Две бабушки поэта. Александр Пушкин — Няне: Стих

6-й класс

Мария Алексеевна Ганнибал (1745–1818) и няня Арина Родионовна Яковлева (1758–1828)

Текстовое наполнение уроков:

1. А.С. Пушкин. Послание к Юдину (1815), Сон (1816), Наперсница волшебной старины (1822), Няне (1826), Зимний вечер (1826).
2. Н.М. Языков . К няне Пушкина (1827), На смерть няни Пушкина (1830).
3. Саша Черный . Няня Пушкина.
4. И.И. Пущин . Записки о Пушкине.

Наглядно-иллюстративный материал:

1. Няня, Арина Родионовна. XIX в. Репродукция портрета работы В.М. Максимова.
2. Арина Родионовна. 1840 г. Репродукция барельефа Я.П. Серякова.
3. Н.Ге. «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском». Репродукция.
4. «Приют, сияньем муз одетый». Музей «Пушкинский заповедник».

Цели и задачи уроков:

1. Дать наиболее полное представление о двух женщинах, бабушках поэта, сыгравших значительную роль в становлении Пушкина – поэта и человека.

2. На примере взаимоотношений Пушкина с М.А. Ганнибал и А.Р. Яковлевой воспитывать в учащихся «чувства добрые», уважение к старшему поколению.

3. Обучать умению сравнивать и сопоставлять произведения разных поэтов на одну тему, находить в них общее и различное.

4. Совершенствовать навык анализа поэтического произведения.

Формы и методы работы : рассказ учителя, беседа, анализ стихотворений А.С. Пушкина, сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений А.Пушкина и Н.Языкова, выразительное чтение стихотворений.

ХОД УРОКА

Первая часть

В жизни А.С. Пушкина были две русские женщины, две бабушки, которые своей горячей любовью, преданностью и заботливостью в отношении поэта заслужили благодарную память в сердцах потомков. Это Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка Пушкина по линии матери, и няня поэта – Арина Родионовна Яковлева.

В семействе Пушкиных перебывало множество иностранных гувернеров и гувернанток – по моде того времени. Но русскому языку, русской культуре будущего поэта учили Мария Алексеевна и Арина Родионовна.

Надежда Осиповна Пушкина. (Ксавье де Местр, 1800-е гг.)

Мария Алексеевна выросла в глуши, в Тамбовской губернии. Может быть, потому ее и не обучали иностранным языкам, но русский она знала хорошо. Впоследствии она обучала родному языку своего старшего внука Александра. Мария Алексеевна была женой Осипа Абрамовича Ганнибала, но судьба обошлась с ней жестоко. Муж бросил ее с маленькой дочерью, будущей матерью Пушкина. Когда Надежда Осиповна Ганнибал выросла и вышла замуж, Мария Алексеевна перебралась в ее дом присматривать за хозяйством и внуками.

По воспоминаниям Е.П. Яньковой, Мария Алексеевна была очень умной, дельной и рассудительной женщиной, она умела дом вести как следует, занималась много с детьми: принимала к ним мамзелей и учителей и сама учила. Внука своего, Сашу, больше других любила, но и журила порядком: «Ведь экой шалун ты какой, помяни ты мое слово, не сносить тебе своей головы».

В 1805 году Мария Алексеевна купила подмосковное село Захарово (Захарьино), и семейство Пушкиных ездило туда каждое лето до 1810 года. Вечерами бабушка рассказывала внукам о своих предках, об арапе Петра Великого, о ее дедушке Ржевском, к которому когда-то приезжал сам Петр I.

Когда Пушкин покинул родительский дом, уехав на шесть лет учиться в Царскосельский лицей, бабушка писала ему письма, языком которых восхищался Антон Дельвиг, лицейский друг поэта. Село Захарово, его окрестности, русская природа, неторопливые бабушкины рассказы оставили глубокий след в душе поэта. Находясь в Лицее, он вдохновенно описал в стихотворении «Послание к Юдину» (Павел Юдин – лицейский товарищ) любимый его сердцу уголок.

Послушайте эти строки (учитель читает отрывок со слов: «Мне часто видится мое селенье, мое Захарово...»).

Вопросы

    Какую картину вы представляете, слушая эти строки?

    Каким чувством проникнуты стихи?

    Почему Пушкин вспоминает Захарово? Чем оно ему дорого?

В 1831 г., перед женитьбой, Пушкин побывал в Захарове, и Марья, дочь Арины Родионовны, угощала его яичницей. По воспоминаниям Марьи, пока она готовила завтрак, Пушкин обежал рощу, все места детства и грустно сказал: «Все наше порушилось. Все поломали, все заросло...». Пушкина всегда тянуло к родным местам, они волновали его, пробуждали воспоминания.

К сожалению, ни одно изображение Марии Алексеевны Ганнибал не сохранилось, но Пушкин оставил нам поэтический портрет своей бабушки. (Учитель читает отрывок из стихотворения «Сон» со слов: «Но детских лет люблю воспоминанье...»).

Вопросы

    Попробуйте представить себе бабушку поэта. Что можно сказать о ее внешности?Попытайтесь создать ее портрет.

    Чем она похожа на всех бабушек? А чем отличается?

    Став взрослым человеком, Пушкин вновь благодарно вспомнит о ней в стихотворении «Наперсница волшебной старины». (Учитель читает стихотворение, предварительно объяснив значение слова наперсница.)

    Почему уже 23-летним поэт вновь обращается к образу любимой бабушки?

    Как дополняет это стихотворение наше представление о Марии Алексеевне? Подумайте, какую роль сыграла бабушка в жизни А.С. Пушкина.

Вторая часть

А теперь обратимся к той женщине, которая собрала о себе почтительные и восторженные отклики и Пушкина, и его друзей-современников. Это Арина Родионовна Яковлева.

В 1880 году, когда после смерти Пушкина пройдет уже более 40 лет, писатель И.С. Аксаков на открытии памятника поэту в Москве произнесет речь о простой крестьянке – Арине Родионовне. Как вы думаете: почему?

Послушайте, как сказал Аксаков: «От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне... Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника – это няня, это простая деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!».

Арина Родионовна Яковлева была крепостной крестьянкой, принадлежавшей деду Пушкина, Осипу Абрамовичу Ганнибалу, и бабушке Марии Алексеевне. В 1799 году, в год рождения поэта, получила вольную, но не пожелала ей воспользоваться и до конца жизни оставалась в семье Пушкиных.

Если Мария Алексеевна рассказывала внуку истории из далекой старины, то няня была необыкновенной сказочницей, которую Пушкин всегда слушал с восторгом и замиранием сердца. На долю обеих бабушек выпала счастливая судьба привить маленькому Пушкину любовь и вкус ко всему родному, русскому, когда кругом и думали, и говорили по-французски.

Об удивительных отношениях Арины Родионовны и поэта сохранился рассказ кучера Петра Парфенова: «Как только Пушкин вставал, бежал к няне и спрашивал: “Здорова ли, мама?”. Он все ее “мамой” называл. А она ему, бывало, эдак нараспев: “Батюшко, за что же ты меня все мамой зовешь? Какая я тебе мать?”. И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней».

Арина Родионовна делила с Пушкиным дни его изгнания в Михайловском, являясь его всегдашней подругой, горько тосковавшей о своем любимце после его отъезда в Москву. Поэт платил ей такой же любовью. В одном из писем, отправленном из Михайловского, он признавался: «Вечерами слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно». Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных песен и былин, которых Пушкин так много знал, слышал он от Арины Родионовны. Няня знала очень много русских народных сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведенную тетрадь.

По воспоминаниям современника, была Арина Родионовна лицом полная, вся седая, чрезвычайно почтенная старушка. Она нежно и глубоко любила своего «неуимчивого, любезного друга», не стесняясь обращаться к нему, когда следовало, со словом укоризны и неизменно тревожась о нем преданным сердцем.

В числе других важных или дорогих для него писем поэт берег и хранил записки от старой няни. Прочтем одну их них, написанную около 1826 года, и постараемся услышать голос этой замечательной женщины: «Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, забуду вас. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Я вас буду ожидать и молить Бога, чтобы дал нам свидеться. Прощай, мой батюшко Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила – поживи, дружочек, хорошенько, – самому слюбится. Я, слава Богу, здорова – целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

Каким чудным ответом на это письмо служит стихотворение Пушкина «Няне»!

Чтение стихотворения и анализ

– Каким чувством проникнуто стихотворение?
– Как поэт обращается к няне?
– Почему он называет ее подруга дней моих суровых ? Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?
– Как нарисован здесь образ няни? Есть ли в нем детали, характеризующие внешность Арины Родионовны?
– Почему няня грустит и горюет ? В каких строках говорится об одинокой ее жизни? Какие выразительные средства использовал здесь поэт?
– В каких словах особенно откровенно выражено чувство любви Пушкина к няне?
– Каков общий пафос этого послания?
Стихотворение «К няне» осталось незавершенным. Оно обрывается на строчке «То чудится тебе...». Как вы думаете, что могло чудиться Арине Родионовне в ее одиноком домике?
Это стихотворение очень созвучно другому пушкинскому творению – «Зимний вечер». Вы сейчас услышите его. Подумайте: оба стихотворения написаны на одну тему? Сможете ли вы определить: чем они близки, а чем различаются?

Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником.

Беседа по вопросам

    Каким предстает образ поэта в Михайловском долгими зимними вечерами?

    Какими языковыми средствами передаются в стихотворении вой ветра и другие звуки зимнего вечера?

    Испытывали ли вы чувства, подобные пушкинским? Бывает ли вам грустно зимними вечерами?

    Можно ли назвать это стихотворение биографическим?

Общение с няней скрашивало одиночество Пушкина, ее рассказы влияли на творческие замыслы поэта. Ведь это она, Арина Родионовна, стала прототипом няни Татьяны Лариной – Филипьевны. С этой героиней мы встретимся, когда будем изучать роман в стихах «Евгений Онегин». Еще раз Пушкин вспомнит свою няню, когда будет создавать образ Орины Егоровны – няни Владимира Дубровского. Увидим мы знакомые черты и в образе няни в трагедии «Борис Годунов».

Арину Родионовну знали близкие друзья поэта. Иван Иванович Пущин, лицейский друг, вспоминая о своем приезде в Михайловское 11 января 1825 года, писал: «Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга... Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, и чуть не задушил ее в объятиях...».

Демонстрация репродукции картины Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском». Какой предстает перед нами няня? А какой ее представляли себе вы?

Души не чая в своем питомце, няня пыталась сделать что-то доброе и для его друзей. Когда, например, весной 1826 г. в Михайловское приехал Н.Языков, поэт и друг Пушкина, то она подарила ему деревянную шкатулку (ларец), которую по ее просьбе смастерил деревенский умелец. Сейчас эта единственная дошедшая до нас подлинная вещь Арины Родионовны хранится в домике няни в Михайловском. Николай Михайлович Языков посвятил няне Пушкина два стихотворения. Одно из них – «К няне Пушкина».

Чтение отрывка из него со слов «Свет Родионовна, забуду ли тебя?».

Давайте попробуем сопоставить два стихотворения разных поэтов на одну тему: «К няне Пушкина» Н.Языкова и «Няне» А.Пушкина.

Вопросы

    Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?

    Одинаково или по-разному рисуют поэты образ Арины Родионовны?

    Можно ли сказать, что стихотворение Языкова, написанное позднее пушкинского, добавляет новые штрихи к образу няни?

    Стихотворение Пушкина отличается лаконизмом, душевной теплотой, простотой образных средств. А какие художественные средства выразительности использует Языков?

Когда Пушкина срочно вызвал из Михайловского в Москву новый царь, Николай I, разлуку со своим любимцем Арина Родионовна переживала очень тяжело. Дворовый Пушкиных Петр вспоминал, что она «растужилась, навзрыд плачет».

Получив долгожданную свободу осенью 1826 г., Пушкин вновь едет в Михайловское. В письме к своему другу П.Вяземскому он пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости...». Нетрудно догадаться, чье сердце хотела умилить Арина Родионовна и чью свирепость укротить. Она молила Николая I о милости к Пушкину.

Летом 1828 г. в Петербурге, в доме сестры Пушкина Ольги, Арина Родионовна умерла. Место погребения ее осталось неизвестным. Судьба отпустила ей 70 лет жизни и одарила счастьем испытать сыновнюю любовь и преданность Пушкина. В его рукописях рядом со стихотворениями «Предчувствие» и «Волненьем жизни утомленный» мы видим два нарисованных портрета. На одном – девушка с заплетенной косой и повязкой на голове, на другом – старушка в повойнике. (Повойник – старинный головной убор русских крестьянок – платок, обвязанный вокруг уже покрытой головы, или старинный русский головной убор замужних женщин в виде легкой мягкой шапочки.) Возможно, так Пушкин оплакивал свою няню, размышляя над ее жизнью и судьбой. Н.Языков тоже откликнулся на смерть няни.

Чтение отрывка со слов «Ты не умрешь в воспоминаньях о светлой юности моей...».

Какой след оставила няня Пушкина в душе Н.Языкова? Можно ли назвать это стихотворение эпитафией?

По воспоминаниям современницы А.С. Пушкина А.О. Смирновой, приближенной Николая I, «государь говорил с Пушкиным о его бедной Арине Родионовне. (Она тогда умерла, и поэт очень жалел ее.) Государь говорил о старых русских слугах и о стихах, где Пушкин упоминает о своей бабушке и о старой няне. Государь просил Пушкина прочесть их, потом сказал: «Какие восхитительные, мелодичные стихи!».

А закончить рассказ об Арине Родионовне я хочу строчками поэта начала XX века Саши Черного «Няня Пушкина». (Чтение стихотворения «На стареньком диване у мерзлого окна...».)

Домашнее задание

1. Подумайте над вопросом: за что потомки должны быть вечно благодарны двум русским женщинам – Марии Алексеевне Ганнибал и Арине Родионовне Яковлевой?

2. Расскажите о своей бабушке. Чем она замечательна для вас?

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Давайте послушаем это стихотворение.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

Стихотворение А.С. Пушкина «Няне» — одно из самых простых и искренних признаний в любви поэта к своей няне. Оно наполнено умилением и заботой. Арина Родионовна, которой оно посвящено, заменила поэту мать. Простая крестьянка с детства окружила будущего поэта теплом, заботой, добрыми сказками и словами любви. По воспоминаниям Александра Сергеевича, она была хорошей рассказчицей, любила петь народные песни. Образами из детских воспоминаний и рассказанных преданий наполнены знаменитые пушкинские сказки.

Уважение и любовь к Арине Родионовне Пушкин сохранил в сердце. Достаточно сказать, что в переписке со знакомыми всегда было место рассказу о няне, коллеги и друзья поэта постоянно передавали ей приветы. Квинтэссенцией чувств Александра Сергеевича стало стихотворение «Няне».

Жанр стихотворения определяется как послание, потому что наполнено обращениями к одному адресату. По форме и порядку изложения мысли стих напоминает письмо, очень популярный в то время художественный жанр.

Композиция и размер

Размер стихотворения полностью воплощает образ певучей Арины Родионовны, потому что ритмичен и музыкален. Этого впечатления удается достичь при помощи любимого Пушкиным четырехстопного ямба с перекрестной рифмой. Деления на строфы нет, что делает его похожим на разговорную речь, монолог.

В композиции вырисовывается четыре части. Сначала лирический герой ласково обращается к няне. Затем следует описание уютной избы посреди леса, где живет Арина Родионовна.

Третья часть стиха посвящена описанию старушки, которая постоянно ждет своего любимого воспитанника и волнуется за него. Привычная к ручному труду, она не сидит без дела, тем не менее, ее мысли заняты душевными переживаниями и полны грусти.

Завершение стихотворения рисует тоскливое ожидание Арины Родионовны. Не случайно в конце повествование обрывается многоточием, позволяющим читателю самому продолжить мысль.

Синтаксис стихотворения также подчинен задумке и настроениям автора. Первое предложение восклицательное, наполненное радостными эмоциями. Второе рисует портрет няни. И два последних - со сложной синтаксической конструкцией — передают чувство вины автора, его терзания. Пушкин хочет, с одной стороны, позаботиться о любящей няне и не беспокоить ее лишний раз своим отсутствием, с другой, его приезд в Михайловское невозможен.

Благодаря такой композиции и синтаксису лирический герой явно не изображен. Но его присутствие чувствуется в каждой строке, в каждом сердечном обращении и заботливом описании.

Образ няни Арины Родионовны

Центральным образом стихотворения является Арина Родионовна. В тени остается незримое присутствие лирического героя.

Скромная ласковая женщина названа поэтом «голубкой». В народной лирике это образ, олицетворяющий тихую скромность, мудрость, ласку и верность. С нежностью автор употребляет незабываемые перифразы: «голубка дряхлая моя», «подруга дней моих суровых». В них видна искренняя любовь и легкая ирония, рожденная совместными воспоминаниями прожитых лет.

Эпитеты показывают одиночество старушки: «забытые ворота», «черный отдаленный путь».

Метафора о спицах показывает, насколько напряжено внимание Арины Родионовны, которая всегда ждет своего воспитанника и постоянно прислушивается, не известит ли колокольчик о прибытии долгожданного гостя.

Противопоставление светлицы черного пути дает контраст между тихой глушью и бурной светской жизнью, передает тревогу за воспитанника.

Особенного внимания достоин язык стихотворения. Он прост, ясен и понятен даже самому обычному человеку. Это связано с тем, что Арина Родионовна - крепостная крестьянка без образования, но ее простой язык настолько красив и образен, что стал основным объектом изображения в творчестве А.С. Пушкина.

Пушкин бы не был смертельно подранен,
если б жива была старая Няня.
Та не Поэта, но Сашку любила
и на дуэль бы его не пустила.

Двум дуэлянтам сказала б: «Мальчишки!
В шашки сыграйте, или в картишки.
Ваши обидки ценою в полушку.
Сашка, налей-ка ещё одну кружку!»

Няня была бы предельно суровой
даже с самой госпожой Гончаровой.
Мол, «четверых пушкинят нарожала -
дома сиди, не таскайся по балам.

Знаем мы эти кадрили без меры.
Там всех подряд и кадрят офицеры.
Сказку на сон почитала ребятам,
бровь подвела, да и к Сашке за пятым.

Все адюльтеры, а попросту шашни,
сплин этот ваш вызывает домашний.
Ваших дворянских возможностей море.
Нет же насупятся…Выпили б с горя!

Даже старушке оно помогает!
Сплин убивает и стрессы снимает».

Раньше на пасху или в сочельник
к ним заезжал ботанический Дельвиг.
Снимет очки, «Соловей мой» затянет.
Кружкой не пьет, но графин остаканит.

То вдруг ворвётся внезапный, как ветер,
милый бунтарь, озорник Кюхельбекер.
Станет легко и Поэту и Няне.
После бургунского в доме не станет.

Как хорошо вечерами в гостиной!
Сашка скрипит авторучкой гусиной.
Няня, нет-нет, ему рифму подскажет.
Нет черной речки и дула лепажа.

Няня Поэта - сама поэтесса.
Вот бы досталось мерзавцу Дантесу!
На золотые его эполеты
Няня бы вылила злые памфлеты.

Время другое. И дело не в злости.
Тошка, что пел «Соловья», на погосте.
Кюхля давно пребывает в Сибири.
И у Поэта не сердце, а гиря.

Не дожила и старушка-подружка.
Сашка убит. Не наполнена кружка.

Рецензии

1. По балАм, а не по бАлам.
2. Слово "сплин" явно неуместно в устах крепостной старушки.
3. Ботанический сад, но - Дельвиг?
4. Дельвига ласково называли "Тося", а не так фамильярно, как у Вас.
5. Как вылить памфлет? Истолочь в крупу и размешать в вине?

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Теплое имя Арины Родионовны знакомо каждому с младых ногтей. Зная, какую роль сыграла она в жизни великого русского поэта, невозможно читать стих “Няне” Пушкина Александр Сергеевич без умиления. Каждая его строчка пропитана теплом, благодарностью и нежной грустью.

Стихотворение было написано поэтом в 1826 году, в Петербурге. К этому времени Пушкин вернулся из Михайловского, куда был отправлен в 1824 году после очередной стычки с начальством. В сентябре произошло “примирение” поэта с Николаем I, который пообещал ему свое покровительство даже несмотря на то, что Пушкин не скрывал от него своей симпатии к декабристам.

Текст стихотворения Пушкина “Няне” поделен на 4 части. Сперва поэт дружески обращается к своей кормилице, которая была с ним рядом не только все детство, но и во время двухлетней ссылки в Михайловском. Обращение “Голубка дряхлая” моя можно было бы назвать фамильярным, но Пушкин, во-первых, очень любит, а во-вторых, безмерно уважает нянюшку. Она для него не только кормилица, она – подруга дней суровых, намного более близкая духовно, нежели мать.

В третьей части стихотворения, которое сейчас проходят на уроке литературы в 5 классе, Александр Сергеевич мысленно возвращается к отчему дому. Образ мудрой и доброй нянюшки бесконечно трогает его. Мысленным взором Пушкин видит, как Арина Родионовна горюет перед окошком своей светлицы и ждет, ждет барина, за которого сильно переживает, напряженно вглядываясь вдаль. Последними строками поэт подчеркивает, что он не может часто бывать в Михайловском и навещать кормилицу. Он вырос, у него другая жизнь, иные заботы и стремления.

Учить это лирическое произведение достаточно легко. Его текст мягкий, плавный, быстро запоминающийся.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .

Стихотворение было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году. Ни для кого не секрет, няня поэта, Арина Родионовна, была несказанно близка к нему. В те времена в семьях дворян матери очень мало проводили времени с детьми, воспитанием чад занимались крестьяне. Арина Родионовна очень любила своего подопечного, поэтому Пушкин испытывал к няне самые нежные чувства.

Казалось бы, «голубка дряхлая моя»-некое обращение с насмешкой, но все же в этой фразе выразил поэт огромную нежность и благодарность, ведь именно няня была всегда рядом. Именно она ждет его «среди лесов сосновых».

Во времена лицея Александр Пушкин, конечно же, не мог часто видеться с «подругой дней своих суровых». Но в 1824 году он был отправлен в ссылку в свое родовое имение в Михайловском. Не было никого, кто был ближе Арины Родионовны для поэта в те моменты.

Описывая, как няня ждет его, горюет, поэт показывает, что женщина все еще переживает за него, хоть он уже и не под ее опекой. Тут же в последней строчке он как бы успокаивает ее «то чудится тебе». К сожалению, поэт уже не мог на то момент часто видеться со своим уже действительно родным человеком. В 1827 году Арина Родионовна Яковлева умерла, и это было для поэта ужасающим известием. Он говорил, что потерял самого близкого друга.

Анализ стихотворения Няне Пушкина

Стихотворение «Няня» А.С.Пушкин написал в 1826 году. Посвятил он это произведение своей любимой собеседнице, другу, няне Арине Родионовне, которая с самого детства знала и воспитывала поэта. Няня стала прототипом многих произведений писателя. Все ее сказки, рассказы стали для А.С.Пушкина фундаментом для создания собственных авторских сказок. Даже в ссылке в Михайловском она не оставила Сашу одного, была всегда рядом с ним.

Тема стихотворения: о разлуке с другом, близким по духу человеком, советчицей.

Поэт описывает няню, как простую хозяйственную женщину, которая любит вязать на спицах. Живет она в небольшом домике, в лесной глуши. Её жизнь тихая, размеренная. Но это спокойствие нарушают мысли о любимом воспитаннике Саше. Няня постоянно выглядывает в окно, желая увидеть знакомый силуэт.

Лирический герой скучает по няне, желает уберечь ее от переживаний и хлопот, но, к сожалению, не может постоянно находиться в Михайловском.

Благодаря такой поддержке няни, А.С.Пушкин достиг таких высот. Она стала для него «второй мамой».

Основная мысль произведения в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не забывать родных людей.

Жанр стихотворения «Няня» – послание. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А.С.Пушкин применяет перекрестную рифму. В произведении можно наблюдать музыкальный ритм. При помощи медленного ритма автор передал ощущение грусти, которые испытывал он сам и его няня.

Уже с первых строк стихотворения читатель видит искренние чувства, которые А.С.Пушкин испытывал к няне. Обращаясь к няне, поэт использует самые нежные и ласковые слова: подруга, голубка. Эта женщина по-настоящему стала для него родным и близким человеком.

Чувства няни А.С.Пушкин передает с помощью художественных средств: сравнений, эпитетов, метафор

5, 6, 7 класс

Анализ стихотворения Няне по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Дорогая сядем рядом Есенин

    Стихотворение было написано Есениным в 1923 г. Считается, что оно посвящено очередной возлюбленной поэта – актрисе А. Миклашевской. Произведение относится к жанру любовной лирики

  • Анализ стихотворения Пушкину Есенина

    В этом стихотворении представлены мысли Есенина, слова, которые бы он сказал своему гениальному предшественнику – Пушкину. Как будто Сергей стоит на Тверском бульваре, где до сих пор находится памятник поэту

  • Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилы

    Свои выступления В. Высоцкий начинал стихотворением «Братские могилы», которое было написано им в 1964 году. В. Высоцкий часто писал о войне, писал глубоко и проникновенно, хотя сам никогда в боевых действиях не участвовал

  • Анализ стихотворения Фантазия Бальмонта

    Бальмонта довольно часто легко узнать по его характерному слогу и способу рифмовки. Его ритмика и рифмы как бы накатываются на следующие строчки и создают своеобразное ощущение некоторого нагнетания, погружения в стихотворение

  • Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

    Данный стих появился во втором месяце зимы. Начинается он с чувств, предвидений приближающейся весны, свидания с любимым человеком. В то время А. Блок безумно влюблен Л. Д. Менделееву, дочь друга, но их встречи очень редки