедшее на дороге, но и наезд автомобиля, случившийся в пределах прилегающей к дороге территории (вне проезжей части).

Как видите, главный судебный принцип определения ДТП- инцидент произошёл в ходе движения автомобиля. При этом не стоит забывать правило ч.3 ст.17 УК РФ, которое всегда действует в судебной практике: если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме.

Насколько может быть большой территория, непосредственно прилегающая к дороге? На каком удалении может находиться крайняя граница прилегающей к дороге территория?

В законодательстве нет регламентации данных параметров. Суд к каждому подобному случаю подходит особо. На мой взгляд, граница, прилегающая к дороге территории, начинается с обочины и заканчивается первым препятствием, через которое автомобиль не сможет преодолеть в движении в каждом конкретном случае. Чем это можно обосновать? Возьмём случай: лихач вылетает за пределы дороги и в движении, пока не остановился, крушит всё на своем пути: сбивает знак газопровода, вылетает на газон и наезжает на велосипед, ноутбук, продукты (люди отдыхали на газоне), докатывается до забора, сносит ограду, и, пролетая дальше, наезжает на здание, где и останавливается. Весь материальный ущерб, причиненный в этом случае, считается причиненным в результате ДТП по вине водителя-правонарушителя. Даже если лихач вылетает с территории АЗС на прилегающую территорию, то это считается дорожно-транспортным происшествием, а это уже, можно назвать территорией, которая находится за пределами прилегающей к дороге территории. Если взять заброшенную дорогу в поле или в лесу? Хотя она и заброшенная, то все равно считается дорогой (проселочной, лесной, полевой). Разница лишь только в том, что по заброшенной дороге мало ездят. Дорожное покрытие, его состояние и качество на определение «дорога» не влияет.

Таким образом, если происшествие связано с движением автомобиля, то это считается дорожно-транспортным происшествием. Если вы на автомобиле наехали на предметы, находившиеся на газоне, на лесной заброшенной дороге, на территории завода, газоне, тротуаре, и причинили тем самым ущерб, то знайте, вы совершили ДТП, и, если покинете это место, то вас могут привлечь к административной ответственности по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ и лишить водительских прав.